Примеры употребления слова тщеславие в литературе.
Или, может быть, — сказал граф Альтамира, нарушив, наконец, свое глубокое молчание, — это то, что я тебе уже двадцать раз говорил: просто она заразилась французским тщеславием, и ее преследует воспоминание о папаше, пресловутом сукноторговце.
Пусть будет наделен всевозможными пороками: тщеславием, малодушием, бесчестностью и лживостью.
Эксплуататорка чужого труда и в то же время благотворительница ради тщеславия.
И несомненно, что именно от брабантской белошвейки Дюма-сын унаследовал здравый смысл и здоровую мораль, которые будут уравновешивать в его характере буйное воображение, пылкость и тщеславие, доставшиеся ему от предков по отцовской линии.
Пророчество Хельмута Валгепеа пришлось Койту по сердцу, он, правда, старался быть выше мещанского тщеславия и пустого важничанья, но похвала эта все же была как бальзам на душу.
Но Ваньер изучил своего господина, он знал его величие и его слабости и понимал, что истинная причина этой опрометчивой поездки — не тоска Вольтера, а вольтеровское тщеславие.
Малейшее проявление его эгоизма, тщеславия, вульгарности безжалостно заносилось на бумагу свидетелем, затаившим на него горькую обиду.
Лопухина, в странном приступе научного фанатизма, легко сметавшем нравственные и социальные преграды, замешанном, как почти у всех, на тщеславии, любови неизвестно к кому, корысти и эгоизме, наплевав на уголовные условности, в неясной, но отчаянной надежде получить выдающийся научный результат, который послужит индульгенцией, забыв обещания, данные Фрэту, вместе с Вавилой той же ночью вшила сосудистую ножку с маточными артерией и веной иссеченного мышечно-эндометриального лоскута человеческой матки вместе с недифференцируемым пока зародышем в соответствующие разрезы стенок внутренних подвздошной сосудов актера, продекларировав операцию, как наложение нового артерио-венозного шунта для гемодиализа взамен затромбировавшегося.
Помнишь, тогда, во дворце, я не поверила твоим словам о том, что Герострат сжег храм из тщеславии.
А присутствовал там расплывчатый гуманизм и мечтательное тщеславие царя Александра, потрясенные Габсбурги из Австрии, обозленные Гогенцоллерны из Пруссии, аристократические традиции Британии, все еще дрожавшей от страха перед революцией, на чьей совести был рабский труд детей на фабриках и украденное у простых людей право голоса.
Он женился на ней потому, что ему понравились ее горделивость, ее основательность, ее жизненная сила, и еще чуть-чуть- из-за тщеславия, но в тот миг, когда она его поцеловала в первый раз, он понял, что, пожалуй, нет никаких препятствий для того, чтобы им полюбить друг друга.
Мы, как могли, удовлетворили клопиное тщеславие — один из них, в аккуратно запаянном пластиковом пакетике, был нами командирован в медуправление лагерного объединения с соответствующим сопроводительным документом.
По доброте или из коллекционерского тщеславия он подвел меня к застекленному шкафу.
И кара настигала преступников и кощунников за воровство и татьбу, за дармоедство и лень, за пьянство и алчность, за похоть и тщеславие, гордыню и сребролюбие, драчливость и уныние.
Если завтра Красс из тщеславия вздумает получить назначение в какую-нибудь провинцию, где придется воевать, он добьется этого немедленно: он богат и может купить не только несчастных голодных плебеев, но и весь богатый, жадный сенат.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Андреева «Знаменитый Энрико Спаргетти по справедливости считался любимцем богов и людей»
Как вы понимаете значение слова ТЩЕСЛАВИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Чем опасно тщеславие?»
Исходный текст
Тщеславие – это чрезмерное стремление к славе, желание казаться лучше других. Синонимом тщеславия является гордыня. Тщеславные люди в своих поступках руководствуются не категориями морали, а только лишь своим желанием быть в центре внимания. Талантливые люди нередко бывают тщеславными. Но такое состояние человеческой души опасно как для общества, так и для самой личности.
Главная опасность тщеславия заключается в том, что такие люди забывают о голосе разума, потому нередко оказываются в глупой, даже опасной ситуации. Примером тщеславного человека может служить Энрико Спаргетти, герой текста Л.Н. Андреева. Он был лучшим певцом своего времени, но этого ему было недостаточно, он хотел превзойти героя легенд Орфея, чьим именем его называли. Гордыня сподвигла Энрико соревноваться с мифическим героем, чьи звуки завораживали даже животных. Тогда наш герой собрал стадо ослов и исполнил им свою музыку, но он не достиг намеченной цели. В попытках перекричать ослов, он сорвал голос, чуть не лишившись таланта, которым так гордился. А вместо вечной славы получил заметку в журнале, о которой договорился его секретарь. Герой текста чуть не потерял свой чудный голос из-за своего тщеславия. Этот пример показывает, что тщеславие портит человека. Двигаемый тщеславием, человек поступает неосмотрительно и может лишиться всего, что имеет.
Другой пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тщеславным можно назвать Грушницкого, поскольку все его решения были продиктованы желанием стать лучше других. Он так рьяно стремился быть в центре внимания, что превратился из многообещающего юнкера в комического персонажа. Именно чрезмерное тщеславие привело его к гибели: чрезмерная горделивость не позволила ему признать свою вину на дуэли, принять свое поражение и извиниться перед главным соперником — Печориным. Он просто не мог признать, что оказался хуже своего соперника. Что же это, как не тщеславие?
Таким образом, можно сделать вывод: тщеславие – очень опасное состояние. Это словно кривое зеркало, которое не позволяет человеку видеть свои недостатки, заглушая совесть, голос разума. Тщеславие в итоге может затмить все достоинства человека, а может и вовсе привести его к печальным последствиям.
- О многообразном тщеславии прп. Иоанн Лествичник
- О духе тщеславия прп. Иоанн Кассиан Римлянин
- Молодому человеку, который беспокоится о своем тщеславном друге свт. Николай Сербский
- Правило 59. О чести и славе человеческой свт. Василий Великий
- Страсть тщеславия свящ. Сергий Дергалев
- Борьба со страстью тщеславия прот. Сергий Филимонов
- Тщеславие свящ. Павел Гумеров
- Игра на струнках тщеславия прот. Михаил Дронов
- О тщеславии прот. Фёдор Голубинский
***
Тщесла́вие — ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.
***
Является ли тщеславие формой психологической зависимости?
По своему внутреннему характеру тщеславие является страстью. Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.
Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.
Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде.
Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в смирении.
Впрочем, как правило, это бывает связано с тем, что за подлинное, богоугодное смирение часто принимается ложное, лицемерное, театральное (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).
«Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный гордец находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди: ах, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!
Нередко тщеславные люди публично называют себя первыми грешниками, самыми грешными из всех грешников, чем, опять же, выказывают напускное смирение и раскаяние. В действительности же такого рода «смирение» и «раскаяние» являются наиболее изощрённой формой гордыни, мол, ай, какой я нелицемерный, ай, какой искренний и открытый, ай, какой молодец!
Случается, что от «смирения» и «раскаяния» не остается и следа, как только обличение, даже и справедливое, высказывается со стороны посторонних людей. Слыша подобные обличения, тщеславный человек мгновенно забывает, что он — грешник из грешников, достойный наказания, и вместо добродушного согласия с обвинителем гневно отвечает ему, приблизительно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы указывать мне, как жить?
Зараженный тщеславием человек болезненно реагирует на недостаток признания его личных заслуг, на дефицит похвал. Он не просто стремится к земной, тщетной славе: на её поиски он расходует значительную часть своего личного времени, своих собственных сил. Стало быть, тщеславие есть не что иное как одна из форм нездоровой психологической зависимости.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Тщеславие – искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы.
Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские»
Преподобный Иоанн Лествичник подчёркивал изворотливость этой страсти: Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.
***
митрополит Сурожский Антоний
… В тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.
Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.
В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.
***
От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. (Иез. 28:17)
Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4:7).
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6:14).
Ищущий славы то вдруг от радости поднимается вверх, то снова легко погружается, бывает всегда в тревоге и никогда в покое.
Ты пришел на площадь и обратил на себя внимание присутствующих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рассеявшийся дым. Отчего же мы так пристрастны к вещам ничтожным? Какое безрассудство! Какое безумие!
Другие страсти, хотя заключают в себе большой вред, но, по крайней мере, приносят и некоторое удовольствие, хотя и временное и короткое… но обладаемые страстью тщеславия всегда живут жизнью горькою, лишенною всякого удовольствия. Ибо они не достигают того, что так любят… Потому и сама страсть эта называется не славой, а тщеславием… Она тщетна и не имеет в себе ничего блистательного и славного.
святитель Иоанн Златоуст († 407)
Как дни сменяются ночами и лета зимами, так тщеславие и сластолюбие – печалями и болезненными страданиями, или в настоящем веке, или в будущем.
преподобный Максим Исповедник († 662)
В тщеславную душу снова возвращаются страсти, некогда ею побежденные и исшедшие из нее.
преподобный Исаак Сирин (VII век)
Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех.
игумен Никон (Воробьев)
***
См. СМИРЕНИЕ, ГОРДОСТЬ