Содержание
- Франция
- США
- Великобритания
- Германия
- Япония
- Это читают все
- Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Уильям Голдинг «Повелитель мух»
- 3. Харпер Ли «Убить пересмешника»
- Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
- Герман Гессе «Степной волк»
- Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
- Ивлин Во «Мерзкая плоть»
- Хулио Кортасар «Игра в классики»
- Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
- Ирвин Уэлш «На игле»
- Рейтинг писателей
- Лучшие зарубежные авторы 20-го века
Нужен
репетитор?
Подобрать
Отставленная было за ненадобностью во второй ряд, с появлением «президентского» сочинения литература вернулась в шеренгу самых важных предметов в российской школе. Но родителей и учеников по-прежнему волнует вопрос, насколько наше образование в этой сфере способно конкурировать с зарубежным.
Посмотрим, как и какие произведения изучают учащиеся зарубежных школ. В каждый список мы включили 10 главных авторов школьной программы.
Франция
Разделения на два разных предмета, «Французский язык» и «Французская литература», для школьников не существует. На уроках словесности юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное — стиль! А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера (Расина, Корнеля и т.п.). Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.
В обязательной программе
- Кретьен де Труа. «Ланцелот».
- Жан Батист Мольер. «Скупой».
- Пьер Корнель. «Сид».
- Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон».
- Виктор Гюго. «Отверженные».
- Эмиль Золя. «Жерминаль».
- Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
- Оноре де Бальзак. «Человеческая комедия».
- Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
- Альбер Камю. «Падение».
Не знаете, какой язык начать учить? Используйте рекомендации экспертов PROFI.RU.
США
Как таковой единой школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.
В обязательной программе
- Теодор Драйзер. «Американская трагедия», «Финансист».
- Уильям Фолкнер. «Шум и ярость».
- Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ».
- Джозеф Конрад. «Сердце тьмы».
- Джордж Оруэлл. «Скотный двор».
- Терри Пратчетт. «Плоский мир».
- Эдит Уортон. «Эпоха невинности».
- Герман Мелвилл. «Моби Дик».
- Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
- Эдгар По. Стихотворения и поэмы.
Великобритания
Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» — тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, индивидуальных занятий, подготовки групповых проектов и так далее. Некоторые программные произведения знакомы российским выпускникам с детства, а имена многих авторов так или иначе на слуху благодаря частым упоминаниям.
В обязательной программе
- Дж. Чосер. «Кентерберийские рассказы».
- К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».
- Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
- Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика».
- С. Ричардсон. «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель».
- Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найдёныша».
- Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын».
- Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
- Джордж Элиот. «Мельница на Флоссе».
- С. Кольридж. «Старый моряк».
Германия
В разных типах школ литературу проходят по-разному. В обычных школах проходят в основном произведения немецких авторов. В стране много гимназий с гуманитарным уклоном, где подробно изучают произведения от античных авторов до самых современных. В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам, поднятым в произведениях. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность» и другие. Так, драма Ф. Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».
В обязательной программе
- Готхольд Эфраим Лессинг. «Натан Мудрый».
- Фридрих Шиллер. «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь».
- Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера».
- Генрих Гейне. «Путешествие по Гарцу».
- Томас Манн. «Будденброки», «Волшебная гора».
- Генрих фон Кляйст. «Маркиза д’О».
- Фридрих Дюрренматт. «Визит старой дамы», «Физики».
- Амадей Гофман. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».
- Эдуард Мёрике. «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу».
- Георг Бюхнер. «Смерть Дантона».
Япония
В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления, учебники по литературе используются тоже самые разные — единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев — в том числе и японских школьников — представляют те произведения, где можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.
- Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи».
- Сэй-Сёнагон. «Записки у изголовья».
- Хигути Итиё. «Сверстники».
- Юкио Мисима. «Золотой храм».
- Кобо Абэ. «Женщина в песках».
- Сосэки Нацумэ. «Сердце».
- Рюноскэ Акутагава. «Расёмон».
- Огай Мори. «Танцовщица».
- Харуки Мураками. «Охота на овец».
- Сики Масаока. Стихи.
Используйте опыт великих учёных, чтобы приманить в свою голову блестящие идеи.
Это читают все
Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран. Итак, «всемирная десятка»:
- Гомер. «Илиада», «Одиссея».
- Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
- Харпер Ли. «Убить пересмешника».
- Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
- Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
- Мэри Шелли. «Франкенштейн».
- Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
- Франц Кафка. «Превращение».
- Лев Толстой. «Анна Каренина».
- Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».
Ни в одной из рассмотренных стран не придаётся большого значения главному принципу, по которому изучается литература в старших классах российских школ, — историко-художественному методу: классицизм, романтизм, реализм и т.д. Между тем именно такой подход ближе всего к научному взгляду на литературу — его можно считать преимуществом нашей системы образования.
Он требует системных теоретических знаний. И если школьные учителя вынуждены жертвовать уроками литературы, готовя выпускников к ЕГЭ, то хороший репетитор может восполнить пробелы и сформировать в сознании ученика стройную картину всей истории литературного процесса. Ведь именно такое знание предмета потребуется при вступительных испытаниях по литературе в престижные вузы.
|
«Мел» уже писал о литературе для подростков из списка «must read». Туда вошли в основном книги двухтысячных. Разумеется, у читателей возник вопрос — а где Сэлинджер и Ремарк? В этом обзоре учитель русского языка и литературы Татьяна Кокусева напоминает о классической зарубежной литературе. Не все эти произведения написаны о подростках и для них, но так получилось, что именно этими книгами зачитываешься в 16-17 лет.
Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
О чём речь: Холден Колфилд, неуравновешенный подросток, рассказывает свою историю, размышляя о жизни.
Зачем это надо подросткам: Честно, грубо и откровенно о жизни в этом сложном, запутанном и не особенно приятном мире. Мировоззрение Колфилда до сих пор не жалуют приличные родители приличных детей, считая, что бедный Холден плохо влияет на неокрепшие умы, призывая к бунту и эскапизму. Тем больший интерес вызывает книга у самих подростков.
Уильям Голдинг «Повелитель мух»
О чём речь: Группа детей оказывается на острове и быстро доходит до первобытного состояния, предпочитая повиноваться власти силы.
Зачем это надо подросткам: Жесткий и даже жестокий роман-размышление о природе человека. Возраст невинности закончился, подросток превращается в самостоятельного человека. Самое время подумать, кем ты станешь, когда вырастешь, кто победит в тебе — зверь или человек.
3. Харпер Ли «Убить пересмешника»
О чём речь: Три года из жизни семьи Финч во времена Великой депрессии в небольшом городе штата Алабама.
Зачем это надо подросткам: Великая депрессия, закон Линча, простые жестокие люди, расизм и несправедливость — на таком симпатичном фоне герой книги Аттикус, отец семейства, проявляет неожиданную для обычного человека смелость. Нравственный закон для героев романа стоит выше страха. Одна из лучших книг о выборе правильного поступка в сложной ситуации.
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
О чём речь: Литература подлежит немедленному уничтожению огнем, а владельцы книг — аресту и лечению.
Зачем это надо подросткам: Страшненькая антиутопия о тоталитаризме. Люди помалкивают в тряпочку, раскрывая рот разве что для обсуждения чепухи. Книги горят, прошлое осталось в прошлом, в настоящем только интерактивное телевидение и бесконечное счастье. В этом благополучном мире, конечно, находятся недовольные обладатели пытливого ума и сомнений.
Роман ставит неприятные вопросы очередного выбора: достаточно ли твоим мозгам тележвачки, нужны ли книги обществу или любой думающий человек скоро окажется вне закона.
Герман Гессе «Степной волк»
О чём речь: Записки Гарри Галлера, очень одинокого человека.
Зачем это надо подросткам: Вообще-то Гессе писал книгу для взрослых, но непонятая душа главного героя немедленно привлекла непонятых и страдающих подростков. Одиночество в сытом мещанском мире, противоречия с самим собой, куда прибиться, если ты тонко чувствующий, думающий человек, а вокруг толпы обывателей.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
О чём речь: Роман-антиутопия о счастливом дивном новом мире, в котором что-то не так.
Зачем это надо подросткам: Как выглядит мир без страданий? Примерно так — люди искусственно выращиваются в пробирках, затем их разделяют на касты, на все вопросы есть готовые ответы. «История — сплошная чушь» в новом государстве, любовь и переживания мешают жить. Если кто-то приуныл, есть прекрасный антидепрессант — сома. «Сомы грамм и нету драм». Казалось бы, все идеально, осталось ответить на вопрос — хочется ли нам жить в таком мире, наслаждаясь стандартизированным счастьем.
Ивлин Во «Мерзкая плоть»
О чём речь: Жить весело, вокруг карнавал и деньги давят карманы. Сатира на британское высшее общество.
Зачем это надо подросткам: Мечта о сытой беззаботной жизни, принадлежности к элите общества, спортивном автомобиле и одежде от именитых парижских модельеров волнует юные сердца. Тем интереснее погружаться в ядовитый мир Ивлина Во, высмеивающего британскую аристократию. Оказывается, сливки общества могут быть не очень-то умными, а их глупости порой обходятся дорого.
Хулио Кортасар «Игра в классики»
О чём речь: В духовных и интеллектуальных поисках можно не заметить, что теряешь.
Зачем это надо подросткам: Главный герой романа Орасио Оливейра уже далеко не подросток по возрасту, ему сорок. Однако его поступки, сомнения и поиски выглядят весьма инфантильно. Не оценив то, что имеет, он предал любимую девушку, потеряв ее, запутался и не то покончил, не то не покончил жизнь самоубийством. Это за него должен решить читатель.
Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
О чём речь: Даже в психиатрической клинике можно оставаться самим собой.
Зачем это надо подросткам: Патрик Макмерфи — символ бунтарства и свободы. Все мы живем в большом сумасшедшем доме, где нас пытаются сделать кроликами. Как быть — приспособиться для спокойной жизни или бороться, наплевав на все правила? А если выбрать путь борьбы, то что делать с ответственностью за тех, кто идет за тобой, но не настолько уверен в себе?
Ирвин Уэлш «На игле»
О чём речь: О ужас! О наркоманах и наркотиках!
Зачем это надо подросткам: Герои книги, чуть за двадцать, плотно сидят на героине. Тема раскрыта чуть более, чем полностью. Наркотики — это ноль работы, ноль брезгливости, полуживые отношения, интерес к жизни ушел в минус. Чем больше проблем, тем больше сожалений. Написано честным и жестким языком, далеким от назидательных бессмысленных страшилок о наркотиках, популярных в каждой школе.
Шура Ржевский 536 3 года назад Программирование, физика, математика, Сербия
Средняя школа
Луис Борхес: Чекање (кратка прича) — Луис Борхес, Ожидание (короткий рассказ)
Самјуел Бекет: Чекајући Годоа — Самуэль Бекет, Ожидая Годо
Фјодор М. Достојевски: Злочин и казна или Браћа Карамазови — Достоевский, Преступление и наказание, Братья Карамазовы
Оноре де Балзак: Чича Горио (одломак) — Бальзак, Отец Горио(отрывок)
Николај Васиљевић Гогољ: Ревизор — Гоголь, Ревизор
Александар Сергејевич Пушкин: Цигани, Евгеније Оњегин (одломци)
Хенрих Хајне: Лорелај — Гейне, Лорелей
Ги де Мопасан: Два пријатеља (новела) — Мопассан, Два друга
Лав Николајевић Толстој: Ана Карењина или Рат и мир(Война и Мир)
Еп о Гилгамешу (одломак) — отрывок Эпос о Гильгамеше
Хомер — Илијада (одломак — VI певање) — Гомер, отрывок из Илиады, шестой стих
Библија — из Старог завета; Легенда о потопу; из Новог завета — Јеванђеље по Матеју (Страдање и васкрсење Христово). — Старый Завет, Легенда и мировом потопе, Новый завет — Евангелие от Мафтея
Ф. Петрарка — Канцонијер (избор сонета) — Петрарка, Песенник, сонет на выбор
В. Шекспир — Ромео и Јулија
Сервантес — Дон Кихот (одломак)
Данте Алегијери: Божанствена комедија (одломак из Пакла, певање V — Паоло и Франческа) — Божественная комедия, отрывок из Ада, стих 5 — Паоло и Франческа
Молијер — Тврдица — Мольер, Скупой или школа лжи
Софокле: Антигона — Софокл, Антигона
Шарл Бодлер: Албатрос
Рабиндранат Тагора: Градинар(Цветник, в русском переводе этот роман называется Маланча)
Антон Чехов: Ујка Вања — Чехов, Дядя Ваня
Владимир Мајаковски: Облак у панталонама — Маяковский, облако в Штанах
Федерико Гарсија Лорка: Романса месечарка — Лорка, романс о луне
Ернест Хемингвеј: Старац и море — Хэмингуэй, Старик и море
Михаил А. Шолохов: Тихи Дон (одломци)
Лирика Блока
Рейтинг писателей
Чтение художественной литературы переносит человека в совершенно другой мир. У каждого человека свой литературный вкус, свои предпочтения, не бывает такого, чтобы одно произведение нравилось исключительно всем читателям, или наоборот, не нравилось никому. Современному человеку доступно чтение абсолютно любого произведения, любую книгу можно найти в удобном формате – в формате бумажной книги, в формате электронной книги, и даже в формате аудиокниги. В таком многообразии жанров, видов литературы, в таком огромном количестве книг даже опытному литератору довольно сложно разобраться. Поэтому, для того, чтобы читателю было максимально комфортно, и он мог легко ориентироваться в этом многообразии произведений художественной литературы, существуют рейтинги произведений. Конечно, такие рейтинги являются условными, у каждого читателя он может отличаться. Однако следующий рейтинг десяти лучших авторов зарубежной литературы 20 века был составлен на основе популярности у читателей. Десятки миллионов чтителей считают следующих авторов лучшими писателями 20 века:
- Альбер Камю
- Макс Фриш
- Исаак Башевис-Зингер
- Хорхе Луис Борхес
- Уильям Фолкнер
- Акутагава Рюноскэ
- Франц Кафка
- Джеймс Джойс
- Роберт Музиль
- Томас Манн
Лучшие зарубежные авторы 20-го века
Альбер Камю. По праву считается, что нет равных ему в философской эстетике. При этом он не был великим писателем, не создал какой-либо философской системы. Мировую славу А. Камю принесли две книги: «Человек бунтующий» и «Миф о Сизифе». В этих произведениях заключены размышления умного человека о надежде и тщетности, о бунте и смирении, о поражении, и возможно, о победе. Читатель вместе с автором предается размышлениям о радостях жизни и о тщетности бытия. В качестве примеров в своих произведениях А. Камю использовал примеры из русской действительности, обращался к русской литературы. Героические фигуры его Родины – Франции – казались для автора недостаточно яркими.
Замечание 1
Главной темой его произведений является абсурд. Особенно произведения А. Камю популярны в восточной Европе.
Следующий писатель из этого списка – Макс Фриш. Он жил в Швейцарии. Макс Фриш пережил войну и писал о ней, однако толком ее не видел. Так же, как и не прочувствовал бешеный ритм века. книги М. Фриша характеризуются неторопливостью и размеренностью. М. Фриш является большим знатоком человеческой души, поэтому основное действие в его книгах происходит в головах персонажей.
Люди, о которых писал автор в своих книгах, живут в своем собственном мире и ищут способ проложить тропинку к реальной жизни. персонажи произведений Фриша пытаются найти твердую опору под ногами, ощутить твердую почву. Наиболее известным произведением Фриша является книга «Человек появляется в эпоху голоцена». Герои произведения живут в зазоре между своими представлениями о жизни и между реальностью, между настоящим «я» и действительным положением в обществе. В своих книгах Фриш выступает в роли психиатра, который ставит диагноз всему миру. При этом автор считает, что достижение душевной гармонии, скорее всего, невозможно, но человек вполне способен нащупать твердую почву.
Еще один известный писатель 20 века Исаак Башевис-Зингер. Свои произведения он писал на вымирающем языке — идише, который незнающий человек скорее назвал бы искаженным немецким. Поэтому казалось бы, что эти произведения не имеют перспектив, будущего, и адресованы неизвестно кому. Однако автор является обладателем Нобелевской премии, а его книги переведены на многие языки мира. в своих книгах Зингер пишет о любви, о дружбе, о жизни и смерти, о предательстве, о верности, которые перекликаются с жизнью современных евреев. Книги Зингера очень разные, но каждая находит отклик в душе читателя.
Хорхе Луиса Борхеса называют гением мистики, детектива и головоломки. Х. Л. Борхес является самым настоящим литератором, а его эрудиция помогала ему находить идеи, сюжеты, аллюзии во всех литературах мира. Литература Борхеса – это интеллектуальная игра высокого уровня, а также напоминание «проклятому веку», что человек умеет не только бороться и страдать.
Жизненным кредо Уильяма Фолкнера является выражение «Что бы ни случилось, человек все равно выстоит, все равно победит», которое он повторял всегда. И эту мысль писатель развивал в своих книгах. В произведениях Фолкнера прослеживается его гуманизм, а герои произведений не умеют сдаваться.
Акутагава Рюноскэ является мастером небольших рассказов и афоризмов. Рюноскэ был глубоко несчастной личностью и покончил жизнь самоубийством. Он не относил себя к великим писателям и никогда не стремился к известности, он просто жил и чувствовал. Однако читатели его признали. Рюноскэ стал основоположником современной японской литературы, которая широко известная в западных странах.
Франц Кафка является одним из самых известных и популярных писателей 20 века, несмотря на то, что он писал не так много. Рассказы Кафки чрезвычайно увлекательны и интересны. Героями произведений этого писателя являются обычные люди, живущие обычной жизнью, но замечают что-то фантастическое и необыкновенное. Они настолько сильно увлекаются этим, что становится сложно различить, где фантастика, а где реальность. Незаконченность книг Кафки порой сильнее самой смелой концовки.
Имя Джеймса Джойса является, пожалуй, самым громким именем в литературе 20 века. Как только не характеризовали этого человека, называя и беглецом, и изгнанником, и маньяком, и фанатиком, и изувером. Произведения Дж. Джойса с каждым годом становятся все сложнее и сложнее. В свои книги писатель вкладывает глубокое содержание. Самой знаменитой книгой 20 века является его книга «Улисс».
Роберт Музиль в своих произведениях показывает мир, где любая активная деятельность приводит к катастрофе. Он считает, что добродетелью является только лишь спокойное созерцание.
За свою книгу «Будденброки» Томас Манн получил Нобелевскую премию. Т. Манн – классический немецкий писатель. Он в своих произведениях больше задает вопросы, нежели дает ответы. Его книги скорее всего не понравятся любителям легкого чтения. Произведения этого писателя – это признание умного человека в неспособности справиться с безумием, которым охвачен мир.
Введение 5
Глава 1. Преподавание зарубежной литературы в школе на
современном этапе 7
1.1. Изучение «классики» зарубежной литературы в школе 7
1.2. Современная зарубежная литература в школьном изучении 10
1.3. Факультативные занятия по изучению зарубежной литературы 15
Глава 2. Изучение творчества отдельных зарубежных писателей в классе
и на факультативных занятиях 18
1.1. План-конспект урока на тему: Эрнст Теодор Амадей Гофман
(1776–1822 гг.) и его сказка «Щелкунчик и мышиный король” 18
2.2. Факультативное занятие по книгам Астрид Линдгрен
«Малыш и Карлсон» и «Эмиль из Леннеберги» 24
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
Как известно, культура интернациональна. О том, что в строительстве духовной культуры учащихся учителя не могут не опираться на достижения человечества в целом, неоднократно писали и пишут методисты, учителя, исследователи и сами писатели.
Герберт Уэллс, посетивший Россию в 1920 г., писал: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке… сотни людей работают над переводами, книги, переведенные ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу».
В советское время изучению зарубежной литературы придавалось большое значение. Так, программа старших классов 1927 г. была построена по эпохам стиля. Каждая тема, с VIII класса, охватывала какой-либо важный этап в развитии литературы.
Первая тема включала «Слово о полку Игореве», былины, «Песнь о Роланде». Вторая и третья темы были целиком построены на зарубежной литературе: вторая тема раскрывалась на произведениях Шекспира и Сервантеса, по третьей теме изучалось творчество Мольера, Бомарше, Шиллера. И только с четвертой темы — хронологически обоснованно — начиналось изучение русской литературы XIX в.
Естественно, многое устарело в принципах повторения и отбора материала в программах двадцатых годов. Но надо отдать должное той последовательности, с которой Наркомпрос включал западных классиков в школьную программу тех лет.
В последующие годы увеличение программного материала не давала возможности для восстановления иностранной литературы в прежнем объеме. Количественное сокращение материала породило у многих руководящих деятелей и учителей превратное представление о месте и значении мировой литературы в системе среднего образования вообще. Только этим можно истолковать попытки некоторых учителей объяснить произвольное сокращение ими часов на изучение памятников мировой литературы ссылками на то, что у них «не остается на них времени».
Таким образом, важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолированно от мирового литературного процесса, а была его органической частью.
Цель работы: охарактеризовать особенности методики преподавания зарубежной литературы в школе.
Тема курсовой работы: «Проблема изучения зарубежной литературы в современной школе».
Объект: процесс обучения литературе в школе. Предмет исследования: методика работы над произведениями зарубежных авторов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) показать особенности изучения «классики» зарубежной литературы в школе;
2) охарактеризовать особенности изучения современной зарубежной литературы в школьном изучении;
3) показать специфику факультативных занятий по изучению зарубежной литературы;
4) разработать план-конспект урока по изучению произведения зарубежного автора;
5) разработать план-конспект факультативного по изучению произведения зарубежного автора.
Структура работы. Введение, две главы, заключение и список использованной литературы.