Содержание
Примеры употребления слова расстрига в литературе.
Она зыркнула немигающими глазами и все заметила: и то, что Анна — в бордовом платье, которое один раз в жизни надевала при живом муже, в ботинках с ушами, на ней белые чулки, и она, простоволосая, сидит на краешке кровати, а расстрига на этой кровати лежит, подняв коленки, и Анна опять ему чистую рубашку дала — черненьким горошком, и он держит Аннину руку.
Оказалось, что товарищ Торелли снимает комнату у расстриги Просвирняка в двухэтажном доме, выходившем на улицу.
Мы несли с собой под пальто коловорот расстриги Просвирняка и его же маленький охотничий топор.
Когда он поднялся и заговорил своим зычным протодьяконским басом, Алексей Феофилактович в первое мгновение решил, что перед ним какой-то расстрига или раскольник, из тех, что наезжали за правдой в Лондон.
Если правительство уверяло народ, что расстрига прельстил всех ведовством и чернокнижеством, то нет ничего удивительного, что в Перми в 1606 году крестьянина Талева огнем жгли и на пытке три встряски ему было по наговору, что он напускает на людей икоту.
Источник: библиотека Максима Мошкова
В Оренбурге снят запрет с большей части мусульманских религиозных материалов, признанных экстремистскими два года назад.
27 февраля 2015 года Оренбургский областной суд удовлетворил апелляционные жалобы на решение Ленинского районного суда Оренбурга и снял запрет с 50 из 68 религиозных материалов.
Областной суд удовлетворил жалобу в отношении признания экстремистскими 50 книг, запрет которых оспаривали как заинтересованная сторона представители издательств «Новый свет» и «Диля» и двух авторов – Фетхуллаха Гюлена и Шамиля Аляутдинова.
Как сообщает Духовное управление мусульман РФ, «согласно решению вышестоящей судебной инстанции, большинство попавших под запрет изданий — 50 наименований — было исключено из Федерального списка экстремистских материалов. Среди них — переводы на русский язык классических образцов мусульманского богословия, а также сочинения современных российских богословов, <…> в числе разрешенных трудов — сборник молитв на каждый день «Личность мусульманина», сборник хадисов имама ан-Навави «Сады праведных», труд Абу Хамида аль-Газали «Весы деяний», «40 хадисов имама ан-Навави» и другие сочинения».
Совет муфтиев России опубликовал список «реабилитированных» материалов.
1. Книга «Сады праведных», составитель Имам Мухйи-д-дин Абу Закаийа, 2001 года издания, на 879 страницах, издатель не указан
2. Книга Шейхуль Хадис Маудана Мухаммад Закария Кандехлеви (рахматуллахи’алейхи) «ФАЗА’ИЛ ’АМАЛИ», на 372 страницах, год издания и реквизиты издательства не указаны, г.Бишкек
3. Книга Османа Нури Топбаша серии «В свете Священного Корана» «История пророков», часть 1, третье издание, на 293 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Касумов А., Салеев А., издательская группа «Сад»
4. Книга Османа Нури Топбаша серии «В свете Священного Корана» «Пророк Мухаммад Мустафа-1, да благословит его Аллах и приветствует», часть 4, 2-е издание, на 502 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа «Сад»
5. Книга Вейсела Акая «Намаз согласно хадисам и в жизни» из серии «Богослужение», на 128 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО «Новый Свет»
6. Книга Вейсела Акая «Хадж согласно хадисам и в жизни» из серии «Богослужение», на 136 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО «Новый Свет»
7. Книга Вейсела Акая «Пост согласно хадисам и в жизни» из серии «Богослужение», на 128 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО «Новый Свет»
8. Книга Вейсела Акая «Закят согласно хадисам и в жизни» из серии «Богослужение», на 168 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО «Новый Свет»
9. Книга М.Хикмета Шентюрка «Закят», на 222 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Исмаилова А., издательство ООО «Новый Свет»
10. Книга Р.Хайламаза «Лучшая из женщин Достопочтенная Хадиджа», на 92 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО «Новый Свет»
11. Книга «Сборник дуа. Джавшан аль-Кабир. Обращения Посланника Аллаха Мухаммада к Всевышнему», на 93 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО «Новый Свет»
12. Книга Абу Хамид аль-Газали «Весы деяний», на 216 страницах, 2004 года издания, издательский дом «Ансар»
13. Книга Ш.Аляутдинова «Путь к вере и совершенству», на 494 страницах, 2002 года издания, издательский фонд «Мира и образования»
14. Книга Э.Кулиева «На пути к Корану», на 553 страницах, 2008 года издания, издательство «UMMAH»
15. Книга Ибн Хишама «Жизнеописание Пророка Мухаммада», на 652 страницах, 2003 года издания, перевод с арабского Гайнуллина Н.А., издательский дом «УММА»
16. Книга «Истории о Пророках от Адама до Мухаммада. Со слов Ибн Касира», на 463 страницах, 2008 года издания, переводчик не указан, издательство «Диля»
17. Книга Османа Нури Топбаша «Из сада «Маснави» Кувшин воды», на 291 странице, 2007 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа «Сад»
18. Книга Шефика Джана «Мевляна Джалаледдин РУМИ. Жизнь, личность, мысли», на 432 страницах, 2008 года издания, перевод с английского Зелениной Л.В., издательство «Новый Свет»
19. Книга Омер Челика, Мустафы Озтурка, Мурата Кая «Лучший пример-1 в призыве и воспитании. Самый Прекрасный Человек – да благословит его Аллах и приветствует», на 547 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Ергазиева А., издательская группа «Новый сад»
20. Книга Омер Челика, Мустафы Озтурка, Мурата Кая «Лучший пример-3 в призыве и воспитании. Самый Прекрасный Человек – да благословит его Аллах и приветствует», на 374 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Ергазиева А., издательская группа «Новый сад»
21. Книга «40 хадисов имама ан-Навави, на 615 страницах, 2001 года издания, перевод с арабского В.Нирша, издательство Российского Фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим»
22. Книга Османа Нури Топбаша «Последний вздох» из серии «Из сада духовности», на 348 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Кадырова Д., издательская группа «Новый сад»
23. Книга Махмуда Денизкушлары «Нравственность мусульманина в хадисах», на 187 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого и арабского Хабибуллин А., Йигит Т., издательская группа «Сад»
24. Книга Ахмеда Саима Кылавуза «Исламское вероучение (Акыда)», на 211 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа «Сад»
25. Книга Дыйауддина ибн Раджаб Шихабуддина «Уникальное пособие для ищущего знания», на 287 страницах, год издания и реквизиты издательства не указаны
26. Книга Османа Нури Топбаша «Несравненная личность для подражания Мухаммад Мустафа, да благословит его Аллах и приветствует», на 197 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Урманов А., издательская группа «Сад»
27. книга М.Яшара Кандемира «40 хадисов в рассказах», на 94 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Хабибуллина Т., издательская группа «Сад»
28. Книга М.Яшара Кандемира «Рассказы из уст нашего Пророка», 2-е издание, на 82 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Хабибуллина Т., издательская группа «Сад»
29. Книга «Дога Китабы» проф. Др. М. Жамал Софуоглу, на 346 страницах, 1995 года издания, переводчик и издательство не указаны
30. Книга Ахмеда Саима Кылавуза «Исламское вероучение (Акыда)» 2-е издание, на 222 страницах, 2007 года издания, перевод Разоренова А., издательская группа «Сад»
31. Брошюра Османа Нури Топбаша «В атмосфере духовной мудрости. Хадж и Умра», на 103 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Фиттаева Р., издательская группа «Сад»
32. Брошюра Османа Нури Топбаша «Созвездие праведных халифов», на 79 страницах, 2008 года издания, перевод Разоренова А., издательская группа «Сад»
33. Брошюра «Курбан», 2-е издание, на 31 странице, 2007 года издания, автор не указан, издательская группа «Сад»
34. Брошюра «Истории жизнеописания Посланника Аллаха», серия «Религиозные повествования», книга вторая, составитель Абдель Хамид Джуда ал-Саххар, на 159 страницах, 1992 года издания, ПК «Сантлада» переводчик не указан
35. Брошюра Хасана Камила Йылмаза «Повседневная жизнь Пророка Мухаммада – саллаллаху ’алейхи ва саллям», на 101 странице, 2008 года издания, перевод с турецкого Хабибуллина Т., издательская группа «Сад»
36. Книга «Введение в ислам (мухтасар ильми-халь)», на 152 страницах, автор, год издания и реквизиты издательства не указаны
37. Книга «Введение в ислам (мухтасар ильми-халь)», на 184 страницах, автор, год издания и реквизиты издательства не указаны
38. Книга Ф.Гюлена «Сомнения порожденные веком», том первый, на 191 странице, 2001 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., издательство ООО «Новый свет»
39. Книга Ф.Гюлена «Сомнения порожденные веком», том второй, на 180 страницах, 2005 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., Гафарова В., Байрамова З., издательство ООО «Новый свет»
40. Книга Ф.Гюлена «Сомнения порожденные веком», том второй, на 207 страницах, 2001 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., издательство ООО «Новый свет»
41. Книга Ф.Гюлена «Вера в потустороннюю жизнь», на 101 странице, 2004 года издания, перевод с турецкого Шакирова К., Николаевой И., Акказиева Р., издательство ООО «Новый свет»
42. Книга С.Нурси «Брошюра для больных» из собрания сочинений «Рисале-и Нур», на 76 страницах, 2000 года издания, перевод с турецкого Тамимдарова М.Г
43. Книга С.Нурси «Краткие слова», на 96 страницах, 2000 года издания, переводчик с турецкого не указан
44. Книга С.Нурси «Тридцать три окна» из собрания сочинений «Рисале-и Нур», на 93 страницах, 2002 года издания, перевод с турецкого Ирсал М.
45. Книга «Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне», собрал и подготовил к изданию Саид Бин Али Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, на 254 страницах, перевод Нирши А., год издания и реквизиты издательства не указаны
46. Книга «Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне», собрал и подготовил к изданию Саид Бин Али Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, на 254 страницах, перевод Нирши А., 2001 год издания, издательство Благотворительного фонда «Саид Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» в г.Казани
47. Книга Саида бин Али бин Вахф аль-Кахтани «Крепость мусульманина. Обращения к Аллаху с мольбами. Лечение с помощью заговоров, встречающихся в Коране и Сунне», на 414 страницах, перевод Нирши А., 2007 года издания, издательство «Умма»
48. Статьи турецких авторов, переведенные на русский язык, издательство «Новый свет», опубликованные в журнале «Новые грани» № 3 за апрель-май 2005 года
49. Лист с текстом формата А4 с подзаголовком «Что нужно знать вступающему в организацию света – «Нурджулар»?
50. Лист формата А4 с подзаголовком «Письмо из могилы»
Запрет не был снят со следующих книг:
1. Османа Нури Топбаша серии «В свете Священного Корана» «История пророков», часть 2 на 267 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Касумов А., Салеев А., издательская группа «Сад»;
2. Османа Нури Топбаша серии «В свете Священного Корана» «История пророков», часть 3 на 355 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Салеева А., издательская группа «Сад»;
3. Османа Нури Топбаша серии «В свете Священного Корана» «Пророк Мухаммад Мустафа-1, да благословит его Аллах и приветствует», часть 4, на 591 странице, 2006 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа «Сад»;
4. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури «Жизнь Пророка» на 652 страницах, 2008 года издания, издательство «UMMAH»;
5. Османа Нури Топбаша «Вакф. Благотворительность. Служение.», на 329 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Кадырова Д., издательская группа «Сад»;
6. Османа Нури Топбаша «На пике цивилизаций. От эпохи Посланника до наших дней», на 477 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Кадырова Д., издательская группа «Сад»;
7. Османа Нури Топбаша «Ислам. Вера. Поклонение», издание второе исправленное, на 298 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Ибрагимова А., издательская группа «Сад»;
8. Омер Челика, Мустафы Озтурка, Мурата Кая «Лучший пример-2 в призыве и воспитании. Самый Прекрасный Человек — да благословит его Аллах и приветствует», на 432 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Ергазиева А., издательская группа «Новый сад»;
9. Османа Нури Топбаша «Тасаввуф», на 486 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Ергазиева К., Фиттаева Р., издательская группа «Сад»;
10. Ф.Байрамовой «Тропою знаний к истине», на 149 страницах, 2007 года издания, издательская группа «Сад»;
11. С.Хабибуллиной «Истории из Священного Корана», на 133 листах, 2007 года издания, издательская группа «Сад»; адаптация Корана для детей. Дополненное издание «Рассказов из Корана» п. 62.
12. Ф.Гюлена «Сомнения порожденные веком», том первый, на 201 странице, 2005 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., Гафарова В., Байрамова 3., издательство ООО «Новый свет»;
13. Ф.Гюлена «Критерии или огни в пути», на 231 странице, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО «Новый свет»;
14. Ф.Гюлена «Сомнения порожденные веком», том первый, на 224 страницах, 1999 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., издательство KAYNAK;
15. Ф.Гюлена «Пророк Мухаммад — венец рода человеческого», том первый, на 345 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого Гафарова В., издательство ООО «Новый свет»;
16. Ф.Гюлена «Пророк Мухаммад — венец рода человеческого», том второй, на 285 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого Разореновой А., издательство ООО «Новый свет»;
17. Ф.Гюлена «Жизнь и исламская вера», на 400 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО «Новый свет»;
18. «Рассказы из Корана», 1-е издание, на 90 страницах, 2006 года издания, издательская группа «Сад»; предыдущее издание п. 39 адаптация Корана для детей.
Таким образом, под запретом остались шесть из десяти книг Фетхуллаха Гюлена, семь из четырнадцати книг Османа Нури Топбаша, две книги, представляющие собой адаптацию Корана для детей, книга аль-Мубаракфури «Жизнь Пророка», один из трех томов издания «Лучший пример в призыве и воспитании», а также книга Фаузии Байрамовой «Тропою знаний к истине». Чем руководствовался суд, оставляя в силе запрет именно этих изданий, мы не знаем.
Напомним, Ленинский районный суд Оренбурга принял скандальное решение о запрете сразу 68 материалов в марте 2012 года за пятнадцать минут, в отсутствие представителей заинтересованных лиц и организаций, так что о решении суда стало известно лишь в июне того же года. Среди запрещенных материалов оказались весьма авторитетные религиозные сочинения, и решение суда вызвало бурный протест мусульманского сообщества, специальное заявление выпустил Совет муфтиев России. В результате, решение удалось оспорить, однако областной суд не приступал к рассмотрению дела два года, в течение которых продолжались преследования верующих и целых общин за распространение запрещенной литературы.
Мы приветствуем решение Оренбургского областного суда и надеемся на дальнейшую отмену запрета и других материалов. Подробнее с нашей позицией в отношении признания этой литературы экстремистской можно ознакомиться .
Примеры употребления слова распоп в литературе.
Который распоп Гришка варит будто бы в баньке любовное зелье, и зелье от зачатия, и чтобы плод сбрасывать.
Нам известно, что распоп Гришка, кроме того, в баньке пишет подметные воровские письма, и по ночам ходит в Немецкую слободу на дворы к некоторым посланникам, и заходит к женщине-черноряске, которая, черноряска, бывает в Новодевичьем монастыре, моет там полы, и моет пол в келье у бывшей правительницы Софьи Алексеевны.
В брошенной баньке, где скрывался распоп Гришка, на дворе у царевен Екатерины Алексеевны и Марьи Алексеевны, под полом найдена тетрадь в четверть листа, толщиной в полпальца, — читал по столбцам дьяк Чичерин таким однообразным голосом, будто сыпал сухие горошины на темя.
Два зверовидных мужика, нагибаясь под сводами, приволокли распопа Гришку, с закаченными глазами, с бороденкой, сбитой, как шерсть, — лицо у него было зеленоватое, с отвислой губой.
А дело было весьма важное: со взятием распопа Гришки князь-кесарь нападал на след — если не прямого заговора — во всяком случае злобного ворчания и упрямства среди московских особ, все еще сожалеющих о боярских вольностях при царевне Софье, что по сей день томится в Новодевичьем под черным клобуком.
Источник: библиотека Максима Мошкова
У этого термина существуют и другие значения, см. Извержение.
Изверже́ние из свяще́нного чи́на (лишение сана) — лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть степени священства.
Осуществляется высшими органами церковно-судебной власти в связи с совершением духовным лицом деяний или выражением взглядов, несовместимых с вероучением или грубо нарушающих церковное право. Не следует смешивать с иным прещением (дисциплинарным наказанием) — запрещением в священнослужении, которое носит временный характер и может применяться единолично правящим епископом в отношении клирика, находящегося в его канонической юрисдикции, то есть относящегося к его епархии.
В православных церквях
В Русской Православной Церкви в настоящее время извержение священнослужителей из сана осуществляется, как правило, решением Архиерейского собора, который, согласно нынешнему Уставу этой церкви является её церковным судом высшей инстанции. (В прошлом решения такого рода принимал Священный синод.)
Более распространённой мерой наказания священнослужителей, чем извержение из сана, является запрещение в служении — запрещение священнослужителю совершать богослужение. Продолжения запрещённым священнослужителем пропаганды его осуждённых взглядов, отсутствие раскаяния, и в особенности совершение им богослужения, будучи под запрещением, могут в дальнейшем служить основанием для его извержения из сана.
Извержение из сана само по себе не означает отлучения от Церкви. Однако на практике церковное руководство одновременно с принятием решения об извержении священнослужителя нередко также принимает решение и о его последующем отлучении от Церкви.
История
В царской России и Сербском княжестве (позднее, королевстве) извержение священнослужителя из сана физически знаменовалось расстрижением. Этот обряд состоял в том, что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство). Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!»), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма. Так проходило, например, расстрижение Могилёвского архиепископа Варлаама, осуждённого за измену родине в 1813 году. В других случаях (напр, в Тамбовской епархии ок. 1830 г.) извергаемого из священненного сана облачали в священные одежды в храме, давали ему проститься со святынями алтаря, и затем вели в полном облачении через город в консисторию, где консисторский сторож (пристав) ножницами проводил собственно расстрижение, и с извергаемого из сана брали официальную подписку в том, что он далее не будет именовать себя священником или диаконом.
Акт расстрижения применялся как по отношению к лицам, которые самой духовной властью были исключены из духовного сана за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда признанным виновными в уголовном преступлении. Последнее, например, произошло с сербским протоиереем Миланом Джуричем, осуждённым в 1899 году на 20 лет каторги за покушение на жизнь короля Милана Обреновича.
Известный богослов XX века архимандрит Киприан (Керн) находил традиционный обряд расстрижения «страшным и кощунственным» и признавал его равнозначным «Чёрной мессой» с её «действиями наизнанку». Хотя в наше время такой обряд уже не проводится, извержение из сана продолжает рассматриваться церковью со чрезвычайной серьёзностью. Как отметил митрополит (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в 2008 г, «извержение из сана означает одновременно и гибель души».
В царской России бывший («расстриженный») священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана.
В последнее время получили распространение случаи перехода священнослужителей, извергнутых из сана Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом), в разного рода неканонические юрисдикции. Часто извержение из сана происходит уже после перехода священнослужителя в одну из подобных юрисдикций.
Известные извержения
Известные деятели церкви, извергнутые из сана Русской Православной Церковью за последние десятилетия:
- Диомид, экс-епископ Анадырский и Чукотский. Был подвергнут довольно необычной, условной («двухступенчатой») процедуре извержения. 27 июня 2008 Архиерейский собор принял решение об извержении епископа Диомида из священного сана, которое должно было вступить в силу «в случае отказа епископа Диомида немедленно прекратить деятельность, соблазняющую чад Церкви и провоцирующую раскол, и принести покаяние» на ближайшем заседании Священного Синода. При этом Диомид был также немедленно запрещён в священнослужении. 6 октября 2008 г Синод постановил «считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из священного сана епископа Диомида вступившим в силу», и заодно с Диомидом изверг из сана пятерых других священников «за вступление в общение с запрещенным епископом и участие в расколе».
- Валентин (Русанцов) — извержен из сана 19 февраля 1997 Архиерейским Собором Русской православной церкви. Ранее (в 1990 г) перешел из РПЦ в РПЦЗ, чьи архиереи рукоположили его в епископа Суздальского и Владимирского. Затем покинул РПЦЗ и создал неканоническую «Российскую Православную Автономную Церковь» и стал её митрополитом и предстоятелем.
- Якунин, Глеб Павлович — извергнут из иерейского сана 8 октября 1993 года за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах. (Послановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора запрещают клирикам совмещать священнослужение и государственное властительство.) В 1997 г. отлучен от церкви и предан анафеме. Перешел в качестве священника в Украинскую православную церковь (Киевского Патриархата), затем в Русскую Истинно-Православную (Катакомбную) Церковь. В 2000 году на основе последней были созданы Движение за Возрождение Российского Православия, а затем и Апостольская Православная Церковь, где Якунин обрёл сан протопресвитера.
- Филарет, экс-Митрополит Киевский и всея Украины, извергнут из сана 11 июня 1992 Архиерейским Собором РПЦ, несколько месяцев после того как возглавленный в 1 ноября 1991 года Филаретом Архиерейский собор Украинской Православной Церкви самочинно провозгласил её автокефалию. 20 октября 1995 Филарет был избран Поместным Собором УПЦ КП Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.
- Осипов, Александр Александрович, бывший профессор Ленинградской духовной академии. Извержен из сана и уволен из Академии и предан анафеме Священным Синодом Русской православной церкви 30 декабря 1959 года, после его публичного отречения от веры. Впоследствии — старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, один из авторов «Настольной книги атеиста».
В других православных церквях:
- Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви в 2005 году (7 июня) изверг из сана патриарха этой церкви Иринея I: он был извергнут из сущего сана и всех степеней священства и стал простым монахом. Ириней был уже смещён с должности тем же синодом за месяц до того (6 мая 2005 года) в связи с рядом скандалов имущественного характера, но отказывался покидать патриарший престол и продолжал совершать богослужение как Патриарх, что и привело к извержению из священства.
В Римско-католической церкви
В отличие от Православной Церкви, Римско-католическая Церковь верит в то, что аналогично крещению и миропомазанию, таинство рукоположения налагает («характер») на посвящаемого в священный сан. Ни «недостоинство» священнослужителя, ни какие-либо действия церковного руководства, вплоть до самого папы, не могут устранить благодать Святого Духа, которая делает посвящённого орудием Христа. Вследствие этого, хотя церковное руководство и может освободить священнослужителя от обязательств и функций, связанных со священством, или запретить ему их исполнение, это не делает его мирянином в строгом смысле этого слова. В связи с этим по отношению к таким клирикам в католической церкви используется термин «запрещение в священнослужении», а не «извержение из сана» (из которого, по католическому учению, извергнуть невозможно). Поэтому хотя запрещённому в служении католическому священнику и запрещено совершать евхаристию и другие таинства, если он их всё же совершает в нарушение запрета, они считаются действительными.
В 1990-е и 2000-е годы широкую известность в ряде стран получили случаи запрещения в священнослужении отдельных католических священнослужителей за растление несовершеннолетних (главным образом мальчиков).
См. также
- Прещение
Примечания
- 1 2 3 4 5 Профессор архимандрит Киприан (Керн). ПРАВОСЛАВНОЕ ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ. Глава: Хиротония. Архивировано 27 марта 2012 года.
- 1 2 3 Расстрижение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Архимандрит Киприан (Керн) видимо ошибочно называет Варлаама Смоленским епископом, а не Могилёвским, как другие источники (см. биографию).
- Евгений Бажанов — Александр, архиепископ Псковский и Порховский.. Архивировано 27 марта 2012 года.
- Митрополит Кирилл призвал епископа Диомида покаяться и не губить свою душу (27 июня 2008 года).
- ЖУРНАЛ № 56 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 июня 2008 года. СУЖДЕНИЕ: Об исполнении Определения Освященного Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского.. Архивировано 27 марта 2012 года.
- ЖУРНАЛ № 90. В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси, ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об исполнении Определения Освященного Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года о деятельности Преосвященного Диомида, бывшего епископа Анадырского и Чукотского.. Архивировано 27 марта 2012 года.
- ЖМП. 1960, № 2, стр. 27.
- Настольная книга атеиста. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
- Синод Иерусалимской церкви постановил наложить прещения на бывшего Патриарха Иринея. NEWSru.com 8 июня 2005 г.
- Бывший Патриарх Ириней превратился в простого монаха. NEWSru.com 17 июня 2005 г.
- Низложенный Патриарх Иерусалимский Ириней отказывается признать свою отставку. NEWSru.com 6 июня 2005 г.
- 1 2 Катехизис Католической Церкви, VII, 1581. См. напр., на
- Code of Canon Law / BOOK II : THE PEOPLE OF GOD / PART I : CHRIST’S FAITHFUL (Cann. 204 — 207) / TITLE III: SACRED MINISTERS OR CLERICS (Cann. 232 — 293) /CHAPTER IV : LOSS OF THE CLERICAL STATE. — «Can. 290. Sacred ordination once validly received never becomes invalid. A cleric, however, loses the clerical state: 1° by a judgement of a court or an administrative decree, declaring the ordination invalid; 2° by the penalty of dismissal lawfully imposed; 3° by a rescript of the Apostolic See; this rescript, however, is granted to deacons only for grave reasons and to priests only for the gravest of reasons.». Архивировано 27 марта 2012 года.
- Bootie Cosgrove-Mather. 4 Defrocked For Sex Charges: Vatican Takes Action Against Boston Priests (12.02.2005).
Ссылки
- Священник Александр Рентель, «Чинопоследования хиротоний и каноническая процедура извержения из сана». Доклад, прочитанный на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13—16 ноября, 2007 г.). Опубликовано в журнале «Церковь и время» № 46