Литературная викторина по творчеству М. Ю. Лермонтова «Да, были люди в наше время…»
1. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки:
Да были люди в наше время… («Бородино».)
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью… (Казачья колыбельная песня.)
Не пылит дорога
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты… (Из Гёте «Горные вершины…».)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!.. («Узник».)
На ветвях зелёных качаются райские птицы… («Листок».)
Есть остров на том океане –
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт… («Воздушный корабль».)
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт… («На севере диком».)
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой… («Парус».)
2. Назовите о ком или о чём идёт речь в этих строчках:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания… (Тучки.)
Да жаль его: сражён булатом
Он спит в земле сырой… (Командир.)
И прыгал, как барс, поражённый стрелой… (Конь.)
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она… (Сосна.)
Засох и увял он от холода, зноя и горя… (Листок.)
За горами, за долами
Уж гремел о нём рассказ… (Великан из чуждых стран.)
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит… (Парус.)
Плохая им досталась доля… (Воины, участники Бородинской битвы.)
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом… (Пальмы.)
С ней шепчется ветер,
Зелёные ветви лаская… (Чинара.)
Утром в путь она умчалась рано… (Тучка.)
3. Определите, кто из лермонтовских героев говорит эти строчки:
«Не прав твой, о небо, святой приговор!» (Пальмы.)
«Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, бусурманский сын…» (Калашников.)
«Постой-ка, брат мусью…» (Солдат.)
«Иди себе дальше, о странник, тебя я не знаю…» (Чинара.)
«Ребята, не Москва ль за нами…» (Командир.)
«Песня про купца Калашникова…»
1-й тур.
1. На какой жанр устного народного творчества похожа поэма М. Ю. Лермонтова? (Былина. Вступление, как в былине, зачин.)
2. Кто такие опричники? Что было символом опричников, как они демонстрировали народу преданность царю? Что носили опричники у седла? (Термин «опричнина» — «кроме»; поэтому опричников называли кромешниками. Опричники — личная гвардия царя Ивана IV. У седла носили собачьи головы, мётлы, чем демонстрировали преданность царю.)
3. «То за трапезой сидит о златом венце…» Что означает выражение «златой венец»? Что такое венец? Сколько их было у царя Ивана Грозного? (Венец — особая золотая шапка — атрибут царской власти. У Ивана IV было несколько венцов.)
2-й тур.
1. Гостями в Древней Руси называли купцов. Слово «гостить» означало «торговать». Чем торговал купец Калашников? (Торговал шелками, которые привозил из Средней Азии и Ирана.)
2. В первой части поэмы Кирибеевич просит царя отпустить его в степи приволжские на житьё, где он сложит буйную голову. Что разделят «злы татаровья» после смерти Кирибеевича? (Коня доброго, саблю острую, седельце браное черкасское.)
3. Какие дары драгоценные дарит царь Кирибеевичу? (Перстенёк яхонтовый и ожерелье жемчужное.)
3-й тур.
1. «И услышав то, Алёна Дмитриевна задрожала вся, моя голубушка…» Чего так испугалась она? (Немилости мужа.)
2. Что означает выражение «простоволосая»? (На Руси с XVI века замужние женщины ходили только с покрытой головой. Простоволосая — с непокрытой головой.)
3. Какие милости обещал воздать Калашникову после смерти царь? («Молодую жену и сирот твоих / Из казны моей я пожалую / Твоим братьям велю от сего же дня / По всему царству широкому / Торговать безданно, беспошлинно».)
4-й тур.
1. М. Ю. Лермонтов в своём произведении конкретно не указывает, как была одета Алёна Дмитриевна. Вспомните историю: как одевались на Руси женщины в XVI веке.
(Опашень, сапоги.)
2. Царские пиры при Иване Грозном проходили торжественно, с обилием различных яств и вин. Какое блюдо на государевом пиру было первым? (Лебеди.)
3. Какие напитки, подаваемые на царском пиру, упоминает М. Ю. Лермонтов? (Вино заморское.)
5-й тур.
Как звали старую работницу Степана Парамоновича? (Еремеевна.)
Как выглядело место, где проходил кулачный бой? (И велел растянуть цепь серебряную, / Чистым золотом в кольцах спаянную. / Оцепили место в двадцать пять сажен, / Для охотницкого бою, одиночного.)
Кто ударил первым во время кулачного боя? (Кирибеевич.)
С кем прощается перед казнью Калашников? (С родными братьями.)
Где схоронили Степана Парамоновича? (За Москвой-рекой, на чистом поле промеж трёх дорог: Тульской, Рязанской и Владимирской.)
6-й тур.
1. В кулачном бою «стенка на стенку» было несколько ограничений. Назовите их. (По виску и под вздох не ударять, лежачего не бить.)
2. Назовите оружие, которое применяли стрельцы XVI века. (Амбарда (секира), пищаль, сабля.)
7-й тур.
Определите художественный приём, используемый автором.
1. Не сияет на небе солнце ясное.
Не любуются им тучки синие.
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич… (Отрицательное сравнение.)
2. Я скажу тебе диво дивное… (Тавтологический оборот.)
3. Повалился он на холодный снег
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору…
(Перехват — особый вид повтора, при котором окончание предыдущего стиха повторяется в начале следующего.)
Рекомендуем посмотреть:
Лесков «Левша». Викторина с ответами
Викторины с ответами на тему «Легенды и мифы Древней Греции», 5-7 класс
Пришвин «Кладовая солнца». Викторина с ответами
Викторины с ответами для школьников 5-7 класса на тему «Листая страницы древних книг…»
Литературная игра по роману «Капитанская дочка»
Викторина
«О жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова» (с ответами)
1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве)
2. Как называлось имение бабушки, где поэт провёл своё детство? (Имение Тарханы в Пензенской губернии
3. Какие способности в детстве стал показывать Лермонтов? (Музыкальность, математические способности, талант художника)
4. Где Россия вела войну, на которой поэт прославился своей храбростью? (На Кавказе)
5. В каком городе трагически погиб поэт и сколько ему было лет? (В городе Пятигорске; в 26 лет)
6. У подножия какой горы отмечено место гибели М.Ю. Лермонтова? (У подножия горы Машук)
7. Какому важному историческому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино»?(Отечественной войне 1812 года, 25-ой годовщине)
8. Продолжите строку: «Мы долго молча отступали…” («Досадно было…»)
9. Продолжите строку: «Ну ж был денёк…»(«Сквозь дым летучий…»)
10. О ком пишет Лермонтов:
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец. («Два великана”, о Наполеоне)
11. Какую проблему, важную и для современных жителей планеты, поднимает поэт в стихотворении «Три пальмы»? (Экологическую)
12.Каким литературным приёмом часто пользуется М.Ю. Лермонтов, чтобы показать контрастность образов, картин, событий? (Приём антитезы)
13. Продолжите строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…(«А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…»)
14. В чём синтаксическое своеобразие стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»? – (Всё стихотворение -это одно предложение)
15. Какое событие жизни М.Ю. Лермонтова явилось причиной создания стихотворения «Тучи», каким чувством оно наполнено? (Ссылка на Кавказ; чувство одиночества)
16. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» является переводом с немецкого на русский язык. Чьё стихотворение перевёл на русский язык Лермонтов? (Генриха Гейне)
17. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует поэт в стихотворении «Утёс»?(Олицетворение)
18.Продолжите строки: «Но остался влажный след в утёсе…»(«Одиноко он стоит…»)
19. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «На севере диком…»? (Амфибрахий)
20. Каким настроением наполнено содержание стихотворения «Дубовый листок»? Какие образы в нём противопоставлены? (Настроение грусти и одиночества; дубовый листочек и листья роскошной чинары).