La leggenda del pianista sull’oceano
драма
Музыкальный фильм
Джузеппе Торнаторе
Франческо Торнаторе
Марко Хименц
Лаура Фаттори
сценария
Джузеппе Торнаторе
Алессандро Барикко
ролях
Тим Рот
Пруитт Тейлор Винс
Лайош Кольтаи
Эннио Морриконе
Medusa Produzione, Sciarlò
120 мин.,
170 мин. на итальянском
США США
Италия Италия
Великобритания Великобритания
Франция Франция
английский, итальянский и французский
ID 0120731
«Легенда о пианисте» (итал. La leggenda del pianista sull’oceano — «Легенда о пианисте посреди океана», англ. Legend of 1900 — «Легенда о Тысяча девятисотом») — кинофильм итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе в жанре музыкальной драмы. Фильм снят по книге Алессандро Барикко «Новеченто» («Двадцатый век»).
Сюжет
Это фильм-эпопея, ибо на одном-единственном корабле уместилась целая эпоха, целый мир. Удивительный мир музыки, дружбы, любви, страдания, проходящих перед глазами героев в течение многих лет. Это история гениального пианиста, родившегося и всю жизнь прожившего на корабле, где он прославился игрой на рояле. Повествование ведётся от лица его друга-трубача, игравшего с ним в оркестре. В первый день 1900 года на трансатлантическом пароходе «Вирджиния» в коробке из-под лимонов был найден младенец. Мальчик вырос и провел всю свою жизнь на громадном океанском лайнере, курсирующем между Америкой и Европой, ни разу не сойдя на берег. Загадочным образом научившись играть на рояле, мальчик, получивший имя Дэнни Будмен Т. Д. Лемон Тысяча-девятисотый, стал настоящим виртуозом и развлекал публику, играя в ресторанном оркестре. С ним связаны потрясающие истории, а его жизнь превратилась в красивую легенду.
В ролях
- Тим Рот — Новеченто (Дэнни Будмен Т. Д. Лемон 1900)
- Прюитт Тейлор Винс — Макс Туни
- Мелани Тьерри — девушка
- Билл Нанн — Денни Будман
- Кларенс Уильямс — Джелли Ролл Мортон
- Питер Вон — Попс, владелец магазина
- Найел О’Брайан — портовый мастер
- Гэбриел Лавиа — фермер
- Вернон Нэрс — Фриц Херманн, руководитель группы
- Кори Бак — юный Тысяча Девятьсот
- Харри Дитсон — капитан
Съёмочная группа
- Авторы сценария:
- Джузеппе Торнаторе
- Алессандро Барикко
- Режиссёр: Джузеппе Торнаторе
- Оператор: Лайош Кольтаи
- Композитор: Эннио Морриконе
- продюсеры:
- Марко Хименц
- Лаура Фаттори
- Франческо Торнаторе
Награды и номинации
Награды
- 1999 — Премия «Давид ди Донателло»
- Лучшая операторская работа — Лайош Кольтаи
- Лучший дизайн костюмов — Маурицио Милленотти
- Лучший режиссёрская работа — Джузеппе Торнаторе
- Лучшая музыка — Эннио Морриконе
- Лучший дизайн — Франческо Фригери
- 1999 — «Премия Европейской киноакадемии»
- Лучшая операторская работа — Лайош Кольтаи
- 2000 — Премия «Золотой глобус»
- Лучшая музыка к фильму — Эннио Морриконе
Номинации
- 1999 — Премия «Давид ди Донателло»
- Лучший фильм
- Лучший сценарий — Джузеппе Торнаторе
Ссылки
В Викицитатнике есть страница по теме
Легенда о пианисте
- «Легенда о пианисте» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Легенда о пианисте (англ.) на сайте allmovie
Я не могла представить лицо Новеченто, но зато отчетливо представила его руки. Длинные и изящные пальцы, молниеносно передвигающиеся по клавишам. Небольшие мозоли на подушечках, аккуратные ногти овальной формы. Все в его руках было изящным, даже каждое движение в самой дурацкой мелодии, которую можно было придумать. А сам по себе он был простым до горя. Никогда он не гнался ни за славой, ни за деньгами. Они ими не управляли. Им управляло море, он — мелодией и волнами. Он танцевал, вздымая музыку и морской бриз . Он этим жил с рождения. Единственная причина, по которой он хотел бы сойти с корабля — увидеть море оттуда. Какой же преданный человек был этот Новеченто.
«Вам никогда не бывало страшно, что вас разорвет на мельчайшие части при мысли одной об огромности мира? «
Есть огромный мир и крошечный, в сравнении, пианист, не видевший его, но чувствующий.
«Он умел слушать. И умел читать. Не книги — они все хороши, — он умел читать людей. Следы, которые на них оставляли места, звуки, родная земля, жизненные происшествия…»
Книга, безусловно, хороша. Но не прониклась я ей почему-то. Не мое это.
Когда встречаются два гения — Торнаторре и Морриконе — результат поражает.
Фильмы для меня похожи на гастрономию…есть кино, напоминающее попкорн — не задумываясь над вкусом, просто машинально опускаешь руку раз за разом в банку, пока не нащупываешь дно — такой зрелищной жвачки на экранах 90%
Есть фильмы подобные вкусному домашнему маминому обеду — их смотришь с удовольствием, раз за разом, тоже не особо напрягая мозг, а просто наслаждаясь происходящим — это, наверное, наши любимые отечественные фильмы периода СССР.
Есть молекулярная кухня — начинаешь с опаской — что это, мол, за икра из мороженого, вкус непонятен, но красивая картинка, да и модная это штука — молекулярная кухня….большинство фильмов жанра арт-хаус, наверное, напоминают ее.
А есть признанные шедевры ресторанов Мишлен….когда ты растворяешься в блюде, готов его поглощать вилку за вилкой, когда в этом гастрономическом оргазме задействованы все органы чувств- обоняние, осязание, запах…вокруг тебя белоснежные скатерти и идеальное обслуживание. В такие рестораны мы ходим раз-два в год, и не потому, что не можем себе позволить делать этого чаще, а потому, что чаще просто не надо…наслаждение не должно быть банальным и ежедневным, его нужно ценить….
Из такого долгого предисловия, наверное, совершенно ясно, к какой «кухне» я причисляю этот фильм. Впервые я посмотрел «Легенду о пианисте» в 1999 году на VHS-видеокассете на французском языке с русским отвратительнейшим дубляжом, но всё равно был растворён в этом фильме…очарован музыкой, сражён актёрской игрой. Я открыл для себя Тима Рота и до сих пор не могу его воспринимать никак иначе, нежели 1900-го. Это фильм не для кинотеатра, не для масс. Он для полумрака, для дивана и пледа, для погружения в него полностью и без остатка. Тогда ты услышишь голос рассказчика, и, действительно, поймешь, что «жизнь не кончается, когда у тебя есть история, и друг, кому ты можешь ее рассказать»…