Фотоальбом
Бзыбская котловина славится своими густыми хвойными лесами, необыкновенными водопадами, бурными потоками чистейших горных рек, протекающими в ущельях между скалами.
Правда, добраться в этот удивительный уголок не так-то просто. Псху – самое труднодоступное село Абхазии. Оно находится на высоте 760 метров над уровнем моря. Дороги, связывающие село с внешним миром, ведут через горные перевалы Анчха и Гудаута, преодолеть которые под силу далеко не каждой машине. А восемь месяцев в году сюда можно долететь только при помощи малой авиации — вертолетом или самолетом АН-2, больше известным как «кукурузник».
В селе Псху и по склонам окружающих его гор в годы богоборческих гонений прошлого столетия скрывались от репрессий изгнанные из своих обителей монахи. В результате проведенных в горах Абхазии массовых облав в 1930 г. органы ОГПУ выявили и арестовали несколько сот бывших насельников Ново-Афонского монастыря, а также бывших насельников Афонских подворий, скрывавшихся после их закрытия в горной местности Северного Кавказа: часть монахов расстреляли, а 250 насельников арестовали, депортировали из Псху и многие из них приняли мученическую кончину от потопления в Черном море. Среди репрессированных было немало иноков, что вернулись на Родину с Афона в 1913−14 гг., перед началом Первой мировой войны. По сведениям ОГПУ, только к началу 1927 года в горном районе Псху и озера Рица скрывалось до 400 монахов.
Во времена хрущевских гонений в Кавказских горах подвизались отцы, изгнанные из Глинской пустыни: владыка Зиновий (Мажуга), архимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Серафим (Романцов), позже – архимандрит Виталий (Сидоренко) и др.
Владыка Зиновий, архим. Андроник и архим. Серафим в 2010 году были прославлены как преподобные отцы.
В окрестностях этих мест есть святой источник, собирающийся из множества родничков на месте расстрела монахов в годы гонений.
Сейчас на Псху продолжается подвижническая жизнь – в горах есть монахи-отшельники, а в самом селе действует два храма – старый в честь Пресвятой Троицы и новый – св. Иоанна Предтечи. Новый храм построен недавно по благословению одесского старца схиархимандрита Ионы (Игнатенко). А старый был когда-то устроен в простом деревенском доме вместо сгоревшего Троицкого храма.
Приведение в порядок этого старенького храма к престольному празднику и стало главной целью нашей поездки. Остановились мы в скиту Параскево-Вознесенского монастыря, с насельницами которого часть наших прихожан связывает давняя дружба.
Как рассказали нам местные жители, зима в этом году на Псху была тяжелой – высота снежного покрова доходила до двух метров. Из-за сырости глиняная обмазка и побелка в нижней части храма во многих местах повредилась, а деревянный крест на крыше сильно порос мхом. Мы занялись восстановлением так и не дождавшись хорошей погоды, под почти непрекращающийся моросящий дождик. Никто из нас никогда не занимался строительством мазанок, поэтому учиться приходилось на ходу под руководством брата Николая (при жизни схимонаха Кассиана, подвизавшегося в течение нескольких десятков лет в районе озера Амткел, Николай был его послушником до последнего дня старца).
Внутри храма, несмотря на простоту убранства, возникают особые чувства – и это не удивительно, ведь в нем на протяжении многих лет молятся не только монахи и миряне, живущие непосредственно в самом селе, но и отшельники, спускающиеся иногда с гор для того, чтобы причаститься. Подсвечники в храме деревянные, сделанные местным умельцем Анатолием.
Отдельная комнатка с библиотекой – бывший класс воскресной школы (сейчас дети занимаются в школе, построенной при новом храме). Кстати сказать, нас приятно удивило, что в воскресенье после службы в воскресную школу собралось человек пятнадцать детей, при том, что в общеобразовательной школе учится чуть больше сорока человек. Общеобразовательная школа тоже новая, в ней занимаются ребята из разных горных сел (некоторым приходится добираться от дома пешком в течение полутора часов).
При перелете на Псху и обратно мы останавливались в очень красивом Драндском монастыре в честь Успения Божией Матери неподалеку от Сухума. На этом месте удивительным образом соседствуют древний Успенский храм, совсем недавно освященный источник в честь св. Никиты (бесогона) и находящаяся сразу за забором абхазская тюрьма.
Храм в Дранде является ценнейшим памятником древней христианской архитектуры Абхазии. Он был построен в VI веке византийским императором Юстинианом, который даровал его принявшим христианство абазгам (предкам абхазов). Создание Успенского собора в Дранде описано в трудах придворного историка императора Юстиниана Прокопия Кессарийского, который называл его шедевром византийской архитектуры. В соборе на стене находится большая икона с сюжетом побивания беса кандалами святого Никиты, а некоторые иконы довольно сильно мироточат.
Пролог
На маленькой площадке перед входом в храм Преображения Господня, защищенной от сильных ветров с северной и с западной сторон невысокой стеной, около самой двери храма, в рассеивающемся предрассветном сумраке виднелись две женские фигуры.
Одна из них, высокая, статная с величественно-смиренной осанкой была покрыта с головы до ног мягким струящимся покрывалом вишнёво-коричневого оттенка. Другая, маленькая, согбенная, опирающаяся на гладко обструганную палочку, была укутана вышитой белыми нитками схимой с высоким капюшоном кукуля.
— Скоро отец Христофор подойдёт, он уже поднимается сюда от Панагии. Подожди его здесь, в храме. Скажи ему, что Я благословила тебя посещать Мой Удел и общаться с Отцами, когда тебе это потребуется, — ласковым глубоким голосом сказала Высокая Женщина. — Сейчас Я прощаюсь с тобой, Меня ждут в келье Иоанна Богослова, там нужна Моя помощь.
— Благодарю Тебя, Матушка! — совершила земной поклон согбенная схимница. — Благослови недостойную рабу Твою!
— Благодать Сына Моего и Моя да пребудет с тобою!
Спустя некоторое время, дощатая дверь в храм Преображения скрипнула, высокий грузный старый монах, тяжело дыша, вошёл внутрь маленького храма. В глубине ближайшей к алтарю по правой стене деревянной стасидии он увидел склонившийся почти над самым сиденьем схимнический кукуль.
— Здравствуй, мать Селафиила!
— Евлогите (благословите), отче Христофоре!
— О, Кириос! (Бог благословит)
Внизу, узким пальцем, протянутым с севера на юго-восток, простирался заросший густым зелёным лесом Афон.
Глава 1
Мать Селафиила открыла глаза и, подслеповато прищурившись, огляделась. Тускловато-расплывчато, словно сквозь давно не мытое оконное стекло, она осмотрела привычные очертания скитской домовой церкви настоятеля, отца Анфима, находящейся на втором этаже игуменского дома, в угловой келейке которого она проживала уже четвёртый год.
В этой маленькой церковке, больше напоминавшей моленную, она проводила большую часть своего времени, не занятого молитвой за скитскими богослужениями, общением с приезжавшими к ней людьми и совсем коротким отдыхом.
Матери Селафииле шёл уже сто второй год от рождения.
Она привычно отметила высоту мерцания огонька свечи над силуэтом подсвечника: огонёк был ещё высоко, значит, до начала полунощницы в соборном храме скита оставалось не менее полутора часов.
Мать Селафиила снова закрыла отяжелевшие морщинистые веки. Губы её слабо шевелились, шепча молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!»
Неожиданно перед глазами старой монахини всплыла с кинематографической ясностью картина её далёкого детства.
Она, хрупкая четырёхлетняя девочка Машенька, сидит на руках у отца, свесив свои бессильные, от рождения парализованные ножки в нетоптаных лапоточках, и обнимает его сильную, загорелую шею, не сгибающуюся под тяжким ярмом крестьянских трудов, забот и переживаний.
Отец несёт её по узкой тропочке, вьющейся между спелых пшеничных полей, бережно прижимая к себе худенькое болезненное тельце девочки и тихонько нашёптывая ей на ушко что-то ласковое, нежно-утешительное. Машеньке хорошо на сильных отцовских руках, безопасно, покойно.
Тропинка, вильнув, обогнула редкую берёзовую рощицу, и перед широко открытыми, изумлёнными глазами девочки распахнулся необъятный простор залитого солнцем цветочного луга, посреди которого засверкали белизной башни и стены какого-то невиданного сказочного города с сияющими золотом куполами церквей и высокой стройной свечой колокольни.
— Таточка, таточка! — залепетал ребёнок. — Таточка, какой красивый город! Таточка, этой Рай?
— Это дом Боженькиной Матушки, радость моя! Это монастырь в честь её иконочки Казанской, здесь твоя тётушка живёт, крёстная, монахиня Епифания!
— Таточка, таточка! Здесь так красиво! Я тоже хочу здесь жить, у Матушки Боженькиной, я тоже хочу быть монахиней, им здесь так хорошо, наверное, с Боженькиной Матушкой!
— Господь знает, деточка моя! — поцеловал её в щёчку отец шершавыми обветренными губами. — Может, и будешь когда-нибудь монахиней, может, и поживёшь в доме Матушки Царицы Небесной…
— Я очень, очень этого хочу, таточка!
Словно сдернулся кадр, проскочив вперёд, и перед взором схимонахини Селафиилы предстал изнутри храм, светлый, огромный, наполненный ароматом воска, ладана, цветов и ещё каким-то очень нежным и тонким благоуханием.
Множество народа заполняло всё пространство храма, где-то впереди зычно возглашал ектению архидиакон, с балкона на западной стене доносились ангельские голоса женского монашеского хора. Большая сдобная монахиня Епифания, Машенькина тётушка, бережно посадила девочку на низкую деревянную скамеечку рядом с тумбой для сбора пожертвований, прямо напротив чудотворного образа Богородицы — местночтимой святыни монастыря.
— Молись, лапочка моя, Божьей Матушке! Проси её исцелить твои больные ножки! — погладила монахиня мягкой теплой ладошкой по белокурой головке хрупкую племянницу.
Машенька внимательно вгляделась в сверкающий начищенной ризой чудотворный образ; лик Богородицы, выглядывающий из осыпанного драгоценными камушками оклада, светился добротой и тихой, едва заметной грустью. Рядом с Ней, очевидно, у Неё на коленях, стоял серьёзный красивый Мальчик тоже в драгоценных одеждах и с сияющим нимбом вокруг головы, взгляд Которого, как казалось, был устремлён прямо на девочку.
Машенька немного смутилась и прикрыла глаза.
— Девочка! Ты, наверное, что-то хочешь попросить у Моей Мамы? — вдруг услышала Машенька прямо над ухом тихий детский голос. Она открыла глаза и повернула голову в сторону говорившего.
Перед ней стоял Тот самый красивый серьёзный Мальчик в драгоценной одежде.
— Ты не бойся, проси! Она очень добрая и исполнит всё, о чём ты Её попросишь!
— Можно, я попрошу Её, чтобы мне стать монахиней и жить в этом святом монастыре? — робко спросила Его Машенька.
— Можно! Только ты должна сама подойти к Ней и попросить Её об этом!
— Но я же не умею сама ходить! У меня ножки не двигаются!
— Я помогу тебе! Ты возьми Меня за руку и вставай с табуретки, — Он протянул ей Свою светлую детскую ладошку, посреди которой виднелась подсохшая кровавая ранка, — держись за Меня и потихонечку иди! Со Мной ты обязательно дойдёшь!
Машенька осторожно взялась за протянутую ладошку, оперлась на неё, и потихоньку приподнялась со своего сиденья. Её ножки подрагивали, но держали на себе малый вес её болезненного тонкого тельца.
Она осторожно сделала слабый шажок, затем другой.
Тёплая крепкая ладонь Красивого Мальчика уверенно поддерживала её.
Осмелев, она сделала ещё несколько робких осторожных шажков и почувствовала, что её ножки словно наливаются какой-то упругой, пульсирующей силой.
Абхазия, Сухумский р-н, с. Каман
Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».
Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск. В селе Каманы функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.
Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь. В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.
В селе Коман в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа. В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.
Сегодня небольшое село Каманы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.
Заказать экскурсию в Каманы можно в любом экскурсионном бюро Абхазии или у частников, которые организуют поездки по местным достопримечательностям. Ближе всего добираться в село из Сухуми, поэтому если вы будете отдыхать в Сухуми, обязательно посетите это удивительное место — Коман.
Каманские святыни в фотографиях
Каманские святыни на карте
История строительства храма и ее святителей
Если проехать на север от Сухума, то на расстоянии пятнадцати километров можно увидеть село Каман, в котором по преданию похоронен был Святой Мученик Василиск. Затем, при прошествии еще ста лет в селе погребли знаменитого отца Церкви Иоанна Златоуста, который является одним из трех Вселенских Святителей. Иоанн Златоуст в свое время работал Патриархом Константинопольским. Императрица Евдоксия, которая на то время являлась женой императора Аркадия приняла решение о конфискации имущества у одной вдовы опального вельможи, но встретила сопротивление и порицание со стороны Иоанна Златоуста – святой встал им на защиту. Внешне дело было прекращено, но внутри гордая императрица затаила злость и гнев на Патриарха, которые усилили подопечные Евдоксии, донесшие ей о том, что святитель вел поучения о суетных женщинах, имея в виду ее саму. Властью императрицы была собрана судебная коллегия из иерархов, которых Златоуст постоянно старался обличить, постановившая за оскорбление императрицы предать его казни, но по решению императора Аркадия казнь заменили изгнанием. Но с постановлением суда и императора был не согласен простой народ, который решил защищать пастыря.
Изгнание Вселенского Святителя
Однако защита местных жителей не помогла святителю, который ради избегания волнений, самостоятельно отдал себя властям. В эту же ночь в Константинополе случилось землетрясение, сильно испугавшее Евдоксию. Императрица стала умолять мужа вернуть святителя, послала письмо пастырю с мольбой о возвращении. По прошествии всего двух месяцев недоброжелатели сделали новый донос, пробудивший в Евдоксии еще больший гнев. Иоанн снова был изгнан неправедным собором. Его изгнание вновь повлекло страшную кару, спустившуюся с Неба на землю – столицу охватил большой пожар, превративший здание сената в обугленные головешки, за которым последовали набеги варваров и смерть самой императрицы. Даже язычники считали, что эти события связаны с изгнанием святого, с Небесным наказанием за такое осуждение угодника Божия. Святитель Иоанн, сосланный архиереями-еретиками писал своим соратникам-епископам из Азии, Африки и Европы, старался поддержать своих друзей в Константинополе, утешая страдающих, наставляя и поддерживая своих приверженцев. Через пару лет Иоанна подкосила болезнь, не позволяющая ему даже вставать с кровати. Но его врагов это только раззадорило, пришел приказ о его переводе в глухой в то время Питиус – современная Пицунда в Абхазии. Святитель Иоанн, истощенный болезнями под конвоем, в течении трех месяцев, при любой погоде, совершал свой переход, который для него оказался последним. Достигнув Каман, святитель около склепа святого Василиска причастился Святыми Таинами и отошел к Господу.
Главная историческая достопримечательность села Каман
По словам его современника и друга Палладия, занимавшего должность епископа Еленопольского, солдаты, которые сопровождали Златоуста получили установку о том, что в случае его смерти по дороге в Питиус от изнеможения, они получат больше денег. Из-за этого конвой вел Златоуста в течении 3 месяцев под проливными дождями и палящим солнцем. Пройдя город Каманы, конвоиры с подопечным остановились в храме муч. Василиска. Который ночью явился к Иоанну Златоусту, чтобы сообщить новость об окончании его мучений, и к пресвитеру местной церкви, повелев ему «для брата Иоанна подготовить место». В пять утра конвойные подняли святителя для продолжения пути, не обращая внимания на просьбы пресвитера остаться до вечера. Но не успели они пройти и 30 стадий, как самочувствие Златоуста резко ухудшилось, конвой решил быстро возвратиться, и вскоре со словами «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ» Иоанн отошел к Господу. Это событие дотируется 14 сентябрем 407 г., Иоанну Златоусту тогда было 52 года. Его останки поместили в мартирии в Каманах, неподалеку от могилы мученика Василиска.