Пользователи твиттера вдруг открыли для себя, что эмо-движение в 2020 году живо, но оно переродилось, а его представители теперь называют себя e-girls и e-boys. Однако это уже не те эмо, которые ходили по улицам в 2000-х, новые больше сидят по домам — и во всём виноват TikTok.
E-girls и e-boys — новая субкультура эпохи социальных сетей, которая вобрала в себя все самые запоминающиеся атрибуты молодёжных движений прошлого, даже тех, которые в своё время считались противоборствующими. Явление настолько массовое, что уже сложно найти человека, который бы ничего о нём не слышал, но и настолько же трудно найти того, кто лично встречал e-girls. Хотя видели их миллионы. Как такое возможно? Давайте разбираться.
Как появились e-girls и e-boys?
Слово e-girl в английском языке образовалось от electronic-girl («электронная девочка») и изначально обозначало просто игровых блогерш и стримерш, делающих ставку на горячий внешний вид для привлечения аудитории на свои каналы в YouTube или Twitch. Словарь англоязычного сленга Urban Dictionary в 2013 году характеризовал представительниц этого движения как девушек, которые флиртуют с подписчиками ради просмотров, заставляя их думать, что они находятся в онлайн-отношениях. Позже из-за этого термин стал синонимом распутства и блудливости, пишет издание Vox.
Читайте на Medialeaks Личный опыт. Как учить детей финансовой грамотности?
Однако у слова появилось новое значение в 2018 году, когда в США запустилась социальная сеть TikTok, которая позволяет юзерам почувствовать себя настоящими блогерами без профессионального оборудования. Вместо покупки дорогой камеры, мощного компьютера, необходимого софта и изучения программ было достаточно просто скачать приложение на любой смартфон. Процесс монтажа довольно прост и не требует специальных познаний, а продвижением видео, в отличие от привычных хостингов, занимается сама площадка, подсовывая контент максимальному количеству пользователей вне зависимости от их интересов. Подобная политика быстро привлекла рекламодателей, и тиктокеры начали заключать с ними партнёрские соглашения. Тут-то и вспомнилась тактика классических e-girls по привлечению дополнительных зрителей не контентом, а внешним видом.
В тиктоке появились хештеги #efactorygirl #egirl и #eboy, под которыми молодые люди публиковали видеозаписи своей трансформации из обычных подростков в electronic-girl и electronic-boy. Посмотреть, как это выглядит, вы можете прямо здесь.
Пиком развития интернет-субкультуры стал январь 2019 года — тогда поисковые запросы e-girls и e-boys на территории США были одними из самых популярных.
Тогда же в словаре Urban Dictionary появилось и новое значение термина e-girl, которое остаётся основным до сих пор.
E-girl — разновидность эмо, которая обычно встречается в TikTok, но часто проводит время на Tumblr. Её можно узнать по розовым теням для век и стрелкам вокруг глаз, маленькими сердечками под глазами и покрасневшему носу. E-girls обычно носят майки от Urban Outfitters поверх полосатых рубашек с длинными рукавами в полоску и танцуют под песню TeddyLoid — Me! Me! Me!
Чем e-girls отличаются от эмо и других субкультур?
Субкультуры нулевых отличались тем, что объединяли единомышленников, которые пытались донести до общества свои взгляды, а кричащий образ и нестандартный внешний вид были нужны лишь для привлечения внимания к себе и самоидентификации. Те же эмо собирались большими группами и тусовались на улицах. Но видели ли вы хоть раз на улице e-girl? Вам очень повезёт, если вы её встретите, ведь electronic-girl, по сути, уже не типичная субкультура, а её имитация в эпоху социальных сетей.
Несмотря на единство стиля, представительницам движения совершенно безразлично, что думают и делают другие e-girls. Для них на первое место вышел именно внешний образ, а не идеи, и образ этот, по сути, — альтернативная личность, которая существует только в соцсетях. Поэтому встретить на улице типичных e-girls и e-boys практически невозможно. В обычной жизни очень трудно догадаться, что перед вами эмо поколения Z. Но незаметность для общества и делает культуру electronic-girl настолько уникальной.
Особенности образа e-girl
Субкультура объединила в себе множество элементов других движений — эмо, готов, скейтбординга, хип-хопа, косплея, аниме и даже БДСМ. Внешний облик представительниц e-girls зачастую повторяет карикатурный образ японских школьниц. Соответственно, и интересы у Z-эмо довольно обширны: они играют в видеоигры, смотрят аниме, следят за интернет-трендами и слушают модных современных исполнителей — Билли Айлиш, Lil Peep, 6ix9ine, Tyler, The Creator, Frank Ocean, Brockhampton. Однако типичного музыкального стиля для e-girls не существует — каждый выбирает треки исходя из личных предпочтений.
Как стать e-girl
Прежде всего, вам нужно скачать и установить приложение TikTok. Образ Z-эмо в отрыве от этой соцсети практически бессмыслен по уже понятным вам причинам. А уже после этого можно приступать к созданию внешнего облика.
Нужно понимать, что electronic-girls противопоставляют себя традиционным представителям соцсетей, которые пытаются показать в своих профилях вдохновляющие образы, топят за лухари и тяжёлый люкс. E-girls совсем другие — им не нужны поклонники, они не будут постить контент с роскошным отдыхом и правильным образом жизни как VSCO girl (субкультура соцсетей, читается как «виско гёрл»).
Как сделать макияж e-girl
Поскольку аниме и косплей оказали на субкультуру большое влияние, одной из её отличительных черт стали волосы, окрашенные в яркие, ядовитые и даже кислотные оттенки, правда, и естественные цвета не запрещены, но в таком случае локоны придётся убрать в два хвостика а-ля Сейлор Мун.
В макияже тоже есть несколько обязательных элементов: широкие стрелки вокруг глаз, розовые румяна на скулах и переносице. Опять же, без влияния смущённых анимированных японских школьниц здесь не обошлось. Дополняется образ искусственными веснушками и маленькими сердечками, крестиками, слезами или другими милыми элементами, нарисованными на скулах.
Какую одежду носят e-girls
Брендовые шмотки от Urban Outfitters, Stüssy, The North Face или RipNDip — это, конечно, хорошо, но не так уж и принципиально. Обязательный список вещей e-girl состоит из футболок большого размера, сетчатых топиков, джинс или брюк с высокой талией, водолазки, надетой под майку с логотипом музыкальной группы или принтом из популярного мультсериала (не обязательно аниме, подойдут «Время приключений», «Гравити Фолз», «Рик и Морти» и вообще всё, что душе приятно), рубашек с рисунками пламени. Обувь может быть высокими ботфортами, кроссовками на высокой подошве или клетчатыми кедами, бренд значения не имеет.
Какие аксессуары носят e-girls
Обязательны разноцветные заколки, резинки для волос и пирсинг, серебряные цепи с большими кулонами. Вообще, чем больше цепей, тем лучше. Их вешают на шею, вместо серёжек и прямо на одежду — подойдут цепочки для ключей. Браслеты, широкие ремни с двумя рядами дырок, солнцезащитные очки, ошейники, чокеры и кольца дополнят образ.
Особенности образа e-boy
Парней в субкультуре намного меньше — они, как правило, отличаются ангельской миловидной внешностью, носят джинсовые комбинезоны, штаны в стиле карго с объёмными карманами, грязные кеды, шапки-бини, бейсболки или панамы. Растрёпанные кудри, иногда подкрашенные в неестественные цвета, подведённые глаза и маникюр завершают образ типичного Z-эмо-боя.
Как к e-girls и e-boys относятся люди?
Пользователи Сети обсуждают e-girls с самого момента их появления. Многие с удивлением для себя открывают новую субкультуру.
Содержание
She Lizard
Оригинал Эмо и готы уже не в моде. Теперь горячая тема — e-girls.Оригинал
drew ♡
Оригинал Эти e-boys и e-girls — просто эмо поколения Z или что? Я очень озадачена.Оригинал
КЛЭР ?
Оригинал Я недавно узнала что, VSCO girls (читается «виско», ЕСЛИ КТО НЕ В КУРСЕ) — это типа современные гламурные модные лакшери чикули, а e-girls (энд бойз пххп) — это противоположное, типа современные панки, эмо, готы, нефоры и вот это вот всё.
У меня до сих пор это в голове не укладывается.Оригинал
Другие относятся к ней скептически, давя на то, что ничего нового e-girls не придумали.
Y̵͜o̧̢ừr͏̸ ̶p͘͝ȩŗs͟o͘͢n̷͝a̷͝l̷ ̢̛d̸ȩ̛v͝i͠l̴̢
Оригинал В моё время все ваши e-girls назывались просто эмо.Оригинал
♡ ♡ ♡
Оригинал Итак, e-girl — это просто эмо с румянами.Оригинал
однокомнатная
Оригинал Айси Сторми и Дарси из Винкс — первые e-girls.Оригинал
Отдельные обитатели твиттера затаили на представителей новой субкультуры обиду, потому что те в своё время не принимали традиционные субкультуры.
g ?
Оригинал Все e-girls/boys должны мне деньги. В школе вы надо мной издевались, а потом начали одеваться так же и называть себя эмо.Оригинал Оригинал Одна из девочек, которые издевались надо мной в четвёртом–пятом классах за то, что я слушала «странную» музыку и ходила в чёрных джинсах-скинни, теперь популярная e-girl, которая называет себя готом, потому что слушает Lil Peep.Оригинал
А одному парню новость о возвращении эмо показалась настолько невероятной, что он придумал мистическую теорию, и, честно сказать, в ней что-то есть.
саня #DisneyAdaptPercyJackson
Оригинал А что, если наши нынешние стили и эстетики — это мода той эпохи, в которой умерли наши прошлые реинкарнации? Например, нынешние e-boys и e-girls — это эмо-подростки, умершие в нулевых?Оригинал
Типичные представители новой субкультуры — школьники и подростки, которые не застали модные движухи нулевых, поэтому для поколения Z e-girls-движение — такая же отдушина, как традиционные субкультуры для миллениалов. Они до сих пор мечтают вернуть свой 2007-й, как и 57-летняя британка, которой это удалось.
А другие миллениалы уже давно поняли, что тосковать по юности не стоит. Они обсудили мифы о взрослении, которые оказались правдой, и выяснили, что старость приходит намного раньше, чем это можно представить.
УДК 291.1
РЕЛИГИОЗНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ С СУБКУЛЬТУРНЫМИ РЕЛИГИЯМИ
Статья посвящена определению специфики феномена религиозной субкультуры во взаимосвязи с феноменом субкультурной религии. Особенностью религиозной субкультуры является ее связь с базовой или «материнской» культурой. Религиозная субкультура — это порождение традиционной культуры, неразрывно связанное с ней. В отличие от субкультурной религии, религиозная субкультура черпает свои основополагающие идеи или доктрины из традиционной религиозности, доминирующей в том или ином регионе.
Ключевые слова: субкультура, религиозная субкультура, субкультурная религия, субкультурные группы, нетрадиционная религиозность, старообрядчество.
Актуальность вопроса о взаимосвязи религиозных субкультур и субкультурных религий определяется тем, что долгое время понятие «субкультура» рассматривалось в рамках социологии, социальной антропологии, культурологии, но не религиоведения. Термин «субкультура» вошел в научный оборот в первой половине XX в. Американский социолог Н.Дж. Смелзер считал, что субкультурой является «любая система символов, норм и ценностей, которые выделяют группу из большого сообщества»1. Британский социолог М. Брейк определил субкультуру как «нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отдельного от традиционного стиля, принятого в данном обществе»2.
Проблема дефиниции понятия «субкультура» по-прежнему находится в поле зрения западных исследователей. Примером тому служит работа австралийского социолога и культуролога К. Джелдера «Субкультуры: культурная история и социальная практика»3. По его мнению, субкультура — это культура меньшинства; это еще и социальная группа, которая состоит из носителей традиций, зачастую «оппозиционных» доминирующей культуре. Субкультуры — это социальные «миры» и их нонконформизм или не-нормативность всегда должны пониматься в социальном плане. Есть шесть направлений анализа феномена субкультуры. Во-первых, субкультуры обычно оцениваются негативно с точки зрения их отношения к труду. Во-вторых, часто понимается неоднозначно и отношение субкультуры к социальному классу. В некоторых случаях, субкультуры рассматриваются как отклонения в социальной стратификации общества. Например, субкультурой является люмпен-пролетариат, то есть группы людей с низкой классовой идентификацией и без классового сознания. В-третьих, субкультуры, как правило, далеки от вопросов собственности. Субкультурные группы, как правило, локализуют свои места обитания, но не владеют ими. В-четвертых, субкультуры уводят своих носителей от дома и семьи. В-пятых, носители субкультуры отличаются от основной массы членов социума стилем поведения, одеждой, специфическим арго. Наконец, в-шестых, современная субкультурная идентичность может быть направлена против конформистского давления доминирующего социума и массовой культуры. Таким образом, по мнению австралийского исследователя, субкультуру формируют люди, обладающие особым стилем поведения, особым стилем одежды, особым арго или сленгом, особыми вкусами, потребностями, особым способом заработка, местом проживания и т.д.4. Понятие «субкультура» близко понятию «контркультура» и связано с понятием «массовая культура». Иногда субкультура может быть оппозиционна массовой
1 Смелзер Н.Дж. Социология // Социологические исследования. —1990. — № 12. — C. 113.
2 Брейк М. Субкультура неформальной молодежи// Социологические исследования. — М., 1991.
— № 7.-С.28.
3 Gelder K. Subcultures. Cultural histories and social practice. — L., N.Y., 2007.
4 Gelder K. Subcultures. Cultural histories and social practice. — L., N.Y., 2007. — P. 1 — 4.
С.С. ПОЧЕПЦОВ
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail: pochept-sov@bsu.edu.ru
культуре, а иногда может быть ее проявлением. В любом случае, по мнению К. Джелдера, субкультура периферийна, а часто и маргинальна.
В отечественной науке взгляд на проблему дефиниции понятия «субкультура» более широкий, чем у западных коллег. Например, по определению А.А. Радугина, «субкультура — это совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-нибудь социальную группу»5. П.С. Гуревич под термином субкультура понимает «особую сферу культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающуюся собственным ценностным строем, обычаями, нормами»6. По мнению Н.Н. Слюсаревского, «составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности»7. К.Б.Соколов понимает субкультуру, в первую очередь, как явление социальнопсихологическое и художественное8.
По мнению В.П. Римского, любая субкультура «предполагает определенную системную обособленность и идентификационную активность человека по отношению к доминирующей, базовой культуре, подчеркивая субкультурность той или иной социальной группы (страты), ее специфику в рамках системного самоопределения и ее формальную характеристику (это относится и к идентификации индивидов, входящих в структуры этих стратов)»9.
Б.С. Ерасов выделяет 10 типов субкультур: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная10. С точки зрения религиоведения, классификацию субкультур, предложенную Б.С. Ерасовым, необходимо расширить, введя понятие «религиозная субкультура». Так, в «Концепции государственной религиозной политики Российской Федерации» субкультура определяется как «система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики»11. Таким образом, в отечественном религиоведении разрабатывается концепт религиозной субкультуры, предлагаются дефиниции понятия «религиозная субкультура».
Кроме того, О.Н. Римской введено в научный оборот понятие «субкультурная религия». Так, она дает определение субкультурных религий, понимая под ними «сакральномифологические системы верований и ритуальных практик отдельных социальных групп, институализированные и неинституализированные, образующие ценностные локальные миры, противостоящие базовой — «большой», «взрослой», «материнской» — культуре («христианской», «мусульманской», «социалистической», «либеральной», и т.п.); индивидуальные и коллективные стереотипы поведения и способы деятельности, воплощенные в специфических знаково-символических формах, социокодах, формах сознания и структурах личностной идентичности. С этим связана субсистема стилей и стилевого поведения, отличающая образ жизни той или иной религиозной субкультуры; групповые формы религиозно-общинной жизни, культурные и жизненные стандарты как специфические продукты не-
5 Радугин А.А. Социология. — М., 2003. — С. 70.
6Гуревич П.С. Субкультура //Культурология. XX в.: Словарь. — СПб., 1997. — С. 450.
7 Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2002. — № 3. — С.117 — 127.
8 Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 1997- — №1. — С. 134 — 143.
10 Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1996.
11 Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации / РАГС. М., 2003.
— Режим доступа: http://www.religare.ru/2_8227.html.
институализированного (маргинального, «теневого» и т.п.) духовного производства и неофициальной массовой культуры»12. По ее мнению, субкультура не лежит в основе культуры, и не является ее продолжением, а в традиционном обществе находится на периферийном, маргинальном уровне. Религиозные субкультуры несут в себе иной раз негатив, зомбируя сознание адептов, с другой стороны, помогают обрести личностную идентичность.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы определить специфику феномена религиозной субкультуры во взаимосвязи с феноменом субкультурной религии. Можно предложить следующий вариант их разграничения.
Поскольку субкультурная религия являет собою противовес традиционной религиозности и не является одним из ее элементов, то, следовательно, она может рассматриваться как привнесенная (извне в географическом или идеологическом смысле) или искусственно сконструированная культурная форма определенного вида и уровня религиозности. В пользу данного предположения могут выступать так называемые «новые религиозные движения» («Общество Сторожевой Башни», Евангельские христиане-баптисты, Адвентисты седьмого дня и т.д.). Несомненно, что, проникая на ту или иную территорию с чуждой или мало сходной культурной традицией, субкультурная религия может приобретать те или иные специфические черты, таким образом, приспосабливаясь к культурной системе данного региона. Однако влияние традиционных религиозных воззрений и особенностей данного региона не внесут сущностную трансформацию в изначально заложенные вероучительные доктрины и догматические установления. Всякая трансформация будет сведена лишь к внешним атрибутам и второстепенным элементам данной субкультурной религии, позволяя ей, таким образом, лишь более прочно закрепиться на новой территории. Учитывая культурные, религиозные, социальные, политические и иные факторы, субкультурная религия способна видоизменяться в зависимости от внешних условий и новой для нее «среды обитания».
Можно поставить вопрос и о возможности соотнесения феномена субкультурной религии не только с «нетрадиционной», маргинальной религиозностью, но и с таким явлением как локальные культы. В религиоведении давно используется термин «локальный культ» или «локальная религия», например, применительно к зороастризму Средневековья, Нового и Новейшего времени, существующему в рамках исламской цивилизации в Иране и индийской цивилизации на полуострова Индостан13. Иранские гебры и индийские парсы являются в ареалах исламской и индуистской культур носителями субкультур, сохраняющих элементы погибшей цивилизации Сасанидского Ирана. Наследники гностиков и ессеев-назореев — мандеи — составляют этноконфессиональную группу носителей особой субкультурной традиции в давно исламизированной Месопотамии14. Джайны в Индии, будучи последователями религиозно-философского учения, некогда оппозиционного брахманизму, ныне стали носителями одной из индийских субкультурных традиций и заняли прочное место в кастовой иерархии индийского общества15. Таким образом, опираясь на культурно-цивилизационный подход, современные зороастризм, джайнизм, мандейство можно определить не только как локальные религии, т.е. религии, ареал исторического распространения которых ограничен географически и в этнокультурном отношении, но и как субкультурные религии.
Особенностью же религиозной субкультуры является ее связь с базовой или «материнской» культурой. Религиозная субкультура — это порождение традиционной куль-
12 Римская О.Н. Феноменология субкультурных религий: Диссертация на соиск. уч. ст. к. филос. н. — Тула, 2011. —С. 139.
14 Мандеи: История, литература, религия / Сост. Н.К. Герасимова. — СПб., 2002.
15 Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. — М., 1980.
туры, неразрывно связанное с ней. Религиозная субкультура черпает свои основополагающие идеи или доктрины из традиционной религиозности, доминирующей в том или ином регионе, при этом, формируя или привнося свой, новый (возможно ранее утраченный самой доминирующей религиозной системой) элемент (элементы), который и будет отделять ее от базовой религиозной системы. Однако, несмотря на все отличительные признаки и характеристики, религиозная субкультура будет всегда иметь больше сходства, «родственных» связей с доминирующей религиозной традицией, нежели субкультурная религия. Причина данного явления кроется в том, что и в религиозной субкультуре, и в традиционной доминирующей религии в основании будут находиться одни и те же основополагающие элементы, тогда как субкультурная религия, как явление, сформировавшееся на иной культурнорелигиозной почве, несет в себе больше своеобразных, «чуждых» характеристик по отношению к господствующей религиозной традиции.
Факторы, сближающие религиозную субкультуру и субкультурную религию, — относительная малочисленность их носителей по отношению к числу носителей господствующей религиозной культуры, меньшая степень ангажированности и большая замкнутость по отношению к доминирующей традиции.
Ярким примером религиозной субкультуры является субкультура старообрядчества. В России после церковного раскола второй половины XVII века сформировалась старообрядческая религиозная субкультура. При этом, старообрядцы-поповцы сохраняли культурные традиции средневековой Руси, образуя особую христианскую субкультуру.
Старообрядцы-беспоповцы сформировали субкультуру, выходящую за рамки русского православия и имеющую черты контркультуры, временами даже, субкультурной религии.
Можно сказать, что под влиянием старообрядческой субкультуры в XVIII в. формируются контркультуры хлыстов и скопцов, находившихся в оппозиции не только к господствующей Церкви, но и к «поповскому» согласию старообрядчества и культурным традициям, основанным на христианской ортодоксии, и несущие явно выраженные признаки средневековых гностико-манихейских сект. По мнению дореволюционных отечественных исследователей, заключая в себе отражение языческих идей Древнего Востока и доктрин древних христианских, гностических и богомильских ересей, скопческая секта по существу своего веро- и нравоучения должна быть отнесена скорее к язычеству, чем к христианству: с последним ересь имеет лишь общие «достопоклоняемые» имена Св. Троицы, Искупителя, некоторых святых, ангелов и человек16. Одним из примеров, иллюстрирующих данное утверждение, является тот факт, что, согласно учениям хлыстов и скопцов, существуют семь небес. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые. Но под этими названиями «они разумеют не лица, но только нравственные свойства и понятия, проповедуя, таким образом, языческий пантеизм»17.
Последователи поповского направления в старообрядчестве, не приняв установлений Собора 1666-1667 гг., продолжали оставаться в русле христианской традиции. Отказавшись от новшеств, но не отрекаясь от иерархии и таинств Церкви, они восстановили епископство. Сохраняя свою самобытность и культурные особенности, связанные с поддержанием дореформенных традиций в обрядах и богослужебных книгах, они остались верны церковным установлениям дореформенного периода. При этом они не теряли надежд на восстановление прежнего церковного единства, что и выразилось в становлении единоверия.
Религиозная субкультура старообрядчества основывалась на том, что только Русь сохранила истинное благочестие, в отличие от греков и латинян, поскольку последние исказили христианское вероучение, а греки, заключив с латинянами Ферраро-Флорентийскую унию, тем самым приняли «ересь папистов». Отрицание церковных нововведений выразилось и в отрицание благодати в «Никоновой церкви», и соответственно безблагодатности таинств, преподаваемых ею. В первые десятилетия раскола этот вопрос не являлся насущным, поскольку было множество «беглых попов», которые окорм-
16 Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. — СПб., 1908. — С. 124.
17 Скопчество как секта и обличение ее заблуждений /Ред.-изд. В.М. Скворцов. —СПб., 1902. —С. 1.
ляли паству запасными дарами, освященными еще до времени патриаршества Никона, однако в конце XVII — начале XVIII вв., когда число «беглого духовенства» естественным образом сократилось, встал вопрос о священниках для совершения таинств. Отсюда и возникают постановления о том, что «… обходиться без церкви и таинств нельзя, что священников можно принимать и от господствующей церкви, но с условием их отречения от ересей»18. Принятие священников в общину происходило разными путями. Первоначально их перекрещивали, впоследствии принимали через миропомазание, далее же просто через отречение от «никонианской ереси».
Несмотря на то, что старообрядчество находилось в оппозиции господствующей церкви, оно отнюдь не было изолировано от внешнего мира. Об этом свидетельствуют и попытки восстановления церковной иерархии (что и было осуществлено), а также довольно тесное общение с представителями Римско-католической церкви. Представители римского епископата встречались с иерархами Белокриницкой митрополии. В 1910 году старообрядческую Белокриницкую митрополию посетили: католический французский епископ, сопровождавший его священник-монах и молодой граф Андрей Шептицкий (на тот момент монах, а в последствии униатский митрополит, «верховный князь русской церкви в Галичине»). Как об этом свидетельствует Ф. Круглов, «.они вели дружественную беседу с Белокриницким митрополитом Афанасием, и отцом Пафнутием. Католические собеседники, по словам отца Пафнутия, «произвели на всех монастырских и сельских жителей приятное впечатление»19.
Впоследствии были зафиксированы случаи перехода старообрядческих священнослужителей в лоно Римско-католической церкви. Так, уже выше упомянутый Ф. Круглов пишет, что старообрядческий священник Белокриницкой митрополии Евстафий Сусалев перешел в католичество с сохранением сана. Отсюда следует, что Рим признал законность и каноничность Белокриницкой иерархии20.
Подводя итоги, можно сказать, что в России «поповское» согласие старообрядчества сформировалось как религиозная субкультура, основанная на традициях средневековой Руси. Ее главной задачей являлось сохранение христианской веры в том виде, в котором она и пришла на Русь. С течением времени старообрядчество приобрело свои специфические черты, которые проявились в духовной и светской практике. Не являясь маргинальной (маргинальное направление в старообрядчестве было представлено «изуверскими» и «парахристианскими» общинами и хлыстов, скопцов и т.д.), субкультура старообрядцев-поповцев не трансформировалась в контркультуру/субкультурную религию. Большинство старообрядцев внесли свой вклад в культурно-цивилизационное развитие России как хранители традиций допетровской Руси. Не были они изолированы и от внешних влияний, сохраняя при этом самобытность и став неотъемлемой частью российской цивилизации.
Таким образом, в отечественной науке получил распространение взгляд на субкультуру как на явление более широкое, чем культура какой-либо маргинальной группы. Субкультура — один из составляющих элементов культуры. Не всегда субкультура близка контркультуре. Понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок некоего сообщества по отношению к господствующей культуре или часто исходной для контркультуры субкультуре. Когда речь идет о субкультуре как о совокупности религиозных символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образов поведения, принимаемых обособленной группой людей, ее можно назвать религиозной субкультурой.
Список литературы
1. Смелзер Н.Дж. Социология // СоцИс. — 1990. — № 12. — С. 113.
2. Брейк М. Субкультура неформальной молодежи// Социологические исследования. — М., 1991.-№ 7.-С. 28.
18 Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. — СПб., 1908. — С. 124.
19 Круглов Ф. Старообрядческий раскол и папа римский. — СПб., 1910. — С. 5 — 6.
20 Там же. — С. 7.
3. Gelder K. Subcultures. Cultural histories and social practice. — L., N.Y., 2007.
4. Радугин А.А. Социология. — М., 2003. — С. 70.
5. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. XX в.: Словарь. — СПб., 1997. — С. 450.
6. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2002. — № 3. — С.117 — 127.
7. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — №1. — С. 134 — 143.
9. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1996.
11. Римская О.Н. Феноменология субкультурных религий: Диссертация на соиск. уч. ст. к. филос. н. — Тула, 2011. — 172 с.
12. Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы // Локальные и синкретические культы / Отв. ред. С.А. Арутюнов. — М., 1991. — С. 12-49.
13. Wadia B.P. Zoroastrian Philosophy and Way of Life. — Bombay, 1964.
14. Мандеи: История, литература, религия/Сост.Н.К. Герасимова. — СПб., 2002.
15. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. — М., 1980. — С. 82-96.
16. Гусева Н.Р. Джайнизм. — М., 1968. — С. 107 — 117.
18. Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н.э.). — СПб., 2007. — С. 182 — 200.
19. Stevenson S. Notes on Modern Jainism. — Oxford, London, Surat, 1910. — P. 85 — 112.
20. Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. — СПб., 1908. — С.124.
21. Скопчество как секта и обличение ее заблуждений / Ред.-изд. В.М. Скворцов. — СПб., 1902. — С. 1.
22. Андерсон В.М. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. — СПб., 1908. — С.124.
23. Круглов Ф. Старообрядческий раскол и папа римский. — СПб., 1910. — С. 5 — 6.
24. Там же. — С. 7.
RELIGIOUS SUBCULTURE: PROBLEM OF THE RELATIONSHIP WITH SUBCULTURAL RELIGIONS
S.S. POCHEPTSOV
BelgorodNational Research University
e-mail: pochept- sov@bsu.edu.ru
Перед тем, как объяснить, что такое идеология и как она сочетается с правой субкультура, нужно каждому задуматься, что для него означает быть правым, каким смыслом для его наполнено это слово? Кроме сторонника национальной идеи, является ли он примером другим, как моральным, так и внешним? Часто ли он придерживается принципов Правого Альянса? Нужен ли ему здоровый образ жизни и шляхетнасьць? Известно, что многие из нас является националистом «По праздникам», а в обычной жизни никак невылучаецца из общей массы. Но если националист не способен провести со своими вредные привычки и лень, то его борьба будет малополезной, а иногда даже вредной.
А теперь к идеологии и субкультуры, по первых, идеология — это набор определенных сортировкой идей, которые дают полное видение предмета и мотивируют сторонника идеологии к делам и зьвяршэньняв во имя вызначнай цели. Субкультура же, не обязательно ставить своей целью достижение чего-масштабнага и конкретного, чаще это объединение с определенным общим мировоззрения и ценностями, которое является частью неформального культуры. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, вызначыныя политические взгляды и др.. Некоторые субкультуры носят экстремистский характер и демонстрируют протест против общественных явлений, либо самого общества (skin head, afa). Со временем, некоторые субкультуры развиваются, приобретают популярность и входят как элементы в общепринятых культуру общества (мода, музыка, уличный спорт). К чему нужно в перспективе стремиться и правой субкультуры. Для популяризации себе и привлечения новых адептов, любая развитая субкультура имеет свои издания, клубы и даже общественные объединения. Плюс, то, что отличает субкультуру от идеологии — это спрошчаннасьць до восприятия, нефармальнасьць, своеобразие стиля и сваесабливы ореол. Поэтому субкультура и воспринимается как нечто близкое и простое, гораздо более прывабнее идеологии в чистом виде.
Таких примеров мы можем заметить много, помните, как в конце 80Х появились фильмы с Брюс Ли и монахами Шао-Линя, что вызвало в СССР Повальное увлечение восточными единоборствами и всем с этим связанным антуражем, или например, в определенное время стало модно ходить на футбол, а там какие-то отдельные от обычных болельщиков фаны, интересно, захватывающе, и симпатык просто-футболу со временем уже говорит — и я хочу к ним! Кто-то увидел наклейку правых с «утками» — и видео шествия Альянса с файеров в Слуцке — и подумал, блин, то национализм это круто! Так или иначе через это проходили все, даже я в далеком 1995 году увидев провокационный фильм Азаренка, поймал НЕ зкаверканы смысл, а романтику «правого реванша». Так и сегодня, если начать рассуждать с подростком о глобальную политику и место в ней Беларуси, и о том, как хорошо заниматься спортом, и готовить себе на служение Нации, то он в мыслях пошлет пропагандиста на три его любимый подростковых буквы. Потому что мы напомним ему обычную саўковую школу из БРСМ. Тем более, нужно учитывать, что для юношества характерен дух противоречия и желание быть быстрее взрослым. Для этого считается нормальным нигилизм, употребление алкоголя и сигарет, на перакор всем, ради мнимай «круцейшасьци». Поэтому нужно не навязывать свой тип жизни и поведения, а убеждать собственным примером его преимущества.
Во-вторых, благодаря правой субкультуры, нам самим станет проще объяснять, кто мы такие. С каждой субкультура у обывателя связаны определенные стереотипы: гопники — кепку, черная скуранках, ругается матом и пьет пиво из семечки; панк — грязный, волосатый и бухал; байкеры — в бандане, руки в тату, на мотоцикле; эмо — черно-розовый, с чолкай и нафарбаваными глазами. Если мы добьемся того, чтобы в обществе была конкретная ассоциация, что права, националист — это не БНФ или задавленая оппозиция, а здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, ідэйнасьць, современность, то нас сразу заметят и поймут, а значит к нам быстрее пацягнуцца люди, появится на нас мода и нас станет больше.
Например, обычный человек спрашивает вас, кто вы такой. Очевидно, что он заинтересован и с ним можно разговаривать. А теперь попробуй ему объяснить про борьбу за Национальную государство, о продолжении дела Калиновского, о белорусское возрождение и верность своим предкам. Скорее всего он подумает о вас как о взрослого романтика-чудак. Ведь, как показала мая избирательная кампания и личный обход нескольких тысяч квартир, обыватель в своем большинстве, рассуждает бытовых категориями, а добывать их поддержку или хотя бы расположение — все равно необходимо. Поэтому, надо, чтобы человек, который хочет быть похожим на нас, по сути дела модник, который ведется исключительно на внешнюю прывабливасьць субкультуры, постепенно вырос до понимания сути правой дела. А потому если у человека адкладецца, что правые — это позитивная молодежная субкультура, здоровый образ жизни, красота и шляхетнасьць, классная «движуха» — то половина дела сделано.
Мы должны доказать другим, что мы тоже позитивная молодежь. То что мы делаем — позитивно. Ведь быть красивым и достойным — это конечно хорошо, заниматься спортом — тоже супер, защищать свою нацию, разшатваць антинациональной системе — вообще чудо! Поэтому уже сегодня быть правым — это актуально! Носитель правой идее должен рассматривать все вокруг через призму белорусским национальной идеи — добро для нации, окружающей — Благо и для меня. И ни одной уступки, ни одного камапрамису! И это касается всех сфер жизни, а не только отказа от вредных привычек. Т.е. если ты не действуют, потому что попросту лень, то ты здраджваеце правой культуры; если ты взялся за направление работы, но надлежаще не работает по нему — тоже; если ты взялся работать, но делаешь брак из-за той же лень и раздалбайства — то тызнов же предатель. Ты должен всегда придерживаться принципов правой культуры. Мы должны сделать моду на упрощенный, адаптированный для молодежи белорусский национализм: не вайт пава на заборе краской — а красивое правое граффити с чытабельным текстом, не только пратэсны рок о луку и лишения — а также и позитивная электронная композиция от современного и джея. В отличие от других субкультур, кроме получения позитива от собственного жизни, мы еще делаем большое дело, стремясь к национальному возрождению и процветающей Беларуси!
Если ты спрашиваешь, что можно, а что нельзя с позиции правой культуры, то смотри принципы указанные ниже.
Однозначно нельзя быть зависимым от наркотиков, алкоголю, табака. Это очевидно и не обсуждается. В внешнему виду — нет жесткого канона. Все согласно собственному вкусу, но не забывайте про наш кансэрватызму, следует быть благородного, ухоженным, красивым! Ведь согласитесь, если человек кричит о вяликасьць своей нации, а сам ходит с «халва» под нагцями — другими воспринимается это с иронией. При выборе что купить и надеть, следует отдавать предпочтение традиционным, классическим европейским брендом. Пробитый брови и языки, кислотно гламур и юнисекс — недопустимы.
Поклонники субкультуры — не должны ругаться матом. Обязаны придерживаться традиционной сексуальной ориентации, избегать секса с случайными партнерами. Сохранять этническую субардынацыю.
Символика: наш основной символ — бело-красно-черный флаг.
Почему бело — красно — черный?
Белый цвет — это символ нашей Свободы, символ нашей любви к Родине, чистоты наших мыслей и чувств.
Красный цвет — символ нашей кровной единства, он также воплощает идею борьбы за национальную, политическую i социальной-экономическую свободу белорусов.
Черный цвет — Это знак нашей почвы, символ ахвярнасьци i верности нашим идеалам.
Таким образом, на нашем флаге мы читаем слова:
— На белом — наша Свобода!
— На красном — наше единство!
— На черном — наша верность!
Цвета этого флага, являются традиционными для всех белорусов.
Язык.
Белорусский язык не принадлежит не власти ни оппозиции, она является безусловным вербальными символом всего белорусского народа. Но враги Нации смогли навязать белорусам миф о ее неполноценностью, адсталасьць, или даже апазицыйнасьць!
Большинство белорусов — знает белорусский язык, но по разным причинам не пользуется ею. Поэтому одной из задач правой культуры является моваабарончая и пропагандистская деятельность, которая будет направлена на популяризацию и возрождение национального языка. Но здесь не стоит быть ортодоксом и требовать невозможного, человек должен сам стремиться овладеть ей и решать когда ей пользоваться.
Правые и насилие.
Применение насилия как средства решения споров в конкурентном молодежном асяродьди — неприемлемо. Традиционное восприятие в обществе правого активиста как «недалеко» отморозки стала как раз из-за употребления правыми силы к своим идейных оппонентов. От этого надо отказываться, как говорил классик — «это не наш метод». Ведь кроме вреда — Пользы по большому счету, никакой. Заставить отказаться оппонента от своего идейно «я» через насилие маловероятно. До того, наш насилие — на пользу властям, которые смогут спокойно «сшыць» против нас криминалку. Лучше усовершенствовать ваше мастерство спорить и убеждать, уничтожали апнентав своими фактами и эрудицией. Нам с врагами надо конкурировать идеями и отличающимися подходами к решению тех или иных общественных проблем. И доказывать свою «лепшасьць» таким образом. И хотя добро — должно быть с кулаками, мы должны быть спокойной силой. Которая предупреждает, а не наказывает сразу. Насилие может быть использован только в случае самообороны, защиты своего достоинства, идеи и субкультуры. Насилие как средство решение проблемы конкуренции между субкультур — неприемлемы.
Защита природы.
Неповторимая белорусский природа — это неотъемлемая часть нашей богатой наследия, которая требует защиты и сохранения. Поэтому сторонник правой культуры всегда должен руководствоваться экалагизмам, осмотрительно относиться к вокруг и решительно пресекать попытки насилия над природой.
Солидарность и верность.
Национальная, а не Классовая солидарность — одна из основных черт нашей правой культуры. С удовольствием помогает своим соратникам и единомышленникам, протягивает руку помачы — попав в беду. Каждый сознательный (Права) белорус — это наш друг и помощник, резерв национальной Республики, поэтому оказался к нему как к брату. Каждый из нас должен хранить верность национализма, как идеи Нации, не изменять и не отказываться от своих убеждений, так как это будет предательство себя самому. Помни, что Национальное — выше личное!
Мы и система.
Будучи носителем правой идеи абсолютно необязательно противопоставлять себе режима. Просто мы живем по своим правилам и делаем то, что считаем нужным. Придет время и люди воспитанные в правой культуры сами смогут составить себе свое место в обществе и государстве.
Ну и на прощание: Хочешь изменить мир — Начни с себя!