В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 г. рядом с шахтой построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 г. была отслужена первая Божественная Литургия под предстоятельством архиепископа Мелхиседека Свердловского и Курганского, в те годы возглавлявшего епархию.
22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс).
Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная Литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 г., а 4 ноября 2000 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.
Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских и совмещенный с ним Братский корпус), Часовню во имя св. прпмц. Вел. Кн. Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки. Монастырь проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоуимущим людям.
В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , обращаясь к собравшимся он сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих — преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним».
В Екатеринбургской духовной семинарии состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии».
Речь на очередной встрече, которую традиционно организовали Екатеринбургская духовная семинария и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, шла об основных методах датировок археологических и палеонтологических находок. С докладом выступил игумен Моисей (Пилатс) — игумен Алапаевского монастыря, кандидат богословия, заведующий Библейско-богословской кафедрой ЕПДС, неоднократный участник церковно-археологических экспедиций.
Как отметили организаторы семинара, многие методы датировок археологических и палеонтологических находок развивались и оттачивались в течение десятилетий и даже столетий. Вопрос датировок для богословия весьма значимый, поскольку длительности событий, указанные в Священном Писании и Священном Предании в неких единицах («день», «век», «век веков») расходятся с научными данными нередко в миллионы раз при условии, что эти единицы не меняли своей длительности от Сотворения мира.
Отец Моисей, как истинный ученый, прежде всего обозначил и расклассифицировал те методы датировок, которых он собирался коснуться. Он выделил две группы датировок: абсолютное датирование, устанавливающее дату начала события в череде палеонтологической летописи, и относительное датирование, позволяющее установить длительность события без привязки к конкретной дате.
Как рассказал докладчик, самым современным методом абсолютного датирования является радиоуглеродный анализ (автор — Уиллард Либби, 1908-1960). Не вдаваясь в тонкости этого метода, отметим, что он основан на данных о скорости разложения радиоактивного углерода 14C, период полураспада которого, составляет 5730 ± 40 лет. Лаборатории, занимающиеся радиоуглеродным анализом, — это современные наукоемкие организации. Метод радиоуглеродного датирования позволил английскому археологу Джону Гарстангу (1876-1956) уточнить датировку падения Иерихона, когда иудеи, возглавляемые Иисусом Навиным, окружили город. По результатам исследований Гарстанг опубликовал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «город IV», примерно 1400 г. до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I). Как отметили организаторы, отец Моисей рассказал еще много удивительного о разрушении Иерихона, но это уже не касалось радиоуглеродного анализа.
Далее отец Моисей рассказал, что ближе всего к современности история Туринской плащаницы. Согласно радиоуглеродному анализу трех образцов ткани боковой полосы возраст плащаницы 1260-1390 ± 40 лет г. н. э. Исследование проведены солидными лабораториями Оксфордского Университета штата Аризона и Швейцарского института Технологии. Сразу же апологеты радиоуглеродного метода стали утверждать, что Туринская плащаница — подделка средневековых алхимиков, но отнюдь не ткань, в которую было завернуто тело Господа нашего Христа Иисуса после снятия его с Креста. Правда, было не вполне понятно, почему эти «зловредные» алхимики решили обмануть людей именно нашего времени, ведь радиоуглеродный анализ, фотография высокой степени разрешимости стали применяться лишь с прошлого века, отметил отец Моисей. И вот здесь-то, кроме радиоуглеродного анализа, пришлось использовать другие методы абсолютного датирования.
Очень помог споро-пыльцевой анализ: пыльца растений с плащаницы принадлежит солелюбивым растениям, которые встречаются только в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос. Почему же ошибся радиоуглеродный метод? Плащаница имеет долгую и трудную истории. В частности, она перенесла пожар. А это вполне может внести коррективы в радиоуглеродные датировки.
Кроме упомянутых выше методов, отец Моисей рассказал о ряде других методов датировок.
Например, термолюминисцентный метод, позволяющий датировать керамические образцы; дендрохронологический метод, связывающий длительность периода с годовыми кольцами деревьев; керамические часы, основанные на анализе керамики; эпиграфика, берущая за основу содержание и формы надписей на камне, керамике, металле и пр.; нумизматика. Каждый из этих методов дал неоспоримое доказательство историчности тех или иных Библейских событий.
Так, дендрологический метод позволил подтвердить историю Иосифа, проданного в египетское рабство: согласно Библии, Иосиф смог предсказать фараону урожайные и неурожайные годы. Дендрологический анализ артефакта (деревянного ящичка) доказал существование семи очень широких годовых кругов (7 сытых лет), которые сменялись семью очень узкими кольцами (7 голодных лет).
Нумизматика еще раз подтвердила реальность Понтийского Пилата: были найдены монеты с его изображением и абсолютно недвусмысленными надписями.
Отец Моисей принес несколько экспонатов своей керамической коллекции. Это очень волнующе, подержать в руке кусочек керамики, которому более 2000 лет! – отметили участники семинара.
По словам организаторов семинара, докладчику, как всегда, было задано множество вопросов. Частично ответы на них можно услышать на радио «Воскресение» в программе Анны Буданцевой «Гость студии» (выйдет в эфир в конце марта).
Отец Моисей согласился прийти на следующее заседание, которое состоится во второй половине апреля и будет посвящено вопросом устройства мира. Предполагаются два докладчика: профессор Виталий Леонидович Гапонцев, доктор физико-математических наук и иерей Константин Корепанов, преподаватель Миссионерского института.
Привел монастырь к финансовому кризису наместник — игумен Моисей.
— Ну задержали, всяко бывает, пусть даже месяц-другой, но ведь не год же не платить людям денег! – в сердцах говорит Геннадий Александров.
Геннадий Александрович – жестяных дел мастер. Вместе с десятком других работников (плотников, каменщиков, плиточников) весь последний год он трудился над возведением Екатерининской церкви. Церковь находится в самом городе Алапаевске, но относится к мужскому монастырю Новомучеников Российских – тому самому, что поставлен на месте гибели членов царской семьи. На строительстве монастыря Александров проработал последние 10 лет. Все кровли надворных построек – его рук дело. Говорит, что раньше платили исправно. Сегодня, устав ждать, кровельщик Александров уволился.
Привел монастырь к финансовому кризису наместник — игумен Моисей. Внятного ответа о том, когда же начнут платить по долгам, строители от него получить так и не могут. Все махает рукой да жалуется на отсутствие денег. О денежных трудностях в монастыре не скрывают.
— В связи со строительством храма святых Царственных Страстотерпцев у нашего монастыря образовалась большая задолженность — 1 миллион 500 тысяч рублей, — такое объявление висит на главной странице монастырского сайта. – Просим Вашей помощи…
В Екатеринбургской епархии в курсе сложившейся ситуации. Но от официальных комментариев церковное ведомство пока отказывается. Тем временем строители подумывают, не пожаловаться ли на монастырское начальство в прокуратуру.
Справка «КП»
Мужской монастырь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года погибли Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез. Их живыми сбросили в шахту.
Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (храм + Братский корпус), Часовню во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки.
Закладку первого камня в фундамент монастыря освещал епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никон. 23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.