Глас 8
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
От многих зол многаго уныния исполнены, к тебе прибегаем, святителю Христов Митрофане, и от тебе скорыя помощи и заступления ныне требуем.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Страстей нас брани смущают, пастырю преподобне, ты же умири нас твоим благоприятным к Богу ходатайством.
Слава: От бед и скорбей нас, чудотворче святый, избавив, мужественное в добродетелех преспеяние всем даруй, да вси о тебе, священнейший Митрофане, радуемся.
И ныне: Молитву нашу приими, Пречистая, и молитвою Твоею всемощною избавитися нам от враг видимых и невидимых, от грехов же и всякия муки моли, Егоже родила еси, Человеколюбца Бога.
Песнь 3
Небеснаго круга Верхотворче, Господи и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Покровителя жизни нашея и молитвенника к Богу почитаем тя, приснославный отче наш Митрофане: на стезю нас покаяния направи, архиереев красото и верных утверждение.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Молим душевное наше смущение и тьму бесовских наваждений в нас разорити: тебе бо, святе, дадеся благодать Святаго Духа злыя духи прогоняти.
Слава: Недугующе телом, недугуем и душею, Богоблаженне, ты же не остави нас во гресех наших погибнути, но в них же и сам яко человек искушаемь был еси и нам, искушаемым, ныне помози.
И ныне: Вся Ангелов воинства, Предтече Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.
Седален, глас 2
Во святительстве благочестно пожил еси, святителю Богоявленне, люди к Богоразумию словом и делом наставил еси и Богу до конца угодил еси. Сего ради от Него нетлением и чудесы, отче Митрофане, почтился еси, яко причастник Божия благодати.
Слава, и ныне, Богородичен:
Мучеников, пророков, апостолов, иерархов, преподобных и святых всех от века праведных похвала Ты еси, Пречистая, темже Тя молим: молися с ними ко Господу, да спасет души наша.
Песнь 4
Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Пламень погаси в нас плотских обуреваний и нечистых наших помышлений, да пламени геенскаго огня твоими молитвами, Митрофане, избавимся.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Душу и помышление к тебе простираем, святителю Богоизбранне: согрей нашу веру и любовь яже к Богу, да, закону Его усердно последующе, прейдем поприще нашего спасения непреткновенно.
Слава: Столп крепости стяжавше тя от Бога, от видимых и невидимых врагов ограждаемся тобою безбедно; темже тя вси по долгу, Митрофане, ублажаем.
И ныне: Чертоже Незаходимаго Света, Дево, несмы достойны чертога Небеснаго греховныя ради вины; ты же, Богородительнице, ради обнаженнаго на Кресте сладкаго Твоего Сына и Благаго нашего Господа, покрый стыд лица нашего и спаси нас.
Песнь 5
Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Молим ти ся и вопием всеусердно: исполни, Боговдохновенне, веселия живот наш, покрывая нас крепким покровом защищения твоего от глада, язвы и междоусобныя брани, яко можеши, отче, аще хощеши.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Мрак наших заблуждений и житейския гордости светлостию святых молитв твоих, Митрофане, прожени, да помощию твоею грехов оставление приимше, милость у Христа Бога обрящем.
Слава: На одре немощи и уныния низлежащу ми, подаждь руку помощи, пастырю Боговозлюбленне, и не остави мя лишенна быти твоего спасительнаго благодатию Святаго Духа посещения.
И ныне: Чистейшая еси паче Ангельских чинов, от Неяже Источник святыни воплотися нас ради, да освятит естество человеческое, молитвами Твоими, Богородице, избави нас от тимения нечистых наших деяний и неподобных глаголаний.
Песнь 6
Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Граду твоему заступник буди и паствы твоея хранитель, грады же и страны чтущих любовию память твою необоримым молитв твоих предстательством огради, да вси тобою, Богомудре Митрофане, хвалимся.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Яко защитника тя от Бога ведуще, власть на дусех нечистых велию имуща, молим от злаго действия злых духов наши души сохранити безнаветны.
Слава: По долгу блажат тя вернии, − радуйся, Митрофане, − зовуще: ты бо воистинну Российстей Церкви радование и похвала, и тя чтущим на вся враги одоление, досточудне.
И ныне: Гору Тя мысленную и Лествицу Иаковлю пророцы нарицают, Еюже Бог к человеком сниде, погибшую драхму взыскати хотя, юже обрет, паки к Небеси возводит. Темже Тя вси яко Матерь Божию православно величаем.
Кондак, глас 8
Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Икос
В пустыни высотою смиренномудрия, яко райский цвет, красуяся, и на Воронежския Церкви престоле украсился еси высокими удобрениями, премудре, ибо был еси иерарх, образ верным словом и житием. Темже и Бог яко угодника Своего вознесе тя, нетлением и чудесы в Церкви Своей прославляя, да вси верою зовем ти: радуйся, Воронежская похвало, Митрофане приснопамятне.
Песнь 7
От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Тройческою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Нас обновити хотя и нашему спасению, Спасе, благопоспешити, Ты новаго Церкви Своей воздвигл еси светильника, Митрофана, к Тебе зовуща: отцев Боже, благословен еси.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Человеколюбца Спаса о нас, святителю Христов, умоли разрешитися нам от прегрешений наших и душевных скверн, да и мы Тому яко Всесильному Избавителю зовем: отцев Боже, благословен еси.
Слава: В славу Божию одеянный святитель и чудотворец нам от Бога показался еси, Митрофане всехвальне, да светлостьми чудес твоих паче солнечных луч озаряемы, зовем дивная тобою Совершающему: отцев Боже, благословен еси.
И ныне: Великая дарования Тобою от Господа прияхом, Дево Пречистая, сего ради благодарственное пение приносим Ти и зовем: Благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Песнь 8
Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
К честным мощам твоим, яко к необоримому покрову, прибегающе, немолчнаго твоего ходатайства, Богоносе преподобне, просим: ты же не презри иже от тебе требующих помощи, но услыши и заступи всех, поющих тя и превозносящих Христа во веки.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Телесныя слабости и душевныя недуги силою молитв твоих благодатно пременяя, премени, отче Митрофане, всякое неможение поющим тя и превозносящим Христа во веки.
Слава: Плачущим ты слезы отираеши, пастырю преблаженне, и бедствующим подаеши руку спасения от Бога, темже и нас у Престола Владычня помяни, верою поющих тя и превозносящих Христа во веки.
И ныне: Величаем Твое твердое заступление, исповедуем Матерния Твоея молитвы силу, благодарим возвеличившаго Тя Господа, рождшагося от Тебе, Богомати, Егоже моли спастися душам нашим.
Песнь 9
Воистинну Богородицу, Тя исповедуем, спасении Тобою, Дево Чистая, с Безплотными Лики Тя величающе.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Ты, иже в Дому Твоем угодников Твоих насаждаеши, яко маслины и яко кедры, Спасе, Митрофана угодника Твоего молением насади в нас добродетельное житие, да во время свое принесем Ти плоды покаяния.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Со Ангелы, служителю Святей Троице, Митрофане премудре, радуйся, и нам, верою блажащим тя, подаждь молитвами твоими о Дусе Святе радоватися.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас.
Аще и немощны есмы и премного согрешаем, недостойнии, но не отступаем надежды мощнаго покрова твоего, достославне: ты же, Христу Богу моляся, помози нам обрести всем с лики праведных стояние в День судный.
Слава: На месте озлобления немощи смирившемуся, удиви молитв твоих силу, чудотворче святый, Митрофане, и по данной тебе целеб благодати нездравие мое во здравие премени.
И ныне: Упование и радосте наша, Марие Богоневестная, покрый нас честным Твоим омофором, да хвалим непрестанно имя Твое и поем с Безплотными Лики, Тя величающе.
Светилен:
Светозарна светильника веры, Божественно и преславно от Светоначальныя Троицы возсиявша и нас солнца светлейше чудесы своими просветивша, Митрофана, пастыря блаженна, песньми восхвалим.
Слава, и ныне, Богородичен:
Богородице Дево, радуйся, от Ангела радость приимшая; радуйся, Владычице, и спаси на Тя уповающих.
По изданию: Минея: Ноябрь. Ч. II. М.: Издание Московской Патриархии, 1998.
19 апреля 2016 года на базе МАОУ СОШ №6 состоялся «круглый стол» для старшеклассников на тему: «Православие и современное общество. Вопросы и ответы». В работе «круглого стола» приняли участие: Борисова Татьяна Анатольевна – заместитель начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, иеромонах Митрофан (Ворона) – благочинный церквей Геленджикского округа Новороссийской епархии, протоиерей Владимир Цапков – помощник благочинного Геленджикского округа по ОРОиК работе (отдел религиозного образования и катехизации), протоиерей Пантелеимон Кулинич – помощник благочинного по социальной работе и благотворительности, иерей Антоний Пульнов – помощник благочинного по работе с молодёжью, Шендерова Лидия Николаевна – методист МКУ «ЦРО», муниципальный координатор ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР («Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), учащиеся 9-11 классов ОУ, учителя ОУ, преподающие ОПК, ОРКСЭ, внеурочную деятельность по духовно-нравственному направлению, заместители директоров по УВР, классные руководители.
В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:
- «Современное общество глазами Православной Церкви. Развитие Православия в городе-курорте Геленджике».
- «О сотрудничестве Православной Церкви с другими кофессиями».
- «Может ли Православие объединиться с католичеством?».
- «Чудо в жизни христианина».
- «О псевдорелигиозных течениях».
Священники ответили на дополнительные вопросы детей:
- Каково место молодежи в Церкви, почему и как Церковь должна заниматься молодежной проблематикой?
- Нужно ли и как поддерживать в себе яркие религиозные чувства или стоит просто верить без лишних эмоций? Чего мы ищем в Церкви? А что находим?
- Что такое гордыня? Как проходит эта духовная болезнь? Как распознать в себе гордыню?
- Почему, окунаясь в церковную среду, люди склонны терять некоторые добрые и вполне христианские по духу качества души?
- Возможно ли найти компромисс между христианством, исламом и буддизмом?
- Как должны обращаться дети к родителям: на «ты» или на «вы»?
- Почему надо спешить делать добро?
- В творчестве некоторых поэтов имеются предсказания будущего. Предполагает ли поэтический дар пророческие возможности?
Свт. Митрофан Воронежский. Икона.
Митрофан, в схиме Макарий (1623 — 1703), епископ Воронежский и Елецкий, святитель
В миру Михаил Васильевич, родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой семье иерея Василия и Марии .
До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в с. Сидоровском, расположенном недалеко от г. Шуи.
Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом.
В 1663 году, овдовев, ушел сначала в Николо-Шартомский монастырь, а затем в Золотниковскую Успенскую пустынь Суздальского уезда, где и принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, патриарха Цареградского . Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным.
В июне 1665 года братия Яхромского Космина монастыря избрала его своим игуменом. В 1666 году митрополитом Сарским Павлом III возведён в сан игумена Яхромского Космина монастыря. В этом монастыре игумен Митрофан соорудил новый храм во имя Всемилостивого Спаса нерукотворенного Его Образа . Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.
В 1675 году был переведен игуменом Макариева Унженского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году.
Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения.
На Соборе 1681-1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан.
2 апреля 1682 года был хиротонисан во епископа Воронежского. Хиротонию в Московском Большом Успенском соборе совершили патриарх Иоаким с 16 святителями. В ней участвовали: Корнилий, митр. Новгородский и Великолуцкий, Маркелл, митр. Псковский и Изборский, Никифор, митр. Астраханский и Терский, Евфимий (Рылков), митр. Сарский и Подонский, Павел (Маровский), митр. Рязанский и Муромский, Филарет, митр. Нижегородский и Алатырский, свт. Симеон (Молюков), митр. Смоленский и Дорогобужский, свт. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский, Иона (Сысоевич), митр. Ростовский и Ярославский, Симон, митр. Вологодский и Белозерский, Иона (Баранов), митр. Вятский и Великопермский, Сергий (Велтахов), архиеп. Тверской и Кашинский, Афанасий (Любимов), архиеп. Холмогорский и Важский, Никита (Тотемский), архиеп. Коломенский и Каширский, Геласий, архиеп. Великоустюжский и Тотемский, Леонтий, еп. Тамбовский и Козловский
После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра.
В конце августа 1682 года прибыл в Воронеж. Население края в те времена было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало — некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам — благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.
Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи — брак.
С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были очень скудны и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот еп. Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и в 1692 году освящена. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище. Его любовь к храмоздательству передалась и пастве. За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.
Много забот доставляли еп. Митрофану раскольники-старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от православной церкви его пасомых. Святый Митрофан поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников церкви к «градскому суду». Но этим он не ограничивался. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди. По разным селам Воронежской епархии при свят. Митрофане возникли школы.
В 1696 году стал именоваться «Воронежским и Азовским», в связи с включением под его омофор вновь завоёванных земель вокруг Азова.
Святитель Митрофан Воронежский
Особо следует остановиться на отношениях между еп. Митрофаном и царем Петром I. Свт. Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году (во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил еп. Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день св. Митрофан явился во дворец благодарить государя.
В 1700 году титул архипастыря был изменён на «Воронежский и Елецкий» в связи с образованием самостоятельной Азовской епархии.
В своей келейной жизни епископ Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».
Любимою и постоянною мыслью святителя была мысль о смерти. «Память смертная» как верный страж охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного. Этою же постоянною мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святителя — его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на свое поминовение.
В августе 1703 года святитель Митрофан заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельная, начал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения, усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки.
10 августа 1703 года он принял пострижение в схиму с наречением имени в честь прп. Макария Желтоводского, Унженского.
Скончался 23 ноября 1703 года. Погребен в Благовещенском кафедральном соборе на 12-й день после кончины. На погребении святителя присутствовал царь Петр. По окончании отпевания сам царь нес гроб святителя и опускал его в могилу. Своим приближенным он сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».
За несколько лет до кончины свят. Митрофан составил духовное завещание, в котором дает пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».
Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). В каждый раз было засвидетельствовано нетление тела св. Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание св. Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.
С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана.
В 1831 году нетленные мощи святителя свидетельствовали преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением (?) и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном.
23 ноября 1832 года святитель Митрофан был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 7 августа в день преставления и 23 ноября в день прославления.
В Воронежской епархии архиепископом Антонием (Смирницким) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, патриарха Цареградского, — день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля — день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря — по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 году).
В ходе широкомасштабной компании по ликвидации святых мощей, 3 февраля 1919 года был вскрыты мощи святителя Митрофана Воронежского.
Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными останками Святителя. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа”: «покончить с поповскими баснями о святых мощах”. Красноармейцы оттеснили верующих от раки Святителя и вынули из нее кипарисовый гробик с мощами. Предложение владыки Тихона (Никанорова) самому извлечь мощи было ими отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать пелены и покровы со Святителя, затем всеобщему обозрению было продемонстрированы поднятые на штыках святые мощи.
Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал братию: «Великая милость Божия проявлена Святителю — по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа”. Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества собора как «социалистическая собственность” и оставлены в соборе .
Содержание
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости/ сло́вом и житие́м па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х/ со́лнца светле́йши возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га// стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак, глас 8
Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждею, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,/ моли́, всеблаже́нне Митрофа́не,// умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.
Литература
Использованные материалы
- Биография на сайте «Русское Православие»
- Жития на сайте Православие.RU
- «Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского» // сайт Издательства МП
- Полный Тропарион. — Издательство «Троица». — 2006. — Т. 1.
- Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице и святым угодником Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях. — Петроград: Синодальная типография. — 1915.
Официальный календарь РПЦ, сайт Издательства МП, .
Календарь на портале Православие.ru,
Житие в Официальном календаре РПЦ, сайт Издательства МП, .
Воронежские архиереи. Святый Митрофан Епископ // Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 1879, № 11, с. 458
Житие… святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11,
Булгаков С. В., Настольная книга для cвященно-церковнослужителей, т. II: «Хронологический перечень архипастырей Русской Православной Церкви со времени её основания. Епархии и их викариатства», М: Издательский отдел Московской Патриархата, 1993, с. 1398.
Вероятно, ошибка, либо речь идет о викарии. C 1824 по 1836 год на Ярославской кафедре был Авраам (Шумилин)
Сапелкин Н. С., «Воронежская епархия в годы красного террора», Церковный вестник, 2003, май, № 9-10 (262-263), с. 21 —
Дни памяти: 19 июля, 7 августа (Обретение мощей), 4 сентября (Второе обретение и перенесение мощей), 23 ноября
Святитель Митрофан Воронежский
Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область).
Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами:
«род черного священника Митрофана Сидоровского». Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.
Патриарх Иоаким (1674 — 1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681 — 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.
Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению. «Честные иереи Бога Вышняго! — писал святитель. — Вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф. 5, 14)… Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».
Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.
Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: «Аще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией».
Известно о большой дружбе святителя Митрофана с святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители.
Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.
Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.
Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память». Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится: «Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание… Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых». Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: «Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)… Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши». Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.
Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец
В храме Иоанна Богослова находится мощевик, где хранятся частицы мощей Святых. Среди них есть частица мощей Святителя Митрофана Воронежского.
Дни памяти 20 августа и 6 декабря.
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.
Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.
Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.
Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.
Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.
Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.
Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.
Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой — молитва об умерших.
Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.
Святителю молятся о достойном занятии для взрослых детей, о благосостоянии их в обществе.
Тропарь, глас 4-й:
Правило веры и образ кротости словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейши возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак, глас 8-й:
Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив. Святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
МОЛИТВЫ:
Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим- святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святые недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни; и тако всех введут указанным от него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся. Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание нелено-стное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь. Молитва вторая О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.
Назад к списку