§ 5. Приходское духовенство в XIX веке
Начало XIX века застало русское духовенство замкнувшимся в отдельное сословие с особыми сословными правами, с передачей церковных мест по наследству. Вступление в это сословие для выходцев из дворян и податных состояний было затруднительно. Но поскольку в духовном чине постоянно образовывался избыток безместных взрослых детей, выход из него был не только открыт, но для многих и прямо принудителен.
В 1803 году всем праздным лицам духовного звания было дозволено свободно избирать себе род жизни, но уже через три года начался очередной разбор безместных детей духовенства, не получивших образование: годных для военной службы отправляли в полки, а непригодных — определяли в сторожа консисторий.
Последний разбор был проведен в 1830-1831 годах. На военную службу брали праздных лиц духовного сословия в возрасте от 15 до 40 лет. Исключение было сделано для не успевших определиться на место выпускников богословского и философского классов. Кроме того, разрешалось оставить по одному сыну при отцах для прокормления в старости.
Большие перемены в положении духовенства наступили в конце 50-х годов. Для обсуждения вопросов о положении духовенства составилось особое присутствие из членов Синода, обер-прокурора, нескольких министров и других высокопоставленных чиновников под председательством митрополита Исидора. В 1867 году Присутствие выработало положение, которым отменялись наследственные права на церковные места, а через 2 года после этого вышел указ, вносивший радикальные перемены в положение духовенства. Из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики, а самое главное — все взрослые дети клириков. Причем им присваивались весьма высокие сословные права. Сыновья священнослужителей получили личное дворянство или почетное потомственное гражданство, а дети церковнослужителей приравнивались к почетным личным гражданам. Им предоставлялось право поступать на военную или гражданскую службу, а также, по желанию, вступать в купеческие гильдии. Дети певчих, звонарей, сторожей обязаны были по достижении совершеннолетия приписываться в сельские или городские общества, но с освобождением от податей. В духовном чине остались лишь лица, состоявшие на действительной церковной службе. Юридически этим указом сословность духовенства упразднялась.
В 1863 году выпускникам семинарий был открыт доступ в университеты, и вскоре выходцы из духовенства составили почти половину студенчества. По успеваемости это были всегда лучшие студенты, но в силу ряда причин они часто разделяли радикальные и даже нигилистические взгляды. Детям духовных лиц разрешали также поступать в светские средние школы, но в отличие от семинарий, в гимназиях и реальных училищах образование было платным, поэтому даже те сыновья клириков, которые не собирались посвящать свою жизнь Церкви, предпочитали завершать среднее образование в семинарии, а потом идти в университет или на гражданскую службу. В то же время с конца 50-х годов шире открывался доступ к церковному служению для лиц из других сословий.
Материальное обеспечение духовенства в начале XIX века оставалось весьма недостаточным. При Александре I вдвое были повышены установленные Екатериной II таксы за требы, зато прекратились начатые при Павле наделения церковных причтов земельными участками. Это сделано было под тем предлогом, что Комитет 1808 года должен был изыскать средства для лучшего обеспечения духовенства. Комитет составил смету более чем на 7 миллионов рублей. На деле, однако, собрать такой суммы не удалось, и из задуманной кардинальной реформы осталось лишь положение о денежных окладах для священнослужителей с учеными степенями, о выдаче временных пособий духовенству, пострадавшему от неурожаев, пожаров и других бедствий, а также о финансировании попечительств о бедных духовного звания. Такие попечительства были учреждены в 1823 году при епархиальных консисториях. В их пользу шли особые кружечные сборы, отчисления из доходов кладбищенских церквей и остатки штатных сумм из монастырей.
Для обеспечения вдов духовного звания Синод по почину архиепископа Феофилакта (Русанова) узаконил так называемые «приходы со взятием». Это значило, что приходская вакансия преимущественно предоставлялась кандидату, соглашавшемуся жениться на дочери покойного священнослужителя и взять на себя обязательство содержать тещу пожизненно, а сестер жены — до выхода замуж. Кроме того, вакансии просфорниц предоставлялись в первую очередь вдовам духовного чина, одиноким или имевшим малолетних детей, либо взрослых дочерей, «не подающих надежды на замужество».
При императоре Николае I и обер-прокуроре Протасове материальному обеспечению духовенства уделялось больше внимания, чем прежде. Церковные причты щедро наделялись землей. Для священнослужителей и причетников строились церковные дома на казенный счет. В 1842 году в западных епархиях, где только что совершилось воссоединение униатов с Православной Церковью, были установлены оклады для духовенства. В следующем году казенное жалование стало постепенно вводиться и в других епархиях. Священнику выдавался оклад от 100 до 180 рублей в год, диакону — 80, дьячку -?40, пономарю — 32 и просфорнице — 14 рублей. К концу царствования Николая I почти половина причтов (числом 13214) пользовалась казенными окладами.
В 60-70-е годы материальное обеспечение духовенства рассматривалось Присутствием во главе с митрополитом Исидором. Положение, выработанное им в 1869 году, предусматривало введение новых сокращенных штатов приходского духовенства: бедные приходы соединялись с другими, более обеспеченными. По новым штатам нормальный притч состоял из священника и псаломщика. Второй священник и второй псаломщик, допускались в исключительных случаях, а диаконы вообще исключались из приходских причтов и могли служить лишь на вакансии псаломщика или без казенного оклада, на попечении прихожан.
Тогда закрыто было около 2 тысяч приходов. За штат увольняли престарелых и малоподготовленных священников, а вот из числа диаконов уволено было больше трети. По штатам 1869 года в Русской Церкви состояло 38075 священников, 11144 диакона и 68461 причетников. Сокращение штатов позволило в два раза повысить казенное жалование духовенству, но поскольку цены с 40-х годов к тому времени возросли тоже вдвое, на деле в обеспечении духовенства никакого улучшения в сравнении с 40-ми годами не произошло.
В 1866 году были составлены новые правила пенсионного обеспечения клириков. Священникам, прослужившим не менее 35 лет, назначались пенсии по 90 рублей в год, а их семьям — по 55-65 рублей, в 1878 году пенсионный оклад был повышен до 130 рублей для священников и протодиаконов, а с 1860 года пенсии стали также назначаться диаконам и их осиротевшим семьям.
Что касается сословных прав духовенства, то в начале XIX века священнослужители по свободе от телесных наказаний по суду приравнивались к дворянам. Впоследствии эту привилегию получили их жены, а при Николае I также и дети. Но церковнослужители, наравне с лицами податных сословий, в случае совершения уголовных преступлений, могли быть подвергнуты телесному наказанию. В 1863 г. телесные наказания как карательные меры, назначавшиеся судом, были отменены для всех подданных России.
Отмена крепостного права постепенно отучила помещиков от привычки своевольно и высокомерно держаться со священнослужителями церквей, расположенных в их владениях. Возвышение духовенства на сословной лестнице сблизило значительную его часть, особенно городских протоиереев с академическим образованием, с дворянской интеллигенцией. Сельское духовенство, ближе стоявшее к простому народу по житейским условиям, по взглядам на жизнь, по обычаям и нравам, крепче связано было со своей благочестивой, хотя и мало сведущей в церковном учении паствой.
В подавляющем большинстве приходские священники и в XIX веке оставались людьми искренней и теплой веры. Среди них мало было красноречивых проповедников, мало ученых богословов, но это были благоговейные совершители Тайн Божиих, пастыри, нелицемерно преданные Богу, Церкви и Отечеству.
Из пастырей, чьи ревностные труды увенчались особенно благодатными успехами, всероссийскую известность получил петербургский священник А. В. Гумилевский, который в своем приходе открыл братство и воскресную школу, многие годы он духовно окормлял больных в Обуховской больнице и умер, заразившись тифом. Другой петербургский протоиерей И. Н. Полисадов особенно знаменит своими проповедями, обращенными к рабочему люду столицы. Протоиерей А. В. Рождественский известен деятельным участием в организации обществ трезвости. Его называли «народным печальником». Он издавал религиозно-назидательные журналы для народа: «Отдых христианина», «Трудовая жизнь», «Воскресный благовест».
Один из пастырей, принадлежавших белому духовенству, известен всему миру как духоносный муж святой жизни. Имя его — протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Отец Иоанн родился в 1829 году в семье сельского причетника в Архангельской епархии. Свое образование он завершил в Петербургской Духовной Академии. В 1855 году его рукоположили в сан пресвитера и назначили священником Свято-Андреевского собора в Кронштадте, где он служил беспрерывно более полувека, до своей кончины. С 1882 года отец Иоанн развернул необычайно широкую благотворительную деятельность. Он устроил рабочий дом, детский приют, школу для бедных детей. С небывалым успехом ему удавалось вести борьбу с пьянством, распространенным среди портовых рабочих и моряков Кронштадта. Отец Иоанн был женат, но и в браке сохранил совершенное целомудрие. Он ежедневно совершал Божественную Литургию. Богослужения отца Иоанна в Андреевском соборе были явлением исключительным в церковной жизни. Его дерзновенная вера, чуждая и тени сомнений, подобная вере первых христиан, захватывала молящихся и многих перерождала духовно. За такими Богослужениями открывались необычайные проявления милости Божией. Русский народ чтил его еще при жизни как чудотворца.
Великий молитвенник, замечательный проповедник, в устах которого глаголы вечной жизни звучали с такой покоряющей силой, что они преображали сердца людей, пастырь-благотворитель, отец Иоанн Кронштадский был еще и глубоким богословом. Его книги «Моя жизнь во Христе» и «Христианская философия» принадлежат к самому великому и подлинному в русском богословском наследии XIX века. В своих творениях Кронштадский пастырь не рассуждает о догматах, а свидетельствует их истину, опираясь на святоотеческий и на свой жизненный духовный опыт. Его дневник под названием «Моя жизнь во Христе» содержит не размышления о Боге и не мечтания о Нем, а свидетельство о подлинной встрече с Ним и свидетельство о тайне Церкви как едином Теле, которое живет в Святой Евхаристии. Евхаристия, по учению отца Иоанна, средоточие христианского бытия. Духовная жизнь и Таинства — вот единственный надежный путь к встрече со Христом. Для отца Иоанна Кронштадского христианство было не отвлеченным учением, не системой нравственности, а новой жизнью, непохожей на жизнь ветхого человека, порабощенного грехом.
Таким был и сам духоносный Кронштадский праведник. Блаженная кончина его последовала 20 декабря 1908 года на 80-м году земной жизни. Он был оплакан всей православной Россией, которая уже при его земной жизни видела в нем своего молитвенника и заступника пред Богом. Согласно завещанию самого отца Иоанна, он был погребен в соборном храме Иоанновского женского монастыря в Петербурге, основанного отцом Иоанном в 1900 году и посвященного его небесному покровителю — преподобному Иоанну Рыльскому.
Следующая глава >>
Содержание
- Духовенство
- 8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ
- 6. Конная фигура Карла Великого отлита якобы в IX веке, но конь в ней изготовлен в XVI веке
- 21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке
- § 5. Приходское духовенство
- Приходское духовенство
- Военное духовенство
- Духовенство и политика
Духовенство
Духовенство Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она
8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ
8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ Знаменитая опричнина кончается московским разгромом 1572 года. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. в , т.1, с. 300–302. Как показывают документы,
6. Конная фигура Карла Великого отлита якобы в IX веке, но конь в ней изготовлен в XVI веке
6. Конная фигура Карла Великого отлита якобы в IX веке, но конь в ней изготовлен в XVI веке На рис. 6.65, рис. 6.66 и рис. 6.67 представлена известная бронзовая статуэтка, изображающая Карла Великого-императора, жившего якобы в 768–814 годах. Но неожиданно сообщается следующее:
Духовенство Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она
Духовенство Авроманские документы свидетельствуют, что, хотя Аршакиды и не стремились к строгому контролю над всеми иранскими областями, их положение правящей династии обеспечивало им преобладающее влияние. По сообщению Страбона (Страбон XI, 515), Аршакидские цари
21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке
21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают
§ 5. Приходское духовенство
§ 5. Приходское духовенство В петровскую эпоху русское духовенство стало постепенно замыкаться в особое сословие, которое в законодательных актах именовалось обыкновенно «духовным чином». Сословность духовенства порождена была сословностью всего государственного и
Приходское духовенство
Приходское духовенство После восстания Пугачева Екатерина II запретила подачу петиций крестьянами. В связи с тем, что чаще всего петиции составляли священники, указ способствовал сокращению их контактов с жителями деревни и возможности обсуждения политических и
II. Исторический обзор Галиции. — Дворянство, крестьянство и духовенство. — Культурное и политическое значение православных братств. — Принятие унии в 1595 г. — Борьба православия с унией. — Прошлое Угорской Руси. — Присоединение ее к Венгрии в XIV веке. — Принятие унии
Духовенство Особливою опікою козацької влади користувалося т. зв. чорне, тойбто чернече духовенство. Зосереджуючи в манастирських мурах весь культурно-національний рух того часу, воно було щедро віноване маєтностями, так з гетьманських, як і з приватних фундацій.
Военное духовенство
Военное духовенство Нестор (Николай Александрович Анисимов) (Вятка, 1885–1962), митрополит (1946). Иоанн Кронштадтский (СРН) благословил его на великий подвиг проповедника, 17 апреля 1907 года пострижен в монашество.1910 год, 14 сентября, открывает на Камчатке братство Всемилостивого
Духовенство и политика
Духовенство и политика Как известно, в настоящее время употребляются самые отчаянные усилия, чтобы поднять все духовенство на выборах в IV Государственную думу и сорганизовать его в сплошную черносотенную силу.Крайне поучительно видеть, что вся русская буржуазия – и
Подойдите снова к любому прохожему и спросите — а какая вера является нашей, исконно русской? С какого момента одна исконно русская вера превращается в другую?
Иллюзия православия
До 1917 года в русской церкви не возникало практически никаких коллизий. Она крепла, богатела, жила мирно и с народом, и с властями, и с конкурирующими организациями. А последних до революции хватало. Достаточно пройтись по Невскому и посчитать количество «нерусских» церквей. Вместе уживались все — и православные, и католики, и протестанты, и униаты, и буддисты, и мусульмане. В период 1917 года противоборствующим сторонам было не до церкви — была смута и борьба за власть светскую, а не духовную.
Пришедшие к власти большевики одним махом отделили церковь от государства, а школу — от церкви. Тут они, конечно, не подумали — Россия была страной крестьянской, крестьяне в бога верили все поголовно, и управлять народом, оставшимся без царя-батюшки, было бы гораздо сподручнее при помощи церкви, чем при помощи продразверстки. Однако что случилось — то случилось. Большевистская власть не признала церковь, церковь не осталась в долгу и со всем христианским смирением эту власть прокляла.
Однако в семье не без урода — в среде русских священников возникло движение обновленчества, выступавшее за коренное изменение русской церкви в свете победы большевиков, за тесный контакт и сотрудничество с новой властью. Сложно сказать, то ли действительно в среде церковников зародилось самостоятельное решение продаться большевикам, то ли ловко сработали агенты вовремя одумавшегося Дзержинского — но, тем не менее, церковь раскололась на две части. Обновленческая часть получила от большевиков определенное послабление, а оставшаяся часть вполне закономерно начала подвергаться притеснениям и репрессиям. Однако этим дело не закончилось.
Существовал ряд священнослужителей, которые в принципе не принимали никаких контактов с уже преданной анафеме безбожной властью, не одобряли и пассивного поведения «старой» церкви, и в то же время в лагеря идти за идею не хотели. Эти священники создали свою, тайную, церковь, придерживавшуюся всех канонов русской дореволюционной церкви. Эта церковь впоследствии была названа катакомбной. К этой церкви относятся существующие и поныне группы «Истинно православная церковь», «Истинно православные христиане», «Иаонниты» и другие.
В этот же период на волне эмиграции большая часть священников оказалась за границей, где не было никаких препятствий к нормальной православной церковной деятельности. В отличие от оставшейся в России части священников, представители этой церкви называли себя «Русская православная церковь за рубежом». Несмотря на политические трудности, зарубежная церковь поддерживала тесные отношения с российской, но…
С 1917 года русскую православную церковь возглавлял патриарх Тихон. Он был противником обновленчества, не ушел в катакомбы и не уехал за границу. Терпеливо снося все притеснения новой власти, в 1922 году он подвергся суду за противодействие изъятию церковных ценностей, а в 1923 году «обновленческим» собором был лишен сана и монашества. На смену ему пришел Сергий Старгородский — человек, тоже немало пострадавший от советской власти, дважды сидевший в тюрьме и в результате пришедший к выводу о необходимости сотрудничества с советской властью.
В 1927 году Сергий вступает в переговоры с НКВД, формулирует позицию лояльного отношения церкви к советской власти и призывает все духовенство быть верными гражданами Советского Союза. Для любого, жившего в советское время, это означало только одно — добровольное согласие на жесткий контроль со стороны НКВД-КГБ.
Решение Сергия окончательно раскололо русскую церковь на три — русскую церковь за границей (РПЦЗ), катакомбную церковь (официально запрещенную в 1957 г.) и ныне действующую, называющую себя истинно православной, церковь (РПЦ МП).
Долгое время светские власти колебались — а нужна ли вообще эта самая церковь? Ведь мало-мальски сомневающаяся часть населения уже сидит, а остальная дружно работает за корочку хлеба и пайку водки. Поэтому тридцатые годы, несмотря на то, что церковь полностью отдалась во власть сталинской шайки, прошли под знаком большого вопроса о существовании ее на территории России. Этих четырнадцати лет (с 1927 по 1941) вполне хватило, чтобы заменить «старых» священников на новых — возможно, не очень хорошо ориентирующихся в греческом и латыни, зато искушенных в политических дебатах и умеющих писать отчеты куда надо.
Однако в 1941 году случилось то, что случилось, и оказалось, что на одном стахановском духе в атаку не пойдешь. Вот тут-то церковь и пригодилась. Духовное воздействие церкви на воюющий народ было настолько велико, что в 1943 году Сталин был вынужден даже признать ее значение для страны в целом. После этого для церкви настали если не лучшие, то далеко не худшие времена. По крайней мере священников перестали сажать и расстреливать. Правда, из-под контроля КГБ тоже не вывели.
Патриархи в погонах или КГБ = ФСБ+СБУ = РПЦ+УПЦ (МП)
Часто можно слышать, что разрешательная политика Сталина по отношению к Церкви — есть его осознание и поддержка церкви. Попробуем сбросить шоры веры в это.
4 сентября 1943 года Сталин на базе «сергианского осколка» Православной Российской Церкви (ПРЦ)создает большую и мощную структуру с новым названием «Русская православная церковь” — РПЦ МП (ранее такой организации НЕ было) и с изменением титула предстоятеля (вместо «всея России” — «всея Руси”, что особо оговорили Сталин и Сергий) и назначает главпопом Сергия.
Как Сталин создал РПЦ МП
Программа Евгения Киселева на украинском телеканале «Интер»
Настоящим же руководителем РПЦ-МП был Карпин, офицер КГБ. Создана данная структура спецслужб была для выявления лиц сотрудничавших с нацистами в приходах, открытых Гитлером (а других и не было), на вновь освобождаемых от немецких войск, территориях. Для той же цели, в следующем 1944 году была создана ВСЕХБ, как ассорти из разных протестантов — как подразделение разведки КГБ). Так, как подразделение спецслужб, Московская патриархия и ВСЕХБ и просуществовали до конца СССР.
После августовского путча комиссия ВС вскрыла архивы КГБ и обнародовала эти данные, в частности все руководство РПЦ МП оказалось агентами КГБ. В том числе и Ридигер (Алексий 2) – агент «Дроздов», Гундяев (Кирилл) — агент «Михайлов», и т.д. А у протестантов Карев, Жидков, Пономарчук, Андреев, Белых, Радчук, Котяков, Бондарук, Саркисян…
В числе документов, обнаруженных парламентской Комиссией Верховного Совета России (Борис Перчаткин: православный священник Глеб Якунин, работал в комиссии ВС России) по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота (августовского путча 1991 г.), фигурируют отчеты о деятельности 4-го отдела 5-го управления КГБ СССР. Эти отчеты представляют собою богатый материал для историков Русской Православной Церкви, изучающих её судьбу в советский период. В них идет речь о вербовке священнослужителей на службу госбезопасности. Согласно архивным данным, политика вербовки духовенства фактически началась уже с первых лет Советской власти.
«… Обнаружен и опубликован целый ряд других архивных документов, свидетельствующих о том, что многие иерархи Московской Патриархии одновременно являлись агентами КГБ, а отдельные, наиболее перспективные агенты госбезопасности были продвинуты на руководящие должности Московской Патриархии в качестве ее иерархов.
В этих публикациях приводятся, отрывки из рапортов «кураторов церковных» руководству КГБ, свидетельствующие о степени внедрения органов госбезопасности в церковную среду. Приведем здесь лишь одну запись за 1987 год:
«Впервые в составе советской делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент «Адамант», из числа иерархов РПЦ… Рассмотрено пять личных и рабочих дел на агентов территориальных органов, рекомендованных для продвижения в руководящее звено Русской православной церкви. Начальник 4 отдела полковник Тимошевский» (ЦА КГБ л.358 из отчета 4 отдела 5 Управления).
… Воистину, «кадры решают все». Примечательно, что агент «Адамант», сиречь митрополит Ювеналий (Поярков), согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР «за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности» «1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента «Адаманта». Шугай. В.И.Тимошевский».
Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ – «Аббат». Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.
В еженедельнике «Огонек» был разоблачен «агент Антонов» – митрополит Киевский Филарет (Денисенко) (ныне Патриарх Киевский и всея Украины). Ему были посвящены три статьи. Их автор Александр Нежный (возможно написал по разнарядке органов) заканчивает свою последнюю статью «Третье имя» так: «При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом, при пострижении в монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ». (редактор — как известно от Глеба Якунина Денисенко, патриарх Киевский в связях с КГБ покаялся)
Вдумаемся в значение этого третьего имени. Монах получает третье имя только при пострижении в великий ангельский образ – в схиму, а Его Блаженство и его собратья по Синоду это третье имя получили от КГБ при «пострижении» в агентурную службу богоборческой империи зла (следует отметить, что «третье имя» будущий агент КГБ сам себе выбирал и формально его получал, ставя свою подпись на документе о сотрудничестве). Владимир Зелинский богословски развивает эту мысль так: «Там, где за именами епископов церкви прячутся прозвища или кличка, она, т.е. церковь превращается в анти-церковь, что требовалось устроителю этого спектакля.
Потому что имя, среди прочего, еще и частица литургии. Имя Божие, как и имя человека. Когда на Великом Входе поминаются имена Патриарха, правящего архиерея, служащего священника и «всех предстоящих и молящихся», то в тот момент – несколькими словами – как бы собирается и озирается вся Церковь. Здесь она предстоит Отцу, Который каждого знает по имени. Под этим именем Он призывает, помнит, ведет, судит, спасает нас и – независимо от нашей веры или неверия – посылает нам в дорогу Ангела-Хранителя.
«Имеющему ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2: 17). Но и там, где вольно или невольно пародируется Церковь, также происходит смена имен. «Потемкин», «Григорий», «Аббат», «Адамант»…
(…) И такая перемена имени имеет свою опору в Писании. Тот же Апокалипсис говорит: «… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертания имени его» (Откр. 14; 11). Неужели же все «потемкины» и «аббаты» никогда не вспоминали, сердцем не слышали этих Иоанновых слов?» («Сказанное в темноте», Русская мысль, 24 апреля 1992, с. 6-7).Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) – агент «Топаз». Митрополит Воронежский Мефодий до недавнего времени скрывался за кличкой «Павел». Митрополит Филарет Минский – «Островский». Покойный митрополит Никодим Ротов – «Святослав», а патриарх Алексий II – «Дроздов».
Эта огласка, однако, нисколько не мешает им продолжать свои обычные занятия – совершать богослужения, исповедовать верующих, принимать послов и других видных иностранных вельмож, созывать соборы и синоды, осуществлять различные благотворительные акции.
В своем слове о том, что нельзя лгать, Авва Дорофей писал:
«… Ни одна злоба, ни одна #слово удалено#, ни сам диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели. Апостол говорит, что сам диавол преобразуется в ангела света, потому не удивительно, что и слуги –его преобразуются.в служителей правды (Кор. 11: 14-15)».
На собрании студентов Московского государственного университета глава отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев (он же агент «Михайлов» — нынешний Патриарх РПЦ МП) заявил, что факт встречи духовенства с представителями КГБ «нравственно безразличен» (Бюллетень «Прямой путь», N 1-2, 1992 г.). С этим высказыванием никак нельзя согласиться. Никак нельзя считать нормальным и безвредным для Церкви вмешательство в Ее жизнь какого бы то ни было государственного руководства, тем более богоборческого. Двух мнений на этот счет быть не может. Аморальность такого положения очевидна.
… Многие считали и утверждали, что патриарх Алексий II был избран свободным волеизъявлением архиереев Московской Патриархии. Однако, согласно вновь открытым документам, в дни подготовки Поместного Собора 1990 г. руководитель КГБ и будущий путчист Крючков разослал по всем управлениям КГБ специальную шифрованную телеграмму, предлагавшую управлениям способствовать избранию на патриарший престол митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера).
Смели ли собранные на собор церковные агенты ослушаться своего шефа? За все последние годы ни один «Дроздов», «Аббат», «Островский» и другие, еще не раскрытые, – ни один из этих «агентов в рясах» не принес примера покаяния! Ни один!
Признание Алексия Второго
Интересно, почему наш епископат так упорно не кается в агентурном сотрудничестве с КГБ? Ведь сделал же это митрополит Хризостом, и ничего с ним не случилось, никто его не уволил. Почему же молчат остальные? Раньше я думал, что из страха новых разоблачений. Признаешься в своей работе на КГБ, как всплывет еще и членство к КПСС. Как отреагирует на это Зарубежная Церковь?
Да, верхушка Патриархии состояла в КПСС, и это обстоятельство до сих пор удается держать в секрете. Говорят, что первым коммунистом был патриарх Пимен, старший офицер Красной Армии, вступивший в партию на фронте. А верующих офицеров там быть не могло, даже беспартийных. Более того, все они были обязаны бороться с религией. Это означает, что будущий патриарх отрекался от веры.
Высокопоставленные работники ЦК КПСС, раскрывшие мне в свое время этот секрет как офицеру разведки, практиковали такую грубоватую шутку. Подловив на кремлевском приеме или на конференции борцов за мир человека в епископском облачении, они хлопали его по плечу и громко осведомлялись: «Скажи, отец, в каком кармане рясы партбилет носишь?». Архиерей конфузливо улыбался, но не возражал: ведь вокруг были все свои!..
И все же они молчат по другой причине. О ней недавно рассказал мне знаменитый генерал КГБ Олег Калугин. В девяностом году он стал депутатом Верховного Совета СССР и первым начал разоблачать агентов в рясах.
Патриархия не на шутку встревожилась. Там боялись не отдельных разоблачений, а раскрытия главного секрета. О том, что Патриархия намеренно создавалась Сталиным так, чтобы быть сообщающимся сосудом с Лубянкой, как и другие советские учреждения. Никому же не придет в голову выявлять агентов КГБ в нашем МИДе, где все агенты. Но если признать, что то же и в Патриархии, в чем тогда ее святость?
Вскоре генерала Калугина пригласили на приватный обед к патриарху, где Алексий Второй сказал так:
– Ну, что вы муссируете эту тему? Да, мы сотрудничали с органами, и я в том числе. Но ведь это была борьба за мир, за разоружение! Что же в этом плохого?..
Выдавать стукачество в КГБ за борьбу за мир – до этого не додумывался ещё никто! Да и не было у нас такого направления работы, как борьба за мир. Эти слова – пропагандистская чепуха. Наоборот, мы боролись за войну! В результате нашей деятельности военные конфликты вспыхивали один за другим – в Афганистане, Эфиопии, Мозамбике, Анголе. Это приводило к неимоверному разбуханию военно-промышленного комплекса, частью которого была разведка. Страна не выдержала этой тяжести, и СССР рухнул.
Алексий Второй ясно дал понять, что не считает свое стукачество в КГБ чем-то зазорным и совершенно не собирается в нем раскаиваться. Наоборот, он гордится им, как Путин сейчас гордится своей работой в КГБ в советские годы. Отсутствие такого покаяния перебрасывает мост к продолжению сотрудничества Патриархии с КГБ в наши дни. И почему родовитый дворянин Ридигер так предан Советской власти? Что их связало накрепко?
В далёком теперь 1996 году журналистская судьба привела меня на коммунистический митинг в Новочеркасске. В стране шли президентские выборы, и серьезным соперником Ельцину выступал глава КПРФ Зюганов. Он приезжал за поддержкой в этот казачий край, где его предшественники в двадцатые годы проводили «расказачивание» и массовые расстрелы. Но сейчас там сильны прокоммунистические настроения.
На митинге выступал и пожилой священник местного собора, отец Владимир. Он тоже призывал голосовать за Зюганова, что вызвало огромное удивление у иностранных журналистов. Но отец Владимир твердо заявил так:
– Для того, чтобы мы учились в Духовной семинарии, нас отозвали с фронта! Мы до сих пор благодарны Коммунистической партии за это! И потому учебу в семинарии воспринимали как фронтовое задание. Мы так и называли себя всю жизнь – беспартийные коммунисты!
А какое ведомство имело право отзывать людей с фронта, да еще в критический год войны, когда в армию гребли даже больных и немощных? Только НКВД. А кому он мог дать эту неслыханную привилегию, спасающую от смерти? Только надежной и проверенной агентуре.
Сталин создал Патриархию руками Лубянки! Это ведомство стало ее матерью. Генетическая связь с КГБ – такой же родовой признак Московской Патриархии, как связь с Белым Движением у Зарубежной Церкви.
Церковь особого назначения
Сотрудничество Патриархии с КГБ, увы, не осталось в прошлом, как считают многие на Западе, а при Путине даже возрастает. Причина этого – в новом типе общественного устройства, которое Путину удалось создать в России: государстве спецслужб. Внутренней политикой и пропагандой у нас ведает ФСБ, а внешней – СВР. Все остальные ведомства находятся у них в подчинении. Участвуя в сегодняшней российской политической жизни, просто невозможно избежать контактов с разведкой и контрразведкой. Патриархия с готовностью использует в них свой советский опыт.
Например, заигрывания Путина с северокорейским диктатором Ким Чен Иром держатся в страшной тайне, чтобы о них не узнали американцы, однако Патриархия к ним допущена и принимает в них самое живое участие.
B Пхеньяне близится к концу строительство патриархийного храма Пресвятой Троицы, хотя религия в этой стране запрещена, и вера считается политическим преступлением. Но Ким Чен Ир сделал для своего русского друга исключение. Строительство ведется в основном на российские деньги, но и Ким Чен Ир любезно выделил из бюджета своей нищей страны около миллиона долларов. Это дало ему право именоваться «Зиждителем храма сего».
– О зиждителе храма сего Господу помолимся! – будет отныне возглашать русский дьякон на каждой службе. Сделать северокорейского диктатора объектом религиозного поклонения – такого не удавалось еще никому из иностранных президентов! Появление в в столице КНДР русского храма, первый камень которого был заложен в июне 2003 года, это знак огромной личной дружбы Ким Чен Ира с Путиным в пику американцам.
Ким был настолько добр, что по такому случаю даже основал новое государственное учреждение – Православный Комитет КНДР, хотя ни одного православного верующего в этой стране нет уже более полувека.
Делегация этого липового Комитета ездила недавно в Москву. В Патриархии она посетила только один отдел, кроме внешнецерковного. Какой бы вы думали? По сотрудничеству с вооружёнными силами и правоохранительными органами! Интересно, что ей там было нужно? Похоже, что Ким Чен Ир считает Патриархию военизированной организацией, предназначенной для решения специальных задач.
Появление русской церкви в Пхеньяне создает для обоих лидеров канал тайных контактов, недоступный международному контролю. Ведь никто не будет знать, какие послания станут привозить в Пхеньян молчаливые священники в черных рясах.
Этот канал особенно ценен тем, что всеми остальными могут официально поинтересоваться американцы. Например, Буш спросит Путина на одной из встреч:
– Скажи, друг Владимир, не ведешь ли ты закулисных шашней с Ким Чен Иром?..
И Путин вынужден будет объясниться, потому что все это проверяется средствами разведки. А на вопрос о церковных контактах Путин с полным правом может ответить так:
– А вот это тебя не касается, дружок! Вера – дело святое!..
И Бушу будет нечем крыть, потому что его правительство действительно не вмешивается в дела церкви.
А в Московской Духовной Академии теперь учится четверо студентов из КНДР. Интересно, откуда они взялись? Ведь если бы они были настоящими верующими, их бы посадили. Ответ напрашивается сам собой – только из Министерства государственной безопасности. Ким Чен Ир создает у себя православную церковь по сталинскому образцу, руками чекистов.
Но все офицеры дружественных спецслужб, аккредитованные в России, находятся под ненавязчивым патронажем Службы внешней разведки. Их приглашают в дома отдыха, на закрытые собрания, банкеты. Интересно, уезжая из Лавры в Москву, говорят ли северокорейские семинаристы своему духовнику так: «Благословите, батюшка, на поездку в Дом приемов СВР, что в Колпачном переулке»?
«Засветилась» Патриархия и в шпионском скандале, вызванном убийством российскими разведчиками бывшего чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева в Катаре. В феврале нынешнего года они подорвали автомобиль, в который садился Яндарбиев, выходя из мечети, после чего были арестованы.
Один из них оказался местным резидентом ГРУ. Дипломатический иммунитет не позволял ему находиться в тюрьме, и его отпустили. Но двое других задержались там надолго. Они сразу же признались в своей принадлежности к ГРУ, став живым свидетельством того, что Россия занимается международным терроризмом. Тем самым, с которым она так горячо призывает бороться. Путин был в бешенстве. Он приложил титанические усилия к тому, чтобы вызволить незадачливых террористов, но все было тщетно.
И тогда к ним устремился поток российских представителей. Множество официальных лиц под различными предлогами пытались прорваться в камеру, но катарские власти никого не пускали по соображениям безопасности. И правильно делали: ведь киллеров положено ликвидировать! Для этого достаточно распылить в камере крошечную ампулу бесцветного вещества, спрятанную под ногтем. И – нет человека, нет и проблемы, как говорил товарищ Сталин.
Отчаявшись, Москва решила использовать своего самого безотказного помощника для деликатных поручений – Патриархию. В камеру устремился епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Якобы томящиеся там офицеры – настолько глубоко верующие люди, что их хлебом не корми, а дай выслушать наставление епископа. Причем именно Феофана, известного своими контактами с разведкой. До этого он долгие годы служил в Отделе внешних церковных сношений, где был ближайшим помощником митрополита Кирилла, проходящего в чекистских сводках как агент «Михайлов».
Катарцы и его не пустили. Возможно, они знали о том, что Патриархию используют в шпионаже. Да и вера наших разведчиков вызывает большие сомнения! Ведь во взорванном ими автомобиле находился и малолетний сын Яндарбиева. Едва ли верующий христианин решится убить невинного ребенка. Даже террористы-эсеры, взорвавшие генерал-губернатора Москвы Великого Князя Сергея Александровича в 1905 году, поначалу несколько раз отказывались от покушения, видя, что он едет с детьми. А наши горе-террористы до этого прошли Чечню, где ГРУ пытает и убивает людей. Раз именно их назначили исполнителями, резонно предположить, что все это они делали собственными руками. В том, что с ними произошло, скорее можно усмотреть карающую Божью длань. А епископу Феофану лучше бы войти в тюрьмы к тысячам людей, невинно осужденных в России!
Московская Патриархия удивительно милостива к убийцам, выполняющим президентский наказ. Недавно Алексий Второй наградил орденом равноапостольного князя Владимира полковника белорусских спецслужб Александра Павличенко, известного организатора «эскадронов смерти». Они ликвидируют политических противников президента Лукашенко. Патриарший экзарх в Белоруссии митрополит Филарет лично ходатайствовал о награждении, ссылаясь на то, что в подведомственном Павличенко гарнизоне построили храм. Такой повод явно не соответствовал высокому статусу ордена.
«Новая газета» сообщила об этом в статье «Церковь особого назначения» в августе нынешнего года. «Награждение Дмитрия Павличенко орденом святого равноапостольного князя Владимира никакому логическому объяснению не поддается. Потому что за построенными на территориях воинских частей и даже тюрем храмами в Беларусь ходить не надо – этого и в самой России более чем достаточно. Но почему-то тех, кто строит храмы по всей России, орденами не награждают. А может, патриарх с митрополитом решили, что тот, кто собственной рукой отправляет людей к Богу, заслуживает высокой церковной награды?» – пишет газета.
«Никто в Европе уже не сомневается в причастности Павличенко, а также Шеймана и Сивакова, бывших секретаря Совета безопасности и министра внутренних дел, к организации и исполнению убийств, – продолжает газета, – Потому и отказались греческие власти впустить в Афины Сивакова, который сейчас занимает пост министра спорта и должен был возглавить олимпийскую делегацию. Евросоюз сделал по этому поводу специальное заявление. А ровно через три дня Русская православная церковь награждает Павличенко орденом. Случайность? Или все-таки «наш ответ Чемберлену»?!».
Светлана Завадская, жена похищенного 7 июля 2000 года оператора ОРТ Дмитрия Завадского, сказала: «Очень печально, что Русская православная церковь награждает вторым по значению орденом в России Дмитрия Павличенко, которого знают в цивилизованном мире как человека, подозреваемого в причастности к похищениям и убийствам людей. Как человека верующего, меня это очень оскорбляет. Православная церковь в России и Беларуси настолько политизирована, что мне, видимо, пока будет лучше общаться с Богом без посредников».
А у нас, в русской эмиграции, многие, наоборот, мечтают слиться с Московской Патриархией. Зачем?
Ссылки по теме:
- Два документа РПЦЗ и РПЦ МП на смерть Сталина
- К вопросу о дате «начала” РПЦ Московского патриархата
Лошкарева М.Е. Преступления против личности в средневековом валлийском праве
16. Имеются в виду компургаторы, свидетели, приносящие очистительную присягу.
17. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 143.
18. Ibid.
19. Ibid. — P. 144.
20. Ibid. — P. 133.
21. Ibid. — P. 146.
22. Ibid.
23. Ibid. — P. 144.
24. Ibid. — P. 145.
25. Ibid.
26. Lex Salica. LXII.
27. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 147.
28. Ibid. — P. 148.
29. Ibid. — P. 150.
30. Ibid. — P. 148.
31. Ibid. — P. 149.
32. Maitland F.W. The Laws of Wales. — The Kindred and the Blood Feud. — P. 7 // oll.libertyfund.org
33. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 152.
34. Ibid. — P. 151.
35. Ibid. — P. 152.
36. Административная единица в средневековом Уэльсе.
37. В разделе «Право двора» стаж пахаря в этом же случае определен в 7 лет.
38. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 155.
39. Maitland F.W. Op. cit.
40. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 155.
41. Ibid. — P. 197.
42. Ibid.
43. Ibid.
44. Ibid. — P. 198.
45. Ibid. — P. 197.
C.B. Миненко
Миненко Сергей Васильевич — заместитель декана факультета менеджмента и маркетинга Нижегородского
института менеджмента и бизнеса
E-mail: fmm@nimb.nnov.ru
Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ДО!!!-Х!Хвека)
Первенствующим и господствующим вероисповеданием в Российской империи являлось православие. Другие христианские неправославные — инославные вероисповедования признавались терпимыми. Российское законодательство, с одной стороны, запрещало прозелитизм инославных священнослужителям, а с другой, поощряло переход протестантов и католиков в православие. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных ввело нормы уголовного права против совратителей из православия и отпавших из него.
Российское государство в XVIII веке активно прирастало территориями, население которых по своему национальному составу и религиозной принадлежности было неоднородным. Россия становится многонациональным и поликонфессиональным государством. Понимая необходимость сохранения единства разросшегося государства, русское правительство своей главной целью считало поддержание политической стабильности с помощью про-
думанной национально-вероисповедной политики, сердцевиной которой была религиозная веротерпимость. Потребности государства в иноземных специалистах и колонистах вынуждали к тому же.
16 апреля 1702 года Петром I был подписан Манифест, по которому приглашались в Россию на жительство граждане западноевропейских государств без различия вероисповедания («какой ни есть веры»)1. Наряду с правом свободного въезда
и выезда иноземцы получали в России право на свободное отправление богослужения: «…они, дети их и потомки в природной своей вере пребудут, собственные кирки и пасторов содержать могут и все те привилегии получить имеют, которые Мы прочим чужеземцам уже пожаловали, или впредь пожалуем»2. Согласно указу от 3 марта 1719 года даже временно прибывающие в Россию иностранцы повсеместно и беспрепятственно могли исповедовать свою веру3.
В 1721 году Петр дал право свободно исповедовать свою веру неправославному населению в Лифляндии, Эстляндии, на острове Эзель. Было дано разрешение строить в Выборгском и Кекс-гольмском уездах кирхи «дабы оставшиеся в Российской стороне в прежние свои кирхи за границу не ходили». Последующие российские императоры и императрицы продолжили линию на религиозную веротерпимость.
Принцип веротерпимости при этом вовсе не означал равенства всехтерпимых в Российском государстве вероисповеданий и одинакового к ним отношения государства. Известный дореволюционный знаток церковного права профессор М.Е. Красножен подчеркивал: «.всякоехристианское государство обязано, конечно, уважать основанную на сущности веры свободу совести и религии своих подданных; однако принцип христианской терпимости отнюдь не требует и равного отношения государства ко всем признанным и терпимым им религиозным сообществам. Справедливость требует, чтобы каждый получал свое, насколько это соединимо с представляемой государством истиной; принцип справедливости не есть принцип абсолютного равенства»4.
Поэтому роль Русской православной церкви как вековой опоры государства и самодержавия не подвергаласьсомнению. СводзаконовРоссийской империи определял, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания» (ст. 40). Кроме этого, «Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной» (ст. 41). Русской православной церкви обеспечивалась высшая государственная поддержка в лице монарха: «Император, якоХристианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (ст. 42)5.
В статье 4 Введения к сборнику «Уставы духов-ныхдел иностранных исповеданий», в котором были собраны уставы всех разрешенных в Российской империи религий, было четко определено: «В пределах государства одна господствующая православная церковь имеет право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочиххристианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии; в против-
ном случае они подвергаются взысканиям, в Уголовных законах определенным»6.
Охрана первенствующей и господствующей православной церкви осуществлялась на законодательном уровне и с использованием всего государственного аппарата, в том числе и репрессивного. Указом Екатерины II от 19 декабря 1774 года вводилась «Инструкция сотскому со товарищи», по которой в обязанность сотскому вменялось строго следить за соблюдением православных религиозных обрядов всеми жителями подведомственных ему сел и деревень: «Наблюдать. чтобы. ходили б в церковь к слушанию всенощного бдения и Божественной литургии.». А также за тем, чтобы в «.святой церкви раскола и иноверства. не было»7.
«Наказ чинам и служителям земской полиции» (указ от3 июня 1837 г.) определял: «При охране прав церкви православной. земский суд и подчиненные ему лица наблюдают: чтобы исповедующие неправославную веру ни силою, ни обольщением не осмеливались совращать православных.» (§ 7, п. 6)8.
Сельский полицейский устав (введен указом от 23 марта 1839 года) имел главу первую «Об обязанностях в отношении веры», по которой полицейским чинам вменялось в обязанность не только следить за порядком в период совершения богослужений, но и за соблюдением православными религиозных обрядов — «.хотя однажды в год исповедаться и приобщиться святых тайн» (п. 8), «детей обоего пола приводить на исповедь, начиная с семилетнего возраста, ежегодно» (п. 9), «.ходить в церковь для слушания службы божией.» (п. 11). Полицейские обязаны были пресекать и отступление от православия: «как рожденным в православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступать от нее и принимать иную веру, хотя бы то и христианскую» (п. 13). В то же время переход в православие из других вер всячески поощрялся: «желающим присоединиться к вере православной, никто ни под каким видом не должен препятствовать в исполнении сего желания» (п. 17)9.
Поощрение к принятию православия представителями других вероисповеданий, особенно на присоединенных к России территориях Белоруссии и Польши, было продуманной законодательной инициативой, направленной на ослабление иностранного влияния на новых подданных Российской империи. В первую очередь это касалось католиков и униатов. 18 марта 1797 года вышел Манифест Павла I»О свободном вероисповедании», по которому «.предположили Мы священным Себе долгом обеспечить каждому свободу исповедания». Вместе с тем, «.в присоединенных от Польши губерниях наших. духовенство, помещики и другого звания люди, римско-католическое исповедание содержащие. не стесняли бы свободы тем, кои по добровольному руководству совести сами от других исповеданий к православной церкви присоединиться возжелают.». Этотуказ было
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)
Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)
Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)
предписано «.читать в. присоединенных от Польши губерниях, как в православных, так и других всех церквах, всенародно»10.
Вскоре законодатель того же потребовал уже конкретно от католических церковных властей империи, приняв 21 июля 1810 года указ «О предписании римско-католическому иуниатскому департаментам наблюдать, дабы из одного вероисповедания в другое не привлекали, в принятие же господствующей религии никакого препятствия не чинили»11.
Этот подход позже был закреплен применительно ко всем терпимым в империи религиям — во Введении кУставам духовныхдел иностранных исповеданий: «Если исповедующие иную веру пожелают присоединиться к вере православной: никто ни под каким видом не должен препятствовать им в исполнении сего желания» (п. 5)12.
С другой стороны, священнослужителям римско-католической и евангелическо-лютеранской веры строго запрещалось проповедовать свою религию и совращать из православия российских подданных, то естьзаниматься прозелитизмом. Одним из первых примеров подобного запрета стал указ 1690 года, по которому католические священнослужители в Москве «.вере грекороссийской никакой противности не чинили и русских людей не отвращали.»13.
В начале 1728 года епископ смоленский Гедеон обратился в Верховный тайный совет с заявлением об усилении католического влияния в губернии, после чего последовал ряд указов, направленных на исправление ситуации. Было сильно ограничено посещение российскойтерритории католическими ксендзами из Польши. Им было категорически запрещено не только проповедовать свое учение, исповедовать и причащать по своей вере православных, но даже посещать ихдома и носить иное платье, кроме «настоящего своего ксендзев-ского». Смоленскому дворянству, в свою очередь, был резко ограничен выезд за рубеж, с них были взяты расписки о прекращении всякого общения с католическими священниками, запрещено посылать детей для обучения в Польшу. Тех из них, которые на тот момент уже обучались за границей, предписано было немедленно отозвать14.
Чуть позже, 5 ноября того же года последовал указ, объявленный препозиту лютеранских церквей в Санкт-Петербурге Якову Мантелину «О публиковании, дабы никто не склонял русских к перемене веры грекороссийского исповедания, и о немедленном объявлении в Синодальной конторе со стороны пасторов, если кто из лютеран будет действовать вопреки сего указа». Пункт первый этого указа требовал: «Чтобы никого никакого звания из российских православных христиан своим догматам учить не дерзали и ни под каким видом в лю-терскую, или другие веры, несогласные восточной церкви, не привлекали». Нарушителей этого указа ждал «жестокий гражданский суд», лишение пасторского звания и изгнание из страны15.
22 февраля 1735 года вышел Манифест против прозелитизма «О дозволении свободного богослужения всем христианским вероисповеданиям в России, и о возбранении духовным особам иностранных христианских вер обращать в оные русских подданных, какого бы закона они ни были, под опасением суда и наказания по законам»16.
В отношении прозелитизма католиков были и отдельные законодательные акты: указ от 12 января 1799 года «О непривлекании в римско-католическую веру исповедующих другие христианские законы»17, указ от 23 декабря 1815 года «О подтверждении римско-католическим священникам, чтобы они ни тайно, ни явно не дерзали внушать людям не только господствующего, но и других христианских исповеданий правил, противных государственным узаконениям»18, указ от 10сентября 1830 года «О воспрещении духовенству римско-католического исповедания, обращатьлюдей православного исповедания в свою веру»19.
Регламент Санкт-Петербургской Римско-католической церкви 1769 года, ставший первым нормативно-правовым актом, определившим структуру и правовое положение этой церкви в России, содержал запрет на проповедь католицизма и прозелитизма: «Супериор или начальник и его товарищи называть себя должны парохами или куратора-мидуш, а не миссионерами; ибо они для отправления службы исповедания своего, привилегиями нашими и предков наших позволенного, в Россию призваны, а не для новой какой проповеди.» (п. 2). И «.запрещается супериору и патрам склонять и привлекать в Римскую веру живущих в России в христианских законах.» (п. 9)20.
Указом от 24 января 1839 года было также запрещено белому и монашествующему католическому духовенству иметь в услужении в домах, церквях и монастыряхлюдей грекороссийского исповедания21.
Преступления против веры российским законодательством традиционно признавались важнейшими, поэтому указом от 15апреля 1832 года было предписано дела о совратителях и совращенных из православия рассматривать судами вне всякой очереди22.
Указом от 27 января 1840 года «О порядке производства дел по предмету совращений из православия в латинство» были ужесточены меры к католическим священникам-совратителям: «Духовных и светских лиц, виновных в совращениях, по обнаружению их вины формальным следствием, немедленно и прямо предавать суду на общем законном основании и притом первых, не суду римских консисторий, как доныне происходило по неточному применению к ним закона. а на общем основании, суду уголовному.»23.
Дальнейшее развитие отечественного законодательства привело к усилению правовой защиты господствующей в империи Русской православной церкви и ее вероучения. В 1845 году принимается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в разделе втором которого «О преступлениях
против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений» систематизируются прежние и вводятся новые нормы уголовного права24. Глава первая этого раздела — «О богохулении и порицании веры» (ст. 182—189) защищает православие и православную церковь от дерзких высказываний в их адрес. При этом подлежит защите в целом и вся христианская вера, так какзаконодателем выбрана формула «христианская вера или православная церковь».
Глава вторая «Об отступлении от веры и постановлений церкви» (ст. 190—222) вводит уголовную ответственность не только за «совращение», но и за отступление от веры. Строже всего каралось отвлечение «отхристианской веры православного или другого исповедания в веру магометанскую, еврейскую или иную нехристианскую». Вэтом случае виновный лишался всех прав состояния и подвергался ссылке в каторжные работы на срок от 8 до 10 лет, наказанию плетьми (если он по закону не был изъят от телесных наказаний) и наложению клейма. Если же было доказано, что при отвлечении было применено принуждение или насилие, то тогда срок каторжных работ увеличивался до 12—15 лет (ст. 190).
За совращение из православия в иное христианское исповедание виновный приговаривался к «лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую илиТомскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами. и отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного до двух лет». В случае применения принуждения и насилия при совращении из православия виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь, а также наказанию плетьми, если он по закону не был изъят от наказаний телесных (ст. 195).
Священнослужители неправославного исповедования несли ответственность и за проповедь или сочинение, отвлекающие из православия (ст. 197), допущение православных к исповеди (ст. 201), преподавании катехизиса малолетним православного исповедания (ст. 202), принятия в свое вероисповедание без особого разрешения (ст. 204). Подобные преступления строго наказывалисьлишением свободы и заключением в крепость, ссылке или лишением сана и связанных с ним особых прав и преимуществ. Лица римско-католического, как белого, таки монашествующего, духовенства, имевшие в своих домах, церквях или монастырях православных в услужении, подвергались денежному взысканию по десяти рублей за каждого православного работника (ст. 203).
Совратившиеся из православия также несли ответственность. Отступившие от христианской веры православного или другого исповедания в веру нехристианскую «отправляются к духовному начальству прежнего их исповедания для увещевания и вразумления. До возвращения вхристиан-
скую веру они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку» (ст. 191).
Отступившие от православного в иное христианское вероисповедание «отсылаются к духовному начальству для увещевания, вразумления их и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения их в православие принимаются правительством, для охранения их малолетних детей и подвластных им крепостных людей от совращения. меры. В имениях их, населенных православными, на все сие время назначается опека и им воспрещается иметь в оных жительство» (ст. 196).
«Законодательство наше, по мнению Правительствующего сената, смотрит на отступление от православия, как на состояние не только воспрещенное законом, но и преступное, которое никогда не может сделаться состоянием законным; а следовательно, с присоединением православного к другому вероисповеданию, являясь действием преступным, как со стороны присоединившего духовного лица, так и со стороны присоединенного, не может создать законной принадлежности последнего к сему вероисповеданию со всеми проистекающими от таковой принадлежности законными последствиями»25.
Несли уголовную ответственность «родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, будут крестить их или приводить к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского исповедания». Они подлежали наказанию в виде заключения в тюрьму на срок от одного до двух лет. Дети передавались на воспитание родственникам православного исповедания. В случае отсутствия таковых, правительство назначало опекунов православной веры (ст. 198). Несли ответственность и все лица, знавшие о том, что дети воспитываются или собираются воспитываться не в православной вере, и не сделавшие ничего для предотвращения этого. Виновные подлежали аресту на срок оттрехдней до трех месяцев с назначением сверх этого церковного покаяния (ст. 200).
Глава третья Уложения «Об оскорблении святыни и нарушении благочестия» (ст. 223—240) была посвящена защите чести и достоинства священнослужителей, их жизни и здоровья, благочестия во время богослужения в церкви и вне ее. Одна из статей этой главы (ст. 229) назначала санкции лицам иностранных исповеданий, осмелившимся оскорбить словом или действием священнослужителя православной веры, хотя бы и не во время священнослужения, но с намерением оказать неуважение к церкви: в первый раз заключению в тюрьме на срок от шести месяцев до одного года; а во второй раз —также заключению в тюрьме сроком от одного года до двух лет.
Таким образом, в XIX веке «окончательно устанавливается тесная связь правовой системы с господствующей религией; основным источником права, содержащим нормы по защите религии и церк-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)
Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)
Миненко С.В. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (ХУ!!1—Х1Х века)
ви, становится светское законодательство; формируется особый вид уголовно-правовой охраны, для которой характерны «полицейская опека» над религиозной жизнью общества и охрана не религиозной свободы, а религиозныхустоев государства, прав и привилегий господствующей церкви»26.
Примечания
1. ПСЗ 1. — Т. IV. — № 1910.
2. ПСЗ 1. — Т. VI. — № 3778.
3. ПСЗ 1. — Т. V. — № 3318.
4. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси: В 2 т. — Юрьев, 1903. —Т. 1. — С. 147.
5. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 1. — Ч. 1: Основные государственные законы. — VII: О вере.
6. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 11. — Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий.
7. ПСЗ 1. — Т. XIX. — № 14231.
8. ПСЗ 2. — Т. XII. — № 10306.
9. ПСЗ 2. — Т. XIV. — № 12165.
10. ПСЗ 1. — Т. XXIV. — № 17879.
11. ПСЗ 1. — Т. XXXI. — № 24305.
12. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 11. — Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий.
13. ПСЗ 1. — Т. III. — № 1388.
14. ПСЗ 1. — Т. VIII. — № 5238, 5322, 5538.
15. ПСЗ 1. — Т. VIII. — № 5343.
16. ПСЗ 1. — Т. IX. — № 6693.
17. ПСЗ 1. —Т. XXV. — № 18818.
18. ПСЗ 1. — Т. XXXIII. — № 26043.
19. ПСЗ 2. — Т. VI. — № 3908.
20. ПСЗ 1. — Т. XVIII. — № 13252.
21. ПСЗ 2. — Т. XIV. — № 11954.
22. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5292.
23. ПСЗ 2. — Т. XV. — № 13116.
24. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. — М., 1988. — Т. 6. — С. 211—225.
25. Красножен М.Е. Указ. соч. — С. 159—160.
26. Ефимовских Е.Л. Религиозные преступления в русском праве в X—XX вв.: Дис… канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2002. — С. 11—12.
Е.И. Мирецкая
Мирецкая Екатерина Ильинична — начальник кабинета кафедры боевой подготовки Нижегородской академии
МВД России
E-mail: ekat78@rambler.ru
Понятие и виды преступлений против порядка управления в России
(история и современность)
В статье проведен анализ понятия «преступления против порядка», их видов в Российской Федерации в период с XVII века до настоящего времени. Выделены проблемы классификацией видов преступлений, включаемых в данную категорию. При написании статьи были использованы научные исследования и законодательство дореволюционных и современных ученых в области права.
В данной статье предметом нашего рассмотрения являются преступления против порядка управления. Мы рассмотрим историю развития и становления самого понятия «преступления против порядка управления», виды преступлений, которые в определенные исторические моменты входили или были исключены из данной категории при изменении нормативной базы.
Впервые упоминание о преступлениях против порядка управления, объединенных в отдельные
главы, а не хаотично размещенных по всему тексту документа, встречается в Соборном уложении 1649 года. В это время в Российском государстве существовало огромное количество законодательныхак-тов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу, этому хаосу способствовала разбросанность нормативных актов по ведомствам. Уложение составлялось среди тревожных вестей о мятежах, вспыхивавших практически на всей территории России.
Примеры употребления слова угода в литературе.
Тело акробата от старости уже не гнулось, и он, как легко можно было догадаться, нестерпимо страдал, когда из-за куска хлеба в угоду толпе должен был сгибаться и ходить колесом.
Узнав об этом, Алкивиад тайно отправляет гонца на Самос к афинским предводителям и обнадеживает их известием, что готов предоставить им расположение Тиссаферна — в угоду не толпе, которой он нисколько не доверяет, но лучшим людям, коль скоро они отважатся, доказав свою решимость и смирив разнузданность народа, взять дело спасения государства в собственные руки.
Но, так как есть предположение, что Перикл предпринял поход на Самос в угоду Аспасии, то, может быть, теперь как раз было бы уместно поставить вопрос об этой женщине — каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной.
Почему наши генералы-марксисты с атрофированным национальным чувством правду о войне выворачивают наизнанку в угоду гитлеровцам?
Ведь это он вел работы за время отсутствия мужа, ведь сколько ухлопано денег зря, на ветер, в угоду каким-то идеям и в непоправимый ущерб общим коммерческим делам.
Источник: библиотека Максима Мошкова