13 октября 2020 года, на 57-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине протоиерей Димитрий Арзуманов.
***
Отец Димитрий родился 20 ноября 1963 году в Риге в семье музыкантов, а детство провел в Душанбе, куда переехали его родители. Здесь он закончил Республиканскую специальную музыкальную школу, после чего, в 1981 году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию на фортепианное отделение. В том же году в жизни молодого пианиста происходит решающее событие — он знакомится с известным ленинградским пастырем протоиереем Василием Лесняком и принимает крещение, после чего начинается путь его воцерковления.
В годы учебы Дмитрий встречает свою будущую супругу, Марию Арьевну Кий, в 1987 году они вступают в брак, в котором у них родилось девять детей.
В 1992 году супруги переезжают в Москву. Дмитрий устраивается на работу концертмейстером в детскую музыкальную школу № 58 (ныне ДМШ им. М.И. Глинки). Здесь он начинает посещать возрождающиеся храмы Николо-Перервинского монастыря, где участвует в богослужениях в качестве певчего и регента, принимает активное участие в восстановительных работах, на некоторое время становится завхозом подворья.
Вскоре Господь призывает будущего пастыря к служению у Своего Престола. 6 ноября 1993 года епископ Тверской и Кашинский Виктор (ныне — митрополит, на покое) рукополагает Дмитрия Арзуманова во диаконы, а 1 января 1994 года — во священники, и направляет служить в Вознесенский собор города Кашина Тверской области. В 1995 году о. Димитрий назначается управляющим ремонтно-строительными работами возрождающегося Николаевского Клобуковского женского монастыря Кашина.
За время служения в Тверской епархии о. Димитрию, помимо многих трудов по восстановлению монастырских храмов, а затем и кашинской Крестознаменской церкви, удалось открыть первую в Кашине воскресную школу, собрать православное молодежное движение, инициировать возрождение торжественного празднования преставления благоверной княгини Анны Кашинской 2/15 октября, которое было оставлено после революции.
В 2001 году о. Димитрий указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II зачисляется в клир Москвы и назначается штатным священником храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. С 2006 года, согласно указу Его Святейшества, он становится исполняющим обязанности настоятеля Иоанновского храма. Небольшой деревянный храм в относительно новом московском районе смог трудами батюшки вместить большой, крепкий и дружный приход, где отношения между людьми можно поистине назвать братскими и семейными. Жулебинский приход стал одним из самых активных в округе — трудами о. Димитрия и благодаря сплоченности общины здесь, помимо воскресной школы для детей и взрослых, появились многочисленные детские кружки, молодежное объединение, социальная служба, семейная Православная общеобразовательная школа. Под началом о. Димитрия в жулебинском храме был воспитан не один будущий священнослужитель.
В 2008 году приход приступил к строительству величественного каменного храма в честь Сретения Господня. Отец Димитрий вкладывал все силы в его созидание. Сегодня, когда храм возведен и ожидает освящения великим чином, Господь призвал Своего верного труженика в вечность.
За время служения о. Димитрий был неоднократно отмечаем Священноначалием церковными наградами. В 2008 году Святейшим Патриархом Алексием он был возведен в сан протоиерея, последней высокой наградой за усердное служение Церкви Божией — правом ношения наперсного креста с украшениями — удостоил его в 2018 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
По материалам сайта Юго-Восточного викариатства
Московская городская епархия
Жизнь православного подвижника скрыта от глаз людей. Книга с древних времен была связующей нитью между нами и его духовным опытом. Каждое слово в ней прошло через огонь искушений, и все они будто бы обращены лично к нам. Одной из таких бесценных книг стал новый сборник «Жить в присутствии Бога» по трудам архимандрита Эмилиана (Вафидиса).
Архимандрит Эмилиан (Вафидис, 1934–2019), великий старец наших дней, посвятил себя возрождению монашества в Греции. Он возобновил иноческую жизнь в монастыре Преображения Господня в Великих Метеорах и обители Симонопетра на Афоне. Под его непосредственным духовным руководством сформировался ныне крупнейший греческий женский монастырь Ормилия. Благодаря старцу Эмилиану большая часть афонских обителей вернулась от особножития к традиционному общежительному устройству. Он оставил богатое богословское наследие, которое по глубокому смирению подвижника при его жизни почти не публиковалось. Сегодня в Греции и других православных странах выходят в свет толкования святых отцов Церкви, монашеских канонов, библейских текстов, проповеди и другие творения архимандрита Эмилиана.
Божественный Промысл и свобода человеческой воли, грехи и добродетели, молитва и богослужение, семейная жизнь и монашество – так пунктиром можно обозначить основные темы сборника «Жить в присутствии Бога». Слова архимандрита Эмилиана – это многовековая традиция Православной Церкви, пережитая им заново. Известно, что старец был опытным делателем Иисусовой молитвы, настоящим подвижником. Он стремился приблизить, сделать понятным для его духовных чад святоотеческое наследие. Архимандрит Эмилиан устремляет нас к духовным вершинам, пробуждает в нас тоску по Небесному Иерусалиму, чтобы мы были упорны в своей борьбе с грехом: «Бог создал нас не для рабства, Он создал нас для свободы, для той свободы, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1). Однако свобода — это обоюдоострый меч, она ведет нас или в рай, или в ад». Те, кто хочет использовать свою свободу во благо, найдут ответы на многие вопросы в словах отца Эмилиана. Тонкий знаток человеческой природы, он обнаруживает истинные причины даже, казалось бы, незначительных слабостей. Так, например, о том, стоит ли сидеть на службе, он замечает: «Устаем мы в большинстве случаев не от работы, а от душевной вялости».
Отец Эмилиан учит нас тому, что подвизаться призван каждый христианин, будь он человеком семейным или монахом. Мирян он спрашивает: если вы не можете ужиться с людьми на земле, то как будете жить на небе? Он показывает, как правильно относиться к ближним и к себе, чтобы нас связывали любовь и согласие. Иноков он побуждает быть достойными своего высочайшего призвания. Архимандрита Эмилиана можно назвать певцом монашества. «Нет в мире ничего подобного монашеской жизни, разве что жизнь ангельская. Легкий трепет ангельских крыл наполняет весь мир, и ангелы невидимо присутствуют повсюду. Ангельского чина подражателями призваны стать мы, монахи», – так проникновенно пишет старец. Эта книга исполнена истинно монашеского духа, и свидетельствует об огромной духовной силе иночества, которое молитвенно предстоит перед Богом.
Мистический опыт архимандрита Эмилиана, как яркое пламя, способен осветить путь многим христианам. Он призывает нас совлечь с себя ветхого человека, порабощающее «я», и увидеть, что каждую секунду мы находимся в присутствии Бога. Именно богообщение способно изменить наши сердца. А как говорит старец, «поучение Божие — это присутствие Бога в истории, в Писании и в нашей личной жизни, благодаря которому Он нас оправдывал, очищал, избавлял от страстей и грехов, являл нам чудеса или откровения. Нет человека, у которого не было бы такого личного опыта». Нужно только правильно посмотреть.
Приобрести книгу «Жить в присутствии Бога» можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ