11 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова). Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. 11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
Митрополит Серафим накануне расстрела, фото из архива КГБ. Фото: chichagovs.narod.ru
Содержание
В тюрьму на носилках
30 ноября 1937 года на территорию поселка Удельная Московской области въехал «черный воронок». Он остановился у дома № 8 по ул. Песочная — небольшой деревянной дачи… Люди в штатском вышли из автомобиля, зашли в дом и стали разыскивать особо опасного преступника. Их взору предстал седовласый старик, больной водянкой. Дедушка лежал на кровати. Увидев непрошеных гостей, он не смог встать. Ему было 82 года, уже несколько лет он не мог самостоятельно передвигаться.
Митрополит Серафим вместе с келейницами и родными на даче в Удельной. 1937 год. Фото: chichagovs.narod.ru
«Гости» предъявили дедушке бумагу и сказали, что он арестован «за контрреволюционную монархическую агитацию». Последовала неловкая пауза — нужно было посадить дедушку в арестантский автомобиль, но непонятно было, как это осуществить технически. Послали за скорой помощью. Прибыли санитары с носилками, арестанта вытащили из кровати и перенесли в карету. Так на подводе с красным крестом лежачего больного доставили в столицу и сдали в Таганскую тюрьму. Там его сфотографировали и начали оформлять следственное дело.
Зачем понадобился органам госбезопасности умирающий старик? Каким образом он мог осуществлять «контреволюционную агитацию»?
На этот счет у чекистов было свое мнение. Обвинение, предъявленное дедушке, было, по меркам советской законности, строго документировано. Представление на арест утвердил комиссар Госбезопасности 1-го ранга Реденс. Справку на арест подписали начальник 8 отдела IV управления Госбезопасности старший лейтенант Булыжников и сотрудник этого же отдела капитан Персиц. В справке говорилось, что обвиняемый ни много, ни мало, а «авторитет православной церкви» и «проводит глубоко законспирированную контрреволюционную деятельность»:
«В 4-й отдел УГБ УНКВД МО поступили сведения о том, что проживающий под Москвой авторитет православной церкви активный деятель «ИПЦ» митрополит Серафим — Чичагов Леонид Михайлович, быв. князь, быв. полковник царской армии, проводит глубоко законспирированную к-р церковную деятельность — дает указания к переходу церкви на нелегальное положение.
Чичагов в своей квартире производит прием своих единомышленников, которых обрабатывает на возобновление к-р церковно-монархической деятельности и организацию последователей «ИПЦ» из числа церковников враждебно настроенных к советской власти.
На основании изложенного прошу Вашей санкции на арест Чичагова Леонида Михайловича — митрополита «Серафима» 1856 г. рождения; проживает: ст. Удельная, Ленинской ж. д.» (орфография и стиль подлинника сохранены).
Икона святителя Серафима (Чичагова). Источник: sedmitza.ru
Итак, 82-летний Леонид Чичагов, он же владыка Серафим, был обвинен по тогдашней статье 58 п. 10 УК, то есть в качестве меры пресечения ему было определено содержание под стражей.
После ареста сотрудник Оперативного отдела УГБ Управления НКВД СССР по Московской области Сенькин провел в доме обыск. У арестанта изъяли «разной переписки на 20 листах и фотокарточек 3 штуки». В акте изъятых вещей от 4 декабря 1937 года, составленном уполномоченным Сенькиным, сообщалось, что помимо переписки и фотокарточек у обвиняемого при обыске были также отобраны каучуковая и медная печати с надписью «митрополит Серафим». Они были «уничтожены как не представляющие никакой ценности для суда и следствия»…
«Тесно связан с царем»
В тюрьме едва живого обвиняемого держали одиннадцать дней. За это время была наскоро собрана «доказательная база». Так, 2 декабря 1937 года следователь Булыжников допросил в качестве свидетеля некоего Павла Андреевича Глазунова, 1879 года рождения, работающего печником. Показания его были следующие:
«Митрополит Серафим Чичагов является крупным авторитетом православной церкви, имеет большое влияние на верующих и духовенство. Чичагов, б. полковник, тесно связан с б. царем по военной и особенно по церковной линии. Чичагов во время моего посещения говорил:
«Православная церковь и духовенство переживают тяжелое время испытаний, кто останется верен до конца апостольской православной церкви, тот спасен будет. Сейчас идет большое искушение верующих и духовенства со стороны власти. Многие, боясь репрессий, отходят от церкви, а другие встали на сторону власти и предают православную церковь и духовенство… Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончилось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует… сейчас много народа страдает за веру, но это жемчуг, очищающийся в духовном горниле, и после этого будет много священномучеников за веру Христову, что не запомнит вся история».
От себя Глазунов добавил: «Чичагова многие фанатики-верующие и попы имеют большое желание кононизировать как «святого» после его смерти».
3 декабря 1937 года, оперуполномоченным Куликовым был допрошен другой свидетель, Толузаков Михаил Михайлович, 1873 года рождения, «служитель культа». Он также подтвердил, что старик, проживавший в доме на Песочной улице, является опасным «антисоветским элементом»:
«Мне известно, что Чичагов — бывший полковник гвардейского полка, командовал гвардейским полком в Петербурге. Был председателем черносотенного салона графини Игнатьевой. Будучи полковником гвардейского полка он как аристократ, с презрением относился к нижним чинам и отличался особенной жестокостью. Родом происходит из старинной дворянской семьи, имел имение, где жестоко расправлялся с крестьянами. Желая сохранить свою жизнь, он бросает военную службу, уходит в монахи. Монашество принял, главным образом, с целью увеличения влияния на массы в монархическом направлении. Пользуясь своими связями с царскими кругами, быстро достиг высшей церковной власти и был назначен Тверским епископом.
Мне известно, что после революции и до последнего момента митрополит Чичагов оставался ярым монархистом, продолжая проводить монархические идеи среди окружающих его лиц. Для более успешной монархической деятельности он стал во главе довольно большой кучки черносотенных архиереев и монахов Даниловского монастыря в Москве, к нему стекались его бывшие друзья: бывш. военные, дворяне, купцы и пр. контрреволюционный элемент, всем им он давал указания, как себя вести на местах.
Митрополит Ленинградский Серафим во время богослужения, 1920-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru
Будучи назначенным ленинградским митрополитом он в Ленинграде собрал вокруг себя реакционный контрреволюционный элемент. Среди окружающих лиц говорил, что «сов.власть — это явление временное, скоро сов. власть свергнут и опять будет царь, тогда мы опять заживем по-старому». И далее он заявлял, что «у меня церковная жизнь поставлена по-старому, хоть сейчас приходи царь-батюшка, я готов его встретить».
Среди окружающих он говорил также: «Не думайте, что эта власть вечна. И горе тем, кто перешел на сторону сов.власти и поверил большевистским учениям. Русский народ по духу своему — монархический и постоит еще за царя-батюшку».
Есть свидетельства, согласно которым владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречется от веры и снимет сан. Но он не отрекся. Все возведенные на него обвинения он отрицал, во время многочисленных допросов ни разу не оговорил ни одного из своих друзей и знакомых.
7 декабря 1937 года постановлением тройки Управления НКВД по Московской области он был приговорен к «высшей мере наказания». 11 декабря 1937 года смертельно больной митрополит Серафим был расстрелян в подмосковном Бутово. К месту палачи несли его на носилках…
Служба или служение?
Так кто же был этот человек, и какую опасность он представлял для советской власти?
Леонид Чичагов, выпускник Пажеского корпуса, 1874 года. Фото: chichagovs.narod.ru
Безусловно, по меркам чекистов, митрополит Серафим был самый что ни на есть «антисоветский элемент». Потомок древнего дворянского рода, потомственный военный, Леонид Михайлович Чичагов родился в Санкт-Петербурге. Отец его, Михаил Никифорович был полковник артиллерии (впоследствии дослужился до звания генерал-майора).
В молодости он был блестящим гвардейским офицером. По окончании Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге он поступил на службу в Гвардейскую конную артиллерию и имел все шансы дослужиться до высших чинов. Известно, что в 1877 году во время Русско-Турецкой войны Леонид Чичагов был в составе действующей армии, участвовал в кровопролитных сражениях на Балканах. За отвагу и героизм, проявленные в боях, он был произведен в гвардии поручики и удостоен многочисленных наград (в том числе орденов св. Анны 2-ой, 3-ейи 4-ой степени и орденами св. Станислава 2-ой и 3-ей степени).
Самоотверженность поручика Чичагова была отмечена высшим военным командованием: главнокомандующий генерал Скобелев самолично вручил ему именную саблю с надписью «За храбрость», а великий князь Николай Николаевич Старший — легендарный Георгиевский крест…
Гвардейский офицер-артиллерист Леонид Чичагов, 1870-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru
Военная карьера его продолжала складываться успешно и в мирное время. Получив в 1881 году звание гвардии штабс-капитана, он, как признанный знаток артиллерийского дела, был командирован на маневры французской армии в Париж, где его представляют к награждению одним из высших орденов Франции. Он становится кавалером Ордена почетного легиона.
К началу 1890-х годов он был награжден уже двенадцатью различными орденами России и ряда иностранных государств. Его военная карьера складывалась великолепно, но он оставил ее ради того, чтобы стать священником. В 1891 году, неожиданно для родных и близких, он, состоя адъютантом при великом князе Михаиле Николаевиче, выходит в отставку в чине гвардии штабс-капитана. И готовится к принятию священного сана.
Как это могло произойти?
Интерес к Церкви и духовным вопросам был у Леонида Михайловича с детства. В возрасте десяти лет Леонид потерял отца. Раннее сиротство, по-видимому, оставило глубокий след в душе мальчика, — уже в юности он стал очень религиозным. В Преображенском полку, куда Чичагов поступил по окончании образования, он удивлял сослуживцев, в частности, тем, что соблюдал все посты, хотя в армии, согласно указу Петра I, соблюдение постов не было обязательным.
По-видимому, во время Турецкой войны, наблюдая боль и страдания раненых и умирающих воинов, он почувствовал в себе стремление помогать страждущим. Первоначально оно привело Леонида Михайловича к занятиям медициной.
Много и старательно занимаясь самообразованием, Леонид Михайлович составил собственный лечебник с теоретическим обоснованием гомеопатии и практическими рекомендациями по лечению болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. Разработанная им система лечения была подробно изложена в двухтомнике «Медицинские беседы», а также в книге «Краткое изложение медицинских бесед», которые не потеряли своего значения и в наши дни.
Глубоко сопереживая всем, кто нуждался в помощи и поддержке, Леонид Михайлович всю жизнь занимался благотворительностью. Ещё находясь на военной службе, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые по болезни были вынуждены выйти в отставку до приобретения права на пенсию.
Священник Леонид Чичагов, 1894 год. Фото: chichagovs.narod.ru
Он также заботился о детях-сиротах, родители которых погибли на войне. Во время русско-японской войны он организовывал сборы пожертвований для лечения раненых, участвовал в формировании санитарных поездов.
И все же, в определенный момент он осознал, что всего этого мало, и он хочет целиком, без остатка посвятить свою жизнь Христу. Тогда же, в 1878 году в Петербурге Леонид Михайлович впервые встретился с протоиереем Иоанном Сергиевым.
«Всероссийский батюшка» разрешил многие духовные вопросы молодого офицера и стал его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы. В дальнейшем по послушанию святому Иоанну Кронштадскому он и станет священнослужителем.
Леонид Михайлович Чичагов с женой Нататьей Николаевной (урожд. Дохтуровой). Фото: chichagovs.narod.ru
Решение о смене рода деятельности для Леонида Михайловича было крайне болезненным. Нужно сказать, что принятию им священного сана, помимо друзей и родственников, всерьез противилась и супруга.
Наталья Николаевна Чичагова, урожденная Дохтурова, никак не мыслила себя в роли матушки. Она, как и сам Леонид Михайлович, происходила из знаменитой аристократической фамилии. Отец ее был камергером Двора Его Императорского Величества, действительным статским советником. Она выросла в среде высшего петербургского общества, и боялась порывать с привычным светским укладом жизни. Однако решающую роль в ее решении сыграл духовник семьи, протоиерей Иоанн Сергиев. Он провел с Натальей Николаевной личную беседу и убедил ее дать согласие на принятие Леонидом Михайловичем священного сана.
Чужой среди своих
С этого момента все в жизни Чичаговых изменилось. В 1891 году они с дочерьми переехали в Москву. Они поселились на Остоженке в доме № 37. Этот особняк с белыми колоннами сохранился и до наших дней. Ранее в нем жил И. С. Тургенев, поэтому сегодня в нем расположен музей писателя.
Москва, дом на Остоженке, 37, где проживала семья Чичаговых (ныне Музей И.С.Тургенева). Фото: mosday.ru
Целых три года Леонид Михайлович готовился к принятию священства: изучал богословские науки, стремится активно участвовать в делах милосердия… И вот в 1893 году вместо гвардии полковника он стал рядовым московским священником. Его рукополагают в сан диакона, а затем священника с определением в собор Двунадесяти Апостолов в Московском Кремле.
В психологическом отношении первые годы священства отца Леонида были для его семьи крайне трудными. Разрыв с привычной военно-аристократической средой, трудное вхождение в незнакомую и непонятную жизнь духовного сословия… Испытания первых лет священнического служения отца Леонида были усугублены тяжелой болезнью его супруги, матушки Наталии, которая умерла в 1895 году в возрасте тридцати шести лет, оставив четырех малолетних дочерей.
Архимандрит Серафим (Чичагов). Фото: chichagovs.narod.ru
После смерти жены Леонид Михайлович принял монашество. 14 августа 1898 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре он был пострижен в мантию с именем Серафим.
Потом было одно послушание за другим. Были четыре трудных года (1895–99), когда отцу Леониду поручили окормление военнослужащих-артиллеристов Московского Военного Округа. Направление бывшего артиллерийского офицера в качества военного священника в знакомую ему среду воинов-артиллеристов, казалось бы, было закономерным. Однако в той же степени, в которой он, потомственный аристократ, был чужим для большинства священников-поповичей, он отныне был чужим и для большинства представителей военного сословия, традиционно дистанцировавшихся от активной религиозности…
В 1899 году иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и благочинным всех монастырей Владимирской епархии. Через 6 лет, в 1904 году последовало новое назначение — архимандрит Серафим стал настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. А менее чем через год, 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась архиерейская хиротония — архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Далее были годы служения епископом Орловским (1906–8), епископом Кишиневским (1908–12), епископом Тверским и Кашинским (1912–17)…
«Генеральски снисходительно»
Архиепископ Серафим (Чичагов), 1912 год. Фото: chichagovs.narod.ru
Как и многие русские епископы, помимо пастырской деятельности, владыка Серафим принимал активное участие в общественно-политической жизни. Он был активным членом Русского Монархического Собрания, участвовал в деятельности интеллектуального штаба монархистов Москвы. В 1907—1909 гг. входил в состав Совета и позднее был избран одним из шести почётных членов этой старейшей национально-патриотической организации. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почётного председателя местных отделов Союза Русского Народа…
И все же, на фоне традиционного русского епископата владыка Серафим определенно выделялся и своими талантами, и своей военной выправкой. Церковный историк А. Краснов-Левитин дал яркую характеристику владыки Серафима:
«…я ловлю себя на том, что невольно им любуюсь: яркая индивидуальность всегда импонирует. В нем не было ничего искусственного, натянутого, деланного. Он держал себя естественно и просто. Когда его облачали посреди храма, когда он стоял в полном облачении перед престолом, он держался так, как будто был один в комнате, а не перед несколькими тысячами человек, которые не спускали с него глаз. В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает, почему плохо стоят, зачем разговаривают, почему поздно приходят к исповеди. Народ смущённо молчит… Потом: «Ну, ладно. Давайте помиримся». И начинается проповедь».
Архиепископ Серафим за фисгармонией и Ю.В. Сергиевский за пианино, Кишенев, 1913 год. Фото: novodev.narod.ru
За «генеральство» и «черносотенные» взгляды владыка Серафим не единожды пострадал. Во время революции 1917 года, под предлогом «борьбы с политическим реакционером за обновление общественной и церковной жизни» большевистские власти выслали архиепископа Серафима из Тверской губернии.
Стремясь уберечь владыку от большевистской расправы, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора в сентябре 1917 года успел возвести архиепископа Серафима в сан митрополита и принять на заседании Священного Синода решение о назначении его на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории Польши.
«Дружина друзей Иисуса»
Выехать к месту своего назначения митрополиту Серафиму так и не удалось: помешала гражданская война. Да и чекисты не желали отпускать «церковного авторитета»…
Весной 1921 года митрополит Серафим встретился в Москве с польскими дипломатами, чтобы договориться относительно возможности его проезда к месту службы в Варшаву. ВЧК была встревожена этим фактом, у владыки произвели обыск. По итогам обыска у митрополита Серафима были изъяты письма кардиналу Каповскому, главе Римско-Католическoй Церкви в Польше и протоиерею Врублевскому, представлявшему в Варшаве интересы православного духовенства.
Эти письма были положены чекистами в основу немыслимых обвинений в том, что владыка Серафим якобы направляется в Польшу, чтобы «координировать против русских трудящихся масс за границей фронт низвержённых российских помещиков и капиталистов под флагом «дружины друзей Иисуса»».
В итоге 24 июня 1921 года судебная тройка ВЧК заочно осудила митрополита Серафима и приговорила его «к высылке в Архангельский концлагерь сроком на два года». Владыка не был извещен об обвинении. Остававшийся под негласным наблюдением ВЧК он был арестован 21 сентября 1921 года и помещён в Таганскую тюрьму «для препровождения к месту заключения».
Узнав об обвинении, дочь владыки Наталья Чичагова обратилась к председателю ВЦИК Калинину с просьбой об освобождении отца «в связи со старческим возрастом и болезненным состоянием». Власти проявили «снисхождение»: 20 марта 1923 года ссылка в Архангельск была заменена ссылкой в Марийскую область сроком на один год.
Отбыв срок ссылки, владыка возвратился в Москву. Он поселился в доме № 6 на Плющихе. С ним вместе жила и его дочь Наталья, которая по возможности всегда старалась быть рядом с ним. Между митрополитом Серафимом и Натальей существовали особо близкие, доверительные отношения. Наталья была близка ему по духу. В годы Первой Мировой она работала сестрой милосердия, позже приняла постриг с именем Серафима в Рижском Свято-Троице-Сергиевом монастыре.
В середине 1920-х годов пожилой владыка отошел от активной церковной деятельности. Высшее церковное управление было захвачено представителями обновленческой «Живой церкви». Владыка дистанцировался от раскольников и поддерживал общение лишь с духовенством и братией Свято-Данилова монастыря, главного оплота тогдашних «староцерковников»…
Старец Серафим, молящийся на камне — образ письма архимандрита Серафима (Чичагова). Источник: chichagovs.narod.ru
Владыка Серафим хотел поселиться в любимом его сердцу Серафимо-Дивеевском монастыре, на территории которого была погребена его супруга. Именно в Дивеево сам он в случае своей кончины намеревался обрести вечный покой. Однако настоятельница монастыря игуменья Александра отказала дать пристанище владыке Серафиму в обители.
Поводом для такого отказа, видимо, послужил не забытый игуменьей давний ее конфликт с владыкой Серафимом по вопросу о месте закладки нового храма (считается, что игуменья Александра распорядилась построить храм там, где она сама пожелала, игнорируя благословение преподобного Серафима Саровского, что осудил митрополит Серафим).
Получив отказ от Дивеево, владыка в 1924 году переехал на жительство в Сергиевский женский монастырь под городом Шуя Владимирской области.
«Человек порядка»
В 1927 году владыка, в отличие от многих других русских епископов, прославленных в лике новомучеников Российских, поддержал известную «Декларацию» митрополита Сергия Страгородского. «Человек порядка, привыкший мыслить категориями строгой иерархии, он считал восстановление централизованной церковной власти наиболее важным делом», — гласит житие владыки Серафима…
Митрополит Серафим в своём кабинете в Ленинграде на фоне написанной им иконы «Спаситель в белом хитоне». Фото: chichagovs.narod.ru
Один из немногих преданных митрополиту Сергию архиеереев, в 1928 году владыка Серафим назначается на Ленинградскую кафедру. Основная задача, которую поставил перед ним митрополит Сергий, заключалась в урегулировании конфликта с иосифлянами (так называемой «Истинно-Православной Церковью», возглавляемой запрещенным в служении митрополитом Иосифом (Петровых)).
Убежденный сторонник церковного единства, владыка Серафим сумел убедить многих иосифлян воссоединиться с митрополитом Сергием. В 1933 году, последнем году пребывания владыки Серафима на ленинградской кафедре, в епархии оставалось лишь два официально зарегистрированных «иосифлянских» приходских храма.
Видя, что свою миссию владыка Серафим уже выполнил и опасаясь за его здоровье и судьбу, митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод благословили владыке уйти на покой. Отслужив 24 октября 1933 года в храме своей юности — Спасо-Преображенском соборе — Божественную литургию, владыка Серафим навсегда покинул свой родной город, передав свою паству митрополиту Алексию (Симанскому), ставшему впоследствии Святейшим Патриархом всея Руси Алексием I.
Владыка снова переехал в Москву. Подыскивая себе жилье, он временно остановился в резиденции митрополита Сергия (Страгородского), находившейся недалеко от Елоховского Богоявленского кафедрального собора. Затем, в начале 1934 года он поселился в дачной местности под Москвой в поселке Малаховка, а позже арендовал полдома на станции Удельная Казанской железной дороги.
Его жилище представляло собой две небольшие комнаты с кухней. Жил он тихо, молился, много читал, сочинял церковную музыку, никогда не расставался со своей фисгармонией.
Владыка страдал гипертонией, одышкой, с трудом передвигался, из дома практически не выходил. Но одинок владыка не был. Практически все время рядом с ним находились две его верные келейницы монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастиана, сопровождавшие его по благословению своей игумении Арсении более семи лет вплоть до его третьего по счёту, последнего ареста. Нередко владыку Серафима посещали представители церковной иерархии, в частности, митрополит Алексий (Симанский). Он встречался также со своими друзьями, духовными детьми и родственниками.
Семья Серафимов
В 1936–1937 годах у владыки в Удельной жила также его внучка Варвара, крестным отцом которой он был. В момент ареста деда она находилась у матери в Москве.
Внучка митрополита Серафима, Варя Чичагова, студентка техникума, 1930-е годы. Фото: chichagovs.narod.ru
«Я тогда была студенткой вечернего факультета Института тонкой химической технологии и работала в Институте органической химии Академии наук лаборанткой. В 1936–1937 годах я практически жила с дедушкой, — вспоминала Варвара, — Мой день начинался в шесть часов утра и заканчивался около полуночи.
Утром, естественно, дедушка еще спал, но вечером — уже в кровати — всегда ждал меня, рассказывал что-либо интересное, происшедшее за день, благословлял меня, и я шла к матушкам ужинать, засиживаясь подолгу за интересными разговорами. Обстановка и дух этого дома действовали на меня умиротворяюще.
Сойдя с электрички и приближаясь к даче, я представляла, как, войдя, встречу любовь и ласку, — и спадало напряжение после насыщенного дня, проведенного в «суете сует». На даче было две комнаты и большая кухня. Одна комната — дедушкина спальня с большим количеством икон, книг и рабочим письменным столом, другая — столовая-гостиная, где стояли обеденный стол, фисгармония и диван, на котором я спала, а на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный дедом.
По воскресеньям я ходила к обедне в Удельнинский храм, а вернувшись, находила дедушку уже «на ногах», и мы садились завтракать. Часто в это время к нему кто-либо приезжал… Вечером, когда все уезжали, дедушка садился за фисгармонию — с ней он никогда не расставался — и играл или сочинял духовную музыку, а я сидела на диване, смотрела на него или читала и ощущала благодать, от него исходившую…».
В ноябре 1937 года несмотря на заступничество митрополита Сергия владыку Серафима арестовали. По рассказам самого владыки Серафима, день его кончины был предсказан отцом Иоанном Кронштадским, который неоднократно повторял: «Помни день Трёх Святителей». Владыка каждый год готовился к смерти в этот день.
Об аресте деда внучке Варе сообщили на следующий день. Стараясь узнать, куда увезли дедушку, Варя в отчаянии обошла все известные ей тюрьмы — Лубянскую, Таганскую, Лефортовскую… Но везде был один ответ: Чичагова Леонида Михайловича нет.
Через несколько дней арестовали келейниц владыки — монахинь Веру и Севастиану. Удивительна судьба неразлучных сестер: ордер был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала вместе с ней. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских († 1938; память 28 июня).
Дочери владыки Серафима Вера, Наталия и Леонида пошли впоследствии по стопам отца и посвятили себя служению Богу. Наталия и Леонида приняли монашество с именем Серафима, а Вера — с именем Вероника. Младшая дочь Екатерина пожертвовала своим дарованием и отказалась от профессии певицы ради благополучия своей семьи, отдав себя целиком воспитанию своих детей.
Игумения Серафима, внучка святителя Серафима (Чичагова). Фото: chichagovs.narod.ru
Примеру дедушки и своей матери Леониды последовала и Варвара Васильевна Черная, внучка владыки. Известный ученый-химик, она много сделала для сохранения памяти о митрополите Серафиме. Ее усилиями спустя пятьдесят лет после расстрела, 10 ноября 1987 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован государственной властью и признан невиновным. А в 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви митрополит Серафим был прославлен новомученик. Незадолго до смерти Варвара Васильевна также приняла монашеский постриг под именем Серафимы (ум.1999).
Наследие митрополита Серафима — военного историка, художника, богослова, композитора, — огромно. В московском храме во имя пророка Божия Илии в Обыденном переулке есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им. Главное творение врача Леонида Чичагова — книга «Медицинские беседы» — до сих пор пользуется авторитетом у гомеопатов, она была переиздана издательством «Аванти» в 1999 году. Духовная музыка, написанная митрополитом Серафимом, в наши дни регулярно исполняется в храмах и филармониях.
В Тверской епархии, в деревне Дубровка Бологовского района Тверской области, в память священномученика митрополита Серафима Чичагова в 1999 году сооружена часовня.
Часовня святителя Серафима (Чичагова) и св. Параскевы Пятницы, дер. Дубровка Бологовского района Тверской области. Фото: Геннадий Харченко, sobory.ru
При подготовке текста использованы материалы книги «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)» (М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2003), а также официального сайта Благотворительного фонда дворянского рода Чичаговых.
День памяти: 28 ноября (11 декабря)
Святитель Серафим (в миру Чичагов Леонид Михайлович) происходил из известного аристократического рода, прославившегося в Русской истории выдающимися деятелями, в том числе военными, среди которых было два адмирала. Леонид появился на свет 9 января 1856 года, в городе Санкт-Петербурге.
Его отец, Михаил Никифорович, был полковником артиллерии, и по понятным соображениям желал сыну аналогичной карьеры. Между тем, когда Леониду было всего десять лет, отец умер, и все обязанности по содержанию и воспитанию сына (и трех его братьев) взяла на себя мать, Мария Николаевна.
Через какое-то время, движимая желанием устройства военной карьеры для своих сыновей, она определила Леонида и двух его братьев в Пажеский корпус – известное в то время в России военно-воспитательное заведение. За год до окончания обучения в Пажеском Корпусе Леонид получил звание камер-пажа, а окончив его в возрасте 18 лет, поступил в Артиллерийскую академию, после чего отправился на военную службу.
В 1877 году он оказался на Балканах, где участвовал в кровопролитных русско-турецких боях — на Шипкинском перевале, а также во взятии Телеша и Плевны. Мужество и героизм, проявленные Леонидом на войне, были отмечены боевыми наградами. Промысел Божий уберёг его от возможной смерти.
По возвращении с фронта в мирный Петербург он находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти. Кроме того, глубоко тронутый виденными им страданиями раненных бойцов, он приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы».
В 1878 году Л. М. Чичагов имел встречу со святым Праведным Иоанном Кронштадтским, великим светильником Русской земли. Тот разрешил ряд волновавших его жизненных вопросов и с тех пор стал ему духовным наставником.
8 апреля 1879 года, Леонид, будучи в возрасте 23 лет, связал себя брачными узами с Наталией Николаевной Дохтуровой, дочерью камергера. Как и положено православному, Леонид старался выстраивать отношения в семье на основах христианской морали и нравственности, эту же нравственность он стремился привить четырем своим дочерям.
В возрасте тридцати четырех лет, неожиданно для окружающих, он решил оставить воинскую службу и озвучил твёрдое желание посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу, став Православным священником. Эта новость ошеломила родных, не встретила сочувствия в семье. Даже горячо любимая супруга Леонида Михайловича воспротивилась воле мужа. Ей, светской даме, давно уже привыкшей к укладу аристократической жизни, весьма трудно было представить себя в роли какой-то попадьи. Тем более, что отношение аристократии к духовенству нередко выражалось даже и в пренебрежении.
Однако Леонид нашёл верное решение: он обратился за помощью к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который, собственно, и благословил его на подвиг священнического служения. Тогда праведный пастырь лично встретился с Наталией Николаевной и найдя подходящие к её сердцу слова убедил не противиться Промыслу Божию и принять выбор мужа. Наконец, она дала своё согласие.
15 апреля 1890 года Леонид Чичагов был отправлен в отставку, после чего вместе с семьёй перебрался в Москву. В доме на Остроженке, 37, где когда-то жил И. Тургенев, они прожили три года. В это время Леонид занимался серьёзным изучением богословских наук. В 1893 году, 26 февраля, он был рукоположен во диакона, а уже через два дня, 28 февраля, — в сан священника.
Первый год пастырского служения отца Леонида совпал с тяжелой болезнью супруги, в результате которой матушка Наталия умерла. Шёл 1895 год. Отец Леонид перевез её тело в Дивеево, и оно было предано земле на монастырском кладбище.
Через три года, после того как батюшка овдовел, он принял монашество. Тогда же он получил новое имя Серафим, в честь своего покровителя, великого святого земли Русской, Серафима Саровского. К этому времени его дочери повзрослели, старшей было уже 18 лет.
В 1898 году отец Серафим был определен для служения в Свято-Троицкую Лавру в Сергиевом Посаде. Надо сказать, что его отношения с братиями обители складывались не лучшим образом. Недавний аристократ, представитель высшего общества, да к тому же не имевший серьёзного монашеского опыта, вызывал у насельников, многие из которых имели простонародное происхождение, недоверие и казался им юродствующим барином.
Через год, стараниями близких друзей, удалось выхлопотать новое назначение. В результате отец Серафим перешёл в Суздальскую Спасо-Евфимиеву обитель. 14 августа 1899 года указом Святейшего Синода он был назначен её настоятелем, с последующим посвящением в сан архимандрита.
Здесь, помимо исполнения общих монастырских послушаний, по поручению начальства он занимался подготовкой документов, необходимых для канонизации Серафима Саровского, а в 1903 году ему предоставили право разработки церемониала грядущей канонизации с участием августейшей семьи. Надо сказать, что он справился с этой задачей безукоризненно: торжественная церемония прошла без сбоев и происшествий.
14 февраля 1904 года отец Серафим получил назначение на должность настоятеля Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. А в апреле 1904 года он был рукоположен во епископа Сухумского.
Шли годы, надвигалось время страшных социальных потрясений, нравственных испытаний и катастроф: приближались революции 1917 года — Февральская и за нею — Октябрьская. В этот период святитель Серафим служил, волей Божьей, последовательно в четырех епархиях, а именно: в Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери.
Осуществляя архипастырское служение и стремясь исполнять его с надлежащей ответственностью, отец Серафим открывал приюты, больницы, приходские советы. Одним из важнейших направлений его деятельности была борьба с заблуждениями, ересью, сектантством.
Вместе с тем, как отмечают историки, ему не удалось избежать некоторых острых ошибок. Так, будучи в Кишиневе, отец Серафим, увлекшись жаром политических волнений, проникся идеями сторонников «Союза русского народа» и влился в число его вдохновителей. Между тем это движение, вместо способствования укреплению Российской монархии, дискредитировало её.
Ни Февральская, ни Октябрьская революции не нашли сочувствия в сердце архиерея. Вскоре усилиями враждебно настроенных по отношению к нему представителей духовенства, при посредстве большевистских властей он был изгнан из Тверской губернии.
Стремясь отгородить святителя от вероятной расправы, Святейший Патриарх Тихон провёл на заседании Святейшего Синода решение о его назначении на кафедру Варшавскую и Привисленскую. Однако разгоревшаяся гражданская, а затем и советско-польская война отрезали путь в Польшу фронтами и сделали отъезд святителя к месту его назначения технически невозможным. Он остался в Москве. Здесь его навещали и ободряли родные и близкие.
В 1921 году святитель Серафим был подвергнут аресту и заточен в Таганскую тюрьму, которую покинул лишь в 1922 году. Затем ему опять предъявили обвинение в преступлениях против Советской Власти и приговорили к ссылке в Архангельскую область, где он провел около года.
По возвращении из ссылки архипастырь остановился в Москве. Через непродолжительное время, в апреле 1924 года, его вновь арестовали, обвинив в организации торжеств в честь прославления Серафима Саровского в 1903 году.
Стараниями Патриарха Тихона святитель Серафим был освобожден из-под стражи, но в Москве он оставаться не мог. После того как ему отказали в возможности поселиться в Серафимо-Дивеевском монастыре, он, раздосадованный, уехал в деревню Шуи, где его приняли с радушием в Воскресенский Феодоровский монастырь.
В 1927 году святитель Серафим, сердечно простившись с подвижницами, отправился на новое служение: митрополит Сергий, выступивший с нашумевшей тогда деклараций, частично поддержавшей государственную власть, была необходима помощь соратников. Весной 1928 года, страдалец, уже как митрополит Ленинградский и Гдовский, вернулся в родной ему город.
Достойно признания, что поддерживая митрополита Сергия, он не поддерживал его слепо и всецело, равно как не поддерживал и государственную политику, направленную против Бога и Его Церкви.
Нужно отметить, что святитель Серафим раздражал светские власти не только своим ревностным отношением к Православному богослужению, но и к широкой проповеди, что тогда признавалось за антисоветскую пропаганду. 1932 год ознаменовался массовым арестом священнослужителей, в том числе монашествующих. На фоне общего негативного отношения власти к священству возрастала угроза и в отношении владыки Серафима. К этому времени здоровье его пошатнулось. Все перечисленные факторы вкупе послужили причиной увольнения святителя на покой. Это случилось в октябре 1933 года.
Наступил кровавый 1937-й год. В сентябре владыку арестовали в очередной и последний раз. Не пощадили даже его старость — ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. 11 декабря, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на печально прославившемся Бутовском полигоне.
Утверждают, что день смерти святителя Серафима был предсказан ему святым праведным Иоанном Кронштадтским, в словах: «Помни день трех святителей». Каждый раз в этот день святой Серафим готовился к смерти. Сообщается, что владыка встретил её не только как истинный воин Христов, мученик за веру, но и как подлинный офицер: не преклонив перед палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.
Тропарь священномученику Серафиму, глас 5
Воинство Царя Небеснаго / паче земнаго возлюбив, / служитель пламенный Святыя Троицы явился еси, / наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, / данная ти от Бога многообразная дарования / к пользе народа Божия приумножил еси, / учитель благочестия / и поборник единства церковнаго быв, / пострадати даже до крове сподобился еси, / священномучениче Серафиме, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Кондак священномученику Серафиму, глас 6
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, / теплую любовь к нему имел еси, / писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, / верныя к его прославлению подвигл еси / и благодарственнаго посещения / самаго преподобнаго сподобился еси. / С нимже ныне, священномучениче Серафиме, / в Небесных чертозех водворяяся, / моли Христа Бога // серафимския радости нам причастником быти.
Священномученик Преосвященнейший епископ Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов)
С 3 февраля 1906 года по 16 сентября 1908 года — правящий архиерей Орловской епархии.
Родился 9 июня 1856 года в семье знаменитого адмирала Чичагова, героя войны 1812 года. Это был один из знаменитых дворянских родов России. Его учеба проходила вначале в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, затем — в Пажеском корпусе, самом аристократическом учебном заведении России. После окончания корпуса в 1874 году Чичагов зачислен на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка.
В 1877 — 1878 годах Чичагов участвовал в русско-турецкой войне и был удостоен высоких воинских наград за освобождение Болгарии. За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша награжден генералом М. Д. Скобелевым личным оружием.
Знания и опыт Чичагова высоко ценились. В 1881 году как опытный артиллерист он был направлен в Париж на маневры французских войск. Был награжден тринадцатью орденами и медалями.
Военную службу Леонид Михайлович совмещал с историко-литературной деятельностью. За этот период им написаны: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» (за этот труд портрет Л. М. Чичагова был пожизненно помещен в Национальном музее в Софии), «Французская артиллерия в 1882 году». Автор был награжден Орденом Почетного Легиона; глава Чичагова в книге «Архив адмирала П. В. Чичагова 1855 г.» (о своем знаменитом деде), в журнале «Русская Старина за 1866 — 1888 гг.»; «Примеры из прошлой войны 1877 — 1878 гг.» Рассказы о подвигах солдат и офицеров 11-й части.
В 1878 году Л. М. Чичагов познакомился с о. Иоанном Кронштадтским и стал его духовным сыном. В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
Чичагов с детства отличался необыкновенной религиозностью. Служа в Преображенском полку, он состоял старостой Преображенского собора в Петербурге и вкладывал немалые средства.
Военная карьера не удовлетворяла Л. М. Чичагова. В 1891 году, к удивлению всех, он, состоя адъютантом при великом князе Михаиле Николаевиче, выходит в отставку в чине полковника, избрав путь священства. Чичагов переезжает с семьей в Москву и изучает богословские науки. В это время окончательно складывается его отношение к миру — отношение православного человека.
Желание максимально помогать нуждающимся заставило Чичагова заняться медициной настолько серьезно, что, не имея специального образования, он разработал свою систему лечения и создал фундаментальный труд «Медицинские беседы» в 2 томах, подготовил книгу «Краткое изложение медицинских бесед». Незадолго до этой книги вышла брошюра духовного содержания «Что служит основанием каждой науки?».
Уже в этой брошюре, вышедшей до принятия сана, выразилось стремление Чичагова к богословскому осмыслению действительности, глубокая вера и твердое желание последовательно осуществлять в жизни учение Спасителя. Этот период жизни Леонида Михайловича Чичагова завершается принятием священства.
28 февраля 1893 года Л. М. Чичагов рукоположен в сан священника в Кремлевском Успенском кафедральном соборе и назначен в Кремлевскую синодальную церковь Двунадесяти Апостолов. Он энергично взялся за восстановление этого храма. По окончании работ отец Леонид был награжден бархатной скуфьей и набедренником.
Поскольку он был историографом Царя-Освободителя и участником войны, Чичагова пригласили на торжества по случаю создания в Московском Кремле памятника Императору Александру II в 1893 году. В 1895 году протопресвитером военного и морского духовенства отец Леонид назначен священником по окормлению воинов Артиллерийского ведомства Московского военного округа. И здесь реставрирует храм во имя святителя Николая на Старом Ваганькове.
В 1895 году отец Леонид овдовел. В семье сохранилось предание о том, как переживала жена рукоположение Леонида Михайловича. Отец Иоанн Кронштадтский сказал Наталье Николаевне: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать и мешать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот».
И вот 36 лет от роду Наталия Николаевна умерла, оставив четырех малолетних дочерей — Веру, Наталию, Леониду и Екатерину.
Смерть жены через два года после принятия сана полностью соединила отца Леонида с Церковью. Он принял монашество и был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в 1898 году пострижен в мантию с именем Серафим.
Решение уйти от мира не стал для иеромонаха Серафима уходом от мирских испытаний, которые по попущению Божию свалились на него со стороны братии монастыря. Радость, сопровождавшая принятие отцом Серафимом монашеского пострига, омрачалась завистью и клеветой со стороны братии новопостриженного. В это сложное время по молитвам преподобного Серафима Саровского отцу Серафиму была преподана духовная поддержка через одну из духовных дочерей — Наталью Петровну Киреевскую. Вдова русского православного философа — орловца Ивана Васильевича Киреевского, некогда возвращенного ею по благословению преподобного Серафима в лоно Православной Церкви, Н. П. Киреевская использовала весь свой известный в высших церковных кругах авторитет для того, чтобы испытавшему зависть и клевету иеромонаху Серафиму было оказано заступничество со стороны высших церковных иерархов. (Письмо Н. П. Киреевской от 29 ноября 1898 г. к архиепископу Харьковскому Флавиану (Городецкому)).
Находясь в Лавре, отец Серафим составил документальный очерк «Зосимова пустынь» о монастыре, приписанном к Лавре.
В 1899 году иеромонах Серафим назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В том же году он возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.
В эти годы не прекращается и литературная деятельность архимандрита Чичагова. Он работает над Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря. Благодаря его трудам и обращению к Царю это было отражено в документе «Деяние Св. Синода 29 января 1903 г.», на основании которого Синод вынес решение о канонизации старца Серафима Саровского.
Был разработан подробный церемониал торжественного открытия святых мощей Преподобного, в котором были предусмотрены как богослужения, так и перенесение мощей из могилы в специальную гробницу.
Торжества состоялись 17 — 19 июля (ст. ст.) 1903 года в присутствии царской семьи.
Деятельность архимандрита Серафима заслужила высокую оценку как у Царя (им была подарена митра), так и у многих священнослужителей, бывших на торжествах.
Архимандрит Серафим составил краткое житие Преподобного, летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, а также акафист преподобному Серафиму, который звучит в храмах и теперь. Чтение этого акафиста чудотворно, о чем писал Сергей Нилус. Акафист стал значительным событием в истории православной гимнографии.
В 1903 году отец Серафим написал житие преподобного Евфимия Суздальского, небесного покровителя монастыря.
Синод высоко оценил заслуги отца Серафима и как настоятеля, и как талантливого агиографа и гимнографа. 14 февраля 1904 года он был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Промысел Божий посылает отцу Серафиму новое служение, совпавшее с началом социально-экономических и духовных настроений в России.
28 апреля 1905 в Успенском соборе Московского Кремля была совершена хиротония архимандрита Серафима в епископа Сухумского. В Грузии новый владыка столкнулся с грозной ситуацией. Революция 1905 года всколыхнула волну грузинского национализма, и епископ Серафим включился в борьбу с ней. Но прослужил здесь недолго. 6 февраля 1906 года святитель переведен на Орловскую кафедру.
На Орловщине владыка Серафим с необычным рвением начал возрождать и устраивать церковную жизнь в приходах. Он утверждал, что в их обязанности входила организация пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни, решение духовно-просветительских задач, устройство больниц, школ, столовых и богаделен.
«Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения».
О любви к владыке разных слоев населения, особенно интеллигенции, свидетельствует то, что в Орловской областной публичной библиотеке имени И. А. Бунина сохранилась книга И. Белоруссова «Дательный самостоятельный падеж в памятниках церковнославянской и древнерусской письменности» (Варшава, 1899 год) с автографом: «Его Преосвященству, Высокочтимому Архипастырю Серафиму почтительнейший автор». Значение епископа Серафима в Церкви неуклонно росло, что показало назначение его в 1907 году присутствующим членом Священного Синода.
В 1908 году состоялось назначение в Кишиневскую епархию, где состояние приходской жизни было удручающим, и вообще не велась духовно-просветительская работа. Здесь, как и в Орле, архипастырь энергично начал возрождать духовную жизнь в приходах. На основе опыта Орловской епархии уже позже он составляет «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Известны его беседы в Государственной Думе «О приходских общинах».
Большой потерей для владыки стала кончина в декабре 1908 года праведного Иоанна Кронштадтского — духовного наставника и молитвенного советчика во всех начинаниях, у которого он черпал душевные и физические силы.
Переживая потери близких, порой непонимание и одиночество, архипастырь находил новые силы в молитвенной жизни. Он подчеркивал: «В каждой губернии есть какая-нибудь местная чтимая или чудотворная икона, к которой народ любит обращаться за помощью и утешением. Такая икона есть и в Бессарабии. Это Гербовецкая чудотворная икона Божией Матери». Еженедельно перед иконой владыка читал акафист в кафедральном соборе.
Трехлетние старания владыки не прошли незамеченными. Его преобразования в епархии получили высокую оценку Государя и Священного Синода, а святитель указом от 16 мая 1912 года получил сан архиепископа.
В 1912 году архиепископ Серафим был направлен к месту очередного служения в Тверскую епархию. 12 июня 1909 года он был на торжественном почитании святой благоверной княгини Анны Кашинской, откуда в свое время, привез в Кишинев икону с частицей святых мощей. В Тверской епархии дела обстояли несколько лучше, чем в других местах служения, и владыка смог использовать свой опыт по организации деятельности приходов.
Со скорбью святитель встретил весть о первой мировой войне. Как архиерей и офицер, он хорошо знал положение нашей армии. Молитвы, проповеди, сбор средств, помощь раненым и увечным — в этом заключалась деятельность владыки в период всей военной кампании.
Но более всего архипастырь опасался, что война со всеми ее проблемами может усугубить внутреннее нестроение, которое подорвет основы Православия и монархии. Так и вышло.
В марте 1917 года после отречения Николая II, когда Святейший Синод признал Временное правительство, владыка не скрывал своего негативного отношения к происходящему. Это имело свои последствия, и его хотели даже отправить на покой.
Но летом 1917 года архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора. Он возглавил отдел «Монастыри и монашество», работа которого направлялась на развитие монастырской и монашеской жизни.
Ноябрь 1917 года изменил всю жизнь в православной России. Чувствуя гонения на нашу Церковь и ее чад, патриарх Тихон за несколько дней до роспуска Поместного Собора 17 сентября 1918 года возвел владыку Серафима в сан митрополита и успел назначить его на Варшавскую и Привисленскую кафедру — митрополитом Варшавским и всея Польши, которая была свободна от большевиков. Но власти не дали ему возможности выехать в Польшу. До конца 1920 года владыка находился в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.
21 сентября 1921 года владыку арестовали. По просьбе дочерей 16 января его, тяжело больного, выпустили из Таганской тюрьмы. Он сразу включился в деятельность Священного Синода.
25 апреля 1922 года больной митрополит приговаривается к ссылке в Архангельскую область, где дает бесконечные показания. Возвратившись в Москву, владыка общается с братией Свято-Данилова монастыря, в котором собралось множество архиереев. Им было предложено выбрать любые сохранившиеся монастыри для своего местожительства.
Митрополит Серафим с радостью принимается игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Федоровский монастырь, под Шуей Владимирской области. Здесь он прожил еще два года.
В 1927 году владыка признал власть митрополита Сергия (Страгородского). В конце 1927 года митрополит покидает обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. В феврале 1928 владыка назначается управляющим Ленинградской епархией, где царило обновленческое движение. Здесь хорошо знали и уважали 72-летнего святителя.
В сентябре 1930 года было создано «Общество митрополита Серафима» при Троицком Измайловском соборе.
В 1933 году 77-летний владыка был уже тяжело болен. Над ним опять висела угроза ареста. 24 октября, отслужив в Спасо-Преображенском соборе последнюю в родном городе литургию, митрополит Серафим был отправлен на покой.
С 1934 года владыка жил на даче близ станции Удельная Казанской железной дороги. Его навещают родные, друзья, духовные и родные дети.
Наступил роковой 1937 год. В ноябре 82-летнего митрополита, прикованного к постели, с гипертонией и водянкой, вынесли на носилках в машину «скорой помощи», потому что на «черном вороне» его уже нельзя было перевозить. Владыка был доставлен в Таганскую тюрьму. Все имущество было конфисковано. В череде допросов его принуждали оговорить своих сподвижников, отказаться от православной веры. Но святитель не признал ни одного обвинения.
Известно, что, прощаясь с умирающим протоиереем Иоанном Кронштадтским, он получил последнее благословение праведника. «Я могу, — сказал отец Иоанн, — спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я вас благословляю».
Постановлением Особой тройки УНКВД по Московской области от 7 декабря 1937 года было принято постановление о расстреле подвижника веры. 11 декабря митрополит Серафим принял мученический венец и был похоронен в подмосковном Бутово. 10 ноября 1988 года митрополит Серафим (Чичагов) реабилитирован.
Митрополит Серафим был верным служителем Русской Православной Церкви, верным и искренним патриотом своей Родины. Всю жизнь он боролся за чистоту Православия. Владыка отличался необычайно разносторонними талантами и все свои способности претворял в жизнь во славу Божию.
Рассмотрение богословского наследия митрополита Серафима и его деятельности на всем пути служения дает яркое представление о нем как об угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за судьбу Православия. Изучение всей жизни этого подвижника — достойный памятник новомученику митрополиту Серафиму.
23 февраля 1997 года деянием освященного архиерейского Собора Русской Православной Церкви, удостоверившегося в его подвиге как мученика за Христа, единомысленно принято решение о канонизации митрополита Серафима (Чичагова).
Память священномученика митрополита Серафима определено праздновать в день его мученической кончины — 11 декабря (28 ноября ст. ст.). Новопрославленному священномученику Серафиму написаны икона, тропарь и кондак.