Переходный возраст у разных людей начинается в разное время. У большинства девочек он наступает в 8-13 лет, у мальчиков в 9-14 лет. У мальчиков, как правило, пубертатный период наступает на 1-2 года позже, чем у девочек. Поэтому и получается, что в одном классе учатся мальчики с ещё детской внешностью и уже созревшие девушки.
Началом переходного возраста у мальчиков считается начало роста яичек, у девочек – начало роста груди, и у обоих – начинается рост волос в области половых органов. Эти изменения обусловлены гормонами. Гормонами называются химические вещества, которые организм производит в малом количестве в железах внутренней секреции: в яичниках, яичках, надпочечниках, гипофизе и т.д. Гормоны играют роль так называемых химических посредников, способствуя совместной работе разных частей тела. Гормоны разносятся кровью по всему телу, и у них есть вполне определённое действие на различные ткани тела.
За пару лет до появления видимых изменений переходного возраста в мозгу происходит выделение определённых гормонов, что, в свою очередь, запускает производство половых гормонов в половых органах. Под действием женских половых гормонов, или эстрогенов, у девочек начинается рост половых органов и груди, созревание яйцеклеток в яичниках и менструация. Под влиянием мужских половых гормонов, или андрогенов, у мальчиков начинается рост половых органов и созревание семенных клеток в яичках. Ещё до начала развития половых органов в надпочечниках как мальчиков, так и девочек начинается выработка мужских половых гормонов, под влиянием которых как у мальчиков, так и у девочек в подмышечных впадинах и в области половых органов начинают расти волосы и иногда ( как один из признаков раннего переходного возраста) появляется акне. Тестостерон вызывает сексуальное влечение, у мальчиков вместе с гипофизарным гормоном роста он влияет на рост тела и развитие мышечной массы.
Итак, у девочек развитие запускают как женские, так и мужские половые гормоны, у мальчиков за половое развитие, в основном, отвечают андрогены, хотя в мужском теле есть и женские половые гормоны, необходимые для развития скелета. Равновесие гормонов это точная система, которая превращает мальчика в мужчину, а девочку – в женщину, при этом в развитии мальчиков и девочек много схожего. Выработка и действие половых гормонов у мальчиков и девочек происходит одинаково, большинство изменений схожи или имеют такое же значение. Так, например, начало менструаций у девочек и начало семяизвержений у мальчиков означают, что организмы обоих начали производить половые клетки. Как у мальчиков, так и у девочек на теле появляется волосяной покров, хотя у мальчиков это более выражено. И ломка голоса, явно заметная у мальчиков, происходит у девочек тоже – это вызвано ростом голосовых связок, мышц и хрящей гортани, что характерно и для девочек и для мальчиков.
Гормоны в какой-то момент могут сделать подростка очень счастливым, а в следующий – грустным. Такие т.н. гормональные перепады совершенно естественны для подростков, как мальчиков, так и девочек. Те же гормоны, что вырабатываются в организме человека, можно производить и искусственно. Два искусственно выработанных гормона, эстроген и прогестерон, входят, например, в состав противозачаточных таблеток.
Рисунок: «Сексуальное образование. II-III школьная ступень. Книга для учителя» (Таллинн, 2005)
Наш ребенок, наше долгожданное чадо! Родители готовы все сделать, чтобы он рос здоровым, сытым и счастливым. Ребенок растет и выясняется, что взгляды на жизнь, родителей и детей не совпадают.
Общеизвестно, что существуют возрастные кризисы детей: первого года жизни, тех лет, семи лет и подростковый в 11-13 лет. Можно ли их избежать, что делать, как повести себя в той или иной ситуации? Эти вопросы задают себе все родители. Порой мы забываем, что наша маленькая копия, наш ребенок, повторит все наши поступки и действия. Может быть, даже приумножит. С раннего детства заставляем есть, если ему не хотеться. Делать то, что ему не нравится, одевать то, что мы считаем нужным. Если же у нас не получается добиться желаемого, то скорее всего первыми сдаются родители. Кто не сталкивался с разбросанными игрушками. Убирать ребенок отказывается, мы настаиваем, нервничаем. В итоге сами убираем, ругаемся. Нас самих впору воспитывать. А ведь проще было придумать игру, например «кто быстрее». Игрушки убраны, ребенок доволен, все выучили урок: вместе все делать веселее и быстрее. Случалось ли вам, наблюдать ситуацию. Семья гуляет в парке, точнее малыш гуляет, а родители в телефонах. Идет активная переписка, фото и видео съемка. Конечно, и малыш тянется к телефону, капризничает, требует и себе такую игрушку. А ведь всего-то малышу нужно внимание, активные игры, игры всей семьей. Чтобы с годами не услышать: не мешайте, уйдите. Очень важно уметь договариваться с ребенком, не требовать, а находить компромисс. Ведь хотим мы видеть сильного и волевого человека, а не сломленную личность. Родителям самим надо перестраивать поведения, учится общению, терпению.
Школа… Современная школа — это отдельная тема для разговора. На ребенка обрушивается такой поток информации. Многим тяжело справиться с такими нагрузками. Наблюдаются срывы, нервозность, частые смены настроения. Как никогда ребенку требуется ваше внимание и поддержка, даже если не все получается сразу. Все это требует сил и времени от родителей. В жизни получается все совсем не так. Устаем на работе, плохое настроение, финансовые трудности. Детям уделяем время все меньше и меньше. Так что это за кризисы такие? Может и не их? Или это наше поведение, наш образ жизни, наше воспитание, все это и провоцирует кризисы наших детей? Чтобы воспитать эмоционально и психически здорового ребенка-самому надо стать таким. Быть примером для подражания, эталоном поступков. Только в счастливой и успешной семье, вырастит сильная личность, способная на сострадание, отвечающая за свои поступки. Надо помнить всегда, что самая большая потребность человека, как большого, а особенно маленького, потребность в любви! И не будет никаких кризисов, а будет период перехода ребенка на новую ступень развития.
Любите детей, растите вместе с ними, заново познавайте окружающий мир, станьте другом и советчиком. Смотрите вместе фильмы, читайте книги, ходите в походы. Главное, чтобы ребенок на протяжении всей своей жизни знал, что у него есть семья, которая поддержит его и будет любить всегда. Зеркало не обманешь. Дети наше отражения. Что мы увидим в зеркале? Решать нам!!!
Переходный возраст. Очень витиеватое словосочетание. От чего к чему переходит это возраст, и в каком возрасте наступает этот переход. Можно ли сказать, что это определённый отрезок времени на диапазоне формирования личности? Так философствовать можно до бесконечности, можно вообще прийти к выводу, что у мужчин вся жизнь это переходный возраст, а у женщин это периоды осознания самой себя на каждом жизненном этапе (шутка).
Но наука Психология даёт нам определение что, переходный возраст – это период перехода подростка из детства во взрослую жизнь. Наступает он в период с 10-11 лет и длится до 15-17 лет. Временные границы очень индивидуальны. И ещё очень важно, что этот временной диапазон совпадает с пубертатным периодом – периодом полового созревания (в среднем начинается в 12-14 лет, а заканчивается в 18-20 лет, границы так же очень индивидуальны).
Как Вы заметили, определение переходного возраста ещё охватывает и понятие «подросток», т.е. конкретный период жизни «молодого человека» перед вступлением во взрослую жизнь, когда он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Этот период делится на младший подростковый возраст (11-14 лет) и на старший (15-17 лет). Прошу заметить, что в повседневной жизни все эти этапы, как правило, объединяются по умолчанию, и если про ребёнка говорят «он же подросток, что с него взять» или «это всё переходный возраст», или «это просто пубертатный период» подразумевают одни и те же проблемы. Но я специально хотела бы их разделить, дабы лучше разобраться: что же происходит с ребёнком в это «волшебный» возрастной период.
Содержание
Чувствуем по-разному, но «переходим» вместе
Получается, что на «ещё вчерашнего» ребёнка практически сразу обрушиваются сразу две волны: волна социально-психологического становления (формирования) и волна полового созревания. Каждая из этих волн несёт в себе естественные преобразования, имеющие как положительные, так и отрицательные эффекты. К «побочным» (отрицательным) эффектам можно отнести повышенную эмоциональную возбудимость и гормональные всплески, которые часто сопровождаются болевыми ощущениями. И даже если последние два фактора имеют минимальные проявления (что встречается иногда), то в любом случае, это очень трудно для ребёнка (сейчас и в дальнейшем я буду подразумевать под словом «ребёнок» ребёнка-подростка) во всех отношениях. Кажется, стоит рассмотреть этот период и глазами ребёнка, и глазами взрослого.
Ребёнок
Ребёнок осознаёт, что он уже «многое» знает, умеет. Он в состоянии сформировать собственное мнение о чём-либо, он способен анализировать происходящее и довольно таки не плохо (но в соответствии с его возрастом). И, в конце концов, у него появляются собственные желания и пожелания, ну например, самостоятельно распоряжаться своим свободным временем. Всё это, с присущей ещё детской непосредственностью, ребёнок демонстрирует окружающему миру и родителям в частности. Стоит отметить, что процесс взросления усложнятся ещё и тем, что «детство» отпускает очень медленно. Оно медленно и неохотно отходит сначала на второй план, а потом в прошлое, якобы предупреждая: не торопись взрослеть, быть взрослым нелегко. Демонстрацию навыков, знаний, способностей и желаний окружающий социум встречает радостно и даёт обратную связь: молодец, ты на правильном пути!
Родители
А что же родители! Что происходит с нами – родителями в этот «волшебный» период становления личности наших детей!? Мы, общаясь со своими детьми, замечаем всё вышеперечисленное и то, что чаще проявляются протесты, эмоции меняются молниеносно… Озарение настало, и нам стало понятно, что вот оно чудо – наш ребёнок взрослеет! Т.е. наше «солнышко», наш «детёныш» готовится стать с нами наравне.
Как родители обламывают крылья
Ключевое слово здесь «готовиться». Да, да он только готовится и об этом многие родители забывают. И очень важно определить, в каких аспектах он (ребёнок) намеривается осуществить это равенство. Конечно же, речь идёт, в первую очередь об этическом и социальном равенстве, а моральное и материальное равенство будут востребованы гораздо позже, в период старшего подросткового возраста. А сейчас это только заявка на билет на поезд, который перемещает во взрослую жизнь. И вот именно сейчас очень важно проявить, отыскать в своих недрах, позаимствовать, если у самого нет (каждому своё), МУДРОСТЬ во всех её проявлениях. Ведь отбить желание легко.
Что же происходит далее? Далее, мы «на радостях» идём по пути «ломания дров» и «отбивания желания», а спустя долгое время, мы таки кусаем себе локти. Мы даже и не задумываемся, как надо всё организовать. У нас всё легко и просто. Хочешь быть взрослым? Да, пожалуйста. Хочешь быть самостоятельным? Да, пожалуйста. И так мы везде «тыкаем» ребёнку его взрослением, но только в тех случаях, когда нам это надо. Т.е мы пользуемся ситуацией взросления в своих интересах и об интересах взрослеющего мы помним меньше всего. Разве не эгоистично с нашей стороны? Пройдёт время, и мы же потом сами скажем: «ну и эгоист же ты», а разве это не мы собственным примером показали, как быть таким. Ребёнок не выпадает из реальности и порой он понимает, что ему следовало бы поступить иначе, но он даже сам себе не может объяснить, что же им руководило в определённый момент. А им руководило его подсознание.
Что взять с родителей
Самое трудное для родителей в этот период принять и осознать то, что как прежде уже не будет, время движется вперёд и ребёнок взрослеет. Трудно сохранить свой авторитет в его глазах, ведь он многое уже видит, понимает и сопоставляет факты. И очень важно родителям не упасть в грязь лицом, отстаивая свою правоту, авторитарность и беспрекословное выполнение указаний.
Именно на этом этапе развития ребёнка и проявляется наша настоящая родительская любовь. Ведь многое негативное мы провоцируем сами. Мы готовы на равных разделить с ними труд, обязанности, ответственность. Но мы не желаем на равных разделять с ними желание самостоятельно распоряжаться свободным временем, самостоятельно выбирать себе занятия и увлечения, самостоятельно определить предпочтения. Мало того, мы даже и не пытаемся уважать их выбор, пусть он ещё и на половину детский, но это их выбор!
И когда ребёнок видит и осознаёт все эти противоречия в отношениях, тогда-то и начинается тот самый «подростковый бунт». А мы так ослеплены своей правотой, и не замечаем порой того, что мы вышли на тропу войны…. Только воюем с кем? Посмотрите! Наши дети – это наша проекция, это мы! Получается, мы сами себя душим, терзаем, убиваем, сами себя ставим на колени, сами себя наказываем, сами себя разочаровываем….
Пожалуй, подростковый возраст, это самый сложный этап, во время которого так легко войти в конфликт с ребенком и потерять с ним контакт. А ведь поддержка «значимых» и родных взрослых по-прежнему очень необходима, даже в большей степени!
Выход в уважении
Выход есть. Просто надо к осознанию и принятию ситуации добавить ещё и уважение. Не просто как таковое, а уважение к его труду и стараниям, пусть на наш взгляд они и нелепы. Уважение к выбору ребёнка. Уважение к его интересам и желаниям. Просто уважать ребёнка как самого себя. Получается некое правило решения «подростковых проблемок» = ОПУ (Осознать. Принять. Уважать.).
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
- особенности поведения
В первый год жизни ребенок еще не осознает свою половую принадлежность. В этот период он психологически воспринимает себя как часть матери, а не как отдельную личность. Понимание ребенком собственного пола формируется примерно к двум годам. В этом возрасте малыш четко понимает, мальчик он или девочка. И к этому моменту он уже знает, что его пол изменить нельзя.
До достижения ребенком двух лет родителям не обязательно делать акцент в воспитании на половую принадлежность. Если в вашей семье растет мальчик, достаточно в первые два года жизни окружать его «мальчишескими» игрушками и одевать в одежду, соответствующую его полу.
Узнать о том, как воспитывает своего сына Александра певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы можете, посмотрев передачу «Мы-родители!».
Мальчик 3 года: учите на положительном примере
Понимание половых различий начинает формироваться у ребенка в возрасте от двух с половиной до трех лет. В этот период дети на интуитивном уровне копируют поведение взрослых, особенно того пола, к которому принадлежат сами. Так, мальчики в своих поступках стремятся подражать отцам, дедушкам, старшим братьям. По этой причине представителям сильного пола стоит следить за своим поведением и речью, иначе будущие мужчины могут усвоить модели неподобающего мужского поведения, например, такие, как агрессия по отношению к окружающим, и перенести их во взрослую жизнь.
Чтобы мальчик мог приобрести позитивный опыт мужского поведения, у отца с сыном должны быть «мужские» секреты и увлечения, которые помогут ребенку почувствовать, что он «свой парень». Это могут быть далекие прогулки, работа по дому или совместные занятия спортом. О том, как выбрать вид спорта для ребенка, вы можете узнать из статьи на нашем сайте.
Многие детские психологи считают, что в этот период родителям мальчиков можно начинать разговаривать со своим чадом на темы, связанные с различием полов и рождением детей. Постарайтесь объяснить ребенку, какими качествами должен обладать настоящий мужчина. Для этого специалисты советуют читать детям сказки и демонстрировать мультфильмы, главные герои которых – персонажи мужского пола – совершающие добрые дела. Наблюдая за поведением сказочных героев, мальчики будут стараться походить на них.
В том случае, если семья неполная, и рядом с ребенком нет отца, старшего брата или дедушки, рядом наверняка найдется хороший пример достойного мужчины. В этом возрасте ребенку как можно больше следует общаться с кем-то из ваших родственников или друзей-мужчин, кому вы доверяете. Так он будет перенимать у них мужской тип поведения.
Мальчик 4 года: воспитывайте джентльменов
В возрасте четырех-пяти лет дети не только четко осознают разницу в мужском и женском поведении, но и понимают, что к человеку, в зависимости от его пола, предъявляются определенные требования. В этот период мальчики стараются контролировать свое поведение, чтобы соответствовать половой принадлежности. Так, например, они осознают, что если им больно, то плакать нельзя, потому что мужчины не плачут. На этом этапе родителям важно объяснять сыновьям, как им вести себя в той или иной жизненной ситуации. Постарайтесь привить мальчику джентльменские привычки: научите его заступаться за младших и слабых, отвечать обидчикам и стоять за себя, с уважением относиться к взрослым и пожилым людям и так далее. Вам также стоит всячески поощрять желание ребенка оказывать «мужскую» помощь по дому: прибить гвоздь, починить сломанный стульчик, донести сумку с продуктами от порога до кухни. Это поднимет его самооценку, поможет почувствовать причастность к взрослому делу. Пусть не все получается, главное – само участие. Родителям в таких случаях важно не критиковать и, тем более, не кричать на мальчика. Общаясь с сыном, как можно чаще говорите ему о том, что он мальчик, употребляя при этом эпитеты «смелый», «мужественный», «выносливый». Если, например, он упал, ударился и не заплакал, обязательно похвалите его за мужественность.
Мальчик 8 лет: ослабьте опеку
В период между пятью и восемью годами мальчики переживают психологический «переход», связанный с развитием самостоятельности и желанием уйти из-под материнской опеки. В этом возрасте они начинают испытывать большую потребность в общении с отцом, чем с матерью, даже если отношения с папой раньше не складывались. В результате между сыном и матерью возникают непонимание и конфликты. Чаще всего протест проявляется в ссорах, попытках оспаривать ее решения, несогласии с ее мнением, капризах. Стратегическая задача матери в этот период – перестать контролировать каждый шаг взрослеющего ребенка, дать ему больше свободы, чтобы он мог определиться со своими интересами и увлечениями. И мамам, и папам лучше доносить свою точку зрения не в форме приказов, распоряжений, команд, а виде доброжелательных советов и предложений.
Мальчик 9 лет и старше: учитывайте особенности взросления мальчиков
Психологический переход завершается у мальчиков в возрасте девяти лет. Будущих мужчин начинают волновать вопросы полового созревания и взаимоотношений с противоположным полом. Но за советом и помощью они, как правило, стесняются идти к матери, потому что считают это признаком слабости. В такой ситуации очень важно, чтобы рядом с мальчиком был взрослый мужчина (отец, отчим, старший брат, дедушка или дядя), к которому он мог бы обратиться за поддержкой в трудной жизненной ситуации.
Еще одним авторитетом для мальчиков в этот период становятся друзья. В их глазах ребенок всегда будет стремиться выглядеть взрослым и самостоятельным. Родителям не стоит ругать и отчитывать сына на виду у его друзей. Также не следует чрезмерно проявлять чувства по отношению к ребенку, когда он находится с одноклассниками. Это не прибавит ему авторитета – «маменькины сыночки» не пользуются популярностью к кругу сверстников.
Делая замечание сыну, корректно сообщите ему, чем именно вы недовольны. Мальчика всегда интересует, что неправильно в его действиях. Не читайте ему нотаций. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение: он «отключится», и ваша информация так и не будет осмыслена.
В возрасте 9-11 лет мальчики, как правило, определяются со своими интересами и увлечениями. Выявив интересы ребенка, предложите ему посещать cспортивный клуб или художественную студию. Не забывайте сами активно участвовать в развитии талантов своего чада. Если мальчик выбрал спорт, не пропускайте соревнований с его участием, постоянно поддерживайте его, интересуйтесь успехами. А если он увлекся музыкой – посещайте выступления и концерты, в которых участвует ваш ребенок.
Чем старше становится мальчик, тем чаще ему стоит говорить о рыцарском отношении к девочкам. Увы, кино часто предлагает совсем не те образы и примеры, которые следует взять за образец. В идеале отцу или лицу, его замещающему, следует показать сыну пример уважительного отношения к женщине, причем не на словах, а на деле. И если в семье есть настоящий мужчина, за сына можно не беспокоиться: в девяноста случаях из ста он вырастет таким же.
Если же мамы хотят, чтобы во взрослой жизни сын стал заботливым отцом и мужем, покажите ему пример того, как надо заботиться о детях и близких. Мужчина, который знает, что такое материнская любовь и ласка, вряд ли сможет проявить черствость по отношению к другим людям.
Виктория Грицук
Портал «Я–родитель» предлагает вам пройти тест на определение уровня конфликтности своего чада и узнать, какая помощь ему нужна со стороны взрослых.
Конфликтен ли ваш ребенок?