|
Мы даже не знаем, как её звали, но о ней говорили на процессе Скоупса, она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?
Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.
Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.
Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!
Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.
В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.
Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.
К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается Книги Бытие, большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).
Почему это важно?
Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы. Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.
Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5.)
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.
Первый человек
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).
1 Коринфянам 15:45 мы читаем, что Адам был «первым человеком». Бог не начинал с создания группы людей.
Библия ясно говорит, что спасены могут быть только потомки Адама. Римлянам 5 учит, что мы грешим из-за того, что согрешил Адам. Смертный приговор, который Адам получил в наказание за свой грех богоборчества, перешёл и ко всем его потомкам.
Поскольку Адам был главой человеческого рода, когда он «пал», мы, будучи в чреслах Адама, также «пали». Таким образом, все мы отделены от Бога. Окончательным последствием греха было бы отделение нас от Бога в греховном состоянии навеки. Однако благая весть состоит в том, что мы можем вернуться к Богу!
Из-за того, что человек внёс в мир грех и смерть, всем потомкам Адама нужен безгрешный человек, который понёс бы взыскание за грех и претерпел происходящую от него смерть за нас. Однако Библия говорит, что «все согрешили» (Римлянам 3:23). Как же решить эту проблему?
Последний Адам
Бог нашёл решение – способ избавления человека от его несчастного положения. Павел в 1 Коринфянам 15 объясняет, что Бог дал нам другого Адама! Сын Божий принял вдобавок к своей полной божественности ещё и человеческую природу, став совершенным Богочеловеком – Иисусом Христом. Как человек, Он был потомком Адама (через Ноя, Авраама и Давида)—таким образом, Он стал нашим родственником! Он назван «последним Адамом (1 Коринфянам 15:45), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой и, поскольку был безгрешным, Он смог понести взыскании за грех:
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. (1 Коринфянам 15:21-22) |
Христос претерпел смерть (наказание за грех) на кресте, пролив свою кровь («без пролития крови не бывает прощения» Евреям 9:22) чтобы все раскаявшиеся в своём грехе богоборчества и доверившиеся тому, что Он совершил на кресте, могли примириться с Богом.
Поскольку Библия говорит, что все люди, кроме Богочеловека Иисуса, грешны, и все мы находимся друг с другом в родстве («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» Деяния 17:26), евангелие имеет смысл, только если все ныне живущие и когда-либо жившие на земле люди произошли от первого человека Адама. Если бы это было не так, то евангелие нельзя было бы объяснить или защитить.
The Послание к Евреям подробно останавливается на том, что Иисус усвоил человеческую природу, чтобы спасти человечество (Евреям 2:11-18).
Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.
Все находятся в родстве
Таким образом, в начале был только один человек – созданный из праха земного (Бытие 2:7).
Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.
Первая женщина
В Бытие 3:20мы читаем: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Другими словами, все люди являются потомками Адама и Евы – она была первой женщиной.
Ева была создана из ребра Адама (или его бока) (Бытие 2:21-24)—Это было единственным в своём роде событием. Иисус (от Матфея 19:4-6) и Павел (Ефесянам 5:31) использует это историческое и однократное событие как доктринальное обоснование единобрачия.
В Бытие 2:20, нам говорится также, что когда Адам осматривал животных, он не смог найти себе напарника – не было никого, подобного ему.
Всё это делает очевидным, что в начале была только одна женщина, жена Адама. Никогда не было никаких других женщин, которые не происходили бы от Евы.
Если христиане не могут защитить того тезиса, что все люди (включая жену Каина) могут проследить своё родословие вплоть до Адама и Евы, то как же они могут понимать и объяснять евангелие? Как они могут оправдать отправку миссионеров ко всем племенам и народам? Поэтому надо уметь отвечать на вопрос о жене Каина, чтобы показать, что христиане могут защитить евангелие и всё, чему оно учит.
Братья и сёстры Каина
Хотя по именам названы только эти три сына, у Адама и Евы были и другие дети. Фраза в Бытие 5:4 подводит итог жизни Адама и Евы – «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». Здесь не сказано, когда они родились. Многие могли родиться и в течение 130 лет (Бытие 5:3) до рождения Сифа.
В течение своей жизни у Адама и Евы родилось много детей разного пола. Иудейский историк Иосиф Флавий писал, что «Детей у Адама, как говорит древнее предание, было тридцать три сына и двадцать три дочери».
Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет—Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).
Жена
Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!
Нам не сказано, когда Каин женился, и не сообщается никаких подробностей о других браках и детях, но мы можем наверняка сказать, что некоторым братьям на заре истории человечества приходилось жениться на своих сёстрах.
А как же Закон Божий?
Многие сразу же отвергают вывод о том, что дети Адама и Евы женились друг на друге, апеллируя к закону против браков между братьями и сёстрами. Некоторые говорят, что нельзя жениться на родственнице. Но в сущности, если вы женитесь не на родственнице, вы женитесь не на человеке! Жена находится в родстве с мужем ещё до того, как вступают в брак, потому что все люди происходят от Адама и Евы – все они «одной крови». Закон, запрещающий браки между близкими родственниками был дан только во времена Моисея (Левит 18-20). При условии, что один мужчина вступал на всю жизнь в брак только с одной женщиной (на основании Бытие 1 и 2), первоначально, когда близкие родственники (даже братья и сёстры) женились друг на друге, это не было ослушанием закона Божия.
Помните, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Бытие 20:12). Бог благословил их союз на то, чтобы произвести на свет, через Исаака и Иакова, еврейский народ. Только через 400 лет после этого Бог дал Моисею законы, запрещавшие такие браки.
Биологические искажения
Сегодня братьям и сёстрам (а также сводным братьям и сёстрам и т.д.) не разрешается вступать в брак, потому что их дети подвергаются недопустимо большому риску уродства. Чем ближе родители родственны между собой, тем больше вероятность того, что их потомство будет ненормальным.
Для таких законов есть очень лёгкая для понимания и очень серьёзная генетическая причина. Каждый человек имеет два набора генов, причём есть примерно 130 000 их пар, определяющих, как устроено и функционирует тело человека. Каждый человек наследует по одному гену из каждой пары от каждого из родителей. К сожалению, сегодня в генах (из-за греха и Проклятия) содержится много ошибок, и эти ошибки проявляются разными путями. Например, некоторые люди отпускают волосы так, что они закрывают уши, чтобы скрыть то, что одно ухо у них ниже другого, или чей-то нос может быть не точно посередине лица, а у кого-то слегка неправильной формы челюсть, и т.д. Давайте честно признаем, что главная причина, по которой мы называем друг друга нормальными, заключается в том, что мы так условились!
Чем дальше родство родителей, тем вероятнее, что ошибки в их генах будут различаться. Дети, унаследовавшие по одному набору генов от каждого из родителей, в итоге могут получить максимум по одному порченому гену в каждой паре. Хороший ген имеет тенденцию пересиливать порченый с тем, чтобы искажения организма (по крайней мере, серьёзного) не произошло. Вместо полностью искажённых ушей, например, у человека могут появиться кривые! (Хотя в целом человеческий род поколение за поколением, по мере накопления ошибок, вырождается).
Однако чем более близкими родственниками являются родители, тем больше вероятность, что в их генах будут содержаться одинаковые ошибки, поскольку они унаследованы от одних и тех же родителей. Следовательно, у брата и сестры больше риска иметь в своих генах одинаковые ошибки. Ребёнок от брака между кровным братом и сестрой мог бы унаследовать один и тот же порченый ген в одной и той же паре генов от обоих, что в результате даст две порченые копии гена и приведёт к серьёзным дефектам.
У Адама и Евы ещё не накопилось генетических ошибок. Когда была создана первая пара людей, они были в физическом отношении совершенными. Всё созданное Богом было «хорошо весьма» (Бытие 1:31), так что и их гены были совершенными – безо всяких ошибок! Но когда в мир вошёл грех (из-за Адама—Бытие 3:6, Римлянам 5:12), Бог проклял мир, и совершенное творение стало распадаться, то есть, претерпевать смерть и разложение (Римлянам 8:22). За тысячи лет этот распад произвёл всякие генетические ошибки в живых организмах.
Каин принадлежал к первому поколению рождённых детей. Он (как и его братья и сёстры) практически не могли унаследовать от Адама и Евы несовершенных генов, поскольку в начале последствия греха и проклятия должны были быть минимальными (для накопления ошибок при копировании требуется время). В этой ситуации брат и сестра могли вступить в брак с одобрения Божия без риска произвести на свет уродов.
Ко времени Моисея (за несколько тысяч лет) дегенеративные ошибки могли накопиться среди людей в такой степени, что Богу было необходимо запретить кровнородственные браки (Левит 18-20). (К тому же, тогда на земле уже было достаточно много людей, и не было причин, вынуждающих их жениться на близких родственниках).
Каин и земля Нод
Некоторые утверждают, что текст в Бытие 4:16-17 значит, будто Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Таким образом, они могут сделать вывод, что на земле был другой род людей, которые не происходили от Адама, и из него-то Каин и взял себе жену.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха: И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. |
Из сказанного ранее ясно, что все люди, включая жену Каина, происходят от Адама. Однако в этом отрывке не говорится, что Каин пошёл в землю Нод и нашёл себе жену. Жан Кальвин, комментируя эти стихи, говорит так:
По контексту мы можем предположить, что Каин, прежде, чем он убил своего брата, уже взял себе жену; иначе Моисей в этом месте сказал бы что-нибудь относительно этого брака.
Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод. Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)
Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).
Кого боялся Каин? (Бытие 4:14)
Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.
Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.
Во-вторых, Каин и Авель родились за некоторое время до смерти Авеля. В Бытие 4:3 сказано:
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.
Обратите внимание на выражение «спустя несколько времени». Мы знаем, что Сиф родился у Адама, когда тому было 130 лет (Бытие 5:3), и Ева увидела в нём «замену» Авелю (Бытие 4:25). Значит, период от рождения Каина до смерти Авеля мог быть длиной в 100 лет и больше – что оставляет много времени для того, чтобы другие дети Адама и Евы переженились, и у них родились дети и внуки. К тому времени, как был убит Авель, у Адама и Евы могло быть значительное число потомков, и даже несколько их поколений.
Откуда взялась технология?
Некоторые заявляют, что для того, чтобы Каин отправился в землю Нод и построил город, ему потребовалась бы технология, которая уже должна была существовать в той земле, и предполагается, что она была разработана другими «родами».
Однако, потомки Адама и Евы были очень умными людьми. Иувал делал музыкальные инструменты такие как гусли и свирель (Бытие 4:21), а Тувалкаин работал с медью и железом (Бытие 4:22).
Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.
Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.
Заключение
Многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, потому что их внимание направлено на сегодняшний мир (и проблемы, связанные с браками между близкими родственниками), и не понимают ясного исторического свидетельства, оставленного нам Богом.
Они пытаются истолковать Бытие, исходя из нашей нынешней ситуации, вместо того, чтобы понять истинную библейскую историю мира и перемены, произошедшие в нём из-за греха. Поскольку они строят своё мировоззрении не на Библии, а переносят на Библию свой мирской образ мышления, они не видят ответов на простые вопросы.
Книга Бытие написана Богом, который присутствовал там, где происходили эти исторические события. Это слово Того, кто знает всё, и кто является надёжным свидетелем из прошлого. Таким образом, используя Бытие в качестве основы для понимания истории, мы можем найти ответы на вопросы, которые иначе оставались бы загадкой.
Узнайте больше
Каким же в действительности был Адам, первый человек? Этот популярный ответ находится в нашем разделе для детей, но написан на таком уровне, который понравится и взрослым.
- Рассказ Бога, от Сотворения до вечности
-
Часто задаваемые вопросы о Книге Бытие
-
Факты о Сотворении и Эволюции
- Предполагаемые противоречия в Библии
- Книги и фильмы о Сотворении
- Археология подтверждает Библию
- Библия
- Есть ли подтверждения библейских событий во внебиблейских письменных источниках? Ответ
Примечания
- «Голливудская» версия знаменитого Процесса Скоупса. Утверждается, что постановка не основана на реальном деле Скоупса, но ясно, что она была задумана как изображение Процесса Скоупса. См. прим. 3.
Ken Ham, «The Wrong Way Round!” Creation, 1996, 18(3):38-41.
D. Menton, «Inherit the Wind: An Historical Analysis,” Creation, 1997, 19(1):35-8. Ментон указывает на серьёзные искажения и антихристианский фанатизм в фильме. - Contact, выпущен 11 июля 1997 г., фильм Роберта Земекиса, компания «Уорнер Брадерс», по книге Карла Сагана «Контакт» (New York: Pocket Books, 1985).
- Союз по защите гражданских прав – организация, возглавляющая движение за устранение из общественной жизни США всех следов христианства.
- The World’s Most Famous Court Trial, The Tennessee Evolution Case (a word-for-word report), Bryan College, 1990 (reprinted original edition), p. 302.
- Sagan, Contact.
- Ibid, pp. 19-20.
- Апологетика – от греческого слова апология, что значит защита. Христианская апологетика занимается защитой нашей веры в Иисуса Христа и нашей надежды на Него в деле нашего спасения (1 Петра 3:15). Это требует тщательного знания Писания, включая доктрины о сотворении, первородном грехе, проклятии, потопе, непорочном зачатии, жизни и служении Иисуса из Назарета, Кресте, Распятии, Воскресении, Вознесении, Втором Пришествии и Новом Небе и Новой Земле. Сюда входит логическое объяснение этих учений с тем, чтобы оправдать нашу веру и надежду на Иисуса Христа. Наконец, надо уметь защищать эти доктрины и Библию вообще от нападок со стороны неверующих.
- В этом отрывке греческое слово, означающее «человек», стоит в неопределённом единственном числе («один человек»).
- Ева была в некотором смысле «потомком» Адама, поскольку была сотворена из его плоти и, таким образом, была биологически с ним связана (Бытие 2:21-23).
- Древнееврейская фраза значит буквально «она была матерью всех живущих».
- Вильям Уистон, переводчик, The Complete Works of Josephus (Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 1981), p. 27.
- Некоторые утверждали, будто это значит, что Бог передумал, изменив законы. Но Бог не «передумывает» – из-за тех изменений, которые произвёл грех, и из-за того, что Бог никогда не меняется, Он ввёл ради нас новые законы. К тому же, в Библии содержится раскрывающийся с течением времени мессианский план, намеченный Богом ещё от вечности. See R. Grigg, «Unfolding the Plan,” Creation, 1998, 20(3):22-24.
- John Calvin, Commentaries on the First Book of Moses Called Genesis (Grand Rapids, MI: Baker House, 1979), Vol. 1, p. 215.
- Даже если суждение Кальвина по этому вопросу неверно, у потомков Адама и Евы было всё же много времени на то, чтобы переселиться и освоить такие районы, как земля Нод.
- Симфония Стронга: «город, место, охраняемое стражей или часовыми в самом широком смысле (даже просто о лагере или посте)».
- См. D. Chittick, The Puzzle of Ancient Man (Newberg, OR: Creation Compass, 1997).
One Blood: The Biblical Answer to Racism – От одной крови: библейский ответ расистам – Все, интересующиеся вопросами расовой дискриминации и взаимного непонимания действительно оценят содержание и дух этой своевременной, основанной на Библии книги, полной интереснейших научных фактов и информации. Полезна и интересна!
Книга ответов (исправленная и расширенная) Авторы: Кен Хэм, Джонатан Сарфати и Карл Уиланд – ответы на 20 наиболее часто задаваемых вопросов по Книге Бытие и полемике креационно-эволюционной полемике. Ей место в каждой христианской библиотеке! Дополнительная информация
Редактор: Дон Бэттен, доктор философии / авторы: Кен Хэм, Джонатан Сарфати и Карл Уиланд, адаптировано из книги The Revised & Expanded Answers Book (Master Books, 2000). / Предоставлено Ответами по Книге Бытие.
Translated by: Yevgheny Yeryomin
Text Copyright © 1996, 1999, 2000, 2001, 2006, Answers in Genesis, все права защищены – кроме того, что помечено на приложенной странице «Пользование и авторские права” которая даёт пользователям ChristianAnswers.Net обширные права на использование этой страницы у себя дома, в личном свидетельстве, в церквах и школах. Illustrations and layout copyright, 1999, 2001, Films for Christ
5 ноября Церковь празднует память апостола Иакова по прозванию «брат Господень», который возглавлял первую христианскую общину в Иерусалиме и, согласно церковному преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника. Чем прославился этот апостол? И что мы знаем о других членах семьи, в которой родился Христос?
Содержание
Иаков, брат Господень
Согласно наиболее распространенной версии, впервые четко изложенной епископом Епифанием Кипрским (IV век), Иаков был старший сын праведного Иосифа Обручника, родившийся в его первом браке. В Евангелиях неоднократно упоминаются «братья и сестры Иисуса», а евангелисты Марк и Матфей приводят даже имена: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. С точки зрения святого Епифания, это как раз дети Иосифа Обручника, оставшиеся вместе со своим отцом и после того, как он обручился с Девой Марией и, вероятно, находившиеся рядом с Иисусом в Его детские годы.
В пользу этой точки зрения может свидетельствовать и Протоевангелие Иакова — апокриф (текст, посвященный тем или иным событиям и лицам священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред.), рассказывающий о Рождестве Пресвятой Богородицы, Ее введении в Иерусалимский храм и о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя. Из текста этого Протоевангелия следует, что его автор Иаков скрывался в пустыне, когда иудейский царь Ирод искал убить младенца Иисуса; очевидно — скрывался вместе со всем семейством Иосифа и Девы Марии, как мы знаем, на несколько лет бежавшим в Египет (ср.: Мф 2:13–15).
Апостол Иаков
Эммануил Тзане Мпуниалис, 1683. Собрание Музея икон. Венеция
Но есть и другая точка зрения: Иаков и другие «братья Господни» были двоюродными братьями Иисуса. Эту версию отстаивал блаженный Иероним Стридонский, живший во второй половине IV — начале V века и много путешествовавший по Святой Земле. Свою мысль он высказал в споре с Гельвидием, считавшим, что «братья Господни» — это Его родные братья, младшие дети Марии и Иосифа, рожденные после Иисуса (так полагает и сегодня часть протестантов). Иероним же обратил внимание, что в 15-й главе Евангелия от Марка упоминается Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, а в других Евангелиях — некая «Мария Иаковлева». При этом в Евангелии от Иоанна сказано, что у Богородицы была сестра Мария Клеопова (Ин 19:25). Вероятно, предположил блаженный Иероним, Иаков, Иосия, Симон и Иуда были сыновьями сестры Богородицы и, стало быть, двоюродными братьями Самого Господа. При таком понимании апостол Иаков, «брат Господень», сливается в одно лицо с Иаковом Алфеевым, одним из 12 апостолов, входивших в ближний круг.
Если прав блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство с Господом Иисусом.
В те годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него, говорит апостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5). Возможно, они были в числе тех самых ближних, о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывались забрать Его домой, ибо говорили, что Он вышел из Себя (Мк 3:21). Но очевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называл Себя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром в спорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову, например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на каких условиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием его авторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20).
«Святой Иосиф с Младенцем Христом на руках»
Гвидо Рени. Около 1635
Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона, никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все это соединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий.
Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерских путешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращался в Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можно было бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12 апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трех апостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизил к Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрели Преображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманский сад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того же самого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом, братом Господним (Гал 1:19). Тогда как Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил Ирод Агриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор, подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, как считают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-х годов.
Мученическая кончина апостола Иакова
Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
С именем брата Господня Иакова церковная традиция связывает авторство Соборного послания Иакова, известного, в частности, фразой Вера без дел мертва (Иак 2:20), а также одного из самых ранних чинов Божественной литургии. Смерть Иаков Праведный принял в преклонном возрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма за свидетельство о Христе.
Симон Зилот (Кананит)
Согласно одной из версий, Симон, как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симон с самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним из Двенадцати.
Апостольская проповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, и Филипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесь поначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом («зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как «кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархом иерусалимской общины — об этом пишет Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», книга 3, 11.
Симон Зилот (Кананит)
Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века
Иконописец Мануил Панселин
Впоследствии, как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те времена один из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок на юго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании, Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названый брат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чего отправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину, апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедью вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горной пещере в окрестностях современного Нового Афона.
В Абхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратил местные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своего жительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть на него.
В конце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названому брату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили; существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте.
В IX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белого тесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконец во всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть до завоевания ее турками.
Пещера, где жил апостол Симон, Абхазия, Новый Афон
Фото keeptravel.com
Существуют, впрочем, и иные предположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель Димитрий Ростовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии, «происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти. Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисус совершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущего апостола последовать за Ним.
Брак в Кане Галилейской
Фреска. Балканы, Сербия, монастырь Дечаны, XIV в.
Был, согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшего брата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то, согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковных историков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедрина и Никифора Ксанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, брата Господня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые не были с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончину на кресте.
Иуда, брат Господень
В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.
Возможно, именно этот Иуда является автором 12-й книги Нового Завета — Соборного послания святого апостола Иуды. Автор этого послания именует себя рабом Иисуса Христа, братом Иакова (Иуд 1:1), быть может, потому, что стыдится своего поведения в юношестве, когда он еще не веровал в Божественное достоинство Иисуса и при дележе отцовской земли отказался поделиться с Ним своим наделом (такую историю сохраняет церковное предание).
Иуда, брат Господень
Дуччо ди Буонинсенья, около 1255
После ареста Христа в Гефсиманском саду Его названые братья повели себя ничуть не лучше прочих апостолов и разбежались; за Господом последовали только двое учеников — Иоанн и Петр. Тем не менее Иуда присутствует среди апостолов в тот день, когда им впервые явился воскресший Господь, и потом, в день Пятидесятницы, когда на апостолов снизошел Дух Святой и они начали смело проповедовать Евангелие среди разных племен и народов.
Иуда, согласно его житию, обошел с проповедью всю территорию Палестины (современные Израиль и Иордания), а затем направился в Аравию, Сирию, Месопотамию и дошел до самой Персии, где и написал свое Соборное послание. В этой книге, одной из самых коротких в Новом Завете, можно усмотреть зачатки учения и о Святой Троице (в одном месте апостол Иуда призывает молиться Духом Святым, в других проводит разделение между Богом Отцом и Господом Иисусом Христом), и о различении Ангелов на добрых и злых, и о будущем Страшном Суде. Апостол Иуда призывает хранить себя от еретических учений и учит, подобно своему брату Иакову, что недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела.
По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80 года в армянском городе Арате — он был распят на кресте и пронзен стрелами.
Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).
Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем
Леонардо да Винчи. Около 1500
Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.
Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, — и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.
Крещение Господне
Фреска монастыря Протат на Афоне. Конец XIII в.
В Евангелии от Иоанна Предтеча говорит о Христе, что прежде не знал Его (Ин 1:31, 33), а евангелист Матфей рассказывает, как Крестителя Господня одолевали сомнения: точно ли Иисус Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого (Мф 11: 3).
Святитель Афанасий Великий и блаженный Феофилакт Болгарский говорят, что Иоанн Предтеча был по отцу из рода первого израильского священника Аарона, а по матери — как и Христос, из колена Иудина. В этом и состояло, по мнению этих двух толкователей, родство Предтечи с Господом Иисусом — конечно, весьма отдаленное. По мысли святителя Афанасия, евангелист Лука упоминает об этом родстве для того, чтобы обратить внимание на соединение во Христе двух ветвей израильского народа — царской (идущей от Иуды через царя Давида) и священнической (идущей от Аарона). Ведь Христос соединил в Себе царское величие (Бог неоднократно именуется в Библии Царем) с жертвенным служением священника: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира (1 Ин 2:2) и тем самым спас этот мир.
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала протоиерею Алексею Емельянову, заведующему кафедрой библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), и преподавателю ПСТГУ иерею Александру Гумерову
Кто были женами Каина, Сифа и их потомков
Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен и человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.
Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и в цивилизованных странах такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась бы выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой-близнецом, либо же с сестрой-близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин, пожелав жениться на ней, пошел на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются точки зрения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событии в становлении человечества – переходу от кочевого к оседлому образу жизни.
Потомки Каина, скорее всего, также женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер — Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».
Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета – мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические экзегеты видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии трактования, которой придерживаются большинство отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми — потомки каинитов.
Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, представляется вполне допустимым.
Библейский креационизм
Мы не знаем имени этой женщины, но она упоминалась на знаменитом процессе Скоупса, о ней шла речь в пьесе и фильме «Ветер в наследство»,1-3 книге и фильме «Контакт».4 На протяжении всей истории человечества и во всех уголках мира имя её не сходит с уст.
Атеисты то и дело поднимают вопрос о жене Каина, стремясь доказать, что летопись Бытия неверна с исторической точки зрения. К сожалению, большинство христиан не знает ответа на вопрос: «Откуда у Каина взялась жена?». В результате мир считает, что мы не способны отстоять истинность Священного Писания и, следовательно, христианскую веру.
Так, на знаменитом процессе Скоупса в 1925 году в Теннесси обвинитель Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Brian), стоявший на христианских позициях, не сумел ответить на вопрос о жене Каина, заданный ему откровенно антихристиански настроенным адвокатом из ACLU Кларенсом Дэрроу (Clarence Darrow).6
К этому судебному процессу было приковано внимание журналистов всего мира. В результате христианству тех дней был нанесён тяжёлый удар – получалось, что христиане не в состоянии защитить библейскую истину! Отсюда неверующие сделали ошибочный вывод, будто доказать истинность библейской летописи вообще невозможно.
Атеист Карл Саган затронул вопрос о жене Каина в романе «Контакт»4 (который вошёл в список бестселлеров газеты»Нью-Йорк Таймс»). Позже по этой книге был создан сценарий одноимённого фильма.
Элли, персонаж книги Сагана, вспоминает, как не смогла получить ответ на вопрос о жене Каина и на другие важные вопросы у жены пастора, которая вела семинары в церкви.7
Саган остроумно «вложил в голову» своего персонажа те вопросы (включая вопрос о жене Каина), которые атеисты постоянно задают христианам, пытаясь «доказать», что Библия полна противоречий, и верить ей нельзя.
Беда в том, что большинство христиан действительно не может на них ответить! А ведь ответы есть, они существуют! Но, поскольку наши церкви явно слабы в апологетике8, особенно в отношении Книги Бытия, их прихожане в основном не «…готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15)
Почему это так важно?
Атеисты утверждают: для того, чтобы Каин мог найти себе жену, на Земле должны были быть и другие «роды человеческие», состоящие неиз потомков Адама и Евы. Для многих людей эта гипотеза – основной камень преткновения; из-за неё они не могут принять повествование Бытия о Сотворении мира и поверить, что в начале человечество состояло из одного мужчины и одной женщины.
Защитники Евангелия должны уметь доказывать, что все люди произошли от этих мужчины и женщины (т. е. Адама и Евы), ибо только потомки Адама и Евы могут быть спасены. Следовательно, верующие должны знать, откуда у Каина взялась жена, и чётко осознавать, что она тоже была потомком Адама и Евы. (См. Быт. 4:1-5:5).
Прежде чем дать ответ на вопрос «Откуда у Каина взялась жена?», мы должны сначала донести до людей очень важную информацию, касающуюся самой сути Благой Вести.
Первый человек
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили». (Рим. 5:12)
В Первом послании к Коринфянам 15:45, сказано, что Адам – «первый человек». Бог сотворил не целый «род человеческий», а одного человека.
Библия ясно и недвусмысленно говорит о том, что спасены будут только потомки Адама. Пятая глава Послания к Римлянам учит нас, что в Адаме все согрешили; все мы – грешники, потому что грешен был наш прародитель Адам. И смерть, которую Бог послал Адаму в наказание за грех непослушания, тоже перешла ко всем его потомкам.
Адам был праотцом человечества, и потому, когда он «пал», все мы, его порождение, тоже «пали». А это значит, что все мы отдалены от Бога, мы пребываем в разлуке с Ним. Самым страшным последствием греха может стать вечное, бесконечное отлучение от Бога. Но Благая Весть в том и состоит, что у нас есть выход, есть способ вернуться к Богу!
Человек – Адам – принёс в этот мир грех и смерть. Для того, чтобы искупить этот грех и спастись от смерти, нам, людям, потомкам Адама, нужен был другой Человек – безгрешный. Но ведь в Библии сказано, что «все согрешили» (Рим. 3:23). Где же выход?
Последний Адам
Выход был дарован Самим Богом; Он указал нам, жалким и беспомощным, путь к спасению. Как объясняет Апостол Павел в пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам, Бог послал на землю другого Адама! Сын Божий стал Человеком – совершенным, идеальным Богочеловеком. В Своей Человечности Он был потомком Адама (по линии Ноя, Авраама и Давида) – и, следовательно, нашим Родственником! О Нём сказано «последний Адам» (1 Кор. 15:45), ибо Он пришёл на смену первому Адаму. Он стал Новым Первенцем; только Он, безгрешный, мог заплатить за наши грехи:
«Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21,22).9
Христос понёс наказание за наши грехи, приняв мученическую смерть на Кресте. Он пролил Свою кровь, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22) – и с тех пор все, кто верует в Него и в то, что Он совершил ради нас на Кресте, могут покаяться в грехе неповиновения (ибо в Адаме все мы согрешили) и помириться с Богом.
Библия говорит, что все люди грешны, кроме Богочеловека Иисуса, и при этом все люди – родственники («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26)). Поэтому Евангелие имеет смысл только в том случае, если все люди, живущие на Земле сейчас и жившие когда-то – потомки первого человека, Адама.10 Будь это не так, Благую Весть невозможно было бы ни объяснить, ни защитить.
Послание к Евреям подробно разъясняет нам, как Иисус стал Человеком ради спасения человечества (Евр. 2:11-18).
Итак, спастись могут только потомки первого человека – Адама!
Все мы – родственники
Итак, в начале был толькоодин человек, созданный Богом «из праха земного» (Быт. 2:7).
А это означает, что жена Каина тоже была потомком Адама. Она никак не могла происходить из «другого рода человеческого».
Первая женщина
Вот что сказано в Бытии 3:20: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих».11 Иными словами, все люди – потомки Адама и Евы, первой женщины.
Кроме того, в Бытии 2:20 говорится, что Адам, нарекая имена животных, не видел среди них «помощника», подобного себе. В то время он был единственным человеком на земле!
Из всего этого следует, что в начале на земле была всего одна женщина – жена Адама. Остальные женщины могли быть только её потомками.
Итак, если христиане не уверены в том, что все люди (в том числе и жена Каина) произошли от Адама и Евы, как же они могут понять и объяснить другим суть Евангелия? Зачем тогда нести Благую Весть во все концы света, всем племенам и народам? Христианин, который стремится защищать Евангелие и утверждать христианское учение, должен уметь отвечать на вопрос о том, откуда у Каина взялась жена.
Братья и сёстры Каина
Но, хотя в Библии упомянуты только эти трое братьев, мы знаем, что у Адама и Евы были и другие дети. В четвёртом стихе пятой главы Бытия содержится утверждение, подводящее итог жизни Адама и Евы: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». Нам не сказано, когда они родились. Возможно, многие из них были рождены в течение 130 лет (Быт. 5:3) до рождения Сифа.
У Адама и Евы было много детей – и мальчиков, и девочек. Иосиф Флавий, древнееврейский историк, писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери.12
В Писании не говорится, сколько именно детей произвели на свет Адам и Ева, но, если учитывать долгие сроки их жизней («Всего же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет…» (Быт. 5:5), логично предположить, что потомство их было многочисленно! (Мы ведь помним, что Бог заповедал им: «Плодитесь и размножайтесь!» (Быт. 1:28)).
Жена
Если мы будем руководствоваться только Священным Писанием, не принимая в расчёт ни собственных предубеждений, ни каких бы то ни было внебиблейских соображений, то поймём, что в те времена, когда на Земле было только одно поколение людей, рождённых отцом и матерью, братья женились на своих сёстрах – иначе род человеческий прекратил бы своё существование!
Нам неизвестно, в каком возрасте Каин женился, мы ничего не знаем о других браках той поры и о детях, родившихся в этих браках, но мы можем с уверенностью утверждать, что жена Каина была его сестрой или близкой родственницей.
Возражения
Божьи заповеди
Многие люди с ходу отрицают вывод о том, что сыновья и дочери Адама и Евы вступали в брачные союзы друг с другом. Они апеллируют к законам, запрещающим браки между близкими родственниками – например, братьями и сёстрами. Но ведь мы по определению вступаем в брак только с родственниками! Муж и жена становятся родственниками задолго до свадьбы, поскольку вселюди – потомки Адама и Евы, все мы – «одной крови»! Заповедь, запрещающая брак между близкими родственниками, была дана людям только во времена Моисея (Лев. 18-20). В Бытии 1 и 2 говорится лишь о том, что муж и жена на всю жизнь становятся одной плотью; поэтому брак между близкими родственниками (даже братьями и сёстрами) изначально (до эпохи Моисея) не был нарушением Божьей заповеди.
Вспомним, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Быт. 20:12). Бог благословил этот брак – и от Исаака и Иакова произошёл еврейский народ. Только 400 лет спустя Бог дал Моисею законы, запрещающие подобные браки.
Биологические дефекты
В наши дни закон запрещает братьям и сестрам (в том числе сводным) вступать в брак и иметь детей. Дело в том, что дети, рождённые от брака между братом и сестрой, больше других подвержены опасности разнообразных отклонений; это – факт, и бесспорный. Более того, чем ближе родство супругов, чем выше риск проявления аномалий у потомства.
Генетика предлагает очень разумное и понятное объяснение такому положению дел. У каждого человека – два набора генов (около 130000 пар), определяющих устройство и функционирование его организма. Один набор генов человек наследует от отца, другой – от матери. К сожалению, в наши дни генетическая информация содержит очень много ошибок (из-за греха и Проклятия), которые проявляют себя самыми разнообразными способами. Например, у человека одно ухо у него расположено ниже другого, и он отращивает длинные волосы, стараясь это скрыть; либо нос находится не в центре лица, где ему полагается быть, а немного сбоку; либо форма подбородка оставляет желать лучшего… и так далее. Давайте посмотрим правде в глаза: мы ведь называем друг друга «нормальными» не потому, что являемся таковыми на самом деле, а по причине некой всеобщей негласной договорённости!
Чем дальше родство родителей, тем вероятней, что генетические ошибки, унаследованные их детьми, окажутся разными. Наследуя от таких родителей два набора генов, ребёнок имеет шанс получить только один «плохой» ген из каждой пары. Обычно «хороший» ген берёт верх над «плохим», что ведёт к уменьшению числа отклонений (по крайней мере, серьёзных). Так, уши у такого ребёнка будут не полностью деформированы, а лишь слегка искривлены! (Однако, в общем и целом, по мере накопления генетических ошибок род человеческий из поколения в поколение медленно, но верно деградирует).
Но чем ближе родственная связь между двумя людьми, тем выше вероятность, что они унаследовали от общих родителей одинаковые генетические дефекты. Следовательно, генетический материал брата и сестры, скорее всего, будет содержать одни и те же ошибки. Если брат и сестра поженятся и произведут на свет потомство, то их дети унаследуют набор генов от каждого из родителей; а поскольку гены обоих родителей будут содержать одни и те же ошибки, риск патологии у их детей возрастёт вдвое!
Но это – реальность наших дней, не имеющая никакого отношения к Адаму и Еве. Первые люди, созданные Богом, были совершенны, ибо всё, что Он сотворил, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). А это значит, что их генетический материл был идеален; он не содержал в себе ни малейшего изъяна! Но когда в мир вошёл грех (из-за Адама – см. Быт. 3:6 и далее, Рим. 5:12), Бог проклял Своё творение, и с тех пор оно подвержено смерти и распаду (Рим. 8:22). За тысячи лет этот процесс вырождения привёл к самым разнообразным ошибкам в генетическом материале живых существ.
Однако Каин принадлежал к первому поколению людей, рождённых на этой земле. Он (равно как и его братья и сёстры) практически не унаследовал от своих родителей дефективных генов, поскольку в то время реальные последствия греха и Проклятия были ещё минимальны (для накопления ошибок требуется время). Поэтому тогда брат и сестра вполне могли пожениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощённое какими-либо дефектами.
Но к временам Моисея (то есть несколько тысяч лет спустя) генетические ошибки, связанные с вырождением человечества, достигли таких масштабов, что Богу пришлось запретить браки между братьями и сёстрами (и между другими близкими родственниками) (Лев. 18-20).13 (Кроме того, к тому времени на Земле уже было достаточно много людей, поэтому отпала всякая необходимость в браках между близкими родственниками).
Каин и земля Нод
Находятся люди, утверждающие, что стихи 16-17 четвёртой главы Бытия следует понимать так: Каин отправился в землю Нод, где и нашёл себе жену. Отсюда они делают вывод, что на Земле, кроме потомков Адама, существовал и другой человеческий род, из которого и происходила жена Каина.
И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Из всего вышесказанного совершенно ясно, что вселюди, включая и жену Каина, — потомки Адама и Евы. К тому же из этих стихов Бытия вовсе не следует, что Каин пошёл в землю Нод и там нашёл себе жену. Вот что писал по этому поводу Жан Кальвин:
«Из этих строк мы можем заключить, что Каин женился прежде, нежели убил своего брата; в противном случае Моисей непременно упомянул бы об этой женитьбе особо».14
Итак, Каин женился до того, как отправился в землю Нод. В Библии не сказано, что он нашёл жену в той земле, сказано лишь, что там он «познал» её.15
Доводится слышать и такое: раз Каин построил «город» в земле Нод, значит, там жило много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», по смыслу может довольно далеко отстоять от нашего современного понимания этого слова. Изначально оно означало «поселение, обнесённое стеной» или «лагерь». Такой «город» может подразумевать менее сотни жителей. Но всё же к моменту гибели Авеля на Земле уже вполне могло жить множество потомков Адама и Евы (см. ниже).
Кого боялся Каин? (Бытие 4:14)
Иногда можно услышать и такое утверждение: кроме потомков Адама и Евы, на Земле было много других людей – иначе Каин не боялся бы, что люди накажут его смертью за братоубийство.
Во-первых, в те дни ещё не было законов, наказывающих за убийство (Быт. 9:6). Так кто мог желать отомстить Каину за убийство Авеля, если не близкие родственники последнего?! Следовательно, Каин боялся вовсе не каких-то чужих людей, представителей «иной расы».
Во-вторых, от рождения Каина и Авеля до момента убийства Авеля Каином прошло немало времени. Вот что говорится в Бытии 4:3:
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.
Обратим особое внимание на слова «спустя несколько времени». Мы знаем, что на момент рождения Сифа Адаму было сто тридцать лет (Быт. 5:3), и Ева воспринимала рождение Сифа как утешение, посланное ей Богом «вместо Авеля» (Быт. 4:25). Следовательно, от рождения Каина до смерти Авеля могло пройти лет сто, а то и больше, а за это время у Адама и Евы, вероятно, родились и другие дети, которые, в свою очередь, могли пожениться и родить детей. К моменту убийства Авеля потомки Адама и Евы, скорее всего, уже насчитывали несколько поколений и были весьма многочисленны.
Откуда взялась технология?
Некоторые рассуждают ещё и так: Каин построил город в земле Нод; для этого требовался определённый уровень развития технологии; Каин этим уровнем не владел; следовательно, им владели другие «расы».
Но потомки Адама и Евы были людьми высочайшего интеллекта! Так, мы знаем, что Иувал создавал музыкальные инструменты – «он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21), а Тувалкаин делал орудия из меди и железа (Быт. 4:22).
Нам так долго и упорно вбивали в голову идеи эволюции, что многие теперь убеждены: наше поколение – самое передовое и «продвинутое» на планете! Но все наши компьютеры и реактивные самолёты – не суть проявления великого ума; это всего лишь результат накопления знаний в течение многих поколений.
Мы не должны забывать, что шесть тысяч лет назад, во времена Адама, творение – а значит, и разум человеческий – было проклято Богом. А это значит, что в сравнении с людьми давних поколений мы с вами обнаруживаем явные признаки вырождения. Скорее всего, мы невообразимо отстаём от детей Адама и Евы во всём, что касается интеллекта и творческих способностей. Священное Писание позволяет сделать вывод, что технология была на высоком уровне едва ли не с самого начала истории человечества.17
Заключение
Одна из причин, по которой многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, заключается в следующем: они мыслят, исходя из сегодняшней реальности (в частности, из проблем, связанных с браком между близкими родственниками), а не из ясной исторической летописи, данной нам Богом.
Они толкуют Книгу Бытия с позиций современности, не пытаясь вникнуть в библейскую историю и понять перемены, которые повлекло за собой грехопадение. Их мировоззрение не основано на Священном Писании; напротив, они слепо применяют к Библии светский образ мыслей, и потому не способны дать ответ на простой вопрос.
Бытие – история, данная нам Самим Творцом истории. Бытие – Слово Того, Кто всеведущ и вечен, а, следовательно, знает истину о прошлом. Применяя Бытие как ключ к пониманию истории, мы можем постичь Его свидетельство, которое в ином случае казалось бы нам неразрешимой загадкой.
1 Голливудская версия знаменитого процесса Скоупса. В титрах было оговорено, что пьеса не основана на реальных событиях, но тем не менее авторы явно намеревались воссоздать события и атмосферу процесса. См. ссылку 3.
2Ham, K., 1996. The Wrong Way Round! Creation 18(3):38-41.
3 Menton, D., 1997. «Inherit the Wind”: An Historical Analysis. Creation 19(1):35-8. Ментон подчёркивает грубое искажение фактов и явную антихристианскую направленность пьесы.
4 Contact. Released July 11, 1997. A Robert Zemeckis Film. Warner Bros. Based upon the book Contact by Carl Sagan, 1985, Pocket Books, New York.
5 Американский союз гражданских свобод – организация, поставившая перед собой цель искоренить все «пережитки» христианства в общественной жизни Соединённых штатов.
6 The World’s Most Famous Court Trial, The Tennessee Evolution Case (A word-for-word report), 1990. Bryan College (reprinted from the original edition), p. 302.
7 Sagan, C., 1985. Contact, Pocket Books, New York, pp. 19-20.
8 Апологетика – от греческого слова άπολογία (apologia), означающего «отстаивать, защищать». Задача христианской апологетики – защита нашей веры в Иисуса Христа и упований на спасение в Нём (1 Пет. 3:15). Для этого необходимо всестороннее знание Священного Писания, включая доктрины о Сотворении, первородном грехе и проклятии, Всемирном Потопе, непорочном зачатии, жизни и служении Иисуса из Назарета, Кресте, распятии, Воскресении, Вознесении, обетовании Второго Пришествия, новых небесах и новой земле. Кроме того, следует уметь ясно и логично объяснять все эти доктрины так, чтобы оправдать свою веру в Иисуса Христа и упование на Него. И, наконец, христианин должен уметь защитить все эти доктрины и Библию в целом от нападок атеистов.
9 В греческом тексте слово «человек» — тоже в единственном числе.
10 Еву в каком-то смысле можно считать «потомком» Адама, поскольку она была создана из его ребра и, следовательно, связана с ним биологически (Быт. 2:21-23).
11 В изначальном тексте: «ей предстояло стать матерью всех живущих».
12 Josephus, Flavius, (translated by William Whiston, A. M.) 1981. The Complete Works of Josephus, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, p. 27.
13 Кое-кто утверждает, что Бог изменил законы просто так, потому что «передумал». Но Бог не «передумал» — ведь Его Слово неизменно! Он ввёл новые законы ради нашего спасения. Библия постепенно открывает нам Его извечный замысел о спасении. См. Grigg, R., 1998. Unfolding the Plan. Creation 20(3):22-24.
14 Calvin, John, 1979. Commentaries on The First Book of Moses Called Genesis. Baker House, Grand Rapids, Michigan, Vol. 1, p. 215.
15Даже если предположение Кальвина по этому вопросу неверно, так или иначе, у многочисленных потомков Адама и Евы было достаточно времени, чтобы рассеяться по свету и основать поселения – такие, как земля Нод.
16 Strong’s Concordance: «город, поселение, место, охраняемое с помощью патрулирования или дозора в самом широком смысле».
Действие сериала «Отец Каина» разворачивается в Испании восьмидесятых годов прошлого века. В центре истории находится Элой Родригес, молодой лейтенант, служащий в гражданской гвардии. Он хочет помогать восстанавливать закон и справедливость, поэтому по своей собственной воле просит руководство направить его на территорию Сан-Себастьяна. Там у гвардии находится временная штаб-квартира, в которой живут самые отчаянные и храбрые бойцы. Каждый день они сталкиваются с настоящими испытаниями и рискуют жизнью.
Элой надеется на то, что успешное выполнение заданий в этом районе позволит ему получить желаемое назначение в будущем. Кроме того, он по своей инициативе хочет быть частью антитеррористической команды. Ради достижения своей цели Элой оставляет беременную жену в Мадриде и отправляется в место, наполненное преступными группировками. Он хочет остановить похищения людей и притеснение, с которыми каждый день сталкиваются местные жители. Оказавшись в атмосфере страха, молчания и постоянного насилия, он готов посмотреть смерти в лицо.
Если предпочитаете серьезные драмы, способные затронуть за душу, то мы рекомендуем к просмотру сериал «Отец Каина», серии которого уже находятся на нашем сайте онлайн и доступны для просмотра.