И Он тебе отвечает: «Дитя мое, почему ты говоришь, что Я тебя не люблю? Разве утром ты не просил Меня тебе помочь? То, что с тобой произошло, — это тебе урок на сегодня, это твое лекарство. Чтобы создать статую, Мне нужно немного постучать по куску мрамора и отколоть некоторые его части, тогда из него получится красивый образ. Сегодня Я тебе в чем-то причинил боль. Знаю, что ты страдал, но по-другому нельзя».
Одна женщина рассказывала мне нечто подобное. В какой-то период жизни она занималась лечением зубов, и ей пришлось много раз бывать у стоматолога, так как все нижние зубы нуждались в замене. Различные процедуры, операции — весь этот процесс представлял собой чистое мученичество. Но она прошла это, потому что знала, что после придет облегчение, здоровье ее поправится и жизнь изменится. И действительно, сейчас, когда с ней все в порядке, она успокоилась. Многое ей пришлось пережить, но она знала, что ходит к врачу, который желает ей только лучшего.
То же самое и с Богом. Все, что происходит в жизни, есть для нашего блага — блага, которого мы, однако, не осознаем, пока испытываем боль.
Когда ты будешь молиться, что бы ни случилось, сразу скажи себе: «Это послал Господь? Да. На этом точка».
Я пытаюсь выяснить, чего же хочет Бог. Это можно узнать из той ситуации, которую я сейчас переживаю. Я не осуждаю Бога. Не злюсь на себя. Не удивляюсь, не шокирован. Господь это попускает. Я думаю об этом, и приходит мир.
Боже мой, я вижу, что между нами есть связь, и даже в некотором роде отношения «Ты — мне, я — Тебе». Ты посылаешь мне различные знаки в ответ на те молитвы, которые я произношу. Я открываю Тебе нужды моей души, и Ты мне отвечаешь на них через обстоятельства. Сегодня Твой ответ таков. Я его принимаю. Я его сохраню. Я попытаюсь разгадать тайну. О чем мне говорит этот ответ? Может быть, он означает терпение, или молитву, или прощение? Что я должен сделать с тем, что Ты мне послал? Скажи мне! Хочешь, чтобы я заплакал? Или боролся? Или противостоял? Может быть, искал своей правоты? Или согласился бы потерять это? Чего Ты хочешь из всего этого, Господи?
Итак, я не предаю суду это событие. Произошло то, что произошло. Я принимаю его. Я обнимаю его. Ведь если я все время ворчу, ситуация не меняется. Когда ты ворчишь на то, что тебе посылает Бог, и все время жалуешься, то именно тогда ты усиливаешь это событие. Ты его подпитываешь внутри себя, ты его увековечиваешь. «Почему он мне это сказал? Почему он со мной так поступил? Ты слышал, как он со мной разговаривал?»
Знаешь, какова твоя ошибка? То, что случилось пять часов назад, ты обсуждаешь до вечера. Ты растягиваешь это до самого вечера. Ссору, которая длилась всего пару минут, ты будешь вспоминать весь день. Ты это повторяешь, повторяешь, повторяешь… И чего ты этим добиваешься? Ты увековечиваешь прошлое. Но если бы ты остановил это сразу, оно бы там и осталось. Случилось. Прошло. Закончилось.
Посмотри же вперед и скажи: «Чему я должен научиться в этих обстоятельствах? Может быть, Господь хочет, чтобы я научился терпеть других людей?»
Все Божественные смыслы и решения приходят на ум, только когда ум находится в общении с Богом. И я надеюсь, что твой ум посетит гораздо большее количество просвещенных мыслей. Всех они посещают по-разному. Ты подумаешь одно. Другой увидит больше. Я — меньше. Иному еще полнее откроется правда Божия. Но суть в том, чтобы понять, куда ведет тебя Господь. Так ты постоянно будешь чувствовать, что ты не один. И это будет знаком, что ты прикоснулся к настоящей молитве.
Отрывок из книги архимандрита Андрея (Конаноса) «В глубине сада»
Перевод с греческого языка Екатерины Полонейчик
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как было бы удобно для большинства из нас, если бы Господь был не Личностью со Своей собственной волей, а божественной или какой-либо другой безличностной силой, космической, например, подчинявшейся нашим внутренним стремлениям и мировоззрению. Другими словами, нам было бы удобнее оставаться теми, кто мы есть, лишь бы жизнь наша складывалась счастливой и беззаботной.
О чём это говорит? Скорее всего о том, что мы не хотим учиться любить, сострадать, жертвовать собой ради других, не хотим работать над собственным сердцем, уничтожать грех в своей утробе.
В основе всех наших стремлений обычно лежат эгоизм и гордость. Они заставляют нас взращивать свою значимость, делать самих себя важными, оставляя на всём и везде отпечаток своей болезненной индивидуальности: «я так считаю», «я лучше понимаю, чем другие», «я никому не доверяю», «я лучше умею». И, конечно же, такому человеку не нужен Бог как Личность. Такой человек боится потерять самого себя, ведь в глубине души у человека ничего нет, кроме самого себя. В сознании такого человека Бог должен быть служебной энергией, подвластной человеку, но не доминирующей над ним, иначе человек будет чувствовать себя рядом с Богом ущемлённым в своей горделивой воле и несчастным.
Чтобы таким людям не было грустно рядом со всемогущим Богом, Господь смиренно скрывает себя, становится незаметным, настолько незаметным, что у многих создаётся впечатление, что Его нет вообще. И только смиренный человек чувствует и познаёт истинного Бога, ведь подобное притягивается к Подобному. «А вот на кого Я воззрю – говорит Господь, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
О любви к ближнему Это происходит потому, что Бог любит человека как Свой сотворенный образ и уважает его свободу выбора: быть зависимым от Бога или продолжать ошибочно считать, что он во всём самостоятельный и самодостаточный. Благодаря Божественному смирению открывается наша личность в её свободе выбора, в её желаниях, мы реализуемся как разумные существа, способные идти к тому, что выбираем разумом. За свободой выбора человека следует вся его природа, наделённая способностью чувствовать, переживать, общаться, любить. Даже в самом человеке, в его душе действует закон свободы, который невозможно игнорировать или нарушать без негативных для себя последствий. Именно от его реализации зависит присутствие в человеке внутреннего душевного мира и гармонии.
На примере самого себя человек должен научиться уважать свободу и других людей. Недостаточно человеку понимать, что надо любить и быть радостным, надо ещё уговорить собственное сердце, чтобы оно загорелось желанием это сделать. Для этого и дана Богом мудрость человеку, чтобы уговаривать, рассуждать, а не ломать, сжимать и проявлять агрессию по отношению к собственной душе. Нельзя также любить, не осознавая, что любишь, ибо разум должен руководить всеми чувствами в человеке. Иначе человек будет вести себя, как «помешанный». Единение ума с сердцем делает человека цельным, гармоничным, мирным, способным жертвенно любить. Об этой духовной составляющей нашей духовной жизни упоминал Господь в Евангелии словами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В этих же словах заключён смысл ещё одной фразы Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). В молитвенном памятовании о Боге, когда человек заключает в своих мыслях Христа, он начинает «склеивать» самого себя, божественная энергия сопутствует человеку в его стремлении быть целостным и здоровым, она вместе с человеческой энергией собирает разрозненные части человеческой души, начиная от мыслей и заканчивая сердечными чувствами, уничтожая греховные страсти и пороки, которые ещё недавно властвовали над нашим разумом и сердцем, сталкивая их друг с другом, враждуя на них и на Бога, убивая нас изнутри, лишая нас внутреннего покоя.
Уступая в себе место Богу, Его благой воле, мы преображаем самих себя, наша личность ни в коем случае не теряет собственной свободы, потому как Тот, Кто добровольно даровал свободу выбора человеку, считает её абсолютно важной составляющей его богоподобной природы, без которой пропадает значимость Божественного Домостроительства нашего спасения. Ведь Господь вочеловечился, чтобы привлечь человека к Себе, а не заставить, ломая его волю. Как и Сам Он сказал в Евангелии: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).
Чем одна личность может привлечь другую личность к себе в положительном аспекте? Например, может привлечь своими внешними качествами, или единомыслием, или взаимной любовью, или состраданием, уважением, или какой-либо помощью, материальной или душевной и т.д. Привлекая нас к себе, другая личность сосредотачивает на себе наше внимание, пробуждает наши чувства, открывает наше сердце для ответной реакции в том случае, если сердце наше не ожесточено собственным эгоизмом и гордостью.
Возвращаясь к теме сегодняшнего Евангелия, мы видим совершившиеся Божье благодеяние к десяти прокаженным. Господь как Личность привлекает к себе этих людей, совершив над ними чудо исцеления от проказы, избавив их от жалкого скитания по пустыне, возвратив им способность к нормальной жизни в обществе. Он дарует этим людям то, что они считают для себя самым важным, первостепенным в этот момент своей жизни. Но порой полученный дар настолько страстно бывает желаем, что в эйфории своего переживания и внутренней удовлетворённости только им помрачает разум и сердце человека и умаляет в нём значимость Личности, от которой он получает этот дар. Из десяти исцелённых, получивших столь великое для себя благодеяние, только один возвратился поблагодарить своего Благодетеля и захотел приблизиться к Нему. Только один из десяти продолжил общение со своим Благодетелем, не остановившись лишь на получении от Него дара. Только у одного из десяти открылось сердце, и возникли глубокие чувства благодарности ко Христу. Остальные девять, послушно исполняя указания Христа показаться священникам, ограничились в общении с Христом лишь собственным разумом и, получив исцеления от Него, полностью удовлетворились этим, отдав снова своё сердце привычным удовольствиям видимой жизни. Несмотря на великое благодеяние для них, сердца их остались закрытым для Христа. Они не искали больше общения и сближения со своим Благодетелем, не видели смысла в дальнейшей связи со Христом. Он остался для них в памяти лишь орудием исцеления их тела, подобно бездушному инструменту, которым что-то починили и который убрали в сторону до следующей поломки. А лучше бы, если бы в жизни вообще не было никаких поломок, потрясений, и инструмент вовсе не понадобился бы, лежал бы себе в углу ненужный и забытый.
Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном Ни наши подвиги, ни Божьи дарования не имеют ценности для нас в очах Божьих, если мы не открываем сердце своё Богу. «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Прит. 23:26), – говорит Господь в Священном Писании. В этом суть нашей духовной жизни – отдать своё сердце Христу, сделать его свободным от эгоизма и гордости, от зависти и злобы. Не раз в Евангелии Господь акцентирует наше внимание не на сделанном нами для Него, не на количестве, не на продолжительности наших трудов, а на внутреннем результате, на исправлении нашей души. «Пришедшие же первыми, – сказано в Евангелии, – думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему , что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20:10-16). И в другом месте Евангелия: «Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:29-32).
Глубокий смысл приведённых Евангельских примеров отражает основу основ духовного делания человека, благоугодного и любезного для Бога во все времена, о котором пишет преподобный Исаак Сирин: «Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением, как сказал я, соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели, оно может сокрушить крепость многих грехов. Итак, о нем (т. е. о приобретении смирения) надо скорбеть непрестанно мыслию со смирением и с печалью рассуждения. И если приобретем оное, соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание. Возлюби смирение во всех делах своих, чтобы избавиться от неприметных сетей, какие всегда находятся вне пути смиренномудренных».
Богу же нашему слава всегда и во веки веков. Аминь.
Иеромонах Игнатий (Смирнов)
В первом выпуске нашего журнала мы выяснили, что Библия – это книга, которую Бог дал нам, чтобы мы узнали о Нём. Лучший способ узнать кого-либо – назначить встречу, в течение которой вы изучите его посредством беседы, при условии, конечно, что ответы, которые вы получите, будут искренними. Подобным образом происходит и с Господом – единственный способ узнать о Нем – прочесть Его личное «интервью» – Библию.
В этом «интервью» Бог очень часто говорит, что мы должны верить Ему. Так, к примеру, в Притчах 3:5-6 написано:
Притчи 3:5-6
«НАДЕЙСЯ НА ГОСПОДА ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.»
В этом стихе Господь призывает нас верить Ему (то есть возлагать на Него свое доверие) не немного, а надеяться на Него всем своим сердцем, то есть верить Ему на все сто процентов. Однако я думаю, что многие согласятся, что для того, чтобы доверять кому-либо или быть с кем-то в хороших отношениях, мы должны хорошо его знать. Чем лучше ты кого-то знаешь, тем лучше ваши отношения, и тем легче тебе ему довериться.
В вышеприведенном отрывке Господь призывает нас верить Ему всем сердцем. Но как это возможно, если мы не знаем Его? И как мы можем Его узнать? Есть только один надежный способ – обратиться к Библии, в которой Бог раскрывает себя.
Таким образом, сегодня мы обратимся к Библии и постараемся выяснить, какими мотивами руководствуется Господь. Я думаю, это позволит нам лучше понять характер Бога и поверить Ему еще больше, потому что мы лучше узнаем Его. Давайте начнем с 1-го послания Иоанна 4:8:
1-e послание Иоанна 4:8
«… Бог есть ЛЮБОВЬ»
Пожалуй, этих трех слов достаточно, чтобы ответить на многие вопросы, которые у нас могут возникнуть относительно Бога, и, в то же время, они способны перевернуть с ног на голову все мнения о Боге, которые мы могли когда-либо слышать. Эти три слова свидетельствуют о том, что Бог есть ЛЮБОВЬ, а любовь – это то, что проявляется в поступках. Если я говорю: «Я люблю тебя, я тебя люблю», — а за твоей спиной делаю мерзкие вещи, разве есть во мне любовь? Нет. Любовь должна проявляться в поступках. То же справедливо и для других вещей, которые могут служить мотивом для некоторых. Если кто-то руководствуется страхом, это найдет свое отражение в его действиях: они будут робкими, несмелыми и т.д. Если кем-то другим руководит ненависть, это тоже будет видно по его поступкам злым, коварным и т.д. Господь также руководствуется чем-то, и это что-то есть ЛЮБОВЬ. Но нужно еще посмотреть, как Бог проявляет свою любовь в действии. Чтобы это увидеть, обратимся к Его Слову и увидим некоторые из Его поступков.
Содержание
1. Бог любит нас – Он отдал Своего единственного Сына за нас
Чтобы увидеть деяния Господа, совершенные из любви к нам, обратимся к 1-му посланию Иоанна 4:9. Там говорится:
1-e послание Иоанна 4:9
«Бог проявил свою любовь к нам…»
Как уже было сказано, любовь должна проявляться в действиях. А сейчас Слово Божье говорит нам, что Господь на самом деле любит нас, и что он показал свою любовь. Давайте продолжим чтение, чтобы увидеть, как он ее показал:
1-e послание Иоанна 4:9
«Бог проявил свою любовь к нам в том, что послал в мир своего единственного Сына, чтобы мы благодаря Ему получили жизнь.»
Господь показал нам свою любовь тем, что послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы жили с его помощью. Давайте посмотрим еще отрывок из Евангелия от Иоанна:
Послание от Иоанна 3:16
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…»
Любовь проявляется в действиях, и в данном случае Слово Божие снова рассказывает нам о том, что Господь ОТДАЛ, руководствуясь своей любовью к нам. Давайте дочитаем тот же отрывок до конца:
Послание от Иоанна 3:16-17
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.»
Мы не должны недооценивать эти слова, а напротив, мы должны уделить им достаточно времени, чтобы понять важность того, что он сказал. Итак, согласно прочитанному, Господь любил нас и потому он позволил Своему единственному Сыну умереть за нас, чтобы верой в Него мы обрели жизнь вечную. Теперь давайте предположим, что у вас есть один ребенок. Вы бы отдали его на смерть по какой бы то ни было причине? Скорее всего нет. А Бог решился отдать Своего единственного Сына за вас и за меня. Если бы Он этого не сделал, ни вы, ни я не были бы спасены. Это стало возможным благодаря тому, что Он решил отдать Своего единственного сына, чтобы это стало возможным. Вопрос: почему Он сделал это? Каковы были Его мотивы? Что говорит на этот счёт вышеприведенный стих? — Это была ЛЮБОВЬ. Бог есть любовь, и из любви к нам Он отдал Своего единственного Сына. Это был поступок, при помощи которого Он доказал Свою любовь. Господь заплатил за вас и за меня цену, которую невозможно оценить. Почему? Потому что ОН ЛЮБИЛ НАС. У каждого свои мотивы. Мотив Бога – ЛЮБОВЬ, и тут мы видим доказательство Его любви. Он заплатил за нас очень-очень дорого. Однако вы можете любить кого-то и делать для него что-то потому, что он добр и хорошо относится к вам. Но это не случай Господа. Давайте посмотрим:
Послание к Римлянам 5:6-10
«Когда мы еще были слабыми, Христос в предопределенное время умер за нечестивых.. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.»
Согласно этому отрывку, не было так, что мы любили Бога первыми, а после того, как мы решили, что Он нам нравится, Бог тоже решил полюбить нас и поэтому заплатил такую цену. Как утверждают эти стихи, за хорошего человека кто-нибудь может решиться отдать свою жизнь, но редко. Однако, Господь отдал Своего Сына не тогда, когда мы были «хорошими» людьми. Наоборот, любовь Господа демонстрируется как раз тем фактом, что «Когда мы еще были слабыми, Христос … умер за нечестивых». Сегодня, веруя в Иисуса Христа, мы больше не грешники. Это не значит, что мы не делаем ошибок и не грешим. Однако, тот факт, что мы совершаем грехи, не делает нас грешниками по своей природе. Дело в том, что Христос умер за тебя и за меня и взял на себя наши грехи, — чтобы мы верой в Него очистились от всех грехов и оправдались. Праведник и грешник – противоположные понятия. Вы не можете быть и тем, и другим одновременно. Слово Божье учит нас, что мы были грешниками, а поверив в Иисуса Христа – оправдались (см. также Послание к Римлянам 3:21-28 : «когда мы оправданы Его кровью»). Тем не менее, это не произошло непроизвольно. Потребовалось, чтобы Господь принес Своего Сына в жертву за меня и тебя. Потребовалось, чтобы Он заплатил за меня и тебя эту высокую цену. И Он сделал это не тогда, когда мы были «хорошими» и достойными этого, но тогда, когда мы были грешниками по самой природе своей. Именно тогда и проявилась любовь Бога к тебе и ко мне. Потому что если нужно любить, чтобы отдать самую ценную вещь, которая у тебя есть, нужно любить гораздо сильнее, чтобы сделать это ради грешников, то есть тех, кто этого не достоин. А Бог так сделал. Сегодня мы больше не безбожники, и это не благодаря нашим делам, а благодаря тому, что Господь заплатил кровью Своего Сына, чтобы верой в Него мы стали праведными и спаслись. И вы знаете, почему Он так сделал? Потому что любил нас. Давайте рассмотрим ещё один момент, связанный с этим:
Послание к Ефесянам 2:1-3
«Вы были мертвыми в ваших преступлениях и грехах, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
Этот отрывок показывает нам, в какой ситуации мы находились. Обратите внимание, что на протяжении трех стихов используется прошедшее время. Это стоит подчеркнуть, потому что многие учат, что и сейчас, даже после того, как мы уверовали во Христа, мы продолжаем оставаться грешниками, мёртвыми в грехах своих. Но Слово Божье учит не так. Слово учит, что мы были (прошедшее время) грешниками. Мы «были мертвыми в наших преступлениях и грехах». Важно понять этот момент. Слово утверждает также, что по природе мы были чадами гнева. Прежде чем человек уверует, он подпадает под описание «мертвый в ваших преступлениях и грехах» и «по природе чадо гнева». Но это до того, как он уверует. Теперь скажите мне, если кто-то мертв в преступлениях и грехах, что хорошего он может сделать? Я не верю, что нечто хорошее может исходить от мертвого. Не правда ли? А еще обратите внимание на то, что Слово говорит это обо всех нас: независимо от наших добрых или дурных дел, все мы находились на этой стадии. Если ты мертв, нужно, чтобы кто-то другой отдал за тебя свою жизнь. И единственный, кто может это сделать,— Бог. Итак, увидев, какова была ситуация, давайте посмотрим, изменилась ли она. К счастью, изменилась, и стихи 4 – 9 из того же отрывка рассказывают об этих изменениях, о Том, кто их принес, и о Его мотивах:
Послание к Ефесянам 2:4-9
«Но Бог, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживил со Христом. Вы спасены по благодати. И Бог воскресил нас вместе со Христом и посадил нас в небесах во Христе Иисусе. Тем самым Он хотел показать в грядущих веках безмерное богатство своей благодати, проявленное к нам через Иисуса Христа. Потому что вы спасены по благодати через веру, и это не ваша заслуга, это дар Божий – не от дел, чтобы никто не хвалился.»
Я думаю, что эти слова должны быть написаны в наших умах и сердцах большими буквами. После страшной ситуации, описанной в стихах 1—3, где мы были «мертвы в грехах», здесь можем видеть, как она изменилась. Союз «НО», который привносит это изменение, здесь употребляется с целью создания контраста между стихами 1–3 и тем, что будет сказано сейчас. Там говорится, что именно БОГ (не вы и не я, а Бог) оживил нас с Христом. В стихах 1–3 мы видим, что мы были мертвы. В стихах 4 –5 мы читаем, как Господь изменил эту ситуацию и сделал нас живыми. И тут же мы читаем, что Он не только сделал нас живыми, но и «воскресил нас вместе со Христом и посадил нас в небесах во Христе Иисусе”. Обратите внимание, что здесь снова используется прошедшее время. Почему? А вы сейчас сидите на небесах? Нет. Однако, с точки зрения Господа, после того как кто-то уверует в Иисуса Христа, дело сделано. Для Бога вы не сидите сейчас в своём офисе или домашнем кресле и читаете эту статью, но вы сидите там, на небесах. Это еще не претворено в жизнь (оно осуществится с возвращением Иисуса Христа). Однако, поскольку вы поверили во Христа, Бог считает это вопросом решенным. От вас не требуется совершать поступки, чтобы все эти чудесные вещи стали доступными. Если бы кроме веры в Иисуса Христа от вас требовалось еще что-нибудь, (какие-нибудь поступки, к примеру), тогда Господь не использовал бы прошедшее время, так как прошедшее время предполагает нечто оставшееся в прошлом, завершившееся. Потому что единственное, что нужно, дабы обрести все это, — это вера в Иисуса Христа, и тогда вопрос решен, поэтому-то мы здесь и видим прошедшее время. В отрывке говорится: «Потому что вы спасены (настоящее время – вы спасены СЕЙЧАС) по благодати через веру … не от дел”. Сейчас вы больше не грешники (вы БЫЛИ грешниками). С точки зрения Бога вы УЖЕ спасены. Вы УЖЕ восседаете на небесах. С точки зрения Бога, ВЫ ОЖИЛИ И ВОСКРЕСЛИ. Таково мнение Господа, и если наше собственное представление о себе отличается от мнения Господа, то сейчас самое время изменить наше мышление и начать думать о себе так, как Господь думает о нас.
Теперь, узнав, что мы не заслуживали такой любви Господа к нам (мы были мертвы в грехах), у нас может возникнуть вопрос, почему Господь содеял все это. Каковы были его мотивы? Мы уже читали об этом в послании «К Римлянам (5)», и читаем об этом снова: «ПО СВОЕЙ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ, КОТОРОЮ ВОЗЛЮБИЛ НАС, И НАС, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ». Причина, по которой Господь сделал все эти чудесные вещи доступными, заключается в Его любви к нам. Он любил нас, когда мы были мертвы в грехах. И Его любовь к нам описана как ВЕЛИКАЯ. Бог любил нас великой любовью, и любовь Его проявилась в том, что Он отдал Своего единственного Сына, чтобы, уверовав в Него, мы были спасены, вознесены на небеса, воскрешены вместе с Христом, стали праведными и еще много чего, что мы по возможности затронем в наших следующих выпусках. Но сейчас я хочу обратить внимание на мотивы Господа, причину, по которой Он заплатил такую высокую цену (жизнь Своего единственного Сына). Эта причина заключалась не в моей или вашей значимости, а в любви, которую Господь испытывал к нам в прошлом и которую испытывает сейчас. Бог любит нас, и Свою любовь Он проявил в этом величайшем поступке: Он отдал Своего Сына, чтобы мы, просто уверовав в Него, получили доступ ко всем тем замечательным вещам, о которых мы прочитали выше.
Многие христиане проводят время, гадая, на самом ли деле Господь любит их. Давайте предположим, что у вас в комнате есть телевизор, за который вы заплатили большие деньги, и вы уезжаете в отпуск. И давайте предположим, что телевизор – это единственная вещь в вашей комнате. Вы бы оставили дом незапертым? Я так не думаю. Почему? Да потому что там находится телевизор, за который ВЫ ЗАПЛАТИЛИ. БОГ ЗАПЛАТИЛ за вас и за меня не деньгами, а кровью Своего единственного Сына, а это очень и очень высокая цена. Причина, почему Он это сделал, заключается в том, что Он любил нас. Возможно ли, чтобы хотя бы на секунду Он перестал нас любить? Это невозможно, и причина в том, что Он заплатил за нас такую высокую цену, и сделал это, когда мы были мёртвы в грехах. Бог любит нас 24 часа в сутки, и нет ничего, что бы могло ослабить Его любовь к нам.
И в заключение – если нам интересно, почему Господь сделал все эти чудесные вещи доступными просто за то, что мы верим в Иисуса Христа, ответом нам будет – потому что ОН ЛЮБИТ НАС.
2. Бог любит нас – Он сделал нас Своими детьми
Еще одна область, в которой Бог проявил Свою любовь к нам, описана в 1-ом послании Иоанна 3:1-2:
1-e послание Иоанна 3:1-2
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии…»
Согласно этому отрывку, Господь любил нас так сильно, что, когда мы поверили в Иисуса Христа, Он сделал нас Своими детьми. Так, если мы недоумеваем, почему Бог сделал нас своими детьми, ответом будет: потому что Он любил нас. Вы знаете, что люди часто пытаются наладить хорошие отношения с теми, у кого есть хоть какая-нибудь власть, а тут Бог, который обладает не хоть какой-нибудь, а ВСЕЙ властью мира, дает всем людям возможность стать его детьми. Если кто-то верит в Иисуса Христа, он становится сыном или дочерью Божьими (см. Послание к Галатам 3:26). Но почему? Причина та же – великая любовь Господа к нам. И давайте еще обратимся к Посланию к Римлянам 5:5:
Послание к Римлянам 5:5
«потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»
Мы уже узнали, что, когда верим, мы становимся детьми Божьими, и что это возможно благодаря великой любви Бога к нам. Здесь, в Послании к Римлянам 5:5, мы видим то же: Господь, по своей любви, дал нам святой дух. Если нам нужно доказательство Его любви к нам, вот оно. Как наши земные родители дали нам кровь, что питает наши тела, и это доказательство того, что мы их дети, так и Бог, когда мы веруем в Иисуса Христа, дает нам то, что есть Он Сам, то есть дух. И что вышеприведенный стих говорит нам об этом ? Он говорит нам, что это признак любви, которую Бог испытывает к нам. Бог любит нас, и еще одно доказательство этому – святой дух, который дается нам, когда мы верим в Иисуса Христа.
3. Бог любит нас – Он нас учит
Еще одно проявление Божией любви – учение и исправление. Я думаю, большинство из вас согласится, что, хотя эти два процесса иногда могут быть не такими уж и приятными, но их осуществляют лишь те, кто нас любит, и, при условии, что они осуществляются искренне, это доказательство их любви к нам. Представьте себе семью, в которой родители не исправляют своих детей. Как дети могут понять, что тот или иной их поступок – не самый лучший? Если, к примеру, ребенок хочет взять со стола опасное лекарство, что должны сделать его родители, если они его любят? Сказать ему, что оно для него вредно, то есть, поправить ребенка. Можно, конечно, предоставить ему свободу делать то, что ему заблагорассудится. Однако я не думаю, что многие из нас назвали бы это любовью. Итак, еще одна область проявления Божьей любви – учение и исправление, и Бог, как любящий Отец, показывает Свою любовь к нам, исправляя и обучая нас. Давайте посмотрим Послание к Евреям 12:
Послание к Евреям 12:6
» Ибо Господь, кого любит, того наказывает…»
Как и наши земные родители, Господь наказывает нас. И наказание это чаще всего бывает болезненным. Но почему Он это делает? Потому что мы Ему не нравимся? НЕТ. Если бы мы Ему не нравились, Он бы никогда не наказывал бы нас и не исправлял. Родители, которые не любят своих детей, предоставляют их самим себе, не заботясь о том, правильно или неправильно они делают что-то. Но наш Отец ЛЮБИТ нас, и поэтому Он наказывает, учит и исправляет нас.
4. Бог любит нас – мы Его не боимся, а почитаем.
Узнав, как сильна любовь Господа к нам, давайте подумаем: а как мы относимся к Нему? Может быть, как… к чудовищу или кому-нибудь на самом деле ужасному, кто может причинить нам вред? Если это так, то мы не поняли или не приняли, что Бог любит нас. Бог не хочет, чтобы мы Его боялись. Он хочет, чтобы мы любили Его почитали Его как нашего Отца, Который любил нас уже тысячи лет назад и заплатил за нас кровью Своего единственного сына, Который любит нас и сейчас, и поэтому сделал нас Своими детьми, излил в нас дух святой, спас нас, посадил нас на небесах и так далее. Бояться кого-то, почитать кого-то – это все разные вещи. 1-оe послание Иоанна говорит нам об этом:
1-e послание Иоанна 4:18-19
«В ЛЮБВИ НЕТ СТРАХА, НО СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ ИЗГОНЯЕТ СТРАХ, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.»
Господь хочет, чтобы мы почитали Его, а не боялись. Мы боимся того, кто может причинить нам вред, и мы не знаем, как быть с ним, или того, чьих намерений и мотивов не знаем. С другой стороны, мы не боимся, а уважаем того, кто любит нас и кто доказал это на практике. В Своем Слове Бог провозглашает, что любит нас, и доказал это теми деяниями, которые мы видели, и подобных примеров можно найти еще много в Слове Божьем. Так будем ли мы бояться Бога? Нет. Потому что это значит, что мы не любим Его абсолютно, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» и «боящийся несовершен в любви». Наоборот, мы почитаем Господа, потому что Он любит нас, и любит не на словах (как многие другие могли «любить» нас), а на деле.
5. Бог любит нас – Ничто не может отлучить нас от Его любви
После рассмотрения многочисленных проявлений Божией любви и поняв, что именно из-за Божией любви к нам, мы не боимся Его, а любим и почитаем, пришло время узнать, что Бог не только любит нас сейчас, но что не существует ничего, что могло бы отлучит нас от Его любви. Это значит, что Господь любил, любит и будет любить нас всегда. Давайте обратимся к Посланию к Римлянам 8: 38-39:
Послание к Римлянам 8:38-39
«ИБО Я УВЕРЕН, ЧТО НИ СМЕРТЬ, НИ ЖИЗНЬ, НИ АНГЕЛЫ, НИ НАЧАЛА, НИ СИЛЫ, НИ НАСТОЯЩЕЕ, НИ БУДУЩЕЕ, НИ ВЫСОТА, НИ ГЛУБИНА, НИ ДРУГАЯ КАКАЯ ТВАРЬ НЕ МОЖЕТ ОТЛУЧИТЬ НАС ОТ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, ГОСПОДЕ НАШЕМ.»
Бог любит нас, и НЕТ НИЧЕГО, ЧТО МОГЛО БЫ ЗАСТАВИТЬ ЕГО БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБИТЬ НАС. Это любовь подвигла его совершить все те прекрасные дела, когда «мы еще были грешниками». И это та же любовь руководит им сейчас, когда Он имеет дело с нами, Своими детьми. И снова любовь будет руководить Им каждый день, всегда.
Анастасиос Kиoyлaxoглoy
Вопрос: Почему Бог ненавидит грех?
Ответ: Бог ненавидит грех, потому что он – полная противоположность Его природы. Псалмопевец так описывает это: «Ты не Бог, желающий беззакония, зло не сможет с Тобой обитать» (Псалом 5:4; тут и далее ¬– Новый Русский Перевод). Господь ненавидит грех, потому что Он свят; святость – это величайшее из всех Его качеств (Исаии 6:3; Откровение 4:8). Она наполняет все Его существо и олицетворяет Его моральное совершенство и абсолютную свободу от любых пороков (Псалом 88:36; 91:16; Римлянам 9:14).
То, как Библия представляет отношение Бога к греху, характеризуется сильным чувством враждебности, отвращения и полной неприязни. Например, грех описывается как открытые язвы (Исаии 1:6), тяжелое бремя (Псалом 37:5), оскверняющая грязь (Титу 1:15; 2 Коринфянам 7:1), долг (Матфея 6:12-15), тьма (1 Иоанна 1:6) и багряное пятно (Исаии 1:18).
Бог ненавидит грех по той простой причине, что он отделяет нас от Него: «Но ваши беззакония отделили вас от Бога; грехи ваши скрыли от вас лицо Его, так что Он не слышит» (Исаии 59:2; см. также Исаии 13:11 и Иеремии 5:25). Именно грех заставил Адама и Еву убежать от Господа и спрятаться «среди деревьев сада» (Бытие 3:8). Грех всегда приносит разделение, и то, что Бог ненавидит его, означает, что Он ненавидит и тот факт, что мы отделены от Него. Его любовь требует восстановления, что, в свою очередь, требует святости.
Бог также ненавидит грех из-за его коварства – занимая наше внимание мирскими удовольствиями, он лишает нас небесных благословений. Те, кому прощены грехи, могут сказать: «Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. Блаженство быть вовек по правую руку Твою» (Псалом 15:11). Следовать за грехом – значит отвернуться от даров Божьих, Который желает «принести вам благополучие, а не беду, даровать вам будущее и надежду» (Иеремии 29:11). Ненависть Господа ко греху подразумевает, что Он любит Свой народ и желает благословить его.
Другая причина, по которой Он ненавидит грех, заключается в том, что тот ослепляет нас по отношению к истине. Иисус сравнил лжеучителей со «слепыми поводырями слепых» (Матфея 15:14). Иоанн сказал, что ненавидящий своего брата «находится во тьме и во тьме ходит, не зная, куда идет, потому что тьма ослепила его» (1 Иоанна 2:11). Грех имеет последствия, которые грешник часто игнорирует. «Не поддавайтесь заблуждению: никому не удастся провести Бога. Человек пожнет то, что он посеял» (Галатам 6:7; см. также Числа 32:23). Бог ненавидит грех по той же причине, что свет ненавидит тьму, а истина ненавидит ложь. Он желает, чтобы Его дети «могли иметь глубокие и богатые познания» (Колоссянам 2:2), а грех этому мешает.
Бог ненавидит грех, потому что тот порабощает нас и в конечном счете приводит к уничтожению. Подобно тому, как грех Самсона привел к его физической слепоте и плену (Судей 16:21), наш грех приведет к духовной слепоте и рабству. «Вы ведь знаете, что если вы отдаете себя кому-то в рабство, то делаетесь его покорными рабами: рабами греха, что ведет к смерти, или рабами послушания, что ведет к праведности» (Римлянам 6:16). Бог является источником жизни и предлагает эту жизнь всем верующим. Но грех препятствует этому.
Господь ненавидит грех, потому что тот уменьшает нашу любовь к Нему. Библия говорит: «Не любите ни этого мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви к Отцу, потому что все, что есть в этом мире, – желания плоти, желания глаз и житейская гордость, – не от Отца, а от мира» (1 Иоанна 2:15-16). Иаков предупреждает нас об опасности принятия мира: «Неверные люди, разве вы не знаете, что дружба с миром – это вражда против Бога? Тот, кто хочет быть другом этому миру, становится врагом Богу» (Иакова 4:4). Никто не может служить двум господам (Луки 16:13), и нам следует выбирать между грехом и праведностью.
Будучи верующими, мы должны ненавидеть грех, как и Бог. Мы – «сыны света и дня. У нас нет ничего общего с ночью или с тьмой» (1 Фессалоникийцам 5:5). Мы должны признать, что Он отделил нас, мы – «святой народ, люди, принадлежащие Богу» (1 Петра 2:9). Мы не можем стать святыми сами по себе, но Господь дает Своего Святого Духа, чтобы освятить нас (2 Фессалоникийцам 2:13). Мы имеем Его обетование о поддержке в борьбе с грехом (1 Коринфянам 1:8).
Мы ненавидим грех, потому что он отделяет нас от Бога. Мы ненавидим его, потому что он уменьшает нашу любовь и притупляет совесть, потому что связывает и ослепляет нас. Мы ненавидим его, потому что он огорчает Духа Божьего (Ефесянам 4:30). И наша молитва вторит словам из 1 Фессалоникийцам 5:23: «Пусть Сам Бог, дающий мир, освятит вас всецело, чтобы ваш дух, душа и тело сохранились непорочными до тех пор, когда придет Господь наш Иисус Христос».