Рано или поздно все родители сталкиваются с тем, что послушный ребенок превращается в неуправляемого хулигана и плаксу, закатывает истерики и на все предложения отвечает «нет». Такие периоды детские психологи называют кризисами и связывают их с возрастными изменениями, обусловленными психологическими, социальными и физиологическими причинами.
Мудрые родители должны готовиться к грядущим переменам заранее, чтобы понимать происходящее с ребенком и быть способными адекватно реагировать на возникающие проблемы. Если знать, с какими трудностями сталкиваешься в воспитании ребенка, то пережить непростые времена можно с минимальным ущербом для семейных отношений и психики ребенка.
Рекомендуем ознакомиться: Как обойтись без наказаний
Нет смысла кричать, грозить, журить, запрещать, шлепать или отвешивать подзатыльники – авторитарное воспитание, основанное на подавлении и страхе, просто не работает. А вот наломать дров можно порядочно.
Признаки возрастного кризиса
Как узнать, что наступил именно кризис, а не проявился сложный характер или последствия дурного воспитания? Психологами составлен список основных проявлений кризисного поведения, которые должны насторожить родителей:
- ярко выраженный негативизм (на все предложения и обращения ребенок мгновенно отвечает «нет»);
- невероятное упрямство;
- полный отказ от помощи родителей, абсолютное своеволие;
- показные истерики, особенно в общественных местах;
- активная позиция протеста, бунтарское поведение, угрозы побега.
Статья: Особенности характера ребёнка
Ребенок превращается в маленького демона, от которого можно ждать чего угодно. Любая предложенная помощь встречается криком (у малышей) или презрительным отказом (у подростков). На самом деле в эти периоды дети особенно уязвимы и очень нуждаются в значимом взрослом: родителе или близком родственнике.
Кризис трех лет
Чаще всего трудности в воспитании ребенка возникают на третьем году жизни. Капризы, невероятные требования, проявление социально осуждаемых качеств (жадность, агрессия), постоянный плач или крик – таковы основные характеристики кризиса трех лет. Родители хватаются за голову: как общаться с маленьким человечком? Что делать и как жить дальше?
На самом деле кризис может быть спровоцирован изменением обстановки (детский сад), появлением в окружении нового взрослого (няня), отдалением от матери. Чувствуя себя потерянным, ребенок начинает проявлять не просто непослушание, но негативизм: называет кислое сладким, отказывается от всех предложенных родителями способов коммуникации. Малыш упорно настаивает на своем, бунтует против общепринятых социальных и моральных норм, отрицает все, но ничего не предлагает сам.
Сложности в воспитании ребенка в этот период связаны еще с тем, что он намеренно обесценивает родителей и всех, кого на самом деле любит: ругает их, обзывается, выбрасывает или ломает игрушки. Ребенок живет в состоянии постоянного изматывающего конфликта с окружающим миром.
Что происходит в этот момент? Ни много ни мало, рождается личность. Любое ограничение свободы познания она воспринимает в штыки. Пытается отделить свое «я» от родительского, получить самостоятельность, независимость от родителей.
Преодолеть кризис трех лет непросто. Родители должны принять малыша, с пониманием отнестись к происходящим с ним переменам. Никаких «военных действий» – давление усугубит ситуацию или сломает волю малыша. Но и оставлять ситуацию без внимания ни в коем случае нельзя. Ребенку нужно всячески давать понять, что родители любят его что бы ни случилось, уделять большое внимание развитию малыша, оказывать всяческую поддержку.
Мудрость родителей в гибкости по отношению к малышу, умении переключать внимание ребенка на новые виды деятельности, обязательно включать в программу общения активные виды игр и отдыха. А главное – понимать, что без бунта невозможно нормальное дальнейшее развитие ребенка, обретение им самостоятельности, познание собственных сил и возможностей.
Подростковый кризис
Невозможно обойти вниманием проблему подросткового кризиса, который заявляет о себе в промежутке 11-15 лет. Обуславливающими факторами здесь являются изменение гормонального фона и осознание собственной взрослости, желание обрести полную самостоятельность и независимость от родителей.
Проблемными становятся отношения с родителями и учителями, появляются проблемы в школе, неусидчивость, резкость в оценках и несдержанность в словах. Отвечая на вопрос о том, с какими трудностями сталкиваешься в воспитании детей подросткового возраста, родители отмечают спонтанное, противоречивое поведение, активную демонстрацию крайнего негативизма.
Подростковый бунт очень напоминает новый виток кризиса трех лет. Что делать? Ни в коем случае не давить, не давать негативных оценок внешнему виду, проблемам в школе. Категорически запрещено критиковать друзей, даже если они по объективным причинам не нравятся родителям.
Взрослый сам должен стать ребенку другом, научиться слышать его, принимать метания в поисках себя, порой выражающиеся в провокационных с точки зрения родителей действиях.
Терпение, дружелюбие, внимание и главное – уважение к подростку, – вот что поможет справиться с любыми трудностями воспитания ребенка.
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- 7-12 лет
Оптимизм – это качество, которое с детства нужно укреплять в человеке. Оптимистичные люди более уверенны в себе, они легче достигают успеха на работе и в личной жизни и не расстраиваются, если у них что-то не получается. Чтобы воспитать ребенка-оптимиста, воспользуйтесь советами от «Я родитель».
Оптимистами не рождаются, ими становятся, а как известно, дети учатся всему в первую очередь от своих родителей, поэтому очень важно, какие именно ценности и установки прививают своему ребенку мама с папой.
Первоначальный заряд оптимизма ребенок должен получать именно из своей семьи. Когда мама и папа часто улыбаются и смеются, не отчаиваются из-за неудач и находят позитив даже в не слишком приятных жизненных событиях, ребенок, смотря на них, учится делать то же самое. Не зацикливайтесь на проблемах и плохом самочувствии, по крайней мере, не обсуждайте это при ребенке и не показывайте ему, что у вас плохое настроение. Дети становятся оптимистами, когда в доме весело, часто звучит смехи царит радостная атмосфера. Устраивайте домашние игры и праздники, вместе с ребенком участвуйте в его забавах и, хотя бы иногда, позволяйте себе просто подурачиться.
А теперь представьте ситуацию: малыш пытается научиться кататься на велосипеде, но у него не получается даже тронуться с места. Тогда ребенок бросает велосипед, говорит, что больше не хочет пробовать, и теряет к нему интерес. Как должны поступить в этой ситуации родители? В первую очередь объяснить на доступном ребенку языке, что неудача – это не приговор, а всего лишь повод попробовать еще раз. Расскажите в красках, как это здорово – кататься на велосипеде и как важно этому научиться. Поясните, что ни у кого это не получается делать с первого раза, что все падали, все расстраивались, но потом пытались снова. Объясните ребенку, что во время обучения любому делу каждый человек проходит через череду неудачных попыток, но только терпение и вера в собственные силы помогают ему добиться успеха.
Если малыш не будет винить себя в собственных неудачах, а начнет воспринимать их просто как неминуемую часть обучающего процесса, он вырастет уверенным в себе человеком.
Этой же тактикой нужно пользоваться, когда вы учите малыша запоминать новые слова, рисовать, писать, читать, лепить из пластилина и заниматься любым другим делом, которое ему пока еще не знакомо.
По мере взросления ребенка объясняйте ему, что в жизни случаются кризисы, но они неизбежны и всегда можно их преодолеть, главное – не расстраиваться и не замыкаться в себе. Не стоит пытаться оградить ребенка от ошибок, поскольку они являются обязательной составляющей формирования его личности. Возможность совершать ошибки, анализировать свое поведение и делать выводы поможет ребенку стать самостоятельным и уверенным в себе.
Поощряйте успехи своего малыша, хвалите его, а в случае неудачи не ругайте, а уверяйте, что в следующий раз все обязательно получится. Поймите, что двойка по математике – это не конец света.
Если ребенка постоянно ругают дома из-за плохих оценок в школе, он начинает внушать самому себе, что он неудачник, тем самым заранее настраивая себя на плохое.
Естественно, что его работоспособность еще больше снижается, он думает: зачем я буду стараться, если все равно ничего не получится? Ваш же оптимизм и слова, что ничего страшного из-за проваленной контрольной не случится, наоборот придадут малышу силы и он обязательно будет стараться еще и еще раз, пока не достигнет своей цели.
Учите ребенка обращать внимание на простые радости, ведь именно способность радоваться мелочам отличается оптимистов от пессимистов. Ребенок-пессимист с грустным видом идет за руку с мамой к зубному врачу, а малыш-оптимист по дороге замечает красивую птичку, яркий листик, упавший с дерева и забавные отражения на припаркованных вдоль обочины машинах. Пессимист думает лишь о том, как ему будет больно и неприятно, а оптимист – о том, как после врача он с мамой пойдет в магазин за новой игрушкой.
Научите малыша даже в неприятных ситуациях замечать что-то хорошее. Собирались на прогулку, но вдруг пошел дождь – это не повод печалиться, ведь можно остаться дома и испечь вместе с мамой вкусный пирог. Ребенок заболел и чувствует себя плохо – не обязательно расстраиваться, ведь даже лежа в кровати можно посмотреть новый мультфильм или почитать любимую книжку. Главное – постоянно проговаривайте с вашим малышом эти установки, чтобы в следующий раз он уже сам предлагал вам в дождь испечь пирог.
Умение радоваться мелочам и находить во всем что-то позитивное – прекрасное качество, которое непременно сослужит хорошую службу вашему ребенку в дальнейшей жизни.
Виктория Котлярова
Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике. Пройти тест