Знаменитый математик и философ Блез Паскаль рассуждал над извечными вопросами бытия. Открывал незыблемые законы мироздания. В соответствии с математической теорией игр Паскаль придумал замечательный пример принятия решения в условиях неопределенности. Как известно, доказать или опровергнуть существование Бога невозможно. Что же делать? В любом случае остается верить. А во что? Верить в то, что Бога нет? Или верить в то, что Он есть? Что же выбрать?
Рассмотрим оба варианта:
- Верить в то, что Бога нет. Возможный «проигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — вечные муки. Если же его не существует, то цена «выигрыша» невелика — безверие нам ничего не даёт и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет уменьшение расходов на размер затрат на религиозные обряды.
- Верить в то, что Бог есть. Немного более затруднительно из-за постов, всяческих ограничений, обрядов и связанных с этим затрат средств и времени. Цена «проигрыша» в случае отсутствия Бога невелика — затраты на обряды. Возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — спасение души, вечная жизнь.
«Чем вы рискуете, сделав такой выбор? Вы станете верным, честным, смиренным, благодарным, творящим добро человеком, способным к искренней, истинной дружбе. Да, разумеется, для вас будут заказаны низменные наслаждения — слава, сладострастие, — но разве вы ничего не получите взамен? Говорю вам, вы много выиграете даже в этой жизни, и с каждым шагом по избранному пути все несомненнее будет для вас выигрыш и все ничтожнее то, против чего вы поставили на несомненное и бесконечное, ничем при этом не пожертвовав.» (Б.Паскаль) Казалось бы, все бесспорно! Вывод: Нужно верить в то, что Бог есть! Однако…
Посмотрим на возражения Ричарда Докинза :
- Верить в то, что Бог есть.
- Верить в то, что Бога нет.
Пари Паскаля основано на допущении, что Богу лестна вера в него и он готов это вознаградить. Даже если допустить вознаграждение верующих, то нет гарантий, что приз будет иметь бесконечно большую ценность. Таким образом, условия пари не гарантируют, что верующий действительно находится в более выгодном положении, нежели неверующий. От того, каково это допущение, может существенно изменяться вывод. Так, к примеру, можно допустить, что за выбор в пользу веры из-за корыстного ожидания вечной жизни, вместо награды полагается наказание, как и за прочие корыстные поступки. Тогда в ситуации, когда Бог существует, любой выбор заранее оказывается проигрышным, поскольку выбиравший будет непременно наказан либо за своё неверие, либо за корыстные ожидания.
Если же Бога действительно нет, то в случае нашей веры мы получаем финансовые издержки, ограничительные правила и горечь разочарования, а в случае неверия — свободу, экономию и спокойствие. Иными словами, при таком допущении лучше не верить в Бога.
Так что же делать? Во что же верить?
- Блез Паскаль — «Мысли»
- Докинз Р. Бог как иллюзия
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662) — французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики
* * *
«Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы».
* * *
«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту»
* * *
«Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».
* * *
«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди это разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы».
* * *
«Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».
* * *
«Тот самый человек, который проводит столько дней и ночей в досаде и отчаянии по поводу потери должности или какого-нибудь воображаемого оскорбления своей чести, — тот же самый человек знает, что со смертью теряет все, и это не беспокоит и не волнует его. Явление уродливое, что в одном и том же сердце, в одно и то же время обнаруживается такая чувствительность к самым малейшим вещам и такое равнодушие к самым важным».
* * *
«Все тела, небесный свод, звезды, земля и все ее царства не могут сравниться по ценности ни с одним умом; ибо он знает все это и самого себя; а тела не знают ничего.
Все тела и все умы, вместе взятые, и все их творения не стоят малейшего трепета сверхъестественной любви: она относится к бесконечно более высокой сфере.
Из всех тел вместе взятых нельзя извлечь малейшей мысли: это невозможно, это другая сфера. Из всех тел и умов нельзя получить и капли любви: это невозможно, это другая сфера — сфера сверхъестественного».
Рубрики : Культура, Переводы, Последние статьи, Философия
Вечером 23 ноября 1654 года блестящий эрудит Блез Паскаль, переезжая через мост, выпал из запряженной кареты: лошади испугались грозы и понесли. Они упали с моста через бурную реку, а ошеломленный Паскаль остался на дороге.
В ту ночь благодарный за спасение тридцатиоднолетний Паскаль (который много размышлял и все еще восстанавливался после смерти своего любимого отца, произошедшей три года назад) испытал сильное мистическое видение, продлившееся около двух часов. После видения Паскаль написал на листе пергамента: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и ученых… Радость, радость, радость, слезы радости… Жизнь вечная, в которой они могли знать тебя, единого истинного Бога». Он зашил пергамент в подкладку пальто, и, кажется, аккуратно перекладывал его в новую одежду каждый раз, когда менял ее. Он никому не сказал об этом — слуга нашел пергамент в последнем пиджаке, который носил Паскаль, через несколько лет после его смерти.
Паскаль мог погибнуть в тот день, и ему по-настоящему повезло, что этого не случилось. Но он также верил, что ему повезло и в другом; это исключительное событие заставило его ум так сосредоточиться, что все духовные письмена, которые он написал за годы болезни отца, кристаллизовались. Он считал, что этот инцидент спас его душу так же, как слепой случай спас его тело на мосту, возвышающемся над бурными водами. Вдохновленный этим опытом, он поставил удачу в центре своей христианской апологетики.
В своем богословском шедевре, книге «Мысли», Паскаль подробно остановился на одной из своих самых известных концепций, рожденной из одержимости азартными играми, привитой ему во время его распутных лет, между смертью его отца и его обращением (Паскаль был изобретателем прототипа современной рулетки). Из этого странного союза удачи и теологии Паскаль создал свое бесчестное и знаменитое «пари» — аргумент не для рационализации существования Бога, а для рационализации веры в Бога.
Отражая скептицизм времени, Паскаль утверждал, что мы «не в состоянии знать, есть Он или Его нет». Святоотеческие церковники и средневековые схоласты извели галлоны чернил и ярды пергамента, чтобы рационально доказать существование Бога, но, предвосхищая идеи «Критики чистого разума» Иммануила Канта, появившейся век спустя, Паскаль утверждал, что подобные доказательства напрасны. Между представлениями человека и истинной природой, говорил он, существует «бесконечный хаос, разделяющий нас». Но механизм нашей личной веры может быть в высшей степени рациональным, и чтобы доказать это, Паскаль вернул нас к дымным игорным притонам своего юношеского неблагоразумия.
Паскаль рассуждал, что жизнь является своего рода «игрой» и что наша вера в Бога или его отсутствие является нашим пари относительно конечной природы реальности, и в этом пари мы можем выиграть или проиграть жизнь вечную. Представьте себе, что вся реальность зависит от броска монеты — с одной стороны монеты отчеканена фраза «Бог существует», а с другой: «Бога нет». Вопрос, который задает Паскаль: «На что ставите вы?»
Суть его мысленного эксперимента заключалась в том, что если кто-то ставит на существование Бога, но его не существует, то игрок теряет сравнительно мало (возможно, немного вина, женщин и песен, которыми Паскаль наслаждался во время своих бурных лет). Однако если человек делает ставку на то, что Бог действительно существует, и монета выпадает той же стороной, то игрок награждается вечностью в раю. С другой стороны, если вы оказываетесь правы, что Бога не существует, вы приобретаете немного (опять же — жизнь с конечными удовольствиями). Если ставка на то, что Бога нет, ошибочна, то вы будете наказаны вечным проклятием.
Паскаль писал:
«Но есть вечная жизнь и вечное счастье. Поэтому было бы глупостью не поставить на карту конечное ради бесконечного, если б даже из бесконечного числа случайностей одна только была на вашей стороне, не говоря уже об игре при одинаковых шансах «за» и «против»».
По мнению философа, было бы иррациональным не делать ставку на Бога.
«Если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть».
Вы могли бы воспринимать это пари как какой-то средневековый атавизм, сродни спекуляциям о том, сколько ангелов могут танцевать на булавочной головке. Но это не продукт какого-то иррационального, далекого от современности прошлого. Я думаю — находим мы это убедительным или нет — но пари Паскаля было совершенно современным и могло быть продуктом только того мира, который претерпевает быстрые интеллектуальные изменения.
В более ранних культурах пари Паскаля не служило бы никакой цели: мужчины и женщины с архаичным типом мышления приняли бы веру как нечто само собой разумеющееся (Историк Питер Ласлетт в «Мире, который мы потеряли» пишет: «Все наши предки были в буквальном смысле верующие, во все времена». Классицист Тим Уитмарш, однако, утверждает, что Древние Греция и Рим были пространством для активных атеистических возможностей). Вот почему знаменитые средневековые доказательства существования Бога, написанные богословами-схоластами не были предназначены для того, чтобы убедить кого-либо в существовании Бога. Они были написаны как рациональные выражения божьей утонченности и красоты — не для того, чтобы защищать его, а чтобы прославлять. С другой стороны, Паскаль предложил риторический или психологический аргумент. В отличие от средневековых доказательств, его утверждение о том, что более разумно верить, подразумевало, что неверие является потенциальным вариантом.
Великий французский историк Люсьен Февр в «Проблеме неверия в XVI веке» подробно объяснил, почему «атеизм» был концептуально невозможен до относительно недавнего времени. Такого слова, как «атеист», не было до 1502 года на латыни, до 1549 во французском языке и до 1561 — в английском. Слово «материалист» не возникало до 1668, а «вольнодумец» до 1692. Слово «агностик» не употреблялось до 19-го века. И хотя справедливо утверждать, что понятия могут существовать до того, как появляется термин, описывающий их, примечательно, что даже тогда, когда слово «атеист» было использовано в 16-м веке, оно всегда использовалось для описания других, а не для обозначения авторской позиции.
Кроме того, слово «атеист» в те стародавние времена означало нечто отличное от того, что оно означает сегодня; атеистами называли тех, кто отрицал «правильное» понимание Бога, а не тех, кто считал, что вселенную можно постичь только в материалистических терминах. Если не учитывать потерянный и, скорее всего, апокрифический анонимный памфлет 12-го века под названием «Трактат о трех самозванцах» (под самозванцами подразумевались Иисус, Моисей и Мухаммед), то до 18-го века не было открыто объявленного атеизма. До этого, когда возможность существования атеистов служила для потехи, они маячили больше как богословский Бугимен, так что это была кажущаяся нехватка настоящих атеистов.
Таким образом, можно сказать, что пари Паскаля появилось, когда пришло время. Дэвид Вуттон говорит, что ранний современный период увидел «эпистемологический разлом, понятийную цезуру», которые допускала возможность неверия. А где есть возможность неверия, есть необходимость аргументов, чтобы укрепить веру чем-то вроде пари Паскаля. Пари Паскаля не было ни научным, ни антинаучным — и пари, и наука были продуктами одного и того же модернизационного импульса.
Вопрос: Что такое пари Паскаля?
Ответ: Пари Паскаля названо в честь французского философа и математика 17-го века Блеза Паскаля. Оно изложено в одном из самых известных его произведений – «Мысли о религии и других предметах» – опубликованном посмертно в 1670 г.
Суть пари заключается в том, что, по словам Паскаля, к познанию существования Бога невозможно прийти при помощи интеллекта, поэтому мудро будет жить так, как будто Бог существует, потому что так мы получаем все и ничего не теряем. Если мы живем так, как будто Бог существует, и Он действительно существует, то мы обретем небо. Если Он не существует, тогда мы ничего не потеряем. Если, с другой стороны, мы живем так, как будто Бога нет, а Он на самом деле существует, то мы попадем в ад, потеряв небо и блаженство. Взвешивая эти варианты, становится ясно, что разумнее будет жить так, как будто Бог существует. Паскаль даже предположил, что некоторые в определенное время могут быть неспособны поверить в Бога. В таком случае нужно жить так, как будто они верят. Возможно, со временем это приведет человека к вере.
На протяжении многих лет из разных лагерей высказывались критические замечания относительно пари Паскаля. Один аргумент говорит о том, что нет оснований ограничивать выбор только христианским Богом. Поскольку на протяжении всей истории человечества существовало множество религий, то может быть много потенциальных богов. Другое критическое замечание исходит из атеистических кругов. Ричард Докинз предположил, что бог может вознаградить искреннее неверие и наказать слепую или притворную веру.
Как бы ни было, нас должен беспокоить вопрос, насколько пари Паскаля соответствует Библии. Пари терпит неудачу в нескольких моментах. Прежде всего, оно не учитывает аргумент апостола Павла в послании к Римлянам 1 о том, что знание Бога очевидно для всех, так что мы не имеем оправдания (Римлянам 1:19-20). Даже один только интеллект может привести нас к познанию Господа. Хоть и неполное, но это будет знание. Более того, игнорирования этого познания достаточно, чтобы осудить нас перед Богом. Мы все предстанем перед Его судом за игнорирование истины о Нем.
Во-вторых, в этом пари не говорится о цене, связанной со следованием за Иисусом. В Евангелии от Луки Христос дважды предостерегает нас учитывать цену Его ученичества (Луки 9:57-62; 14:25-33). Он сказал Своим ученикам, что им предстоит потерять свою жизнь, чтобы спастись (Матфея 10:39). Следующие за Ним навлекают на себя ненависть мира (Иоанна 15:19). Пари Паскаля не упоминает об этом. Таким образом, оно сводит веру во Христа к простому легковерию.
В-третьих, оно представляет в ложном свете испорченность человеческой природы. Естественный человек – не родившийся свыше от Святого Духа (Иоанна 3:3) – не может прийти к спасительной вере в Иисуса Христа при помощи анализа затрат и выгод, предлагаемого в пари Паскаля. Вера является результатом рождения свыше, и это – дело Святого Духа. Это не значит, что нельзя просто соглашаться с фактами Евангелия или даже проявлять внешнюю видимость послушания Божьему закону. Один из выводов из притчи Иисуса о сеятеле (Матфея 13) указывает на то, что ложные обращения будут иметь место, пока Он не вернется. Однако свидетельство истинной спасительной веры – это плод, производимый ею (Матфея 7:16-20). Павел высказывает аргумент, что естественный человек не может понять того, что от Духа Божьего (1 Коринфянам 2:14). Почему? Потому что это возможно понять только духовно. Пари Паскаля не упоминает о том, что необходима предварительная деятельность Святого Духа, чтобы привести человека к спасительной вере.
Четвертое и последнее – как апологетический / евангелизационный инструмент (а именно для этого и предназначалось пари) оно сосредоточено лишь на перспективах риска / вознаграждения, что не имеет ничего общего с истинной спасительной верой во Христа. Иисус назвал повиновение Его заповедям свидетельством любви к Нему (Иоанна 14:23). Согласно пари Паскаля человек решает верить и повиноваться Богу, рассчитывая попасть на небеса в качестве награды. Это не уменьшает тот факт, что небеса являются наградой и что мы должны надеяться и желать этого. Но если наше послушание мотивировано исключительно желанием попасть на небеса и избежать ада, то вера и послушание станут всего лишь средством достижения желаемого, а не результатом возрожденного во Христе сердца, которое выражает веру и послушание из любви к Нему.
В заключение, пари Паскаля, хотя и является интересной философской мыслью, не должно иметь места в евангельском и апологетическом репертуаре христианства. Верующие должны делиться и проповедовать Евангелие Иисуса Христа, которое само по себе «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Римлянам 1:16).