В преддверии празднования 75-летия Победы, ставшего сейчас главной темой кремлевской пропаганды, Сталина все чаще изображают заступником Русской православной церкви. Мифы о вожде, в особенности о его обращении к вере в годы Второй мировой войны («Сталин спускался в кремлевские соборы и там молился») и его «православных» полководцах, хорошо вписываются в путинскую консервативную идеологию. The Insider попросил историка Сергея Фирсова рассказать об основных легендах и объяснить, зачем Сталин на самом деле «возрождал» церковь.
Религиозная память, как и коллективная, обычно не столько хранит, сколько «реконструирует» прошлое, дополняя установленные и определенные наукой факты устной традицией, развивающейся независимо от правды о прошлом. Современная «сказка», связанная с жизнью Русской церкви в 1941–1945 гг., вовсе не есть отрицание «правды истории» как таковой, она часто сознательно привязывается к реальности, соединяя ее с «благочестивым вымыслом». И эта картина для неискушенного читателя представляется вполне достоверной.
Содержание
Мифы о «православном Сталине»
Яркий пример такого мифотворчества — книга секретаря ЦК КПРФ и депутата Государственной Думы двух последних созывов Павла Дорохина «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников», вышедшая в 2012 году. На ее страницах, по словам автора, «искренне и беспристрастно показана логика преображения Сталина».
Дорохин пытается показать Сталина «спасителем» Русской Православной церкви, в годы Великой Отечественной войны не только окончательно покончившим с репрессивной антирелигиозной политикой советского государства, но и возродившим ее прежнее величие. Среди представленных документов есть «выписки» из протоколов заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 12 сентября 1933 года и от 11 ноября 1939 года, подписанные Сталиным. Из них следует: пересмотр антирелигиозной политики начался еще до того, как Гитлер напал на СССР. Согласно первой «выписке», органы советской власти и милиции должны были принимать меры по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества; согласно второй – признавалось нецелесообразным применять практику органов НКВД в части арестов служителей РПЦ и преследования верующих, а также отменялось указание Ленина от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией».
Ссылок на архивные данные в книге не приводилось. И неудивительно: ни таких документов, ни пресловутого «указания» Ленина исследователям обнаружить не удалось. Однако такие фальшивки живучи и помогают современным апологетам утверждать: «духовное преображение» Сталина случилось до того, как Гитлер напали на СССР, а, следовательно, не война заставила «вождя и учителя» пересмотреть политику государственного атеизма. Сталин показан искренним радетелем русского православия, при котором — за десять последних лет его жизни — было открыто 22 тысячи приходов (то есть немногим меньше, чем за последние постсоветские годы).
Фальшивки помогают современным апологетам утверждать, что «духовное преображение» Сталина случилось до того, как Гитлер напал на СССР
Однако реальные цифры совсем другие. К 1939 году на территории СССР у Русской церкви было менее 300 приходов и ни одного монастыря. Около 14,5 тысяч церквей и 104 монастыря она получила за счет территорий, присоединенных в 1939–1940 годах, и территорий, освобожденных от немецкой оккупации в ходе войны (тогда вновь были открыты тысячи приходов, и немедленно закрыть их не было возможности). Кроме того, вскоре после войны под юрисдикцию РПЦ перешли и униатские приходы Западной Украины. С 1948-го по 1953-й годы было закрыто примерно столько же храмов, сколько было открыто в 1943–1947 годах (ко времени смерти Сталина оставалось 13,5 тысяч действующих храмов и 60 монастырей).
Но сторонников сталинского «преображения» более привлекают сказки, предания и мифы, якобы свидетельствовавшие о «церковном ренессансе», пик которого пришелся на суровые годы Великой Отечественной войны. Одна из наиболее «красочных» сказок посвящена тому, как в октябре 1941 года Сталин приезжал к Царицыно к блаженной Матроне Московской. Та ему, по легенде, заявила: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы». Она же, якобы, «предсказала» насильственную смерть вождя от рук ближайших соратников. То есть получается, Сталин не только «новый Константин», преодолевший «коммунистическое язычество» и положивший предел богоборчеству, но и «великомученик», павший от рук собственных «злобесных» соратников! Чем не кандидат в святые?
Еще один миф, передаваемый со слов «очевидцев»: 23 ноября (старого стиля, то есть 10 ноября по григорианскому календарю) князь Даниил Московский сам явился Сталину и повелел не трогать его мощи («Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет»). Это утверждение основывается на рассказе архимандрита Иеремии (Лебедева), казначея патриарха Алексия (Симанского), сообщившего о сталинском видении монахине Сергии (Клименко). Если поверить этому рассказу, то можно предположить: архимандриту мог сообщить о чудесном видении патриарх Алексий, а тому, в свою очередь, сам Сталин… Логично? Только не стоит забывать, что с 1930 года мощи князя Даниила покоились в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе за южной стеной, а после закрытия храма в 1933 году и вовсе пропали.
Другое «благочестивое предание» сообщает о том, что зимой 1941 года Сталин призвал в Кремль духовенство для служения молебна о даровании победы, а чудотворная Тихвинская икона Богоматери на самолете была обнесена вокруг Москвы и тем самым спасла столицу. В подобном контексте апологеты сталинского «преображения» воспринимают и легенду, связанную с именем митрополита Гор Ливанских Илии (Карама). Владыка, представитель Антиохийской православной церкви, по легенде, в 1941 году сумел передать в СССР повеление явившейся ему Божьей Матери прекратить гонения на Русскую церковь. Легенда, разумеется, не имеет никакого документального подтверждения — письма не найдены до сих пор.
Между прочим, о своих видениях митрополит Илия стал рассказывать только во время послевоенных посещений России. Эти посещения запомнились русским церковным деятелям — но вовсе не тем, что им пришлось увидеть великого «боговидца». Он воспринимался скорее как классический восточный хитрец, стремившийся получить богатые подарки и традиционную «милостыню» (материальную поддержку).
Однако легенда не считается с правдой истории, она живет самостоятельной жизнью. Так, одна из благочестивых историй повествует о том, как в годы Ленинградской блокады «из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда — город был спасен». Другая — о том, что в 1942 году самолет с Казанской иконой Божьей Матери облетел Сталинград. Этот факт якобы подтвердил в беседе с писателем Юрием Бондаревым маршал Георгий Жуков, всю войну возивший в своей машине образ Казанской иконы Божьей Матери. Современные сказители утверждают и то, что свои религиозные чувства публично проявлял командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров, посещал православные храмы герой Сталинградской битвы Василий Чуйков, а начальник Генерального штаба Борис Шапошников носил финифтевый образ свт. Николая. В пример приводят и маршала Александра Василевского, сына православного священника, денежные переводы которому (разумеется, тайно) посылал лично Сталин. Получается, что религиозно настроенного вождя окружали глубоко верующие соратники-полководцы.
Апологеты Сталина в подтверждение своих слов приводят и маргиналии бывшего обновленческого архиерея, а затем православного епископа Сергия (Ларина). Свои пометки он оставил на полях книги И. К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский» рядом с пророчеством московского протоиерея Алексия Мечева (1859—1923), в 2000 году прославленного в лике святых: «…Ныне… исполнилось пророчество прозорливого старца о. Алексия Мечева… что, когда придет время, Бог пошлет нужных людей, которые спасут Россию. Бог послал Иосифа Виссарионовича Сталина и его сподвижников, который закрыл… Союз безбожников и казнил его председателя… приказал открыть Православные храмы, учредил Комиссариат Православной Церкви… установил для всех днем отдыха Воскресенье; восстановил Патриаршество в полном блеске и сказал Патриарху… что он желает укрепления Православия…».
Оказывается, знаменитый председатель «Союза воинствующих безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) — ЦК ВКП(б) Емельян Ярославский не умер своей смертью в декабре 1943 года, а был «казнен» (правда, какая досада, после этого похоронен на Красной площади у Кремлевской стены). И жизнь Церкви должен был облегчить новый «Комиссариат», а на самом деле Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР по главе с офицером НКВД Г. Г. Карповым.
На самом деле
В середине июля 1942 года в СССР вышла книга «Правда о религии в России». Ее издание (от имени Московской патриархии), по сути, инициировал сам Сталин. Эта книга стала прологом «нового курса» сталинского правительства в отношении РПЦ. В целом она свидетельствовала: все разговоры о гонении на религию в СССР — чепуха, а на самом деле никакого насилия над верой в государстве рабочих и крестьян не существует, что церковь жива и сильна. В качестве ее основных ее читателей Сталин видел представителей общественности союзных с СССР стран — США и Великобритании. Книгу доставили госсекретарю США Корделлу Хэллу, вице-президенту США Генри Уоллесу и целому ряду других высокопоставленных государственных и политических деятелей Америки.
4 сентября 1943 года Сталин встретился с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). А уже 8 сентября в СССР было восстановлено патриаршество. Сегодня эти события часто оцениваются как результат глубокого религиозного «преображения» советского вождя, а вовсе не как вынужденный политический ход, к тому же осуществленный накануне важной Тегеранской конференции, где 28 ноября 1943 года впервые встретились Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Для Рузвельта, человека искренне и глубоко верующего, было исключительно важно, что в СССР избран патриарх и что он открыто поддерживает власть в деле борьбы с фашизмом и призывает к этому всех верующих.
Следующий «крупный шаг» навстречу церкви Сталин сделал уже накануне Крымской (Ялтинской) конференции, состоявшейся 4–11 февраля 1945 года. А буквально перед этим — с 31 января по 4 февраля — в Москве при активной поддержке правительства состоялся Поместный Собор Русской православной церкви, избравший патриархом Московским и всея Руси Ленинградского митрополита Алексия (Симанского). В качестве почетных гостей на Собор, проведенный впервые с 1917–1918 годов, были приглашены патриархи: Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III, Грузинский Каллистрат, а также представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской церквей. Таким образом советская власть демонстрировала всему миру: РПЦ свободно живет в Советском Союзе, имеет возможность приглашать и достойно принимать предстоятелей и представителей братских православных Церквей. Это был важный для Сталина внешнеполитический ход.
В 1945 году действительно казалось, что Сталин «изжил» и уничтожил наиболее резкие формы государственного атеизма. Но уже в 1948 году Священный Синод под давлением Совета по делам РПЦ запретил крестные ходы из села в село, разъезды архиереев по епархии в период посевной и уборочной и молебны на полях. И это было только началом новой антицерковной кампании.
Многие уступки церкви, на которые Сталин пошел во время войны, носили исключительно прагматический характер. Очевидно, что он был человеком расчетливым, великим политическим комбинатором, умевшим ради достижения поставленной цели использовать все возможные силы и средства. И использование церкви в борьбе против нацизма вовсе не свидетельствует о его «обращении» к вере.
Фото Минобороны России / mil.ru
Представители клерикальной и консервативно-монархической общественности опубликовали открытое письмо патриарху Кириллу, в котором «смиренно и с глубоким почтением» просят главу РПЦ «принять меры к преодолению тяжкого соблазна и не допустить изображение Сталина в храме Воскресения Христова – главном храме Вооруженных сил России». Ранее появилась информация, что к монтажу в воинском соборе в парке «Патриот» готовится к монтажу мозаичное панно на тему парада Победы 1945 года, на котором изображен вождь СССР.
«Несмотря на то, что это изображение не является иконой, само появление портрета И.В.Сталина в храме Божием, во вполне позитивном и прославляющем контексте, будет тяжелым соблазном для множества верующих в России и других странах, — считают полдписанты. — Сталин был вождем политической партии, исповедовавшей воинствующее безбожие и развернувшей массовые антицерковные репрессии. В годы его правления – и с его несомненного соизволения – были преданы мучениям и смерти множество ни в чем не повинных людей, в том числе – архиереи, священники и миряне Русской православной церкви, а большинство храмов и монастырей были либо уничтожены, либо закрыты. Многие из жертв сталинских гонений были канонизированы и почитаются как новомученики и исповедники Церкви Русской. Следовательно, появление портрета Сталина в православном храме было бы проявлением грубого пренебрежения к православным христианам, засвидетельствовавшим свою верность Христу и претерпевшими за Него тяжелые мучения и смерть». «Можно быть уверенным в том, что изображение Сталина в главном храме Вооруженных сил России позволит противникам Русской православной церкви обвинять ее в отступлении от христианской веры и неизбежно подорвет ее позиции в диалоге с другими поместными церквами», — считают авторы обращения.
Среди тех, кто поставил свои подписи под открытым письмом преобладают сторонники консервативно-клерикальных взглядов, подчас достаточно радикальных. Многие из них связаны с обществом «Двуглавый орел», ультраклерикальным телеканалом «Царьград» и Всемирным русским народным собором. Кроме того, среди подписей есть имена поэта Юрия Кублановского и писателя Елены Чудиновой, автора антиисламского памфлета «Мечеть парижской богоматери», тележурналиста Феликса Разумовского и публициста-националиста Егора Холмогорова.
Ранее стало известно, что глава экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин выступил категорически против удаления мозаики со Сталиным из интерьера главного храма Вооруженных сил РФ. «Победа никому не интересна, интересно одно — будет Сталин или нет. Будет. Будет! А скажут убрать — пусть убирают, но я таких команд отдавать не буду. Я не имею прав и полномочий вырывать страницы из книги истории», — заявил священник 2 мая агентству «Интерфакс-религия».
По мнению Калинина, мозаика со Сталиным должна сохраниться и должна быть размещена на храмовой стене. «Не потому — ни в коем случае! — что я являюсь апологетом Сталина или, не дай Бог, какой-то его канонизации, об этом даже подумать невозможно, потому что на руках этого человека кровь многих людей, страшные преступления. Но как историческая фигура верховный главнокомандующий, генералиссимус Сталин — он все равно останется, кто бы этого хотел или нет. Это история нашей страны, и все маршалы Победы работали под его непосредственным началом», — подчеркнул священник. Он считает, что разговоры вокруг того, быть или не быть мозаике со Сталиным в военном храме, «делят общество по баррикадам и сталкивают лбами людей».
По словам Калинина, изначально планировалось разместить мозаику со Сталиным на верхнем ярусе храма, на балконе. «Вообще бы никто ее не увидел, если бы СМИ не создали шума. Охота было об этом поговорить, о Победе никто говорить не хочет — вот это меня возмущает глубоко, этот уровень сознания нашего падшего», — сказал собеседник агентства.
Напомним, что бурные обсуждения в обществе вызвало еще одно панно, посвященное «бескровному присоединению Крыма к России в 2014 году». На этой мозаике в числе других государственных и военных деятелей изображен президент РФ Владимир Путин. Еще 1 мая стало известно, что это панно решено убрать из планов оформления храма по просьбе самого российского президента.
Биография
Иосиф Сталин – выдающийся политик-революционер в истории Российской империи и Советского Союза. Его деятельность ознаменована массовыми репрессиями, которые и сегодня считают преступлением против человечества. Личность и биография Сталина в современном обществе по-прежнему громко обсуждаются: одни считают его великим правителем, приведшим страну к победе в Великой Отечественной войне, другие обвиняют в геноциде народа и голодоморе, терроре и насилии над людьми.
Детство и юность
Родился Сталин Иосиф Виссарионович (настоящая фамилия Джугашвили) 21 декабря 1879 года в грузинском городке Гори в семье, принадлежащей к низшему сословию. По другой версии, день рождения Иосифа Виссарионовича пришелся на 18 декабря 1878 года. В любом случае покровительствующим ему знаком зодиака считается Стрелец. Помимо традиционной гипотезы о грузинском происхождении будущего лидера нации, существует мнение, что его предками были осетины.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин в детстве
Он был третьим, но единственным выжившим ребенком в семье – его старшие брат и сестра умерли еще в младенчестве. Сосо, как называла мать будущего правителя СССР, родился не совсем здоровым ребенком, он имел врожденные дефекты конечностей (у него были сросшиеся два пальца на левой ноге), а также имел поврежденные кожные покровы лица и спины. В раннем детстве со Сталиным случился несчастный случай – его сбил фаэтон, в результате чего у него нарушилось функционирование левой руки.
Помимо врожденных и приобретенных увечий, будущий революционер неоднократно подвергался избиению отцом, что однажды привело к серьезной травме головы и с годами отразилось на психоэмоциональном состоянии Сталина. Мать Екатерина Георгиевна окружала сына заботой и опекой, желая компенсировать мальчику недостающую любовь отца.
Изнемогая на трудной работе, желая заработать как можно больше денег на воспитание сына, женщина старалась вырастить достойного человека, который должен был стать священником. Но ее надежды не увенчались успехом – Сталин вырос уличным баловнем и большее время проводил не в церкви, а в компании местных хулиганов.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин в молодости
При этом в 1888 году Иосиф Виссарионович стал учеником Горийского православного училища, а по окончании его поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В ее стенах познакомился с марксизмом и вступил в ряды подпольных революционеров.
В семинарии будущий правитель Советского Союза проявил себя одаренным и талантливым учеником, так как ему с легкостью давались все без исключения предметы. Тогда же он стал руководителем нелегального кружка марксистов, в котором занимался пропагандой.
Получить духовное образование Сталину не удалось, так как его отчислили из учебного учреждения перед экзаменами за прогулы. После этого Иосифу Виссарионовичу было выдано свидетельство, позволяющее ему стать учителем начальных училищ. Первое время он зарабатывал на жизнь репетиторством, а после устроился в Тифлисскую физическую обсерваторию на должность вычислителя-наблюдателя.
Путь к власти
Революционная деятельность Сталина стартовала в начале 1900-х годов – будущий правитель СССР тогда занимался пропагандой, чем укреплял собственные позиции в обществе. В молодости Иосиф участвовал в митингах, которые чаще всего заканчивались арестами, работал над созданием нелегальной газеты «Брдзола» («Борьба»), которая выходила на бакинской типографии. Интересным фактом его грузинской биографии считается то, что в 1906-1907 годах Джугашвили возглавлял разбойные нападения на банки Закавказья.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин и Владимир Ленин
Революционер выезжал в Финляндию и Швецию, где проходили конференции и съезды РСДРП. Тогда же он знакомится с главой советского правительства Владимиром Лениным и знаменитыми революционерами Георгием Плехановым, Львом Троцким, Анатолием Луначарским и другими.
В 1912 году он окончательно решил сменить фамилию Джугашвили на псевдоним Сталин. Тогда же мужчина становится уполномоченным ЦК по Кавказу. Революционер получает должность главного редактора большевистской газеты «Правда», где его коллегой стал Владимир Ленин, который увидел в Сталине своего помощника в решении большевистских и революционных вопросов. В результате этого Иосиф Виссарионович стал его правой рукой.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин на трибуне
Путь к власти Сталина был насыщен неоднократными ссылками и заключениями в тюрьмы, откуда ему удавалось сбегать. 2 года он провел в Сольвычегодске, затем был отправлен в город Нарым, а с 1913-го в течение 3 лет содержался в селе Курейка. Находясь вдали от руководителей партии, Иосифу Виссарионовичу удавалось поддерживать с ними связь посредством тайной переписки.
Перед Октябрьской революцией Сталин поддержал планы Ленина, на расширенном собрании ЦК выступил с осуждением позиции Льва Каменева и Григория Зиновьева, которые были против восстания. В 1917 году Ленин назначает Сталина наркомом по делам национальностей в Совете народных комиссаров.
Следующий этап карьеры будущего правителя СССР связан с Гражданской войной, в которой революционер проявил профессионализм и лидерские качества. Он участвовал в ряде военных операций, в том числе в обороне Царицына и Петрограда, выступал против армии Антона Деникина и Петра Врангеля.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин и Клим Ворошилов
По окончании войны, когда Ленин был уже смертельно болен, Сталин управлял страной, при этом уничтожая противников и претендентов на пост председателя правительства Советского Союза на своем пути. Кроме того, Иосиф Виссарионович проявил упорство по отношению к монотонной работе, чего требовал пост аппаратного руководителя. Для укрепления собственного авторитета Сталин издает 2 книги – «Об основах ленинизма» (1924) и «К вопросам ленинизма» (1927). В этих трудах он опирался на принципы «построения социализма в отдельно взятой стране», не исключая «мировой революции».
В 1930 году вся власть была сосредоточена в руках Сталина, в связи с чем в СССР начались потрясения и перестройки. Этот период ознаменовывается началом массовых репрессий и коллективизации, когда сельское население страны сгоняли в колхозы и морили голодом.
Embed from Getty ImagesВячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Николай Ежов
Всю отобранную у крестьян еду новый лидер Советского Союза продавал за границу, а на вырученные деньги развивал индустрию, строя промышленные предприятия, основная часть которых сосредоточилась в городах Урала и Сибири. Таким образом он в кратчайшие сроки сделал СССР второй страной в мире по объемам промышленного производства, правда, ценой миллионов жизней крестьян, умерших от голода.
В 1937 году грянул пик репрессий, в это время шли зачистки не только среди граждан страны, но и среди руководства партии. Во время Большого террора были расстреляны 56 из 73 человек, выступавших на февральско-мартовском пленуме ЦК. Позднее был уничтожен руководитель акции – глава НКВД Николай Ежов, место которого занял Лаврентий Берия, входивший в ближайшее окружение Сталина. В стране окончательно установился тоталитарный режим.
Глава СССР
К 1940 году Иосиф Виссарионович стал единым правителем-диктатором СССР. Он был сильным руководителем страны, имел необычайную работоспособность, умея при этом нацеливать людей на решение необходимых задач. Характерной чертой Сталина была его способность принимать немедленные решения по обсуждаемым вопросам и находить время для контроля за всеми процессами, происходящими в стране.
Embed from Getty ImagesГенсек КПСС Иосиф Сталин
Достижения Иосифа Сталина, несмотря на его жесткую методику правления, до сих пор высоко оцениваются экспертами. Благодаря ему СССР победил в Великой Отечественной войне, в стране механизировалось сельское хозяйство, прошла индустриализация, в результате чего Союз превратился в ядерную сверхдержаву, имеющую колоссальное геополитическое влияние во всем мире. Интересно, что американский журнал Time в 1939 и 1943 годах присуждал советскому лидеру звание «Человек года».
С началом Великой Отечественной войны Иосиф Сталин вынужден был изменить курс внешней политики. Если раньше он выстраивал отношения с Германией, то позднее обратил свое внимание на бывшие страны Антанты. В лице Англии и Франции советский лидер искал поддержку против агрессии фашизма.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль на Тегеранской конференции
Наряду с достижениями правление Сталина характеризуется массой отрицательных моментов, которые и вызывали ужас в обществе. Сталинские репрессии, диктатура, террор, насилие – все это считается главными характерными особенностями правления Иосифа Виссарионовича. Также его обвиняют в подавлении целых научных направлений страны, сопровождающемся травлей врачей и инженеров, что нанесло несоизмеримый вред развитию советской культуры и науки.
Политика Сталина и сегодня громко осуждается во всем мире. Правителя СССР обвиняют в массовой смерти людей, ставших жертвами сталинизма и нацизма. При этом во многих городах Иосифа Виссарионовича посмертно считают почетным гражданином и талантливым полководцем, а многие люди по-прежнему уважают правителя-диктатора, называя его великим вождем.
Личная жизнь
Личная жизнь Иосифа Сталина имеет мало подтвержденных фактов сегодня. Вождь-диктатор тщательно уничтожал все доказательства своей семейной жизни и любовных отношений, поэтому исследователям удалось только немного восстановить хронологию событий его биографии.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин и Надежда Аллилуева
Известно, что первый раз Сталин женился в 1906 году на Екатерине Сванидзе, которая родила ему первенца Якова. Через год семейной жизни жена Сталина умерла от тифа. После этого суровый революционер посвятил себя служению стране и только через 14 лет вновь решился на брак с Надеждой Аллилуевой, которая была моложе на 23 года.
Вторая жена Иосифа Виссарионовича родила супругу сына Василия и взяла на себя воспитание первенца Сталина, который до этого момента жил с бабушкой по материнской линии. В 1925 году в семье вождя родилась дочь Светлана. Помимо родных детей, в доме лидера партии воспитывался приемный сын Артем Сергеев, ровесник Василия. Его отец – революционер Федор Сергеев был близким другом Иосифа, погиб в 1921-м.
В 1932 году дети Сталина потеряли мать, а он во второй раз стал вдовцом. Его супруга Надежда покончила жизнь самоубийством на фоне конфликта с мужем. После этого правитель больше никогда не женился.
Embed from Getty ImagesИосиф Сталин с сыном Василием и дочерью Светланой
Дети Иосифа Виссарионовича подарили отцу 9 родных внуков, самая младшая из которых – дочь Светланы Аллилуевой, появилась уже после смерти правителя – в 1971 году. На родине прославился только Александр Бурдонский, сын Василия Сталина, который стал режиссером театра Российской армии. Также известны сын Якова, Евгений Джугашвили, выпустивший книгу «Мой дед Сталин. «Он — святой!”», и сын Светланы, Иосиф Аллилуев, сделавший карьеру кардиохирурга.
После смерти Сталина неоднократно возникали споры о росте главы СССР. Одни исследователи приписывали лидеру низкорослость – 160 см, но другие основывались на информации, полученной из записей и фото российской «охранки», где Иосиф Виссарионович характеризовался как человек, имеющий рост 169-174 см. Руководителю компартии также «приписывали» вес 62 кг.
Смерть
Смерть Иосифа Сталина наступила 5 марта 1953 года. По официальному заключению медиков, правитель СССР умер в результате кровоизлияния в мозг. После вскрытия было установлено, что он в течение жизни перенес на ногах несколько ишемических инсультов, что привело к серьезным проблемам с сердцем и нарушению психики.
Забальзамированное тело Сталина было помещено в Мавзолей рядом с Лениным, но через 8 лет на съезде КПСС было принято решение перезахоронить революционера в могилу у Кремлевской стены. Во время похорон в многотысячной толпе желающих проститься с лидером нации произошла давка. По неподтвержденной информации, на Трубной площади погибло 400 человек.
Embed from Getty ImagesНадгробный памятник Иосифу Сталину у Кремлёвской стены
Существует мнение, что к смерти Сталина причастны его недоброжелатели, считающие политику вождя революционеров неприемлемой. Исследователи уверены, что «соратники» правителя умышленно не подпускали к нему медиков, которые могли бы поставить на ноги Иосифа Виссарионовича и предотвратить его смерть.
С годами отношение к личности Сталина неоднократно пересматривалось, и если во времена оттепели его имя находилось под запретом, то позднее появились документальные и художественные фильмы, книги и статьи, в которых проводился анализ деятельности правителя. Неоднократно глава государства становился главным героем кинолент, таких как «Ближний круг», «Земля обетованная», «Убить Сталина» и др.
Память
Фильмы:
- 1958 – «День первый»
- 1985 – «Победа»
- 1985 – «Битва за Москву»
- 1989 – «Сталинград»
- 1990 – «Яков, сын Сталина»
- 1993 – «Завещание Сталина»
- 2000 – «В августе 44-го…»
- 2013 – «Сын отца народов»
- 2017 – «Смерть Сталина»
Книги:
- Юрий Мухин — «Убийство Сталина и Берия»
- Лев Балаян — «Сталин»
- Елена Прудникова — «Хрущев. Творцы террора»
- Игорь Пыхалов — «Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине»
- Александр Север — «Антикоррупционный комитет Сталина»
- Феликс Чуев — «Солдаты Империи»