Здравствуйте, батюшка! Я стала последнее время отчаиваться. Знаю, что грех, но всё никак не получается встретить свою вторую половинку, а так хочется свой домашний очаг. Последние два года молюсь блаженной Матроне, приезжала к ней, писала записочки о том, чтобы помогла, но так ничего и не получается. Просто думается, может не дано мне или меня не слышит. Не знаю что и делать… Если с кем знакомлюсь, то оказывается, что не моё. Бывает сижу читаю чудеса, что так быстро происходят по молитвам людей. Подскажите, пожалуйста, что делать?
Здравствуйте, уважаемая Валерия!
Вы правы в том, что отчаяние — это страшный грех. Как и уныние. В вашей ситуации я вижу следующее: вы слишком утилитарно и отчасти магически подходите к разрешению своего жизненного затруднения. Блаженной Матроне надо молиться, а не записочки писать. Вам хочется быстрого чуда и это понятно. Но с таким подходом — я молюсь, я пишу, а мне ничего — вряд ли возможно получить просимое. Господь не официант и не продавец, здесь принцип «я тебе — ты мне» не работает. Тут нужна вера, причем вера крепкая. Нужно не сомневаясь верить во Христа и в то, что Он обязательно даст желаемое. «По вере вашей, да будет вам», «Стучите и вам отворят». Вам надо немного сместить акценты. Самой искать, присматриваться к мужчинам и просить помощи Божией в этом. Богу нужно наше соработничество, а не потребительство. И уверяю Вас, что Господь Вас слышит. Обязательно!
И если пока не произошла ваша встреча с избранником, значит пока его нет, и Вы тем самым избегаете ошибок, что тоже немаловажно. Вы встретите свою половинку, если настроите себя на это и не будете роптать и унывать от отсутствия быстрого результата. Посмотрите вокруг, может он рядом, а вы просто не заметили его? Так тоже бывает. Мы себе это представляем часто иначе, чем это выглядит в реальности. Верьте и ищите. И все у Вас образуется.
Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос
Содержание
Что делать, если Бог не дает мне мужа?
— Здравствуйте Батюшка! Такой вопрос, что делать если Бог не дает мне мужа, хотя я давно об этом молюсь?
— Ну вы знаете, тут что можно сказать? Конечно тут невозможно, наверное, бессмысленно давать какие-то инструкции. Или говорить человеку: «Молись больше или лучше», или: «Поедь вот туда-то, окунись в такой-то источник». Это все будет советами техническими, на мой взгляд малополезными, и они будет выглядеть в ключе такого вот магизма: «Сделай это, чтобы было то». Очень важно понимать что молитва это не воздействие на Бога. Такое ощущение молитвы присутствовало у язычников: «Что я должен произнести и что я должен сжечь или как я должен топнуть-хлопнуть, стукнуть себя по спине, чтобы как-то все-таки повлиять на Бога, и чтобы Бог дал то, что я хочу.
То есть образ христианской молитвы запечатлен в молитве Господней, в молитве которую Cам Христос дал Cвоим ученикам как образ всякой христианской молитвы. И вот ключевые слова этой молитвы: «Да будет воля твоя». Когда мы просим не просто что-то и «Господи дай», а когда мы говорим: «Да будет воля твоя». Когда мы обращаемся к Богу не с чувством упования только на себя, что «Господи я точно знаю, что вот это мне точно надо, и куда же Ты смотришь, когда вот так давно это не даешь?», а когда человек сможет в своей молитве вопрошать волю Божию. Когда человек будет молиться в ключе: » Господи, вот я действительно этого хочу, как ты видишь, нужно ли мне это на самом деле? «Или может быть сказать как-то глубже: «Вот ты сам Господи чего ждешь от меня, для чего тебе я такая нужна (нужен), в чем ты видишь мое призвание в этом мире, в чем ты видишь смысл моего присутствия в этом мире? И тогда эта молитва действительно станет христианской, здесь не так уже важны детали этой молитвы, о замужестве она ли, о машине, о квартире, о профессии или о чем угодно… Но сам тон молитвы будет правильным, он будет христианским. И когда люди от этого отступают, их молитва становится невысокой, неверной. И даже к сожалению среди верующих людей употребляется такое понятие что: «Надо у Бога вымолить». И вот под этим вымолить, подразумевается часто совсем не христианское ощущение отношений с Богом. Что я должен на Бога как-то повлиять: или толстой свечкой какой-то, или значительной жертвой на храм или монастырь, либо каким-то изнуряющим постом, либо юбкой в пол, либо платком на всю голову, либо еще как-то… Иногда даже люди добиваются чего-либо такими внешними действиями, но как показывает практика, не всегда люди, даже добившись чего-либо «вымолив»,(говоря их языком) оказываются счастливыми. То есть не всегда это вымоленное становится богодарованным.
И здесь, я думаю, что каждый верующий человек должен понимать, что молитва это всегда вопрошание, это всегда изначальное смирение пред волей Божьей, а ни какое-то давление на Бога. Что «Господи я хочу этого — дай». Я думаю, что когда Господь не сразу исполняет нашу молитву, или даже как говорят люди «не слышит», хотя Господь слышит любую молитву произносимую искренно, то я думаю что Господь пока не исполняет нашу просьбу не потому, что он на нас в обиде или за что то нас наказывает, а потому что Господь не исполняя, все равно желает нам блага. Как вы помните, есть очень известный случай из жизни митрополита Антония Сурожского. Когда владыка был еще отроком, то его очень завораживало, как его бабушка снимала вставные зубы и многозначительно погружала их в миску с водой. И «маленький владыка» говорил что смотря на нее он говорил: «Господи дай мне такие же вставные зубы как у бабушки…» «А сейчас» — продолжает владыка Антоний: «я благодарю Бога, что он мою просьбу не исполнил…»
ВСЕ ВОПРОСЫ
Часто снятся усопшие. Значит ли это что-нибудь?
«Если замуж не берут…»
Вопросы о любви — что может быть сложнее и интереснее? Вопросы есть даже у тех, кто встретил в жизни любимого человека. У тех, кто не встретил, вопросов ещё больше. Вот только некоторые из них. Кто их задаёт? Девушка, которой никогда не было скучно одной, но которая наконец повзрослела и задумалась о том, будет ли она и дальше жить одна, а если нет, то как и где искать того близкого человека, с которым начнётся новая жизнь в собственной счастливой семье? Конечно, у вас есть свои неясности и тревоги, а может быть, некоторые ваши вопросы совпадают с моими. В любом случае, становится легче, если есть кто-то, кому их можно задать.
— Одни говорят: «Нужно надеяться и ждать, любовь придёт». Другие говорят: «Мы не должны ждать милостей от природы. Любовь нужно искать и завоёвывать! Сделай это! Ты можешь!» А посередине стоишь ты и смотришь, как в колодец, в неизвестность. Где он — тот человек, с которым придёт любовь, дети, счастье, с которым будет тепло и надёжно всю жизнь? Неизвестно. Придёт он когда-нибудь или его бесполезно ждать? Неизвестно. Моя ли это вина, что любви до сих пор нет? Как в этом разобраться?
— Есть восточная поговорка: когда ученик готов, приходит учитель. Она уместна для многих жизненных ситуаций, в том числе и для вопроса замужества. Желание выйти замуж — не что иное, как желание быть счастливой, реализоваться как мать, жить в душевном тепле и комфорте, дарить свою любовь. Нужно прежде воспитать в себе правильное отношение к браку и по этому камертону правильных мыслей настроить свой внутренний мир, свою душу. Есть смысл заняться собой, стать лучше, чтоб потенциальный муж был как можно более счастлив, а остальное отдать на волю Божию. Может случиться, что у Господа о Вас другие мысли, вам приготовлена иная доля. Это будет видно из обстоятельств жизни, и с этим надо будет смириться. Но если Ваша доля обычна и муж для Вас Богом предусмотрен, а Вам так и не удаётся устроить личную жизнь, то, возможно, это потому, что Вы не готовы.
Согласен, что ждать тяжело, и неопределённость мучит. Но это из разряда неизбежного, поэтому примите моё сочувствие и искреннее участие. Это жребий всех дочерей Евы.
— Все вокруг выходят замуж, а ты — нет. К внутренним вопросам добавляются вопросы родителей: «Будут у нас когда-нибудь внуки или нет?» Знакомых: «Ну, как ты? Как личная жизнь? Давай рассказывай!» Одноклассников: «Так ни с кем и не познакомилась? Ну, да, конечно, с кем попало не надо…» Тебя то ли уважают, то ли жалеют. Ты и сама знаешь, что время, как говорится, идёт, и своим то ли неумением, то ли нежеланием выходить замуж ты ставишь в тупик своих друзей, становишься какой-то «неудобной». Так и ходишь одна, как будто никто тебя не выбрал, смоковница неплодная. Значит, есть в тебе что-то неправильное, и они (мужчины) это чувствуют! Правда ли, что я и есть эта самая смоковница и Бог не хочет, чтобы от меня кто-то родился?
— Никакая Вы не «бесплодная смоковница». Я верю в то, что раз в Вашем сердце родилось самое святое для женщины желание — родить, то Владыка мира и Хозяин нашей жизни даст Вам возможность это желание реализовать. Не съедайте себя и постарайтесь установить внутреннюю дистанцию между собою и армией сострадательных благожелателей. Все эти любители поохать и поцокать языком на самом деле только растравливают душу и добавляют страданий. Просто не обращайте внимания. У каждого своя жизнь и свой крест, соответственно, каждому своих забот хватает.
— Нужно молиться о том, чтобы Бог указал тебе твоего избранника (избранницу), но как об этом молиться? А вдруг Бог не хочет, чтобы у меня была семья? Что если я не гожусь для семьи или Бог приготовил для меня какое-то другое призвание? Или молиться о том, чего ты хочешь, нужно в любом случае?
— Усердная молитва испытывает степень желания. Бывает так, что молишься долго и приходишь к внутреннему вопросу: а оно мне надо? Это значит, что Вы молитвой открыли в себе такую глубину, на которой нужда исчезла. Если же такое желание не пропадает, то значит, это действительно потребность всей вашей жизни. Продолжайте докучать Господу как оная евангельская вдовица (Лк. 18, 2–5) и не забывайте заканчивать молитву словами: «не как я хочу, а как Ты».
— Допустим, вы познакомились и между вами возникло что-то, от чего хочется бегать по улицам с охапками цветов, улыбаться продавцам в магазине, помогать старикам и детям. Что делают в этой ситуации христиане? Может ли христианин позволить себе просто влюбиться? Или это слишком легкомысленно?
— Кураев часто цитирует, как он говорит, богослова Винни-Пуха. Я же дерзну процитировать Черепаху Тортиллу:
Юный друг, всегда будь юным…
…Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Держитесь за руки, целуйтесь на здоровье, не переступайте известных границ, не только грозящих преждевременной беременностью, но и просто развращающих человека. Согласен, вопрос тонкий и ускользающий от чёткого определения. Но можно постараться найти пространство для естественной нежности, не переходящей в грех.
— Блуд осуждают за то, что он — блуд. Никто толком не объясняет, в чём его опасность: почему нам непременно нужно венчаться, создавать семью и рожать, рожать, рожать детей, вместо того чтобы пожить некоторое время «так» и понять, хорошо нам вместе или нет? Ведь лучше разобраться сразу, чем давать обет быть вместе всю жизнь, а потом расстаться?
— Подождите «рожать, рожать, рожать». Попробуйте сначала родить первенца. Что же касается блуда, то природа его тáинственна, так как паразитирует на тайне Божией. Двое становятся одной плотью, навсегда уносят с собой часть другого человека, навсегда отдают ему себя. И всё это столь угрожающе ответственно, что может и должно безопасно и невинно совершаться только под святым покровом брака в атмосфере любви и душевного комфорта. Следует также опасаться той дурной бесконечности случайных связей, которые маячат за первой близостью. Толстой однажды сказал, что ему известны женщины, знавшие только одного мужа, но неизвестны женщины, имевшие только одного любовника. Там, где появился один, найдётся место для второго, а конец этой цепочки — на дне ада.
— Любовь считается самым прекрасным, что есть на земле, но любовь христианина, похоже, накладывает на него больше обязательств, чем даёт удовольствия. Значит, и любовь — это тоже тяжёлый труд? Зачем создавать семью, если это не радость, а беспросветная работа?
— Во-первых, противопоставлять радость и работу нельзя. Работа и труд — это тоже синонимы радости. Поверьте, что христианский идеал, присутствующий в Вашей душе, не помешает Вам жить полнотой супружеских отношений и ощущать их исключительную радость. Безусловно, брак не только окрыляет, но и обременяет; не только даёт права, но и обязывает. Но поскольку всё это свято, постольку и не тяжело, и не чуждо радости.
— Любовь Ромео и Джульетты — романтическая любовь — для христианина ничто? Как Церковь относится к тому, что называется романтикой?
— Мы очень страдаем от исчезновения романтических отношений, от доступности и открытости всему миру женского тела, от ранней осведомлённости о тайнах пола, от цинизма и приземлённости, которыми люди заражаются ещё в возрасте безусых юношей. Кто-то из писателей, кажется, Флобер, сказал, что чем дольше женщина желанна, чем дольше длится ухаживание, тем дольше и сильнее в браке она любима. Альтернатива романтизму — это, к сожалению, только тот реализм, который на практике оказывается цинизмом. Поэтому я за романтический ренессанс в отношениях между мужчиной и женщиной.
P. S. Поскольку вопросы пришли со стороны прекрасной половины человечества, хочу на прощание сказать: милые незамужние девушки, не унывайте и не тоскуйте. Думайте о браке как о своей священной миссии и готовьтесь к нему, очищаясь и освящаясь христианской жизнью и вооружаясь всеми полезными житейскими навыками. Молитесь усердно Богу. У вас будут мужья и дети. Выше нос! И да будет на вас благословение Господне.
Беседовала Юлия Самарина
Отрок.ua — Православный журнал для молодежи
(Примечание: будьте чуткими к тем студентам, которые имеют отличные от этого мнения. Сосредоточьте обсуждение в классе на высказываниях представителей Высшей власти Церкви.)
-
Как государственные законы, разрешающие поведение, не сопоставимое с установленным Богом образцом брака, влияют на этот образец? (Когда студенты будут отвечать, используйте слова из Мормон 9:9, чтобы продемонстрировать, что Бог и Его законы – неизменны. Благодаря неизменной природе Бога мы можем быть уверены в Нем.)
Раздайте всем студентам копии следующего высказывания Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов и предложите студентам найти причины, по которым церковные руководители говорили об однополых браках:
«Правовые документы и законодательные акты в ряде стран официально признают однополые брачные отношения, и вопрос об однополых браках продолжает широко обсуждаться. Сталкиваясь с этой и другими проблемами, мы призываем всех помнить о целях, которые преследовал наш Небесный Отец при сотворении Земли и обеспечении нашего земного рождения и получения опыта земной жизни в качестве Его детей … Брак между мужчиной и женщиной был учрежден Богом и занимает центральное место в Его плане, задуманном для Его детей и для благополучия всего общества. Крепкие семьи, направляемые любящими матерью и отцом, служат основополагающим учреждением для воспитания детей, привития им веры и передачи будущим поколениям нравственных устоев и ценностей, важных для цивилизации и необходимых для вечного спасения.
Изменения в гражданском праве не изменяют и ни в коем случае не могут изменить нравственный закон, установленный Богом. Бог ожидает от нас поддержки и соблюдения Его заповедей независимо от каких бы то ни было мнений или тенденций в обществе. Его закон целомудрия ясен: половые отношения приемлемы только между мужчиной и женщиной, состоящими в законном браке и официально провозглашенными мужем и женой” (цит. по Евангельские темы, «Однополый брак”, lds.org/topics).
-
Как понимание Божьего плана и учения помогают нам понять важность брака между мужчиной и женщиной?
Также раздайте всем студентам следующую выдержку из документа, опубликованного Церковью, под названием «Божественный институт брака”. Попросите студентов найти причины, по которым определение брака между мужчиной и женщиной должно защищаться законом и политикой:
«Брак – это не просто контракт между людьми, скрепляющий их привязанность и предусматривающий взаимные обязательства. Скорее, брак – это необходимый институт для того, чтобы воспитывать детей и помочь им стать ответственными взрослыми. На протяжении веков всевозможные правительства признавали, что брак необходим для сохранения общественной стабильности и продолжения жизни. Независимо от того, заключались ли браки во время религиозного обряда или гражданской церемонии, почти в каждой культуре брак был защищаем и одобряем правительствами, прежде всего, для того, чтобы сохранить и развивать институт, являющийся наиболее центральным в воспитании детей, и научить их моральным ценностям, которые заложены в цивилизации …
В связи с тесной связью, которая давно существует между браком, деторождением, полом и родительством, однополый брак нельзя рассматривать просто, как новое ‘право’. Это переосмысление природы самого брака, имеющее далеко идущие последствия. Это символ фундаментальных перемен в институте брака в том, что противоположно целям Бога в отношении Его детей, а также в том, что наносит вред долгосрочным интересам общества” («The Divine Institution of Marriage,” mormonnewsroom.org/article/the-divine-institution-of-marriage).
-
По каким причинам общество традиционно одобряло и защищало брак между мужчиной и женщиной?
-
Как человек может понять истину, стоящую за церковной позицией по этому важному вопросу?
Попросите студентов подумать о том, как их взгляды соотносятся с Божьими учениями о браке, преподанными церковными руководителями. Поделитесь своим свидетельством о том, что вера в Божий образец брака и его поддержка принесут вечные благословения.