Все больше православных людей в случае болезни стараются обращаться к православным врачам, ищут православных специалистов на приходах, через друзей и знакомых. Но насколько правомерен такой подход к выбору лечащего врача? Всегда ли православный врач — хороший врач? И какими качествами должен обладать православный медик? С этими вопросами мы обратились к доктору медицинских наук, председатель Общества православных врачей Москвы Александру Недоступу.
— Александр Викторович, расскажите, что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «православная медицина».
— Вначале уточним, из чего складывается само понятие «медицина». Во-первых, это довольно сложная система общественных отношений: организация здравоохранения, финансирование, обучение врачей и т.д. Далее, это само врачевание как процесс излечения. Затем — больной как субъект врачевания. Наконец сам врач или другой медицинский работник.
Как известно, не существует какой-то особой «православной неврологии» или «православной хирургии».
Тогда что такое православная медицина? У меня есть формулировка. Православная медицина — это медицина, которая в своих представлениях о происхождении, сущности и принципах терапии болезни опирается, помимо естественнонаучных положений, на христианские вероучительные положения. И учитывает эти положения при лечении и профилактике заболевания.
— Что отличает православного врача?
— Православный врач — это врач, верующий в Бога и исповедующий православие, — и больше, в принципе, он ничем не отличается от любого другого врача. Но он обязан вести себя в своей профессии так, чтобы соблюдать заповеди Христовы.
Православный врач должен всячески стремиться повышать свою квалификацию, чтобы как можно лучше исполнять свое дело на том месте, куда его поставил Господь. Должен подчинять свою врачебную деятельность законам любви; должен быть бескорыстным. Помнить слова Спасителя, которыми Он напутствовал своих учеников: «Туне приясте — туне дадите». Как мы видим, в этом нет ничего, чем православный специалист отличался бы от обычного хорошего врача. Все эти качества могут быть свойственны и неверующему порядочному и профессионально старательному доктору. Разница в том, что православный человек по другому относится к болезни, к ее происхождению, к процессу исцеления, к смерти, а также к возможности разного рода врачевания, которые сейчас широко распространились в медицине и которые, с точки зрения православного врача, недопустимы.
— Можно ли сказать, что любой православный врач по определению является блестящим специалистом?
— Конечно нет. Это зависит от его образования, от врачебного таланта, способности к лечебному делу.
— Но православному врачу верующий больной будет доверять больше?
— Здесь бывает по-разному. С одной стороны, иногда больные ожидают, что православные врачи будут их лечить какими-то особыми методами — травами, массажем, диетой, но только не лекарствами. Однажды ко мне за консультацией для сына, страдавшего пороком сердца, обратился по телефону человек. Когда я сказал, что перед осмотром надо будет снять ЭКГ, сделать ультразвуковое исследование сердца, мой собеседник был очень разочарован. «Я думал, что раз вы православный врач, у вас какие-то другие методы», — сказал этот человек и больше общаться со мной не стал.
С другой стороны, для верующего православного врача, который следует, например, заповеди «не убий», неприемлемы такие медицинские реалии сегодняшнего дня, как аборты, фетальная терапия, лечение эмбриональными стволовыми клетками, эвтаназия.
Служение врача есть служение любви в первую очередь. Православный врач должен относиться к своей деятельности как к служению и воплощать евангельский принцип любви к ближнему. Конечно, с таким врачом легче будет общаться православному больному — их сближает общее понимание смысла его болезни, необходимости соблюдать правила духовной жизни, понятие дозволенного и недозволенного в лечении. Такому врачу больной, как правило, будет доверять больше, чем атеисту. Конечно, православный врач не может и не должен лечить только верующих больных, он призван оказывать помощь каждому страждущему, но у верующего больного, так же как и у верующего врача, другие представления о сущности болезни и исцелении. Если неверующий человек подумает, что ему просто не повезло, то верующий задумается о духовных причинах своих недугов.
— Как зависят наши телесные недуги от недугов душевных?
— Православные медики убеждены, что болезнь имеет не только чисто телесное происхождение, но и духовное. Болезнь, как правило, это следствие греха, который проявляется в организме.
Механизм настолько прост, что будет понятен и неверующему человеку. Совесть есть у каждого человека. Когда человек совершает дурные поступки, то у него в душе что-то остается, какое-то ощущение неблагополучия. Он себя оправдывает, выгораживает и потом как будто забывает об этом, но на самом деле не забывает, это остается у него в подсознании. И, по-видимому, это напряжение чисто физиологически действует как застойный очаг, который распространяется на так называемую подкорку, на те отделы мозга, которые ведают работой сердца, органов дыхания, пищеварения и т.д. Постепенно эти изменения переходят на внутренние органы, которые тоже начинают работать неправильно. Академик Павлов и другие отечественные исследователи говорили о соотношении системы высшей нервной деятельности и функций соматических органов. Православный взгляд на эту теорию заключается в том, что духовное и нравственное неблагополучие играет очень большую роль в прохождении заболевания. И чтобы лечить больного полноценно, нужно лечить не только гипертонию, астму, язву или нервную систему, но нужно лечить корень, то состояние греха, в котором человек находится. Здесь без священника никак не обойтись, потому что врач не умеет и не уполномочен вести духовную терапию. И верующий врач должен объяснить это больному, если тот готов это воспринять. Мы считаем, что присутствие священника в процессе врачевания болезней обязательно.
— Но ведь болеют и праведные люди?
— Происхождение болезни как следствие греха — это не единственное объяснение. Существует множество возможных духовных причин болезни, но о некоторых необходимо сказать. Мы знаем, что болели и святые люди. Надо помнить, что после совершения первородного греха человек стал смертен и начинает умирать буквально с момента рождения: отмирают его клетки, страдает тело, а грехи это просто многократно усугубляют. Глубоко верующие люди этим не смущаются, не обижаются на Бога. Они понимают, что мы остаемся грешными, сколько бы мы не исповедовались и не каялись. Господь посылает болезни, чтобы на примере выздоровления больного свету явилась слава Божия, чтобы окружающие посмотрели, как кротко и со смирением надо переносить страдания, если человек болеет и страдает как воин Христов.
— В чем же заключается православное лечение?
— Православное врачевание включает работу с больным врача и священника и требует деятельного участия самого пациента, стремящегося осознать свои грехи, покаяться в них и обрести понимание своей болезни, надежду на милосердие Божье. Конечно, говоря о православном врачевании, мы имеем в виду и обращение к иным, помимо покаяния, церковным таинствам — причастию, соборованию, а также к молитве, употреблению святой воды и т.д. Важно, чтобы врач был очень осторожен при общении с больным на уровне толкования вероучительных проблем, для этого нужно обратиться к священнику. Но и священник должен быть осторожным при тех или иных рекомендациях, лежащих в сфере компетенции врача (оперироваться или не оперироваться, пить или не пить «таблетки»). Со стороны священнослужителей это правило часто нарушается, что порой ставит врача в очень трудное положение.
Я много лет лечил архимандрита Кирилла (Павлова). И мне не раз приходилось видеть, какую осторожность он проявлял в подобных советах, испрашиваемых у него больными. Обычно он благословлял найти опытного (лучше православного) врача и довериться его рекомендациям.
В подавляющем большинстве случаев болезни человеческой души и тела есть следствие болезни духа. Отсюда совершенно ясно, что целостное лечение человека должно включать терапию тела (чем и занимаются терапевты, хирурги, дерматологи, офтальмологи и т.д.), терапию души (сферу психиатрии) и, наконец, терапию духа — а это уже дело Церкви и ее служителей.
— Вы возглавляете Московское общество православных врачей. С какой целью оно было создано? В чем состоит его работа?
— Московское общество православных врачей было создано в 1995 году. Это была первая из подобных организаций. Вначале мы и сами не очень ясно представляли, для чего мы собираемся, но это была реакция верующих православных врачей на то крайнее неблагополучие, которое начало охватывать современную медицину, и в дальнейшем другие общества создавались по той же причине. С другой стороны, мы понимали, что открылись пути взаимодействия Церкви и медицины, Церкви и больных. Наша первая задача — это, конечно, способствовать сохранению и улучшению здоровья населения. Наша работа в первую очередь направлена на то, чтобы люди наши меньше болели, дольше жили. Мы все профессионалы, и наша работа в первую очередь должна была быть профессиональной. Но мы создали Общество православных врачей для того, чтобы способствовать привнесению в отечественную медицину принципов христианства, христианской нравственности. Наша цель — способствовать христианизации медицины. Понимается это очень широко — и как совершенствование самих врачей, и как просвещение больных вместе со священниками по поводу сущности болезни (при желании, конечно), и как просвещение наших коллег, — в общем, внесение элементов духовного оздоровления в процесс врачевания и противостояние тем недопустимым новациям, которые сейчас распространяются в медицине. Это борьба против подготовки закона об эвтаназии, неприятие абортов, неприятие таких методов лечения, как фетальная терапия (когда лечат вытяжками из плодов, убитых во чреве матери), неприятие лечения стволовыми клетками, если они добыты из эмбрионов в результате абортов, неприятие клонирования. Это такие реалии, которые православная медицина должна вовремя понимать и противостоять им. Но среди задач нашего общества — и взаимообогащение, ликвидация собственной духовной безграмотности. С нашей точки зрения, профессиональному медику элементы духовного образования просто необходимы.
Виноградов Владимир Никитич
Годы жизни: 1882, 12 (24) марта-1964, 29 июля
Место рождения: г. Елец Орловской губернии
Направления деятельности: медицина
Виноградов Владимир Никитич (1882, Елец – 1964, Москва) —
медик, терапевт-клиницист, академик Академии медицинских наук СССР (1944)
Владимир Никитич Виноградов родился 12 (24) марта 1882 г. в городе Елец Орловской губернии (ныне Липецкой области) в семье железнодорожного служащего. После окончания городского реального училища и гимназии, поступил учиться на медицинский факультет Московского университета. Будучи студентом 3-го курса, добровольцем отправился на Русско-японскую войну в качестве фельдшера; за проявленную храбрость был награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
Вернувшись в Москву, В.Н. Виноградов в 1907 г. окончил медицинский факультет университета с отличием. В 1907-1910 гг. Виноградов работал в качестве экстерна, сверхштатным ординатором факультетской терапевтической клиники медицинского факультета Московского университета и дежурным ординатором Бахрушинской больницы.
В 1910 г. Владимир Никитич был зачислен штатным ординатором той же клиники, руководимой в то время талантливым и опытным клиницистом, профессором Л.Е. Голубининым. Два года спустя В.Н. Виноградов был избран ассистентом пропедевтической клиники бывших женских курсов медицинского факультета 2-го Московского университета (ныне РНИМУ им. Н.И. Пирогова), проработав в этой должности до 1921 г. В это время он возвращается в факультетскую терапевтическую клинику 1-го Московского университета, где сначала работает в качестве ассистента, а с 1924 г. – в должности старшего ассистента. Одновременно он успевает заведовать клиникой профессиональных заболеваний медицинского факультета 1-го Московского университета.
Первый этап научной деятельности В.Н. Виноградова был посвящён ранней диагностике рака, туберкулезу лёгких и почек, этиологии диффузного нефрита, катаральной желтухи, проблеме сепсиса. Несколько работ посвящены проблеме лечения острого гломерулонефрита. Из ранних работ следует отметить также работу «Клиника эпидемии желтухи в Москве в 1920-1921 гг.», опубликованной в 1922 г. в журнале «Клиническая медицина», в которой была отвергнута механическая причина развития «катаральной желтухи» (гепатит А) вследствие закупорки общего желчного протока слизистой пробкой, возникающей вслед за воспалительными изменениями в двенадцатиперстной кишке, и показана инфекционная ее природа.
В.Н. Виноградов был одним из первых русских исследователей, рассматривавших туберкулез как заболевание целостного организма, при котором страдают функции различных органов, в т.ч. и почек. Его докторская диссертация «Изменения почек при туберкулезе легких», опубликованная в виде монографии в 1925 г., посвящена изучению характера ренальных проявлений этого заболевания.
В 1928 г., после смерти заведующего кафедрой факультетской терапевтической клиники 1-го Московского университета Михаила Иосифовича Вихерта, В.Н. Виноградов около года руководил этой кафедрой. Затем на должность заведующего кафедрой избирается известный клиницист Михаил Петрович Кончаловский, а В.Н. Виноградов переходит на должность заведующего кафедрой пропедевтической клиники 2-го Московского университета.
В 1930 г. медицинский факультет 1-го Московского университета стал самостоятельным учебным заведением — Первый Московский медицинский институт (1-й ММИ). В 1918 г. медицинский факультет Московских высших женских курсов был преобразован в медицинский факультет 2-го МГУ, с 1930 — самостоятельный вуз — 2-й Московский медицинский институт (2-ой ММИ).
В 1929-1931 гг. В.Н. Виноградов был заведующим кафедрой пропедевтической терапии 1-го ММИ, а затем в 1935-1942 гг. – зав. кафедрой факультетской терапии 2-го ММИ.
В 1930-е годы по инициативе В.Н. Виноградова в практику работы терапевтической клиники были введены гастроскопия и бронхоскопия — методы, без которых в настоящее время невозможно представить полноценное обследование больного. В.Н. Виноградов применял метод бронхоскопии, как с диагностической, так и с лечебной целью (для введения в бронхи с помощью бронхоскопа лекарственных средств – тетрациклина, стрептомицина, мономицина – при бронхоэктатической болезни).
В 1937 г. В.Н. Виноградов впервые в стране получил экспериментальный гломерулонефрит (заболевание почек, характеризующееся воспалением гломерул) у кроликов.
В годы Великой Отечественной войны В.Н. Виноградов основное внимание уделял вопросам лечения туберкулеза легких, хронических неспецифических заболеваний легких, нефрита, сепсиса, ревматизма, заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезни, инфаркта миокарда; изучалась проблема раневой дистрофии и лечения проникающих ранений грудной клетки.
С 1943 г. и до конца жизни (1964 г.) В.Н. Виноградов заведовал кафедрой факультетской терапии 1-го Московского медицинского института и возглавлял факультетскую терапевтическую клинику. Это старейшая клиника внутренних болезней основанная в 1846 г. и прославившаяся своими выдающимися учеными. Врачебная, научная и педагогическая деятельность руководителей факультетской терапевтической клиники: А.И. Овера, Г.А.Захарьина,В.Д. Шервинского, Л.Е. Голубинина, Н.Ф. Голубова, Д.Д. Плетнёва, М.И. Вихерта, М.П. Кончаловского, З.А. Бондарь – связана с рядом важнейших событий в медицинской науке и медицинском образовании.
Тогда же в 1943 г. В.Н. Виноградов был назначен главным терапевтом (зав. терапевтическим отделением Кремлевской больницы) Лечебно-санитарного управления Кремля (ЛСУК), не раз консультировал И.В. Сталина и многих других членов Политбюро.
В 1944 г. В.Н. Виноградов был избран действительным членом (академиком) Академии медицинских наук СССР.
В послевоенные годы в факультетской терапевтической клинике 1-го Московского Ордена Ленина медицинского института (МОЛМИ), руководимой В.Н. Виноградовым, стал внедряться метод радиоизотопной диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы и органов системы кроветворения. В 1946г. под руководством Владимира Никитича Виноградова была организована электрофизиологическая лаборатория, в которой разрабатывались вопросы нейрогенной регуляции сердца, экспериментального воспроизведения атеросклероза. Из числа проведенных тогда исследований особо следует выделить серию работ по изучению генеза изменений, обнаруживаемых на ЭКГ в острой стадии инфаркта миокарда. Из этой лаборатории получили путёвку в жизнь такие прикладные методы исследования, как чреспищеводная элекрокардиография и векторкардиография.
4 ноября 1952 г. В.Н. Виноградов в числе группы кремлевских врачей был арестован органами МГБ СССР. Официальным поводом для арестов врачей явилось письменное сообщение врача-кардиолога кремлевской больницы Л. Тимашук о якобы неправильных методах лечения, к которым с вредительскими целями прибегали врачи, лечившие руководителей партии и государства. 13 января 1953 г. все центральные газеты опубликовали сообщение ТАСС об аресте группы высокопоставленных врачей-вредителей. Виноградова обвинили в причастности к смерти секретарей ЦК А. Жданова и А. Щербакова (путем назначения заведомо вредных препаратов и процедур), шпионаже на английскую разведку и в других «преступлениях». Вначале Виноградов отвергал все обвинения. Однако после избиений в кабинете начальника тюрьмы он все же подписал подготовленное «признание» в шпионско-террористической деятельности. В тюрьме В.Н. Виноградов перенёс инфаркт. По версии следствия, В.Н. Виноградов являлся центральной фигурой врачебного заговора; он был завербован английской разведкой еще в 1936 году. Смерть Сталина 5 марта 1953г. остановила ход процесса. 3 апреля 1953 г. В.Н. Виноградов был освобожден и вернулся к работе в клинике и на кафедре.
Начиная с 1955 г., в клинике В.Н. Виноградова изучались показания и противопоказания к митральной комиссуротомии, впервые в стране в условиях клиники применялись новые диагностические методы: катетеризация сердца, векторкардиография, использовались радиоактивные изотопы. По инициативе В.Н. Виноградова с разрешения Министерства здравоохранения РСФСР в клинике изучался вопрос о врачебной тактике при тяжёлых формах инфаркта миокарда. В 1959 г. было принято решение о возможно более ранней госпитализации таких больных. В связи с этим в 1960-1961 гг. в клинике В.Н. Виноградова было открыто первое в Москве инфарктное (кардиологическое) отделение. Для транспортировки больных были оборудованы автобусы со всеми необходимыми средствами для экстренной помощи. В клинике было разработано эффективное лечение больных инфарктом миокарда в состоянии кардиогенного шока с использованием прессорных аминов, гепарина, симпатола, строфантина.
В.Н. Виноградов и его ученики внесли заметный вклад в кардиологию. Значительная часть работ ученого посвящена изучению атеросклероза, который является частой причиной инфаркта миокарда. На основе многолетнего опыта Виноградов пришел к заключению о необходимости немедленной госпитализации больных инфарктом миокарда, а не через 10 дней от начала заболевания (согласно действовавшей инструкции), так как эти больные нередко погибают от шока и коллапса, грозных осложнений, которые можно предотвратить только в условиях стационара.
В.Н. Виноградов большое внимание уделял бактериологическим исследованиям. При изучении вопросов этиологии и патогенеза ревматизма и острого гломерулонефрита, в клинике были освоены иммунологические методы определения противострептококковых антител.
В.Н. Виноградов — один из лидеров отечественной клиники внутренних болезней 1940-х — начала 1960-х гг., блестящий клиницист, инициатор внедрения новых методов диагностики и лечения, форм организации специализированной мед. помощи, создатель клин. школы. Являясь последовательным сторонником «захарьинского» (Захарьин Григорий Антонович, 1829-1897 — выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук с 1885 г.) направления в клинике внутренних болезней, превыше всего ставил интересы больного и лечебную работу; научную рассматривал как средство разрешения вопросов, важных для осуществления лечебно-диагностического процесса.
В.Н. Виноградов первым в СССР применил в терапевтической клинике бронхоскопию, в том числе для лечения легочных нагноений, гастроскопию, радиоизотопное исследование с диагностической и лечебной (при тиреотоксикозе) целями. Внес значительный вклад во внедрение векторкардиографии и ангиокардиографии. Одним из первых В.Н. Виноградов применил пенициллин для лечения септического эндокардита и крупозной пневмонии.
Виноградов инициатор и участник реформы высшего медицинского образования, добивался улучшения клинической подготовки студентов мед.ицинских вузов. На основе принципов, сформулированных М.Я. Мудровым и Г.А. Захарьиным, разработал оригинальную «Схему клинического исследования больного» (1952). Лекции и клинические разборы В.Н. Виноградова пользовались исключительным успехом у студентов и врачей.
В.Н.Виноградов был известен как талантливый педагог, блестящий лектор, организатор учебного процесса, воспитавший целую плеяду клиницистов.
В.Н. Виноградов умело сочетал научно-педагогическую и врачебную деятельность с активным участием в общественной жизни. Он являлся одним из наиболее деятельных участников и организаторов терапевтических съездов и конференций. На VII съезде российских терапевтов (1924) В.Н. Виноградов выступил с докладами «Об изменениях почек при туберкулезе легких» и «О медикаментозном лечении апепсии» (совместно с М.Ф. Рябовым и В.Н. Смотровым). На VIII всесоюзном съезде терапевтов (1925) прозвучали его доклады «Терморегуляция и симпатическая нервная система» и «Основной обмен и его клиническое значение», на IX съезде (1926) — «К вопросу о кровяной культуре при септических заболеваниях», на X съезде терапевтов СССР (1928) – «Приобретенный сифилис печени у взрослых», на XII съезде (1935) – «О лечении рентгеном гломерулонефритов». Доклад В.Н. Виноградова на XIII съезде (1947) был посвящен вопросам ранней диагностики нетуберкулезных поражений легких, применению бронхоскопии и антибиотикотерапии при лечении пациентов с бронхоэктатической болезнью, осложненной абсцессом и хронической пневмонией. На XI всесоюзном съезде терапевтов (1931) В.Н. Виноградов являлся членом оргкомитета и был избран в состав правления Всесоюзного общества терапевтов. В течение многих лет он был председателем Всесоюзного (1949-1964) и Московского (1945-1953, 1957-1964) научных терапевтических обществ. В 1943 г. В.Н. Виноградов становится главным редактором журнала «Терапевтический архив», который он возглавлял его до конца жизни (1943-1964).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1957 г. в связи с пятидесятилетием врачебной, научно-педагогической и общественной деятельности и отмечая заслуги в развитии медицинской науки, подготовке врачебных и научных кадров, В.Н. Виноградову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1969 г. за эффективную диагностику и организацию лечения больных инфарктом миокарда В.Н. Виноградову была присуждена посмертно Государственная премия СССР (совместно с П.Е. Лукомским, Е.И. Чазовым, З.И. Янушкевичусом и Б.П. Кушелевским).
В.Н.Виноградов также награжден орденами Ленина (1943, 1952, 1957, 1963), орденом Трудового Красного Знамени (1945), Георгиевским крестом 4-й степени, медалями. Заслуженный деятель науки РСФСР (1940).
Семья: В.Н. Виноградов был дважды женат. Первая жена – Виноградова Мария Викторовна (урожденная Гонтарева), (1888-1952). Вторая жена – Ольга Федоровна Виноградова (урожденная Делос), (1903-1995). Дети: Виноградов Георгий Владимирович (1910-1988), доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева АН СССР; Виноградов Владимир Владимирович (1920-1986), хирург, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Университета дружбы народов им. П.Лумумбы, научный руководитель Центральной больницы Минздрава РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР.
Владимир Никитич Виноградов умер 29 июля 1964 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 3).
В настоящее время факультетская терапевтическая клиника Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова носит имя В.Н. Виноградова, в память о выдающемся деятеле отечественной медицины, ярком представителе Московской терапевтической школы.
Автор работал в организациях
- Академия медицинских наук СССР
Материалы автора
Наименование | Тип материала | Год издания | Кол-во страниц |
---|
Заведующему отделением анестезиологии и реанимации детской больницы Александру Графу присвоено звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Приказ об этом подписал президент Дмитрий Медведев.
Говорит главный врач детской городской больницы Валентина Иванова:
— Это действительно врач с большой буквы, врач от бога, при этом удивительно скромный человек. Несмотря на свои мудрость и опыт, он всегда готов к любым нововведениям, у него нет консерватизма, нередко присущего людям в возрасте. Именно под его руководством отделение реанимации было признано лучшим в области.
Напомним, Александр Граф работает в детской больнице со дня ее открытия, с 1980 года, и уже на протяжении пятнадцати лет возглавляет отделение анестезиологии и реанимации.
— На самом деле у меня был очень маленький выбор профессии, — признается Александр Алексеевич, — кассиром-счетоводом, в крайнем случае — врачом. Я выбрал последнее.
Выбор, как оказалось, оправдал себя. Тому подтверждение — многочисленные награды: в 1992 году Граф был награжден Почетной грамотой городского отдела здравоохранения, в 1998 году ему была объявлена благодарность Министерства РФ, а в 2001 году он был признан «Лучшим врачом года». Четыре года назад за высокий профессионализм Александр Граф был награжден Почетной грамотой департамента здравоохранения Вологодской области. И вот очередной знак заслуженного признания — звание «Заслуженный врач РФ».
— Я не так уверен, что хорош, — с сомнением отвечает Александр Алексеевич в ответ на теплые слова коллег, — все это произошло только за счет коллектива. Здесь нет никакого секрета: работа — она и есть работа. Если что-то делать, то нужно это делать нормально, вот и все.
Но что бы ни говорил Александр Граф, окружающие знают: именно его талант, его организаторские качества способствовали тому, что отделение реанимации признано лучшим в области. Здесь используются самые современные технологии выхаживания недоношенных новорожденных: коллектив научился спасать детей с критически низкой массой тела, до килограмма. Для анестезии начали использовать новые препараты, более безопасные для детей. Значительно снизился показатель летальности. Кроме того, именно благодаря усилиям Александра Графа отделение капитально отремонтировали, улучшена система электрогазоснабжения.
— Самое удивительное, что он не реаниматолог по специальности, — восхищается Графом один из его коллег, — но за прошедшие годы он настолько проникся этой профессией, что даже опытные реаниматологи советуются с ним. По-моему, это о многом говорит.
В ближайшее время виновник торжества получит знак отличия из рук губернатора Вячеслава Позгалева — наряду с лучшими работниками других сфер.
МАРИНА БЕЛАЯ
Общество
Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (ОПВ СПб) является профессиональным объединением врачей различных специальностей, исповедующих православную веру.
Высшим органом Общества православных врачей Санкт-Петербурга является общее собрание его членов. В промежутках между собраниями его работой руководит правление.
Целью общества является содействие развитию медицинской деятельности на основе православного вероисповедания и христианской нравственности, объединение православных врачей различных специальностей.
Общество имеет свой отличительный знак: ангел, украшающий главу Александрийского столпа на фоне российского флага и красный крест — символ медицинской помощи и врачебного искусства, заключенные в круге — символе вечности, объединяющем небесное и земное.
Небесный покровитель общества — святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — исповедник и врач, канонизированный Русской Православной Церковью в 2000 г., икона которого освящает заседания общества. Членами общества 1 раз в неделю читается акафист свт. Луке в храме «Державной» иконы Божией Матери перед иконой с частицей мощей свт. Луки.
Научно-просветительское Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского было организовано в феврале 1999 г. по инициативе отдела благотворительности епархии и двух наиболее крупных сестричеств милосердия: Покровского и св. мц. Татианы.
Причины создания Общества православных врачей в Санкт-Петербурге:
- снижение духовного и нравственного уровня современной отечественной медицины;
- разобщенность работников медицинского профиля, исповедующих православную веру;
- низкий уровень душевного и христианского сострадания к лицам, нуждающимся в медицинской помощи;
- активизация и широкое распространение экстрасенсорики, магических и прочих оккультных техник воздействия на население
Основателем и первым председателем общества стал настоятель больничного прихода св. великомученика и целителя Пантелеимона на ручье, ныне профессор, доктор медицинских наук, практикующий врач высшей категории, протоиерей Сергий Филимонов. Созданию Общества предшествовала скрупулезная подготовка проекта Устава и положений о внутренней деятельности специально созданной рабочей группой. За основу был взят проект устава Московского общества 1998 г., который был переработан и утвержден на общем заседании врачей. Внутренний Устав, цели и задачи Общества были благословлены правящим архиереем митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Отличительной особенностью работы Общества является его практическая направленность, а именно оказание медицинской и пастырской помощи.
Члены Общества трудятся во многих ведущих высших медицинских учебных заведениях города и крупных больницах, где на своих рабочих местах проводят консультации обратившимся за помощью в Общество больным. На январь 2020 года членами Общества являются 158 человек. Среди них: 1 академик, 12 докторов и 23 кандидата медицинских наук, 57 врачей имеют высшую и первую квалификационные категории, 42 человека имеют стаж работы по специальности более 10 лет, из них 16 — более 30 лет.
Основные задачи:
- возрождение и повышение нравственного уровня отечественной медицины на основе православного вероисповедания и национальных традиций христианской этики,
- объединение и консолидация медицинских работников различных специальностей и исповедующих православную веру,
- возрождение душепопечительской деятельности, оказание пастырской помощи сотрудникам и пациентам медицинских учреждений общего и специализированного профиля,
- возрождение и координация оказания практической врачебной помощи социально незащищенным слоям населения.
Деятельность Общества православных врачей состоит из двух основных направлений: научно-просветительской и лечебно-практической.Научно-просветительская деятельность:
- проведение пленарных заседаний ОПВ Санкт-Петербурга,
- участие в международных, всероссийских конференциях и съездах ОПВ России,
- участие в городских и епархиальных выставках,
- выступления в средствах массовой информации,
- проведение обучающих лекций, семинаров,
- разнообразная издательская деятельность.
Пленарные заседания проходят каждый месяц в ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и являются открыто-публичными. На них присутствуют в среднем около 100–150 человек.
Лечебно-практическая деятельность:
- врачебный патронаж,
- консультативная помощь,
- стационарное обследование и лечение в государственных клинических больницах,
- комплексное лечение на базе Душепопечительского центра.
В лечебно-практической деятельности принимают участие более 40 врачей различных специальностей.
Председатель общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) — профессор ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и СПбГПМУ, д.м.н., кандидат богословия, протоиерей Сергий Филимонов, главный редактор журнала «Церковь и медицина», член Исполкома Общества Православных Врачей России.
Члены общества подразделяются на 4 категории:
- действительные члены,
- кандидаты в действительные и ассоциативные члены,
- ассоциативные члены,
- почетные члены.
Принятие в действительные и ассоциативные члены производится 1 раз в год в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского (11 июня), когда врачи торжественно приносят присягу православного христианского врача.
В этот же день происходит освящение врачебных халатов.
При ОПВ Санкт-Петербурга с 2001 г. действует Душепопечительский центр им. сщмч. Киприана и мц. Иустины, в котором организованы:
- Курсы реабилитации лиц, пострадавших от экстрасенсорики, оккультизма и тоталитарных сект,
- Братство сострадания и милосердия,
- Онкологическое братство,
- Группа поддержки беременных и молодых матерей,
- Братство трезвости им. мч. Вонифатия.
ОПВ Санкт-Петербурга осуществляет выпуск журнала «Церковь и медицина» — официального центрального печатного органа Общества Православных Врачей России и Санкт-Петербурга.
В журнале публикуются статьи по проблемам медицинской науки и практики, биомедицинской этики с православной точки зрения, информация о конференциях и съездах, доклады, дискуссии, новости, исторические материалы.
Информационную поддержку и координацию осуществляет Диспетчерская служба.
В 2011 г. начал свою работу абонемент «Здоровая семья», в котором на обучающих лекциях и семинарах наглядно, интересно и понятно излагается компетентное мнение православных врачей и др. специалистов по обсуждаемой проблеме.
При ОПВ Санкт-Петербурга с 2000 г. действует Паломническая служба, которая организует поездки для больных людей и их родственников, а также врачей — членов общества. Паломнические поездки способствуют реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма. Во время поездок проводится диспансеризация православных поселений и общин, монастырей.
В 2012 г. создан и активно работает Отдел экспертизы, который проводит экспертизы печатных материалов, сайтов, документов и писем.
В 2015 г. при ОПВ СПб создан молодежный добровольческий отряд «С открытым сердцем».
Общество принимает активное участие в епархиальных, межрегиональных, всероссийских выставках, в том числе во Всероссийской выставке «Православная Русь», организуя встречи и публичные консультации посетителей с врачами — членами Общества православных врачей Санкт-Петербурга.
Общество активно взаимодействует со средствами массовой информации: радио «Град Петров», телеканалами: «РенТВ», ТК «СОЮЗ», ТК «Санкт-Петербург», ТК «Россия 1». Интервью председателя и членов правления ОПВ публикуются в журналах: «Московская Патриархия», «Славянка» и газетах: «Вечный зов», «Православный Санкт-Петербург», «Аргументы и Факты – Петербург» и др.