ФОТОАЛЬБОМ
СРЕДСТВО МАКРОПУЛОСА
Л. Яначек
Продолжительность: 1 ч. 40 мин. (с двумя антрактами по 25 минут)
Режиссёр-постановщик — Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик — Геннадий Рождественский
Художники-постановщики — Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
Премьера состоялась 25.06.2003
«Женщине 337 лет, но она все еще молода и прекрасна. И знаете, она несчастна… Мы счастливы, ибо знаем, что жизнь коротка. Потому необходимо использовать каждый миг надлежащим образом», – так Леош Яначек изложил фабулу «Средства Макропулоса» в письме к своей музе Камиле Штёссловой, женщине на 38 лет его младше, от которой он долго и безуспешно пытался добиться взаимности. С момента знакомства Яначек отправил ей более семисот любовных писем, придал ее черты героиням всех последующих произведений. Не стала исключением и опера «Средство Макропулоса». В образе главной героини, Элины Макропулос, прожившей фантастически долгую жизнь и сменившей множество имен при неизменных инициалах «Э. М.», воплотились новые черты равнодушной Камиллы. Приглашая возлюбленную на пражскую премьеру, композитор написал: «Вы придете посмотреть на эту холодную особу? Возможно, увидите собственную фотографию».
В основу произведения положена пьеса Карела Чапека, написанная в духе готического романа и декадентской драмы. Яначек превратил ее в либретто прекрасной поэтичной оперы, способной увлечь истинных ценителей вокального искусства – музыка, необычайно сильная, красивая, насыщенная прекрасными мелодиями, сочными гармониями, сложна по эмоциональному богатству и одновременно проста для восприятия. Спектакль Дмитрия Бертмана по силе эмоционального воздействия может сравниться с захватывающим мистическим детективом, в котором постепенно, шаг за шагом, раскрывается удивительная тайна эликсира вечной молодости, продлившего жизнь Элины Макропулос.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Первое действие
Прага. Приёмная адвоката Коленатого. Архивариус Витек убирает папку с делом «Грегор-Пруст». Это тяжба о наследстве, длящаяся почти сто лет. Молодой Альберт Грегор, представляющий одну из заинтересованных сторон, возмущён состоянием дел. Коленатый передал его в Верховный суд, откуда дело ещё не вернулось. Вбегает юная певица Криста, дочь архивариуса Витека. Она восхищается Эмилией Марти, знаменитой оперной певицей. Внезапно появляется Марти с адвокатом Коленатым. Примадонна расспрашивает о деле Грегора. Марти говорит о существовании неких аргументов для решения дела в его пользу. Коленатый возражает, что для выигрыша не хватает доказательств. Марти справляется о том, какие именно документы необходимы. «Завещание», – отвечает Коленатый. Тогда Эмилия Марти рассказывает, что в доме Пруса, среди бумаг есть конверт с завещанием, написанным собственноручно Фердинандом Йозефом Прусом. Однако Коленатый полагает, что это досужий вымысел. Однако Грегор настаивает, чтобы Коленатый проверил слова Марти. Грегор расспрашивает незнакомку о документах. А Марти пытается разузнать о некоем конверте.
Возвращается Коленатый. Вместе с ним в приёмную входит противник Грегора аристократ Ярослав Прус. Он подчёркивает, что нужно доказать, что незаконнорожденный сын Пруса Фердинанд был именно тем самым Фердинандом Грегором.
Второе действие
Закулисье оперного театра. Машинист сцены и Уборщица обсуждают очарование Марти и её способность к перевоплощению. Входит Прус, разыскивающий Марти, а ним следует его сын, Янек, Криста. Появляется примадонна. Она утомлена. Её настроение развеял старый слабоумный Гаук-Шендорф. Он как-будто в бреду твердит имя некой Евгении, испанской цыганки, которую он любил лет пятьдесят назад. Когда Марти говорила с ним по-испански, поцеловала его и назвала ласково Макси, он убеждается, что Евгения не умерла.
Тем временем Прус расспрашивает Марти об Эллиан Макгрегор. Он прочёл её любовные письма и подозревает, что какой-то обман кроется в том, что в свидетельстве о рождении Фердинанда фигурирует некая Эллина Макропулос, имеющая те же инициалы. Она названа его матерью. Поскольку незаконнорожденному ребёнку даётся имя матери, её сын должен был получить имя «Фердинанд Макропулос», в противном случае имение перейдёт во владение Прусам.
Марти готова купить желанный конверт, обнаруженный Прусом среди прочих бумаг, но он отказывает ей и уходит.
Возвращается Грегор. Он признаётся утомлённой разговором засыпающей Марти в своей любви. Очнувшаяся Марти видит Янека и горячо просит выкрасть из дома отца конверт с надписью «Передать лично моему сыну Фердинанду». Их подслушивает Прус. Он прогоняет сына. Прус соглашается отдать конверт Марти, если она проведёт с ним ночь…
Янек подглядывает за отцом.
Третье действие
Гостиничный номер Эмили Марти. Прус отдаёт Марти конверт. Его условие было выполнено. Он чувствует себя обманутым. В постели Марти была холодна как лёд. Горничная говорит Прусу, что внизу его ждут. Прус уходит и возвращается: он узнал, что его сын Янек покончил с собой. Примадонна равнодушно выслушивает взбешенного Пруса. Его прерывает Гаук-Шендорф. Он предлагает побег в Испанию. Эмилия соглашается.
В комнате появляются Грегор, Коленатый, Криста и доктор. Пани Гаук выводит прочь мужа, Коленатый говорит о сходстве подписей Эмилии Марти и Эллиан Макгрегор на документах. Он подозревает фальшивку.
Марти выхватывает револьвер. Мгновенно сменив тактику, Марти говорит, что хотела сначала привести себя в порядок, а затем объясниться. Окружающие шарят в вещах Эмилии и обнаруживают множество предметов, помеченных инициалами «Э. М.». Прус утверждает, что почерки Эллины Макропулос и Эллиан Макгрегор идентичны.
Марти возвращается с бутылкой виски и говорит, что она родилась на Крите в 1585 году и была названа Эллиной Макропулос. Ей 337 лет. Её отец Иеронимус, придворный лекарь короля Рудольфа, правившего в Богемии с 1576 по 1612 год. Монарх приказал лекарю найти эликсир бессмертия. Алхимик нашёл необходимую формулу и дал испробовать приготовленное зелье своей 16-летней дочери. Выпив раствор, девушка впала в кому, а лекарь был заключён в темницу. Вскоре девушка поправилась и сбежала. Спустя много лет она передала формулу бессмертия своему возлюбленному, барону Прусу. Она родила ему сына. Поскольку эликсир продлевает жизнь на 300 лет, чтобы избежать смерти, Эмилия нуждается в новой порции. Сначала Марти никто не верит, однако мало-помалу к её словам прислушиваются и понимают, что она говорит правду. На её плечах груз неимоверно длинной жизни. Она готова подарить рецепт любому…
Жизнь оставляет Эмилию. Беззвучно повторяя молитву, она умирает.
Карел Чапек. Средство Макропулоса
Комедия в трех действиях с эпилогом.
Предисловие
Замысел этой комедии возник у меня года три-четыре назад, еще до
«RUR’a». Тогда она, впрочем, мыслилась мне как роман. Таким образом, я пишу
ее как бы с запозданием; есть у меня еще один старый замысел, который тоже
надо реализовать. Толчок к ней дала мне теория, кажется, профессора
Мечникова, о том, что старение есть самоинтоксикация организма.
Эти два обстоятельства я отмечаю потому, что нынешней зимой вышло
новое произведение Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу», — пока оно знакомо
мне только по аннотации, — которое, по-видимому, ставит проблему долголетия
гораздо шире. Здесь налицо совершенно случайное и чисто внешнее совпадение
темы, так как Бернард Шоу приходит к прямо противоположным выводам.
Насколько я понимаю, в возможности жить несколько сот лет г-н Шоу видит
идеальное состояние человечества, нечто вроде будущего рая на земле.
Читатель увидит, что в моем произведении долголетие выглядит совсем иначе:
как состояние не только не идеальное, но даже отнюдь не желательное. Трудно
сказать, кто из нас прав: у обеих сторон, к сожалению, нет на этот счет
собственного опыта. Однако есть основание предполагать, что позиция
Бернарда Шоу будет считаться классическим образцом оптимизма, а моя пьеса
— порождением бесперспективного пессимизма. В конце концов я не стану ни
счастливей, ни несчастней от того, что меня назовут пессимистом или
оптимистом. Однако «пребывание в пессимистах», по-видимому, влечет за собой
известную ответственность перед обществом, нечто вроде сдержанного упрека
за дурное отношение к миру и людям. Поэтому объявляю во всеуслышание, что в
этом я не повинен: я не допускал пессимизма, а если и допустил, то
бессознательно и сам об этом жалею. В этой комедии мне, наоборот, хотелось
сказать людям нечто утешительное, оптимистическое. В самом деле: почему
оптимистично утверждать, что жить шестьдесят лет — плохо, а триста лет —
хорошо? Мне думается, что считать, скажем, шестидесятилетний срок жизни
неплохим и достаточно продолжительным — не такой уж злостный пессимизм.
Если мы, например, говорим, что настанет время, когда не будет болезней,
нужды и тяжелого грязного труда,— это, конечно, оптимизм. Но разве
сказать, что и в нынешней жизни, с ее болезнями, нуждой и тяжелым трудом,
заключается безмерная ценность,— это пессимизм? Думаю, что нет. По-моему,
оптимизм бывает двух родов: один, отворачиваясь от дурного и мрачного,
устремляется к идеальному, хоть и призрачному; другой даже в плохом ищет
крохи добра хотя бы и призрачного. Первый жаждет подлинного рая — и нет
прекрасней этого порыва человеческой души. Второй ищет повсюду хотя бы
частицы относительного добра.
«Средство Макропулоса»
Мюзикл в 2-х действиях
«Представьте бессмертие, когда даже брак длиной в полвека покажется приключением на одну ночь. Представьте, как моды сменяют друг друга, стремительно – не уследишь. Представьте, как вы путешествуете по миру из года в год, пока не изучите его весь, каждый квадратный дюйм, и вам станет скучно. Представьте, как все ваши чувства – любви и ненависти, соперничества и победы – повторяются снова и снова и, в конце концов, жизнь превращается в бесконечную мыльную оперу».
Чак Паланик. «Колыбельная»
Бессмертие – главная мечта человека, а потому бесконечны поиски философского камня для создания эликсира вечной жизни. Но будут ли столь блаженны достигшие её? Свою версию ответа на этот вопрос предлагает Карел Чапек, а, вслед за ним, и авторы мюзикла «Средство Макропулоса», созданного по мотивам знаменитой пьесы чешского писателя, – композитор Владимир Баскин и драматург Константин Рубинский.
О спектакле
…Эмилия Марти – обворожительная женщина редкой красоты, знаменитая певица, чьё пение восхищает слушателей всего мира. Эмилия богата, знаменита, окружена поклонниками, которые её почти не интересуют, как, впрочем, она равнодушна вообще ко всему, что происходит вокруг неё. Внезапно, без видимых причин Эмилия Марти проявляет интерес к столетней тяжбе из-за наследства барона Фердинанда Йозефа Пруса, письменное завещание которого не найдено. Постепенно обнаруживается, что Эмилия Марти осведомлена о событиях давно минувших лет, знает невероятные подробности жизни много лет тому назад ушедших из жизни людей. А её инициалы удивительным образом совпадают с первыми буквами имени певицы из Шотландии Эллен Макгрегор, когда-то любившей Фердинанда Пруса, испанки Евгении Монтес и имени некоей гречанки Элины Макропулос, рождённой на Крите более трёхсот лет назад. Но простое ли это совпадение? И отчего столь свежи её воспоминания о встречах с людьми, давно покинувшими этот свет? Холодной бесстрастной красавице придётся не только ответить на эти вопросы, но и принять непростое решение, – продлить своё земное существование или уйти вслед за своими многочисленными мужьями и возлюбленными.
Пьеса «Средство Макропулоса» одна из самых блестящих пьес Карела Чапека. А её сюжет знаком российской публике по фильму-мюзиклу Евгения Гинзбурга «Рецепт её молодости» с Людмилой Гурченко и Александром Абдуловым в главных ролях.