Монашеское движение в период раннего Средневековья
Уход от мира и следование аскетическому образу жизни во имя спасения души зародились на заре раннего христианства в восточных провинциях Римской империи, однако восточным монахам было свойственно индивидуальное отшельничество, уход в пустыни, анахоретство, в то время как на Западе сложилась традиция монашеских общин, живущих в общих обителях и следующих единым правилам. По традиции основателем западного монашества считают Бенедикта Нурсийского (род. ок. 430 г. в Италии близ Сполето). Хотя и до него были известны монастырские братства, имевшие свои установления, устав, написанный Бенедиктом для его братьев, получил очень широкое распространение, а орден бенедиктинцев (объединение всех общин, следовавших правилам Бенедикта) стал самым многочисленным и авторитетным в эпоху раннего Средневековья.
Согласно предписаниям Бенедикта, за стенами монастыря монахи должны были вести суровую жизнь, полную постов, молитв и трудов. Уйдя от мира, они прекращали общение с родными; во имя той же цели обитель превращалась в замкнутое, полностью самообеспечивающее себя хозяйство: на заре своей истории бенедиктинцы сами пахали землю, разбивали сады, строили мельницы. Они были лучшими специалистами по агрикультуре того времени, и распространение бенедиктинских общин из Италии в заальпийскую Европу несло с собой и навыки продуманного ведения сельского хозяйства. Главной же целью монашества было духовное совершенствование, достигавшееся суровой дисциплиной и смирением. Ранний бенедиктинский устав, поддержанный Григорием Великим, который, будучи высокообразованным человеком, тем не менее резко осуждал суетное мирское знание, не предписывал монахам никаких интеллектуальных занятий. Однако в VII в. бенедиктинцы попали под влияние ученых монахов с Британских островов, изменивших их отношение к знанию, письменному слову и книжному делу. С помощью ирландских и английских братьев в бенедиктинских монастырях стали возникать скриптории – мастерские по переписке и созданию книг, и монахи, умевшие прежде держать в руках заступ и лопату, сменив их на стило, стали носителями культурной миссии.
Несмотря на обилие монастырей, далеко не все они удовлетворяли идеалу аскетической жизни. Популярность обителей у государей и знати обеспечивала щедрое пожертвование земель и богатые вклады на помин души, дарения утвари, драгоценностей и т. д. В VI–VII вв. монастыри превратились в крупные, хорошо организованные вотчины, в которых трудились зависимые крестьяне. Стены обителей не спасали от вторжения мирских нравов и соблазнов: здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. С другой стороны, государи нередко ставили настоятелями монастырей светских лиц из числа своих приближенных.
Упадок нравов вызывал появление новых монашеских орденов с более суровыми уставами. К ним относились еремиты, избегавшие общения даже друг с другом, соблюдая обет молчания, предававшиеся самобичеванию, молитвам и физическому труду.
Ту же тенденцию к моральному обновлению отражало и зарождение так называемого клюнийского движения, получившего название от небольшой французской обители Клюни и объединившего к XI в. уже более двухсот монастырей по всей Европе. Клюнийское движение сыграло важную роль и в политической борьбе за реформу церкви и усиление позиций духовной власти в миру.
Следующая глава >>
Содержание
- Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья
- § 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Европейская картография раннего Средневековья
- Партизаны раннего средневековья
- I. Откуда происходит «варварство» раннего средневековья
- ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И «ТЕМНЫХ ВЕКОВ»
- Народная культура раннего Средневековья
- БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение
- Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья
Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и
§ 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
§ 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Переход от рабовладельческого строя, к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни западноевропейского общества. На смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было
Европейская картография раннего Средневековья
Европейская картография раннего Средневековья Средневековые европейские карты в высшей степени своеобразны: на них нарушены все реальные пропорции, очертания земель и морей вполне могут быть деформированы для удобства изображения. Но эти карты не имели того
Партизаны раннего средневековья
Партизаны раннего средневековья Разгромив в 558–559 годах многочисленные поздние гуннские племена, авары сделались хозяевами всего Северного Кавказа. Казалось, чего еще желать: здесь прекрасные степи, есть горы, богатые железной рудой, рядом — процветающая Византийская
I. Откуда происходит «варварство» раннего средневековья
I. Откуда происходит «варварство» раннего средневековья А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»? Традиционно в этом терминологическом споре французские и немецкие медиевисты высказывают противоположные мнения. В сущности, это надуманный вопрос.
ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И «ТЕМНЫХ ВЕКОВ»
ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» Падение Рима, завоеванного остготами, означало крушение античного мира, не выдержавшего натиска молодых варварских племен. Это был крутой поворот истории, который, правда, так и не смог уничтожить всего
Народная культура раннего Средневековья
Народная культура раннего Средневековья Раннему Средневековью был присущ языковый дуализм: образованная часть общества и правящая германская элита пользовались латынью, в то время как основная масса населения говорила на родном наречии. Тот же дуализм наблюдался и в
БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Китайские сообщения эпохи династии Тан неизменно упоминают об острове, расположенном к востоку от Хэлин. Обычаи жителей этого острова весьма сходны с обычаями Хэлин, население его собирает обильные урожаи риса, пишет на пальмовых
I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение
I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение При изучении сеньории за отправную точку следует брать раннее средневековье. Однако это не значит, что сам этот институт не существовал в гораздо более далеком прошлом; мы попытаемся, когда придет время, выяснить его
Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Географическими границами региона, который здесь обозначается как центральноевропейский, можно считать часть балтийского побережья на севере, Лабу (Эльбу) на западе, Дунай (в среднем течении) и карпатские горы на
В 1861 году построен Успенский храм с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. Тогда же был учреждён крёстный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.
Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.
Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.
Вышенский затворник
Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником — сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».