Содержание
Достоевский в молодости
Достоевский был «сластолюбцем», с большим интересом слушавшим о любовных похождениях товарищей (об этом поведал Ризенкампф, проживавший с ним в одной квартире.)
В то же время ему была присуща странная двойственность:
С одной стороны, он странно робел и смущался стоило зайти речи о женщинах. В основном он мечтал о женской любви, но как только встречал женщину вживую – вел себя эксцентрично, становился смешон и попытки общения заканчивались катастрофически.
Другой стороны перед нами предстает Достоевский – кутежник и посетитель борделей. Говорят, проститутки отказывались от повторного времяпровождения с ним, по причине извращенности желаний поручика Достоевского.
Сам он писал позже в письме к Михаилу «Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки и нервы больные. Минушки, Кларушки, Марианны и т.п. похорошели до нельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь»
Тургенев как то, даже назвал Федора Михайловича русским Де Садом.
Софья Ковалевская, бывшая в знакомстве с Достоевским, в личном дневнике записала: «После разгульной ночи и подзадоренный пьяными приятелями, он изнасиловал десятилетнюю девочку…»
Страхов в письме Толстому также упоминал: «он похвалялся, что… в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка.»
Этот случай доныне не нашел подтверждений, и вызывает споры у биографов, но стоит отметить что в творчестве Достоевского не единожды раскрывается тяга мужчины к подросткам.
Первое увлечение
Вскоре после публикации романа «Бедные люди» для достоевского открылись двери литературных салонов. Там Федор Достоевский и познакомился с Авдотьей Панаевой, 22 летней замужней женщиной.
Из письма к Михаилу – «Вчера я в первый раз был у Панаева, и, кажется, влюбился в жену его. Она умна и хорошенькая, и вдобавок любезна и пряма донельзя.»
Но девушка отвергла его, позже она описывала его в «Воспоминаниях» как маленького, нервного человечка, которого все подначивали.
Достоевский, не имея возможности поразить Авдотью внешностью и смелостью, решил поразить талантом. Но написанный «Двойник» был слаб, возможно оттого что писался в спешке, писатель подвергся критике, и перестал ходить в литературный салон.
Вскоре после этого были Петрашевичи, казнь и ссылка.
Первая жена Достоевского
Мария Исаева, стала первой влюбленностью Федора, который только-только отбыл каторгу и прибыл в Семипалатинск. Мария была женой Александра Исаева, неисправимого пьяницы, который мог напиваться до белой горячки. Неудовлетворенная замужеством, Мария нашла в Достоевском образованного собеседника, и постепенно они сблизились. Достоевский начинает проводить много времени у Исаевых.
К чести писателя стоит отметить, что он не пытался вступить с Марией в близость, пока она была замужем.
А дальше была разлука. Исаевы переехали в Кузнецк, на новое место службы. Это стало большим ударом для писателя, он плакал при расставании, и спасался только в переписке с нею.
Муж Марии умер в августе. Достоевский, собравшись с духом сделал ей предложение, но та не спешила с ответом. Низкий чин ссыльного, и небольшие доходы заставляли ее задуматься. Не последнее место в причинах ее сомнений отыграл и молодой учитель, который обучал ее сына, Павла.
После произведения Достоевского в офицеры (в 1856 году), Мария решается, и дает согласие выйти замуж за него. Вряд ли дело было в любви к нему, скорее в долгах, оставшихся от мужа, и необходимости содержать сына, учитель же, был еще более беден чем Федор.
Свадьба состоялась 6 февраля 1857 года. В первую же брачную ночь у писателя случился эпилептический припадок, чем он навсегда отвернул Марию от себя.
Они прожили вместе семь лет, но брак не был счастливым.
Болезненный роман
1860 году Достоевский получил разрешение на переезд в Петербург. Вскоре после этого он вместе с братом начинает издавать журнал «Время». Именно благодаря этому и произошло знакомство с Апполинарией Сусловой. Девушка принесла свой рассказ в Журнал, достоевский же очень заинтересовался автором, и они начали общаться. (По другой Версии Суслова была на лекции писателя, и подошла к нему после нее. После же написала письмо, в котором признавалась в любви к нему).
В Достоевском загорелась страсть, он со всем жаром оставшимся от неблагополучного брака окунается в отношения с юной девушкой(писатель был старше Полины на 20 лет). Они были абсолютно разными людьми, и по характеру, и по взглядам, и это не могло не сказаться на отношениях. Он был ее первым мужчиной, и отдавшись чувствам она требовала больше времени, требовала развестись с женой (Мария уже была больна чахоткой, и медленно умирала).
Трагичной стала запланированная поездка в Париж. Федор не смог поехать из-за проблем с журналом, и Полина поехала одна. Когда писатель все же приехал, девушка уже завела роман с новым любовником – испанским студентом.
Они путешествовали далее уже как «Друзья». Странная однако это была дружба. Писатель находил множество поводов что бы остаться с ней подольше, она позволяла ласкать себя, дразнила, но не вступала с ним в близость. Достоевский мучается, начинает захаживать в казино и полностью проигравшись уезжает в Россию.
После смерти жены, Федор пишет Полине, приглашает приехать и выйти за него. Но она уже не хочет его видеть.
Он пытается найти спасение в знакомстве с чистой и невинной девушкой, И даже делает предложение Анне Корвин-Круковской, но из этого ничего не выходит.
Любовь Всей Жизни
Счастье к Достоевскому пришло из невзгоды. Будучи связан долговым поручительством, и не успевая закончить роман, который должен быть сдан в срок писатель нанимает стенографистку.
Ею была Анна Сниткина. С ее помощью роман сдан вовремя, и, казалось бы, время расстаться.
И тут Достоевский понимает что привязался к девушке. Помня издевательства Полины он боится рассказать ей об этом, и выдумывает историю. История о старом художнике, полюбившем молодую девушку. Он спросил у Анны – что бы она сделала на месте девушки. И будущая жена произнесла: Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь.
Свадьба произошла в феврале 1867.
Впереди у Анны будет много испытаний:
- Долги мужа,
- Страсть к азартным играм
- нелюбовь пасынка,
- ревность Достоевского
- эмиграция заграницу
- смерть детей
- и многое другое.
Но она прошла все это, и несмотря ни на что сделала Федора Достоевского счастливым, родила ему детей, и осталась верна мужу даже после его смерти. А на вопросы о замужестве отвечала: «Мне это, казалось бы, кощунством. Да и за кого можно идти после Достоевского? — разве за Толстого! Так он женат».
Достоевская А.Г. Дневник 1867 года / Изд. подг. С.В. Житомирская. М.: Наука, 1993. 454 с., ил., портр. (Литературные памятники)
В настоящем издании впервые печатается полностью на русском языке дневник А.Г. Достоевской в совокупности всех сохранившихся частей: первая и третья книжки — в расшифровке Ц.М. Пошеманской, точно воспроизводящей стенографический оригинал, вторая книжка — по расшифровке-автографу А.Г. Достоевской, хранящейся в РГАЛИ.
Удивительное и захватывающее свойство тех дневников, авторы которых писали их поистине для самих себя, без самой даже потаенной мысли о возможном другом читателе — эффект присутствия читателя при событиях прошлого, — особенно присуще дневникам А.Г. Достоевской с их стенографической, зашифрованной формой. К ним всегда будут обращаться и исследователи литературы, с их пристальным вниманием к каждому факту жизни и творчества Достоевского, и всякий, кто захочет подойти ближе к его духовному миру и жизненному пути.
Данный файл PDF — собственность сетевого издания FedorDostoevsky.ru
Размещение файла на других Интернет-ресурсах ЗАПРЕЩЕНО!
Биографическая картина Три женщины Достоевского повествует семилетнем периоде из жизни великого писателя через его непростые взаимоотношения с тремя близкими ему женщинами. В этот период Федор Михайлович вместе с братом занимался выпуском журнала Время, а позднее, журнала Эпоха, в которых опубликовал несколько знаменитых произведений.
Повествование основано на реальных фактах из жизни писателя, взятых из его переписки с братом, писем ко второй жене Анне Сниткиной и научных монографий. Целью проекта было не приукрасить личность Достоевского, а показать его таким, каким он был в действительности: разрушить созданный вокруг него образ мрачного человека.
Уникальность и достоинство киноленты в том, что на съемочной площадке работала целая династия Ташковых. Сам режиссер и сценарист, оба его сына (один в главной роли, второй в эпизодической), жена и даже сноха были задействованы в проекте. Сценарий к картине Евгений Ташков написал в 1992 году, но спродюсировать его было некому. Некоторые образы создавались сразу под членов семьи. Поэтому через 18 лет главного героя, к примеру, пришлось уже немного «омолодить», хотя изначально режиссер размышлял о том, что его стоит «состарить» — возраст внес свои коррективы.
Вторая жена Достоевского, мемуаристка, издательница, библиограф. Родилась в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был большим почитателем таланта Достоевского, и благодаря своему отцу Анна Григорьевна полюбила творчество писателя еще в ранней юности. Мать Анны Григорьевны — Анна Николаевна Сниткина (Мильтопеус) — обруселая шведка финского происхождения, от которой она унаследовала аккуратность, собранность, стремление к порядку, целеустремленность. И все же главным, решающим фактором, предопределившим жизненный подвиг Анны Григорьевны, явился живительный воздух конца 1850-х — начала 1860-х гг. в России, когда по всей стране прокатилась бурная волна свободолюбивых устремлений, когда молодежь мечтала получить образование и добиться материальной независимости. Весной 1858 г. Неточка Сниткина успешно оканчивает училище Святой Анны, а осенью поступает во второй класс Мариинской женской гимназии. Окончив гимназию с серебряной медалью, А.Г. Сниткина поступила на Педагогические курсы, однако не смогла их окончить из-за тяжелой болезни отца, который настоял, чтобы она посещала хотя бы стенографические курсы. После смерти отца (1866) материальное положение семьи Сниткиных ухудшилось, и вот тогда Анне Григорьевне пришлось применить на практике свои стенографические знания. Её направили помогать литератору Достоевскому 4 октября 1866 г.
Натура её всегда требовала поклонения чему-то высокому и святому (отсюда ее попытка в тринадцатилетнем возрасте поступить в псковский монастырь), и еще до 4 октября 1866 г. таким высоким и святым стал для нее Достоевский. За несколько месяцев до смерти она признавалась, что любила Достоевского еще до встречи с ним. В тот день, когда стенографистка пришла помогать Достоевскому, до срока сдачи издателю Ф.Т. Стелловскому романа «Игрок» оставалось двадцать шесть дней, а он существовал лишь в черновых заметках и планах, и если бы Достоевский не представил к 1 ноября 1866 г. роман «Игрок» Ф.Т. Стелловскому, то он терял бы на девять лет в пользу расчетливого издателя права на все свои литературные произведения. С помощью Анны Григорьевны Достоевский совершил писательский подвиг: за двадцать шесть дней создал роман «Игрок» в десять печатных листов. 8 ноября 1866 г. Неточка Сниткина снова пришла к Достоевскому, чтобы договориться о работе над последней частью и эпилогом «Преступления и наказания» (из-за «Игрока» Достоевский прервал работу над ним). И вдруг Достоевский заговорил о новом романе, главный герой которого — пожилой и больной художник, много переживший, потерявший родных и близких — встречает девушку Аню. Через полвека Анна Григорьевна вспоминала: «»Поставьте себя на ее место, — сказал он дрожащим голосом. — Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?» Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я наконец поняла, что это не просто литературный разговор и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михайловича и сказала:
— Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»
И она сдержала свое обещание.
Но после свадьбы Анне Григорьевне пришлось пережить тот же ужас, какой десять лет назад испытала первая жена писателя. От волнения и выпитого шампанского у Достоевского в один день было два припадка. В 1916 г. Анна Григорьевна признавалась писателю и критику А.А. Измайлову: «…Я вспоминаю о днях нашей совместной жизни, как о днях великого, незаслуженного счастья. Но иногда я искупала его великим страданием. Страшная болезнь Федора Михайловича в любой день грозила разрушить все наше благополучие… Ни предотвратить, ни вылечить этой болезни, как вы знаете, нельзя. Все, что я могла сделать, это — расстегнуть ему ворот, взять его голову в руки. Но видеть любимое лицо, синеющее, искаженное, с налившимися жилами, сознавать, что он мучается и ты ничем не можешь ему помочь, — это было таким страданием, каким, очевидно, я должна была искупить свое счастье близости к нему…»
Анна Григорьевна сделала все от нее зависящее, чтобы переменить обстановку — уехать за границу 14 апреля 1867 г. только с Достоевским, подальше от домашних неурядиц, от надоевших и опостылевших родственников, от безалаберной петербургской жизни, от всех кредиторов и вымогателей. «…Я поехал, но уезжал я тогда со смертью в душе: в заграницу я не верил, то есть я верил, что нравственное влияние заграницы будет очень дурное, — рассказывал Достоевский о своих мрачных предчувствиях своему другу поэту А.Н. Майкову. — Один… с юным созданием, которое с наивною радостию стремилось разделить со мною странническую жизнь; но ведь я видел, что в этой наивной радости много неопытного и первой горячки, и это меня смущало и мучило очень… Характер мой больной, и я предвидел, что она со мной измучается. (NB. Правда, Анна Григорьевна оказалась сильнее и глубже, чем я ее знал…)».
Анна Григорьевна впервые оказалась в Европе, да и вообще первый раз в жизни расставалась со своей матерью. «Я утешала маму тем, что вернусь через 3 месяца, — писала она в одном из черновых набросков своих воспоминаний, — а пока буду часто ей писать. Осенью же обещала самым подробным образом рассказать обо всем, что увижу любопытного за границей. А чтобы много не забыть, обещала завести записную книжку, в которую и вписывать день за днем все, что со мной будет случаться. Слово мое не отстало от дела: я тут же на станции купила записную книжку и с следующего дня принялась записывать стенографически всё, что меня интересовало и занимало. Этою книжкою начались мои ежедневные стенографические записи, продолжавшиеся около года…»
Так возник дневник жены Достоевского — уникальное явление в мемуарной литературе и незаменимый источник для всех, кто занимается биографией писателя (первая часть «Дневника 1867 г.» А.Г. Достоевской издана Н.Ф. Бельчиковым в 1923 г.; самое полное издание подготовила и выпустила С.В. Житомирская в издательстве «Наука» в 1993 г.). Анна Григорьевна быстро прониклась сознанием, как важно сохранить для потомков все, что связано с именем Достоевского, и ее заграничный дневник 1867 г., задуманный первоначально как ежедневный отчет примерной дочери своей матери, стал настоящим литературным памятником. «Сначала я записывала только мои дорожные впечатления и описывала нашу повседневную жизнь, — вспоминает Анна Григорьевна. — Но мало-помалу мне захотелось вписывать все, что так интересовало и пленяло меня в моем дорогом муже: его мысли, его разговоры, его мнения о музыке, о литературе и пр.»
Дневник А.Г. Достоевской о заграничном путешествии 1867 г. — это бесхитростный рассказ о совместной жизни молодоженов, свидетельство нежной внимательности и силы поздней любви Достоевского. Анна Григорьевна поняла, что быть женой Достоевского — это значит не только испытывать радость от близости гениального человека, но и быть обязанной достойно нести все тяготы жизни рядом с таким человеком, тяжкое и радостное бремя ее. И если под увеличительным стеклом его гениальности гигантски разрастается любая деталь, из совокупности которых и состоит, в сущности, повседневная жизнь, то это происходит потому, что обнаженные нервы Достоевского, так много перенесшего в своей жизни, буквально содрогались от малейшего прикосновения грубой действительности.
Вот почему жизнь его спутницы нередко становилась житием, и ежедневное общение с Достоевским требовало от Анны Григорьевны настоящего подвижничества. Медовый месяц Достоевского неожиданно оканчивается катастрофой писателя вновь, как и во время первых заграничных поездок в 1862 и 1863 гг., затягивает безжалостная и бездушная рулетка. Простой житейский мотив — выиграть «капитал», чтобы расплатиться с кредиторами, прожить не нуждаясь несколько лет, а самое главное — получить, наконец, возможность спокойно поработать над своими произведениями, — за игорным столом утрачивал свой изначальный смысл. Порывистый, страстный, стремительный Достоевский отдается безудержному азарту. Игра в рулетку становится самоцелью. Страсть к рулетке ради самой рулетки, игра ради ее сладостной муки объясняются характером, «натурой» писателя, склонного часто заглядывать в головокружительную бездну и бросать вызов судьбе. Анна Григорьевна быстро разгадала «тайну» рулеточной лихорадки писателя, заметив, что после большого проигрыша Достоевский принимался за творческую работу и набрасывал страницу за страницей. Анна Григорьевна не ропщет, когда Достоевский закладывает буквально все, даже обручальное кольцо и ее серьги. Она не жалела ничего, ибо знала:
Но лишь божественный глагол / До слуха чуткого коснется, / Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел.
И тогда неукротимая тяга Достоевского к творчеству преодолеет все соблазны, сильнее разгорится очистительное пламя его совести — «как мне было за него больно, это ужасно, как он мучается», — в котором переплавляется его внутренний мир.
Так и случилось, и Анна Григорьевна своим непротивлением сумела излечить Достоевского от его страсти. В последний раз он играл в 1871 г., перед возвращением в Россию, в Висбадене. 28 апреля 1871 г. Достоевский пишет Анне Григорьевне из Висбадена в Дрезден: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет (или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами) я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же всё кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой, и теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это. А стало быть, дело лучше и скорее пойдет, и Бог благословит! Аня, сохрани мне свое сердце, не возненавидь меня и не разлюби. Теперь, когда я так обновлен — пойдем вместе и я сделаю, что будешь счастлива!»
Клятву свою Достоевский сдержал: он действительно навсегда оставил рулетку (хотя впоследствии он четыре раза ездил один для лечения за границу) и действительно сделал Анну Григорьевну счастливой. Достоевский прекрасно понимал, что своим освобождением от власти рулетки он обязан прежде всего Анне Григорьевне, ее великодушному терпению, всепрощению, мужеству и благородству. «Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего благословлять, — писал Достоевский Анне Григорьевне. — Нет, уже теперь твой, твой нераздельно, весь твой. А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал».
Но Анна Григорьевна не случайно почувствовала, что рулетка стимулирует литературную работу писателя. Достоевский сам тесно связывал свои творческие импульсы с «проклятой фантазией». В письме из Bains-Saxon, извещая об очередном проигрыше, Достоевский благодарит это несчастье, так как оно невольно натолкнуло его на одну спасительную мысль: «…Давеча мне хоть и мерещилось, но я все-таки окончательно еще не выяснил себе эту превосходную мысль, которая мне пришла теперь! Она пришла мне уже в девять часов или около, когда я проигрался и пошел бродить по аллее (точно так же, как и в Висбадене было, когда я после проигрыша выдумал Преступление и наказание и подумал завязать сношение с Катковым…)».
Изматывающая игра на рулетке содействовала процессу «срастания» Достоевского и Анны Григорьевны, и в письмах последующих лет Достоевский будет повторять, что чувствует себя «приклеенным» к семье и не может переносить даже короткой разлуки.
Достоевский все больше привыкает к своей молодой жене, все больше узнает богатство ее натуры и замечательные черты ее характера, а Анна Григорьевна, даже после очередного проигрыша мужа, записывает в своем стенографическом дневнике 1867 г.: «Мне в то время представлялось, что я бесконечно счастлива, что вышла за него замуж, и что это-то, вероятно, мне и следует за наказание. Федя, прощаясь, говорил мне, что любит меня бесконечно, что если б сказали, что ему отрубят за меня голову, то он сейчас бы позволил, — так он меня сильно любит, что он никогда не забудет моего доброго отношения в эти минуты».
Анна Григорьевна всю жизнь считала своего мужа милым, простым и наивным человеком, с которым надо обращаться как с ребенком. Сам же Достоевский именно в этом видел проявление настоящей любви и писал из Германии ее матери, А.Н. Сниткиной: «Аня меня любит, а я никогда в жизни еще не был так счастлив, как с нею. Она кротка, добра, умна, верит в меня, и до того заставила меня привязаться к себе любовью, что, кажется, я бы теперь без нее умер».
Анна Григорьевна и в дальнейшем, все четырнадцать лет брака, не обманула доверия уже утомленного жизнью писателя — была преданной, терпеливой и умной матерью его детей, самоотверженной помощницей и глубочайшей почитательницей его таланта. Человек деловой, практический, она была полной противоположностью детски наивному в денежных делах Федору Михайловичу. Она не только героически оберегала мужа от неприятностей, но и решалась на активную борьбу со множеством подчас жуликоватых кредиторов-вымогателей.
Освобождая мужа от тяжести денежных забот, она спасала его для творчества, и если принять во внимание, что на время их брака приходятся все великие романы и «Дневник писателя», то есть значительно больше половины написанного Достоевским за всю жизнь, то вряд ли можно переоценить ее заслуги. Важно и другое: через руки Анны Григорьевны — стенографистки и переписчицы — прошли «Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя» со знаменитой Пушкинской речью. Анна Григорьевна была безмерно счастлива тем, что свой последний гениальный роман «Братья Карамазовы» Достоевский посвятил ей. В этом — документальное, для всего мира, признание ее огромного труда.
В год смерти Достоевского Анне Григорьевне исполнилось 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченой. Когда ее спрашивали, почему она вторично не вышла замуж, она искренно возмущалась: «Мне это казалось бы кощунством», а затем шутила: «Да и за кого можно идти после Достоевского? — разве за Толстого!». Анна Григорьевна целиком посвящает себя служению великому имени Достоевского и можно смело утверждать, что ни одна жена писателя не сделала столько для увековечения памяти своего мужа, для пропаганды его творчества, сколько сделала Анна Григорьевна. Прежде всего, семь раз выпустила полные (по тем временам, конечно) собрания сочинений Достоевского (первое издание — 1883 г., последнее — 1906 г.), а также неоднократно издала целый ряд отдельных произведений писателя. Из «достоевских» мемориальных дел, осуществленных Анной Григорьевной, кроме выпуска его произведений, самым весомым является организация в Старой Руссе церковно-приходской школы имени Ф.М. Достоевского для бедных крестьянских детей с общежитием для учащихся и учителей.
Незадолго до смерти Анна Григорьевна говорила врачу 3.С. Ковригиной: «С чувством надо бережно обращаться, чтобы оно не разбилось. Нет в жизни ничего более ценного, как любовь. Больше прощать следует — вину в себе искать и шероховатости в другом сглаживать. Раз навсегда и бесповоротно выбрать себе Бога и служить ему на протяжении всей жизни. Я отдала себя Федору Михайловичу, когда мне было 18 лет . Теперь мне за 70, а я все еще только ему принадлежу каждой мыслью, каждым поступком. Памяти его принадлежу, его работе, его детям, его внукам. И все, что хоть отчасти его — мое целиком. И нет и не было для меня ничего — вне этого служения…»
С той поры, как 4 октября 1866 г. Неточка Сниткина пришла в квартиру писателя, не было ни одного дня в ее жизни, чтобы она не служила во славу Достоевского.
В конце XIX в. Анна Григорьевна начинает работу по созданию собственных мемуаров, посвященных ее жизни с Достоевским. В 1894 г. она приступает к расшифровке своего стенографического дневника 1867 г. Однако при жизни Анна Григорьевна не напечатала этот дневник, как не опубликовала ни воспоминаний своих, ни свою переписку с мужем, считая это просто нескромным. Но важно даже не это. Самое главное заключалось в том, что когда Анна Григорьевна, встретившись с Л.Н. Толстым в феврале 1889 г., говорила ему: «Мой дорогой муж представлял собою идеал человека! Все высшие нравственные и духовные качества, которые украшают человека, проявлялись в нем в самой высокой степени. Он был добр, великодушен, милосерд, справедлив, бескорыстен, деликатен, сострадателен — как никто!» — она была абсолютно искренна. Чем дальше уходило время, тем больше оставался Достоевский именно таким в ее памяти: и когда она в 1894 г. приступила к расшифровке своего заграничного стенографического дневника, и когда стала готовить к печати свою переписку с мужем, и когда начала в 1911 г. писать свои «Воспоминания». В начале двадцатого века к этому добавилась и слава Достоевского. Именно тогда Анна Григорьевна осуществляет свою давнишнюю мечту: создает при Московском историческом музее «Музей памяти Федора Михайловича Достоевского» и выпускает «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М. Достоевского… 1846—1903».
Анна Григорьевна признавалась своему первому биографу Л.П. Гроссману: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах девятнадцатого. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».
Таким же родным показался Анне Григорьевне молодой композитор Сергей Прокофьев, написавший оперу по роману Достоевского «Игрок». Когда они прощались — это было 6 января 1917 года — С.С. Прокофьев попросил ее написать что-нибудь в его памятный альбом, но предупредил, что альбом на тему о солнце и писать в нем можно только о солнце. Анна Григорьевна написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский. А. Достоевская».
До самой смерти Анна Григорьевна трудилась над продолжением своего библиографического указателя и мечтала только об одном — чтобы ее похоронили в Петербурге, в Александро-Невской лавре, рядом с Достоевским. Но случилось так, что Анна Григорьевна умерла в Ялте 9 (22) июня 1918 г. Через пятьдесят лет ее внук, Андрей Федорович Достоевский, выполнил ее последнее желание — перенес ее прах из Ялты в Александро-Невскую лавру. На могиле Достоевского с правой стороны надгробия можно увидеть теперь скромную надпись: «Анна Григорьевна Достоевская. 1846—1918».
Биография Федора Достоевского
Федор Михайлович Достоевский – один из величайших литераторов в истории человечества, мыслитель, тонко и точно раскрывавший комплекс нравственных вопросов, противоречий и проблем человеческого бытия, проливавший свет на скрытые глубины внутреннего мира человека. На фото: Федор Михайлович Достоевский Он создал несколько десятков великих произведений. Цикл из пяти наиболее масштабных из них, написанных им одно за другим – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», называют «великим пятикнижием». Это определение восходит к «Пятикнижию Моисея» (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), якобы продиктованному ему самим богом. Подобно этому труду пророка, вышеперечисленные романы писателя, ставшие вершиной психологической прозы, казалось, также не могли быть созданы простым человеком. Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен и народов», составленном в 2002 году Норвежским книжным клубом совместно с Норвежским институтом им. Нобеля.
Детство и семья
Будущий писатель-философ появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец-литовец, Михаил Андреевич, служил военным врачом, был человеком «нервным и раздражительно-самолюбивым». В его роду было много психически нездоровых людей. Принадлежал он к духовному сословию, приходился сыном униатскому священнику. В 1828 его произвели в дворянское достоинство. Федор Достоевский в детстве Мать-украинка, Мария Федоровна, происходила из слоев московского купечества, была натурой религиозного склада, возила детей (а их было семеро) на богомолье. В семье соблюдались старинные традиции воспитания в духе безусловного повиновения. Самые теплые воспоминания о детстве у писателя были связаны с их имением в Тульской губернии, где они проводили летние месяцы (обычно без отца).
Азбуке Федора и других детей учила мать, отец преподавал им латынь, но мальчику уже тогда особенно нравились уроки словесности. С 13 лет будущий литературный гений проходил трехлетнее обучение в пансионе Карла Чермака, где учительствовали лучшие профессоры Москвы.
В 1837 году, лишившись матери, юноша по решению отца отправился в Северную столицу, где поступил в военно-инженерное училище. Именно городу на Неве и его жителям он посвятил впоследствии целый ряд своих шедевральных произведений. Федор Достоевский в юности В тот период кроме учебной литературы он много времени отдавал художественной: читал Пьера Корнеля, Гомера, Фридриха Шиллера, Оноре де Бальзака, Уильяма Шекспира, Александра Пушкина, Гавриила Державина, Николая Гоголя, Карамзина и других авторов. По инициативе Федора в училище был образован литературный кружок. Его членами являлись такие известные личности, как Николай Бекетов, Дмитрий Григорович, Николай Витковский и его товарищ Иван Бережецкий.
В 1839 году скончался его отец – был убит артелью крестьян, которым спьяну нагрубил. Это известие потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье – спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление». Федор Достоевский на службе По окончании курса в 1843 году, молодой специалист в области военной инженерии был откомандирован на службу в чертежную Инженерного департамента Военного министерства. Однако через год, посчитав это занятие неинтересным, он вышел в отставку и решил посвятить себя писательскому труду.
Проба пера
Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон». А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным». Книга «Двойник”: первое и современное издание Однако вторую его работу «Двойник» критик и члены его кружка сочли неоправданно растянутой. Автор сократил некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести. Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений («Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр.) были поняты почитателями его таланта и оценены по достоинству.
Каторга
В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым (ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы»); участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам. Фёдор Достоевский на каторге В 1849 за причастность к противозаконной деятельности литератор вместе с другими петрашевцами был арестован, лишен чинов, состояния и приговорен к смертной казни. В последний момент (когда осужденные уже стояли на эшафоте) царским указом ее заменили четырьмя годами каторжных работ в рудниках. Михаил Петрашевский Наказание Достоевский отбывал в Омском остроге «Мертвый дом», а в 1854 был зачислен рядовым 7-го линейного батальона в Семипалатинске. Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем – в прапорщики, вернули потомственное дворянство, а также право печататься. Федор Достоевский В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга – эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни. Так спустя 10 лет он получил возможность вернуться в Петербург и в литературу.
Развитие писательской деятельности
После возвращения в город на Неве литератор выразил свои впечатления о каторге и жизни заключенных преступников в повести «Записки из Мертвого дома». Для современников она стала настоящим откровением. Тургенев сравнил ее значимость с «Адом» Данте, а Герцен – с картиной Микеланджело «Страшный суд». Федор Достоевский и Иван Тургенев В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства.
В 1862 Достоевский впервые смог выехать за границу, посетил Германию, Австрию, Францию, Швейцарию, Англию, Италию. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу. В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок». Писатель Федор Достоевский Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий. За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» (1868-69), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-80), названные позже «великим пятикнижием».
В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем. Ф.М. Достоевский В 1877 Достоевского избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Спустя два года он стал почетным членом Международной литературной ассоциации. В 1880 на церемонии открытия памятника Пушкину в Москве он произнес знаменитую, вызвавшую всеобщий восторг, речь, высказав свои заветные мысли о литературе и, в целом, о жизни.
Личная жизнь Федора Достоевского
В молодости писатель слыл сластолюбцем и постоянным посетителем борделей. Ходили слухи, что проститутки не соглашались встречаться с ним повторно из-за извращенности его желаний. Тургенев его якобы именовал «русским Де Садом», а Софья Ковалевская записала в дневнике, что он изнасиловал десятилетнюю девочку. Федор Достоевский и Мария Исаева Первой его спутницей жизни стала Мария Исаева. Они познакомились, когда Федор прибыл в Семипалатинск. Женщина уже была замужем за горьким пьяницей и воспитывала сына Павла. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. Они поженились в феврале 1857, но брак не был счастливым. В первую же брачную ночь у Федора случился эпилептический припадок, отвернувший от него жену навсегда.
В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной (младше его на 20 лет) Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником. Федор Достоевский и Аполлинария Суслова В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение – «Игрок» – и стала верной супругой и любовью всей жизни. Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Выжили дочь и сын – Любовь Федоровна и Федор Федорович Достоевский.
Дочь (когда отец умер, ей было 11) была сложным в общении человеком. Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия. Любовь Достоевская Жизнь Федора Федоровича Достоевского тоже сложно назвать счастливой. С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол». Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству. После Октябрьской революции сын Федора Михайловича разорился, кое-как сводил концы с концами, читая лекции. В 1920 году он умер, по некоторым данным, от голода. Сын Достоевского Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором. В 16 лет подросток умер от брюшного тифа. Младший сын Андрей выжил и дожил до глубоких лет.
Линия рода Достоевских продолжается. Потомки великого литератора по-прежнему живут в Петербурге. Правнук Дмитрий работал водителем трамвая, как и его сын Алексей, впоследствии перешедший на службу на судно Валаамского монастыря. Алексей воспитал двух дочерей Веру и Марию и сына Федора. Потомки Федора Михайловича Достоевского. Наши дни
Смерть
В творческих планах гиганта русской литературы на 1881 год была работа над продолжением романа «Братья Карамазовы», но им не суждено было сбыться. Болезнь легких давала о себе знать. 26 января в его легких разорвалась артерия, начала идти горлом кровь. Более крепкий человек, скорее всего, выжил бы, но здоровье писателя было подорвано – последние 9 лет он страдал от легочной эмфиземы. 29 января он скончался. Могила Фёдора Достоевского Проститься с величайшим писателям пришли сотни людей. Его похоронили на Тихвинском кладбище Северной столицы. Фёдор Достоевский как зеркало русской души Мировая слава пришла к гению пера уже после кончины. Его творчество, ставшее эпохальным событием, переворотом в развитии мировой литературы, сравнивали с открытиями в науке Альберта Эйнштейна. В «Братьях Карамазовых» он высказал мысль о том, что постижение тайны всеобщей гармонии возможно только чувством и верой, но не разумом. А знаменитый физик-теоретик утверждал, что интуиция сильнее знания.