где нашла уже и не помню, но ведь шедевр же))
АнимеГид #32. Анализ «Тоторо» академиком педагогических наук
«Приступая к анализу мультфильма «Мой сосед Тоторо» (далее «Тоторо») по запросу печатного издания «АнимеГид», мы не можем не отметить, что весь фильм, как и ожидалось, носит ярко выраженный сексуализированный характер, что и выявлено нами методом активного стыка психодраматического и логикосемиосемантического контент-анализа.
Первые же кадры — шествие девочки допубертатного возраста, которой угрожают гусеницы, жуки и ящерицы, — недвусмысленно символизирует невроз, рассматриваемый Фрейдом как фиксация на анальной стадии. Сцена, в которой отец привозит дочерей в старый дом, презентует зрителю первый, но далеко не последний фаллический символ — гнилую колонну, которую малолетние сестры сладострастно раскачивают из стороны в сторону. Так называемые «чернушки», в свою очередь, изображают подсознательный страх перед взрослением и вторичными половыми признаками.
Сцена, в которой обнаженный отец моется вместе с дочками в одной лохани, свидетельствует об отклонении в психике этого персонажа и его приверженности к сексуальным извращениям. По существу, эта сцена содержит аллюзии педофильного, садистского и фетишистского характера. На догенитальной стадии подобные действия отца недопустимы: вторгаясь в интимную сферу дочерей, он способствует развитию в них фригидности, сервильности, маскулинности, мазохизма, комплекса Электры и тоски по идеальному самцу(см. ниже).
В умелых руках фильм «Тоторо» мог бы способствовать оздоровлению психики подрастающего поколения, которое постоянно находится под влиянием стресса и потому нездорово по определению, однако создатели ленты равнодушны к проблемам молодежи. Они сознательно вводят зрителя в заблуждение, утверждая, что от страхов можно избавиться, если перейти в эйфорическое, возбужденное состояние, истерически смеяться и кричать. Неудивительно, что в итоге детей мучает паранойя и навязчивые галлюцинации с эротическим подтекстом.
Так, младшая сестра, Мэй, попадает в земляную нору, переживает вторичную родовую травму и находит огромное спящее чудовище — «Тоторо». Со всей очевидностью Тоторо являет собой воплощение ее фантазий об идеальном самце. Чудовище обладает всеми признаками самца: низкий голос, обильный волосяной покров, хорошо развитые челюсти, усы, толстый свисающий «хвост». Заметим, что знакомство Мэй с Тоторо начинается с того, что девочка трогает и гладит этот хвост, а также виснет на нем. Отзываясь на прикосновения, хвост шевелится, вздрагивает и приподнимается. Конечно же, такое поведение естественно не для хвоста, а для другого органа мужского тела.
Демонстрируя неосознанную инфантильную сексуальность, что подчеркивается концентрацией внимания на белых трусах Мэй, девочка пытается привлечь внимание самца, прыгает на нем, после чего засыпает в его шерсти. Вспомнив о метонимии (визуально-стилистический прием, которым один знак заменяется другим на основании их сходства), мы можем утверждать, что данная сцена метонимически обозначает акт изнасилования самца Тоторо маленькой девочкой с особой жестокостью.
Сказанного достаточно, чтобы заключить: «Тоторо» может нанести психическому здоровью ребенка огромный вред. Полный анализ фильма занял бы слишком много места; отметим, что в фильме мы видим также галлюцинации сестер, вызванные наркотическими семенами, «котобус» с физиогномическими признаками маньяка-убийцы (см. «Типы преступников» Чезаре Ломброзо) и огромное дерево, древний фаллический символ, на котором и вертится мир создателя фильма Хаяо Миядзаки.
По нашему мнению, мультипликационная картина «Тоторо» пропагандирует насилие, инфантилизм, эскапизм, нездоровый эротизм и наркотические вещества и должна быть запрещена навсегда.»
Если вы ищете самый восхитительный, прекрасный, простой и приятный фильм, то посмотрите также фильм «Мой сосед Тоторо» 1988 года. Это не просто превосходное знакомство с миром японской анимации, это совершенно очаровательный, полностью погружающий в себя фильм, который идеально подходит для семьи, детей, взрослых и всех остальных. В фильме представлена компания очаровательных фантастических существ, и единственное, что может оказаться приятнее сюжета фильма — это мельчайшие детали, спрятанные у всех на виду, которые вы можете не заметить.
Одна из самых больших загадок фильма, по крайней мере для американской аудитории: Что вообще такое Тоторо? Когда один из персонажей обнаруживает в лесу гигантское пушистое существо, сразу же идентифицирует его как «Тоторо». Но почему?
Ну, чтобы понять это, тебе, возможно, понадобится знать немного японского. Это слово на самом деле неправильное произношение слова «тролль» — или, как говорят японцы, «то-ро-ку». В 2006 году в переиздании фильма появилась новая строка, в которой один из персонажей уточняет это недоразумение. Но, конечно же, имя остается неизменным.
Фактически, в конце фильма связь «Тоторо/тролль» усиливается, пусть и ненадолго. Две девушки, Сатуске и Мэй, видят, как они читают книгу с матерью, и если внимательно посмотреть на обложку, то можно увидеть, что это «Тролль и три козлёнка». А под мостом на обложке спрятано изображение Тоторо. Таким образом, вы видите, он был троллем все это время.
Это объясняет, кто такой Тоторо, но что такое Тоторо? Кажется, даже создатель не знает наверняка. Хаяо Миядзаки, известный аниматор, который снял фильм, предложил свое наилучшее видение: «не дух — он всего лишь животное», — сказал Миядзаки. Я верю, что он живет на желудях. «Он якобы хранитель леса, но это всего лишь полузабытая идея, довольно грубая трактовка».
На самом деле, Тоторо может быть тем, кем ты захочешь. Ну, почти. Он точно не демон смерти. Какое-то время это была интернет-теория — идея, что только близкие к смерти люди могут видеть его, и что маленькие девочки на самом деле умирают в конце фильма, потому что они анимированы без тени.
Но потом продюсерская компания «Студия Гибли», соучредителем которой является Миядзаки, опровергла эту теорию, выпустив официальное заявление о том, что у девочек нет теней, потому что аниматоры просто не думали, что их нужно рисовать. Девочки не умерли. Не волнуйтесь.
Один из элементов «Мой сосед Тоторо», который добавил к мрачным домыслам: таинственная болезнь матери. В фильме её поместили в больницу. На самом деле, реальный город, в котором проходит съёмка фильма, находится очень близко к больнице Шичикокуяма, которая известна своими лечением больных туберкулёзом. А мать Миядзаки много лет лежала в больнице с туберкулезом, поэтому вполне вероятно, что мать в фильме тоже лечится от этого заболевания.
Когда Мой сосед Тоторо вышел в Японии, это был двойной фильм с гораздо более мрачным фильмом: «Могила светлячков» (режиссер — соучредитель студии Гибли Исао Такахата, который скончался на этой неделе в возрасте 82 лет). Фильм «Могила светлячков» — это мощный слезливый фильм об американском убийстве японских граждан во время Второй мировой войны.
Должно быть, это была трудная работа, и в течение нескольких лет «Мой сосед Тоторо» не был особенно прибыльным. Но потом, как только Тоторо попал на полки магазинов, фильм стал главным международным хитом. Свидетельством этому стала эффективность продаж.
И хотя прошло 30 лет с момента выхода фильма, «Мой сосед Тоторо» продолжает жить. Не только со зрителями, но и в животном царстве. Недавно во Вьетнаме исследователи обнаружили многоножного червя, который имеет странное сходство с кошачьим автобусом в фильме. Их научное название для червя: Эоперипатус Тоторо.
Читай нас в Дзене:
Каким может быть идеальный дом и идеальный сосед? Наши правильные и разумные «взрослые» ответы разбиваются о непостижимые основы детской логики. Для маленьких героинь фильма про Тоторо идеальный дом — старая развалина, а идеальный сосед — непонятный гибрид кота, медведя и енота устрашающих размеров.
Мир этих детей прост и незатейлив, а потому сам фильм тоже кажется простым и прозрачным, как вода. Яркие и причудливые пейзажи, летающие острова, диковинные персонажи, фантастическое оружие — всё это осталось в иной реальности Миядзаки. А теперь перед нами просто деревня, просто старый дом со скрипучими стенами и просто маленькие девочки-сёстры, у которых заболела мама. Мама лежит в больнице, отец пропадает на работе, а девочки внезапно оказались предоставлены сами себе большую часть дня.
Содержание
Жуткие теории
Такая простота многим показалась странной, и по интернету долгие годы гуляет страшная байка, якобы записанная со слов «одного японца», — о тайном жестоком смысле фильма. Сестёр в «Тоторо» зовут Мэй (по-английски — «май») и Сацуки («май» по-японски), и это название месяца, в котором когда-то произошло страшное убийство. На самом деле Миядзаки сначала задумал историю только с одной героиней, затем решил разделить её на двух родных сестёр и не стал искать новое имя.
Действительно, 1 мая 1963 некий Кадзуо Исикава был признан виновным в том, что изнасиловал и убил юную 16-летнюю девушку, сестра которой от переживаний покончила с собой, и это случилось в той же префектуре, где живут героини «Тоторо». Но события фильма, если судить по календарю на больничной стене, происходят гораздо раньше. Студия Ghibli , встревоженная такими параллелями, в 2007 году попросила не связывать мультфильм с «Саямским инцидентом», как называлась та трагедия, и в 2015 году это вновь повторил продюсер «Тоторо» Тосио Судзуки.
Кто такой Тоторо?
Это сильный, добрый хранитель леса, непонятное мохнатое существо, внешне похожее на японскую енотовидную собаку, кошку и сову одновременно. Иногда Тоторо глухо рычит, но совсем не угрожающе. Синтоизм учит, что всё вокруг нас — деревья, камни, ручьи — населяют духи. Возможно, что Тоторо — тоже такой дух. «Тоторо» — не японское имя, а исковерканное на детский лад слово «тролль». Добродушный пушистый великан выдуман Миядзаки, и прототипа в фольклоре не имеет.
Тоторо берёт малышек под свою опеку. Он даёт Мэй и Сацуки ощущение защиты и заботы. Когда привычный мир рушится, ребёнок инстинктивно ищет какую-то опору у посторонних: «свои» часто лгут, хоть и из лучших побуждений, пытаясь оградить детскую психику от боли. Открыв тайный путь сквозь корни камфорного дерева, девочки, как Алиса Льюиса Кэролла, находят новую страну, где их фантазиям и мечтам нет предела, а правда неотличима от вымысла.
Путешествует Тоторо на Котобусе. Это огромный кот- автобус с хитрой широкой улыбкой другого персонажа Кэрролла — невозмутимого Чеширского Кота. Уютный Котобус становится невидимкой, если захочет. Он быстро перемещается по горам и равнинам, скользит по поверхности воды, а в лесной чаще деревья аккуратно уступают ему дорогу.
Маленькая взрослая Сацуки
Если в семье заболевает мать, кто-то должен, хоть и символически, занять пустующее место хранительницы очага. Миядзаки знает это по собственному опыту: его мать долго лечилась от туберкулёза и часто лежала в больницах. Роль «взрослой» заместительницы мамы в фильме выпадает на долю десятилетней Сацуки. Ей приходится ходить в школу, готовить обеды и присматривать за младшей сестрой.
Дети, пережившие болезнь или смерть матери, становятся похожи на маленьких старичков. Внешне их ничто не отличает от сверстников — только глубокий недетский взгляд. Сацуки принимает на себя ответственность за младшую сестру, хотя такое бремя ей не по возрасту. Потому с таким восторгом она воспринимает Тоторо, позволяющего ей снова почувствовать себя маленькой девочкой.
Хрупкое равновесие нарушает тревожная весть из больницы — маме внезапно стало хуже. Сацуки мечется, пытаясь предупредить отца, и Мэй сбегает из дома и теряется. Ищут малышку все: и люди, и лесные духи. По-настоящему страшен момент, когда в пруду обнаруживается детская сандалия. Ужас, который испытывает Сацуки, передаётся всем окружающим. Но нет — это не сандалия Мэй!
Хотя облегчение велико, тревожный «звоночек» в мозгу зрителя реагирует быстро — как могла попасть детская обувь в пруд? Значит, утонул кто-то другой? Поэтому, наверное, теория о жуткой изнанке мультфильма нашла отзвук в сердцах и пользуется популярностью.
Проблематика фильма
В «Тоторо» отсутствуют отрицательные персонажи, нет борьбы со злом — потому что нет самого зла. В фильме нет привычного для Миядзаки феминистического посыла, темы защиты природы. Это фильм про детей, которые любят свой мир и боятся его потерять, верят в сказку и с охотой становятся её частью. Это фильм о счастливом родительстве — как бы ни был занят отец девочек, он всегда готов поддержать их, с охотой проводит с ними крупицы свободного времени, не жалуется на жизнь и заражает детей своим оптимизмом.
«Мой сосед Тоторо» показывает реальность глазами ребёнка, чья жизнь неотделима от фантазий. Тоторо, как многие другие сказочные создания, предпочитает не контактировать со взрослыми и общается только с детьми, чья душа не покрылась «коркой» чёрствого равнодушия и рационализма.
Смысл концовки фильма
Тревога за здоровье мамы сменяется радостью. Девочки вернулись из путешествия на Котобусе в реальный мир. Во время финальных титров показывается, что мама приезжает из больницы домой. Весёлые картинки сменяют друг друга — Мэй идёт в школу, где у неё появляются новые друзья, Сацуки вновь обретает потерянное детство. Девочкам уже не нужна сказка для того, чтобы быть счастливыми.
«УНЕСЁННЫЕ ПРИЗРАКАМИ» (2001)
Самый знаменитый мультфильм Миядзаки — лауреат «Оскара» и «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, где обошёл все игровые фильмы. Помимо прочего — почти $300 млн в мировом прокате. «Унесённые призраками» чаще других мультфильмов Миядзаки признаются его главным шедевром: вероятно, потому, что в них слилось всё, что дорого в картинах мастера — это и сказка, и грозное предупреждение, и японская мистика, какой позавидовал бы любой местный хоррор.
Трейлер «Унесённых призраками»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«ХОДЯЧИЙ ЗАМОК» (2004)
В XXI веке Миядзаки всё чаще снимал мультфильмы, которые детскими не назовёшь. «Ходячий замок» — тревожная история, действие которой разворачивается во время долгой и изнурительной войны, охватившей Европу. Конечно, в мультфильме собраны все любимые элементы из предыдущих картин Миядзаки: причудливые летательные аппараты, магия, юная девица в главной роли. Однако здесь уже нет наивности и непоседливости.
Трейлер «Ходячего замка»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«ПРИНЦЕССА МОНОНОКЕ» (1997)
В «Принцессе Мононоке» самое яркое воплощение получило деликатное отношение Миядзаки к природе и всему естественному. Конфликт во многом строится вокруг того, что настоящие бедствия начинаются тогда, когда человек меркантильно использует природные богатства или уничтожает их. В «Принцессе Мононоке» природа даже получает материальное воплощение в виде духов леса.
Трейлер «Принцессы Мононоке»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«МОЙ СОСЕД ТОТОРО» (1988)
Самый знаменитый герой Миядзаки — это Тоторо, милый лесной зверь, который является и талисманом студии Ghibli. «Мой сосед Тоторо» — камерный мультфильм, в нём нет присущего Миядзаки размаха действия. Это не только идеальная картина для детей, но и идеальная картина про детей. Главные героини, две девочки, заводят дружбу с мохнатым Тоторо, но взрослым его увидеть не под силу. Наконец, совсем удивительное для современной анимации обстоятельство: у Миядзаки в мультфильме нет злодеев или тех, кто бы ими казался. «Мой сосед Тоторо» легко обходится без конфликта и не теряет увлекательность.
Трейлер мультфильма «Мой сосед Тоторо»
Your browser doesnt support HTML5 video.
«ВЕТЕР КРЕПЧАЕТ» (2013)
В своей заключительной режиссёрской работе (как он сам обещал) Миядзаки уже не притворяется, что делает мультфильм для детей. Главный герой — Дзиро, с детства мечтающий стать пилотом. Это ему не суждено — но он становится авиаконструктором, и так выходит, что именно в это время Япония и Германия развязывают Вторую мировую войну. «Ветер крепчает» — воззвание к каждому человеку, который, по мнению Миядзаки, должен заниматься своим любимым делом. И ни у кого нет права обвинять Дзиро в том, что его самолёты стали оружием, — он того не желал и повлиять на их судьбу не мог.
Трейлер мультфильма «Ветер крепчает»