АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.
При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).
26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела,
Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);
— при помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
— при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)
3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.
4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);
— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);
— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)
6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:
— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);
— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах
А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».
8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)
26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!
11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы могут быть контекстными.
12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной.
13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:
1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);
2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).
14. Стилистически окрашенная лексика
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:
1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/
2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:
а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты
б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий
15. Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);
— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);
— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);
— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).
26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.
Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);
17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.
Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Досталась им буханка светлого хлеба — радость!
Сегодня фильм хороший в клубе — радость!
Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).
21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)
23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)
24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)
27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
—восклицательные предложения;
— диалог, скрытый диалог;
—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;
—ряды однородных членов;
—цитирование;
—вводные слова и конструкции
—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.
В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.
Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.
ББК 87.1.212.3
ЭТИКО — ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО С.Н. Черных
Важнейшим отличительным признаком русской культуры является преобладание духовно-нравственных сюжетов и мотивов. Особенно ярко данная особенность прослеживается в русской философии XIX века. В статье рассматриваются этико-правовые аспекты творчества Ф.М. Достоевского, анализируется его подход к проблеме достижения нравственного идеала
Ключевые слова: правда, справедливость, право, истина, благо, мораль
В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно глубоко и органично философские идеи представлены в литературе. Так, например, трудно переоценить философское значение произведений классиков немецкой и русской литературы (Гете, Шиллера, Ф. Тютчева, Л.Н. Толстого). Наибольший отклик, как среди отечественных философов, так и среди обывателей получили этико — правовые
размышления Ф.М. Достоевского.
Анализ русского философского наследия позволяет заметить, что особенностью русской философии права этого периода можно считать ее связь с религиозной традицией. Русская соборность предполагала «коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала
существование автономной личности.
Соответственно, с одной стороны, размышления на
темы, подобные проблеме соотношения морали и права, оказывались в контексте христианской аксиологии, а, с другой, новая аксиология личности и ее неотъемлемых прав, выработанная Европой, не имела почвы в России». Характеризуя это социальное явление, И.А. Ильин писал, что «история русского правосознания свидетельствует о постепенном проникновении его этим духом, духом братского сочувствия и индивидуализирующей справедливости».
Выработанный в связи с существованием подобных противоречий панморалистский подход, подразумевающий конструирование нового образа жизни на основе синтеза философии «бытия, веры и нравственности», как нельзя лучше отражает позицию Ф.М. Достоевского. Именно в его творчестве впервые в полный голос было заявлено о необходимости «индивидуализации правды» и поиска последней не только в «соборности» русского народа, но и в самом человеке. Для писателя первостепенное значение имеет сам человек, анализ возможных средств достижения индивидуального нравственного идеала. Он
наиболее ярко обозначает свою философскую позицию в «Братьях Карамазовых, когда пишет следующие строки: «Прав ты, господи! Но я не хочу
Черных Сергей Николаевич тел. (473) 266-43-39
ВГТУ, ст. преподаватель,
тогда восклицать. Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «боженьке»! Иными словами Достоевский убежден, что абсурдно считать равными ребенка и взрослого, что ни в коем случаи нельзя во имя «высшей гармонии» слепо требовать с больного человека, того же что со здорового. Ее требования должны быть соразмерны возможностям каждого конкретного человека. При анализе мыслей
Достоевского видно что, в его творческих построениях нравственность имманентна человеческой душе, и при этом соответствует тем христианским заповедям и канонам, которые
изложены в «Святом писании». Но соблюдение заповедей возможно только в том случае, если все человечество и каждый конкретный индивид
придет к общему знаменателю в осознании самого себя. Соответственно только при достижении каждым индивидом нравственного идеала
становится возможным построение «нового общества», в котором будет царить справедливость.
Что представляет собой высшая гармония у Достоевского, понятно. Это «правда», но «правда» земная, устанавливаемая волею человека, и поэтому ошибочная. Писателю было изначально ясно, что эмпирический разум не в силах осознать истину, не может он и понять, что представляет «правда» на самом деле. Используя терминологию Ф. Ницше и С.Л. Франка можно сказать, что писатель располагает «справедливость», «правду» и истину на двух уровнях бытия: в сферах «любви к
ближнему» и «любви к дальнему». Как известно под первой С.Л. Франк понимал собственно мораль, систему отношений между людьми. Формула справедливости, по мнению философа, отражается в представлении, согласно которому «я должен отвлечься от всех моих личных интересов, симпатий, антипатий, не должен приписывать им какого-либо преимущественного значения по сравнению с интересами и симпатиями всех других людей, должен относиться ко всем людям одинаково, ценить и уважать их независимо от их близости или удаленности от меня, от их согласия или несогласия со мной».
Справедливость, располагаемая в сфере «любви к дальнему»,- явление более сложного порядка. Все виды «любви к дальнему» имеют общим то, что «они не основаны на непосредственном инстинкте сострадания или, по крайней мере, не исчерпываются им, и из — за этого обстоятельства «любовь к дальнему» резко отделена от «любви к ближнему».
Понятие «призрак», употребляемое в данном случае Ницше, «необыкновенно тонко характеризует
особенность этих объектов: это не реальные,
материальные предметы, это — с психологической точки зрения вымыслы, продукты субъективной душевной жизни, которым, однако, придается характер объективного, субстанциального существования: истина, справедливость, красота, гармония, честь». Франк утверждает, что ни о каком равноправии в сфере «любви к дальнему» не может быть и речи. Напротив, «здесь основной принцип есть подчинение, общий склад моральной жизни имеет характер отношения между низшим и высшим, полной отдачи своей личности на служение верховной власти идеала». Именно таким выглядит «нравственный идеал в трактовке Ф.М. Достоевского. Человеку
свойственно верить в то, что его трактовка понятий «справедливость», «истина», «правда», «честь» и т. д., является единственно правильной, в то время как стоит лишь отказаться от собственных предпочтений, то становится возможным воплотить справедливость в реальность. Более того писатель склонен считать, что к числу подобных «призраков» можно отнести не только продукты субъективной духовной жизни индивида, но и таковые общества в целом.
Если соотнести подобные мысли Ницше и Франка с рассказом Ивана Карамазова о Великом инквизиторе, то можно легко увидеть, что в подтексте легенды указывается на стремление обывателя к данным призракам и возникающем при этом неравноправии, желании навязать своих призраков другому человеку. Великий инквизитор не осознает, что он ошибается, что его искушение -это искушение эмпирического разума, по мнению писателя идущее от дьявола, и поэтому его рассуждения о несправедливости выбора Христа ошибочны. Самим фактом использования подобной риторики Достоевский показывает, что об идеале справедливости человек не может судить объективно, не обращаясь при этом к божьей правде. Именно таким, находящимся в юрисдикции дьявола, в главе предваряющей «Легенду о великом инквизиторе», предстает у Достоевского Иван Карамазов. Ошибочность его сентенций о справедливости и правде есть результат слабости эмпирического разума. Отринув церковные догматы как неверные, Иван Карамазов в соответствии с духом эпохи верит в силу человеческого разума, но Достоевский обращает внимание на то, что без соизмерения знания, достигнутого эмпирическим путем, с правдой и благодатью, проистекающей от Бога, попытки жить
по — справедливости обречены на провал. Человек, стремясь к абсолютной свободе и в этом своем стремлении переступив через все ее границы, по всей видимости, оказывается не готовым находиться «по ту сторону добра и зла». Устами Алексея Карамазова Ф.М. Достоевский пишет о том, что он не может принять программу Ивана и его Великого инквизитора: он хочет верить в иную правду на земле, в ту правду, что все будут любить друг друга и не будет ни богатых, ни бедных, ни избранных, ни обманутых.
В романе «Бесы», писатель «экспериментируя над идеями радикального атеизма, внушёнными Кириллову, и полурелигиозного славянофильства, носителем которого стал Шатов», анализирует судьбы героев. Логичным следствием эксперимента Достоевский видел рождение идеи своеволия у Кирилова и «принятие идеи ценности человеческой жизни» у Шатова. Сходство позиций славянофилов и Достоевского здесь очевидно. И Достоевский, и славянофилы, развивая свои концепции, исходят из мнения, что прогресс современного им общества зависит, прежде всего, от духовных сил общества. Но для мыслителя первостепенное значение имеет сам человек, способный, несмотря на всю засоренность своего разума, к нравственному совершенствованию, а не единый соборный дух народа в целом или общины как ячейки общества. Как писал В.В. Зеньковский, «персонализм Достоевского относится к онтологии,… Но само восприятие человека у Достоевского внутренне пронизано этической категорией». Если для одного из
основателей славянофильского течения в русской философии И.В. Киреевского «все, что есть существенного в душе человека вырастает в нем общественно», то у писателя мы находим «такой апофеоз человека, который превращает его если не в центр мира, то в важнейшее и драгоценнейшее явление».
Совершенствуя себя, человек способен достичь той глубины самосознания, которая позволит приблизиться к созданию идеального общества и позволит выполнить миссию русского народа. Достоевский писал, что «»лучший человек», по представлению народному, это тот, который неуклонно ищет работы на дело Божье, любит правду и, когда надо встает служить ей,. жертвуя жизнью». Именно поэтому реальное осуществление справедливости Достоевский видел в таких «исключительных жизненных ситуациях, когда Добро и Зло предстанут перед людьми и Богом как две равноправные человеческие экзистенции». Именно осознание этой истины вместе с нравственными характеристиками личности позволяют старцу Зосиме претендовать на роль судьи. Очевидно, что справедливость в трактовке Ф.М. Достоевского, это одновременно и социально — политическое и нравственно -религиозное явление.
Анализирует Достоевский и современные ему социально — политические реалии. В принципе, та
жизненная драма, которая сопутствовала жизни писателя, отразилась на всем его творчестве. В том массовом потоке оправдательных вердиктов, выносимых судами присяжных в России времен Александра II, Достоевский усмотрел черты краха наличной ценностной системы, вплоть до утраты какого-либо различия между добром и злом. Столь чуткий ко всем особенностям российской духовной атмосферы, Достоевский натолкнулся на любопытное обстоятельство: вопреки самым явным юридическим доказательствам виновности подсудимых молодой русский суд вдруг с маниакальным упорством стал выносить… почти одни лишь оправдательные приговоры, как бы полностью игнорируя при этом сам очевидный факт совершения преступления. В таком тяготении присяжных исключительно к оправдательным вердиктам писатель усмотрел очень тревожный симптом социально-правового порядка: вопиющую гражданскую не цивилизованность русского общества, где санкционированная свыше либерализация всех его устоев сразу же оборачивается полным крахом наличной ценностной системы, вплоть до утраты какого-либо различия между добром и злом И все же, несмотря на пессимизм оценок жизненных реалий, мыслитель предлагает путь познания справедливости, путь, построенный самим человеком, из самого себя. Развивая данную тему можно заметить, что в «Братьях Карамазовых» Достоевский фактически говорит о том, что «каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека». Данной мыслью, Достоевский отвергает всякие попытки интерпретировать справедливость как следствие государственных установлений.
Как известно в дальнейшем философско -правовые идеи Ф.М. Достоевского на длительное время стали предметом изучения и получили свое обоснование. Так И.А. Ильин, формулируя первую аксиому правосознания, писал, что «уважение к себе есть источник государственный силы и политического здоровья». Таким образом, философ фактически показывает что, существует
зависимость между благосостоянием государства и духовным развитием личности индивида. Эта же мысль органично ведет к утверждению, что духовное развитие личности определяет его нравственность. В данном ракурсе показательно выглядит раскаяние Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Он в конечном итоге, сдается правосудию. Раскольников наказывает себя сам, и никакие кары со стороны закона не могут причинить ему больше страдания, чем его совесть. Фактически Достоевский указывает на то, что ни какой суд не может наказать человека больше, чем он наказывает себя сам. Подробно описывая нравственные мучения Родиона Раскольников писатель указывает на необходимость внутреннего
обновления, перехода из состояния физического в состояние нравственное. Поэтому можно утверждать, что гуманизм по Достоевскому — это любовь и всепрощение непросто ко всему человечеству, это любовь и вера даже к падшему с «морем» грехов человеку. Для Достоевского нет ненужных людей, в каждом он видит живое существо, способное любить и страдать. Смысл нашего существования, по его мнению, состоит в одном в обретении человеком самого себя, а через это приобщение ко всему человечеству.
Таким образом, Достоевский отказывает системе «право» в каких — либо преференциях на регулирование человеческой жизни. Он, безусловно, понимает, что как явление социальной жизни оно необходимо, но только на определенной ступени исторического развития. После, по мере построения нового общества, необходимость в правовом регулировании со стороны власти и государства уйдет в небытие. Обращаясь к анализу права, писатель выявил две позиции: во-первых, право есть социальная целесообразность (что не подлежит сомнению) и, во-вторых, нормативная природа права адекватна экзистенциальной сущности человека. То есть право, по мысли классика, не только влияет на весь социальный процесс, но и является нравственной, духовной составляющей жизни человека. Право предстает перед исследователем как приведенные к общему знаменателю системы ценностей конкретных индивидов. Ценность права заключается в том, что, обеспечивая равный доступ к справедливости, оно является гарантом общественного спокойствия и стабильности. Но не более того. Ни справедливости, ни истины, ни правды посредством нормативных предписаний достичь, по его мнению, не возможно.
Как позже указывал С. Н. Булгаков, «принудительная защита, составляющая
неустранимый признак права, без которого, в свою очередь, нет и государства, есть нечто, принципиально чуждое христианству.
Естественный идеал христианства есть свободный союз людей, объединенных любовью к церкви.». И. А. Ильин по этому поводу писал, что «государство по своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием. но, исторически говоря, оно лишь медленно приобретает эти идейно верные черты».
Таким образом, Ф.М. Достоевский, в своих философских построениях исходит из посылки, что человек способен самостоятельно осознать суть справедливости и правды. Он видел будущее человечества, в единение основанном на нравственности и гуманизме русского человека. Русской, чувствительной к страданиям, душе Достоевский противопоставил холодный европейский разум. Безусловно, что писатель понимал и признавал возможность бытия правды как онтологического феномена. Но на пути к нему человеку не следует искать «призраков», в том
числе неких абстрактных образований,
характеризующих русский народ и русскую общину в целом. Во избежание этих заблуждений он видел потенциал нравственного перерождения в той божьей искре, которая находится человеке, которая составляет основу души. Поэтому вопрос, задаваемый Достоевским «Нужна ли человеку свобода?» актуален и сейчас. Необходима большая духовная работа над наследием Достоевского и осознание явленного им опыта.
Литература
2. Давыдов Д.Г. Особенности русской философии права // Успехи современного естествознания. — 2006. -№ 12 — С. 105-107
4. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский.- Харьков.: Фолио; М. Изд — во ЭКСМО — Пресс, 2001.- 896 с.
5. Ильин И.А. Возвращение / И.А. Ильин.- Минск.: Белорусская православная церковь, 2008.- 480 с.
6. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4: / И.А. Ильин.- М.: Русская книга, 1994.- С. 624 с.
7. Киреевский И.В. Критика и эстетика /Сост., вступ. статья и примеч. Ю. В. Манна.- М.: Искусство, 1998.— 463 с.
9. Соина О.С. От этики непротивления к философии права (Современная версия старого спора) // О.С. Соина / Человек.- 1999, № 4.- С. 27 — 42
11. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» / Сочинения. — М.: Правда, 1990, — 608 с.
12. Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма// С.Л. Франк/ Вопросы философии.— 1992.— №3.— С. 114 — 127
Воронежский государственный технический университет
THE ETHICS — A LEGAL CONCEPT OF F.M. DOSTOEVSKIJ S.N. Chernyh
19 июля 2020
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопросом, что такое справедливость и есть ли она вовсе, задавались люди с испокон веков.
Сегодня эта тема тоже актуальна, особенно у западных цивилизаций и в России в частности. Как говорил герой нашего культового фильма: «Сила в правде (читай справедливости), у кого правда, тот и сильней!».
Поэтому сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое справедливость, зачем она нам так нужна, какая она бывает и кого можно назвать справедливым человеком.
Содержание
- Справедливость — это…
- Виды справедливости
- Где и как ищут справедливость
- Справедливый человек – кто это?
- Взгляд на справедливость с разных частей света
Справедливость — это…
В толковом словаре Ушакова справедливость трактуется, как следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность.
Речь идет о беспристрастном, должном отношении людей друг к другу, равенстве. Рассматриваемый термин происходит от слова «правило», которое распространяется на все общество.
Справедливость — это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.
Совершил хороший поступок – значит, достоин награды и похвалы. Сделал что-то антиморальное и противозаконное – получи наказание.
Однако, реальность показывает, что справедливость в абсолюте не существует. Если рассуждать с точки зрения юриспруденции, то все мы – граждане своей страны, имеем равные социальные права, свободы, ходим под одним законом, несем одинаковую ответственность, если его нарушаем.
И это так. Но что мы видим, выходя за рамки закона? Правила меняются. Или нет. Таковыми остаются только те, что выгодны лично нам.
Пример из жизни. Поздним вечером девушка возвращается домой, на нее нападает грабитель с ножом. Случайный прохожий вступается за бедняжку, дерется с хулиганом, нанося ему в ходе драки многочисленные травмы.
В итоге спаситель садится в тюрьму за причинение тяжкого вреда здоровью, а нападающему достается роль пострадавшего. Справедливо? По закону да – нельзя бить и калечить других людей, а по-человечески?
Большинство людей скажут, что такой расклад – вопиющая несправедливость, ведь по сути, осужденный парень герой, а не преступник.
Виды справедливости
Впервые о том, что такое справедливость, стали рассуждать древние философы, занимающиеся вопросами морали и политического права.
Они видели справедливость, как отражение физических, природных законов в социальном поле.
Аристотель выделил два вида справедливости (которых современное общество придерживается до сих пор):
- Уравнительная – ее суть заключается в том, что равные индивиды имеют равные права на различного вида блага и ценности: работу, зарплату, возмещения вреда.Например, ученики в школьном классе занимают одно и то же положение, им всем одинаково полагаются парты и стулья, знания учителя, поощрения и наказания, участие в мероприятиях и т.д.
- Распределительная – основана на принципе «каждому свое», то есть, отношение к конкретным людям определяется по конкретным критериям.Здесь примером могут послужить начальник и подчиненные, где первый является распределяющим лицом. Петя поработал хорошо, поэтому будет ему премия, а вот Костя весь месяц прохлаждался – его можно и уволить без выходного пособия.
Требования и той и другой справедливости, конечно, являются формальными – не содержат прямых указаний на то, кого считать равным, а кого нет, к кому какие правила применять.
Где и как ищут справедливость
В мире каждый человек хочет справедливости, особенно в отношении себя. Однако, никто не отменял таких пороков, как зависть, корысть, алчность, гордыню и т. д. Именно поэтому вне закона справедливость – это субъективное явление.
Многие люди, совершая нечто нехорошее, раскаиваются в этом, хотят, а иногда и требуют от других снисхождения, прощения, милосердия (ошибся, с кем не бывает?).
По отношению к другим в такой ситуации мы не всегда так настойчивы: оступился, должен быть наказанным (особенно если задеты наши интересы). И это справедливо, с нашей точки зрения.
Что произойдет, если двое людей (или группы) во взаимоотношениях посчитают друг друга недостаточно справедливыми в отношении себя? «Справедливым» останется тот, кто будет сильней. Но ведь на деле это не всегда так, что еще раз доказывает, что мы говорим о понятии очень относительном.
Если обратиться к законам Вселенной в рамках эзотерических концепций, то мы встретимся с мнением, что никакой справедливости не существует вовсе.
Есть закон о причинно-следственных связях, не более (еще говорят о «законе бумеранга»). С этой позиции в этом мире нет ничего случайного, все происходит так, как должно быть, на все есть свои причины.
Поэтому лучше лишний раз подумать о том, что собираешься сделать или сказать, чтобы потом не сетовать на несправедливость.
Справедливый человек – кто это?
- По Сеньке и шапка;
- что посеешь, то и пожнешь;
- поплатится не сват, а тот, кто виноват.
Эти и другие пословицы о справедливости заботливые родители читают своим детям с малых лет, чтобы вырастить из них достойных, добрых и честных членов общества. И все равно взрослые личности отличаются между собой характерами, мировоззрением и другими особенностями.
Так кого же мы по праву можем назвать справедливым человеком, если не в абсолюте, то хотя бы приближенно к нему:
- это тот, кто следует истине (что это?), правде, независимо от обстоятельств ситуации (если ваш друг совершил преступление, то вы не станете этого отрицать, покрывать его только потому, что это ваш близкий человек);
- справедливые суждения предполагают наличие у человека достаточного житейского опыта, знаний и мудрости (что может знать об этом ребенок?);
- справедливость может быть основана на законе (другое дело, если с законом не согласен);
- справедливый индивид опирается на благостные чувства – милосердие (что это?), человеколюбие, сострадание (что это?) (предвзятость и страсть не дадут мыслить без предубеждений);
- тот, кто находится в гармонии с собой и окружающими людьми, имеет свою систему ценностей и мировосприятие.
Показательной будет притча (что это?) о царе Соломоне.
Однажды к нему во дворец пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что младенец является ее сыном. Они просили царя рассудить их по справедливости. Он поступил следующим образом: попросил охрану принести острый меч, разрубить ребенка вдоль и отдать женщинам по половине тела.
Одна из них согласилась на предложенные условия (не мне, значит, никому). Вторая отказалась делить чадо таким образом и попросила отдать живого младенца своей сопернице. Соломон сразу понял, кто из них настоящая мать и распорядился оставить сына ей.
Взгляд на справедливость с разных частей света
- Россия – для русских людей это некий божественный идеал, который, с одной стороны, не достижим, с другой – должен быть целью для каждого. Этот идеал помогает отличить грешника от праведного.
- Для Запада справедливость – это причинно-следственные связи, в которые нет необходимости вмешиваться. При чем так они относятся только к своим идеалам и культуре.
- Восток – восточные жители не относят справедливость к мирским понятиям. Согласно им, все происходящее с тобой при жизни нужно воспринимать безропотно, подстраиваясь под них, чтобы получить ту самую справедливость после смерти.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
И пойдут сии (грешники) в муку вечную,
а праведники в жизнь вечную.
(Мф. 25, 46)
О Божиих дарах
Есть в нас, людях, чувства, которые можно назвать щедрыми, богатыми, например — любовь, великодушие, бескорыстие, самоотверженность. Но есть в нас и чувства более скромные, но в повседневной жизни, может быть, еще более для нас нужные — без которых жизнь в мире становится просто невозможной. К этим важным и нужным чувствам и относится справедливость.
Cлово справедливость звучит в частных беседах, на официальных встречах, в разговорах, касающихся нормативной законодательной деятельности, и в приговорах, которые выносит суд, и просто в обиходе.
Но, несмотря на частоту употребления, это слово вызывает полемические размышления и толкования. Зачастую мы просто приравниваем справедливость к тому, что человек получает по заслугам.
Ведь ещё Аристотель определил справедливость как «присуждение человеку того, что ему положено». «Государственным благом,— пишет он,— является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе «..По общему представлению справедливость есть некое равенство», она имеет отношение к личности, «равные должны иметь равное»(1)
Стало быть справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, что ему причитается. Но резонный вопрос :
«Откуда нам знать, что именно каждому причитается — то ли в рамках ли справедливости, связанной с распределением благ или же когда распределяются антиблага, то есть наказания ?»
Мы говорим о людях, которые понесли справедливое наказание или были вознаграждены по справедливости. Однако же, награда далеко не всегда присуждается в соответствии с заслугами человека. «Положенное» может быть обусловлено этическими обязательствами или некими предварительными соглашениями.
Если человек наказывается более сурово, чем того требует совершенное им преступление, наказание будет несправедливым. Если же виновный понес более мягкое наказание, чем он того заслуживает, мера воздействия также будет несправедливой.
Люди часто обвиняют Бога в несправедливости, потому что Он являет Свою благодать и милость не всем людям в равной мере. Мы полагаем, что если Бог прощает одного человека, Он обязан простить и всех остальных людей.
Но из Священного Писания мы знаем, что Бог не относится ко всем людям одинаково. Он открыл Себя Аврааму так, как не открывался ни одному язычнику в древнем мире. По милости Своей Он явился Павлу так, как не являлся, например, Иуде Искариоту.
Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда дают — мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирают — начинаем протестовать и искать виноватого.
Совершенно очевидно, что милость и справедливость — разные понятия, хотя их часто отождествляют. О милости можно говорить тогда, когда человек несет более мягкое наказание, чем он того заслуживает, или получает награду больше той, которой достоин.
Милость Божья — это всегда акт Его доброй воли. Он не обязан быть к нам милостивым. Он оставляет за Собой право провлять Свою благодать в соответствии со Своей благой волей. Ибо Он сказал Моисею:»Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15).
О высокой ценности справедливости в человеческих отношениях читаем в Библейской книге Премудрости: «праведность… научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (Прем. 8: 7).
В монотеистических религиях справедливость — это всегда отношение любви. «Злые люди не разумеют справедливости, — говорит Премудрый царь Соломон, — а ищущие Господа разумеют все» (Притч. 28: 5).
Каждый человек, пусть подсознательно, стремится к Богу и миру с Ним. Вместе с этим, мы понимаем, какая пропасть разделяет нас, грешных людей, и Святого Бога.
Апостол Павел заявляет: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Действительно, порой мы стараемся загладить свою вину перед Богом, совершая добрые дела
Однако же, архимандрит Лазарь(Абашидзе) предупреждает, что
«…совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и дела веры — не одно и тоже! Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды. А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела имеют меньше впечатления внешнего, зато принимает их Господь, воздает за них славу в будущей жизни. И вообще не правильно считать спасение души и наследие Царствия Небесного прямо зависящими от наших добрых дел. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце. Конечно, вера эта без дел быть не должна, да и не может, она обязательно воплотиться в конкретные дела, и дела эти будут непременно самые добрые и святые, так как этим делам учит верующего Сам Господь»(2)
И как поучал митрополит Антоний Киевский: «Всякое добро, где бы оно ни было, кем бы оно ни творилось, всякое добро непременно принадлежит Богу». (3)
В глазах людей мы можем казаться способными делать добро, но Бог знает тайны нашего сердца. Всякое благое дело угодно Господу, но тот, кто пытается добрыми делами заслужить оправдание, обманывает себя. Ибо, во-первых, все наши добрые дела никогда не могут перевесить чашу с нашими грехами, а во-вторых, и самые лучшие наши дела запятнаны гордостью или самодовольством.
Бог смягчает Свое правосудие милостью. Его благодать в сущности представляет собой некий род милости. Бог проявляет Свою милость, когда не торопится обрушить на нас вполне заслуженное наказание и награждает за послушание, хотя мы обязаны Его слушаться и потому не заслуживаем никакой награды.
Если же мы говорим о наказании кого-либо за другого, то подразумеваем, что зло, положенное одному, возложится на другого. Но опять же зло другому, не переносится. У каждого человека своя судьба, каждый будет отвечать за себя. Нести наказания за чужие грехи, человек не будет.
Рассуждая, можно рассматривать наказание (от слова «наказ»), как — вразумление, поучение, придание правильного направления, наставление на дальнейший благой путь.
Святоотеческое учение говорит о трех мотивирующих началах в человеческой душе: рабском (из страха перед наказанием), наемническом (из интереса к вознаграждению) и сыновнем — начале любви.
Первые два начала вполне охватываются житейским понятием справедливости. И наказание, и вознаграждение Господь определяет нам строго по мере наших собственных действий.
Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в его пользу.
Третье же начало к справедливости не сводится. И без него нет христианства. Нет и спасения.
Высшее проявление справедливости
Любовь есть высшее проявление справедливости. Любовь открывается в Законе. Она познается и призывается Законом в мир для реализации подлинной любви и совершенства.
Кто не познал Любовь в Божьем Законе, живя по принципам закона справедливого Суда, тот не познал Христа, прошел мимо подлинной и сокровенной сути Божьего закона. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» ( Ин 4:8)
Преподобный Исаак Сирин писал «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — милосердие, любовь и прощение»(4)
Наши человеческие представления о карающей справедливости совершенно неприменимы к Богу. Он не есть Бог мести, а только милующей любви, Его справедливость есть не что иное, как Его же любовь. Он наказывает не с целью отплатить, а ради того, чтобы исцелить.
Таким образом, поскольку Бог есть Любовь, то человек спасен, ибо милость Её Беспредельна.
Людям обычно свойственно юридическое понимание справедливости. Возложение на кого-либо ответственности за вину другого — они отвергают, как неправду. В их сознании это не укладывается. Их понимание справедливости основывается на исключительном подходе, когда человек некритично относится к мнению о своей собственной правоте, а взгляды иных людей заранее считает ошибочными.
Но иное говорит дух христианской любви. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее, не только не чуждо, но и абсолютно естественно. Более того, в этом несении чужой вины и выявляется подлинность любви и достигается ее самосознание.
Если от любви пользоваться только ее услаждающей стороною, то где разумность? Но когда приходит свободное принятие на себя вины и трудов любимого, тогда любовь достигает своего всестороннего совершенства.
Христианство снимает вопрос о «своих» и «чужих», ибо в Церкви, по слову апостола Павла, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).
Христианская любовь к ближнему не есть простое внимание к другому, она не есть просто благотворительность. Любовь — это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас.
Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя ближних и всех братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово (Рим. 12:5-10; 1 Кор. 12:12-27).
Все то, что мешает нам проявить любовь и укрепиться в ней, становится препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению.
Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет :
«О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т.е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест. А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления. Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне», по слову апостола (Рим. 8, 20-22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви».(5)
«Мы должны хорошо усвоить себе, что любовь — выше страха, выше справедливости. Закон христианской любви превыше всех иных законов. Поэтому и мы больше всего должны бояться потерять любовь. И этот страх не позволит нам совершить зло.
Мы должны гореть любовью к Богу, и эта любовь не позволит нам совершить грех, сделает нас милосердными и смиренными. Мы не должны делить людей на злых и добрых, богатых и бедных, чужих и своих, врагов и друзей. Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято, или с недоверием, или враждебно, или с холодком и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, — то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви.»(6)
Надо стараться, чтобы прожитый нами день был наполнен добром, теплом, заботой, любовью, чтобы каждый вечер на исходе дня нас не мучила наша совесть.
Вера действует Любовью
В Новом Завете есть такие слова: «Муж с двоящимися мыслями неустроен во всех делах своих». И жизнь показывает, что тот, кто лукаво думает: «Вот сейчас я поживу в свое удовольствие, а потом раскаюсь», — ни счастья не достигает, ни покаяния не успевает принести. Верны слова: «С милостивым Ты (Господи) поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его». «Душа лукавая погубит своего обладателя». Первым в рай входит не безупречный исполнитель закона Божия, святой, по иудейским понятиям, а разбойник. Нам неизвестно, что уж такого он сделал, что был приговорен к распятию. Но сам он признал: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли»…
Жизнь проходит быстрее света. Но в ней нет случайного. Все творится по Божьему Промыслу. И очень важно, чтобы сам человек познал блага для себя, чтобы все было им воспринято достойно, благодарно и смиренно
Нас могут оставить люди, близкие, общество, по разным и чисто земным причинам. Но Бог никогда не покидает своего создания, даже когда он грешит, в этом — вся сила веры. Спаситель говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14;19).
Любящий Бога и людей никогда не будет одинок, но всегда активен и любящий саму жизнь, какой бы она ни была сложной.
Если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны на небесах, мы должны быть пропитаны истинной христианской любовью. Любовь — это та сила, которая побуждает каждого христианина плакать не только над своими грехами, но и над бедами ближних.
Любовь заставляет человека молиться как за живых, так и за мертвых. Любовь — это именно та сила, которая бережет и отдаляет нас от осуждения других, от многословия, ревности, агрессивности.
«Вера действует любовью», — говорит апостол Павел. Любовь — это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры. Любовь — это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры. (8)
Милосердие Бога безмерно превышает всякое человеческое представление о Его правосудии или справедливости:
«Как песчинка не уравновешивает большое количество золота, так требования правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим. Что горсть песка, брошенная в великое море, то прегрешения всякой плоти в сравнении с Промыслом и милостью Божией. И как источник, изобилующий водою, не заграждается горсткой пыли, так милосердие Создателя не побеждается пороками тварей». (9)
Бог и на Страшном Суде остается Любовью. И на Суде вечная судьба каждой личности будет определяться этой Любовью в соответствии с духовными свойствами и свободой самоопределения самой личности. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорил: «Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой»
Все наше спасение основано на милости Божьей. Мы принимаем спасение как проявление незаслуженной милости к нам со стороны Бога. Здесь нет и тени справедливости а лишь милость.
Не из страха перед адом, не из корыстного желания получить блаженство на Небесах служит христианин Господу, но, служа Ему по любви к Нему, знает христианин, что и Господь, в безграничной мере отвечая любовью на любовь, не оставит души верной Ему в сколько-нибудь бедственном состоянии, но привлечет ее к Себе по слову Своему: «Идеже есмь Аз и вы будете» (10).
Все, что относится к спасению, исходит не из справедливости, а из любви Божией, основанной на жертве Иисуса Христа. Христианство говорит нам, никто не может обладать такими заслугами, чтобы по справедливости заслужить себе вечное спасение. Оно не может быть справедливым вознаграждением за наши, пусть даже самые выдающиеся, но все же конечные заслуги. Итак, Бог не справедлив, но милосерден. Только Бог может быть поистине справедливым. Человеческая же справедливость всегда защищает интересы того, кто ею пользуется.
За всё благодарить Бога
И на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и очевидности откроется все нравственное величие крестного подвига Иисуса Христа, Его величайшее самоуничижение ради нашего спасения — Его Любовь. Потому святой Исаак Сирин и писал: «Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не воздаяния». (11).
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) научает нас:
«Я благодарю Бога за всё, что со мной происходит. За все несчастья, которые были в моей жизни. За все оскорбления, которые я слышал в свой адрес и более всего — за незаслуженные из них. За то, что Бог, по величайшей милости своей, давая мне осознание греховности моих деяний и помыслов, дает и возможность спасения». (12)
Евангелие говорит, что первым в рай входит не безупречный исполнитель закона Божия, святой, по иудейским понятиям, а разбойник. Нам неизвестно, что он такого сотворил, что был приговорен к распятию. Но сам он признал: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли».
Да он исповедовал свою вину, осознал, что действительно заслуживает этой страшной казни. И что же он слышит в ответ от Того, Кто для христиан является Богом и Спасителем? «Сегодня же будешь со Мной в раю»! (13)
Всякий человек, во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит что, оправдываясь, не избегает лукавства. Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя хотя бы частично виновником зла в мире, оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобною свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться — рабское дело, а не богосыновнее.(14)
Вера в Бога и вера Богу, надежда на Бога и любовь о Господе — вот единственное, что не даст человеку на земле обречь себя на вечные муки ада.
Самое великое торжество справедливости совершится на последнем Суде, когда Бог «отрет всякую слезу» с глаз человека. Все тогда будет названо своим подлинным именем, падет всякое ложное величие, и правда займет свое место. Это будет апофеоз всемирной справедливости и высшей Любви. Увидеть справедливость окружающих нас, испытать и свою справедливость в отношении людей — это большое счастье, так как высшая справедливость — выше справедливости, и имя ей Любовь. (15)
Сокровища православной духовной и мистической традиции напоминают православным христианам, что они призваны быть «свидетелями сему» (Лк 24:48). Из этого посыла мы получаем вдохновение, как свидетели новой жизни, пришедшей в мир через Христа.
Будучи свидетелями преображения и воскресения, — мы можем, несмотря на окружающее нас смятение и мрак, хранить надежду на лучшее будущее и говорить :
«Благодарю Бога за то,
Что за каждым закатом
Следует рассвет» (16)
Спасение христианина находится как бы между страхом и надеждой. Оно строится на смирении, которое мы так усердно расхваливаем и так нерадиво претворяем в жизнь.
По учению всех святых Отцов Православной Церкви, без смирения невозможно единение с Духом Божиим, ибо невозможна истинная любовь, которая и составляет сущность Бога. Пример действительного смирения разбойника — доказывает условие спасения любого человека. Спасение, оказывается — в искреннем раскаянии человека. Христианство говорит, что человек, который искренне кается, оказывается выше того, кто исполняет все предписания.
Ибо только, смиренный человек осмысленно и осознанно отбросит всякие домыслы и размышления о «достойных» и «недостойных» Небесного Царства. Ибо действительно на всё и вся Божья воля.
И если бы нам удалось гипотетически заглянуть в «рай», то возможно, мы бы изумились до крайности, не найдя среди его обитателей всех тех, кого мы ожидаем там увидеть, и наоборот, обнаружили бы там тех, кому по нашему мнению там не место.
Александр А. Соколовскиp
В Викиданных есть лексема справедливость (L165937).
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | справедли́вость | справедли́вости |
Р. | справедли́вости | справедли́востей |
Д. | справедли́вости | справедли́востям |
В. | справедли́вость | справедли́вости |
Тв. | справедли́востью | справедли́востями |
Пр. | справедли́вости | справедли́востях |
спра-вед-ли́-вость
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -справедлив-; суффикс: -ость .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- свойство по значению прилагательного справедливый; правильность, оправданность чего-либо ◆ Надеюсь, что Вы разделите справедливость моей осторожности и поступите согласно этому. И. А. Гончаров, «Письма», 1842—1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо ◆ А притом и о здешних учёных можно по справедливости сказать, что весьма мало из них соединили свои знания с поведением. Д. И. Фонвизин, «К П. И. Панину», 1777—1778 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям, представлениям о долженствовании, правильности ◆ Меньший пенсионный оклад не будет отвечать количеству взноса, а потому справедливость требует, чтобы он никогда не был допускаем. М. В. Остроградский, «Записка об эмеритальной кассе», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Отец мой уведомил меня, что он, потеряв свой иск, совершенно разорился, ибо в защищение своё имел он одну только справедливость. Д. И. Фонвизин, «Сидней и Силли, или благодеяние и благодарность», 1769 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- —
- беспристрастие, беспристрастность, непредвзятость
- частичн.:
Антонимы
- несправедливость, неоправданность
- несправедливость
Гиперонимы
- отношение
- соответствие
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- прилагательные: справедливый
- наречия: справедливо
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Английскийen: justice
- Белорусскийbe: справядлівасць ж.
- Греческийel: δικαιοσύνη ж.
- Ивритhe: צדק
- Испанскийes: justicia ж.
- Итальянскийit: giustizia ж.
- Латинскийla: justitia ж.
- Немецкийde: Gerechtigkeit ж.
- Польскийpl: sprawiedliwość ж.
- Португальскийpt: justiça ж.
- Турецкийtr: adalet
- Украинскийuk: справедливість ж.
- Французскийfr: justice ж.
- Английскийen: equity, fairness
- Испанскийes: ecuanimidad ж.
- Латинскийla: aequum ср., aequitas ж.
- Португальскийpt: equidade ж., equanimidade ж.
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Перевод
свойство по значению прил. справедливый; правильность, оправданность
беспристрастное, непредвзятое, справедливое отношение
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно: