Эйдер Ольга Владимировна11.01.2012 00:40
Очень душеполезная книга! Красивое оформление!СодержаниеО вере, надежде и любви к БогуЧто такое православная вераКак укрепляется и растет святая вераВеруй в простоте сердцаВера в БогаНадежда на БогаБудешь уповать на Бога и избавишься от злаЛюбовь к БогуГде найти Иисуса ХристаКто любит ГосподаКто не любит ГосподаО том, что вера православной Церкви есть истинная вераКто отлучит нас от любви БожиейО сомнении в делах верыДух неверия в РоссииПризнаки неверияОтчего же ослабевает вераНе относись холодно к вереБерегись неверияНе унывай, христианин, если найдут на тебя когда минуты неверия, сомнения в истинах веры. Это может быть и действительно бывает со всяким верующимО молитве и силе ееКак мы должны относиться к читаемой молитвеКак надо молиться БогуПриготовление к молитвеСамое совершение молитвыЧто делать после молитвыВ чем состоит истинная молитваО действии молитвы (избр. письма прп. Нила подвижника)О необходимости постоянно и не ленясь молитьсяЗа кого надо прежде всего молитьсяХристианин, не ослабевай в своей молитвеО молитве пред иконамиО призывании святых в молитвах»Господи, помилуй!»Молитва ГосподняМолитва к Пресвятой БогородицеНаставление молящимсяПример спасительного действия молитвыЧто делать, когда молитва не идет на умНочная молитваБлажен, кто имеет твердую веру и умеет горячо молиться»Молиться очень трудно»Когда почувствуешь себя ослабевающим в молитвеНаставление о молитвеВажное замечание святого отца о молитвеКак спасти души свои от вечной погибелиМолитва в церкви и молитва домаО молитве в храме БожиемНе рассказывай людям, что Бог услышал твою молитвуДля чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему самые пророчества преимущественно произносятся с пениемПримеры силы молитвыО крестном знамении и его силеО крестном знамении вообщеДля чего мы творим крестное знамениеСила крестного знамениНаграда за почитание крестного изображенияСила честного креста спасает от потопленияО святых иконахО иконах вообще и святости ихУпотребление и почитание св. икон основывается на Священном ПисанииОб употреблении и почитании св. икон в христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное ПреданиеПочитание святых икон освящено чудесами, какие Господь благоволил совершить через нихО правильном почитании святых иконО почитании Святых Христовых ТайнО св. причащенииЧудодейственная сила Святых ТайнУчасть не почитающих Св. ТайныСила веры в таинство св. евхаристииПорядок приготовления и приступания к святому причастиюО почитании воскресного дня и праздниковО почитании воскресного дняВоскресенье — день ГосподеньПраздничный отдых необходим для благополучия человекаО том, как проводить праздничные дниВоскресный день в ЛондонеВ праздники работать грех»Бедный человек, почему ты не отдыхаешь в воскресный день?»Слово Божие и его силаСлово Божие величайшее благо для сердца человеческогоСлово Божие — пища для душиО святой БиблииСуждение о Библиим Есть ли у тебя БиблияКогда читать БиблиюВ каком порядке читать БиблиюО ЕвангелииКнига вечной жизниКак поступать тогда, когда, читая Библию, чего-либо не понимаешьСила Слова БожияЧудеса и их силаО чудесахЧудеса непрестанныеЧудеса исцелений ЕвангельскихСемейная жизнь христианинаНесколько слов к вступающим в супружествоИстинное христианское супружество и каково оно у насХристианская семейная жизньО семейном благополучииКак призвать на себя благословение БожиеСемейные неурядицы — как причина бедствий крестьянДетство и отрочество — самое удобное время для научения детей наших правилам благочестияРодители, учите детей молитвамЮность — счастливое времяО повиновении детей родителямВажность пятой заповеди закона БожияОбязанности, предписываемые пятою заповедьюПримеры глубокого послушания и преданности к начальникам и наставникамЯвное наказание Божие за непочтение к родителямКакое родители должны оставить наследство детямИспорченные детиК вам, отцы и матери, мое словоУвещание молодежиПредостережение, особенно молодежи, от увлечений непокорности и ложных толкованийНаставления пастыря духовным детямНаставление отца сынуЧто следует делать родителям с дочерямиСтрасть женщин к нарядамНе заботьтесь об одежде и нарядахКак простой народ смотрит на женщинуНа утешение больным и скорбящимБолезни и польза ихЧто делать в часы скорби»В скорби будьте терпеливы»»Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя»Несколько слов обидимымРопот людей на горькую участьБеды и невзгоды — благополучие наше. Бог — наше прибежищеНаши идолыСовременное идолопоклонствоИдолопоклонство духовноеО богатствеБогатство и бедностьКак вернее нажить богатствоВ чем состоит истинное богатство человекаБогатство — великий дар Божий, великая милость Божия. «Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его»Беды от богатстваКак вести себя при богатствеУмное распоряжение богатствомБогатый и ЛазарьУтешение беднякуГрех сребролюбияГосподь наказывает жестоких сребролюбцевО завистиО гордостиО том жеФарисей и мытарь в христианском храмеСредство против гордостиГордость и тщеславиеПоучение против корыстолюбияО пьянствеСтрашные грехи»Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд»Отчего происходит жадность к винуПоучение к простолюдинам против пьянстваПлоды пьянстваБлагодатное врачевство от пьянстваИзлечение от запояОбычные отговорки народа от трезвостиКара Господня за распутную жизньГрехи нашего времени и недобрые обычаиКартежная игра»Мы люди темные»О дурных помыслах и соблазнахДурные помыслыО соблазнахКак поступать при виде соблазновКак избежать соблазновЧему подобны души зараженных страстямиНаши искушения: борьба с плотью и миромЖизнь человека лукавого, пристрастного к миру и плотиКак нужно бороться со страстямиМир во зле лежитСети диаволаСильное оружие против диаволаО смерти и жизни загробнойСтрашное словоЧто такое смертьУжас смертиСмерть, могила, разрушениеЧас моей смертиЧас смертный, кто тебя избежитНеизвестность смертного часаКаждому человеку определено умереть, а затем предстать на Суд БожийКак св. мученики смотрели на смертьКак нам смотреть на свою смертьКак приготовиться к смертиЗамечательные изречения великих праведников пред своею кончиноюВзгляд умирающего на свою прошедшую жизньИстинно христианская кончинаСмерть грешникаО том, почему иногда добрые и честные люди умирают худой смертью, а злые и порочные смертью хорошейКак должно проводить последние дни и часы жизниНеобходимость и польза поминовения усопшихПольза душам усопших от поминовения на литургииО том, что за умерших надо подавать милостынюО пользе посещения кладбищаНебоО загробной жизниЗагробный путьО загробной участи нашейОжившая покойница — вестница из загробного мираСтрашный судМы снова увидимся в вечности
Святитель Макарий (Невский)
Есть люди, которые желали бы спасти душу свою, но не знают, как начать это дело. Многие откладывают заботу о спасении души до будущего времени. Молодые люди думают: «Нам еще рано думать о спасении; спасать душу трудно, а нам хочется пожить, повеселиться. Уж после, когда постарше будем, начнем думать о душе». Люди зрелого возраста думают: «Теперь мне невозможно думать о спасении души. Ведь для спасения души нужно оставить всё житейское и удалиться куда-нибудь на уединение. А я имею семью, хозяйство и не могу этого оставить. Уж после когда-нибудь, когда старость придет, тогда и буду спасаться». А старики думают: «Стары мы стали, сил нет, чтобы трудиться для спасения души: поститься не можем, молиться не привыкли, в монастырь нас уже не примут. Поживем пока так, как жили; придет болезнь, тогда пошлем за священником и покаемся».
Так отлагает свое спасение и молодой, и зрелый возраст, так не радят о своей душе и старики. Так обманывают себя и те, и другие, и третьи. Как молодые не начнут своего спасения, достигнув зрелого возраста, так, и в зрелом возрасте не начав спасения, не начнут его и в старости; так же достигшие и старческого возраста не успевают покаяться на смертном одре, ибо прежде чем успеет прибыть к ним священник, они нередко отходят из этой жизни непокаявшимися и неочищенными. Так погибают душой и молодость, и зрелость, и старость.
Все они теряют спасение, которое приобретено столь дорогой ценой, как кровь Сына Божия.
А теряют свое спасение они потому, что считают это дело слишком трудным, скучным, препятствия к тому неодолимыми для себя.
На самом же деле спасение души не так трудно, как кажется. Все препятствия легко устранятся, если люди будут пользоваться теми средствами, какие им уже даны как христианам. Главная причина того, что люди откладывают свое спасение до будущего времени, состоит в том, что у них недостает решимости — часто потому, что не знают, как начать это важное дело. Как же это сделать? Лучше всего начинать спасение не с того, что более трудно, не с подвига удаления от мира, не со строгого поста и продолжительных молитв, а с самого легкого. Самое же легкое есть то, чтобы грешник сознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился с молитвой к Богу, хотя краткой, но усердной, вроде следующей: «Господи, грешен я, погибаю — спаси меня!» Эту молитву нужно повторять каждый день и в то же время думать о том, что нужно начинать свое спасение. Эта дума о спасении и будет началом, ведущим к спасению. После этого нужно приступить к очищению своей души от тех грехов, какие обложили ее, подобно тому как смердящий труп облепляют разного рода гады: мухи, жуки, черви и т. п. Нужно вынимать из души этих гадин одну за другой и бросать от себя. Иначе сказать: нужно начать борьбу со своими дурными привычками, со своими пороками, со своими страстями. Но эту борьбу нужно начинать с малого. Ведь и в тяжкие грехи мы впадаем не вдруг, а подходим к ним постепенно, начиная с малого, почти с ничтожного случая. Посмотрим, например, как сделался человек пьяницей. Он почти и не заметил первого случая, когда началось у него употребление вина в самом малом размере. Вот он, молодой, сидел в обществе старших, употребляющих вино. Здесь представился случай для всех выпить общую чашу за здоровье кого-либо или по случаю какого-либо события или праздника. Все пьют — и для него налита чаша вина. Что ему делать? Пить из нее или не пить? Рядом сидящие говорят ему, иногда даже родные, отец или мать: «Ты, родимый, не пей, но только пригуби». И он послушался, пригубил, то есть коснулся губами или выпил один глоток вина. Но это пригубленье для него стало роковым: после того он стал смело не только пригублять, но и испивать, потом пить, может быть, сперва по полрюмки, потом по полной чаше, и чем дальше, тем больше. Его стало уже тянуть к вину. При всяком случае, с радости и с горя, он стал выпивать, а потом пить без всякого повода, потому только, что хочется пить. И вот первый, по-видимому, невинный глоток вина сделал его пьяницей. В чем была его ошибка? В том, что ему не следовало делать первого глотка, а сделав это, не следовало повторять его, а если повторил, то остановиться тогда, когда у него еще не явился сильный позыв к вину. Когда же он заметил в себе этот позыв, то он должен был решительно воспротивиться ему: нужно было понудить себя, чтобы не исполнить явившегося в нем желания выпить, пока оно было не сильно; следовало тогда же молиться мысленно Богу, чтобы Он не дал ему пристраститься к вину. Сделай он это, не был бы он пьяницей.
Подобно этому человек приучается к воровству. Берегись взять без спроса, тайно чужую вещь, хотя самую ничтожную. Берегись утаить найденную чужую копейку. Одна христианка в своей ежедневной записи так изображает постепенный навык ко греху, начиная от ничтожного повода и оканчивая тяжким грехопадением:
«Если по совершении тяжкого греха я захотела бы добраться до причины, приведшей меня к такому действию, и припомнила бы сначала помышление, возбудившее похоть, потом случай, породивший это помышление, то увидала бы, что это было почти ничто, малость, безделица едва заметная. Это было слово двусмысленное, которое я услышала и которому я усмехнулась; это был равнодушно брошенный мною взгляд, от которого совесть моя, однако, удерживала меня; это было ненужное изъяснение, которого я добилась из пустого любопытства; это была молитва, которой я пренебрегла и которую заменила другим занятием, более занимательным; это была оставленная мной работа, пока я следила в уме своем за чем- нибудь неопределенным… Неделю спустя повторилось то же самое более продолжительно — угрызение совести стало глуше и, наконец, замолкло… Еще неделя… но мы не будем продолжать: каждый, испытавший подобное, сам может докончить свою повесть и вывести нравоучение».
Из этой повести видно, как самый ничтожный случай, двусмысленное слово и по поводу его улыбка, привел человека к тяжкому греху.
Таков путь грехопадения. Таково же может быть и возвращение от греховной жизни к покаянию и исправлению.
Для Марии Египетской, этой сперва великой грешницы, потом великой трудницы, началом обращения послужила некая сила, для нее сперва неведомая, не допустившая ее войти в храм Иерусалимский для поклонения Животворящему Кресту. Познав в этом Божию силу, она тогда же дала обещание исправиться и тотчас пошла в пустыню.
Один человек говорил о себе преподобному Павлу Препростому, что поводом к обращению его к Богу послужили слова, слышанные им в церкви: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1, 16). И он с этих слов начал свое спасение.
Но эти примеры могут показаться для кого-либо неподражаемыми: «Ведь это были люди, достигшие великой святости, они-де, может быть, получили от Бога особенную благодать, а мы — люди обыкновенные». Нет, и они были люди обыкновенные — а если получили особенную благодать, то уже после того, как они оказали много усердия в деле своего спасения.
Впрочем, оставим их и поищем другие примеры, более подходящие к нам. Вот евангельский блудный сын — с чего он начал свое спасение? С подвигов молитвы и поста? Нет; он только пришел в себя, одумался и сказал сам себе: Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), встал и пошел, а что дальше было — сами знаете.
Встань и ты, брат и сестра, встань, иди к Отцу, припади и скажи: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, прими меня кающегося и помилуй меня». С этой минуты начинай нудить себя и исполнять то, что велит твоя совесть.
Вот и евангельский Закхей — как он начал свое спасение? Не обещанием ли исправиться и удовлетворить с избытком всех, кого он обидел (Лк. 19, 8)? Вот и опять пример для тебя, брат христианин, с чего начать свое исправление.
А потом что делать? Потом начинай с Божией помощью по силам своим борьбу с пороками. Прежде всего найди в себе главный порок, который ты очень возлюбил и которому ты служил как какому-нибудь богу. Вот, например, ты привык пить вино. Начни борьбу с этим грехом теперь же, не отлагая до будущего времени. Когда тебя будет тянуть туда, где старые твои друзья устроят пьяную попойку, ты не иди туда, решись одолеть свое желание, влекущее тебя разделить с друзьями пьяное веселье. Трудненько сперва будет — но ты крепись, проси у Бога помощи; когда совладаешь с собой, то на душе твоей будет великая радость: знай, что ты одержал победу над диавольским искушением. После этого тебе легче будет бороться с грехом. А потом, победа над грехом доставит великую радость и семье твоей, и тебе самому. С семьей тебе будет гораздо веселее, чем когда ты разделял с друзьями твоими пьяное веселье.
Много соблазна бывает во время общественных увеселений, устраиваемых в городах и селах. Много молодых людей гибнет на этих увеселительных собраниях: в городах — в театрах, маскарадах, общественных садах, в селах и деревнях — на вечеринках, качелях и других подобных местах. Молодые люди так же привыкают к такого рода увеселениям, как рабочий народ к пьяным попойкам. Кто привык к увеселительным собраниям такого рода, гульбищам, садам, вечеринкам и прочим местам соблазна, тому нужно вести борьбу с этими греховными привычками так же, как пьянице с вином, вору с воровством. Как не пившему вино нужно беречься первой рюмки, так молодым людям нужно опасаться первого выхода в места увеселений: одним — в театры, сады, места гуляний, другим — на вечеринки, качели и тому подобные собрания. А кто уже привык к этому, тому нужно употреблять всё усилие воли, чтобы прекратить посещение этих увеселительных собраний. Сперва скучно и трудно будет, но потом, при помощи Божией, можно одолеть себя и возвратить себе душевный мир и спасение души.
Итак, выходите на борьбу со своими греховными навыками, не страшитесь — вам Бог помощник. Боритесь и молитесь. Спасение души дороже всего. Стоит для него потрудиться, даже до пролития крови, если бы то понадобилось!
Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2
Теги: Святитель Макарий (Невский) 15 Апреля 2019
Статьи Как помочь душе умершего?
В дом пришло горе. Умер близкий человек. Смерть всегда приходит внезапно. Для нас шок даже когда умирает тяжело больной человек, которому врачи отвели на жизнь не больше суток. Столько слов еще не сказано, а прощание, если оно и было, не смогло вместить в себя всю полноту нашей любви и сострадания к близкому. И хочется сказать еще хоть несколько слов, хочется любыми средствами вернуть человека, чтобы он разделил с нами радость жизни. Мы впадаем в отчаяние и начинаем обращаться к мошенникам различным мошенникам. К экстрасенсам, пытаясь вызвать душу близкого на «разговор». К гадалкам, чтобы они нагадали, что сейчас происходит с усопшим. Кто-то пытается залить свое горе вином или чем покрепче.
Но именно в эти дни, когда мы полны горя и слез, душе нашего друга больше всего нужна наша помощь. В православной традиции считается, что в течение сорока дней душа проходит посмертные испытания. В это время наша помощь будет для души умершего бесценна.
Покойному человеку, по сути, безразлично, насколько дорогой был его гроб, или в каком лимузине его везли на кладбище. Пышные похороны близким мы делаем ради себя. За гранью смерти человек, со всем своим опытом, привычками и страстями предстает на суд пред Богом. Что это за суд? В Священном Писании сказано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет». (Ин 3,19) Другими словами, если человек сможет принять Бога, отказавшись от всех греховных привычек и желаний, то после смерти он будет «во свете», то есть вместе с Богом. Если же душа отвергнет Бога, то она останется один на один со своими неисполнимыми по ту сторону смерти земными желаниями и пристрастиями: к алкоголю, табаку, телевизору, вкусной пище. Один на один со своими земными обидами, гордостью, ненавистью к кому-либо и т.д. Такое состояние и есть ад.
После смерти человек движется «по инерции» к тем ценностям, к которым стремился всю жизнь. Именно поэтому душа нашего близкого так сильно нуждается в нашей помощи: самостоятельно изменить свой «курс» она не может. Мы можем и должны помочь ей достигнуть успеха в ее последнем, самом важном, итоговом пути.
Православная традиция видит первый и главный способ помочь усопшей душе – молитва.
Существует церковная и личная молитва. Через молитву Богу за этого человека мы помогаем душе близкого направиться к Господу, победить страсти и преодолеть страх и панику от ее нового состояния. Молиться можно по молитвослову и своими словами. Главное в молитве – осознанное обращение к Тому, Кому мы молимся.
Второй способ, предлагаемый Православием это милостыня и добрые дела ради души усопшего. Милостыню можно подавать как просто нищим, просящим на улице, так и просто бедным людям: многодетным и пенсионерам. Форма помощи и ее оказания может быть разной: продуктами, деньгами, вещами, своим временем и работой по дому. Главное, чтобы она не оскорбила человеческое достоинство нуждающихся.
Но как поможет милостыня усопшему? Старец Паисий Святогорец писал об этом следующим образом: «Если кто-то будет страдать от болезней, не сможет работать, будет в долгах и ты в таком тяжелом положении поможешь ему и скажешь: «Возьми эти деньги за упокой души такого-то», то этот человек скажет: «Бог его простит. Да будет благословен его прах». Берущие милостыню совершают сердечную молитву за усопших, и это весьма помогает последним».
Таким образом, через милостыню мы вновь подаем душе умершего спасительную для нее помощь молитвы.
Личная, осознанная молитва с любовью к этому человеку, как духовная нить связывает молящихся с умершими близкими, ведет их души ко Христу, дает нам радость и умиротворение о них, потому что Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Лк. 20:38)