О сказке
Содержание
Сказка Константина Ушинского «Козлятки и волк»
К. Д. Ушинский написал много познавательных детских книг. Еще он занимался обработкой устного народного творчества, пересказывал русские сказки. Настоящий педагог, он никогда не забывал о воспитании юного поколения. Сказка «Козлятки и волк» — тому пример. Писатель сказочным напевным тоном ведет рассказ о семействе козлят и волке, заодно напоминая детям о том, что всегда нужно слушаться родителей, не поступать наперекор разумным доводам.
Краткое описание сказки
Писатель большую роль в воспитании подрастающего поколения отводил русскому народному творчеству. С помощью устного фольклора он ненавязчиво развивал в маленьких дошколятах любовь и уважение к родителям.
В сказке говорится о большой семье. Мама-коза построила в лесной чаще избушку себе и своим детишкам-козляткам. Маленьких козлят необходимо кормить каждый день, поэтому мать уходила из дома, чтобы раздобыть детишкам корм. Мудрая коза знала, что оставлять маленьких детей одних дома очень опасно, ведь в лесу живут злые серые волки, они могут напасть на избушку и погубить деток.
Каждый день, когда она собиралась уйти в лес на пастбище, она строго-настрого наказывала козлятам крепко запереть двери и никого не впускать, пока она не вернется. Через какое-то время коза возвращалась к своему жилищу и начинала петь своим детям песенку, которую они хорошо знали. Споет она свою песенку, козлятки выслушают, да и впустят мать в дом. Коза накормит своих маленьких детишек молочком из вымени, и снова уходит пить ключевую воду и есть сочную траву.
Как-то раз, серый злой волк услышал как коза поет песню, а после этого ей открывают двери. Вот и захотел он полакомиться козлятками, когда их матери не будет дома. Ему казалось, что он запомнит слова, споет песенку, дверь и откроется. Он прибежал к домишку и стал своим грубым голосом петь совершенно другие слова. Козлятки — молодцы, они поняли, что за дверями совсем не мать, а злой волк, и не открыли ему. Так и пришлось серому разбойнику уйти голодным.
Когда мать-коза вернулась домой, дети ей рассказали, что приходил волк, а они его не пустили. Мать похвалила козляток за послушание, она сказала, что они поступили правильно, а то волчище мог бы ими позавтракать.
Писатель немного сократил первоначальный вариант народной сказки, убрал из содержания некоторые моменты, потому что его сказка предназначалась для совсем маленьких слушателей. Ушинский, как педагог, старался оградить детскую психику от кровожадности и насилия. Его тексты полны доброты и мира, красочные истории западают в душу и остаются там на долгое время.
Немного об авторе
К. Д. Ушинский внес огромный вклад в русскую литературу, им написано множество детских рассказов и сказок, с раннего детства воспитывающих в подрастающем поколение огромное чувство патриотизма, великую гордость за свою Родину, любовь к родной земле. Выдающийся новатор народного образования, он считал, что необходимо с младых лет воспитывать в человеке верность традициям, любовь к своей истории и корням. Писатель и педагог, он хорошо понимал, что настоящее воспитание должно исходить из знания своей культуры, народного эпоса, фольклора, устного творчества.
Факты из биографии
Несколько лет Ушинскому пришлось провести за границей в изгнании. Но даже и там, он не оставлял попыток развивать и улучшать русское образование. Им было написано несколько книг и методик, до сих пор являющихся необходимыми и актуальными пособиями для учителей и школьников. Ему всегда была близка мысль, что воспитывать ребенка надо начинать с самого малого возраста, и только тогда можно вырастить настоящего человека и гражданина.
Читайте текст сказки русского писателя Константина Ушинского «Козлятки и волк» онлайн, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Уважаемые студенты педагогического колледжа, сегодня мы поделимся с вами информацией о К.Д. Ушинском, одном из блестящих русских педагогов XIX в., который внес бесценный вклад в отечественную педагогику. Его называют отцом русской педагогической науки, поскольку его учение о творческом труде как факторе воспитания вывело педагогику на качественно новый уровень.
Основные педагогические идеи К.Д. Ушинского опубликованы в 11 томах полного собрания сочинений. Его идеи нашли отражение в трудах А.С. Макаренко и других известных педагогов.
В своих педагогических учениях К.Д. Ушинский изучал закономерности воспитания, акцентируя внимание на необходимости учета специфики национальной культуры, рассматривал методики начального обучения, создал учебники «Родное слово» и «Детский мир», где уделил большое внимание родному языку, литературу и истории. Он также известен как педагог-психолог, разработавший психологические основы обучения. В результате было создано новое содержание процесса обучения, введены новые методы воспитания. Итогом его работы стала программа научной и педагогической подготовки учителя. Он предъявлял высокие требования к личности учителя, говоря о том, что педагог должен иметь обширные знания и педагогический такт, сочетать разум и чувства, быть авторитетом и примером для подражания, постоянно самосовершенствуясь и не останавливаясь на достигнутом.
Система обучения, разработанная этим великим педагогом, остается актуальной и в современной педагогике.
Декан педагогического колледжа доцент М.В. Борисова
Цель, задачи и средства воспитания
Константин Дмитриевич Ушинский внес большой вклад в развитие педагогики. Именно им была разработана область педагогического познания – педагогическая антропология. Согласно педагогической антропологии, педагогу для организации и реализации эффективного педагогического процесса необходимо в первую очередь знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитания. Данной проблеме К.Д. Ушинский посвятил свой главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», именно в нем он обосновал предмет, закономерности и принципы педагогики.
По мнению К.Д. Ушинского, искусство воспитания в первую очередь должно опираться на знания о человеке, его природе, то есть на данные антропологический наук (анатомия, физиология, психология и т.д.), а не только на философские науки, как это было принято ранее в педагогике.
Замечание 1
Основная цель воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.
Согласно данной цели, необходимо:
- Осуществление гармоничного и всестороннего развития ребенка.
- Основной упор в воспитании необходимо делать на нравственность, объединенную с религиозностью.
- Весь процесс воспитания должен быть проникнут разумным, религиозным и нравственным элементами.
К.Д. Ушинский выделял следующие средства воспитания:
- Непреднамеренные. К ним относятся семья, природа, народ и его язык.
- Преднамеренные. Сюда К.Д. Ушинский относит детский сад, школу, то есть специально организованный и целенаправленный педагогический процесс.
К. Д. Ушинский призывал отказаться от педагогики страха, которая несет в себе различные наказания (физические или моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер (замечание, снижение отметки и т.п.).
Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог, наравне с семьей, может оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействия, подавать положительный пример.
В своих работах К.Д. Ушинский выдвигал тезис о двуединстве воспитания и обучения, придавая главное значение воспитательным задачам.
Учение о дидактике
По мнению К.Д. Ушинского основным средством всестороннего развития ребенка является обучение. Эффективность обучения во многом зависит от таких факторов как соблюдение индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. На основании данных выводов, К.Д. Ушинским была создана всеобъемлющая теория обучения и воспитания – дидактика, основой которой являются следующие принципы:
- Принцип посильности и доступности. Содержание воспитательно-образовательного процесса должно соответствовать возрасту ребенка, его умственным возможностям и потребностям. Недопустимо перенапрягать ребенка во время педагогического процесса. Также отрицательно сказывается и легкость в обучении, так как слишком простое не интересно ребенку и значительно снижает его мотивацию. Оптимальность достигается путем создания такого воспитательно-образовательного процесса, при котором ребенок узнает что-то новое, у него возникает стимул познавать далее, есть условия для самостоятельной исследовательской деятельности.
- Принцип наглядности. Наглядность способствует развитию мышления ребенка, формирует у него правильное представление о предмете или действии, делает педагогический процесс интересным и познавательным, так как ребенку интереснее и легче познавать новое на картинках (моделях, макетах, схемах и т.д.), чем просто на словах и устных образах.
- Принцип последовательности. Процесс обучения и воспитания основан на познании от общего к частному (от простого к сложному). Каждый последующий учебный материал опирается на полученные ранее знания и умения. Необходимо постепенно усложнять материал, тем самым ребенок постоянно находится в необходимом рабочем напряжении.
- Принцип сознательности. Ребенок должен понимать и осознавать всю важность получаемых знаний и умений, он должен сам хотеть ими овладеть. Только в этом случае педагогический процесс будет эффективным.
- Принцип основательности и прочности. Весь пройденный учебный материал или полученные умения должны периодически повторяться в форме тренировочных и проверочных упражнений для их закрепления, расширения и последующего углубления.
Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского
Основой педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности.
Замечание 2
Народность – это объективная потребность каждого народа в процессе воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях.
По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения и воспитания детей в каждой стране должен иметь свои отличительные национальные черты. Это связано с тем, что каждый народ уникален и индивидуален. «Подчинение» процесса воспитания идеям и традициям другого народа принесет только вред.
Основной системы народности в воспитании является труд К.Д. Ушинского «О народности и общественном воспитании», где он осуществляет анализ различных систем воспитания, раскрывает их национальные особенности и зависимость от истории народа.
По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.
Одно из важнейших мест в трактовке народности К.Д. Ушинским, занимает труд и его влияние на процесс воспитания личности. В своих работах, в частности в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», он рассказывает о великой воспитательной силе труда. Труд в понимании Ушинского бывает «свободный» и «несвободный». Только «свободный» труд делает человека счастливым, «несвободный» же превращает его в раба.
Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации педагогического процесса. Главная задача педагога — не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.
Замечание 3
Таким образом, Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.