27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. Сегодня в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» была совершена Божественная Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Андрей Скакалин, в сослужении духовенства.
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.
В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).
Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»
Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруя, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая намна супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Русский перевод:
Тропарь: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое (т.е. Церковь), даруя им победу на противников (т.е. на видимое и невидимое зло) и Твоим Крестом сохраняя Твое жительство (т.е. христиан, в которых обитает Христос).
Кондак: (Ты, который) добровольно взошел на Крест, даруя щедроты (т.е. милости)Твои тезоименитому Твоему новому жительству (т.е. верующим, носящим имя христиан, и поэтому являющимся как бы тезками Христу, который обитает в них как в новом жилище), Христе Боже: возвесели нас Твоей силой, даруя нам победу на противников (все виды зла), имея при этом пособием Твое оружие мира, непобедимую победу (т.е. Крест, примиривший Бога и человека, победивший зло и грех, а сам остающийся непобедимым).
Празднование:
Неделя 3-я Великого Поста
14 августа (н. ст.)
27 сентября (н. ст.)
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Кондак 1
Приидите, христоименитии людие, составим похвалу Честному Кресту, на немже Христос, Царь Славы, волею руце распростер, возведе нас на первое блаженство, из негоже низпадохом прелестию змиевою. Ты же, о пресвятый Кресте, яко имеяй присущую тебе силу Распятаго Христа, спасай и сохраняй от всяких бед любовию зовущия ти: Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Икос 1
Ангелов лицы, яко Божии служителие, Крест обстояще, вольную страсть Христа Жизнодавца прославляют. Мы же, страданьми Того вечныя смерти избавльшеся, подражая Горним Силам, радостно взываем:
Радуйся, Кресте, яко на тебе Христос Бог наш, волею руце распростер, спасение наше содела.
Радуйся, яко распростершимся на тебе Христом преступление Адама и Евы, простерших руце ко древу запрещенному, упразднися.
Радуйся, яко воздвижену бывшу на тебе, аки преступну, Законодавцу, древняя клятва, яже на нас бывшая, потребися.
Радуйся, яко содеявшимся на тебе странным таинством род человеческий от тли смертныя свободися.
Радуйся, яко Пострадавшим и Умершим на тебе жало смерти сокрушися.
Радуйся, яко Того ради страданий Бог с человеки примирися.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 2
Видя падших человеков, Господи, Ты, вочеловечився, крест и смерть вольне плотию претерпел еси за род наш, да от смерти вечныя избавиши исповедающия Тя Сына Божия и вопиющия Ти: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человечь изнемогает в постижении велия тайны Твоего, Христе, воплощения и вольнаго за ны страдания: како Ты, Бог сый безстрастный, страсть крестную, яко человек, претерпел еси, и сие орудие смерти Твоея соделал еси источником жизни и спасения всем благочестно в Тя верующим и хвалебно воспевающим:
Радуйся, Кресте, на немже содеяся таинство от века предопределенное.
Радуйся, яко на тебе совершися наше искупление, многообразне во образех и сенех предъявленное.
Радуйся, яко умерый на тебе Жизнодавец Кровь и воду источи, имиже грехи наша омываются.
Радуйся, яко каплями Святейшия Крове Его греховныя струпы душ наших очищаются.
Радуйся, Кресте, якоже древо животное, еже есть посреде рая Божия, христианом вожделенный.
Радуйся, плодами безсмертия умне нас питающий и надеждою Жизни Вечныя малодушие наше ободряющий.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 3
Крест Твой, Христе, аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою, и чувственне мирови являемо, умно наше чудотворит спасение, подвизая пети Тебе: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще пред очима нашима Крест пресвятый, святолепным поклонением той почитаем, распеншагося нас ради на нем Спаса Христа, и, лобызая, взываем:
Радуйся, Кресте, прославленный послушанием и страданием Христовым.
Радуйся, возвеличенный возвышением на тебе Сына Божия, Иже весь мир от падения Адамля воздвиже.
Радуйся, яко собывшагося на тебе ужаснаго таинства земля ужасеся и вострепета, аки бы хотя поглотити законопреступныя.
Радуйся, яко заклавшуся на тебе Агнцу Божию завеса храма раздрася и жертва сеновная упразднися.
Радуйся, Кресте, яко распадшуюся под тобою камню, каменносердечнии роди еврейстии неверием от Бога отпадоша, благодати же священства и царства лишишася.
Радуйся, яко омрачившуся солнцу в страсти Христове, нощь многобожия прейде и языком свет веры возсия.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 4
Бурею злобы дышуще и завистию движими, первосвященницы иудейстии сокрыша в землю Крест Твой, Христе Боже, да не будет обличением безумия их; но той, яко сокровище драгое, из земных недр возсия, тщанием благочестивыя царицы Елены обретенный и на радость всех верных миру явленный, с богокрасною песнию: Аллилуиа.
Икос 4
Видевше тогда христианстии людие Честнаго Креста обретение, прославляху распеншагося на нем Христа Бога, «Господи, помилуй!», — взывающе. Мы же ныне, подражающе им, прославляем Крест Его святый хвалении сицевыми:
Радуйся, Кресте, в землю сокровенный и оскверненное грехами нашими естество земное освятивый.
Радуйся, явлением своим из недр земных хулителей воплощения и Божества Христова посрамивый.
Радуйся, яко Пострадавый на тебе плотию прия всяку власть на Небеси и на земли, да всех и вся к Богу Отцу приведет.
Радуйся, яко Умерый на тебе яко человек, силою Божества Своего сокруши заклепы ада и изведе оттуду души праведных.
Радуйся, Кресте, яко разбойник благоразумный, Христу сраспявыйся и Господа Того исповедавый, тобою, аки лествицею, на Небеса взыде.
Радуйся, яко и всех отсечением страстей Христу сраспинающихся возводиши в Царствие Небесное.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 5
Господи, при Моисеи иногда пророце точию образ Креста Твоего являемь, побеждаше враги Твоя, ныне же самый Крест Твой имуще, помощи просим: укрепи Церковь Твою и даруй ей победы на враги, да расточатся вси врази Твои, не вопиющии Ти: Аллилуиа.
Икос 5
Честнаго Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: егда бо простираше руце, Креста образ творя, укрепляхуся людие; ныне же вещей сбытие в нас исполнися: днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися, яко вся Креста ради возсияша нам дарования. Темже, радующеся, вопием:
Радуйся, Кресте, оружие Христово страшное, егоже демони трепещут.
Радуйся, яко силою на тебе Распятаго Христа бесовстии полцы далече прогоняются.
Радуйся, яко силою действующия в тебе Божественныя благодати победы на сопротивныя христолюбивым людем даруются.
Радуйся, яко тобою неверных рати под нозе правоверных покаряются.
Радуйся, яко от тебе, аки от источника райскаго, потоцы всяких благ проистекают.
Радуйся, яко от тебе, яко высокорасленнаго и многоплодовитаго древа, Христова ради на тебе страдания, плоды жизни и спасения нам произрастают.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 6
Проповедником силы и Божества Христова явися иногда Животворящее Древо Крестное, егда прикосновением своим воскреси мертваго и к жизни возведе его, еже видевше, мнози от иудей и язык познаша велию благочестия тайну: яко спасения ради человеческаго, Бог во плоти явися и страсть крестную претерпе, да спасет вопиющия Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Якоже древо райское превелие, возвысися на Голгофе Честный Крест Христов, отнюдуже во всю вселенную распростре мысленныя ветви благодати и силы Распеншагося на нем: под егоже сению обретают прохладу палимии зноем страстей и хотящии благочестно жити о Христе Иисусе. Темже и мы, благодати Того причастницы, весело взываем:
Радуйся, святый Кресте, древом жизни, Адама ради во Едеме насажденным, преображенный.
Радуйся, новым Адамом, руце на тебе распростершим, миру явленный.
Радуйся, яко под сень благодатнаго защищения твоего вси вернии прибегают.
Радуйся, яко милосердием Даровавшаго нам тебе кающиися грешницы огня геенскаго избегают.
Радуйся, Кресте, утешение наше в скорбех и печалех.
Радуйся, живительная отрадо и помощь изнемогающим в борьбе с прилогами страстей, мира и диавола.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 7
Хотя явити роду человеческому благости и милосердия Своего неизследимую пучину, Крест Твой, Господи, дал еси нам тверда блюстителя и прогонителя демонов. Темже вси мы, иже в Тя верующии, прославляем величие страсти Твоея, благодарно поюще Тебе: Аллилуиа.
Икос 7
Дивна дела явил еси, Господи, Крестом Твоим Честным: распеншуся бо Ти на том плотию, вся тварь изменися: солнце лучи своя скры, основания земли восколебахуся, ад сокрушися державою власти Твоея и издаде юзники, яже от века содержал есть. Сего ради увязаем той сими песненными цветы:
Радуйся, Кресте, яко пострадавшему на Тебе вся тварь сострадаше, яко Творцу своему и Владыце.
Радуйся, яко силу Того и Божество свидетельствоваху солнце помрачением и земля колебанием.
Радуйся, яко Умерый на тебе не удержан бысть в мертвых, но, разрушив державу смерти, в третий день воскресе.
Радуйся, яко воскресшу Тому, проповедь евангельская, от лика апостольскаго наченшаяся, во вся концы земли изыде.
Радуйся, Кресте, яко тобою кумирослужение и многобожие языческое упразднися.
Радуйся, яко тебе ради правая вера во Единаго Бога, в Троице славимаго, по всей земли утвердися.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 8
Странно Бога вочеловечшася и на Кресте распята бывша мысленно видяще, устранимся суетнаго мира, ум на Небеса преложше. Сего ради Бог на землю сниде и на Крест взыде, да тем, аки лествицею, на Небеса возведет вопиющия Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Днесь Адам со Евою веселится, предлежащий видяще Крест, имже поражен бысть супостат, иже древле в раи, вкушением запрещеннаго плода, тех прельстивый и пленники себе сотворивый. Темже и мы, срадующеся праотцем нашим о избавлении от пленения нашего душевнаго, благоговейно воспеваем:
Радуйся, Кресте, яко на тебе Пастырь Добрый душу Свою положи за овцы Своя и даже до ада сниде, ища заблуждших.
Радуйся, яко Той не презре дело руку Своею, Адама со Евою, но со инеми праведники исхити я из ада, яко из челюстей зверя крепкаго, и в рай всели их.
Радуйся, яко на тебе пригвожденному Христу пламенное оружие плещи даде, и Херувим, Едем хранящий, отступи от древа жизни.
Радуйся, яко мы, ныне крещением возрожденнии, во Христе новии людие, невозбранно причащаемся райския пищи.
Радуйся, Кресте, жезле силы Христовы, от Сиона посланный, имже мы пасемся на пажитех евангельских учений.
Радуйся, яко тобою невредимы сохраняемся от волков душегубных, яко львове рыкающих и ищущих кого поглотити.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 9
Всяких бед и козней вражиих избави ны, Кресте треблаженне, яко приемый благодать и силу от пригвожденнаго на тебе Христа, Егоже страсть вольную и мироспасительную прославляюще, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство всякое земнородных не довлеет к прославлению Креста Твоего, Господи, на немже спасение наше соделал еси; темже, недоумевающе восхвалити той по достоянию, взываем сице:
Радуйся, Кресте, яко вознесенный на тебе Спас мира многи люди в познание Свое призва и до ныне призывает.
Радуйся, яко возсиявый на тебе, аки на свещнице, Свет истинный вся концы земли светом Боговедения озаряет.
Радуйся, яко ныне Восток и Запад Пострадавшаго на тебе прославляют.
Радуйся, яко Юг и Север яко Бога и Владыку Того величают.
Радуйся, яко и тя, яко подножие Христово, вси вернии, возносяще, прославляют.
Радуйся, яко от тебе, яко от неизсякаемаго источника, христоименитии людие обилие благ вечных почерпают.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 10
Спастися хотящим нам и под сень защищения твоего прибегающим буди помощник, пресвятый Кресте, сохраняя ны от всех зол, силою на тебе Распятаго Христа, Емуже яко Богу и Избавителю нашему благодарственно и хвалебно поем: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси, ограждающая нас от всяких бед и напастей, Кресте всечестный, и столп крепкий противу лица вражия, к немуже невидимии борителие приступити не смеют, боящеся взирати на силу Твою. Сего ради с верою ограждаемся святым твоим знамением и весело воспеваем:
Радуйся, пречестный Кресте Христов, от нападения духов злобы нас защищающий.
Радуйся, от разжженных стрел их невредимы ны сохраняющий.
Радуйся, яко от знамения твоего, с верою благочестно творимаго, вся силы ада, яко дым от ветра исчезают.
Радуйся, яко тобою вся крепость их, яко воск от лица огня, истаевает.
Радуйся, яко святии мученицы, знамением твоим ограждшеся и имя Христово призвавше, всякий вид мучений мужественно претерпеша.
Радуйся, яко преподобнии отцы помощию силы Божественныя, знамению твоему присущия, бесовская страхования и страстей возстания победиша.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим Ти, всечестный Кресте, и смиренно молимся распятому на тебе Христу Богу нашему, Иже дарова нам тебе во отраду и утешение в скорбех и напастех, да страстию Своею избавит нас от страстей душевредных и научит благодарно воспевати Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светом благодати Божия, таинственне ти присущия, просвети наша душевная чувствия, Кресте пресвятый, да, тою озаряеми и наставляеми, не поткнемся о камень коего соблазна, но да возможем путем заповедей Божиих правошествовати во всей жизни нашей, воспевающе ти сице:
Радуйся, Кресте, Божественнаго света светильниче.
Радуйся, непрестающих чудес Христовых вестниче и милосердия Его к роду человеческому проповедниче.
Радуйся, Кресте, рода человеча обновление и Новаго Завета Христова печать и утверждение.
Радуйся, торжество веры христианския и благонадежный якорю упования нашего.
Радуйся, святых храмов Божиих украшение и домов благочестивых ограждение.
Радуйся, полей и вертоградов благословение и всех стихий освящение.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 12
Благодать Твою всемощную подаждь нам, Господи, да последуем Тебе, Владыце нашему, вземше крест наш, не гвоздьми пригвождающеся, якоже Ты, но сораспинающеся Тебе трудами, воздержанием и смирением, да тако причастницы будем страданий Твоих, от нихже истекают потоцы жизни вечныя, напаяющия вся правоверныя, благочестно поющия Ти: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще величия твоя, всечестный Кресте, восхваляем тя вси, яко победоносный скипетр Царя Небеснаго, нашего же спасения всерадостное знамение; темже и вопием:
Радуйся, Кресте, православных христиан державо и несокрушимое их ограждение.
Радуйся, святителей украшение и всех подвижников веры и благочестия сила и подкрепление.
Радуйся, Кресте, от колыбели и до гроба на всех путех жизни нас ограждающий и по смерти на воздушных мытарствах от духов злобы нас защищающий.
Радуйся, яко под знамением твоим почивающии, умершии в вере и благочестии, в последний день воскреснут в жизнь вечную.
Радуйся, Кресте, явлением своим на небеси предварити имый славное Второе пришествие Христово.
Радуйся, яко распеншии Христа и вси невернии узрят тя тогда и горце возрыдают, любящии же Господа, зряще тя, вельми возрадуются.
Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.
Кондак 13
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень, всех христиан утешение! Тя ныне предлежаща видяще, возводимся мыслию к распятому на тебе Христу, Емуже и молимся смиренно, да тебе ради помилует нас, грешных, и сподобит в селениих райских воспевати Ему: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Животворящий Крест Господень
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши».
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13/26 сентября 335 года. На следующий день, 14/27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
14/27 сентября вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 — 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и святого Патриарха Захарию (609 — 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 — 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В настоящее время части Животворящего Креста Господня хранятся в разных странах мира: в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на Афоне, в соборе Светицховели в Грузии, в соборе Святого Петра и базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, в монастыре Ставровуни на Кипре, в соборе Парижской Богоматери в Париже, в Аббатстве Святого Креста в Пуатье, в Цетинском монастыре в Черногории и других храмах христианского мира.
Содержание
- «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»
- Фоторепортаж
- Последние новости раздела
- В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в Алексиево-Акатовом монастыре
- В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение»
- В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в воронежском храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица»
- В Неделю 18-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии посетил храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской
- Поздравление с днем тезоименитства Высокопреосвященнейшему митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию от клира и мирян Воронежской митрополии
«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство»
19 Марта 2017 | 2080
В воскресение третей недели Святой Четыредесятницы, в Крестопоклонную Неделю, в Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил епископ Россошанский и Острогожский Андрей.
Преосвященнейшему Владыке сослужили секретарь Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких, благочинный Россошанского церковного округа иерей Алексий Кувалдин, духовенство собора.
По запричастном стихе о. Илья вышел к молящимся с проповедью, в которой разъяснил духовный смысл сегодняшнего церковного дня: «За крестом, за Голгофой, за испытаниями следует воскресение, отдохновение. Человек, который идет на Голгофу, поднимается, не оставляет своего пути, не пасует перед испытаниями, но стремится к Богу, и такого Господь награждает, такому даёт утешение, с таким желает быть в Небесном Царстве».
В завершение литургии со словом архипастырского наставления к прихожанам обратился Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский.
Владыка и духовенство собора пропели молитвословия перед Животворящим Крестом Господним, который был изнесен из алтаря накануне за Всенощным бдением.
Много размышлений посвятили нынешнему церковному дню святые отцы Церкви. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада её, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотню и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, – взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с её страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать её в страстях её и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, – как бы так вещает нам Господь со Креста, – что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесёте некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более её услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь».
Фоторепортаж
Последние новости раздела
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в Алексиево-Акатовом монастыре
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, память святых отцев VII Вселенского собора, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии в к…
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение»
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в воронежском храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица»
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, временно управляющий Россошанской епархией, Глава Воронежской митрополии, посетил с ар…
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии посетил храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской
В Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, митрополит Воронежский и…
Поздравление с днем тезоименитства Высокопреосвященнейшему митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию от клира и мирян Воронежской митрополии
Слово поздравления и благие пожелания от духовенства, монашествующих и всей паствы Главе Воронежской митрополии произнес после Божественной литургии в день памяти преподо…
Вернуться в раздел с новостями