НАМ ПИШУТ*****
Здраствуйте , многие просили сообщить. Вот, ловите 😉 11 числа в храме Умиление возле памятника Божьей Матери будет с утра служить отец Варфоломей, а в 16:00 — встреча с прихожанами, после которой он принимает всех желающих.
Отец Варфоломей — настоятель монастыря в Чугинке, архимандрит. О нем можете много прочитать на просторах интернета. Он — прозорливый старец — человек, который с раннего возраста сознательно ушел в монастырь и за свои молитвы получил дар от Бога помогать людям советами, говоря им то, что им нужно и важно знать. Может коряво объяснила, но за 3 года знакомства с этим человеком он очень помогал в трудную минуту тем, что все сказанное им оказывалось правдой.
Постоянно пишу в группе, чтобы девочки не обращались к гадалкам, экстрассенсам и прочим сомнительным личностям, т.к.они не от Бога. Когда вы платите за их услуги, пусть порой и маленькие суммы, потом вы расплачиваетесь бедами и несчастьями в своих жизнях. Это считается большим грехом и, кстати, малышей водить к бабкам опасно. Обычно помимо положительно эффекта маленьким деткам подселяют разных сущностей, которые в свое время негативно влияют на них, а кажется, словно ребенок стал неуправляемым или резко серьезно заболел, или начались потом несчастья в личной жизни.
Решать вам, девочки. Но я столкнулась за свою жизнь и с бабками в детстве своем, и с гадалками и даже экстрассенсами. Потому и советую от души обращаться только к Богу и монахам прозорливым.
Архимандрит Варфоломей: «Мы должны нести в жизнь веру»
Многие люди сегодня едут за духовной поддержкой в Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, который находится в селе Чугинка Станично-Луганского района. Помолившись, исповедавшись, причастившись Святых Христовых Таин, верующие ищут встречи с наместником обители архимандритом Варфоломеем. У батюшки много духовных чад, которые знают его как человека, которому можно обо всем рассказать и он все поймет.
Отец Варфоломей из тех пастырей, которые умеют слушать людей с их горем, страданием, одиночеством, тоской, отчаянием. Слушая человека, батюшка принимает в себя все, что этот человек с болью в сердце изольет. В его пастырской деятельности есть встречи животворные, есть встречи терзающие. Но как бы то ни было, священнику Бога Всевышнего отцу Варфоломею в каждой встрече дано прозреть что-то в человеке, что не есть тьма, а есть истинный человек в кающемся грешнике.
В юности, прочитав Евангелие, отец Варфоломей почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в его жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась ему в познании Христа Спасителя. Господь открылся ему как жизнь, как радость, как смысл, утверждающий то, что недостаточно творить заповеди, не становясь иным человеком, таким человеком, для которого заповеди являются уже не Божьим приказом, а смыслом жизни. «Мы должны нести в жизнь веру», — говорит отец Варфоломей.
Господи, верующий в Тебя имеет жизнь вечную
В своей пастырской практике наместник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря архимандрит Варфоломей убедился, что священнику необходимо опираться только на помощь Божию, находя это в молитве. Путь истинного священства всегда был труден. Это не одно служение в храме, это трудный и неизмеримо тяжелый подвиг, когда должно отречься от себя во имя других людей. Принять в свои руки души многих, а потом вести их. Отец Варфоломей помнит духовное наставление святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Путь священства, на который ты поставлен Богом, есть путь лишения: иди по нему со страхом Божиим и чувствами живой благодарности Богу. Будь свят, чист, кроток, смирен, милосерд, воздержан, трудолюбив, терпелив – и твоя молитва всегда проникнет в небеса, и будет услышана и исполнена. Священнику нужно самому испытать и силу веры, и сладость молитвы, и оставление грехов, и скорби душевные, когда они постигают, и утешения благодатные. Священник должен быть врачом людей, духовным и телесным, утешителем печальных и скорбящих, заступником невинно гонимых и помощником для всех».
Священник должен уметь видеть человека и слышать человека. И в течение всего разговора воспринимать не только слова, но и выражение глаз, лица, голоса, как говорит архимандрит Варфоломей. Когда к нему приходит человек и начинает говорить о себе, то батюшка вместе с ним ступенька за ступенькой уходит в самые глубины его греха. И когда священник дошел до дна греховности человека, он связывает свою душу с его душой и начинает каяться в том, что теперь стало общим их грехом. И потому что священник кается, то и этот человек не может не каяться, не меняться. Все мы замкнуты в себе. У каждого из нас есть сердцевина, которую мы боимся открыть другому человеку. Если человек не приоткроет тех глубин, где происходит внутренняя борьба между светом и тьмой, между жизнью и смертью, между добром и злом, то священническое присутствие с точки зрения его страданий никакой духовной пользы не принесет.
Как архимандрит Варфоломей (в миру Денис Владимирович Кузнецов) пришел к вере? В детстве он как-то зашел в храм, и благодать Божия коснулась его сердца. И с тех пор постоянно тянуло в церковь. В школьные годы посещал богослужения, проникался глубоким духовным смыслом Святых Таинств. В душе юноши крепла и утверждалась светлая мечта – посвятить свою жизнь служению Богу.
Служил иподиаконом при архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникие. Однажды владыка спросил у Дениса: «Ты хочешь быть монахом?» И молодой человек ответил: «Да». Это было твердое и обдуманное решение. И владыкой Иоанникием Денис Кузнецов был пострижен в монашество с именем Варфоломей, рукоположен в сан иеродиакона и в сан иеромонаха. Во время монашеского пострига он дал три основных обета: нестяжания, целомудрия, послушания. Нестяжание – это полная добровольная нищета, когда человек отказывается от всех земных благ. Целомудрие требует, чтобы инок во всех своих поступках руководствовался мудростью, сходящей свыше, которая Сам Христос. Обет послушания требует: монах должен помнить, что его жизнь уже не принадлежит ему, она целиком отдана Богу, церкви, людям. Послушание – это вслушивание в волю Божию, потому что монах отрекается от своей воли. И монах должен быть готов к тому, что Господь поведет его и в ад, ибо он Его духовный воин, а потому призван идти в самые глубокие, самые мрачные закоулки жизни, чтобы высвободить из ада тех, кто находится в плену у диавола и зла. В труде и болезни, иногда в муке душевной, монах, вслушиваясь в волю Божию, должен идти избранным путем. А претерпевший до конца будет увенчан славой в Царстве Небесном.
После рукоположения отец Варфоломей служил в Свято-Петро-Павловском и Свято-Владимирском соборах г. Луганска. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года в селе Чугинка Станично-Луганского района открыт мужской монастырь в честь пророка Божия Иоанна Предтечи. Наместником обители был назначен архимандрит Варфоломей.
Монастырь сегодня строится, по благодати Божией созидается облик обители. В этом добром деле участие принимают Луганская областная государственная администрация, областной совет и многие верующие, пожелавшие внести свой вклад в то, чтобы воздвигнуть духовный центр православия. Построены часовня Серафима Саровского, храм Петра и Павла, где проходят богослужения. Возводится большой и красивый храм Иоанна Крестителя и надвратный храм иконы Иверской Божией Матери. Строится гостиница для паломников.
Братия монастыря проживает в благоустроенных кельях. Есть уютная трапезная. Но главное для монахов – это богослужения и непрестанная молитва. Молитва наполняет их жизнь высоким смыслом духовного единения с Богом. Монахи, живущие в обители, – это в основном молодые мужчины, которым чуть больше тридцати лет. У каждого из них свой путь к Господу. Все они из благополучных и достойных семей. В миру учились, работали и искали смысл жизни. И эти поиски привели их к Христу Спасителю, который указал путь к Богу. С монахами Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря общаться интересно, приятно, легко. Их поведение основано на высокой внутренней культуре, они тактичные, вежливые, искренние, доброжелательные, всегда готовы выслушать своего собеседника. А самое главное в монахах – это глубокая вера, которая озаряет их лица искренней радостью, льется светом любви из их глаз. И невольно хочется открыть душу инокам, рассказать о том сокровенном, что хранится в глубинах души и скрыто от посторонних глаз.
За два дня, которые я прожил в обители, моя душа наполнилась покоем и миром. Куда-то отодвинулись суетные мысли, забылись мимолетные тревоги, огорчения, мирские печали. На лицах монахов я не видел печали и других следов страстей, которые запечатлены в облике людей, живущих в нашем противоречивом мире. Лица иноков выражали покой, который приносила их душам непрестанная молитва. Очень сильное впечатление на меня произвели богослужения. Благодать Божия живоносным ручейком разливалась в храме, омывала мою уставшую душу, оживотворяла, исцеляла ее верой, надеждой и любовью.
С точки зрения человеческой, стремление людей к монашеству непостижимо. Его можно объяснить только тем, что в мире действует некая духовная сила, которая посещает некоторых людей. Есть христианские идеалы, которые находятся вне этого мира и не подчиняются ему, и есть люди, которые верят в эти идеалы. Ради этих идеалов люди оставляют все, что в этом мире считается великим и ценным, и уходят в святые обители, где достигают больших духовных высот. В наше время человек, стремящийся к монашеству – это тот, кто сознательно выбирает жизнь для Бога. Никто его не заставляет, никто над душой его не стоит, какими-то меркантильными интересами он здесь вряд ли может руководствоваться, поскольку монах дает обет нестяжания. У него по определению ничего не может быть, кроме необходимого: того, что он на себе носит, того, что он кушает, и кельи, где он спит. И самое интересное, что людей, уходящих в монастырь, сейчас достаточно много. Многие из насельников обителей в прошлом имели ученые степени, высокое положение. Монахи имеют высшее образование. Однако все это было оставлено, и они переступили порог обителей. Значит, для чего-то это было нужно, значит, они ничего не потеряли, а только приобрели. Когда есть воля Божия на монашество, как будто некая сила влечет в монастырь, и человек не может ей сопротивляться. Другая жизнь становится немыслимой. Человека влечет красота этой жизни, ее глубина, премудрость, внутренняя красота связанных с ней людей, какая-то светлая и удивительная тайна, которая за стенами монастыря ждет человека.
Монах – это проповедь христианства жизнью. Монашество действительно выражает тайну христианства. Монах живет на земле по законам Царства Небесного. И всей своей жизнью он проповедует это царство. Как сказал известный христианский подвижник Иоанн Лествичник, монастырь есть рай на земле. И монахи – это ангелы, то есть они являют образ ангельского жительства. Монахи – свет мирянам, а монахам свет ангелы. Монах призван показать путь своей жизнью остальным христианам. Монах – это молитвенник за весь мир. Прежде всего за себя, своих близких, близких по плоти и духу. Когда монах вымолит себя, принесет покаяние за себя, он начинает приносить покаяние за весь мир.
В Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь едут сегодня многие люди не только из нашей области, но и из других уголков Украины, из России, из дальнего зарубежья. Особенно многолюдно в обители в воскресные и праздничные дни. Верующие приезжают, чтобы исповедаться, причаститься, помолиться во время богослужений в храме. А богослужения, которые проходят в храме Петра и Павла, несут очень мощный духовный заряд для души, ищущей поддержки и укрепления. Паломники радуются, что монастырь строится, молятся, чтобы Господь и в дальнейшем благословлял те труды, которые ведутся в обители для ее устройства.
Боже, услышь молитву нашу
Наша жизнь течет своим чередом до тех пор, пока в силу жизненных обстоятельств перед нами не встает неизбежный вопрос: «А зачем я живу на белом свете?» Еще более мучителен вопрос о смысле страдания: болезнь, горе, одиночество, нужда. Какой смысл в безвинном страдании человека? Почему так много вокруг несправедливости, голода, нищеты, ненависти, зависти, лжи, насилия? От всех этих вопросов человеку некуда скрыться. Человек всегда сам для себя проблема и глубокая тайна. Человек есть тайна для себя. Человек для себя представляет такую проблему, которую сам он разрешить не в состоянии. А потому жить без веры в Бога трудно и бессмысленно, как говорил во время нашего общения отец Варфоломей. Если человек с Богом, он нигде не может быть одиноким. Человек не одинок, потому что есть Бог, Которому можно все рассказать, и Господь поймет, по молитве поддержит духовно, поможет мужественно преодолеть беду. В человеке, который всецело отдается Богу, совершается духовная тайна Божественного возрождения. Без Бога можно впасть в отчаяние, уныние, заблудиться в пути, поддаться зависти и ненависти. Господь внутри нас, в нашем сердце. Он с любовью говорит с нами, но мы порой так слепы, глухи, что не умеем Его понять. Отец Небесный предупреждает, указывает, ведет нас через людей, обстоятельства. Мы у Господа ученики, учимся по Его образу и подобию. Да, быть верующим в жизни – это духовный подвиг. Верующий побеждает внутренних врагов – страсти. Он послушник перед Богом. И послушник видит личность в каждом, кому Бог дал жизнь, кого создал по образу и подобию Своему.
Батюшка Варфоломей говорит, что спасение души человека для него радость и утешение. А ситуации в жизни бывают разные. Мужчина прожил с женой много лет, есть достаток. Дети выросли. Но он решил уйти из семьи. Полюбил другую? Нет. Говорит, что они с женой стали чужие. Почему? Мужчина начал упрекать жену, говорил, что надоели постоянные ссоры, конфликты. И возможностей наладить отношения уже нет, все средства, как сказал мужчина, исчерпаны. И отец Варфоломей повел с человеком разговор о любви к ближнему. А мужчина начал еще больше осуждать жену, говорил о своем одиночестве. И батюшка видел, что в душе человека крепко обосновалась гордыня, он не хотел видеть и сознавать своих грехов. Но батюшка с молитвой входил в жизнь этого человека. И мужчина начал откровенно рассказывать о себе, о своей жизни. Потом были еще встречи. В конце концов человек покаялся, исповедал свои грехи, задумался о Боге. Начал молиться, и Господь помог ему преодолеть гордыню, по-другому посмотреть на свою жену, увидеть в ней добрую подругу, какой она была для него раньше.
Пришел к отцу Варфоломею мужчина и говорит: «В этой жизни мне все уже надоело. Серые, скучные, однообразные будни. Один день похож на другой. Устал я от стрессов, нескончаемых нервотрепок, устал от людей. Думал, что накоплю денег и буду жить радостно и интересно. Деньги есть, а радости нет. И людей рядом нет, которые бы меня понимали, с которыми можно было бы поддерживать сердечные и теплые отношения. Не на кого положиться в этом расчетливом, холодном, равнодушном мире. Вот я себя и спрашиваю: зачем жить дальше? Нет смысла. Долго и серьезно думал обо всем этом и пришел к выводу: надо уходить из жизни. Но останавливает единственное, что самоубийство – это грех. И попаду я в ад. А там, наверное, страшнее, чем в нашей земной жизни…»
Отец Варфоломей внимательно слушал человека и думал, что если люди все дальше отходят от Бога, они нигде не находят покоя. Мирская легкая жизнь, мирской успех приносят душе мирскую тревогу. Как может быть истинно утешенным человек, не уверовавший в Бога и в истинную, вечную жизнь после смерти? Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни, то из его души исчезает вся тревога, к нему приходят Божественные утешения, и он духовно исцеляется. Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него все есть, чего ни пожелает душа, то надо знать, что у него нет Бога.
И, непрестанно молясь в сердце своем, батюшка Варфоломей начал выводить заблудившуюся и отчаявшуюся душу на дорогу покаяния. Облегчал ее страдание посредством исповеди. Батюшка Варфоломей поставил себя на место пришедшего к нему на исповедь человека и переживал его боль так, что тот видел свою собственную боль отображенной на лице священника. И это было очень необходимо, потому что каявшийся человек, утратив связь с Богом, подвергся бесовским воздействиям и с трудом принимал духовный свет. Разговор был долгим и очень трудным. Но человек обрел желание жить дальше, чтобы выйти на дорогу, которая ведет к Богу.
В Царство Божие не идут от победы к победе, а большей частью от поражения к поражению, как говорит святитель Тихон Задонский. Но те доходят, которые после каждого поражения, вместо того, чтобы сесть и оплакивать его, встают и мужественно идут дальше. Плакать можно по дороге, плакать можно на пути, плакать можно, когда дойдешь до цели, падешь на колени перед Христом Спасителем и скажешь: «Прости, Господи! На всю Твою любовь я ответил цепью измен. А все-таки я пришел к Тебе, не к кому-то другому…»
Господи, да будет милость Твоя над нами
Пророчествующие христианские подвижники говорили и говорят, что самый грозный признак, свидетельствующий о последних временах, это падение веры и увлечение в народе ложными чудесами. А за ложными магическими чудесами, которыми диавол прельщает людей, скрываются страдания. Сегодня все больше людей страдают от тяжелых болезней, когда боль преследует днем и ночью. Людей мучают одиночество, депрессия, тоска, как говорит архимандрит Варфоломей. Кто-то не спит ночами, не в силах избавиться от зависти и ненависти, которые поселились в их сердце. Кого-то до такой степени одолела бесовщина, что он в безумии порывается свести счеты с жизнью. А других предали близкие, растоптали их человеческое достоинство. И волны отчаяния захлестывают их до такой степени, что вот-вот накроют с головой и потопят во мрачной бездне горя.
Многие люди, оказавшиеся под властью бесовских сил, приходят к архимандриту Варфоломею в монастырь и каждый из них просит: «Отче, помолись за меня, чтобы я освободился от этой муки». Они просят помощи священника, но при этом не вглядывались в себя, не пытались понять, с чего началось происходящее с ними зло, для того, чтобы устранить эту причину. То есть эти люди должны были понять, в чем была их вина и почему колдовство возымело над ними силу. Если диавол приобрел над человеком большие права, возобладал над ним, то должна быть найдена причина, чтобы сатана был лишен этих прав, как говорит отец Варфоломей. В противном случае, сколько бы не молились за этого человека, – бесы не уходят. А если и уйдут, то очень скоро вернутся. Они калечат душу человека. Священник его отчитывает, а несчастному становится еще хуже, потому что диавол мучает его еще больше. Поэтому человек должен покаяться, поисповедоваться в своих грехах, лишить сатану тех прав, которые он сам ему дал.
Чтобы бес вышел и оставил в покое человека, необходимо бороться с грехами. Но чтобы победить грех, — это себя прежде всего надо менять, свой привычный образ жизни, который приводит к болезням, отчаянию, разочарованиям, как говорит архимандрит Варфоломей. Надо, чтобы человек начал жить по заповедям Божиим. А это значит надо верить в Бога, в посмертную, вечную жизнь души. Верить в рай и ад, в наказуемость зла. Не поддаваться обожествлению магических сил, что значит не преклоняться перед диаволом, не давать ему повода завладеть своей душой. Чтить своих родителей, любить ближних, заботиться о них. Не прелюбодействовать, не воровать, не свидетельствовать ложно на ближнего. Не поддаваться греховному чувству зависти, злобы, вражды, мщению. Посещать богослужения в храме, молиться, исповедоваться, причащаться. Если человек сделал зло и потом что-то его мучает, и он вдруг опомнился и пошел в церковь, конечно, он может поставить свечку – это символический знак покаяния. Но необходимо настоящее внутреннее покаяние. И если человек действительно кается, он должен исправить зло, которое он сделал, переосмыслить свой внутренний мир для того, чтобы жить под знаком новых духовных ценностей.
Мы говорили с отцом Варфоломеем о том, что сегодня все больше распространяется ложных чудес. А чтобы подменить истинное ложным, надо придать второму видимость первого. Доводится часто слышать о «старицах» и «старцах», которые якобы отчитывают людей от всевозможных болезней молитвами, совершают «чудеса» исцеления. Но это первоначальное улучшение здоровья у людей, лечившихся у магов, призрачное и кратковременное. Уже через некоторое время болезнь возвращается к человеку с новой силой, и лечить ее становится сложнее, поскольку она дополняется еще и энергетикой демонических сил, при которой развиваются тяжелые психические нарушения.
Отчитывать молитвами больных духовное право имеют только священники. И об этом сказано в Священном Писании: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров из Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего». Во время духовной практики изгнания злых духов из людей (экзорцизм) читается молитва священномученика Киприана «От силы бесовской – духов нечистых, от колдунов-чародеев беззаконных и от глаз людских плохих». Молитва обладает огромной силой, потому что за ней стоит глубочайшая и истинная вера Киприана.
Способность к экзорцизму – это дар Божий, который имеет харизматический характер. И велики те гиганты духа, которые этот дар от Господа получили и смогли понести. Потому что это борьба с диаволом за душу человека. И от священника кроме поста и молитвы требуется великое смирение, глубокая вера, преданность воле Божией. И если кто дерзнет самочинно взять на себя этот тяжелый крест, потерпит неудачу. Один молодой священник рассказывал, что как-то приехал к своему духовнику, который занимался практикой изгнания злых духов из людей. Но того дома не оказалось. Приехала к тому священнику и женщина с бесноватым мальчиком. Она очень расстроилась, что батюшка в отлучке и некому помочь ее одержимому сыну. Тогда молодой священник сжалился над горем женщины и решил сам произвести отчитку. И стал читать чин экзорцизма над болящим. Бес никаких признаков в ребенке не подавал. Но когда отчитка уже подходила к концу, мальчик поднял голову, посмотрел на священника жестким, холодным, пронизывающим взглядом и сказал так, что священника всего затрясло от мороза: «А ты кто такой?» Так закончилась попытка произвести отчитку.
Способность к экзорцизму – это тяжелый крест, который нести могут немногие. Бес жестоко мстит за свое изгнание, болезни наводит на священника, злых людей на него направляет. Жизнь экзорциста становится напряженной, невидимая брань с духами зла постоянно усиливается. Каждая отчитка для священнослужителя – это колоссальное напряжение всех духовных и физических сил. Потому что идет смертельный бой между священником, которого духовно поддерживает Христос Спаситель, и бесами, за которыми стоит властелин тьмы – сатана.
Господи, спаси уповающего на Тебя
Люди по природе своей одиноки. И чем дольше живет человек, тем мучительнее ощущает свое одиночество. Одиночество – это страх и ужас, от которых стремится убежать человеческая душа. Без веры люди оказываются один на один с одиночеством, не выдерживают страшной пустоты в своей душе. И они говорят отцу Варфоломею: «Где Бог? Мир, как сирота, в холоде, одиночестве, порой такой жестокий, мучительный мир лежит вокруг нас. Где же Бог?» Батюшка говорит, что Бог среди нас, только надо поверить в Господа. А что значит веровать во Христа Спасителя? Прежде всего оказать Ему доверие, принять Его слово за правду и истину, потому что Он знает путь жизни, но этот путь нелегкий, потому что понять – одно, а перемениться до глубины, до дна – дело другое. И вот как Христос нес крест, так надо взять не только свою судьбу, но себя самого, как тяжесть, которую нельзя отложить, которая должна в человеке уничтожить привязанность ко греху. Спасение души начинается тем, чтобы избежать зла, избежать того, что нас губит.
Раскроем книгу совести и будем беспристрастно читать в ней все наши греховные помыслы, желания, намерения, слова, поступки, которые мы имели, говорили и делали. Представим при этом, что мы стоим на Страшном суде Иисуса Христа, Который знает не только слова и дела, но и сокровенные помыслы наши, и Который будет судить нас не только за дела, но и за каждое праздное слово, Который откроет все, сокрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения и с строжайшим правосудием воздаст каждому по делам, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Скажите по совести, много ли в нас найдется чистого добра, которое было бы достойно пресветлых очей Божиих; много ли окажется правды? Много ли найдется чистых помыслов, желаний, намерений, речей, поступков, происшедших от живой веры в Бога, от сердечной любви к Нему, от благоговения к Нему, от благодарности перед Ним и от чистой любви к ближнему? Не в тысячу ли раз больше окажется неправды? А за всякую намеренную, упорную неправду, неизглаженную покаянием, правда Божия карает вечною мукою. Поспешим же без пощады обличить сами себя в допущенных нами грехах, перестанем услаждаться ими, любить их и делать их. Вспомните страдания Христа Спасителя и крестную смерть Его. Что предало Иисуса Христа на такие страдания и такую мучительную смерть, которые он принял добровольно? Правда Божия. За кого и за что? За нас и за грехи наши.
Уникальность христианства заключается в том, что это религия Бога Воплотившегося – Бога, ставшего Человеком. Именно живая Личность Христа стоит в центре христианской религии. Не нравственное учение Христа, не те или иные аспекты духовной жизни, молитвенной или аскетической практики, а именно живая Личность Христа есть центр и сущность христианства. Вся жизнь Церкви Христовой, вся духовная жизнь христианина, все, что мы называем духовностью в христианском понимании, — все это ориентировано на Христа и обусловлено стремлением к личному общению с Ним. Уникальность христианства еще и в том, что то непреодолимое расстояние, которое существует между Богом и человеком и которое человек не может преодолеть собственными силами, уже преодолено Самим Богом – Богом, Который для того, чтобы мы могли узнать о Нем, полюбить Его, поверить в Него, для того, чтобы искупить нас от греха и зла, смерти и ада, стал Человеком, то есть одним из нас.
С отцом Варфоломеем я познакомился шесть лет назад. Батюшка произвел на меня очень хорошее впечатление, хотелось поведать ему о своих душевных переживаниях, попросить совета. И мы говорили о пути человека к Богу, о том, что по мере молитвенного опыта Господь открывает человеку спасительную Божественную тайну. Когда мы уезжали, отец Варфоломей стоял у ворот обители и, осеняя нас крестным знамением, молился. Пока наша машина медленно разворачивалась, я смотрел на батюшку и думал, что в эти минуты вершится тайна молитвы, соединяющая меня со священником. И тут я почувствовал, что мое сердце охватила тревога. Совершенно неподвластное мне смятенное чувство все глубже проникало в мою душу. Наша машина удалялась от обители, а я все смотрел на молящегося священника, словно бы боясь прервать молитвенную связь с ним. Чувствовало мое сердце, что в тайне молитвы отца Варфоломея было что-то спасительное для меня. И в этом я убедился уже потом.
Мы благополучно доехали до Луганска. И тут на одной из улиц попали в аварию. Машина, в которой мы ехали, неожиданно столкнулась с другим автомобилем. Я в последние секунды прошептал слова молитвы: «Господи, помилуй меня грешного». А потом последовал сокрушительный удар. У меня было такое чувство, что я проваливаюсь в бездну. Когда открыл глаза, то не поверил, что еще жив и от удара не вылетел из машины через лобовое стекло. Слава Богу, и моя спутница, находившаяся за рулем, была жива. В салоне автомашины было много дыма. Из маршрутного такси, с которым мы столкнулись, выскакивали люди. Кто-то закричал, что наш автомобиль загорелся и сейчас взорвется. Собравшиеся люди не скрывали своего удивления, что от такого сокрушительного удара мы остались живы.
В тот вечер я пережил гибельный ужас, смерть стояла рядом. Но она отошла в сторону. Я глубоко убежден, что Господь сохранил мне жизнь по молитвам отца Варфоломея. И теперь моя душа искренне льнет к батюшке, в котором нахожу понимание и духовную поддержку. Архимандрит Варфоломей помог мне понять, что тайна жизни и смерти в руках Божиих, и нашей жизнью управляет Отец Небесный. И если Господь меня так любит, что сохранил мне жизнь, то я должен все оставшиеся дни мои посвятить Христу Спасителю. И теперь в моих литературных трудах я рассказываю, как любящий Господь по молитвам утешает страждущих, исцеляет больных, спасает от гибели, отчаявшимся возвращает надежду. Я глубоко убежден, что образ Божий в человеке есть важнейшая черта человека, потому что на нем запечатлен образ самого Творца. Любящий Бог идет навстречу человеку, чтобы спасти его грешную душу.
Два дня, которые я провел в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре, были наполнены молитвой и радостью благословенного общения с наместником отцом Варфоломеем и братией. Святая обитель как островок веры, надежды и любви среди бушующего житейского моря. Сюда стремятся люди в надежде получить духовное исцеление. И получают исцеление по сердечным молитвам, воссоздают желанный мир в душе, их сердца обретают утраченные надежды. Когда пришло время покидать монастырь, я почувствовал, что не хочу уезжать. Утомленная от нескончаемых суетных будней моя душа словно бы прикоснулась к животворящему источнику и обрела силы. Братия монастыря внесла в мою жизнь тихий свет. И я подумал, что так хорошо и надежно бывает только дома, среди родных людей, которым можно все рассказать, зная, что они все поймут. А если надо, то поддержат добрым словом.
И я молил Господа, чтобы та животворящая благодать, которая обретена мною в обители, не покинула мое сердце. Наставляла меня во всем видеть волю Божию, учила христианскому смирению, терпению, помогала противостоять злу, делала мою жизнь светлее, лучше, чище. Дай, Господи, не роптать и не малодушничать, когда придут искушения, скорби, болезни. И какие бы я ни получил известия, научи, Господи, принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля. Уезжая, я молитвенно попросил: «Отче Варфоломей, молитесь с братией о нас грешных. Молите Бога о нас…»
Иван Морозов, христианский писатель.
ПЕДАГОГИКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
УДК 37.013
АРХИЕПИСКОП ВАРФОЛОМЕЙ (РЕМОВ) И ЕГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1920—1930-Х ГОДАХ
Е.Г.Балашова
ARCHBISHOP BARTHOLOMEW (REMOV) AND HIS OUTREACH AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN
THE 1920—1930’S
Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru
Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова), настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922—1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии — все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов), Московская Духовная академия, ВысокоПетровский монастырь, гонения на Церковь, новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание
В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов), жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел (1920—1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан ВысокоПетровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. В Высоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка
ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов).
Будущий архиепископ Варфоломей родился в Москве в 1888 г. В возрасте 20 лет Николай Ремов стал студентом Московской Духовной академии, на 3-м курсе он был пострижен в монашество в Зосимо-вой пустыни настоятелем обители и его духовником
преподобным Германом Зосимовским (Гомзиным) с именем апостола Варфоломея. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а через год — во иеромонаха к Покровскому академическому храму при Трои-це-Сергиевой лавре.
В 25 лет отец Варфоломей становится доцентом МДА, через три года — экстраординарным профессором, позже — инспектором и проректором Академии. Вся его последующая жизнь неразрывно связана с Академией, в том числе с трудами по ее деятельности в нелегальных условиях после ее закрытия в Лавре.
Впервые архимандрит Варфоломей был арестован 6 сентября 1920 г. Поводом для ареста стала его проповедь, сказанная еще в 1919 г. накануне вскрытия мощей преподобного Сергия. На заключение по его «делу» наложена резолюция: «Заключить в концентрац. лагерь на десять лет» .
Отец Варфоломей показал на следствии: «.. .Христова истина, как я ее понимаю и воспринимаю, для меня дороже жизни» . Говорит он и о перенесении в Москву Академии: «Епархиальной властью. мне была поручена организация — перенос в Москву пас-тырско-богословских курсов» ; «В Сергиевом Посаде я прекратил свою работу частично уже в декабре из-за поездок в Москву в Академию, а затем и совсем оставил посад из-за Академии переехав в Москву» . В этом же «деле» есть документ — удостоверение, выданное архимандриту Варфоломею и подписанное ректором Академии протоиереем Анатолием Орловым, штамп которого свидетельствует, что в 1920 году Московская Духовная академия работала в Москве.
Состояние здоровья отца Варфоломея после нескольких месяцев тюрьмы было критическим. Сильное истощение, малокровие, болезни сердца и другие стали основанием для его освобождения из-под стражи через шесть месяцев заключения и замены срока на условное наказание. Однако, вследствие того, что будущий владыка считался «опасным врагом трудящихся», поскольку его деятельность «обратила на себя внимание патриарха Тихона и последним Варфоломей назначается директором Высшего Богословского Института и предназначается к «рукоположению» во епископа» , в постановлении Президиума ВЧК обозначено требование: «Отобрать от РЕМОВА подписку о прекращении им вдальнейшем разлагающей к-р агитации под религиозным флагом» .
10 августа 1921 г. Святейший Патриарх Тихон исповедник совершил хиротонию отца Варфоломея во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1922 г. последовало его назначение в московский Высоко-Петровский монастырь. В 1925 г. по состоянию здоровья владыка уходит на покой, но продолжает до самого ареста в феврале 1935 г. руководить вверенной его попечению монашеской общиной.
Став настоятелем храмов тогда уже бывшего Высоко-Петровского монастыря, владыка Варфоломей вскоре пригласил сюда братию Зосимовой пустыни, закрытой в 1923 г., ввел Устав Зосимовой пустыни.
Монахиня Игнатия, прихожанка и тайная постриженица монастыря в те годы, писала о нем: «Владыка Варфоломей. был, несомненно, выдающейся личностью и кончил свою жизнь как исповедник и новомученик Русской Церкви в тяжелые для нее годы. <.> Это был человек, внутри которого как бы никогда не угасали огонь любви к Богу, ревность по Богу, радование, горение о Нем. хотя прирожденный жар его души и связывался постоянно со смирением. <.> Так и стоит образ владыки. перед внутренним взором всех нас, воспитанных им во Христе и Церкви Христовой его апостольским, огненным служением и подвигом» .
Особенно глубокое впечатление оказывал на души прихожан сам строй богослужений в ВысокоПетровском монастыре, «уставной, строгий и вместе с тем воспитывающий и утишающий душу» , — как писала матушка Игнатия. Сам же владыка в начале 30-х годов писал о богослужении так: «При всей пользе поучений-проповедей само богослужение проповедует, поучает, несет пластырь недугам души, утешает в скорбях, дает живительную бодрость и вообще назидает, то есть устрояет, благо-устрояет христианина… И как не благодарить Бога, как не сказать, что это драгоценнейшие дары Церкви душе моей. Для меня нет ничего дороже живого слова Отцов и Богослужения» .
В это время, то есть после 1929 года, Петровская община продолжала свое существование уже вне стен родного монастыря. Вот что пишет об этом монахиня Анна, чьи воспоминания показывают, что владыка Варфоломей был очень внимательным духовником и ответственным руководителем большой духовной семьи: «Где бы ни находились служители этого храма, весь дух «Петровского монастыря» оставался тем же. Оставался все тот же строй церковных служб, то же пение и чтение, а главное — та же духовная и глубокая любовь старцев, которую встречала каждая приходящая душа, желавшая спасения. <.> Здесь было много хороших пастырей, но главным лицом был Владыка Варфоломей. Он был подобен как бы большому орлу, который парил над всеми и собирал птенцов своих под крылья свои. Каждая душа находила место в его сердце, он имел какую-то особую способность всех вмещать в свою душу. <.> Монашество в то время было только тайным. Несколько лет спустя. я поняла, что у Владыки «тайное монашество» было его идеей; не потому что это было страшно в то время, а потому что он считал, что монахи, отдавая свою жизнь на служение Богу, должны служить и миру в образе именно тайного монашества. Приводил всегда пример княгини Московской Евфросинии» .
Помимо пастырских трудов и трудов, связанных с руководством тайным монастырем, владыка возглавлял и тайную духовную академию, которая продолжала готовить пастырей для Церкви Христовой, несмотря на запреты властей.
В ноябре 1923 года лишь обновленческому Синоду было разрешено открыть в Москве духовную академию (Богословские курсы). И все же Московская Духовная академия продолжала жить! В 1925
году академия была в списке агентурных разработок, ведущихся 6 отделением СО ОГПУ, составленным Е.Тучковым: «ПОПОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. Содержание видно из заглавия. Академия нелегальна…» . Обеспечение существования Московской Духовной академии в нелегальных условиях было одним из главных деланий владыки Варфоломея . Ведь без обучения новых священников, в условиях жесточайших гонений, дальнейшее существование Церкви было бы невозможным.
Судя по диплому священномученика Василия Надеждина , датированном 5/18 октября 1927 года и выданном на еще старом академическом бланке, учебный план подпольной академии, с некоторыми изменениями, был унаследован от дореволюционной МДА. Лекции читались обычно в подсобных помещениях храмов (в подвалах, на колокольнях) . Епископ Варфоломей читал лекции для небольшой аудитории в 15—20 человек, вмещавшейся на паперти Сергиевского храма, в то время скрытой от посторонних глаз . Занятия проводились и на квартирах профессоров, и даже в музеях — студенты академии ходили маленькими группами в Третьяковскую галерею, вероятно, для занятий по богословию иконы. Учебный процесс предусматривал и написание кандидатских и даже магистерских диссертаций, темы которых говорят о серьезной богословской работе, проводимой в Академии.
В марте-апреле 1933 года было арестовано несколько клириков и прихожан Высоко-Петровской обители и профессоров бывшей МДА. В обвинительном заключении, в частности, говорится: «Практическая к-р работа организации выражалась: в. обработк в а/с духе служащих, главным образом молодежи; .в создании специальной нелегальной духовной академии для подготовки кадров к-р актива…» .
Из показаний профессора протоиерея Николая Смирнова: «. Мечтой всего духовенства является организация легальной академии, но поскольку в настоящих условиях организация легальной академии невозможна, то лица, желающие получить ту или иную ученую степень по богословию подготавливаются частным образом. В подготовке их принимают участие б. профессора духовных академий. <…> Лично я никакой опасности в существовании нелегальной академии для существующего строя не усматривал» .
С 1922 г. до ареста в 1930-м обязанности ректора Академии исполнял протоиерей Владимир Страхов. Очевидно, с этого момента руководство Академией возглавил епископ Варфоломей. По-видимому, именно как руководитель МДА владыка Варфоломей приглашал к себе на квартиру преподавателей Академии, а также некоторых архиереев, приезжавших на сессии Синода. В 1934 г., например, на таких встречах присутствовал вернувшийся из ссылки профессор Иван Васильевич Попов, ныне прославленный в Соборе но-вомучеников и исповедников Церкви Русской, который встречался здесь со священномучениками Николаем (Добронравовым), архиепископом Владимирским и Суздальским, и Анатолием (Грисюком), митрополи-
том Одесским и Херсонским, а также с митрополитом Арсением (Стадницким) (до 1933 г. в течение 23-х лет возглавлявшим Новгородскую кафедру, а с указанного года — митрополита Ташкентского и Туркестанского). Об этих встречах мы знаем из материалов следственного дела уже 1935 г.
21 февраля 1935 г. владыка и некоторые другие клирики и прихожане общины Высоко-Петровского монастыря были арестованы. 10 июля того же года архиепископ Варфоломей был расстрелян. Документы подтверждают, что к моменту ареста следствие уже владело всей необходимой информацией, полученной от доносителей .
Хочу отметить, что иногда создается впечатление, что некоторые показания арестованных предназначались не следователям, а нам, поскольку сохранились зачастую только в материалах следственных дел. Вот, например, показания самого владыки Варфоломея о Высоко-Петровском монастыре, данные им в ходе одного из первых допросов:
«… После ухода из Петровского монастыря старался продолжить жизнь этого монастыря. Практически это выражалось в том, что между монахами Петровского монастыря остался монашеский уклад взаимоотношений и богослужения носили строго уставный характер. Сохранение монастырских кадров осуществлялось следующим образом: к нам приходила молодежь, которая получала возможность воспитываться в монашеском духе благодаря богослужениям и исповедям. Что касается женщин, то, отвечая их потребностям, я некоторых посвящал в монашество, а монахинь, приходивших ко мне, наставлял в монашеском духе» . «Послушниками у нас считались те люди, которые находились на специальном воспитании у своих духовных отцов и без благословения последних ничего не могли делать. Все они состояли на советской службе и потому уделять много времени своему стремлению к начитанности по религиозным вопросам не могли. <…> Созданием института послушников имелась в виду задача воспитать стойких христиан, которые могли бы, понимая церковные задачи, заменить убывающие монашеские кадры и, при необходимости, пострадать за веру. <…> Общей нашей задачей было уберечь наших духовных детей в вере при растущем безверии» .
Хочу отметить, что исследователям необходимо обращать внимание даже на фамилии следователей, так как одни из них, очевидно, записывали ответы за обвиняемыми, а другие просто придумывали их сами. Так, в отличие от более поздних допросов, этот допрос владыки проводил следователь В.Толстой. Сравнивая его допросы разных подследственных, можно отметить, что изложенные в них показания отвечают нашим представлениям о клириках обители и о том, какой могла быть их речь (сравнивая, например, с их письмами, воспоминаниями о них прихожан монастыря). Для сравнения хочу привести часть протокола следующего допроса владыки, датированного двумя днями позже и подписанного следователем Тимофеевым. Стиль показаний резко меняется:
«Вопрос : Как практически Вами осу-
ществлялась задача подготовки кадров антисоветского актива?
Ответ: Это достигалось определенной системой воспитания в антисоветском духе прихожан Петровского монастыря. Наиболее проверенные и ревностные в религиозном смысле, прикреплялись, главным образом, к архимандриту Агафону Лебедеву и игумену Митрофану Тихонову, соответственно своему желанию для обработки в контр-революционном направлении.» . Трудно предположить, что эти слова записаны за самим владыкой, а не придуманы следователем.
Еще одна страница просветительской деятельности владыки Варфоломея — это воспитание им как духовным руководителем, старцем, его духовных чад. Приведу выдержки из некоторых писем владыки, бережно сохраненных его духовными детьми:
Интересно свидетельство об отношении епископа Варфоломея к возможному аресту: «Радость моя! Я к этому грядущему судилищу отношусь как<->то спокойно. мой собственный т<юремный> опыт отнял у меня здоровье, но дал мне столько и такой радости, какой я никогда не испытал (и иначе не испытал бы) и дал послужить стольким душам, и так, как никогда не послужил бы» .
Несмотря на гонения со стороны властей, строжайшие запреты на религиозное просвещение и христианское воспитание молодежи, владыка всю жизнь оставался верным чадом зосимовских старцев, неизменно соединяя монашеское делание с просветительскими трудами.
1. ЦА ФСБ. Д. Р-28266. Л. 5, 5об.
2. Там же. Л. 7, 7об.
3. Там же. Л. 6.
4. Там же. Л. 7об. (здесь и далее сохранена орфография оригинала).
5. Там же. Л. 24.
6. Там же. Л. 33.
7. Там же. Л. 1.
10. Анна (Васильева), монахиня. «Некоторые воспоминания о жизни Кати (м. Михеи)». Машинопись. Из архива тай-
ных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря А.Л.Беглова.
12. Подробнее об этом см.: Балашова Е.Г. Архиепископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) — ректор тайной Московской Духовной академии в 1930—1935 гг. // Вестник Московского государственного областного университета, серия «История и политические науки». 2013. № 4. С. 7579.
13. Его диплом об окончании Московской Духовной академии, подписанный пятью профессорами, в том числе и епископом Варфоломеем, датирован 5/18 октября 1927 года, см. Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский Совет РПЦ, «Арефа», 2008. С. 55-58.
14. Голубцов Сергий, протодиакон. Протоиерей храма Илии Обыденного в Москве Владимир Иванович Смирнов (1903—1981) и его сослуживцы по храму // Горе имеем сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце) / Сост. А.Арцыбушев. М.: Индрик, 2004. С. 107.
15. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-27416. Л. 169.
16. Там же. Лл. 112 об, 113, 114.
18. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-34383. Т. 1. Лл. 164, 165.
19. Там же. Лл. 172, 174, 175, 176.
20. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-34383. Т. 2. Лл. 180, 180об.
21. Из архива тайных монашеских общин ВысокоПетровского монастыря А.Л.Беглова (фонд N° 2 Л.А. Воронец).
1. CA FSB. File R-28266. Fol. 5, 5ob.
2. Ibid. Fol. 7, 7ob.
3. Ibid. Fol. 6.
4. Ibid. Fol. 7ob.
5. Ibid. Fol. 24.
6. Ibid. Fol.33.
7. Ibid. Fol. 1.
13. Beglov A.L. V poiskakh «bezgreshnykh katakomb».
Tserkovnoe podpol’e v SSSR . Moscow, 2008, pp. 55-58.
15. CA FSB. RF. File. R-27416. Fol. 169.
16. Ibid. Fol. 112 ob, 113, 114.
Moscow, 1998, pp. 129-130.
18. CA FSB RF. File R-34383. Vol. 1. Fol. 164, 165.
19. Ibid. Fol. 172, 174, 175, 176.
20. CA FSB RF. File R-34383. Vol. 2. Fol. 180, 180ob.