Храм Покрова Пресвятой Богородицы в городе Минске
Адрес храма:
220020 г. Минск, пр-т Победителей, 82
1-е Минское городское благочиние
Телефоны:
+375 17 209 02 30 – дежурный;
+375 17 209 02 31 – факс;
+375 17 228 58 85 – братство
Сайт:
Клир:
1. Протоиерей Виктор Сергеевич Беляков — настоятель
2. Иерей Дионисий Гатальский
3. Иерей Александр Владимирович Галуц
4. Иерей Александр Станиславович Цырельчук
5. Диакон Илья Александрович Ледвик
6. Иерей Олег Александрович Кунцевич — по согласованию с настоятелем
В живописном уголке Минска, известном горожанам как Крупцы, в микрорайоне «Веснянка», возле источника в парке, возвышается величественный белый храм в стиле древнерусского зодчества, храм Покрова Пресвятой Богородицы, издревле избравшей это место для Своего сугубого присутствия. Присутствие это ознаменовалось явлением на источнике близ деревни Крупцы в 1612 году на праздник Покрова Чудотворной иконы Божией Матери, так и названой – Крупецкая. Именно в это время монахи Свято-Духова виленского монастыря, в последствии основавшие монастырь Петра и Павла в Минске, прибыли по прошению православных минчан возрождать и защищать православие в городе от униатского засилия. Тогда же на сем месте была возведена первая деревянная часовня, в которой и была поставлена святыня – икона, своим нахождением здесь, освящающая источник, отныне почитавшийся людьми как животворящий источник Самой Пречистой.
Местные жители и паломники притекали к чудотворной иконе и источнику со своими бедами и радостями, прося защиты и Царица Небесная напояла всех чающих помощи росою благодати Своея, охраняя Своим Покровом православных христиан.
Спустя чуть более 200 лет взамен обветшавшей была возвежена новая часовня, а в 1856-57 годах построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный люд глубоко чтил Крупецкую икону Божией Матери, Своим Покровом хранившую всех приходящих к Ней, что со временем выразилось в красивейших украшениях иконы серебряной ризой с позолотой и венцами на Главах Пречистой и Богомладенца из драгоценных камней.
С 1884 года совершались ежегодные крестные ходы, на которых икона в праздник Покрова переносилась а Архиерейский храм г. Минска, а на праздник свт. Николая в мае возвращалась в Крупцы. Так Пресвятая Дева охраняла Своим Покровом весь град, освящая его чудотворным образом Крупецкой иконы.
После страшной смуты и революции, уже в 20-х годах ХХ века, богослужения в храме запретили, по попущению Божию был временно сорван Покров над многострадальной и святой землей Русской. В 1936 г. храм был кощунственно разрушен.
После войны и многих лет безбожного лихолетия и гонений на Церковь, в 1992 г. на праздник Архистратига Божия Михаила на Крупецком источнике воздвигается крест, хранителем сего места становится братство Архангела Михаила.
В 1994 г. возобновлены богослужения, совершающиеся в ж/д вагончике, к лету ’95 г. построен небольшой храм в честь Крупецкой иконы, тогда же, летом ’95 г. Покровский приход посещает Святейший Патриарх Алексий II.
На праздник Покрова Богородицы в 1997 г. заложен новый Покровский храм на месте разрушенного. Царица Небесная милостиво устрояет созидание храмового комплекса как знак Покрова над градом Минском.
В апреле 1998 года митрополитом Филаретом освящен храм Крупецкой иконы Божией Матери.В 2001 году строятся административный корпус, колокольня, устанавливается купол и крест Покровского храма (высота храма с крестом 47 метров). 18 мая 2002 года приход вновь посетил Святейший Патриарх Алекий II. В ноябре 2002 г. заложена памятная грамота на месте престола крестильного храма в честь Архистратига Божия Михаила – грозного стража сего места и всей земли Белорусской, западного форпоста нашего Отечества — Святой Руси.
В память о подвиге Новомучеников в годины безбожного гонения на Церковь, в июне 2005 г. освящен криптовый храм в честь собора Новомучеников и Исповедников земли Белорусской, над которым и созидается Покровская церковь. И в этом образ, что вновь и вновь Царица Небесная покрывает верных чад Святой Церкви Своею милостью, но новый величественный храм Покрова Ея строится на камне ревностного исповедания веры православной даже до пролитой крови, освятившей земли Белой Руси, исповедания на коем ныне зиждется Святая Церковь, в Которой Матерь Божия – Первая Заступница и Покровительница земель и градов христианских.
В 2007 г. в праздничный день иконы Божией Матери Живоносный Источник, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом Патриаршим Экзархом всея Беларуси совершен чин освящения Покровской церкви.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Крупцах открыт во все дни недели. Утреннее богуслужение начинается в 8:30, в праздничные и воскресные дни в 6:30 (ранняя Литургия), вечернее в 18:00. Каждый воскресный день после ранней Божественной литургии, совершается водосвятный молебен.
Впервые деревня «Окулово на пруде» упоминается в первой четверти XVII века. В 1646 году Акуловым владел Алексей Сабуров. Спустя четверть века деревню выкупил Александр Хитрово – думный дворянин, стольник царя Алексея Михайловича. Именно он основал церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы в селе, построив ее из сруба.
Деревянный Покровский храм простоял в селе более 130 лет. За это время он крайне обветшал. Новая владелица села графиня Варвара Петровна Разумовская, в девичестве Шереметева, решила построить каменный храм.
Архитектурной облик Покровского храма – редкий образец стиля позднего классицизма начала XIX века. К сожалению, неизвестно кого из архитектора пригласила строить храм графиня Варвара Петровна Разумовская. Храм, постоянно действующий и никогда не закрывающийся даже в советское время, сохранился почти полностью в первозданном виде с главным престолом и двумя приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В память об основательнице церкви здесь особо чтут и небесную покровительницу графини — святую великомученицу Варвару.
Программа: Вера, Надежда, Любовь
Покровская церковь в Мариенбурге
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на сайте нашего храма — Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге!
Замечательная по своей красоте Покровская церковь в Мариенбурге построена в 1885-1888 гг. в московском стиле XVII века по проекту академика Д.И.Гримма и архитектора И.А.Стефаница. До революции церковь относилась к придворному ведомству, так как предназначалась для егерей императорской охоты. До сих пор стоят неподалеку от храма изрядно обветшавшие дома бывшей егерской слободы. Проектирование и строительство велось под непосредственным наблюдением императора Александра III, сделавшего Гатчину своей любимой резиденцией. Утверждая в 1885 г. проект, император сам указал место будущей церкви, оплатил ее строительство и украшение. В декабре того же года начались земляные работы. Через полгода фундамент был готов, и 25 мая 1886 г. состоялась торжественная закладка Покровского храма. Cтроительство шло очень быстро. На стены было израсходовано 46 тысяч красного, 20,5 тысяч облицовочного и 6,6 тысячи лекального кирпича. Из местной чернецкой плиты Петербургская мастерская К.0.Гвиди выполнила резные декоративные элементы. Всего за один год храм был вчерне выстроен и подведен под крышу. Летом 1887 г. штукатуры начали работу в интерьере, каменщики — над возведением шатра. Столичный завод Сан-Галли поставил каркасы для куполов, чугунные колонны для интерьера и 7 вызолоченных железных крестов. Колокола для звонницы отлил Мариенбургский меднолитейный завод А. С. Лаврова, пол застилали плитами, привезенными с цементно-бетонного производства В. В. Гюртлера. Для сохранности все наружные каменные детали оштукатурили, а стены покрасили под цвет кирпича. Осенью 1887 г. рабочие мебельной и столярной фабрики Е. Шрадера установили в храме высокий резной трехъярусный иконостас под «старый дуб”, местами золоченый. Образа для иконостаса написал на цинке талантливый московский иконописец Н. М. Сафонов, который осенью 1888 г. лично установил в иконостасе 24 иконы, написанные на золотом фоне масляными красками, Этот же художник исполнил два заалтарных образа. Роспись интерьера сделал в византийском стиле живописец П. Фишер. В магазине фабрики В. Е. Сытова и мастерской В. А. Мясоедова была куплена дорогая утварь из золоченого серебра и бронзы. Из Гатчинского дворца доставили бронзовое паникадило — подарок императора.
Фото из журнала «Зодчий» 1892г.
…И вот — 20 ноября 1888 г. Через месяц после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у ст. Борки близ Харькова, которое всколыхнуло всю Россию, состоялось освящение в Высочайшем присутствии «церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Императорской охоте в Егерской слободе”. Интересный отчет о нем поместила тогда столичная газета «Правительственный вестник», где отмечалось, что «церковь имеет очень красивый вид». Освящение храма, как и его закладку, совершил, «соборне с придворным гатчинским духовенством протопресвитер И. Л. Янышев в присутствии императорской семьи и свиты”. До революции настоятелями Покровского храма были протоиереи Николай Кедринский, Василий Левитский, Иоанн Орлов, Василий Бренев и Алексей Ливанский. Особенно много довелось потрудиться здесь протоиерею Василию Левитскому, который 20 лет прослужил в Гатчинском соборе и почти столько же в Покровской церкви в Мариенбурге, за алтарем которой и погребен. Великий праведник земли русской о. Иоанн Кронштадский близко знал и любил о. Василия и, по некоторым сведениям, служил с ним в престольный праздник в Мариенбургской церкви.
Покровская церковь в Мариенбурге, 1910г.
Жизнь покровской церкви в XX-м веке протекала во времена расцвета и смуты, радости и трагедий. С закрытием храма в 1932 г. все его богатейшее убранство было разграблено и уничтожено. Казалось, навсегда замолк колокольный звон, почти полвека звучавший над слободой. Грянула Великая Отечественная… Как известно, сами немцы церквей не открывали, но и не возражали, если к ним с подобной просьбой обращались жители. Такая просьба к оккупационным властям Гатчины поступила в 1942-м, и Покровский храм был открыт. В нем временно соорудили иконостас, а иконы и утварь из разных мест собрали верующие. Мариенбуржцы упросили стать священником о. Василия Апраксина, работавшего после шестилетней ссылки на светской службе в г Пушкине. После освобождения Мариенбурга от немцев о. Василий еще год спокойно прослужил в Покровском храме. В 1945 г., накануне праздника Благовещения, его снова арестовали. Вернувшись из заключения в возрасте 70 лет, он был реабилитирован, но смог работать только регентом в Мариенбурге, а с 1956 г. – в Павловском соборе Гатчины. После Великой Отечественной войны в возрождаемой церкви более всех потрудился протоиерей Петр Белавский (умер в 1983 г.), рукоположенный во иерея митрополитом Петроградским Вениамином в 1920 году. Отец Петр прослужил здесь более 30 лет. После ареста о. Василия Апраксина, прихожане снова стали искать священника, которым оказался о. Николай Телятников, рукоположенный тоже до революции. Нашли его в Красном Селе, где он работал сторожем. Затем до 1955 г. в храме сменилось еще несколько священников, о которых, увы, известно, очень мало: протоиерей Вячеслав Веригин, протоиерей Анатолий Каменев (бывший до революции дьяконом в церкви Георгиевской общины Красного Креста в Петрограде и служившим до 1935 г. в Русско-Эстонской церкви Гатчины), о. Иоанн Андреев. При о. Анатолии временный иконостас был заменен постоянным, переданным из храма Ленинградской духовной академии. Многие жители хорошо помнят о. Петра Белавского. Протоиерей Петр Белавский был удостоен многих церковных наград, включая митру и патриарший крест, награжден орденами св. кн. Владимира и преп. Сергия II степени. Скончался о. Петр 30 марта 1983 г., спустя три месяца после своего 90-летия. Уважаемый мариенбуржцами священник похоронен в церковной ограде вблизи алтаря. Далее настоятелями Покровского храма были архимандрит Кирилл (Начис) (1976-1988 гг.), игумен Алексий (Макринов) (1988-1991 гг.), иеромонах Никита (Марков) — ныне благочинный Александро-Невской Лавры. С 1996 г. вплоть до своей кончины настоятелем храма являлся протоиерей Анатолий Павленко. С удовольствием рассказывал он о храме, о святынях церкви — чудотворной иконе Божией Матери «Взыскание погибших”, о Голгофе, на которой он сам и многие прихожане наблюдали мироточение, об иконе Спасителя, пожертвованной из Кронштадта (в Андреевском соборе города служил о. Иоанн Кронштадский), о воскресной школе для детей и взрослых, о захоронениях на территории церкви, о неосуществлённом проекте императора Павла – монастыре святого Харалампия, фундаменты которого расположены неподалёку на берегу речки Колпанки…
В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Антоний Антипов.
С каждым годом увеличивается число прихожан Покровской церкви, радостно, что приходит в храм много молодых людей, так что у прихода есть будущее.
2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины
Белгород впервые упоминается в летописях под 1237 г., а согласно археологическим данным, существует даже с X в. В XV–XVI вв. он был укреплен как пограничный пункт, став городом-крепостью на южных рубежах Русского государства, центром Белгородской засечной черты. В источниках говорится, что в 1593 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович «видя от крымских людей войны многия и помысли поставить по саклям (дорогам) города, послал воевод своих со многими ратными людьми; они же, шедши, поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйку и иные города».
В конце XVI – начале XVII вв. в городе были основаны два монастыря – мужской Свято-Троицкий (1593) и женский Рожество-Богородицкий (1622). Последний, начиная с XVIII в., «неоднократно давал помещения для сосланных сюда на покаяние разных преступниц». В частности, в 1736 г., после первой выгонки Ветки, сюда были сосланы «раскольницы Ветковского согласия». Для них были выстроены новые дома, которые предписывалось «огородить острогом…». Огромную роль в распространении древлеправославной веры в Курской и Харьковской губерниях сыграли основанные в этих местах поморские монастыри – Чугуевский, Кошлаковский и Крапивенский, ставшие на долгое время значительными духовными центрами Староверия.
Первым в конце 1750-х – начале 1760-х гг. был основан монастырь в городе Чугуеве на месте бывшего скита стрельцов-старообрядцев. Его основателями были выходцы из Выговского монастыря схиинок Даниил (1710–1790), иноки Герасим и Герман. В первые же годы в созданное ими общежительство стали приходить местные жители, желавшие присоединиться к обители. В их числе была и Марина (Серикова), которую Даниил постриг в схиму и поставил во главе женской обители, созданной в 1765 г. После 1790 г. Чугуевский монастырь становится женским. Число насельниц обители в некоторые периоды доходило до 30-40 человек.
В 1806 г. монастырь был разгромлен властями, а его имущество передано в синодальную церковь. Усадьбу монастыря купил никонианский поп Жоданов. Инокини продолжали тайком молиться по домам. В начале 1820-х гг. старица Домника Сухинина (ум. 1870), происходившая из богатой дворянской семьи, вместе с чугуевской инокиней Варварой выкупили у вдовы Жоданова усадьбу монастыря и принялись за его восстановление. Они построили новую моленную, расширили кельи. На средства чугуевского купца Михаила Николаевича Черникова был выстроен большой дом с пристройками, другой купец, Даниил Фирсович Домрин, подарил обители 30 десятин земли за селом Осиповка, где была Калмыцкая слобода.
В конце XIX в. часть усадьбы монастыря была отторгнута для строительства железной дороги. В 1921 г. новыми властями была проведена ревизия, изъяты многие монастырские ценности, а сам монастырь вскоре и вовсе был закрыт. Некоторые из иночествующих, выгнанные из обители, разъехались, а некоторые ушли в подполье и тайно продолжали молиться по домам, соблюдая монастырский порядок. Подпольный монастырь арендовал дом у Екатерины Гридневой, позже Семен Маркович Бочаров купил для матушек дом по улице Петровского, 68. В 1956 г. монастырская обитель подверглась новому разорению: милицией было изъято 96 богослужебных книг и десяток лучших икон. В последующие годы обитель новыми насельницами не пополнялась, последняя старица Марфа Марковна Бочарова скончалась в 1994 г. Всего в синодике монастыря записано 580 душ, тела которых лежат на уничтоженном ныне старообрядческом кладбище. В настоящее время в стенах последнего пристанища поморских инокинь молятся староверы из Чугуева и окрестных сел. Обитель освящена в честь явления Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы.
Женский монастырь в селе Кошлаково был непосредственно связан с Чугуевской обителью. Здесь в мае 1927 г. проходил знаменитый Кошлаковский собор христиан-поморцев, на котором присутствовало свыше 200 человек местных жителей и приехавших из соседних старообрядческих обществ, а также из Поволжья, Украины, Московской области и других мест. На Соборе присутствовали и настоятельницы Чугуевского и Кошлаковского монастырей. Собор был созван для рассмотрения вопросов, выдвинутых церковной жизнью, а также ряда уставных вопросов. Председательствовал на Соборе Павел Васильевич Ершов, занявший пост Председателя Высшего Духовного Совета после кончины Терентия Акимовича Худошина.
В самом Белгороде старообрядческого храма раньше не было, отдельные староверы молились на дому. Белгородские староверы – это преимущественно выходцы из многочисленных староверских деревень области, переселившиеся в город. Особенно много среди них уроженцев села Кошлаково (их здесь называют «кошлаки»), в котором есть поморский храм, а раньше был выше упомянутый монастырь. Поморские общины есть также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе.
Наконец, около десяти лет назад группа староверов-поморцев решила объединиться, чтобы зарегистрировать общину и построить храм. Община долго добивалась выделения земли под строительство. Наконец, после долгих мытарств и хождения по инстанциям был получен участок земли в центре города, в одном из городских скверов. После торжественной установки закладного Креста приступили к строительству. По мере того, как росло здание храма, росла и крепла Белгородская община. После Третьего Всероссийского Собора Древлеправославной Поморской Церкви, в мае 2006 г., избрали исполняющего обязанности духовного наставника – им стал Александр Егорович Тарасов.
Храм по имя Покрова Пресвятыя Богородицы был построен меньше чем за год и получился необыкновенно благолепным – когда осматриваешь его, просто не веришь своим глазам, что в наше время при наших скромных возможностях мы, староверы, можем такое создать. Поистине – «О, преславное чудо!» В этом, несомненно, и заслуга долготерпеливых прихожан, и заслуга местных властей, благосклонно отнесшихся к идее создания древлеправославного храма и помогавших в его строительстве, но главным образом, заслуга попечителей – братьев Александра и Анатолия Васильевичей Тарасовых. Как гласит табличка на храмовых воротах, «В память раба Божьего Афанасия Михайловича Тарасова и всех пострадавших за православную веру Христову, с Божьей помощью и попечительством внуков Александра, Анатолия и всех благодарных потомков построен сей Храм в лето 2006 декабря месяца от Рождества Христова».
И вот, 2 декабря 2006 г., на улице Курской состоялось торжественное открытие нового старообрядческого храма. Накануне прихожане тщательно готовились к этому событию: была проведена уборка храма, а также прихрамовой территории, привезены и расставлены пожертвованные христианами города и области иконы, добавлялись последние штрихи к внутреннему убранству храма… Вечером 1 декабря, с участием гостей из Санкт-Петербурга и Москвы, были отслужены вечерня и утреня Освящению Храма и Покрову Богородицы. А назавтра, на 11 часов утра, была назначена официальная церемония открытия храма. На нее прибыли губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, глава администрации города Белгорода В.Н. Потрясаев, сопровождающие их официальные лица, попечители братья Тарасовы, представители Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви А.А. Безгодов (Москва), С.Ю. Левин (Валуйки) и К.Я. Кожурин (Санкт-Петербург), гости из Харькова, Ростовской и Белгородской областей. Во множестве присутствовали представители прессы и телевидения. Гости были встречены радостным трезвоном колоколов, который мастерски исполнил молодой причетник Белгородской общины Алексей Лукьянчиков, обучавшийся на прошедших недавно в Невской обители Духовных курсах.
Официальную часть открыл настоятель Белгородской общины Александр Егорович Тарасов. С глубокой, прочувствованной речью обратился к собравшимся губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, который отметил неоценимый вклад старообрядцев в дело сохранения духовных традиций Древней Руси и в дело укрепления государства Российского: Днесь светло красуется славнейший град Белгород…
2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины.
К. Кожурин, А. Безгодов, Газета староверов Латвии «Меч духовный» №21-22 июль-декабрь 2006 г.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Другая московская церковь Покрова Божьей Матери, или Покрова в Садех (то есть у великокняжеских садов), впервые упомянутая еще в 1488 г., и ныне уже несуществующая, дала имя улице Покровка, Покровскому бульвару и Покровским воротам. А вообще, в дореволюционной Москве были две улицы Покровки: кроме идущей от церкви Покрова в Садех, раньше Покровской называлась и нынешняя улица Бакунинская. В XVII веке на этом месте (сейчас метро Бауманская) стояло село Рубцово, принадлежащее тогда еще только боярам Романовым, в 1613г. положившим начало царской династии. Когда в 1618
г. в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы русские отбили поляков, штурмовавших Москву, в Рубцово построили обетную деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Обетную, потому что Романовы дали обет — обещание Богу — возвести настоящий, каменный храм в честь победы и Покрова Пресвятой Богородицы, распростертого над нами. Кстати, многие из Покровских храмов возводились именно в честь воинских побед. Например, уже упомянутый собор Покрова на Рву, он же храм Василия Блаженного — в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством, случившейся в день Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1694г.г.) была заложена в виде деревянного храма еще 1619 г, знаменуя победу над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города. Возводили каменные
Покровские храмы и в честь избавления от нашествия французов, взамен сожженных и поруганных святынь. До революции только в Москве и на территории сегодняшней Московской области было больше ста церквей, освященных в честь Покрова — так наши предки ценили заступничество Пресвятой Богородицы.
Икона «Богородица с пророками».
Удивительно, но событие, которое легло в основу праздника Покров Пресвятой Богородицы, произошло далеко от России. Причем само оно, это событие, было для русских с внешней точки зрения, с точки зрения, не учитывающей духовную суть явлений, бесспорным поражением, проигрышем, ну, уж точно, не победой. Так что же произошло? Что мы вспоминаем, празднуя Покров Пресвятой Богородицы? Дело было в середине X века. Место действия: храм во Влахернах, это окраина Константинополя.
Христианский Константинополь был тогда столицей Византийской империи, которой правил Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости. Несмотря на свою ученость, Лев VI был посредственным военачальником, поэтому богатый Константинополь мог показаться особенно легкой добычей для всех, кто бы вознамерился его завоевать. Летописи свидетельствуют, что такими желающими оказались наши предки славяне, тогда еще язычники. В походе участвовал прославленный Пушкиным «вещий» Олег со своими дружинами. Правитель Киева уже совершал дерзкие и успешные набеги
на Византийскую империю, поэтому его боялись.
Как сообщает церковное предание, в день, когда тревога жителей Константинополя была особенно сильна, христиане собрались в храме во Влахернах — помолиться Богородице перед ее платом — мафорием. Был в храме в это время и раб византийского вельможи Андрей, Христа ради юродивый, родом славянин. Именно Андрей и увидел во время моления Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колена, Дева Мария со слезами молилась за христиан, а потом, сняв со Своей головы плат, распростерла его над стоящими в храме, защищая их от врагов
видимых и невидимых. Как сообщает предание, Андрей, трепеща, спросил стоявшего рядом с ним своего товарища Епифания, видит ли он «Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире!» «Вижу, святый отче, и ужасаюсь!» — ответил Епифаний.
Икона Божией Матери Огневидная.
Летописи свидетельствуют, что по неведомым причинам корабли с дружинами славян развернулись назад, Константинополь был спасен. Это явление Пресвятой Богородицы, которая Своим Покровом защищает всех, ищущих Ее заступничества, и вспоминается во время праздника.
Подчеркну еще раз: спасен был Константинополь, от наших же предков, но отмечают этот день в России, причем только в России: хотя само явление Божией Матери произошло в Византии, в греческом календаре этого праздника нет. Парадокс: событие, которое можно было бы посчитать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Богородицы за всех православных христиан. В чем же дело?По словам епископа Василия Родзянко, такое «самоотречение — историческое, народное — не случайно». Оно свидетельствует о том, что народ несет в себе «мощь правды»,
глубинное понимание того, что истинно, а что нет. Поэтому любовь к этому празднику свидетельствует о глубокой нравственной силе и чистоте нации.
Икона «Всех скорбящих радость».
— А ты вот так считай — и ждать тебе будет веселей, а по дням скушно будет отсчитывать… — объясняет Горкин. — Так вот прикидывай… На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим… а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят… — капустку будем рубить, либо чуток попозже… а за ней, тут же на-скорях, и антоновку мочить, под самый под «покров». До «покрова» три радости те будет. А там и зубы на полку, зима… будем с тобой снег сгребать, лопаточку тебе вытешу, мой Михайлов День подойдет, уж у нас с тобой свои посиделки будут. Будем про святых мучеников вычитывать, запалим в мастерской чугунку сосновыми чурбаками. И всего у нас запасено будет, ухитимся потепле, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Вот тебе и — Покров. Так вот что это — Покров! Это — т а м, высоко, за звездами: там — Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: «сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом — Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся».
А я — увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видал, дадено ему было видеть и нам возвестить, — в старинном то граде было, — чтобы не устрашались люди, ажили-радовались.
Заступничество Пресвятой Богородицы за нас — Её Святой Покров, дано почувствовать каждому, кто с чистым сердцем обращается с молитвой к Матери Божьей.