Мытарство блуда
Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.
Различие в согласии помыслов и преклонении воли
Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:
«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».
Причина блудной брани
Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:
«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».
О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
Преподобный Амвросий писал:
«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».
«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».
Как бороться с блудной страстью
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:
«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?
Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.
Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».
Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:
«Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово «грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а «добродетели” лезут на ум, говори так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».
Старец напоминал о силе крестного знамения:
«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: «Так вздумалось”».
Преподобный Амвросий также предупреждал:
«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».
«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».
Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:
«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».
Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:
«90-й псалом «Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».
Чистота возвращается покаянием
Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:
«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».
Быть осторожным до самой смерти
Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:
«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.
И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».
Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:
«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
В Евангелиях и Посланиях Апостолов неоднократно говорится о Кресте Иисуса Христа как о месте нашего искупления и освобождения от греха. Однако для многих истина о Голгофе все еще остается не до конца познанной тайной. Божественная премудрость, сокрытая в слове о Кресте, по словам апостола Павла, является неким юродством не только для неверующих, но часто и для верующих.
Христос распят за нас, мы искуплены – эта евангельская весть принимается, как правило, с большой радостью. Но то, что и мы сами «сораспяты» со Христом, не берется в расчет.
Истина о сораспятии остается для многих закрытой по двум причинам: по неверию и по нежеланию жить так, как учит Писание.
Практическое применение
Итак, что же говорит на эту тему Евангелие? «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).
Безусловно, главным вопросом для нас является практическое применение истины. Как на самом деле распять плоть с ее страстями и похотями? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего обратить внимание на несколько отрывков из послания к Римлянам:
«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6).
Писание говорит, что по своему природному составу наша душа полностью пронизана греховным компонентом – плотью: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7:14).
Ветхий человек – это наша греховная плотская природа, которую мы унаследовали от прародителей. Для плотской природы грешить и противиться Богу – естественно. Но во время водного крещения как раз и происходит сораспятие со Христом, когда мы как бы умервщляем нашу греховную природу: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11).
Побеждающая вера
Согласно этим текстам, истина о том, что мы освобождены Христом от притязаний плоти, должна быть, прежде всего, предметом глубокой веры каждого христианина. Опираясь на понимание этого, христианину следует выстраивать свою практическую жизнь.
Писание говорит, что Христос уже распял нашу плоть со всеми ее страстями и похотями. Однако человек может продолжать мучиться от постоянного желания грешить. Тогда он делает вывод, что его греховная плоть на самом деле жива и старается своими силами победить греховную натуру. Но в этой борьбе и самый волевой обречен на поражение. Даже если ему удастся победить один грех, на смену обязательно придет другой. Например, вместо зависимости от курения придет гордость и самоправедность. Греховная натура припишет себе заслугу в том, что избавился от сигарет, а гордость – это уже грех. Чем больше мы отражаем таких атак плоти, тем больше их в нашей жизни становится и, в конечном счете, мы можем падать в бессилии и изнеможении от их продолжительности и постоянства. Это случается потому, что такой способ противостояния осуществляется нашими чисто человеческими силами, исходящими из волевой части душевной сферы.
Рано или поздно в подобной борьбе придет полное разочарование в себе, потому что победить плоть плотью невозможно. Вот здесь и нужна помощь духа, возрожденного от Бога. Именно дух способен поверить такой верой, о которой говорит Послание к Евреям, называющей «несуществующее как существующее». Вера в то, что мы умерли со Христом. Как мертвый человек противостоит оскорблениям и любым провокациям, направленным в его адрес? Он просто на них не реагирует.
«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12). Грех не имеет права царствовать в нашей жизни, потому что мы верой умерли для него, а не потому что мы сильны с ним бороться. Та часть в человеческом естестве, на которую грех имеет право (плоть), как бы распята на кресте со Христом и теперь мертва. Слово Божье подчеркивает, что мы уже освободились от греха. «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22).
Верующие часто живут мечтой о своем освобождении от греха, в то время как юридическая свобода им уже дана Голгофским крестом. В этот факт христианину нужно верить. Такая вера – первый компонент его свободы от рабства плоти и победы над грехом.
Библия говорит: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Но, пользуясь тем, что христиане не веруют в эту истину, плоть наша получает силу продолжать жить и позволяет себе проявляться.
Жизнь по духу
Итак, первая составляющая свободы от посягательств плоти на душу – вера в юридический факт нашего сораспятия Христу.
Вторая составляющая свободы во Христе представлена в 8 главе Послания к Римлянам, в 13 стихе: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь указано, как практически иметь свободу во Христе посредством умерщвления духом плотских дел. Освобождение от проявлений греховной плоти лежит полностью в сфере духа. Теперь возникает второй вопрос – как сделать так, чтобы каждый раз, когда наша плоть пытается проявиться, дух как орудие борьбы с ней выходил и уничтожал ее.
Почему свобода от грубых грехов (сквернословие, курение, пошлость и пр.) к человеку с духовным возрождением приходит сама собой? Потому что сила возрожденного духа настолько могущественно входит в жизнь человека, что грубые вещи удаляются сами по себе. Эта свобода появляется по причине того, что в человеке поселился Кто-то, Кто является достаточно сильным, чтобы прогнать всякое желание грешить.
Одухотворение души человеческой работает по принципу «тьма бежит от света», т.е. как только включается свет, тьма тотчас уходит. Также и здесь: грубые грехи моментально уходят, потому что они наиболее чувствительны к свету Божьему в нас. Но тонкие грехи и плотские привязанности как бы прячутся в закоулках нашей личности и таким образом имеют с ней более потаенную и прочную связь, для освобождения от которой требуется просто больше Божьего света.
Как наш возрожденный дух оказался силен убрать пристрастие к алкоголю, сигаретам, сквернословию и прочим элементарным проявлениям плоти, так же Он способен избавить нас и от остальных более изощренных и тонких ее проявлений.
Питание для духа
Чтобы дух был сильным, его нужно постоянно поддерживать в бодрствующем состоянии, т.е. заботиться о его питании и укреплении. Постоянство в питании духа и жизни в духе – это вопрос поддержания повседневного пребывания во Христе. Таким образом, вопрос нашей свободы сводится к тому, в какой мере душа и вся личность одухотворена и освящена Духом Святым.
Бог не ожидает, что мы будем обладать какими-то сверхзнаниями, применять научные выкладки. Порой малограмотные пожилые люди стоят гораздо выше в своей духовной жизни образованных людей просто потому, что они надлежащим образом питают свой дух всеми необходимыми компонентами духовной пищи – регулярно читают Библию, молятся, посещают собрания церкви, несут служение, свидетельствуют людям об Иисусе Христе. Первые христиане даже Библий не имели, чтобы знать все нюансы христианской психологии, однако их духовная жизнь была на достаточно высоком уровне благодаря постоянному питанию духа.
Духовная жизнь и противостояние греху – это вообще не столько вопрос знаний, сколько вопрос практической повседневной жизни с Господом, которая и делает дух сильным.
Светлана Писарева
�но он может сделать на своем месте.
Беседовали Елена Рыч,
Татьяна Арчибасова
Блуд — страсть весьма коварная. Она завладевает человеческим рассудком и потакание ей может стать одним из основных стимулов человеческой жизни. Дабы облагородить «похоть», ее нередко называют любовью. И периодически эта самая любовь не сводится исключительно к физическому влечению, но все же часто именно блудная страсть лежит у ее основания. Нередко приходится слышать: «Я ее люблю, но жениться на ней не хочу». Ну скажите, пожалуйста, о какой любви может идти речь (даже если употреблять слово любовь в чисто человеческом страстном смысле)? Эта самая любовь является совершенно неотъемлемой частью жизни. «Как дела? — спрашиваем мы при встрече. — Как работа? А на личном фронте?»
Так вот если с работой перебои — это ничего. А если на личном фронте затишье — то дело плохо. Очень часто, когда одна из подруг выходит замуж, то женщинам становится не о чем поговорить (при условии, что женщина верна мужу), то же происходит среди друзей. Я знаю немало случаев, когда после женитьбы мужчина практически полностью рвал со всем своим былым окружением: просто потому, что темы разговоров абсолютно исчерпывались.
«Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте».Св. Ефрем Сирин
Одна моя знакомая, женщина незамужняя, задумывалась о том, чтобы пойти на исповедь и вообще начать воцерковление. Единственное, что ее по большому счету останавливало — это нежелание оставить блуд.
-И что же, совсем не заниматься любовью? Но это же невозможно. Без этого жизнь почти теряет смысл. Не могу же я ждать до замужества! Ведь замуж я в ближайшие пару лет не собираюсь.
Борьбу с духом блуда св. отцы называют борьбой лютой. Блуд начинает одолевать с «первого возраста зрелости» и не перестает прежде победы над всеми прочими страстями. Дабы победить блуд, недостаточно соблюдать физическое воздержание и целомудрие, но надо все время пребывать в покаянном сокрушении духа и неотступной молитве против этого нечистейшего духа. Необходим также телесный труд и рукоделие, удерживающее сердце от блуждания и возвращающее его в себя, а более всего необходимо глубокое истинное смирение, без которого ни над какой страстью не может быть обретена победа.
Начало борьбы
Трудную борьбу со страстью блуда начинать надо прежде всего с воздержания в еде («Наказывай помыслы скудостию питания, чтоб думали не о блуде, а о голоде» — Нил Синайский), то есть с поста, потому что, по свидетельствам св. отцев, чревоугодие неизменно ведет к страсти блуда: «Столп опирается на свое основание — и страсть блудная покоится на пресыщении» (Нил Синайский). Особенно опасно с этой точки зрения пьянство.
Во-первых, пьянство понижает способность человека контролировать свои поступки и управлять своими желаниями.
Во-вторых, как известно, алкоголь разжигает похоть. Примеров тому можно найти множество. Как часто приходится слышать, что что-то произошло «по пьяни». И здесь нельзя говорить только о потере контроля, поскольку случается и так, что «по пьяни» происходит с тем человеком, с которым «по трезвому» даже представить себе близость довольно непросто. Впрочем, как опять же известно, на определенной стадии опьянения желание уже пропадает и соитие, напротив, становится абсолютно непривлекательным или даже невозможным. На смену бесу блуда к человеку подступает бес уныния.
К грехам, вызванным блудной страстью, святитель Игнатий Брянчанинов относит:
— Блудное раздражение,блудные ощущения и положения души и сердца.
— Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них.
— Блудные мечтания и пленения.
— Нехранения чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели.
— Сквернословие и чтение сладострастных книг.
— Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние.
— Грехи блудные противоестественные.
«Пса сего блудного беса», когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы; и сколько бы он ни продолжал безстыдствовать, не уступай ему». Св. Иоанн Лествичник
Нехранение чувств (имеются в виду пять чувств: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус) — этот грех мы очень часто не замечаем, считая его нормой вещей. Надо сказать, что невоздержанность в чувствах считается в наше время признаком раскованности и раскомплексованности и ставится скорее в плюс человеку, нежели в минус. Конечно, здесь не идет речь о грубом домогательстве, которое по-прежнему не поощряется. Если у поколения более старшего тесные физические контакты еще не очень в ходу и фамильярные похлопывания по плечу вызывают смущение, то среди молодежи они весьма приняты.
Впрочем, периодически встречаются примеры обратного.
Девушка познакомилась с молодым человеком. Пообщавшись с ним некоторое время,она с удивлением заметила, что он при разговоре не смотрит ей в глаза.
— Слушай, почему, разговаривая со мной, ты все время отводишь глаза? — Ну, ты же не моя девушка. Смотреть в глаза — это довольно интимно. Я не могу впериться взглядом в малознакомую барышню. Это то же самое, что обнять тебя или поцеловать.
Нехранением зрения считается так же услаждение видом красивых женщин и мужчин.А пристрастие ко всякого рода духам, одеколонам и прочим парфюмерным средствам — нехранением обоняния, поскольку, как известно, в духи добавляются определенные компоненты, которые действуют на человека возбуждающе.
Нехранением слуха можно назвать не только желание внимать соблазнительным речам, но и любовь к комплиментам по поводу нашей внешности, сексуальности и пр. Есть, например, замечательная присказка про то, что «женщина любит ушами». Впрочем, справедливо это не только относительно женщин, но и относительно мужчин тоже, поскольку льстивые речи нередко провоцируют чувство влюбленности, которое тесно сопряжено с сексуальными желаниями. Тщеславие очень часто являет собой подспорье блудной страсти.
Принятие нечистых помыслов, услаждение ими.
Услаждение нечистыми помыслами, во-первых, само по себе является грехом, а во-вторых, ведет к разжиганию плотских желаний и нередко провоцирует человека на совершение физического любодеяния.
Ребенок, узнавая впервые, «откуда берутся дети», испытывает довольно неприятное чувство, ощущение брезгливости. И только потом, уже свыкнувшись с представлением о технологии зачатия ребенка, он начинает испытывать желание и влечение к существу противоположного пола.
В процессе возбуждения самую большую роль играет наша психика, а не физиология. Если предположить, что от нашей воли ничего не зависит, то выйдет, что на любую особь противоположного пола мы должны реагировать совершенно одинаково. Но в жизни происходит не так.
Поняв, что физический процесс возбуждения напрямую зависит от процессов психических, мы начинаем осознавать, чем так опасно принятие нечистых помыслов. Не отгоняя от себя помысл, ты уже как бы соглашаешься на грех, уже совершаешь его. А от внутреннего согласия на грех до его совершения на физическом уровне — рукой подать. В Евангелии сказано: «Кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».
Один брат, будучи возмущаем блудной похотью, пришел к великому старцу и просил его: «Окажи любовь, помолись обо мне, ибо возмущает меня похоть блудная». Старец помолился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же самое. И снова старец стал молиться Богу, говоря: «Господи, открой мне состояние брата сего, и откуда на него нападает диавол? Потому что я молился Тебе, а он по-прежнему не получил успокоения». Тогда было ему видение: он увидел брата сего сидящим, а рядом с ним — дух любодеяния, и брат общается с ним, а Ангел, посланный ему на помощь, стоит в стороне и гневается на монаха, поскольку тот не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действую диавола. И сказал старец: «Ты сам виноват, поскольку увлекаешься своими помыслами», — и научил брата противостоять помыслам.
Когда блудный помысл принят и получил согласие на поселение в голове человека, он постепенно завладевает его умом, и в человеческом мозгу рисуются уже эротические картины, услаждающие его. В этом случае можно говорить уже о блудных мечтаниях.
Фактически разница между принятием помыслов и мечтаниями не так уж велика. Первое почти неизбежно приводит ко второму, а второе обязательно является результатом первого. О блудных мечтаниях мы говорим, когда услаждение блудными помыслами происходит на сознательном уровне. Человек начинает рисовать возбуждающие его образы, придумывать разнообразные ситуации и сюжеты на эту тему и вообще предается размышлениям о блуде.
Нередко человек, одержимый блудными мечтаниями, в поисках подпитки для них обращается к эротической литературе, к кинематографу, ходит в ночные клубы смотреть стриптиз и пр.
Искушая человека, бесы рисуют сначала красивые романтические картинки, которые превращаются потом, по мере потакания блудной страсти, в безобразные, антиэстетичные, чернушные полотнища, которые гораздо ближе по сути к тому, как выглядит демон блуда в действительности.
Проявлением блудной страсти считается также сквернословие. Сквернословие — употребление слов, относящихся к табу-ированной (запрещенной), неформальной лексике. В основном подобные слова связаны именно с сексуальной жизнью человека. Прочие выражения, которые считаются грубыми и бранными (к примеру, лексика, обозначающая умственные способности, вернее, отсутствие оных, или черты характера) к сквернословию не относятся. В принципе, скверными, запретными считаются именно матерные слова, которые, по предположению некоторых ученых, в древние времена не носили негативной окраски, а являлись ритуальными и заменялись эвфемизмами, потому что имели сакральное значение.
Наконец, наиболее выраженное проявление блудной страсти — это уже непосредственно внебрачное соитие мужчины и женщины. В случае, если человек, предающийся блуду, холост, то грех его называется блудом, ежели человек изменяет своему супругу — то прелюбодеянием.
Самая крайняя степень развращенности — это неестественные формы блуда, такие как содомия (гомосексуализм) и т. д.
Разумеется, начиная бороться со страстью блуда, надо, в первую очередь, перестать потакать ей, то есть прекратить все внебрачные половые связи. Впрочем, этот первый шаг совершенно очевиден, ибо священники нередко отказываются отпускать грехи людям, живущим внебрачной половой жизнью. Покаяние в прелюбодеянии или любодеянии подразумевает готовность прекратить жизнь в блуде и обратиться к целомудрию.
Внебрачный союз можно разорвать или, напротив, узаконить. Брак (венчанный) может быть расторгнут в случае измены одного из супругов. Если семья распадается, Церковь допускает повторный брак и даже повторное венчание, однозначно предпочитая его незаконному сожительству.
Научая борьбе со страстью блуда, св. отцы советовали:
Воздерживайся в пище. «Кто питает плоть тела своею, плоть питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него» (св. Ефрем Сирин). «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты» (св. Ефрем Сирин). Воздержание в пище имеет двойственное значение. Во-первых, как уже было сказано выше, умервщляя плоть, мы тем самым укрепляем дух для борьбы со страстями. Во-вторых же, укрепляя плоть, мы тем самым усиливаем ее желания, то есть чисто плотские страсти. Человек слабый и немощный никогда не будет столь страдать от блудной страсти, как сильный и здоровый.
Воздержание речи.
Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону, и он сказал мне: не позволяй ей долго оставаться в тебе». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки, — он на небе, вместе с Ангелами, — и не знает, что мы с тобой находимся во блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собой».
Воздержание речи, а в лучшем случае, и мысли очень важно. Празднословие, как и праздномыслие, может завести далеко. В принципе, любая праздность рождает блудную похоть, которая проявляется либо в мысли, либо в слове.
Девушка на исповеди упоминает празднословие как один из своих грехов. Священник, услышав это, подхватывает ее речь:
— Ну, если празднословие, так, значит, и осуждение, и злословие, и сквернословие и многие другие прегрешения словом.
Пустая болтовня, кажущаяся на первый взгляд довольно безобидной, всегда делает человека более распущенным. Блуждая словом, мы так или иначе начинаем затрагивать определенные предметы, обсуждая которые, разжигаем страсти.
«Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой» (св. Ефрем Сирин). К этому совету можно прибавить рекомендацию воздерживать все свои пять чувств. Прежде всего, конечно, осязание, поскольку самым соблазнительным оказывается не зрение, а все-таки осязание. В дальнейшем нужно обратить свое внимание на зрение. Блуждающий взгляд часто выдает похотливость натуры. В частности, на Кавказе женщина, глазеющая по сторонам, считается распущенной особой и неизменно провоцирует массу неприличных предложений. Впрочем, в Европе ситуация мало чем отличается, просто причинноследственная связь менее осознанна.
«Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сделали они тебя безстыдным; безстыдство же есть матерь непотребства» (св. Ефрем Сирин).
Бывает, что лукавый внушает тебе такую соблазнительную мысль: «Удовлетвори своей похоти, а после покаешься». На это отвечай ему: «А откуда мне знать, что будет у меня время покаяться, если я предамся блуду».
Точно так же будет говорить он тебе: «Удовлетвори однажды своей страсти и успокоишься». Но вспомни о том, что чем больше ты ешь, тем больше хочется. Желудок твой растягивается и требует больше пищи, если же ты воздерживаешься в еде, то и потребность в ней уменьшается с каждым днем. Так и с блудной страстью. Чем больше потакаешь ей, тем сильнее одолевает она тебя. Воздержание же ведет в конечном итоге к ослабеванию брани.
И, увидев, что ты вожделел женщину (мужчину), бес будет говорить тебе: «Уже совершил ты грех, вожделев женщину в сердце своем, так удовлетвори же теперь своей страсти, ибо сделать и вожделеть — одно и то же. Раз согрешил уже, так что уж теперь терять?» Но отвечай ему: «Хотя я и пал оком, и прелюбодействовал сердцем, однако теперь лучше мне раскаяться в этом и молить у Бога прощения, нежели усугублять свой грех, прелюбодействуя еще и телом».
«Кто одним воздержанием пытается пресечь эту брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одной рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным» (св. Иоанн Лествичник).
«Не вдавайся в обман, юноша! Видел я некоторых молящихся о любимых ими лицах, которые, будучи побуждаемы на то блудной страстью, думали однако же, что исполняют долг святой любви» (св. Иоанн Лествичник).
Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях; потому что бесы к тому и стремятся, чтобы при помощи сновидений осквернять нас, бодрствующих.
Не пребывай в праздности, потому что «праздность рождает любовь, а родив, бережет и лелеет» (Овидий). О том, что труд, особенно физическая работа, помогает в борьбе с любыми страстями, св. отцы пишут довольно часто. Что же касается непосредственно блудной страсти, то от нее труд особенно хорошее лекарство.
Но углубление в работу может только несколько ослабить блудную брань, а никак не искоренить из сердца помыслы. Исцеляет же от блудной страсти слезная молитва, раскаяние и частое участие в Таинствах исповеди и причастия.
Достичь полной победы над блудной страстью крайне сложно.
В патериках нередко встречаются истории о том, как молодые монахи приходили к старцам со словами: «Я хочу оставить обитель и вернуться в мир, потому что слишком одолевают меня блудные помыслы». На это мудрые отцы отвечали: «Я во много раз старше тебя, и сколько я себя помню, блудные помыслы всегда одолевали меня. И до сих пор не могу я с ними справиться, а ты думал побороть их в юности». И братья оставались в монастыре, дабы и дальше бороться с блудной страстью.
Св. Ефрем Сирин пишет: «Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не упадай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: «Не возможно прекратиться в тебе раз жжению, если не удовлетворишь своей похоти»./…/ Но не малодушествуй, Бог не оставит тебя».
Стяжание добродетели целомудрия — это прямая дорога к Царствию Небесному. Св. Иоанн Кас
утешение мирянина
Часто девушки и женщины так хотят найти свою половинку, выйти замуж, что отдавая свое сердце и руку возлюбленному, они жаждут также вручить ему ответственность за свою жизнь и свободу,
Вы словно начинает жить не своей жизнью, а жизнью парня или мужа. Вернее, у вас возникает иллюзия, что именно теперь, когда вы обрели партнера, ваша жизнь стала, наконец, полной. Саму себя вы ощущаете «целой» только рядом с «ним».
«Его» жизнь важна и интересна, а своя собственная как будто не так ценна, а то и второстепенна. «Его» мнение всегда верно, и даже если вы не согласны в душе, обижаетесь и злитесь, высказать это невозможно. Его настроение и состояние вы ловите в момент, оно перетекает в вас, словно ваша пара является сообщающимися сосудами. Не дай бог, «он» будет недоволен или зол. Вам тут же становится очень страшно, и вы чувствуете себя плохой и виноватой.
В таких отношениях партнер видится в роли всемогущей фигуры, которая может осчастливить одним своим присутствием или ласковым словом, но также легко может этого счастья лишить, ввергнуть в тоску, когда исчезает или сердится.
Вы ждете от партнера того же, в чем нуждается ребенок, только что пришедший в этот мир. Любви, тепла, принятия, того, чтобы он угадывал и исполнял ваши желания, посвящал вам свое время и энергию. Какая-то часть внутри вас так и не выросла. Она голодна до любви и очень нуждается в опеке и заботе. Возможно, вы чувствуете, что готовы дарить такую же безмерную любовь партнеру, сами становясь ему мамой. Только вы и он, и никто вам больше не нужен.
Но рано или поздно вы обнаруживаете, что не получаете от любимого того, что ждете. Вам мало его внимания, его слов, времени, проведенного вместе, вы позволяете ему жестоко обращаться с собой и считаете такое отношение заслуженными, ведь это вы его разозлили. В душе поселяются боль и обида, разочарование и гнев. Там много ран от непонимания и отвержения. Но ваш молодой человек не сможет исцелить этих ран, как бы сильно вы этого ни хотели, так как они появились в вашей душе давно и стали причиной того, что вы вступили в подобную связь.
Порой, отношения становятся настолько мучительными и неудовлетворяющими, что из них хочется вырваться. Но одиночество страшит еще больше, чем боль рядом с партнером. Вы словно обнаруживаете себя на сильно раскачивающихся качелях. То вы в блаженстве рядом с любимым, прощая и забывая все обиды, млея от одного его присутствия. То вы чувствуете себя отверженной и ненужной, злитесь и ненавидите его, себя и весь белый свет, буквально болеете от тоски и отчаянья. И готовы все на свете отдать, чтобы вновь получить новую «дозу» любви, которая на время снимет и заглушит мучительную боль.
Выход из любой зависимости, в том числе из любовной, непрост. Очень важны ваша решимость и желание изменить тот сценарий отношений, что вы используете в своей жизни. А также желание изменить свой внутренний сценарий.
Важно признать, что есть проблема любовной зависимости. Вы не представляете себе жизни без этого человека и не можете уйти от него, даже не смотря на то, что отношения сильно вас не удовлетворяют. С этим нужно что-то делать, сама проблема не рассосется, а только усугубится.
Важно поднять собственную самооценку. Возможно, для этого понадобится помощь специалиста. Но вам нужно принять и прочувствовать тот факт, что вы хорошая и ценная просто потому что пришли в этот мир. Вы не хуже и не лучше других людей. Вы ценны своей неповторимостью и самим фактом своего существования, как и каждый человек. Для того, чтобы чувствовать себя счастливой и полноценной вам не нужен другой человек, вам нужно лучше узнать себя.
Важно выработать навык обозначать и отстаивать свои границы, говорить «нет», если вам чего-то не хочется, или что-то кажется неприемлемым. Часто из страха быть отвергнутой и брошенной, девушка не решается даже произнести это волшебное слово «нет», тем самым позволяя топтать и попирать свои чувства. При этом чувствует себя глубоко несчастной и непонятой.
Важно быть в контакте со своими чувствами. Учиться прислушиваться к тому, что с вами происходит. Не к тому, что происходит с вашим партнером и к тому, что хочет он, а к своим чувствам, ощущениям и состояниям. Вы отдельный человек, у вас есть собственные желания, чувства и мысли. Они сигнализируют вам о том, в чем вы нуждаетесь или о том, что для вас плохо. Если вы научитесь распознавать эти сигналы, вы сможете почувствовать себя более и счастливой и наполненной. Вы будете меньше нуждаться в том, чтобы искать опору в другом.
Ксения Каспарова Дата публикации: 26 февраля 2017 Просмотров: 145833