Содержание
Все лучшее — детям!
Когда-то такой лозунг вдохновлял советского человека на создание благоприятной среды для будущего поколения. С течением времени, этот призыв для некоторых родителей стал принципом воспитания. Советского Союза уже нет, а лозунг остался. Давайте поразмышляем над тем, насколько данная идея полезна в нынешних условиях? К чему может привести такой посыл, если он доходит до крайности?
Зачастую, в современном мире данный посыл выражается в безудержном потреблении и потакании детским прихотям. Родители, движимые чувством любви к ребенку, делают упор на улучшение его среды. Но как правило, параметры такой среды ограничиваются очень часто исключительно материальной стороной.
Все лучшее — детям! Первое, что бросается в глаза, когда читаешь эту фразу, замечаешь, что она не побуждает к активности самого ребенка. Это лучшее должен кто-то дать. Причем непременно все лучшее. Где-то взять, у кого-то забрать и дать.
И возникает естественный вопрос: За чей счет этот банкет?! Где взять столько лучшего для всех детей? За счет взрослых? За счет других детей?
В мире, где ресурсы ограничены, невозможно дать лучшее всем. За это кто-то должен заплатить.
В этой идее нет ценности труда. Лучшее достается по факту. Тогда естественно, рано или поздно, у ребенка возникает вопрос, а точнее вывод: зачем трудиться, если и так лучшее достанется. Мама купит новый телефон последней модели, новые штаны, если я их порву, хотя можно аккуратно носить.
Если детям дает лучшее кто-то, то что делают сами дети, чтобы это лучшее получить? И делают ли? Задаются ли данными вопросами родители, которые живут с этой установкой?
Получая исключительно лучшее от кого-то, ребенок может привыкнуть к этому. Но родители не вечны. Рано или поздно, такой ребенок столкнется с ситуацией, что родители не смогут давать это самое лучшее и ребенку придется пойти в собственную, самостоятельную жизнь или столкнуться с разочарованием.
Сможет ли такой ребенок, которому давали самое лучшее, получить это лучшее уже сам?
Исходя из наблюдений, такие дети вырастают очень требовательны к окружающим и к Миру в целом. Сталкиваются с реальностью, в которой они не могут получить от Мира и других людей лучшее просто так, возникает разочарование, и претензии к окружащим. Мир не может заменить им родительскую позицию. Классический пример такого разочарования — одиночество, позиция и обида на Мир: мне все должны!
«Всё лучшее — детям» — это установка, которая подкрепляет детский эгоизм. Сейчас такая установка обильно культивируется в обществе, поскольку это очень выгодно. Прежде всего, выгодно корпорациям, которые зарабатывают деньги на детях, на их желаниях, создавая искусственные потребности. Родители в большей степени готовы потратить деньги на детей, нежели на себя, а если еще они стремятся дать самое лучшее, то включаются в гонку, в погоню за этим лучшим.
Эта установка является крайностью, которая характерна для детоцентричных семей. В таких семьях дети становятся центром и смыслом жизни для родителей, способом реализации их амбиций, отдушиной, объектами их эмоциональной привязанности.
Быть ребенком в современном обществе — это иметь множество привилегий практически с полным отсутствием ответственности и обязанностей. Гиперопека и сверхзабота родителей в отношении детей блокируют у них проявления самостоятельности и не формируют навыков справляться с жизненными трудностями.
Быть ребенком в современном обществе выгодно, и эти выгоды все больше и больше замечают сами взрослые — отсюда такое явление как «взрослые дети». Взросление означает потерю привилегий, ответственность, а это труд. Все больше мужчин и женщин выбирают независимость друг от друга, которая по сути является инфантильной попыткой избежать решения проблем сотрудничества и договоренности между полами.
Как ни странно, такая установка приводит к такому явлению как «чайлд-фри», или существенно сдвигает возраст вступления в брак. Поскольку в обществе культивируется детоцентризм, часть молодежи видит идею «пожить для себя» наиболее привлекательной. Это как два полюса одного и того же явления. С одной стороны эгоцентризм детей, с другой — эгоцентризм взрослых. Если жить для себя, сознательно отказавшись от роли родителей, то человек, в какой-то степени, остается ребенком. Ребенку не нужны дети, дети нужны взрослому (зрелому).
Дополнительно возникает вопрос мотивации. Человек всегда стремится к лучшему, в какой-то степени, улучшить собственную жизнь — это потрудиться, качественно что-то поменять в себе, вокруг себя. Можно сказать, что качественные изменения — это признак развития. Если ребенок получает лучшее извне, не прикладывая усилий, то такой позицией, родители напрочь «убивают» в ребенке способность ставить цель, стремиться к чему-либо. Зачем, ведь и так все дадут!
Зачастую родители, влекомые данной установкой, делают упор на материальную составляющую, потакая разным прихотям ребенка: лучший «кусок», новый телефон, модная одежда, разные кружки, лучшие преподаватели и т.д. Некоторым родителям кажется, что дав ребенку все это и даже большее, он вырастет счастливым.
А как на счет формирования человеческих, полезных для жизни качеств, навыков? Формирования характера? Качества и навыки ребенку не купить в магазине и не передать. Их можно сформировать и в этом есть большая внутренняя работа самого ребенка, его выбор. Развитие личности — это в большей степени активность самой личности. Душа должна трудится! Но не телефонами ее побуждать к этому!?
Что же движет родителями, которые хотят детям давать только лучшее? Зачастую, такая установка исходит от родителей, которые ставят ребенка на пьедестал. Чаще, это присуще женщинам, чем мужчинам. Есть женщины, для которых материнство является глубинным смыслом и целью в жизни. В жизни это проявляется такой историей.
Женщина вступает в брак. С рождением ребенка, она входит в роль матери и по мере взросления ребенка, так и не выходит из нее, оставаясь в данной роли постоянно, забывая, что она еще и супруга и женщина. Воля к продолжению рода доминирует над ее сексуальностью и женственностью, а отношение к детям подавляет отношение к мужчине. Ребенок для такой женщины — высшая ценность. «Что в этом плохого?» — подумают некоторые женщины.
Я уже писал ранее, в своих статьях о том, что когда человек попадает в крайности — это является источником напряжения и проблем. В норме, когда все стороны жизни гармонично представлены: где есть место и родительству и супружеству. Да и ребенок не справится с этой ролью, куда его невольно вознесли.
Чувство вины и установка что «я плохая мать» невольно посещает некоторых женщин. Чтобы избавиться от этого чувства, женщина хочет дать самое лучшее своему ребенку, тем самым, избавляя себя от этого чувства. Здесь есть один момент: хорошая вы мать или отец решаете не только вы, согласно своим критериям хорошести, но решает еще и ребенок. У любого ребенка есть оценочное чувство по отношению в нашему родительству, которое выражается самыми разными способами.
Знакома ли вам ситуация, когда у ребенка все есть, а он чувствует себя несчастным? Классический пример — некоторые истории детей «золотой молодежи». Совершая преступления или стремясь к саморазрушению, можно ли сказать о том, что родительство в отношении них удалось?
Подобное чувство вины может быть не только по отношению к ребенку, но и к социуму. Другими словами, социум предлагает нам нормативы «хорошести», он задает нормы, что такое быть хорошим родителем. Некоторые люди готовы следовать этому, и если они не «попадают» в норму, то испытывают вину и стыд.
Другим основанием для позиции дать лучшее, является то, что некоторые родители восполняют в детях то, что не смогли восполнить сами в своей жизни. По сути, ребенок является их продолжением.
И здесь мы имеем противоречие: ребенок, с одной стороны, наше продолжение (как рода), но с другой — он отдельная от нас, родителей, личность, а не наш придаток. Заваливая ребенка «побрякушками», своими смыслами, родители могут так и не узнать истинных желаний ребенка. Все это также может быть приправлено «слепой» родительской любовью.
Выводы
Приняв вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:
1. Не побуждая самого ребенка к активности за свое «лучшее», можно создать мину замедленного действия, которая потом «рванет» в подростковом возрасте или юношестве, выражаясь в глубоких претензиях к Миру, к пассивности и недовольстве.
Как вы думаете, создать побудительную среду и мотивацию, побудить ребенка к тому, чтобы он сам создавал свое «лучшее», а не только брал извне, может быть действительно лучшей альтернативой для него?
2. Родители в своем стремлении дать исключительно лучшее, могут добиться обратного эффекта.
Жизнь так устроена, что если мы входим в какую-либо крайность, то рано или поздно попадаем в ситуацию или опыт, который нас «выталкивает» в противоположный полюс. Стремясь дать лучшее, возведя это в принцип, родители неосознанно готовят ребенку трудности: он вырастает с дефицитом опыта в самых различных ситуациях, поскольку родители стремятся уберечь свое чадо от «худшего», «плохого», «негативного» и делают это с фанатизмом. Как итог: мы можем вырасти приспособленца, не подготовленного ко взрослой жизни.
А если, вместо лучшего, ребенок будет получать нормальное, просто хорошее или достойное, по достоинству?
3. Родители явно или неявно определяются с семейной иерархией. Видимо нужно повторять в 100500 раз: сбросьте ребенка с пьедестала, пусть он займет свое, вполне достойное место в семейной иерархии. Другими словами, семья не может нормально функционировать, если ребенок — центр Вселенной. Возникают разрушительные процессы: например, разлад брачных отношений между супругами, нарушение поведения. Ребенок не справится с этой задачей, быть центром.
4. В действительности, лучшее что могут делать родители для ребенка — это подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Очевидно, что такая подготовка требует среды, в которой ребенок формирует характер и внутренние качества, нежели чем покупка различных «побрякушек» или следование капризам.
Бессонные ночи для родителей, памперсы, зубки, первый шаг и первое слово малыша. Именно этот период жизни ребенка может и должен стать фундаментом для правильного развития и крепкого здоровья. Для того чтобы ваш ребенок рос смышленым, активным и правильно развивался, сделано множество игрушек и развивающих приспособлений. Вокруг некоторых из них уже не первый год продолжаются споры и дискуссии. Суть большинства дискуссий в том, насколько полезна, безопасна и необходима та или иная игра для малыша. В этой статье мы сравним детские ходунки и прыгунки, обсудим, как они помогают развиваться малышу, опишем их «плюсы и минусы».
Чем помогут детские ходунки в развитии ребенка?
Ходунки — это опорная рама с матерчатым сидением на колесиках (рис. 1). Изобретены они для того, чтобы помочь ребенку в возрасте от пяти месяцев до года передвигаться самостоятельно. В некоторых случаях ходунки используют вплоть до трех лет. Обычно ходунки востребованы в том возрасте, когда дети уже подвижны, уверенно сидят, ползают, ходить еще не умеют, но очень хотят. Ходунки помогут сделать первые шаги без помощи взрослых и без вреда для здоровья. Малыш сможет самостоятельно ходить туда, куда он хочет вместо того чтобы криком объяснять маме куда ему нужно помочь добраться.
Рис. 1
В итоге ребенок самостоятельно передвигается по комнате без риска упасть и пораниться. Ну а мама получает относительно свободное время для мини отдыха или бытовых дел.
«За и против» детских ходунков
Преимущества и выгода ходунков:
- Ребенок в безопасности. Находясь в ходунках, ребенок перевигается без угрозы упасть и удариться головой о край кровати или ножку стола. Также он не стащит и не опрокинет на себя ничего со стола или стула. Даже если он дотянется до какого-то предмета, то он упадет на пол рядом с ходунком, не причинив малышу вреда.
- Ребенку интересно, он активно изучает мир, проверяет свои возможности, учится новому, развивает моторику, сообразительность и самостоятельность.
- Малыш тренирует ноги, учится управлять своим телом и двигаться в нужном направлении.
Недостатки и «подводные камни» ходунков:
- Велик соблазн оставить в нем ребенка подольше. А длительное нахождение в «полуподвешенном» состоянии может вызвать проблемы с развитием суставов и привести к искривлению позвоночника. Ведь кости и связки в этом возрасте очень пластичны.
ВАЖНО! Приучать ребенка к ходункам нужно очень постепенно. Первые пробы должны быть не дольше 2-3 минут, постепенно время можно увеличивать. Максимально допустимое время пребывания ребенка в ходунках — 40 минут.
- Есть также психологическое влияние ходунков на развитие ребенка. Ползающий ребенок более свободен. Он ползет, тянется, ему нужно прилагать больше усилий, чтобы достать игрушку или потрогать интересующий его предмет. Ходунки же защищают, но одновременно и сковывают движения. А легкость, с которой он может получить желаемое, обесценивает достижения. У детей, которые много ползают в грудничковом возрасте развитие связей в мозгу, в частности между полушариями, происходит интенсивнее (доказано учеными). Такие дети спокойнее реагируют на ограничения, меньше капризничают.
Поэтому ходунки должны быть ополнительным, расширяющим возможности средством, но никак не заменой естественного перехода от ползания к хождению.
А для детей постарше есть отдельная разновидность ходунков. Они совмещены с развивающими игрушками. Зрительно они напоминают тележку с поручнем (рис. 2).
Рис. 2
А дальше наступит очередь спортивных уголков со шведскими стенками, кольцами и турником.
Как выбрать ходунки, чтобы не навредить ребенку?
- Основание ходунков должно быть достаточно широким, чтобы ребенок даже при всем желании не смог его опрокинуть.
- У качественных ходунков обязательно есть мягкий бампер. Он нужен для смягчения толчков и ударов от столкновений с мебелью и стенами.
- Должна быть возможность регулировать высоту ходунков по росту ребенка. Это определяющий критерий! Именно возможность установить точную высоту является той гранью, которая отделяет полезную нагрузку и тренировку от вреда и деформации суставов.
- Чем больше на ходунках колес и чем легче они поворачиваются, тем лучше.
- Сидение должно быть глубоким, а на верхней панели ходунков должна быть спинка (как на рис. 1).
- Сиденье должно быть сделано из плотной ткани, достаточно мягкой и прочной.
- Матерчатые части ходунков должны сниматься и хорошо переносить частую стирку.
Также хорошо, если ходунки складываются, чтобы их можно было легко переносить из одного помещения в другое.
Что такое детские прыгунки и чем они полезны для развития?
Маленькие дети очень любят подпрыгивать на коленях у мамы. Это заметили наблюдательные взрослые и придумали детские прыгунки. Технически прыгунки – это специальное приспособление в виде сидения, подвешенного на пружинах или резинках (рис. 3 а, в). Такая конструкция позволит ребенку быстрее научиться ощущать свое тело, улучшить координацию движений, укрепить мышцы. А самый заметный эффект – это море радости и удовольствия, которые получит малыш в процессе игры.
![]() |
![]() |
Рис. 3 а | Рис. 3 в |
Существуют разновидности прыгунков, которые крепятся к потолку или дверному косяку. Есть прыгунки с жесткими стойками (рамой), которые могут стоять самостоятельно. Но такие модели занимают много места. Да и стоимость их высока как для предмета, из которого ребенок довольно быстро вырастет.
Популярны прыгунки с защитным бампером. Это может быть просто мягкий валик (рис. 3 в) или пластиковый бампер в виде игрушечного автомобиля, столешницы и т.д. (рис. 4). Есть также прыгунки-летуны для детей постарше. Такие модели помогают укрепить мышцы детей, которые уже давно хорошо ходят, бегают и прыгают (рис. 5). Это очень важно, поскольку кости часто растут быстрее мышечной ткани. Укрепление мышц в таком возрасте важно для защиты костей и суставов от травм.
![]() |
![]() |
Рис. 4 | Рис. 5 |
А если у вас есть загородный дом или дача, то для детей постарше прекрасным подарком станет батут или игровой комплекс с домиком.
С какого возраста можно использовать прыгунки?
Большинство детей готовы к прыгункам по достижению шестимесячного возраста. В этом возрасте малыши уже уверенно сидят и могут вставать в кроватке. В более раннем возрасте дети опираются только на носочки и прыгунки могут вызвать проблемы с развитием и замедлить освоение ходьбы. Главное чтобы ребенок умел полноценно опираться на всю стопу. В любом случае перед использованием лучше посоветоваться с врачом-ортопедом по поводу того готов ли ваш ребенок к прыгункам. Тогда благодаря занятию в прыгунках первые шаги будут легче и увереннее.
Учтите, что категорически не рекомендуется использовать прыгунки и ходунки, если в паховой области на ягодицах есть раздражение или сыпь.
Как правильно выбрать детские прыгунки
На что нужно обратить внимание при выборе?
- Есть ли система поддержки подмышек. Выглядит такая система как мягкий валик, который снимает нагрузку с позвоночника.
- Есть ли специальная распорка, чтобы раздвинуть стропы подальше от головы малыша (рис. 3 в). Элемент не обязательный, но весьма полезный.
- Из чего сделаны эластичные стропила – главный элемент «прыгучести». Лучше всего, когда это прочная и одновременно мягкая резина. Проследите, чтобы параллельно с резиновыми жгутами был закреплен страховочный шнур. Он защитит ребенка от падения, если эластичный амортизатор оборвется. Система подвески должна легко регулироваться по высоте.
- Какой у прыгунков способ крепления. Есть модели, для которых нужно завинчивать в стену анкерный болт. Другие модели выпускают со специальными зажимами для выступающих наличников (рис. 6). Последний вариант удобней, но нужно убедиться, что у вас прочные и достаточно выступающие наличники.
Рис. 6
- Насколько хорошо ребенок будет защищен от столкновения с косяком двери. Есть ли защитный бампер и насколько он практичен и надежен.
Подведение итогов – прыгунки или ходунки?
Ходунки и прыгунки — это устройства принципиально разные. Одно приспособления нельзя противопоставлять другому. Они рассчитаны на разные физические нагрузки и разноплановое развитие. Оба эти предмета по праву названы детскими тренажерами. Они полезны и важны, но при правильном использовании. И если для вас актуален выбор товаров для самых маленьких, звоните по номеру (050) 414-92-73. Наши консультанты всегда к вашим услугам.
Всё лучшее детям. Это не просто громкие слова. Это подтверждение той подлинной, непоказной заботы о детях, которую энергично и последовательно проявляла Советская власть, начиная с первых послеоктябрьских дней. Мы не будем говорить о ликвидации безграмотности и беспризорности — это общеизвестно и по достоинству оценено даже противниками «ужасных большевиков». Марину Цветаеву изумил высокий уровень детской книги 1920-х (!) годов. Лучшие художники создавали прекрасные иллюстрации, лучшие писатели творили для детей. Детская литература 1920 — 1980-х гг. — уникальнейшее явление отечественной культуры, не имеющее аналогов за рубежом, не говоря уже о пошлой продукции для детей в нынешней РФ.
Когда-то я, как историк искусства, изучал те знакомые с детства, с любовью сделанные книги. Тогда существовала цензура, и благодаря ей не было пошлости, которой пропитана почти вся нынешняя антикультура. Забота о детях выражалась во многих будничных явлениях советской жизни — в спортивных площадках и стадионах, библиотеках и всевозможных кружках, домах пионеров, в том числе главном из них — Дворце на Невском проспекте, которому недавно исполнилось 75 лет. На него уже поглядывают, облизываясь, жирные коты — сегодняшние хозяева страны, уже успевшие ограбить детей, отняв у них дома и сады, базы отдыха, фактически — само детство. О каком детстве можно говорить при нынешнем уродливом школьном образовании и «воспитании», направленном на выращивание дебилов?
СМИ с восторгом вещают о том, что в течение года построены 2-3 школы. А в 1935 — 1936 гг. в Ленинграде шло крупномасштабное строительство школьных зданий. А ряд школ появился ещё в 1920-х годах. За несколько предвоенных лет в Ленинграде было возведено около 300 (!) школ. Впервые в истории страны эта тема стала столь актуальной, а строительство школ (как и детсадов) — делом государственным и неотложным.
Проектированием занималась специально созданная мастерская в институте Ленпроект. Выдающиеся архитекторы и инженеры с энтузиазмом проектировали и строили школы во всех районах города, особенно на окраинах — бывших рабочих заставах. Появление каждой школы было праздником района и города. В этот процесс активно включились зодчие с дореволюционным стажем и их молодые коллеги, чьё творчество полностью принадлежало уже новой эпохе.
И после войны строительство школ продолжалось с не меньшим размахом — по типовым и индивидуальным проектам. Любопытный факт: И.В.Сталин полагал, что облик школы должен быть индивидуальным — для того, чтобы выпускники её сохранили образ своей школы на всю жизнь. Но и здания, построенные по типовым проектам в 1930 — 1950-х годах, по сей день привлекают нас, являясь украшением улиц. Справедливости ради надо сказать, что и в 1960 — 1970-е годы (период борьбы с архитектурными «излишествами») в городе на Неве было возведено немало отличных школ, в каждой из которых царила своя атмосфера. Поэты и учёные, художники и инженеры считали для себя честью выступать перед ребятами, делиться творческими планами. А самое главное: школа воспитывала граждан! Были в ней слабые места? Возможно, и были; школьное образование и воспитание — процесс трудный, творческий. Но бесспорно, что советская школа учила Добру и Правде и являлась школой жизни. А что могут предложить сегодняшние «реформаторы»? Ничего.
Знакомый всем с детства лозунг не вызывает сомнений, но в каждой семье трактуется по-своему. Чаще всего — слишком буквально. В нашей статье попробуем разобраться, что же на самом деле лучше для ребёнка и его семьи.
Традиционно ребёнок учится жить, глядя на взрослых. Несомненно, вы говорите детям много важных слов о том, как они должны вести себя в той или иной ситуации, но всё это не идёт впрок, пока сами вы поступаете наоборот. Итак, чему же вы учите своих детей, когда следуете родительской мечте дать им всё самое лучшее?
Невнимательность к своему здоровью
Несколько лет назад, прогуливаясь по просторам интернета, я наткнулась на сообщение мамы двух шкодливых мальчишек, которая не без гордости сообщала, что, несмотря на ангину, «от которой аж гланды почернели», она готовит, гуляет с детьми, убирается дома и вообще не знает ни минуты покоя. Эта непонятная гордость меня удивила: человек признаётся, что рискует здоровьем своего сердца, суставов, почек (именно поражением этих органов грозит ангина, перенесённая «на ногах») ради того, чтобы два здоровых ребёнка жили привычной жизнью. Ну а что бы с ними случилось за три-четыре дня в пыльной квартире, без прогулок, на бутербродах или полуфабрикатах? Невнимательность к своему здоровью, которое по умолчанию хуже детского, переходит из поколения в поколение.
Финансовая беспечность
Почему вы берёте кредит на самую лучшую коляску для грудничка и модный конверт для выписки, в котором ваш ребёнок проведёт час по дороге из роддома? Новорождённый должен находиться в тепле и сухости, памперс и шерстяное одеяло — вершина его потребностей. Ещё много лет ребёнку будет всё равно, как выглядит и сколько стоит его одежда. Покупка дорогих игрушек и одежды только потому, что во дворе у всех такие же, и бесконечное потакание детским капризам в магазине показывают ребёнку, что он может получить всё, что хочет, в любой момент. В самостоятельной жизни его ждёт несколько неприятных сюрпризов и, вполне возможно, вереница кредитов из-за неумения умерить свои аппетиты.
Пренебрежение собой
Неприятно удивляют «забавные» фотографии, где завтрак для любимой дочурки — бутерброд сердечком, а мамин завтрак — это обрезки хлеба и сыра, оставшиеся от квадратных кусков расходного материала. Может быть, вы мечтаете, что однажды ваши дети отплатят вам той же монетой, приготовят красивый вкусный завтрак и принесут на блюдце. Когда-нибудь они, несомненно, сделают это для своих детей. А сами съедят обрезки, как и положено взрослым. Вы постоянно ущемляете и обижаете себя, взрослого, и учите детей поступать так же.
Эгоизм
Никогда не отказывайтесь от угощения, предложенного ребёнком. Пусть это всего лишь плиточка от самой маленькой шоколадки на свете, ребёнок даёт её вам, потому что любит и хочет делиться! Не губите этот порыв ради того, чтобы он съел побольше вкусного. Побольше вкусного — это ожирение, а умение делиться всем с любимыми — одна из основ здоровых отношений.
Неуважение к старшим
Справедливо, когда всё самое лучшее достаётся тому, кто больше работает, а не тому, кто громче кричит. Зачем взрослеть ребёнку, если в качестве взрослого у него появится больше обязанностей, но меньше привилегий? Стремясь дать ребёнку всё, пока он ещё не вступил в «настоящую жизнь», вы лишаете его возможности к этой жизни подготовиться. Не удивляйтесь, если ваше сегодняшнее стремление сэкономить на себе ради ребёнка спустя годы превратится в желание ребёнка экономить на вас. А зачем вам, уже пожившим, такая большая квартира и новая машина, когда есть он — ребёнок, у которого жизнь только начинается, и начать её нужно максимально хорошо?
Прекратите жертвовать собой! Детям нужны любовь, внимание, тёплые отношения в семье, здоровые родители. Ребёнок не живая куколка, не статусный брелок, это член вашей семьи. Он не должен знать о всех взрослых проблемах, потому что зачастую не может адекватно помочь в их решении, но и не должен жить вне семьи — в стерильных идеальных условиях, которые его семья не может себе позволить.