Никому не известно, кем были родители, и где родился Саи Баба. Многие пытались об этом узнать, расспрашивая Бабу и других, но удовлетворительного ответа или каких-либо сведений так и не получили. Фактически мы ничего об этом не знаем. Намдев и Кабир (великие индийские святые) не родились как обычные смертные. Их нашли младенцами в раковине: Намдева нашел Гонайи на берегу Бхимрати, а Кабира — Тамал на берегу Бхагиратхи. Так же обстояло дело и с Саи Бабой. Впервые Его увидели шестнадцатилетним мальчиком, сидящим под деревом ним в Ширди.
Даже тогда Он казался преисполненным знанием. У него не возникало желания мирских вещей даже во сне. Он изгнал майю, и мукти (освобождение) стало служить Его стопам. Одна пожилая женщина из Ширди, мать Нана Чхопдара, рассказывала о Его появлении в Ширди так. Этого молодого человека, со светлым цветом кожи, ловкого и очень привлекательного, заметили сидящим в асане (йогической позе) под деревом ним. Жители деревни были поражены при виде мальчика, совершавшего аскетическую практику, невзирая ни на жару, ни на холод. В течении дня он ни с кем не общался, ночью он никого не боялся. Люди удивлялись и вопрошали, откуда этот молодой парень внезапно появился. Весь его внешний вид и черты лица были настолько привлекательны, что, лишь взглянув на него, вы чувствовали к нему расположение. Он ни кому не обращался, и всегда сидел возле дерева ним. Он был воплощением бесстрастия и представлял для всех поистине загадку. Саи Баба стал жить в заброшенной мечети. Саи Баба не искал общения и разговоров с людьми. Он лишь отвечал на вопросы. Днем Он обычно сидел под деревом ним, а иногда — в тени ветви дерева бабул, росшего у ручья, протекавшего в окрестностях деревни.
Имущество Бабы составляли чилим, табак, тамрел (оловянный горшок), длинный развевающийся кафни, кусок ткани на голове и сатка, которая всегда была при Нем. Кусок белой материи на голове был перекручен наподобие спутанных волос и спускался от левого уха к спине. Одежда не стиралась иногда по восемь дней. Он не носил ни ботинок, ни сандалий. Сидел Он обычно на мешковине. Одетый в каупину (набедренную повязку), чтобы не мерзнуть, он всегда сидел у дхуни (священного огня) — лицом к югу, держа левую руку на деревянной ограде. Дхуни он приносил в жертву эгоизм, желания и все помыслы — и всегда повторял «Аллах Малик» (все принадлежит Господу).
Саи Баба знал все йогические практики. Никто в точности не знал, индус Он или мусульманин. Он праздновал индуистский Рамнавами со всеми необходимыми церемониями, и в то же время допускал «сандаловую» процессию мусульман. Он поощрял поединки борцов на празднике и раздавал победителям призы. Он, как положено, проводил церемонию гопал-кала в день Гокул-Аштами, а в праздничные для мусульман дни позволял им читать их молитву (намаз) в Своей мечети.
Однажды, в праздник Мухарам, некоторые мусульмане предложили соорудить табут (символизирующий гроб Хуссейна и Хасана) в мечети, оставить его там на несколько дней, а потом прошествовать с ним по деревне. Баба разрешил держать табут в мечети, а на пятый день вынес его из мечети, не выказывая ни радости, ни сожаления. Если мы будем думать, что Он мусульманин — Его уши были проколоты (по священной индуистской традиции). Если мы скажем, что Он был индусом — Он поддерживал обычай обрезания. Его нельзя было назвать индуистом, потому что он всегда жил в мечети. Его нельзя было назвать мусульманином, потому что в мечети всегда горел священный огонь дхуни, а это противоречило мусульманской религии. Здесь разрешалось молоть зерно на ручной мельнице; трубить в раковину и звонить в колокольчик. Также разрешалось совершать жертвоприношение огню, петь бхаджаны, раздавать еду, поклоняться стопам Бабы, предлагая аргхью (воду). Если считать Его мусульманином, почему лучшие из браминов и агнихотри, позабыв о своих ортодоксальных взглядах, простирались у Его стоп? Те, кто приходил выяснить, какой Он национальности, теряли дар речи, зачарованные Его даршаном (присутствием). Так что никто не мог определить точно, был ли Саи Баба индуистом или мусульманином. И не удивительно! Ведь тот, кто безраздельно предается Господу, отказываясь от эгоизма и сознания тела, тот становится един с Ним, и вопрос о касте или национальности исчезает сам собой. Саи Баба, Единый с Господом, не видел кастовых различий — Он не видел различий даже между существами. Он ел мясо и рыбу вместе с факирами, но не жаловался, когда собаки прикасались к его пище своими ртами.
Он непринужденно прогуливался, разговаривал и смеялся с ними со всеми, с Его языка не сходило «Аллах Малик» (все принадлежит Богу). Он не любил дискуссий и споров. Он всегда сохранял спокойствие и владел собой, несмотря на случавшиеся порой вспышки гнева; всегда проповедовал совершенную веданту, и никто, до самого конца, так и не узнал. Кто был Баба? С принцами и бедняками он обращался одинаково. Ему были ведомы самые сокровенные тайны людей, и, когда Он обнаруживал это, все поражались. Он был сокровищницей всех знаний и мудрости в обличье притворного неведения. Он не искал славы и признания в мире. Таков был характер Саи. Хотя у Него было тело человека. Его деяния свидетельствовали о Его Божественности. Все люди считали его Воплощением Бога в Ширди.
Кафедральный собор святого апостола Фомы
Координаты : 18 ° 55’54 «N 72 ° 50’1» E / 18,93167 ° N 72,83361 ° в.д.
Хорниман Серкл ,
Форт,
Южный Мумбаи ,
Махараштра
Индия
Церковь Северной Индии
1718 г.
(300 лет назад)
и
1837 г.
(реконструкция и расширение)
Бомбей ,
Британская Индия
Британская Ост-Индская компания
Монархия Великобритании
ЮНЕСКО премии Asia-Pacific Heritage Сохранения
1676
(340 лет назад)
1718
1837 (Увеличенный)
1200+
Собор и школа Джона Коннона
Епархия Мумбаи Церкви Северной Индии
Собор Св. Томаса, Мумбаи , является соборной церковью епархии Мумбаи Церкви Северной Индии . Названный в честь святого апостола Фомы , собор расположен в историческом центре Мумбаи, на площади Хорниман , недалеко от фонтана Флора и дома Бомбея . 300-летняя церковь является самой старой церковью в Мумбаи и контролируется Кафедральным собором и школой Джона Коннона .
Первый камень в фундамент церкви был заложен в 1676 году, хотя церковь была окончательно освящена для богослужений только в 1718 году как первая англиканская церковь в Мумбаи (тогда называвшейся Бомбей ) в стенах укрепленного британского поселения . Затем собор привел к созданию Собора и школы Джона Коннона в 1860 году, чтобы предоставить церкви певчих. Собор является достопримечательностью Южного Мумбаи и одной из старейших церквей Индии. Он используется школой для празднования Дня основателя 14 ноября каждого года, службы Кэрол в последний день перед школьными рождественскими каникулами и в других особых случаях. Железнодорожная станция Churchgate получила свое название от Томаса собора Святого, как станция была связана с собором по дороге , ведущей через путь одного из трех ворот укрепленного острова города Мумбаи . Стены форта Бомбея были снесены в 1862 году, а ворота, ведущие в церковь, были заменены фонтаном Флора в 1864 году.
авиабилеты | визы | фото
Святой апостол Фома
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
Ченнай. Место апостола Фомы
Ченай (до 1997 года – Мадрас) был основан раньше Калькутты и Бомбея — в 1639 году. Город расположен на плоской прибрежной низменности, омываемой водами Бенгальского залива, и стоит на месте зарождения одной из древнейших цивилизаций на Земле. Ее создателями были дравиды – загадочный народ, потомки которого до сих пор живут в Индии.
Апостол Фома в 52 году прибыл в Индию, проповедовал, и жил здесь 17 лет, причем 7 последних лет – в Майлипураме, нынешней части Мадраса. Многие места в Мадрасе имеют названия, связанные с деятельностью и именем этого «индийского» апостола. Например, Святой Дом. Легенда гласит, что к этому берегу было прибито огромное бревно, которое не могли оттащить даже с помощью слонов, а св.Фома запросто отбросил его. Король Майлипурама был так восхищен этим, что выделил Фоме брёвен на строительство часовни, которую апостол и построил. Маленькая Гора (Чинна Малай по-тамильски) – это холм в 4 милях от Святого Дома, где св.Фома укрывался от врагов, пытавшихся его убить. Даже покровительство короля Махадевана не могло уберечь св.Фому от посягательств на его жизнь. Гора св.Фомы навсегда останется в памяти людской как Голгофа св.Фомы. Здесь он был пронзен копьём во время молитвы за обращение к Христу сына и супруги правителя Майлипурама. В X веке христиане – несториане из Персии основали в этих местах христианскую деревню и построили церковь над могилой. На ее алтаре стоит обнаруженный в 1574 г. крест Фомы с надписью на пехлеви (пехлеви — язык парфян), которую толкуют очень по-разному от VI — VIII вв. В церкви находится также Аравийская (Арапетская) икона Пресвятой Богородицы (память 6 сентября по старому стилю). Ее считают наиболее древней иконой и почитаемой в православном мире. Полагают, что явление и прославление иконы относится к I веку, к моменту евангельской проповеди св. апостола Фомы в Индии. Следующим наплывом христиан были португальцы в начале XVI века. Они построили на месте старой свою церковь. Марко Поло в XIII веке и св.Франсис Ксаверий в XVI молились над могилой св.Фомы. Кафедральный собор св.Фомы – гордость Индии, один из очень немногих в мире, возведенных над могилой апостола Иисуса Христа.
Мощи святого Фомы
Большая часть реликвий Фомы попала в III в. в Эдессу. Тамошняя могила Фомы весьма почиталась. День перенесения праздновался 3 июля. Это перенесение образует, очевидно, историческое ядро легендарных сообщений о деятельности Св. Фомы в Эдессе. Златоуст причисляет могилу Фомы в Эдессе к четырем известным могилам апостолов. Из Эдессы реликвии в 1258 г. попали в Хиос (город на одноименном острове в Эгейском море), оттуда позднее в Оттону (на Адриатическом море, Средняя Италия), где еще и ныне почитаются.
Так где же мощи апостола? Историки религии говорят, что святые мощи находятся и в Индии, и в Эдессе, и в Константинополе. Его рука – в Венгрии, а палец, который он вложил в свое время в раны Господни – в Италии. В 2005 году ковчег с мощами апостола из Италии посетил Индию. Когда святыня прибыла в аэропорт столицы штата города Кочин, ее встречали тысячи христиан – клириков и мирян, которые выстроились вдоль улиц города. Мощи апостола совершили путешествие по ряду приходов в нескольких городах Кералы, после чего были доставлены в новый паломнический центр в городе Ниранам. Какая часть мощей была в Индии? Когда начинаешь изучать деяния апостолов, то с жизнью еще более-менее понятно, а вот потом, как их мощи и «регалии» начинают блуждать – это загадка.
Но где бы не находились части святого, мы знаем точно, что апостол Фома прибыл в Индию, к берегам Кералы. Он прошел весь юг Индостана и было образовано много церквей и приходов.
Марина Филиппова
Историк, член международного союза журналистов
Индия: ближайшие туры
ПАВЛИН НОЛАНСКИЙ — латинский религиозный деятель, епископ Нолы (приблизительно с 409-410 годов), поэт, христианский святой.
Происходил из среды высшей галло-римской аристократии. Получил разностороннее образование; учился, в частности, у известного поэта Авсония. Успешно занимаясь адвокатской практикой, был замечен императором Грацианом, который приблизил Павлина Ноланского к себе. С 378 года сенатор, консул, с 381 года правитель провинции Кампания. В этот период, ещё не будучи христианином, он узнал о широком почитании в Ноле исповедника Феликса (пострадал в 250 году, в ходе гонений при императоре Деции). В 383 году, в связи с убийством Грациана, удалился от политики и вернулся в Галлию. Женился на христианке Теразии, под влиянием которой в 389 году принял крещение от епископа Бурдигалы Дельфина. Переселился в Барцино (ныне Барселона), где после рождения и скорой смерти сына обратился к аскетизму, отказавшись от земельных владений и богатства. Рукоположен в пресвитеры на Рождество (между 393 и 395 годами). В 395 году переехал в Нолу, где поселился возле мартирия святого Феликса, основав аскетическую общину. После смерти жены (409) поставлен епископом Нолы. В христианском предании Павлин Ноланский считается одним из основателей традиции колокольных звонов.
Известен как христианский поэт, а также автор посланий, сочетавший традиции античной образованности и христианского благочестия. Поэтические произведения Павлина Ноланского написаны в 389-410 годах, послания — в 395-426 годах. С 395 года основной темой его поэзии стало прославление святого Феликса. Некоторые поэмы представляют собой парафраз библейских текстов. Стихи светского характера также содержат христианские мотивы и библейские аллюзии. Послания в стихах Авсонию являются своего рода оправданием Павлина Ноланского за его отказ от светской карьеры ради преимущества жизни аскета. Послания Павлина Ноланского имеют в основном дружеский характер; его корреспондентами были видные литераторы (Авсоний), богословы и аскеты (блж. Августин, Иероним Блаженный, Сульпиций Север). Античная концепция дружбы приобретает у Павлина Ноланского христианское осмысление: связь между людьми посредством веры во Христа. Сочинения Павлина Ноланского пронизаны идеей смирения и любви к ближнему через Христа.
В церковной традиции Павлин Ноланский получил прозвище Милостивый; сложился ряд легенд о его милосердии (продажа себя в рабство вандалам вместо сына вдовы и др.). День памяти по календарю Римско-католической церкви — 22 июня, по календарю Русской православной церкви — 23 января (5 февраля).