04 августа 2011 08:40
Армения — первая страна, которая приняла христианство как государственную религию. О древних храмах Армении, и об искусстве мастеров, их возводивших, а иногда и просто вырубавших в горах, рассказывает Зинаида Курбатова.
У вершины священной горы Арарат в хорошую погоду видно маленькое облако. Считается, что оно не исчезает никогда и что это души всех армян, живущих в разных странах мира. Туристы начинают знакомиться с историей страны именно отсюда. С горы хорошо видно это место — священное для всех армян. Здесь начинается история Армении, которая первой в мире приняла христианство в 301 году нашей эры.
Церкви Святой Мариам и Святого Григория были построены в 17 веке после землетрясения. До 301 года здесь была крепость и языческие храмы. «Хор Вираб» переводится как «глубокая темница». В ней пребывал всего один заточник. Царь Трдат Третий в 288 году заключил сюда христианского миссионера Григора Лусаворича. Над темницей сейчас часовня. Спуститься по вертикальной лестнице в этот колодец решаются не многие.
Именно здесь 13 лет находился в заточении Григорий Просветитель. Ему сюда еще бросали змей и скорпионов. Место святое-недавно несколько туристов сорвалось с этой лестницы, но никто не расшибся.
В 301 году Трдат Третий, боровшийся с христианскими проповедниками, серьезно заболел. Вылечить его смог только Григорий Просветитель. Исцелившись, царь уверовал, и христианство стало в Армении государственной религией. Сейчас «Хор Вираб» — действующий монастырь, где совершаются требы и каждый день бывают туристы. С 17 века он не реставрировался. Графитти, которые оставляют приезжие, не стирают — на удивление, они не нарушают величественности памятника.
Когда Армения стала христианской, началось уничтожение языческих храмов по всей стране. Их разрушали, на их месте строили церкви. Единственный языческий храм эллинистической эпохи, который чудом сохранился — в Гарни. Его спасла сестра царя.
Туристам показывают бани, пол которых выложен мозаичными картинами с изображением богов — покровителей моря. И главное — Храм бога солнца, напоминающий греческий Парфенон. Он построен методом сухой кладки, без раствора, с небольшими креплениями.
Узоры всюду не повторяются, вокруг входа надписи на фарси и арабском. Здесь была летняя резиденция армянских царей, пока здание не разрушилось в 17 веке во время землетрясения.
В 1976 храм восстановили. Осколки камней собирали по всей долине местные жители. Реставрация научная — хорошо видно, какие камни исторические, какие новые. Всюду у подножия храма хачкары — кресты, вырезанные в камне. Ни один орнамент не повторяется, хачкары разные, как души христиан.
Армению еще называют Карастан — страна камней. И не только потому, что вокруг — горы. Армянские архитекторы и строители возводили здания из базальта и туфа и научились обращаться с камнем, как никакие другие мастера в мире. Безусловная вершина их искусства — пещерный монастырь Герард.
Монастырь, основанный Григорием Просветителем, много раз подвергался нападениям арабов и турков-сельджуков. В 13 веке здесь построили главную церковь — Католике, где проходят службы.
Жемчужины монастыря — это вырубленная прямо в скале церковь Аствацацин и две княжеские усыпальницы. Над гробницами — Герб князей Прошьянов: львы, орел, драконы. Храм строили по особой методике. Делали сверху скалы колодец. Продвигались вниз, вырубая камень и выбрасывая его наружу.
Трудно представить, как такое возможно. Отверстие наверху служит единственным источником света, он преломляется и освещает всю огромную церковь. Мощные колонны, орнамент, сделаны мастерски, акустика не уступает лучшим концертным залам. Архитектор Галзаг оставил надпись под крышей храма «Кто заходит в эту церковь, пусть вспомнит в молитве и меня».
Три с половиной века назад землетрясение не разрушило монастырь, оставило лишь трещины. Храмы тоже капитально не реставрировали — впрочем, монастырь ухожен. Два монаха и трудники справляются со всеми хозяйственными проблемами. Как и все церкви Армении, Герард находится не в ведении Министерства культуры, а подчиняется Католикосу всех армян Гарегину Второму.
Католикос каждое воскресенье возглавляет Воскресную службу в Кафедральном соборе города Эчмиадзин. Верующих здесь всегда много. Ведь это первый христианский храм Армении, построенный Григорием Просветителем.
Для армян, которые много раз теряли государственность, церковь важна и как один из символов единения народа. Эчмиадзин не остается законсервированным архитектурным памятником. Рядом со старинными храмами появляются новые постройки из камня — например, въездная арка. Она органично дополняет средневековый ансамбль, подтверждает — армянские строители не утратили своего мастерства. На протяжении веков.
Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.
Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.
Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.
За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.
Представляем Вам наш рейтинг самых красивых и значимых храмов Армении.
1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.
2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.
3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.
4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.
5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.
6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.
7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.
8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.
9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.
10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.
11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.
12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.
13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.
14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.
15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.
16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.
17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.
18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.
19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.
20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.
21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.
22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.
22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.
23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.
24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.
25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.
26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.
27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.
28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди
29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.
30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.
31. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.
Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.
Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье — Интерьеры армянских храмов.
Присоединиться к Паломническому туру в Армению.
фото: TRAVEL-ARMENIA, Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян
РИМ И АРМЕНИЯ. У ИСТОКОВ КАТЕХОНА
Артем Саркисян*
Ключевые слова: Катехон, ближневосточная олигархия, международная торговля, Тигран Великий, Митридат, армяно-понтийский союз, Рим.
Сегодня не только историческая наука развивается в значительном отрыве от философской и, тем более, богословской мысли, но и в самой историографии политическая и экономическая история и история мысли зачастую исследуются независимо друг от друга. Это сужает понятийный аппарат исторической науки и мешает созданию целостной картины мировой истории, одним из ключевых феноменов которой является Катехон. Между тем междисциплинарный подход может не только обеспечить этому понятию подобающее место в исследовании прошлого, но и помочь глубже осмыслить именно его исторический аспект. Одну любопытную сторону этого аспекта, связанную с его истоками, мы и рассмотрим вкратце в статье.
Согласно распространенному воззрению, засвидетельствованному еще у Тертуллиана, Лактанция и Иоанна Златоуста, под библейским понятием Кате-хона следует подразумевать римскую власть, уберегающую мир от катастрофы, связанной с будущим пришествием антихриста. Причем речь идет уже о римской власти, современной апостолу Павлу, т.е. о власти языческой, а не только христианской эпохи .
Не вдаваясь в разбор идеи Катехона1, отметим вкратце некоторые геополитические особенности Римской державы, в самом деле подготовившие ее великую историческую миссию. Во 11-1 вв. до н.э., благодаря убедительным победам своего оружия, римляне стали хозяевами всего Средиземноморья,
‘ Историк.
1 В современной историософии идея Катехона рассмотрена, например, такими исследователями, как Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) — применительно к русской истории и Карл Шмитт — применительно к западному миру .
впервые объединенного в рамках единой империи. Политическое единство подняло на новый уровень духовное взаимодействие народов, обеспечив беспрецедентное взаимопроникновение культур. Именно на такой почве стало возможно распространение христианства, оказавшегося в 1Ув., после тяжелейшего кризиса, пережитого античным миром, единственной, по-видимому, силой, способной сохранить это единство если не в политической, то в цивилиза-ционной плоскости.
Важными аспектами становления и дальнейшего существования Римской империи являются взаимоотношения римлян не только с другими державами, народами, их культурами и религиями, но также с олигархическими (жреческо -банкирскими) структурами Ближнего Востока. К сожалению, последний аспект в исторической науке не удостаивается серьезного внимания. Для нас же важно то, что отношения между этими двумя силами составляют суть римской миссии Катехона, поскольку идеологическим оппонентом христианства стала система ценностей, имеющая ближневосточную языческую основу. Интересно отметить, что становление римской державы шло параллельно решающему этапу формирования ближневосточной олигархии. Возникнув разными очагами в III-II тыс. до н.э. раньше всего в Месопотамии, но, в последующем, также в Финикии, Египте и других центрах, она добилась невиданного обогащения в эпоху эллинизма (конец ГУЧвв. до н.э.) благодаря обширной мировой торговле, связавшей друг с другом разные концы ойкумены. Прежняя, порою острая борьба между разными олигархическими центрами начала сменяться их медленной и противоречивой, но все же интеграцией, в которой вавилонское жречество, видимо, играло преобладающую роль1.
Издревле, начиная, как минимум, с Шумера середины III тыс. до н.э., важной геополитической задачей олигархических сил являлась защита своей все более разветвлявшейся торговой сети, не просто снабжавшей скудную ре-
1 Насколько мы знаем, институты ближневосточного жречества и деловых кругов в науке рассматривается в рамках истории религии и культуры конкретных стран, однако нам неизвестны всеобъемлющие труды, специально посвященные истории жречества во всех ее аспектах. Формирование единой научной картины значительно затруднено, помимо сравнительной скудости фактического материала, также тем, что требует специальных знаний в событийной истории, экономике, культуре, религии, идеологии одновременно таких разных стран, как, например, Месопотамия, Ханаан или Греция, причем в различные эпохи их истории. Вместе с тем, в русскоязычной и западной научной литературе есть целый ряд исследований, в которых сделаны весьма ценные наблюдения и выводы .
сурсами Месопотамию всем необходимым, но служившей механизмом перераспределения богатств на международном уровне. Главным средством такой защиты могло быть создание больших империй, способных не только объединить само Междуречье, но также подчинить прилегающие страны. Среди последних особенное значение имели Сирия и Армения, первая — как важная составляющая т.н. Плодородного полумесяца, вторая — как богатейший источник минералов и строительного сырья. Более того, Сирия обеспечивала выход к Средиземному морю, ставшему весьма важным торговым перекрестком уже в первой половине I тыс. до н.э. (что, однако, должно было приводить к конфликту с финикийцами). А контроль над Армянским нагорьем с его доминирующим географическим положением мог служить ключом к общей безопасности в регионе (но и это требовало огромного напряжения сил для борьбы с армянскими государствами, особенно в ХШ-У1вв.). Логика таких глобальных задач предполагала объединение ближневосточного полумесяца и Армении в одно политическое пространство, как это было при персидской державе Ахе-менидов в У1-1Увв. и, в усеченной форме, при македонской державе Селевки-дов в 1У-11вв. до н.э. При последних часть функций Вавилонии как экономического центра переняла сирийская столица Антиохия.
Следует сказать, что именно жреческо-финансовые круги Ближнего Востока в гораздо большей степени, чем монархии как таковые, обладали внятным видением политической и экономической картины мира и выступали в качестве главной движущей силы событий, менявших облик региона. Правда, это видение формировалось постепенно, веками, по мере расширения географии интересов и накопления политической мудрости, опиравшейся не только на умозрение, порою опережавшее время, но и на извечный метод проб и ошибок. Важно отметить, что эта языческая картина мира в своих главных чертах окончательно оформилась, как представляется, в эллинистическую эпоху, т.е. в эпоху, непосредственно предшествовавшую возникновению христианства.
Время чуть ранее рубежа эр характеризуется тектоническими сдвигами, выразившимися как в грандиозной попытке ближневосточной олигархии установить свой контроль над огромными территориями чуть ли не от Испании до Средней Азии, так и в выдвижении Рима как препятствия на пути олигархии. Уже во 11в. до н.э. Рим становится ведущей военно-политической силой. Лик-
видировав в 146г. до н.э. такие крупные торгово-финансовые центры Средиземноморья, как Карфаген и Коринф, римляне вскоре овладели довольно богатой Малой Азией1. Грубой военной силой была пресечена возможность дальнейшего расширения международной торговли в Средиземноморье, а сама Малая Азия, не просто значимая для восточной олигархии, но рассматривавшаяся как исконная территория ее интересов, стала объектом систематического и беззастенчивого грабежа. Таким образом, великая миссия Рима на Востоке началась со смешного, если можно так выразиться. Экономический ущерб для восточного жречества был столь ощутимый, что несмотря на открывшиеся в конце Пв. до н.э благодаря Великому шелковому пути новые финансовые возможности, оно не могло долго мириться с положением.
К угрозам с запада добавились проблемы на востоке. Селевкидские цари, на которых после смерти Александра Великого были возложены большие надежды, не оправдали себя как военно-политическая сила. Потерпев поражение на всех фронтах, они во Пв. до н.э. потеряли, помимо прочего, не только иранские земли, но и Месопотамию, которая в 141г. (окончательно в 121г.) оказалась под властью парфянских Аршакидов. Плодородный полумесяц был, таким образом, разделен между двумя враждебными державами, к тому же Се-левкидское государство, ограничившееся территорией Сирии, вступило в период внутридинастийных конфликтов и политических смут. Необходимость в новой военно-политической силе, способной не только восстановить единство Ближнего Востока, но и приостановить продвижение римлян, требовала от олигархии найти выход. Теоретически такой силой могли быть парфяне, подавшие заявку на восстановление империи Ахеменидов. Но в отличие от маке-донян-Селевкидов, чуждых региону, лишенных широкой опоры, а потому легко контролируемых, Аршакиды, возведя себя к самим Ахеменидам, очень быстро взяли курс на консолидацию с иранской знатью и ее системой ценностей и потому обеспечили себе определенную политическую самостоятельность2. В свое время ценностные противоречия между иранской элитой и вавилонским жречеством привели к длительному конфликту с Ахеменидами, и теперь при-
1 Как показал англо-американский исследователь австрийского происхождения Э.Бэдиан, римская экспансия на Востоке была обусловлена не экономическими, а военно-политическими соображениями .
2 О становлении парфянской политической идеологии см. .
ходилось заново договариваться с Аршакидами вокруг нового modus vivendi. Однако амбициозные парфяне, у которых был свой взгляд на историю, были не лучшим решением. И вскоре, как казалось, выход был найден в лице армяно -понтийского союза 94г. до н.э, заключенного между Тиграном II (95-55гг.) и Митридатом VI (113-63гг.). И хотя непосредственным объектом их совместной политики было соседнее проримское государство Каппадокия, союзу отводилось большое значение для региона в целом1.
При всей скудости древних источников, вся логика событий, как предшествовавших так и последовавших за заключением этого союза, заставляет относить его идею на счет жреческо-банкирских кругов Месопотамии, Сирии и Малой Азии. Союз Армении и Понта не только означал заявку на главенствующую политическую роль двух государств во всем регионе, но и предполагал своеобразное разделение сфер во внешней политике. Понт приступал к задаче объединения вокруг себя Малой Азии и Греции для борьбы с снискавшим всеобщую ненависть Римом, в то время как Армения брала на себя функции силы, объединяющей Плодородный полумесяц. К тому же союз был скреплен династическим браком Тиграна и дочери Митридата Клеопатры, что в будущем делало возможным объединение государств, если возникнет на то необходимость. Главенство двух новых держав легитимировалось как происхождением армянской и понтийской династий от Ахеменидов, так и их приобщением к духовному наследию Александра Македонского и эллинизма. В отличие от Ирана, Армения и Понт являли собой перекресток не только торговых путей, но и разных культурных влияний — иранского, ближневосточного, греческого. Отсутствие в обоих государствах собственной четко выверенной религиозно-политической идеологии, независимой от внешнего воздействия, давало простор для идеологических манипуляций, призванных направить их политику в нужное для жречества русло. Распределению ролей между Митридатом и Тиграном должны были соответствовать их разные характеры. Рьяный, воинственный, не знающий моральных преград и вместе с тем харизматичный Мит-ридат вполне подходил для миссии сокрушителя римской власти в Азии и на Балканах. Наоборот, спокойный, рассудительный, умеренный Тигран мог соответствовать тому восточному и, вместе с тем, эллинизированному идеалу мо-
1 Из новейших трудов о деятельности армянского и понтийского царей см. .
нарха, который нашел отражение в «Киропедии» Ксенофонта. Идеологи позаботились и о том, чтобы политика монархов получила нужное теоретическое обоснование. Религиозной основой великих побед Митридата должен был стать придуманный в Малой Азии новый культ — митраизм, который, как показали исследования некоторых англо-американских ученых в 1970-80-х гг., основывался не на иранских религиозных представлениях, а на астрологии . К этому выводу нужно добавить, что астрология как система верований и практик астрального содержания, имеет определенно месопотамское происхождение. Для Тиграна же руководством к действию должна была служить философия его советника, греческого интеллектуала и ярого ненавистника римлян, автора панегирика «История Тиграна» Метродора Скепсийского: его философия, надо полагать, вслед за Ксенофон-том постулировала образ царя, правящего в согласии с законом и под надзором старейшин, и отсылала к одноименному предку царя и другу Кира Великого1. Во внешней политике от Тиграна требовалось изгнать из Междуречья парфян, покончить с хаосом в Сирии в качестве ее нового царя, окончательно подчинить строптивую Финикию и защитить торговые пути.
Но если отношение олигархии к Митридату и Тиграну было одинаковым
— поставить обоих на службу своим интересам, то различным было отношение двух монархов к олигархии. Авантюризм и безрассудство Митридата, вознамерившегося совершить поход на сам Рим, обернулись не просто тяжким поражением в затяжной войне против римлян, но гибелью как его самого, так и его государства. Совершенно иным был взгляд на вещи у мудрого армянского царя
— идти на встречу ожиданиям и требованиям олигархии в той мере, в какой это соответствовало интересам самой Армении. Были ли у Тиграна разногласия с Аршакидами по вопросу наследия Ахеменидов? Да. После смерти великого парфянского царя Митридата II (124-88гг.) у парфян возникли внутренние неурядицы и было самое время изгнать их из Плодородного полумесяца. Но Ти-гран ограничился лишь завоеванием северной части Месопотамии, подчинением Атропатены, прикрывавшей тыл армянского государства, и добился ус-
1 Сведения о Метродоре в источниках весьма скудны (их обзор см. ), и нам не известны специальные исследования, посвященные его личности. Определенные сведения о его философских воззрениях и их анализ см. .
тупки Аршакидами древнего титула царя царей. Вавилонскому жречеству не хватало полного взаимопонимания с парфянами, но это стало его проблемой. В 83г. до н.э. по приглашению антиохийской знати Тигран становится царем Сирии. Взяв на себя обязательство не тревожить свое новое владение войнами, Тигран выполнил его по-своему: те города Финикии, что не согласились с приглашением Тиграна и признавали над собой власть селевкидской царицы Кле-опатры-Селены, Тигран тоже не потревожил. Таким образом, сорвалась попытка вавилонской олигархии руками армян подчинить финикийцев. Владения Селены были ликвидированы Тиграном только тогда, когда возникла угроза римской агрессии (69г. до н.э). В самом римском вопросе Тигран придерживался нейтралитета настолько, насколько это было возможно, и даже вторжения Лукулла (69г.) и Помпея (66г.) в Армению не сделали Тиграна заклятым врагом Рима. Скорее всего, в отличие от Митридата, которому внушили великую миссию завоевателя и освободителя эллинистического мира, Тигран не слишком верил в долговечность собственных завоеваний и на случай крупного столкновения с римлянами или парфянами рассматривал вновь обретенные территории как разменную монету в деле защиты целостности самой Армении. Дальнейшие события развивались именно в таком ключе.
Если в свое время Ахемениды вступили в конфликт с вавилонским жреческими кругами, не сумев, однако, эффективно противодействовать им, то Тигран Великий. не идя на конфронтацию, умело ограничивал или корректировал их политику, как видно из вышеизложенного. А из конфликта с Римом Тигран вышел другом римского народа, обеспечив, в отличие от Понта, дальнейшее существование армянского государства на пятьсот лет. Сами римляне укрепились на Ближнем Востоке не сразу. Потребовалось еще четыре десятка лет, чтобы римская держава, пройдя через ужасы гражданских войн и отразив новые как военные так и идеологические натиски восточной олигархии, утвердилась в качестве единственной силы во всем Средиземноморье. Основатель империи Октавиан Август (император с 27г. до н.э. по 14г. н.э.) своим умелым руководством реорганизовал эту державу, приостановив разграбление провинций и многократно расширив опору власти за счет здоровых социальных сил.
В своих исследованиях армянский историк, профессор Альберт Степанян пришел к выводу, что римляне рассматривали итоги войны с царем Тиграном
как переход от армянского миропорядка (pax Armenica) на Ближнем Востоке к миропорядку римскому (paxRomana) . К этому следует добавить и определенную преемственность между восточной политикой императора Августа и Тиграна Великого. Здесь Август воспринял именно тот курс, который был намечен Тиграном — курс, так сказать, «дружбы-вражды» с жрече-ско-банкирскими кругами, который предполагал сдерживание их устремлений без лишней конфронтации и, как одно из следствий, соблюдение баланса во взаимоотношениях с Парфией1.
Октябрь, 2016г.
Источники и литература
1. Апостол Павел, Второе послание к Фессалоникийцам 2:6-7.
2. Тертуллиан, Апологетик, 32.
3. Тертуллиан, О Воскресении плоти, 24.
4. Лактанций, Божественные установления 7:25:7-8.
5. Иоанн Златоуст, Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам, Беседа 4:1.
6. АкопянА., Тигран Великий, Ереван, Лусакн, 2005 (на арм. яз.).
7. Белявский В.А., Тайны Вавилона, Москва, Вече, 2001.
8. Дандамаев М.А., Храм и государство в поздней Вавилонии, Вестник Древней Истории, 1966, №4 (98), сс. 17-39.
9. Дьяконов И, Вавилонское политическое сочинение УШ-УПвв. до н.э., Вестник Древней Истории, 1946, №4 (18), сс. 68-83.
11. Манасерян Р., Тигран Великий: борьба Армении против Рима и Парфии в 94-64 гг. до н. э. — Ер.:, Айастан, 1987 (на арм. яз.).
12. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. — М.: Институт русской цивилизации, 2007.
13. Молев Е.А., Властитель Понта. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1995.
14. Периханян А.Г., Храмовые объединения Малой Азии и Армении (ГУв. до н.э. — Шв. н.э.). — М.: Издательство восточной литературы, 1959.
15. Ранович А., Восточные провинции Римской империи в Г-ГГГ вв. — М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1949.
16. Саркисян Г.Х., Самоуправляющийся город Селевкидской Вавилонии // Вестник Древней Истории, 1952, №1 (39), сс. 41-53.
1 О восточной политике Августа см. ; также обзор восточной политики Рима см.
19. Badian E, Roman Imperialism in the Late Republic. — Oxford: Basil Blackwell, 1968.
20. Ball Warwick, Rome in the East. The Transformation of an Empire. — London-New York, Routledge, 2000.
23. Dignas Beate, Economy of the Sacred in Hellenistic and Roman Asia Minor. — Oxford-New York: Oxford University Press, 2004.
27. Neusner Jacob, Parthian Political Ideology // Iranica Antiqua, 1963, №3, pp. 40-59.
28. OlmsteadA.T., History of the Persian Empire. — Chicago and London: The University of Chicago Press, 1948.
30. Rostovtzeff M, The Social and Economic History of the Hellenistic World, in 3 vol. — Oxford: Oxford University Press, 1941.
33. WolskiJozef, L’historicite d’Arsace Ier // Historia, 1959, №8, Heft 2, pp. 222-238.
34. Wolski Jozef, Arsace II et la genealogie des premiers Arsacides // Historia. 1962, №11, Heft 2, pp. 136-145.
35. Wolski Jozef, Les commencements de l’empire parthe // Gerion. 1988, №6, pp. 9-19.
¿лпис ЪЧ ZU3UUSULC. чиэъ^пъь ичпьъ^ъъгь uns
Upinjnif Umpqujmh
UU^^mq^p
¿nq^m&nrJ 4mmh^nU hmu^mgnrpjmU J^gngn^ q^mmp^hL t S^qpmU
mpUhymU o^qmp^mj^ (PmphjnU^ U шд ^hUmpnUUhp^ ppJhp^ U qpmJmmhphp^ 2pgmUm^Uhp) mUmhum^mU 2шhhpp:
РИМ И АРМЕНИЯ. У ИСТОКОВ КАТЕХОНА Артем Саркисян
Резюме
В статье через призму понятия Катехона рассмотрена преемственность исторической роли Армении эпохи Тиграна Великого и Римской империи. Внешнеполитические реалии Армении I века до н.э. представлены в контексте международной политики, где главным движителем выступали экономические интересы ближневосточной олигархии (жреческо-банкирских кругов Вавилонии и других центров).
ROME AND ARMENIA AT THE ORIGINS OF KATECHON
Artem Sargsyan