Болгарская Православная Церковь
Описание:
На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).
В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.
В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.
Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.
Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.
Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.
В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.
В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.
Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.
В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.
***
Епархии Болгарской Церкви
Софийская митрополия
- кафедра и резиденция Патриарха: София
- Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского
Варненская и Преславская митрополия
- кафедра: Варна
Велико-Тырновская митрополия
- кафедра: Велико Тырново
Видинская митрополия
- кафедра: Видин
Врачанская митрополия
- кафедра: Враца
Доростольская митрополия
- кафедра: Силистра
Ловчанская митрополия
- кафедра: Ловеч
Неврокопская митрополия
- кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)
Пловдивская митрополия
- кафедра: Пловдив
Русенская митрополия
- кафедра: Русе
Сливенская митрополия
- кафедра: Сливен
Стара-Загорская митрополия
- кафедра: Стара Загора
Американо-Австралийская митрополия
- кафедра: Нью-Йорк
Западно-Европейская митрополия
- кафедра: Берлин
Страна: Болгария Город: София Адрес: 7 Tsar Kaloyan St., 1000 Sofia Телефон: 882 340, 872 683, 872 681,872 682 (Secretary), 876 127 (Chef de Cabinet) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg Дочерняя организация: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви) Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский (Димитров Симеон Николаев) Мозаика с Семичисленниками над входом церкви Святых Семичисленников в Софии
27 июля Болгарская православная церковь отмечает день памяти святых Семичисленников – создателей славянской азбуки глаголицы святых равноапостольных Кирила и Мефодия и их учеников — Климента, Наума, Горазда, Ангелария и Саввы. Самым древним источником, в котором они упомянуты, является житие святого Климента Охридского, написанное на греческом языке в конце XI- начале XII века Феофилактом Болгарским, архиепископом Охридской архиепископии.
«В житие они названы «избранными и корифеями», — рассказывает профессор Кирилло-Мефодиевского научного центра при Болгарской академии наук Светлина Николова. – Климент и Наум остались в истории как успешные продолжатели дела Кирилла и Мефодия, которое они буквально спасли от забвения. При поддержке болгарского государства они стали столпами расцвета болгарской письменной культуры в конце IX- и первой четверти X века. Согласно источникам, Климент «происходил от европейских мизов, которых большинство называет болгарами», за Мефодием он следовал с юных лет. Климент и Горазд, после смерти Мефодия, вели споры с противниками славянского богослужения. По свидетельству Феофилакта, Климент был инициатором прибытия учеников в Болгарию. Князь Борис встретил их с почестями, создал все необходимые условия и у них научился читать Священное писание. Большую часть своей жизни Климент прожил на юго-западе Болгарии, будучи учителем и книжником. Его активная церковная деятельность была признана и государственной властью. Наум, в свою очередь, остался в столице, где развивал книжную деятельность до 893 года. Когда Климент был провозглашен первым болгарским епископом, Наум, будучи священником, занял его место и в течение семи лет был учителем, после чего ушел в монастырь и стал монахом. На берегу Охридского озера он построил монастырь Святого Архангела Михаила (в наши дни – монастырь Святого Наума), где скончался 23 декабря 910 года. Горазд был на первом месте среди учеников Мефодия, именно его еще при жизни он определил своим наследником. О книжной деятельности Саввы упоминается в Синодике царя Борила (1207-1218). Ангеларий же скончался сразу по прибытии в Болгарию».
Точная дата, с которой началось преклонение перед святыми Семичисленниками, неизвестна. По одной из версий ученых, общий день памяти святых был определен в начале XVIII века. Самое раннее изображение святых Семичисленников можно увидеть на стенописях церкви Святой Богородицы Слимничского монастыря, что на Преспанском озере.
«Дело создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия меняет конфигурацию письменной культуры на европейском континенте, — объясняет проф. Николова. – До них, официальными книжными языками были латинский и греческий. Братья создают новую письменную систему, базирующуюся на разговорном языке болгар из Салоников. Они перевели богослужебные книги, что дало возможность болгарскому населению принять христианство и присоединиться к семейству давно христианизированных европейских народов. Усилия Кирилла и Мефодия по распространению новой письменности и культуры не остались напрасны. Их ученики достигли этой цели в Болгарии, под защитой болгарских владетелей. Сегодня кириллица является третьей официальной азбукой, используемой в ЕС. И это самое важное, что сделали Святые Семичисленники для Европы».
Перевод: Снежана Никифорова