Тертуллиану приписывают фразу: «Верую, ибо абсурдно». Что это значило? Почему знаменитый богослов восставал против излишнего философствования, утверждая: «Сын Божий воскрес: это несомненно, ибо… невозможно»? И как связаны ереси с философией и отрицание философии с ересью? Рассказывает преподаватель философии Виктор Петрович Лега.
Тертуллиан
Апологет, ставший еретиком
В прошлый раз мы говорили о Клименте Александрийском, который защищал философию, признавая ее полезность для богословия, но были и мыслители, которые отстаивали противоположную точку зрения. Один из самых ярких – Тертуллиан. Тертуллиан отрицал философию в принципе, считал ее вредным учением и источником всех ересей. Давайте разберемся, почему у него сформировалось столь негативное мнение о философии.
О жизни Тертуллиана мы знаем крайне мало. Известно только, что он жил на севере Африки, в Карфагене. Даже о том, был ли он священником или нет, существуют разные предположения. Но точно известно одно: в последние годы жизни Тертуллиан отошел от Православия и впал в ересь монтанистов, впоследствии и в этой ереси разочаровался и основал свое собственное еретическое учение, отличавшееся крайним ригоризмом: требованием полного отказа от мяса, от семейной жизни, от вина и проч.
Евангелие – всего лишь аллегория?!
В чем же причина того, что Тертуллиан яро выступает против философии? Одной из них – может быть, даже главной – является появление ересей и в частности ереси гностиков, особенно популярной в то время. Собственно, гностицизм даже не ересь, потому что это очень далекое от христианства учение, основанное на различных философских концепциях, прежде всего на философии Платона. Гностики утверждали, что христианство – это учение для плебеев, для народа, а истинный смысл евангельского учения доступен только посвященным, только тем, кто знает философию, кто может сквозь простые евангельские примеры и образы увидеть истинный смысл той глубинной картины мироздания, которая скрывается в Плероме – в полноте всего – и раскрывается через вечные уровни бытия – эоны… И где-то на самых низших уровнях воплощается в каких-то конкретных людей – например во Христа, в Богородицу. Ну, и в самом низу, конечно же, мы. Согласно гностикам, евангельская история обязательно требует аллегорического толкования.
Вот против этого и возмущается Тертуллиан. Как это – «аллегорически»?! Евангелие – это абсолютно правдивый, исторически безупречный рассказ о жизни Воплотившегося Бога, о жизни Его учеников, которые потом пошли проповедовать Истину по всему миру. Тертуллиан прежде всего настаивает на буквальности понимания самых сложных мест Евангелия: Непорочного Зачатия, Воскресения, Вознесения, чудес, которые творил Иисус Христос. Потому что именно на это указывали гностики, говоря: «Такого не может быть! Явно же, что в этих чудесах сокрыты какие-то знаки, какие-то высшие уровни бытия – Плерома, эоны…»
«Нет! – отвечал Тертуллиан. – Эти чудеса могут показаться нам абсурдом, могут показаться нам безумием, но мы веруем в них, так как они абсурдны». Часто повторяют эту фразу: «Верую, ибо абсурдно», но на самом деле конкретно так Тертуллиан не говорил. У него много фраз, подобных этой, поэтому в принципе эта мысль не искажает его учение. Так, он говорил: «Сын Божий воскрес – это несомненно, ибо невозможно». Союз «ибо», или «так как», может вызвать недоумение. Допустим, можно было бы сказать так: «Сын Божий воскрес: это несомненно, хотя кажется невозможным»; «Я верую, хотя кажется абсурдным». Но Тертуллиан говорит: «Нет, я верую, ибо это абсурдно». Как понимать это «ибо»?
Аргумент атеистов
Эту фразу очень любят атеисты, которые говорят: «Какие же вы, христиане, удивительно наивные! Вы честно говорите, что вы идиоты: «мы верим в абсурд”, «мы верим в круглый квадрат”, «мы верим, что снег черный, а сажа белая”, «что человек воскрес, а Бог стал человеком”. Вы сами признаёте, что ваша вера глупость, абсурд! И как с вами спорить после этого?..»
Эта фраза стала бы понятней современному человеку, если ее перевести так: «Верую, ибо чудесно”
Но Тертуллиан не это имел в виду. Абсурд, по его мнению, это то, что представляется абсурдным с нашей точки зрения, в нашем мире. Сын Божий, ставший человеком, воскрес, то есть воскрес человек – это абсурд, этого не может быть. Я ведь знаю, что любой человек умирает. А вот в то, что некий человек воскрес, – я верю, а не знаю. Потому что этого не может быть. Я верую в то, чего не может быть в нашем мире, но возможно в случае вмешательства в него Бога. Поэтому эта фраза стала бы понятней современному человеку, если ее перевести так: «Верую, ибо чудесно».
Чудеса, творимые Христом, и чудеса, субъектом которых Он Сам являлся: Воплощение, Преображение, Воскресение, Вознесение, – это главные места в Евангелии. И именно на них, прежде всего, по мнению Тертуллиана, нужно обращать внимание! В том, что Христос шел по полю и срывал колосья, нет ничего божественного – ну, я тоже могу отправиться на поле и сорвать колосья! Здесь проявляется Его человеческая природа. А вот когда Он воскрес, в этом проявилась именно Его Божественная природа, а поскольку с точки зрения земного мира воскресение человека невозможно, то в это нужно просто верить.
Неужели мы, благодаря знанию Платона, лучше понимаем Евангелие, чем апостолы?
Таким образом, о мире возможно знание, но когда в мире начинает действовать Бог, то события приобретают чудесный характер, и понять, объяснить их с точки зрения человеческих знаний невозможно, в реальность этих событий можно только верить. И следовательно, по мысли Тертуллиана, никакие философские толкования текста Евангелия нам не помогут – они нам только помешают! Они уведут нас от правильного, буквального понимания Евангелия. А ведь именно буквальное понимание евангельских событий показывает нам их истинность, а аллегория… Ну какая может быть аллегория?! Во-первых, толкуя Новый Завет аллегорически, мы показываем тем самым, что не верим в реальность евангельских событий. А, во-вторых, мы фактически не верим в Бога, поскольку не верим Богу. Что, Бог не знал, как открыть через пророков, через апостолов истину? Апостолы не знали, как правильно, какими словами ее изложить? А мы, знающие Платона, что же, благодаря этому знанию, лучше понимаем Евангелие, чем апостолы?.. Это гордыня, самомнение. Только через буквальное прочтение Евангелия мы понимаем его истинный смысл.
Поэтому Тертуллиан и считал философию источником всех ересей. В одной из своих работ он касается причин появления различных ересей, находит причину в различных философских учениях и задается вопросом: почему Христос выбрал Себе в ученики простых людей – рыбаков, мытарей, а не взял философов, не взял фарисеев? «Немудрое мира» (1 Кор. 1, 27) избрал Он для посрамления даже самой философии. …Как раз от философии сами-то ереси и получают подстрекательство. Отсюда эоны, какие-то неопределенные формы и троичность человека у Валентина: он был платоник. Отсюда и Маркионов бог, который лучше из-за безмятежности своей: этот пришел от стоиков. А эпикурейцы особенно настаивают на мнении, что душа погибает. И все философы сходны в том, чтобы отрицать воскресение плоти. А где материя уравнивается с богом, там учение Зенона; где речь идет об огненном боге, там выступает Гераклит… Жалкий Аристотель! Он сочинил для них диалектику – искусство строить и разрушать, притворную в суждениях, изворотливую в посылках, недалекую в доказательствах, деятельную в пререканиях, тягостную даже для самой себя, трактующую все, но так ничего и не выясняющую… Удерживая нас от них, апостол особенно указывает, что должно остерегаться философии, когда пишет к Колоссянам: Смотрите, чтобы никто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому вопреки Промыслу Духа Святого (ср. Кол.: 2, 8)» (О прескрипции против еретиков, 7).
В простоте сердца
Тертуллиан произносит знаменитую фразу (слова из которой русский философ Лев Шестов даже заимствовал в качестве названия своей работы – «Афины и Иерусалим»): «Итак, что Афины – Иерусалиму, что Академия – Церкви, что еретики – христианам? Наше установление – с портика Соломонова, а он и сам передавал, что Господа должно искать в простоте сердца (Прем. 1, 1)». «В простоте сердца» – это очень важный момент для Тертуллиана. Он не протестует против разума – он протестует против злоупотребления, с его точки зрения, разумом, против излишней интеллектуальности, излишней учености. Бога должно искать в простоте сердца, и тогда Бог открывается каждому человеку, а не только философу, потому что душа по природе – христианка. «О, свидетельство души, по природе христианки!» – восклицает Тертуллиан в одной из своих работ.
Правда, в другой работе он пишет: «Душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею». Но одно другому не противоречит, потому что по природе мы все христиане, то есть христианином быть нормально, естественно, так же, как нормально и естественно думать, дышать. Однако, к сожалению, не все становятся настоящими христианами, для этого нужно приложить усилия.
Но, на словах отказываясь от философии, Тертуллиан, сам того не замечая, попал под влияние самой распространенной в то время философии – стоицизма. Стоицизм был насколько популярен, что для многих он стал не просто философией, а естественным мировоззрением. Философия, полагали они, это сложные силлогизмы Аристотеля, это идеи Платона, а стоицизм – это не философия, а просто нормальный, разумный, обыденный взгляд на мир.
Я думаю, Тертуллиан по этой причине принимает и другие положения стоицизма, в частности учение о полной материальности всего – даже Бога. И подтверждение этому Тертуллиан находит в Священном Писании. Ведь он же его понимает буквально! Значит, читая о том, что Бог сказал, а пророк услышал, он делает вывод, что у пророка есть уши и, соответственно, у Бога есть язык. Конечно, не такой, как у человека, может быть. Но то, что всё существующее обладает телом, для Тертуллиана очевидно.
Также телесна и наша душа – об этом, кстати, тоже стоики учили: они говорили о различных видах материи – о грубой материи тела и тонкой материи души. И Тертуллиан говорит, что душа тонко телесна, и находит подтверждение этому в Евангелии – например, в притче о богаче и Лазаре, где описывается, как душа богача мучается от жажды, а душа Лазаря наслаждается от прохлады. Но разве может наслаждаться прохладой какая-то духовная, идеальная платоновская сущность? Безусловно, здесь явное указание на телесность нашей души!..
Из-за неприятия «излишнего мудрствования” Тертуллиан отошел в более понятную ему ересь
Возможно, что именно по причине неприятия философии, неприятия «излишнего мудрствования», которое существовало, как Тертуллиану казалось, в современной ему Церкви, он отошел в более понятную ему, более близкую, более строгую, приближенную к буквальному пониманию Священного Писания ересь. Так что, по моему мнению, такое пренебрежение философией не проходит даром. Но часто не проходит даром и излишнее увлечение философией, как показывает пример Оригена, о котором поговорим в следующей беседе.
Квинт Тертуллиан жил в то время, когда в античном мире рождалось новое христианское мировоззрение. К античной культуре Тертуллиан относился резко отрицательно, всячески подчеркивая непреодолимую грань, отделяющую «Афины» от «Иерусалима», «Академию» от «Церкви», философов от христиан.
Содержание
Тертуллиан о соотношении веры и разума
Новое понимание истины нуждалось в обосновании других форм познания. В вопросе о соотношении веры и разума в постижении Бога Тертуллиан категорично настаивал на приоритете веры, поэтому ему не случайно приписали афоризм: «Верую, ибо абсурдно».
Тертуллиан верил в земную жизнь Христа; в то, что его ученики, апостолы, распространяли христианство и основали церковь (незадолго до рождения философа). Ещё в будущем были самые страшные гонения на христиан в 3 веке; признание христианства официальной религией Римской империи в конце 4 века; Вселенские соборы, на которых будут утверждены главные христианские догматы.
Апологетика Тертуллиана
Тертуллиан – в начале этого пути. Главной его задачей была защита (апология) христианства (и христиан) перед лицом чуждой ему господствующей языческой культуры. Основными темами философии Тертуллиана стали: проблема веры; место веры в жизни человека и общества; новое понимание истины, обоснование её критериев и способов познания; утверждение христианской нравственной системы ценностей; критика античной философии и языческой культуры в целом.
Тертуллиан одним из первых среди христианских философов начал отстаивать идею о том, что мир был сотворен богом из ничего. Тертуллиан мыслил Бога как творца, вечность, благость (ибо он сотворил мир). Бог един, как едина природа, им сотворенная, он есть дух, но этот дух телесен.
Тертуллиан о единстве божественной и человеческой природы Христа
Тертуллиан особое внимание обращал на вопрос о единстве двух природ во Христе: божественной и человеческой. Он боролся против высказываний о том, что Христос никогда не рождался, не обладал плотью и не воскрес во плоти, так как хорошо понимал, что отрицание «человеческого» во Христе ведет к уничтожению христианской религии.
Истину Христа Тертуллиан понимал как «нечто единое и верное»; ее надо принимать на веру, без всяких размышлений и доказательств. Тертуллиан был убежден, что божественное вне всяких сомнений превосходит мудрость мира сего. «Мудрость мира сего есть безумие перед богом» (апостол Павел).
И наоборот, Тертуллиан считал невозможным с точки зрения разума и логики, постичь, например, единство бога в трех лицах, непорочное зачатие, «чудеса», богочеловеческую природу Христа, смерть Христа, а затем воскресение во плоти. Только вера открывает божественную истину: реальность непостижимого, достоверность невероятного, несомненность невозможного.
Для Бога нет ничего невозможного. Истину надо искать, а, найдя, верить, а не мудрствовать. Тертуллиан писал: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия», «Пусть любопытство уступит вере, пусть слава уступит спасению», «Не знать ничего против Правила веры – это значит знать все».
Тертуллиан и критика античной философии
Тертуллиан подверг критике античную философию, претендовавшую на обладание мудростью. Философия — это мудрость мира сего, а не божественного. Она исходит не из веры, а из разума, поэтому Тертуллин считал, что, вместо того, чтобы вести человека к Богу, она направляет его по ложному пути и порождает ереси, то есть искажения истины Христа.
Каждый философ исходит из своего представления об истине, возникают многочисленные направления, противоположные друг другу; ведутся бесконечные и бесплодные споры. Философы ищут истину, но не могут найти, потому что разумом невозможно постичь то, что его превосходит.
Критериями истины Тертуллиан считал Священное писание (Библию), авторитет церкви и свидетельства души (чувства).
Верую ибо абсурдно
Тертуллиан критически относился к аллегорическому толкованию Писания. Он предпочитал буквальное понимание текста, даже если оно противоречило самым элементарным требованиям логики. Чем более абсурдно, с нашей точки зрения, утверждение Откровения, тем более глубокую тайну оно в себе скрывает и поэтому заслуживает большей веры. Тертуллиан: верую ибо абсурдно.
Церковь имеет преимущественное право на истину, потому что она является исторической преемницей ее святых основателей – апостолов, которые получили ее от Христа, а Христос – от Бога. С течением времени Тертуллиан, убедившийся в несоответствии официальной церкви его идеалу, выступил против нее за церковь чисто духовную, без иерархии, сблизился с сектой монтанистов, а в конце жизни создал свою собственную.
Истинность свидетельств души Тертуллиан видел в том, что они даны человеку природой, а природе в свою очередь самим Богом. Иначе, как можно было бы объяснить страх смерти, надежду на посмертное воздаяние, упование на Бога, страх перед ним. «Эти свидетельства души чем истиннее, тем проще, чем проще, тем доступнее, чем доступнее…, тем естественнее, а чем естественнее, тем божественнее». Душа старше книг и слов, а человек предшествует философу и поэту, поэтому к истине ближе простые, неискушенные, не развращенные языческой культурой люди.
Человек, как считал Тертуллан, есть единство души и тела, тело приводится душой в движение. При этом душа — тоже тело, но только тончайшее, оно как бы разлито по всему человеческому организму и придает ему форму. Душа, несмотря на свою телесность, бессмертна. При этом Тертуллиан также интересовался и вопросом о бессмертии человека в целом.
Современное ему общество Тертуллиан разделял на «лагерь дьявола» и «лагерь бога». Первый, язычество, связан с обладанием этим миром, почитает преходящие ценности и идет к погибели; второй, христианство, связан с непреходящими ценностями будущего потустороннего мира, конечное предназначение этого общества – вечное блаженство. История же понимается эсхатологически, то есть движется к концу света, Страшному суду.
Тертуллиан — значение его учения для истории и философии
Тертуллиан, благодаря своей бескомпромиссности, как никто другой смог почувствовать дух нового мироощущения, за которое многие христиане героически принимали мученическую смерть.
Тертуллиан внес вклад в развитие философской мысли, поскольку совершил попытку осмыслить жизнь человека и общества с позиции веры. При рассмотрении определенных аспектов человеческой жизни такой подход может быть плодотворным.
Галина Зубец
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Тест по философии онлайн
Вопрос 1. Определяющее значение для философии Нового времени имело:
- Становление абсолютных монархий
- Развитие протестантизма как нового направления мирового христианства
- Подъём народного и революционного движения
- Формирование наук, в первую очередь, естественных
Вопрос 2. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
- Социального фатализма
- Духовного монизма
- Европейского гуманизма
- Географического детерминизма
Вопрос 3. Согласно концепции М.Вебера, общество — это:
- жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания
- понимающее «бытие-в-мире»
- свободный практический и творческий выбор
- система социальных действий и их смыслов
Вопрос 4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:
- Анализ
- Индукция
- Синтез
- Дедукция
Вопрос 5. В экономической сфере жизни общества материальное производство решает следующие задачи:
- способствует развитию философского знания
- непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы и т.д.)
- создает материальную базу существования общества
- определяет политические процессы
Вопрос 6. Социал-дарвинизм признает, что:
- социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода
- в обществе, как и в природе, действует естественный отбор
- человек есть и природное, и социальное существо
- необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей
Вопрос 7. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:
- Политическое
- Природное
- Имущественное
- Сословное
Вопрос 8. Субъект познания в современной гносеологии — это:
- технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.)
- реальный ученый или философ
- мыслительный коллектив
- абстрактный индивид
Вопрос 9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлению И.Канта?:
- Что есть моя конечная цель?
- Что я должен делать?
- На что я могу надеяться
Вопрос 10. Историческим период развития схоластики:
- 9-10 вв.
- 1-4 вв.
- 8-16 вв.
- 9-15 вв.
Сдаем тесты по философии: цены, результаты, отзывы
Вопрос 11. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:
- Проблема бога и доказательства его существования
- Проблема соотношения бога и природы
- Проблема соотношения знания и веры
- Этическая проблема человеческой личности
Вопрос 12. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
- Свободомыслие и скептицизм
- Стоицизм и аскетизм
- Эпикуреизм и гедонизм
- Платонизм и аристотелизм
Вопрос 13. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
- Папизмом
- Атомизмом
- Августинизмом
- Томизмом
Вопрос 14. Утончённые философские теории, науки и книги совершенно не нужны, считали:
- Эпикурейцы
- Стоики
- Киники
- Скептики
Вопрос 15. Квинт Тертуллиан провозгласил:
- «Ищите и обрящете»
- «Верую, потому что нелепо»
- «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»
- «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»
Вопрос 16. Основателем этики в западноевропейской философии считаеться:
- Аристотель
- Сократ
- Фалес
- Платон
Вопрос 17. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
- Двойственной истины
- Абсолютной истины
- Относительной истины
- Недостижимой истины
Вопрос 18. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469-1563.) высмеял:
- Социально-политическую утопию Томаса Мора
- Бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов
- Нравы и обыденные представления немецкого бюргерства
- Религиозный фанатизм представителей католической церкви
Вопрос 19. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
- Картезианством
- Реализмом
- Деизмом
- Сенсуализмом
Вопрос 20. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
- жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас
- жить — значит из всего извлекать пользу
- жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов
- жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека
Вопрос 21. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая заданна Богом как причиной всех причин, считал:
- Пиррон
- Зенон
- Аристотель
- Диоген Синопский
Вопрос 22. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:
- Джованни Боккаччо
- Данте Алигьери
- Франческо Петрарка
- Марсилий из Падуи
Вопрос 23. Майевтика — это:
- Ироничное подтрунивание
- Общение с собеседником с целью обретения им истины
- Лёгкая беседа «ни о чём»
- Форма назидания
Вопрос 24. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
- структурализма
- синергетики
- постмодернизма
- герменевтики
Вопрос 25. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
- предусмотрение
- прогнозирование
- целеполагание
- опережение
Вопрос 26. Согласно психоаналитическому учению 3.Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
- мышлением
- разумом
- бессознательным
- рассудком
Вопрос 27. «В одну и туже реку нельзя войти дважды», — говорил:
- Гераклит
- Левкипп
- Фалес
- Анаксимандр
Вопрос 28. Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:
- Гносеология
- Онтология
- Физика
- Этика
Вопрос 29. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
- Бог есть Всё и всё есть Бог
- Бог есть единое
- Нет бога выше Аллаха
- Бог, будучи единым и единственным, существует в трёх ипостасях
Вопрос 30. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
- Объективизм
- Анархизм
- Цинизм
- Гуманизм
Сдадим ваш тест на хорошо или отлично
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан
155 г. н.э.
240 г. н.э.
Карфаген, Римская империя
Апологетикус
Богословская работа
Святоотеческий возраст
Тринитаризм
Сотериология , traducianism
Ипостась , усия , таинство , единосущность , личность
Часть серии по
Аквинский , Скот и Оккам
- Кардинальные добродетели
- Просто цена
- Просто война
- Вероятность
- Естественный закон
- Персонализм
- Социальное обучение
- Этика добродетели
- Августинизм
- Картезианство
- Молинизм
- Оккамизм
- Саламанка
- Схоластика
- Нео-схоластика
- Скотизм
- Томизм
Тертуллиан ( / т ər т ʌ л я ə п / ; Latin : Квинт Септимий Флоренс Tertullianus ..; С 155 — с 240 г. н.э.) был плодовитым ранний христианский автор из Карфагена в римской провинции Африка . Из берберского и финикийского происхождения, он был первым христианским автором , чтобы произвести обширный свод Latin христианской литературы. Он был раннехристианским апологетом и полемистом против ереси , включая современный христианский гностицизм . Тертуллиана называют «отцом латинского христианства » и «основателем западного богословия».
Хотя Тертуллиан был консервативным в своем мировоззрении, он создал новые теологические концепции и продвинул развитие доктрины ранней церкви. Он, пожалуй, наиболее известен тем, что был первым писателем на латыни, использовавшим термин » троица» (лат. Trinitas ).
В отличие от многих отцов церкви , Тертуллиан никогда не признавался святым ни восточными, ни западными католическими церквями. Некоторые из его учений по таким вопросам, как явное подчинение Сына и Духа Отцу, а также его осуждение повторного брака для вдов и бегства от преследований, противоречили доктринам этих традиций.