Первый том Творений святителя Василия Великого содержит сочинения догматико-полемические, экзегетические, а также Беседы: знаменитые трактаты «Против Евномия» и «О Святом Духе», «Беседы на Шестоднев» и другие сочинения, переведенные на русский язык еще в XIX веке.В своих догматико-полемических произведениях святой Василий предстает как великий богослов Церкви и защитник Православия от ереси арианства, в экзегетических сочинениях — как блестящий знаток Священного Писания и его превосходный толкователь, в Беседах — как талантливый проповедник, владевший сердцами и умами своих слушателей. Кроме того, в данный том вошли впервые переведенные на русский язык некоторые из «Бесед на псалмы», а также почти неизвестные отечественному читателю «Беседы о сотворении человека».
Издание предваряется предисловием митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и вступительной статьей профессора Московской Духовной Академии, доктора церковной истории А.И. Сидорова о жизни, деятельности, богословском и литературном наследии святителя Василия Великого. В Приложении помещена известная аналитическая работа архиепископа Василия (Кривошеина) о полемике святителя Василия против Евномия.
Том завершается указателем цитат из Священного Писания. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, почитающего святоотеческое наследие.
Второй том содержит творения нравственно-аскетические, включая впервые публикуемый на русском языке трактат «О Крещении» и письма святителя. Столь полное собрание писем святого Василия (всего 368) в России издается впервые: здесь, кроме изданных еще до революции (336), помещены переводы писем, адресованных святому Василию другими лицами, а также считающихся сомнительными и неподлинными.В своем эпистолярном наследии святой отец выступает не только как выдающийся православный богослов, борец против ересей, мудрый архипастырь, тонкий церковный дипломат, законодатель в сфере канонического права, духовный руководитель, но и как образованнейший человек своего времени, незаурядная и разносторонняя личность.
В приложении помещено наиболее полное в русском переводе собрание творений святителя Амфилохия Иконийского со вступительной статьей игумена Вассиана (Змеева), а также ряд научно-богословских работ о наследии святителя Василия Великого: С.М. Зарина, архиепископа Василия (Кривошеина), Т. Налимова и П. Смирнова.
Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто — вдумчивого православного читателя, неравнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей — богословию Каппадокийских отцов, святителя Василия Великого и святителя Амфилохия Иконийского.
Василий Дмитриевич родился 30 декабря 1371 года. Он был старшим сыном Дмитрия Донского.
В 1382 году хан Тохтамыш штурмом взял Москву, но уже осенью Дмитрий Донской получил великокняжеский ярлык. Это произошло после удаления из Москвы митрополита Киприана, сторонника консолидации русских земель вокруг Москвы. Выдав ярлык, Орда в качестве заложника взяла сына Донского, Василия. Через три года он бежал из плена и скрылся сначала в Молдавии, а затем в Литве. Там он был помолвлен с единственной дочерью великого князя Витовта Софьей, которая в 1391 году стала его женой.
Содержание
- Великий князь
- Внешняя политика
- Житие святителя Василия Великого
- В чем помогает икона Василия Великого
- Купить икону Василия Великого
- Благодарственная молитва, 1-яПравить
- Молитва святого Василия Великого, 2-яПравить
- Молитва святого Симеона Метафраста, 3-яПравить
- Молитва 4-яПравить
- Молитва 5-я, ко Пресвятой БогородицеПравить
- Ныне отпущаешиПравить
- ТрисвятоеПравить
- Молитва Святой ТроицеПравить
- Молитва ГосподняПравить
- Аще Литургия Златоустова поетсяПравить
- Если совершалась литургия святого Василия ВеликогоПравить
- Если совершалась литургия Преждеосвященных ДаровПравить
- ОкончаниеПравить
Великий князь
Незадолго до смерти Дмитрий Донской назначил Василия своим наследником. Несмотря на то что это произошло без согласия хана, ярлык он получил без проблем. Его права на престол признали и родственники.
Василий I первым из русских князей попытался прекратить платить дань ханам Золотой Орды. В это время он заметно усилил оборонительную способность Москвы, появились новые укрепления. А также этому способствовало еще и то, что у Золотой Орды появился новый противник – Тимур (Тамерлан). Опасаясь воевать на два фронта, Тохтамыш пошел на условия Василия и даже разрешил ему чеканить свою серебряную монету.
Тимур разгромил войска Тохтамыша и двинулся на Москву. Войска встретились на Оке. Простояв две недели, Тимур не захотел рисковать награбленным и ушел. Все это укрепило позиции Василия, и он уже не считал себя обязанным платить дань ордынцам.
Внутренняя политика Василия I строилась на принципах объединения русских земель. В результате он присоединил Нижегородское и Муромское княжества. Правда, за эти земли пришлось побороться с Великим Новгородом. Установилось примирение с Тверским и Рязанским княжествами.
Дружеские отношения наладились с пронским князем Иваном Владимировичем. Василий женил своего сына Ивана на его дочери.
Внешняя политика
Усиление положения Василия I не очень понравилось родственникам из Литвы. Его тесть Витовт приютил разгромленного Тохтамыша, пообещав ему восстановить его власть в Орде, если будет помогать ему в действиях против Москвы. План провалился, но еще долго родственники угрожали друг другу оружием.
После разгрома, учиненного Тимуром, начала приходить в себя Орда. Во главе ее стал мурза Едигей, который убил Тохтамыша и с войсками двинулся на Москву. Сам Василий бежал в Кострому, город защищал его дядька, серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Москва выстояла. Спасла город очередная смута в Орде. Едигей ушел, но Москва вновь заплатила дань, но некоторое время спустя вновь прекратила платежи.
Интересные отношения сложились у великого князя с Византией. Стараясь поддержать православное государство, Василий отправил базилевсу крупную сумму серебром. Это помогло Византии собрать наемную армию, которая на целых пятьдесят лет отодвинула натиск турок на эти земли.
27 февраля 1425 года Василий I умер и был погребен в Архангельском соборе Московского кремля. В исторической памяти он остался как правитель твердый и осторожный, достойный продолжатель объединения русских земель.
Рукописная икона Василия Великого.
- Фотография иконы Василия Великого
- Иконография Василия Великого
- Житие Василия Великого
- В чем помогает образ Василия Великого
- Купить икону Василия Великого
- Какую икону купить в подарок
- Рассчитать стоимость иконы
На золотом фоне иконы изображена поясная фигура святителя Василия Великого. Взгляд святого устремлен на зрителя. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте сине-зеленого цвета фелони, белой епитрахили, яркой киновари и золотого цвета фона. В левой руке святой Василий держит закрытое Евангелие. Правая десница сложена в благословляющем жесте.
Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святителя Василия.
Иконография Василия Великого
Икона Василия Великого, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святого.
Согласно традиции, на иконах, Василий Великий изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони (простой или крещатой), омофоре. В сапожках. С благословляющей десницей и Евангелием в левой руке.
Житие святителя Василия Великого
Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина, ещё одним братом — отшельник Навкратий. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где пять лет (350—355) обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.
По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам. В конце 350-х годов, после смерти Навкратия, под влиянием сестры Макрины (будущей игуменьи) ставшего аскетом, сам крестился и начал более аскетичную жизнь. Вместе со своим другом Григорием Богословом поселился на семейных землях в Понте, где они изучали труды Оригена. В 356 или 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие в Сирию и Египет (Фиваида), после чего возобновил аскетическую практику. В 357 году был рукоположен в священники, после чего оставаясь в Понте, начал активно участвовать в жизни церкви. В 360 году в качестве чтеца сопровождал каппадокийских епископов на Собор в Константинополь.
Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.
В 364 году Василий был рукоположён во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.
В 365 году Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.
Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха Антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.
Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.
В чем помогает икона Василия Великого
Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона Василия Великого помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Василия, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.
Перед иконой Василия Великого молятся:
— Об укреплении истинной веры, обращению в неё иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов, раскольников.
— О помощи в устроение земных дел
— Об исцелении телесных и духовных немощей.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Василия! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Василий услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
Купить икону Василия Великого
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святителя Василия Великого. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Представленная выше икона Василия Великого, выполнена иконописцами нашей мастерской.
В меру своего духовного состояния, каждый наш художник привносит свои уникальные, неповторимые черты в святой облик, и в то же время старается не выйти за рамки узнаваемости изображаемого святого.
Заказывая у нас икону, вы можете быть уверены, что образ написан в строгом соответствии с каноном Русской Православной Церкви.
Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Василий Великий, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Разные места и служения, на которые Василий Великий по воле Божией попадал, выявляли в нем самые разные таланты. Он и аскет, и оратор, и церковный лидер, и благотворитель, и богослов. Слова его проповеди, по рассказу прп. Ефрема Сирина, имели вид огня. А люди вокруг него собирались, скреплялись в одном деле, как хороший хор. И за каждым из определений, даваемых свт. Василию, годы жизни и многочисленные дела.
Как один все это может связать в себе и вынести? Подсказку, кажется, дают письма самого свт. Василия. Его современники пишут весьма затейливо, а он отвечает остроумно и просто. Это письма легкого и открытого человека. И так, наверное, он и совершал свои великие труды — легкою рукою. Послушно отзывался на Божий призыв. И в жизнь вокруг себя вносил особую гармонию отзывчивости. Любовь. Точнее слова, кажется, нет.
«Иди, сын твой жив»
Когда знаменитого мудреца древности Солона спросили о том, как воспитать добродетельного человека, он ответил: «Родить его в добродетельном государстве». Ответ хороший, только вот с подходящим государством часто возникают проблемы…
Провинцию Каппадокия, в которой появился на свет будущий святитель Василий Великий, как и всю Византийскую империю в IV веке, лихорадило. Константин Великий умер. Созданное им православное государство возмущали еретики. «Молодое вино христианства еще бродило в старых мехах язычества», — пишет английский историк Ф. Фаррар. О вере рассуждали цари, солдаты, монахи. Любая торговка на рынке уверенно бралась истолковать самые трудные места Св. Писания. Споры богословов напоминали сражения в темноте, потому что противники не понимали друг друга. Власть то и дело оглядывалась на забытых было идолов, и злодейства творились с большим размахом. Так, по словам Фаррара, префект Модест, начальник императорской гвардии, однажды приказал сжечь корабль с восьмьюдесятью епископами…
Но история показывает, что крепкая семья может воспитать ребенка и в слабом, и даже во враждебном добру государстве. Правда, семья должна быть особенная. А будущий святитель Василий родился в особенной семье.
Добрая жизнь была как будто гербом их рода. Веру и мужество предки Василия почитали так, как другие благородные фамилии почитают знатность или богатство. Дед Василия по матери стал мучеником при Диоклетиане. Дед и бабка с отцовской стороны во время гонений семь лет прожили в лесах на севере Каппадокии и среди лишений только укрепили свою веру. Уже в более благоприятные времена бабка Макрина добровольно вернулась к пустынножительству в безлюдный понтийский лес, где летом сменяли друг друга ветры и ливни, а зимой — снегопады. Начиная с нее, три поколения рода дали трех святых женщин, а одно поколение еще и трех святых епископов — Василия и его братьев Григория и Петра.
Всего в семье, столь счастливой в рождении епископов, было десять детей, и свое громкое прозвание — Великий — Василий получил еще в детстве как старший среди братьев.
Мать Эмеллия (что значит «мелодичная») с молодости отличалась красотой и благочестием. Вся жизнь ее прошла в заботах о младенцах, которые рождались один за другим. Казалось бы, старшие дети в конкуренции с грудничками лишены материнского внимания и должны были бы привыкнуть жить без ее опеки. Но когда она умерла, Василий (будучи почти сорока лет) пишет в письме: «…По грехам моим я лишился единственного оставшегося мне утешения в жизни — моей матери. Не смейся надо мною за то, что в мои лета я оплакиваю мое сиротство, но взгляни снисходительно на то, что я не могу терпеливо выносить разлуки с такою душою…»
Богатый знатный отец славился собственной школой красноречия и успел дать детям хорошее первоначальное образование. Говорить и писать он учил по творениям Гомера, Геродота и других классиков, выбирая в них то, что возвышает дух и не оскорбляет чистоты. Светскую науку родители укрепляли молитвой. Слово отца, профессионального ритора, было не только искусным, но и сердечным. Оценить его молитвенный дар можно по одному случаю. Василий в детстве опасно болел. Однажды после молитвы о его здоровье отец увидел во сне Иисуса Христа. Господь сказал: «Иди, сын твой жив» — после чего ребенок выздоровел.
Но главная забота о воспитании Василия по обычаю времени лежала на его бабке. Он жил в ее доме сначала до семи лет, а потом — после смерти отца — с 14 до 17. Влияла на отрока и старшая сестра — тоже, как и бабка, Макрина. После внезапной смерти жениха она дала обет целомудрия, отличалась глубокой верой и очень хорошо знала Св. Писание (Василий Великий признавал, что так и не смог с ней в этом знании сравняться). Не раз, когда успехи начинали кружить брату голову, Макрина помогала ему советами и поддерживала своим примером (она в конце концов увлекла в монашество и мать. Эмеллия говаривала: «Всех детей я отогнала от себя, а Макрину не смогла»).
Соль пустыни
Было решено, что таланты Василия требуют продолжения образования, и он переезжает сначала в Кесарию, столицу Каппадокии, потом в Константинополь и, наконец, в Афины. Учение дается ему легко, а главное, юноша не развращается в соблазнах столицы. Даже наоборот, постепенно приобретает вкус к простой жизни. Большинство учеников, и среди них будущий император-отступник Юлиан, искали власти, которую могут дать знания. Василий искал истину. Он хотел знать, как устроен мир на самом деле. В этом стремлении он сходится с другим необыкновенным «однокашником» Григорием (прозванным позднее Богословом) и обретает в нем друга на всю жизнь. Григорий поселился в Афинах раньше и на правах старожила защищал Василия от студенческих вольностей по отношению к новичку. «Не надо, — говорил он приятелям, — Василий старший мужчина в семье, он всегда серьезный и не любит таких шуток».
Грамматика, астрономия, медицина (ее Василий начал изучать с ухода за больными), физика… Во всех науках он достигает такого понимания, какого редко добивается и тот, кто специализируется на чем-то одном. Прилежание его равно его даровитости. Но… На главные вопросы знаменитые афинские мудрецы не в силах дать ответов. Философские системы и дворцы мировых столиц юноша в одном из писем сравнивает с детскими песочными замками, непрочными, как все гордое, земное. Риторы предрекают ему славу ритора, философы — философа. А Василий после учебы отправляется в Египет, к монахам-пустынникам, которые больше молчат.
В то время в пустыню вслед за Антонием Великим уходили самые смелые подвижники — Пахомий, Макарий Египетский, Макарий Александрийский. В Александрии было богатейшее собрание богословских книг. Там Василий учится у иноков постническим подвигам. «Я удивлялся, — пишет св.Василий, — их умеренности в пище, их выносливости в трудах, я изумлялся их глубокому молитвенному настроению, изумлялся тому, как они успешно борются со сном, как помышления их всегда возвышенны и свободны, несмотря на голод и жажду, на холод и скудную одежду… Живя, как будто их тело не принадлежит им, они на деле показали, что значит жить в этом мире мыслью об ином мире и иметь свое отечество на небесах… Я молился, чтобы и я, насколько позволят мои силы, мог бы сделаться подражателем этих людей».
Он еще не крещен. По обычаям времени, крестились в том возрасте, в каком Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Но он уже христианин — в чине оглашенного — и какой христианин! Григорий Богослов пишет, что Василий уже до крещения был иереем для верующих. И все-таки только после испытания пустыней Василий решает, что готов принять благодать Святого Духа.
Но сначала, рассказывает свт. Димитрий Ростовский, он возвращается в Афины, чтобы найти своих учителей-язычников и подробным свидетельством о христианском учении отплатить за то добро, которое они ему дали. Он говорит о Христе. О Воскресении. О милосердии, о любви к Богу и ближним.
«- Твоим рассказам радуется сердце, — отзывается один из мудрейших наставников, Еввул. — Но скажи, какого ближнего любить мне? Жена моя умерла, дети разъехались по миру. Ученики и соседи — большей частью люди богатые, в жалости они не нуждаются, любви не заслуживают.
— Все заслуживают любви, как заслуживают солнечный свет или право на раскаяние. И как раз злого нужно в первую очередь вводить под кров добрых дел, потому что он острее других испытывает их нехватку….
К удивлению коллег и учеников, Еввул объявляет, что тоже хочет быть христианином. Он раздает свое имущество бедным и вместе с Василием отправляется в Палестину. В Иерусалиме оба принимают крещение в водах Иордана. Когда священник подводил к таинству Василия, над ними вспыхнула молния, и вылетевший из нее голубь окунулся в воду и исчез в небе.
Год они живут в Иерусалиме. Потом странствуют по монастырским поселениям Сирии, Палестины, Месопотамии. Чудесное знамение опережает их в Кесарии. Один из архиереев получает во сне откровение о том, что в город входит его будущий архиепископ. Странников торжественно встречают, всех удивляет глубина их веры. Со временем строгая жизнь Василия еще больше укрепляет уважение к нему. Василия рукополагают во пресвитеры, и он становится наставником иноков.
Все свое время Василий отдает пастырским трудам, прежде всего — проповеди. Часто он проповедует по два раза в день. В это время и были записаны те знаменитые беседы, которые дошли до нашего времени. Разъясняя первые стихи Писания (беседы на Шестоднев), он старался показать своим слушателям, большей частью ремесленникам — кузнецам, ткачам, плотникам, что Божии глаголы первых шести дней действуют и доныне. Именно потому вода стекается в моря, земля производит растения, солнце и луна совершают свои круги. Он делится самыми подробными знаниями из прикладных наук и житейского опыта, связанными в пламенную картину Божиего Творения. Он показывает, как можно извлекать уроки красоты и доброго нрава, наблюдая небо и землю, движение светил и повадки животных.
«Не потрудишься ли сам о себе, человек? Еще в настоящем веке не заготовишь ли нужного к успокоению в будущем, взирая на пример муравья? Он летом собирает себе пищу на зиму и не проводит время в праздности потому, что еще не наступили зимние скорби, а напротив того, с каким-то неумолимым тщанием напрягает себя к работе…» (Из бесед на Шестоднев.)
Дошли до нас беседы и другого рода, где Василий Великий разбирает то, что называют общественными нравами, обличает взвешенно и сострадательно — иногда прямо перед ним стоящих — ростовщиков, пьяниц, завистников (на каждую из страстей есть по отдельной острой беседе):
«Ныне раб негодует на то, что он несвободен; воспитанный на свободе — что …не из знатных по роду… Знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь… что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр… Но мы, отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть…»
Молодой священник завоевывает любовь паствы. С ним советуются охотней, чем с неопытным местным епископом, избранным на кафедру сразу из оглашенных. Епископ начинает завидовать. Чтобы не вводить в соблазн ближнего и не раскалывать Церковь, Василий решает опять оставить столицу.
В безлюдной местности при подошве горы, покрытой лесом и омываемой рекой Ирис, он вместе с родным братом и несколькими друзьями строит простое жилье. У хибары не было ни целой крыши, ни дверей, ни очага. Местность можно представить по записи Григория Богослова, который тоже присоединился к старому другу: «Что не завалено камнями, то изрыто оврагами, а где нет оврагов, там все заросло тернием, и над тернием утес, и на утесе стремнистая и ненадежная тропинка, которая ум спутника приучает к собранности и упражняет в осторожности…» Приходилось непрерывно собирать дрова, носить воду. Почва требовала удобрения, и друзья возили на себе огромную телегу с навозом. В основном пищу составляли вода, хлеб, соль, коренья. Хлеб напоминал куски извести — как по виду, так и по вкусу.
Эти работы и суровые пиры весело описал в своих посланиях Григорий Богослов: «Не могу не упомянуть об этих садах, лишенных травы и овощей, и о том, как мы тащили тяжести, подобные горам, на руках и на шеях, на которых до сих пор видны следы этих трудов…»
Годы на берегу Ириса каждый из них считал самыми радостными в своей жизни. Дневной труд сопровождался молитвою и пением гимнов, «которыми приправляется наша работа, как солью» (слова из письма). Спал Василий на голой земле, тайно носил власяницу. Крайностей — полного уединения и чересчур строгого поста — избегали. По опыту других Василий знал, что отшельник рискует впасть в самообольщение. В общинных трудах и в заботе о беспомощных легче бороться с гордыней и учиться любви к ближнему. Друзья-иноки принимали странников и помогали беднякам в округе. К ним начали стекаться измученные голодом и притеснениями люди, похожие общины появляются и в других местах Каппадокии.
На берегах Ириса друзья готовились провести все свои дни. Но христианский мир терзали ереси Ария и Савеллия, достойных пастырей не хватало. «Брань приняла много видов и разделилась на много частей… во всех поселилась непримиримая ненависть… Сдвинуты с места все определения Отцов, поколеблены все основы и твердыни догматов… Всякий богослов, хоть и тысяча пятен лежат у него на душе», — так описывает свое время св. Василий. Ученых друзей умоляют о помощи священники, родственники, друзья: их опыт и красноречие требовались всем православным.
Пастырь добрый
Василий возвращается в Кесарию. Старый архиепископ искренне просит у него прощения и поддержки, а со временем и передает ему свою кафедру. Под началом вчерашнего пустынника оказываются 50 епископов в 11 провинциях. Завистникам, далеким от веры, кажется, что сорокалетний епископ слишком молод для такой ответственности. Но Василий — тот раб Божий, кому Господь доверил сразу десяток талантов (по молитвам и трудам предков — не иначе). Он всегда первый и, значит, должен быть слугой всем. Он сильно истощил себя испытаниями, но зато и воля его закалена в суровом аскетическом искусе.
Он опять произносит проповеди. Обличает нечестивых правителей, убеждает благочестивых христиан в необходимости более смелого исповедания веры, примиряет враждующих. Знатное происхождение давало Василию связи с высокопоставленными лицами. Знание обычаев разных народов и риторики выработало его дипломатический такт. Опыт пустынных молитв и философская искушенность помогли в изъяснении учения о Троице, в борьбе с еретиками. Твердость молодого архиепископа становится осью, вокруг которой внутри дробящейся империи все же растет кристалл православного государства.
Святитель открывает училища, больницы и дома для неимущих в таком количестве, что они образуют отдельное поселение (Василиаду). Здесь питались почти все бедные дети Кесарии. Существовало и специальное отделение для прокаженных, которых, навещая, епископ обнимал и называл братьями. О Василиаде говорили: «Здесь учится любомудрию болезнь, ублажается несчастие, испытывается сострадательность».
В один год Каппадокия сильно потерпела от града и паводков. «Приморские страны без труда переносят подобные недостатки, потому что иным сами снабжают, а другое получают с моря. У нас же, жителей твердой земли, и избытки бесполезны, и недостатки невознаградимы, потому что некуда сбыть того, что у нас есть, и неоткуда привезти, чего нет. Всего же несноснее в подобных обстоятельствах бесчувственность и ненасытность имеющих у себя избытки. Они пользуются временем, извлекают прибыток из скудости…» — пишет Григорий Богослов. Цены на хлеб поднялись до невозможного, и среди бедняков начался голод. Василий продал имение, только что перешедшее к нему после смерти матери, и употребил деньги на закупку солонины, хлеба, овощей и на устройство в постоянном месте котлов, в которых готовилась еда для нуждающихся.
«В колодцах, через вычерпывание, вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает,- и застой богатства бесполезен; а движение его и перехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно», — пишет он (Беседа о любостяжательности).
Когда на престол всходит новый кесарь — Валент, последователь арианской ереси, ариане с новой силой принимаются возмущать Церковь и теснить тех, кто верует в единосущие Бога Отца и Бога Сына. Многие епископы — кто из страха, кто по невежеству, кто из корысти — переходят на сторону императора. Единственным защитником Православия на Востоке, не потерявшим кафедру, остается святитель Василий. Во всех опасностях и искушениях он сохраняет царственное спокойствие духа. Для устрашения император присылает в Каппадокию начальника гвардии Модеста (того самого, который, возможно, сжег корабль с епископами). Тот вызывает Василия и начинает угрожать ему отнятием имущества, изгнанием, смертью.
— Имущество? У меня нет ничего, кроме ветхой одежды и потрепанных книг, — отвечает епископ. — Изгнание? Но и то место, где я живу сейчас, мне не принадлежит, и в какую бы страну меня ни изгнали, она так же будет моей или, точнее, Божией. Пытки? По своей немощи я умру и от одного удара. А смерть мне не страшна, потому что соединит меня с Богом, которому я служу всю жизнь…
И император со своей гвардией не решается тронуть пастыря, любимого народом.
При защите веры святитель иногда становился дерзновенен и взыскателен, но в общении с друзьями всегда оставался кроток. Архиерейские власть и слава стали для него куда более серьезным испытанием, чем монашеские подвиги. «Приезжай, — пишет он своему знакомому иноку, — чтобы хоть кончиком твоего пальца освежить меня, горящего среди этих искушений. Среди волн одно погибает, другое подымается на их гребне, третье покрывается морской рябью; мои бедствия в таком же положении. Иные прекратились, иные еще продолжаются, иных я ожидаю…»
Но все бедствия он преодолел и окреп в них, потому что неукротимо рвался к Богу и готов был вытерпеть все ради Его милости. При разных — порой откровенно жестоких — правительствах, при огромном количестве завистников и открытых врагов Василию Великому своими молитвами, письмами, проповедями удалось собрать воедино различные партии верующих на Востоке, которые до этого путались в догматике и настороженно относились друг к другу, из-за чего Православие казалось разрозненным и слабым. До II Вселенского Собора, где учение св. Василия Великого о Троице было признано всей полнотой Церкви, самому святителю дожить не пришлось. И все же особых Божиих знамений он удостоился еще при жизни.
Паства жаловалась на утомительность церковных служб, и святитель Василий просил Бога помочь ему в составлении нового чина литургии. Он хотел, чтобы само богослужение своим благолепием свидетельствовало об истине. И однажды, когда он, стоя у престола, начал совершать Евхаристию, ему явился Сам Господь с апостолами и сказал: «По просьбе твоей уста твои пусть наполнятся хвалой!..» И святитель стал произносить слова новых молитв.
Еввул с высшими клириками увидели в тот момент свет небесный, заливающий алтарь, и светлых мужей в белых ризах рядом со святым Василием. Все сослужители в алтаре в ужасе пали ниц, проливая слезы и славя Господа.
Остался удивительный рассказ очевидца (Елладия, преемника Василия Великого на епископском престоле) о том, как святитель спас юношу, который подписал договор с дьяволом. Молодой человек из вожделения к целомудренной девушке обратился за помощью к сатане и получил ее в жены. Содеянное раскрылось, падшего привела к святителю рыдающая жена. Василий увидел их искренний страх и раскаяние и на сорок дней запер юношу в комнате внутри церковной ограды, помогая усиленно поститься и молиться. Потом созвал весь причт церковный, множество иноков и мирян и попросил их о помощи. Всю ночь продолжалась общая молитва о милости к отступнику. Утром невидимо явился сам дьявол с распиской несчастного и стал с такой яростью нападать на своего должника, что причинял боль и святому Василию. Пастырь призвал народ воздеть руки к небу и молился такими словами: «Благословен Господь Бог мой! Эти люди до тех пор не опустят рук своих, пока Ты не отберешь у дьявола ту расписку». Долго со слезами вопил народ: «Господи, помилуй!» И вдруг все увидели, как расписка по воздуху пронеслась прямо в руки святителя. Василий разорвал ее на части, а юношу причастил Святых Христовых Тайн…
Невозможно рассказать о всех чудесах, которые Господь совершил по молитве Василия Великого. Святой епископ дружил и хранил духовное единство с величайшими из пустынников. Говорят, когда он рукоположил в диаконы преподобного Ефрема Сирина, тот вдруг стал понимать греческий язык, на котором совершалось Богослужение. Святой обращал в христианство язычников и иудеев. И до самых последних своих дней был любящим духовным отцом для искренне покаявшихся грешников.
Вот еще один случай, рассказанный святителем Димитрием Ростовским. Жила в Кесарии богатая и знатная вдова, которая совершенно поработила себя блудной страсти. Бог все-таки коснулся своею благодатью и ее сердца; женщина стала раскаиваться и оплакивать свои падения. Без пощады к себе вспомнила и записала она все, что сделала от юности и до старости. В конце к списку прибавила какой-то особенно мучивший ее совесть грех.
Придя в церковь, она припала к ногам святого Василия и просила очистить ее своей молитвой.
Всю ночь молился о ней святой, а утром вернул женщине ее записи со словами: «Никто не может прощать грехи, кроме одного Бога». Развернув список, она увидела, что все ее беззакония изглажены, кроме тяжелейшего, записанного последним. С ужасом пала женщина на колени перед святителем и, рыдая, умоляла помочь ей очистить и этот грех. Святитель со слезами жалости отвечал: «Встань, женщина, я сам человек грешный и нуждаюсь в прощении. Тот же, Кто очистил другие твои грехи, может отпустить тебе и этот. Живи оставшуюся жизнь честно и, не отступая, умоляй Господа о помиловании. И вот что я тебе советую: ступай в пустыню, найди там инока Ефрема, попроси и его молитв».
Вдова, проделав огромный путь, нашла преподобного Ефрема Сирина, однако тот ей сказал: «Кто смог отмолить тебе многие твои грехи, в силах отмолить и этот один. Но только поторопись, чтобы застать его в живых…»
Несчастная женщина, которую так торопил прп. Ефрем, пришла в Кесарию в тот момент, когда тело святого Василия несли к погребению. Она бросилась к процессии и в отчаянии стала кричать на святого Василия, как на живого: «Горе мне, святитель Божий! Пусть увидит Бог и рассудит между мной и тобой в том, что ты в силах был помочь мне, а отослал к другому!»
И громко рассказав всем о своем горе, она швырнула свой покаянный свиток поверх тела святого. Один из клириков взял его, чтобы посмотреть, что там такое написано.
— Чего ты раскричалась? — сказал он женщине. — Тут ведь нет ни слова.
Когда же удостоишься благодатного Причащения животворящих таинственных Даров, воспой тотчас, возблагодари усердно. И горячо от души так говори Богу:
Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же. (трижды)
Благодарственная молитва, 1-яПравить
Благодарю́ Тя, Го́споди Бо́же мой, яко не отри́нул мя еси́ гре́шнаго, но о́бщника мя бы́ти святы́нь Твои́х сподо́бил еси́. Благодарю́ Тя, я́ко мене́ недосто́йнаго, причасти́тися пречи́стых Твои́х и небе́сных Даро́в сподо́бил еси́. Но Влады́ко Человеколю́бче, нас ра́ди уме́рый же и воскресы́й, и дарова́вый нам стра́шная сия́ и животворя́щая Та́инства, во благодея́ние и освяще́ние душ и теле́с на́ших, даждь бы́ти Сим и мне во исцеле́ние души́ же и те́ла, во отгна́ние вся́каго сопроти́внаго, в просвеще́ние о́чию се́рдца моего́, в мир душе́вных мои́х сил, в ве́ру непосты́дну, в любо́вь нелицеме́рну, во исполне́ние прему́дрости, в соблюде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ Благода́ти, и Твоего́ Ца́рствия присвое́ние: да во Святы́ни Твое́й те́ми сохраня́емь, Твою́ Благода́ть помина́ю всегда́, и не ктому́ себе́ живу́, но Тебе́, на́шему Влады́це и Благоде́телю; и та́ко сего́ жития́ изше́д о наде́жди Живота́ ве́чнаго, в присносу́щный дости́гну Поко́й, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и безконе́чная Сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинное жела́ние, и неизрече́нное Весе́лие лю́бящих Тя, Христе́ Бо́же наш, и Тя пое́т вся тварь во ве́ки. Ами́нь.
Молитва святого Василия Великого, 2-яПравить
Влады́ко Христе́ Бо́же, Царю́ веко́в и Соде́телю всех, благодарю́ Тя о всех, я́же ми еси́ по́дал благи́х, и о причаще́нии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Та́инств. Молю́ у́бо Тя, Бла́же и Человеколю́бче: сохрани́ мя под Кро́вом Твои́м, и в се́ни крилу́ Твое́ю. И да́руй ми чи́стою со́вестию, да́же до после́дняго моего́ издыха́ния, досто́йно причаща́тися Святы́нь Твои́х, во оставле́ние грехо́в и в Жизнь ве́чную. Ты бо еси́ Хлеб живо́тный, Исто́чник Святы́ни, Пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святого Симеона Метафраста, 3-яПравить
Да́вый пи́щу мне плоть Твою́ во́лею, Огнь сый и опаля́яй недосто́йныя, да не опали́ши мене́, Соде́телю мой; па́че же пройди́ во у́ды моя́, во вся соста́вы, во утро́бу, в се́рдце. Попали́ те́рние всех мои́х прегреше́ний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышле́ния. Соста́вы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чувств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всего́ мя спригвозди́ стра́ху Твоему́. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохрани́ мя от вся́каго де́ла и сло́ва душетле́ннаго. Очи́сти, и омы́й, и украси́ мя: удобри́, вразуми́, и просвети́ мя. Покажи́ мя Твое́ селе́ние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селе́ние греха́. Да я́ко Твоего́ до́му вхо́дом причаще́ния, я́ко огня́ мене́ бежи́т всяк злоде́й, вся́ка страсть. Моли́твенники Тебе́ приношу́ вся святы́я, чинонача́лия же безпло́тных, Предте́чу Твоего́, прему́дрыя апо́столы, к сим же Твою́ нескве́рную, чи́стую Ма́терь, и́хже мольбы́, Благоутро́бне, приими́, Христе́ мой, и сы́ном Све́та соде́лай Твоего́ служи́теля. Ты бо еси́ Освяще́ние, и еди́ный на́ших, Бла́же, душ и све́тлость, и Тебе́ лепоподо́бно я́ко Бо́гу и Влады́це сла́ву вси возсыла́ем на всяк день.
Молитва 4-яПравить
Те́ло Твое́ Святое́, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, да бу́дет ми в Живо́т ве́чный, и Кровь Твоя Честна́я во оставле́ние грехо́в; бу́ди же ми благодаре́ние сие́ в Ра́дость, здра́вие и весе́лие; в стра́шное же и второ́е прише́ствие Твое́ сподо́би мя, гре́шнаго, ста́ти одесну́ю сла́вы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, и всех святы́х.
Молитва 5-я, ко Пресвятой БогородицеПравить
Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, све́те помраче́нныя моея́ души́, наде́ждо, покро́ве, прибе́жище, утеше́ние, ра́дование мое́, благодарю́ Тя, я́ко сподо́била мя еси́ недосто́йнаго, прича́стника бы́ти Пречи́стаго Те́ла, и Честны́я Кро́ве Сы́на Твоего́. Но ро́ждшая и́стинный Свет, просвети́ моя́ у́мныя о́чи се́рдца; Я́же Исто́чник безсме́ртия ро́ждшая, оживотвори́ мя умерщвле́ннаго грехо́м; Я́же ми́лостиваго Бо́га любоблагоутро́бная Ма́ти, поми́луй мя, и даждь ми Умиле́ние, и сокруше́ние в се́рдце мое́м, и смире́ние в мы́слех мои́х, и воззва́ние в плене́ниих помышле́ний мои́х; и сподо́би мя до после́дняго издыха́ния, неосужде́нно приима́ти пречи́стых Та́ин освяще́ние во исцеле́ние же души́ и те́ла. И пода́ждь ми сле́зы покая́ния и испове́дания, во е́же пе́ти и сла́вити Тя во вся дни живота́ моего́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки. Ами́нь.
Ныне отпущаешиПравить
Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́ с ми́ром, я́ко ви́деста о́чи мои́ Спасе́ние Твое́, Е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, Свет во Открове́ние язы́ков и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля.
ТрисвятоеПравить
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва Святой ТроицеПравить
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва ГосподняПравить
О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́ да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш Насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Аще Литургия Златоустова поетсяПравить
Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8-йПравить
Уст твои́х, я́коже све́тлость огня́, возсия́вши благода́ть, вселе́нную просвети́ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́, высоту́ нам смиренному́дрия показа́, но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте, моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Кондак, глас 6-йПравить
От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, и твои́ми устна́ми вся учи́ши покланя́тися в Тро́ице Еди́ному Бо́гу, Иоа́нне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне, досто́йно хва́лим тя: еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.
Если совершалась литургия святого Василия ВеликогоПравить
Тропарь Василию Великому, глас 1-йПравить
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже боголе́пно научи́л еси́, естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4-йПравить
Слава: Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве, подая́ всем некрадо́мое госпо́дство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.
Если совершалась литургия Преждеосвященных ДаровПравить
Тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-йПравить
И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́м, сла́вне Григо́рие, и Того́ си́лою укрепля́емь, ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́. Отону́дуже у Христа́ Возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне: Его́же моли́, да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3-йПравить
Слава: Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́, и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие, ко Огра́де небе́сней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́ ; ны́не с ни́ми ра́дуешися, и лику́еши в Небе́сных кро́вех.
ОкончаниеПравить
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Го́споди, поми́луй.(12 раз)
Слава, и ныне:
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
После причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.