Св. блгв. Петр и Феврония
Петр (в иночестве Давид) и Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромские (+ 1228), чудотворцы, святые благоверные.
Память 25 июня, в воскресенье перед 6/19 сентября (перенесение мощей в 1992), в Соборах Владимирских и Рязанских святых
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием.
Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Прославление святой четы последовало на Московском Соборе в 1547 году.
Рака с мощами свв. Петра и Февронии в соборе Муромского Троицкого монастыря
19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении великого множества народа . В честь этого события синодальным решением от 26 января 2012 года был установлен дополнительный день празднования памяти благоверных Петра и Феврониии — в воскресный день, предшествующий 6/19 сентября.
Святые Петр и Феврония — покровители семьи: «Святая обитель Петра и Февронии» —
Данная книга из всех историй Мэлори наиболее религиозная и переплетённая с Библейскими сюжетами, в некоторых местах даже с претензией на духовность. Рыцари Артура всей толпой бросаются на новый подвиг — взыскивать Священный Грааль. В чём тут смысл я так до конца и не разгадал, наверно в большей умеренности на турнирах, чтоб воздерживаться по мере возможности от побочных убийств. Да и у Мэлори понятие христианской традиции весьма своеобразное. Так мы, например, узнаем поучительную историю про Соломона. По тексту можно заподозрить, что вся легендарная его мудрость на самом деле принадлежит его жене. Так как именно она руководит Соломоном, что и как ему делать. А сам Соломон, получив предсказание, что от его рода произойдет такой легендарный рыцарь как Галахад: «И будет он рыцарем столь же доблестным, как и вождь Иисус Навин, твой свояк…» — обрадовался сильно и пошёл строить по наущению жены корабль и ковать меч украшенный искусно и безмерно богато. В этой истории меня забавляло одно, что делал в это время остальной гарем царя, состоящий ещё из 700 жен и 300 наложниц (или около того, если верить источникам), или писатель не ведал о нём?
Или вот ещё открытие про родословную Ленселота цитатой:
«- Госпожа, Бога ради, разве ему по праву рождения предназначено быть столь славным рыцарем?
— Да, воистину так, — отвечала королева, — ведь он с обеих сторон происходит из лучших рыцарских родов мира по самой высокой линии; ибо сэр Ланселот происходит лишь в восьмом колене от Господа нашего Иисуса Христа, и, значит, этот сэр Галахад — потомок нашего Господа Иисуса Христа в девятом колене. И потому можно считать, что они двое — первые рыцари мира.»
Да уж, весьма неожиданный поворот, даже и не знаю как его приткнуть к вере и религии. Но с другой стороны, читая книгу Мелори, не раз ловил в тексте какие-то странные логические конструкции, а в комментариях книги часто разбирались моменты логических нестыковок и ошибок допущенных автором при переводе с французского текста. Самого же переводчика на русский — Бернштейна, принято было как раз хвалить, за то что ему так удалось осилить старинный английский текст. Но вот я кажется подловил нашего переводчика, и тут такой ляп, что я просто в шоке, что может быть в других местах, а тем более там, где это мне резало слух. Итак глава 2 книги 15, заголовок звучит «… и как сэр Ланселот взял себе волос с головы мёртвого». Итак благородный Ланселот рвёт волосы с головы бедного мёртвого праведника — просто жуткая картина возникает в моём воображении. Но в тексте мы читаем, что он взял «власяницу» «этого святого человека» и дал обет её носить! Это же совершенно разный смысл. И ляп явно не Мелори, иначе его по любому разместили бы в комментариях. И как с таким качеством перевода должна читаться книга? — риторический вопрос.
В конечном итоге достичь Грааля получилось всего трём рыцарям, часть рыцарей вернулась, часть же сгинула, на этом данный «подвиг» заканчивается. Если честно я не понял, что это значит, подвиг во имя Грааля, что должны были делать рыцари, почему именно сейчас и все вместе? Потом или перед этим служить Богу уже было не актуальным? Почему в поисках Грааля, а не Бога? И сам символ Грааля весьма смазан, то он Грааль, то банальная чаша изобилия…
Сэр Ланселот, всю книгу сокрушается по своих грехах, особенно по Гвиневере и носит власяницу. Он отец самого великого и девственно праведного рыцаря Галахада, хотя зачал его по неведению, думая что блудит с королевой, наставляя рога королю Артуру, а прозрев чуть не убил мать Галахада. Но он таки увидит Грааль, правда уже следующая книга повествования называется «Книга о сэре Ланселоте и королеве Гвиневере»… Так что я опять же так и не понял, весь смысл был именно этот год-полтора взыскивать Грааля, дальше о Боге опять можно не вспоминать?
в рамках цикла
«Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России»
под патронатом
Фонда социально-культурных инициатив
16 мая в Музее русской иконы торжественно откроется выставка уникального памятника иконописи из коллекции Муромского историко-художественного музея. В Москве представят самое раннее соборное изображение всех муромских чудотворцев в окружении сорока клейм с житием святых благоверных Петра и Февронии.
«Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены», приуроченная к столетию Муромского историко-художественного музея – третья выставка цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России», начатого Музеем русской иконы в декабре 2017 года. В его рамках в стенах музея проходят выставки отдельных икон – выдающихся образцов древнерусской живописи из федеральных и региональных хранилищ искусства. Первым событием цикла стала выставка «Ростовская икона «Иоанн Предтеча, с праздниками”. Шедевр живописи XVI столетия», организованная совместно с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». В сентябре 2018 года была открыта вторая выставка цикла – «Икона «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот”. Обретение шедевра», посвященная вновь открытому памятнику псковской иконописи XVI в., недавно ставшему доступным зрителям после многолетней реставрации.
Для третьей выставки цикла была выбрана крайне необычная икона из города Мурома, имеющая точную дату написания – 1669 год. Вкладчиком иконы был Сидор Матвеев Лопатин – «»муромец”, посадский человек», ктитор и строитель каменной Георгиевской церкви (построена в 1651 году, разрушена в 1936 году). В этот храм он вложил пять икон. Сегодня четыре из них, в том числе представленная на выставке, хранятся в Муромском историко-художественном музее, а судьба пятой (житийного образа святых Бориса и Глеба) неизвестна.
Время написания иконы «Святые покровители города Мурома с житием Петра и Февронии» характеризуется в Муроме повышенным интересом к местной истории. В этот период формируется муромский цикл литературных произведений и составляются «муромские житийники», в которые включались более распространенные редакции уже известных к тому времени житий муромских чудотворцев и новые сказания о местных святынях.
В среднике представленной на выставке иконы изображены все святые чудотворцы Мурома. Видимо, такое соединение произошло в этом памятнике впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Слева от зрителя расположены святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, канонизированные на церковном соборе 1547 года. Справа святые князь Петр и княгиня Феврония, прославленные на том же соборе 1547 года. Рядом со святой семейной парой стоит праведная Иулиания Лазаревская. Изображенные в среднике святые предстоят образу Богоматери Знамения, расположенному по центру в небесном сегменте. Иконография группы муромских святых уникальна и не встречается на других памятниках.
Левый верхний угол иконы украшает крупное клеймо с кремлем города Мурома, а по периметру средника расположены 40 клейм с житием Петра и Февронии согласно его первой редакции.
О жизни святых муромских князей Петра и Февронии (день памяти 25 июня/8 июля) рассказывает Повесть, составленная в середине XVI века Ермолаем Еразмом. Согласно Повести, Петр был младшим братом муромского князя Павла. К его жене под видом Павла прилетал «блудный змей» оборотень. Петр сразил чудовище чудесным Агриковым мечом и заболел от попавших на его тело ядовитых капель крови змея. Петра вылечила мудрая дева Феврония из рязанской деревни Ласково, которую он взял в жены. После смерти старшего брата Петр унаследовал княжество.
Гордые муромские бояре и их завистливые жены не желали подчиняться княгине простолюдинке и обвинили Февронию в жадности из-за того, что во время трапезы она собирала со стола хлебные крошки. Когда святая по просьбе супруга открыла ладонь, то «…абие посыпался у нее из рукава и фимиам, и ладан, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры». Бояре предложили князю взять себе другую жену, но он последовал за изгнанной Февронией, сказав им: «Аще кто пустит жену свою разве словесе прелюбодейнаго, а оженится иною, прелюбы творит».
Мудрая княгиня, утешая супруга, показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в пышные цветущие деревья – прообраз их будущего прославления. Вскоре град Муром постиг гнев Божий – кровавая боярская междоусобица, и тогда народ потребовал возврата законных правителей. «И потом князь начаша княжевати с супругою своею по-прежнему. В любви и согласии живяще, и ото всех почитаем, и житие провождаше честно». Благоверные супруги в конце земной жизни приняли монашеский постриг с именами Давида и Евфросинии. Они дали обет умереть в один день и час и завещали положить их тела в единой каменной гробнице.
Когда приблизился час кончины Петра, Феврония вышивала воздух и хотела закончить работу, умоляя супруга немного подождать, чтобы умереть вместе. Когда Петр в третий раз известил Февронию о том, что уже отходит в «княжение вечное», она обернула нить об иглу, воткнула ее в свою работу и преставилась. Муромцы побоялись положить монаха и монахиню в едином гробе, но наутро тела святых были обретены вместе. После того, как их вновь разлучили, чудо повторилось. На этот раз люди «не смеяху прикоснутся святем их телесем и положиша я во едином гробе».
К выставке «Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены», как и к предыдущим выставкам цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России», запланирован выпуск полноцветного каталога, созданного сотрудниками Музея русской иконы и Муромского историко-художественного музея. Все клейма иконы, иллюстрирующие житие Петра и Февронии Муромских, будут опубликованы в высоком полиграфическом качестве, снабженные подробными комментариями.
Выставки цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России» представляют широкому зрителю выдающиеся памятники – шедевры художественных школ разных регионов. Таким образом, наши посетители могут не только увидеть древние иконы, являющиеся гордостью музейных собраний, но и лучше понять те различия, которые отличают одну школу древнерусской живописи от другой. Как и в прошлые разы, выставку будут сопровождать научные и образовательные мероприятия, которые помогут заглянуть за кулисы искусствоведческой науки о древнерусском искусстве и узнать, как исследователи работают с памятниками.
Торжественное открытие выставки состоится 16 мая. Вход по приглашениям и спискам.
Даты проведения выставки: 17 мая – 17 сентября 2019 года.
Режим работы музея: с 11:00 до 19:00 ежедневно, кроме среды. Вход свободный.
8 июля, в день памяти святого благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и святой благоверной княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, иерей Александр Старков возглавил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка совершил молебное пение перед иконой святых Петра и Февронии Муромских. Обращаясь к верующим, отец Александр в своем пастырском слове коснулся темы семьи:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин во исцеление души и тела. Сегодня мы празднуем память святых благоверных князей Петра и Февронии. В этот день по всей стране отмечается государственный праздник Дня семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония своим подвигом любви друг к другу показали, как нужно строить семью. Святая Церковь ставит их в пример не только потому, что они были верны друг другу, но и потому, что они жили в Боге. Они своей жизнью показали истинную цель бытия христианской семьи — совместное шествие супругов и детей в Царствие Небесное. Конечно, данная цель достигается только через нелицемерную и бескорыстную любовь, о которой говорит нам Спаситель. Любовь есть жертва. Поэтому каждый супруг должен жертвовать чем-то ради семьи и не быть эгоистом в семейных отношениях. Муж и жена будут счастливы только в том случае, если они будут стремиться жить по заповедям Божиим. Так поступали святые Петр и Феврония. Он происходил из княжеского рода, а она была простой сельской девушкой. Когда Петр тяжело заболел, пришлось ему обратиться за помощью к Февронии. Она помогла князю исцелиться, но взамен он должен был взять ее в жены. Петр обманул девушку, и тогда он снова заболел. Феврония простила князя, исцелила его, и он взял ее в жены, но бояре не хотели признавать девушку как княгиню и Петр ушел вместе с супругой, оставив княжение на попечение бояр. После ухода князя начались раздоры. Бояре стали упрашивать Петра вернуться в родной город. Видите, дорогие братья и сестры, какая жертвенность была у Петра! Он бросил земные блага ради того, чтобы остаться со своей супругой. А теперь давайте посмотрим на себя. Могли бы мы так же поступить? В современных семьях жена ругает мужа, а муж отстраняется от своих семейных обязанностей. Часто мы можем наблюдать и такую картину — жена выполняет мужскую работу и считает себя главой семьи. Конечно, трудности надо преодолевать с любовью, приходить к общему согласию с помощью смирения и любви. Есть ли все это в наших семьях? Поэтому давайте постоянно обращаться с молитвами к святым Петру и Февронии — покровителям христианского брака, чтобы Господь даровал всем нам ту самую нелицемерную и жертвенную любовь, которая была в семье святых. Они даже почили в один день.
Сегодня мы во время Литургии слушали Евангельское повествование об исцелении Господом одного расслабленного. Не по вере самого расслабленного Христос исцелил, а по вере друзей, которые принесли расслабленного к Спасителю. Будем же молиться, дорогие мои, и не забывать слова Господа: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). С праздником! Аминь».
Авель Комбаев
Просмотров (161)
Меню статьи:
- C чего начинается любовь?
- Начало повествования
- Что мы знаем о Петре?
- Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?
- Любили ли друг друга супруги?
- Подведем итог
Содержание
C чего начинается любовь?
С чего начинается любовь? С первого взгляда, пленительной улыбки, ласкового слова, страстного поцелуя? Вряд ли бы нашелся чудак, который отказался найти ответ на этот вопрос. Мы жадно вчитываемся в тексты книг и всматриваемся в кадры фильмов, но ответ все время ускользает. Наверное, именно поэтому истории о любви вызывают такой интерес. Ромео и Джульетта, Д′Артаньян и Констанция, Цезарь и Клеопатра – этот список можно продолжать бесконечно. Одна из самых необычных пар на поприще славянской культуры – союз Петра и Февронии.
Рассказ об их жизни считается гимном любви. Что мы знаем об этих героях, почему история их так волнительна и действительно ли это гимн любви? Для того чтобы разобраться в этом, рассмотрим характеристики главных героев. К сожалению, как и в любом другом тексте принадлежащем к периоду древней литературы, не стоит искать описание внешности, сложный сюжет или развернутые диалоги – необходимо делать выводы о личностных качествах исходя из поступков героев.
Начало повествования
Действие повести охватывает длительный период. Начинается повествование в городе Муром в период правления князя Павла. Как-то раз дьявол «послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея». Конечно, такое действие не вызывало восхищение ни у князя, ни у княгини. Обманным путем удалось им узнать, что смерть вредителю «суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». И пока Павел с женой раздумывают над тем, кто такой Петр и как его найти. Брат князя, которого зовут так же, как и предполагаемого спасителя, не сомневается в своем предначертании.
Что мы знаем о Петре?
Автор ничего не рассказывает нам о детстве и отрочестве этого героя, мы знакомимся с ним, когда он уже взрослый. Петр – истинно верующий христианин, он время от времени любит заходить в церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Она для него привлекательна тем, что побыть здесь можно в одиночестве. Почему это для Петра так важно, мы не знаем. Можно предположить, что присутствие множества людей отвлекает, не дает возможности сосредоточиться на общении с Господом. Однажды в церкви к Петру подошел мальчик. Фактически он тоже выполняет свое предначертание – показывает, где находится губительный для змея меч. Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» – спрашивает он. Петр должен сделать выбор: отказаться или же следовать дальше предначертанию. Однако Петр уверен, в том, что спаситель из предсказания – это он.
Кроме того, им движет желание помочь брату со снохой. «Да увижу, где он!» – отвечает уверенно Петр. С этого момента он становится главным героем «Повести». В дальнейшем ходе повествования мы можем говорить о наличии таких качеств у главного героя как мужество, смелость и решительность. Петр раздобыл меч, но чтобы выйти на бой со змеем необходимо быть не только сильным физически, но и сильным духом. Страх не преобладает над героем даже тогда, когда выясняется, что слуга дьявола принимает облик Павла и Петр может случайно убить своего брата, а не злодея. Проблема решается просто: «Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, авось, с Божьей помощью убит будет лукавый этот змей» – говорит Петр, проявив смекалку.
В этой ситуации проявляется его такое качество как бескорыстность – за убийство змея Петр не просит никакой награды – делает он этот поступок из благородного желания помочь ближним, а не получить какую-либо выгоду для себя.
Он высокоморальный человек, что подтверждает несколько раз повторяющийся эпитет «благочестивый» по отношению к герою, к тому же, решительный – войдя в палаты, он без раздумий наносит смертельный удар, но при этом, кровь врага, попав на тело героя, вызывает заболевание: «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь». Почему Господь не защитил или не исцелил Петра, тоже фактически остается открытым вопросом. Можем предположить, что таким образом Бог дает сбыться еще одному предзнаменованию – свадьбе Февронии и Петра.
Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?
Сведения об этой девушке довольно скудны. Она живет в деревне Ласково на Рязани, отец ее древолаз. Девушка обладает даром врачевания. Автор нам изображает ее как мудрую, честную, добрую девушку. Петр решил проверить ее и дал ей невыполнимое задание, благодаря своему уму девушка легко выходит из затруднительного положения. Вопрос о бескорыстности Февронии – спорный. О плате за услугу в исцелении сама девушка говорит: «… награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».
Перспектива жениться на простолюдинке знатному человеку не выглядит привлекательно, но желание избавиться от болезни велико. Петр обманывает Февронию обещает супружество, но при это не забывает, что неподобающее «князю дочь древолаза взять себе в жены».
Болезнь возвращается, и князь вынужден выполнить свое обещание. Сожалеет ли Петр о таком вынужденном действии? Нет, по возвращении в Муром, «ни в чем не преступая Божиих заповедей». Да и, несмотря на низкое происхождение, Фервония оказалась хорошей женой, умной и рассудительной супругой. Кажется, что во многих ситуациях она превосходит умом Петра – он часто советуется с ней и советует ее советам, но это не так – она просто умеет увидеть ситуацию под другим углом. Оба супруга обладают высоким уровнем моральных качеств и не отступают от своих предубеждений под влиянием трудных жизненных ситуаций. Даже козни бояр не стали камнем преткновения для их отношений.
Любили ли друг друга супруги?
Для современного читателя, привыкшего к шаблону о страстной, эмоциональной любви, может показаться, что никакой любви между супругами нет. Петр женится на Февронии, потому что он хочет исцелиться, не следует совету бояр жениться «на ровне», потому, что «если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» – ни о какой любви автор «Повести» нам не говорит. Однако следует внимательнее вчитаться в текст.
Автор называет Февронию святой. И это не удивительно – хлебные крошки, собранные с обеденного стола в ее ладонь, превратились в «ладан благоухающий и фимиам», а маленькие колья с костра, по ее велению, на следующее утро стали «большими деревьями с ветвями и листвой». Феврония отожествляется с Богом, поэтому любовь Петра к своей супруге приравнивается к любви к Господу. А значит о страсти здесь говорить бесполезно.
Супругов любит их народ – благодаря своей благочестивой жизни и справедливости они стали для простых людей примером для подражания и остались такими до конца своих дней.
Подведем итог
Историю Петра и Февронии нельзя приравнивать к рассказу о Ромео и Джульетте или Тристане и Изольде. Здесь чувства героев оторваны от бытовой подоплеки – они перешли на боле высокий уровень. Супруги, несмотря на схожесть в убеждениях, видении мира и отношении к различным жизненным ситуациям, гармонично дополняют друг друга. В целом и Петр и Феврония – положительные персонажи.
Конечно, в тексте можно отыскать моменты, где их поведение не совсем соотносится с постоянным эпитетом «благочестивый» для характеристики их жизни. Стоит воспринимать такие ситуации не с точки зрения корысти или слабости духа героев, а с позиции Божьего промысла. Если бы Петр не заболел – он бы никогда не встретился с Февронией; если бы не требование жениться в качестве оплаты за лечение – князь бы никогда не взял простую девушку в жены; если бы не было козней бояр – супруги бы никогда не узнали о важности своих праведных дел. Да, следовать своей стезе, придерживаться законов морали и Божьих уставов очень сложно, но только в таком случае можно стать счастливым самому и наполнить радостью жизнь других людей – этот постулат как раз и подтверждает текст повести.
4.6 / 5 ( 108 голосов ) Виктория Давыдова