Урми́йская духо́вная ми́ссия (Ру́сская духо́вная ми́ссия в Урми́и) — миссия Русской православной церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия на северо-западе Ирана. Учреждена в 1898 году вслед за присоединением сирохалдейцев во главе с епископом Мар-Ионой к Русской православной церкви. Фактически прекратила существование в 1918 году.
Содержание
История
С конца 1850-х годов возможность сближения урмийских несториан с Православием неоднократно рассматривалась в Святейшем Синоде. К 1890-м годам у большинства лиц, изучавших этот вопрос (среди них были иерархи, возглавлявшие Грузинский Экзархат, богословы из СПбДА, чиновники Министерства иностранных дел), сложилось убеждение, что необходимо пойти навстречу желанию несторианской Урмийской епархии во главе с епископом и принять их в общение. Отдельной темой обсуждения стал вопрос о чиноприёме. Возобладало мнение, что, подобно римо-католикам и армянам, несториан следует принимать 3-м чином (через отречение и покаяние), духовенство должно приниматься в сущем сане. В 1897 году из России в Урмию были командированы 2 священника для выяснения, готовы ли несториане присоединиться к Православию. Для представления в Синод они составили огромные списки духовенства и мирян (ок. 9 тыс.), желающих воссоединения. К началу 1898 года основные вопросы были разрешены, и в феврале делегация урмийских несториан во главе с епископом Ионой прибыла в Санкт-Петербург.
Присоединение сиро-халдейских несториан к православной церкви в 1898 году. Санкт-Петербург
25 марта 1898 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершён чин присоединения к Православию епископа Ионы и других членов делегации. Было произнесено отречение от ереси Нестория, подписан акт воссоединения (написан по-сирийски рукой В. В. Болотова) и совершена Божественная литургия, за которой епископ Иона сослужил членам Святейшего Синода. Урмийская и Супурганская епархия была объявлена православной, а епископ Иона вошёл в состав российского епископата с назначением жалования из казны. На следующий день постановлением Синода для утверждения в Православии новоприобретенной паствы была открыта Урмийская духовная миссия.
В 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство, имевшее целью содействовать православной Урмийской миссии в Персии в обращении несториан и служить нуждам и пользам православной церкви в пределах Урмийской области. В том же году был рукоположен во епископа архимандрит Илия (Абрагамов).
С 1905 года миссией издавался журнал «Православная Урмия» на сирийском и русском языках.
На 1905 год имела двух епископов (этнических ассирийцев) и более 60 священников и диаконов, располагала около 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся (одна — при миссии, с пансионом на 50 человек).
С 1913 года начальник Урмийской миссии был возвышен до уровня епископа с титулом Салмасский.
В 1914 году из-за начавшейся I Мировой войны часть миссии была эвакуирована в пределы Российского Закавказья.
С 1917 года Русская церковь уже не могла более поддерживать Урмийскую миссию. Начальники миссии перестали назначаться.
В 1918 году христиане северной Персии вновь подверглись гонениям со стороны мусульман, и около ста тысяч христиан бежало на юг, в Ирак. Многие из них так и не сумели спастись от мусульман и были убиты.
В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. В 1922 году Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской духовной миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году.
В декабре 1928 года умер епископ Мар-Илия. Его преемником был избран протоиерей Моисей Геваргизов, постриженный в монашество с именем Иоанн и 18 декабря 1931 года хиротонисанный во епископа, после чего до 1945 года пребывал в Багдаде, где проживала большая часть его паствы. Затем он эмигрировал в США, где жил до своей кончины в 1962 году, окормляя ассирийских эмигрантов.
Начальники миссии
Примечания
Литература
- Урмийская православная миссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сергий (Лавров) «Начало православия в Салмасе (в Персии)» // Прибавление к «Церковным Ведомостям» 1914, № 10, с. 544—548.
- Bolshakoff, Serge. The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church. SPCK London, England, 1943
- Abramtsov, Father David «The Assyrians of Persia and the Russian Orthodox Church» One Church No. 6, 1960
- Coakley, James F. The Church of the East and the Church of England: A History of the Archbishop of Canterbury’s Assyrian Mission. — Oxford : Clarendon Press, 1992.
- Протоиерей Аркадий Маковецкий «Белая Церковь: Вдали от атеистического террора»
- (1996) «Российская православная миссия в Урмии (1898-1918)«. Христианское чтение 13: 73—112.
- Садо, Стефан (1997). «Профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в.«. Христианское чтение 14: 97—123.
- Ольга Ходаковская Там где сияют горные вершины Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика. Алма-Ата 2012
- Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) «Осолить Вселенную»: История православной миссии в Иране
- Wilmshurst, David. The Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318–1913. — Louvain : Peeters Publishers, 2000.
Этот народ был известен под разными именами: греки и римляне называли их сирийцами, армяне – айсорами, а персы – назран (не путать с городом в России!). Это не удивительно: за свою многотысячелетнюю историю они повстречали и пережили многих. Однако с 609 года до н.э. своего государства один из древнейших в мире народов не имеет. А потому живущие в России ассирийцы могут смело назвать ее своей родиной и единственным домом.
Крещение и голубые бусы
Скажи «Ассирия», и у любителя истории появится много поистине легендарных ассоциаций. Месопотамия, Вавилон, Шумер, Александр Македонский – это все про нее. История в два с половиной тысячелетия – богатство ассирийцев. Еще одно – их язык. Этнографы считают, что сегодня это едва ли единственный народ, говорящий на одном из диалектов арамейского языка – того самого, на котором проповедовал Иисус Христос. Кроме того, именно ассирийцы одними из первых приняли христианство.
За многие века на территории Месопотамии рождались и погибали империи. Ученые считают, что в этих кровавых сменах эпох ассирийцы не были стерты с лица земли, потому что сформировали общность не только на основе кровных связей. Из ассирийцев, хурритов, субарейцев и арамейцев сложился собственно ассирийский народ. Основой стала самая древняя культура — ассирийская, общий язык, а в нашей эре – уже и религия. Уже в I веке н.э. они приняли христианство. Его роль в жизни народа была выше, чем роль государства.
Большинство ассирийцев являются прихожанами Ассирийской церкви Востока. Как и все прочие христиане, они почитают Иисуса Христа и его мать Деву Марию. В сирийском языке нет слова «Богородица», поэтому ее называют Госпожа Мария (Март Мариам). Иконы для них не являются обязательным элементом храма, а на традиционном равноконечном кресте Ассирийской церкви нет распятия. Богослужения ведутся на старосирийском языке, на западном диалекте которого разговаривал Иисус Христос. Подавляющее большинство российских ассирийцев православные, но есть среди них и католики.
Вместе с тем, при всей религиозности многие ассирийцы любят гадать и узнавать свою судьбу. Например, с помощью особого прочтения своего имени: каждой букве алфавита соответствует свое число, с этими цифрами надо провести несколько математических манипуляций. Конечное число даст ответ на вопросы о судьбе человека. Кроме того, считается, что бусы голубого цвета могут защитить от дурного глаза.
Как завоевать авторитет и любовь
У ассирийцев есть свой этикет, сформировавшийся благодаря особенностям их образа жизни. Например, из-за того, что народ пережил множество войн и междоусобиц, одним из главных качеств благородного человека всегда считалась смелость. Однако не лихая, опрометчивая, а рациональная и приносящая пользу обществу.
Не меньше ценится и искренность. Человек должен говорить правду, даже если это принесет ему вред. Слово вообще имеет огромную цену в представлении ассирийцев. С одной стороны, дал слово – держи. С другой, не болтай зря, не будь легкомысленным, не сплетничай.
Если обладаешь смелостью, великодушием, щедростью, уважаешь старших, ты можешь считаться благородным человеком. А к авторитету в обществе ассирийцы относятся очень серьезно. За тем, чтобы родственники вели себя подобающе, следит вся семья, ведь честь каждого – это честь семьи.
Есть у ассирийцев и свои правила гостеприимства, причем как для хозяина, так и для гостя. Хозяин обязан принять у себя визитера так, словно это посланник небес, должен быть щедрым и приветливым. «С приходом гостя, в дом приходят счастье и радость», — уверяет старинная поговорка. Но и гость должен вести себя соответствующим образом: есть и пить немного, не задерживаться и не вмешиваться в дела хозяев, не появляться в чужом доме слишком часто. На этот счет тоже имеются поговорка: «Ходи в гости через день — и ты завоюешь любовь».
Что такое несчастная женщина
Ассирийская семья всегда была патриархальной, с четко прописанными ролями. Глава семьи – мужчина, задача женщины – воспитывать детей и вести домашние дела. Очень долго считалось, что работать вне дома может только несчастная женщина – та, у которой нет мужа или он не способен обеспечивать семью. Впрочем, и в этих случаях ее брал под опеку кто-то из родственников. Трудиться она могла только в женском коллективе, покидать дом в сопровождении пожилой дамы или родственника-мужчины. В древности взрослая женщина закрывало лицо. Некоторые этнографы полагают, что подобный обычай мусульмане заимствовали именно у ассирийцев.
У ассирийской свадьбы множество особенностей, которые в нашем обществе принято считать традиционно «восточными». Например, равнинные ассирийцы могли похищать невесту из ее дома. Горные сватали девушку, предлагая ей кольцо, которое она должна была или отдать, или надеть на палец. У всех было принято платить выкуп за невесту, которая считалась собственностью ее отца. Тот, в свою очередь, был обязан выдать ей приданое. Брак освящался церковью, обязательным было венчание. Правда, и с астрологом о дате свадьбы посоветоваться не забывали. Пировали в доме жениха, и из своей комнаты молодые не выходили три дня и три ночи. Через месяц после свадьбы они на время уходили жить в дом жены, потом возвращались в дом мужа и оставались там.
Выйдя замуж, девушка становилась собственностью новой семьи. Она должна была быть кроткой, во всем угождать родителям мужа. Ослушание грозило разводом, а вернуться в дом отца было огромным позором.
Заключать браки ассирийцы стремились внутри своего народа. Породниться с «чужаками» считалось неправильным. Даже в ХХ веке ассирийцы могли объехать множество соседних городов, чтобы найти подходящую детям пару.
Приходите на шару
Большинство ассирийских праздников имеют религиозную основу или уходят корнями в тысячелетнее прошлое. Например, новый год отмечают 1 апреля. Этот праздник называется Ха б-Ниссан. В Месопотамии в конце марта – начале апреля разливались великие, дающие жизнь реки Тигр и Евфрат. С этого времени начинался новый хозяйственный цикл, жизнь побеждала смерть. Новый год праздновали 12 дней и ночей, но главной была ночь на 1 апреля. Интересно, что для этого дня ассирийцы проращивали пшеницу. Позже этот обычай стал частью Навруза. Возможно, именно от ассирийцев пришла и другая традиция.
Считается, что прообразом новогодней ели стало священное дерево ассирийцев: его изображали как ствол с украшенными горящими огнями ветвями, на концы которых насажены яблоки.
Одними из любимейших праздников ассирийцев являются дни святых Мар-Зайя (в январе и июне) и Мар-Ншалъ (в августе), день Мат Марьям – Успение Богородицы. Считается, что именно благодаря ассирийцам и их торжествам у нас появилось выражение «на шару». «Шара» — один из вариантов слова «праздник». На праздники было принято угощать любого гостя, который заглянет в дом. Отказать нельзя было даже бедняку или незнакомцу.
Спасение от геноцида
Сегодня ассирийцы проживают во многих странах мира – от Ирана и Сирии до США, Армении и России. Наибольшее число ассирийцев прибыли в Российскую империю в 1914-1915 годах, после разгрома антиосманского восстания и геноцида, ставшего его следствием. Тогда представители этого народа без преувеличения нашли спасение под властью российского царя, ведь были уничтожены сотни тысяч их соплеменников – те, кто не успели скрыться от турецких гонений.
По переписи 2010 года, в нашей стране насчитывается чуть больше 11 тыс. ассирийцев. Самые крупные общины находятся в Москве, Краснодарском крае и Ростовской области. Конечно, на новой земле им пришлось приспосабливаться к новым реалиям и в некоторой степени ассимилироваться. Например, русифицировались ассирийские фамилии: Бен-Йохананы стали Ивановыми. Однако в России ассирийцы смогли сохранить не только свои жизни, но и традиции и даже язык.