ул. Казанская, 50
Спасский собор. 2019 г.
История Спасского собора начинается почти 400 лет назад, в начале XVII в., когда на месте храма стояла деревянная Троицкая церковь. На ее паперти над входом висела икона Спаса Нерукотворного, прославленная чудесами, которые начались 12 июля 1645 г. Это был день возведения на престол Алексея Михайловича, второго самодержца из дома Романовых. Именно в этот день житель города Хлынова (Вятки) Петр Палкин, будучи слепым уже три года, пошел в храм и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Весть о чуде быстро облетела город, к иконе Спасителя стало приходить множество людей, просящих помощи, и многие получали исцеление.
Вид на Спасский собор и южную часть города. Начало XX в.
Весть о чудесах, происходивших в Вятке в 1646 г., достигла Москвы. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. у Яузких ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышли сам царь с семьей и патриарх Иосиф. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее — в Успенский собор. В память об этом событии царь назвал Фроловскую башню Спасской. Спасская башня Кремля, получившая таким образом, «вятские корни», навсегда стала одним из символов России. Около 300 лет икона находилась в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы, однако после событий 1917 г. она бесследно исчезла.
Спасский собор и приказная изба (в центре снимка). Начало XX в.
В Вятке же на месте обветшавшей Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор, но простоял он недолго, около шестидесяти лет. После пожара 1757 г. храм разобрали, и на его месте в 1764 – 1767 гг. был воздвигнут новый величественный собор, в верхнем храме которого находился чудотворный образ Христа Спасителя. Эта постройка и сохранилась в несколько измененном виде до наших дней.
Вид на Спасский собор с перекрестка Преображенской и Казанской улиц
Строительство собора пришлось на вторую половину XVIII в., на период раннего классицизма. Внутренняя отделка храма завершилась к 1818 г., когда освятили последний престол на втором этаже — святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, строительство храма продолжалось 54 года. Верхний храм собора не отапливался, службы в нем проходили лишь летом. Спасский собор поражал горожан своими масштабами: высота колокольни достигала 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.
Бывшая Соборная площадь Вятки. В центре — обезглавленный Спасский собор. 1930-е гг.
В 1929 г. храм был закрыт, но в отличие от многих остальных соборов города уцелел. Долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х годов — научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции. В 2009 г. была восстановлена колокольня, на которой установлен девятиметровый золоченый шпиль с крестом. В последние годы возрождение храма активно продолжается, хронику восстановительных работ можно почитать на сайте Спасского собора.
Сюжет ГТРК «Вятка» об установке на колокольне Спасского собора главного колокола (22 октября 2018 г.)
Фото: С. Суворов, ГАКО, pastvu.com, Л. Калинина
В центре Кирова, где когда-то был Хлыновский кремль, а позже — архиерейское подворье, разрушается последний фрагмент стены Вятского кремля. Как сохранить историческое место и спасти почти разрушенную арку, сегодня решают историки и эксперты.
Так величественно в 17 веке выглядел Хлыновский кремль — политический и духовный центр Вятской земли. Художник Александр Селезнев изобразил его с максимальной детализацией.
Город Хлынов часто горел и то что осталось от кремля теперь находится глубоко под землей.
АНДРЕЙ КРЯЖЕВСКИХ, ДИРЕКТОР НПЦ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Хлыновский кремль был деревянным, имел дерево-земляные укрепления и до нашего времени не сохранился. Когда его сооружения утратили оборонительное значение, то деревянные стены и вал был разобран, ров засыпан и сейчас на поверхности ничего не напоминает о том, где проходили эти оборонительные укрепления».
В 18 и 19 веках на территории Хлыновского кремля находилась резиденция вятского Епископа и Кафедральный Троицкий собор. Вокруг комплекса архиерейских зданий была сооружена декоративная кирпичная ограда с башенками. Причем некоторые из башен стояли там же, где располагались древние башни Хлыновского кремля. В 30-е годы XX в. прекрасный архитектурный ансамбль, который уже тогда называли и Вятским кремлем был почти весь уничтожен.
АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Сюда не водят экскурсии, здесь не бывают туристы. Да и не каждый житель нашего города знает об этом месте! Тем не менее, это место уникально. Здесь сохранился последний фрагмент стены Вятского кремля сооруженной в 19 веке. Сегодня этот фрагмент стены в плачевном состоянии. Арка обрушилась. Постепенно он разрушается. Этот памятник архитектуры нашего города требует к себе пристального внимания и нуждается в реставрации».
На этом снимке фотографа Юрия Бакулина арка еще цела. Здесь запечатлен момент съемок фильма режиссера Риммы Лаптевой об Александре Витберге — в 90-е годы. Арка пока держится, но кирпичная кладка уже пострадала от влаги. Этот снимок сделан несколько лет назад — стена еще не разрушена. А вот так плачевно выглядит она сейчас. Разрушение стены ускоряется с каждым годом.
ЕЛЕНА КУСТОВА, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, РУКОВОДИТЕЛЬ » ТОМ СОЙЕР ФЕСТ НА ВЯТКЕ»:
«Все проблемы они здесь видны. Кирпичи оказались очень сильно повреждены, их поливает сверху. С другой стороны деревья. Американский клен, наверное, это самое худшее, что можно придумать для кирпича, потому что он очень сильно и очень быстро разрушает кирпич. Надо чем-то закрыть кирпичи это, во-первых, и потом максимально убрать деревья, насколько это возможно. Еще пару лет и спасать уже будет нечего!».
Эксперты научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия Кировской области провели исследование фрагмента стены и прилегающих зданий. По их мнению, еще одна часть стены Вятского кремля могла сохраниться в цокольных этажах дома Певчих и дома Епархиальных служащих, признанных недавно охраняемыми государством памятниками истории и архитектуры. Вывод один — объекты нуждаются в срочной реставрации.
ДМИТРИЙ МАРЬИН, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА АРХИТЕКТУРЫ НПЦ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Здесь по карнизу можно посмотреть, который является цоколем здания архиерейских певчих, далее просматривается где то на уровне 2 этажа. В 2016 году здание признали аварийными. Но так как это объект культурного наследия, сносить его не будут, и мы надеемся, что в скором времени займутся его реставрацией».
Помочь в реставрации и сохранении памятника готовы участники движения «Том Сойер фест на Вятке». На их счету уже не одно спасенное здание. Но все эти здания не имели статуса объекта культурного наследия — заниматься такими объектами, по закону, разрешено только специализированным организациям. Единственно, что могут добровольцы — это провести субботник и прибрать территорию. А еще они изготовили памятную табличку, которую в скором времени планируют установить рядом с
разрушающимся фрагментом стены.
ЕЛЕНА КУСТОВА, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, РУКОВОДИТЕЛЬ » ТОМ СОЙЕР ФЕСТ НА ВЯТКЕ»:
«В этом году мы проводим ряд субботников около объектов культурного наследия и у каждого такого дома оставляем такую табличку, чтобы это был не просто безымянный памятник, никому не нужный и брошенный, а чтобы о нем знали, и такую табличку ребята из клуба «Мир» сделали для этого места. Мы надеемся здесь провести субботник и как раз установить на этой стене».
Сейчас комплексу епархиальных зданий, казалось бы, ничего не грозит — им присвоили официальный статус охраняемых памятников и теперь здания охраняются законом, но бумажные постановления, к сожалению, не защищают от медленного разрушения.
Историческая территория зарастает сорной травой. А последний сохранившийся фрагмент стены Вятского кремля завален мусором.
ЕЛЕНА КУСТОВА, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, РУКОВОДИТЕЛЬ » ТОМ СОЙЕР ФЕСТ НА ВЯТКЕ»:
«Для нас, как для историков, важно, что эта стена проходит по тому месту, где раньше располагались укрепления кремля 17 века. Поэтому это была память о том кремле и о нашей истории. Которая, к сожалению, потом была уничтожена. И тот самый фрагмент, последний фрагмент который остался от этой стены».
Наш город потерял немало своих архитектурных жемчужин. Многое утрачено навсегда. И этот фрагмент кирпичной стены просто необходимо сохранить — нужны средства, специалисты высокого класса. Возможно, подготовка к предстоящему юбилею города поможет найти средства для реставрации этого уникального памятника вятского зодчества — фрагмента ограды комплекса архиерейского подворья или как его еще называют Вятского кремля.
Православная Вятка
Что вы знаете о православных святынях Вятки? В Вятской губернии было множество православных церквей и соборов. В результате большевистских гонений многие уничтожили. Однако в Кирове сохранились и сегодня действуют многие старинные храмы. Посмотрим на них?
(Фото: Алекс Просвирнин)
Многие знают, что Вятка с давних времён являлась центром религиозной жизни всего Вятско-Камского региона. К 1917 году только в городе было 28 православных церквей и соборов. А по всей Вятской губернии действовали 43 городских храма, монастырских — 28 и в сельской местности — 825.
В результате большевистской политики в XX веке было уничтожено множество религиозных сооружений (Кафедральный, Александро-Невский, Покровский, Воскресенский соборы и другие). Однако в городе сохранились и сегодня действуют многие старинные храмы. Пройдём по ним.
СВЯТО-СЕРАФИМОВСКИЙ СОБОР
(Фото: Елена Чудиновских)
Этот нарядный собор построили на пожертвования горожан. На протяжении более ста лет он практически не прекращал принимать прихожан. По сей день Свято-Серафимовская церковь считается духовным центром Кирова и одним из его символов.
Собор построили по проекту вятского архитектора Ивана Чарушина. Здание получилось удивительно живописным, оно передаёт национальный характер церкви. Многих удивляет чёрный цвет кровли. Дело в том, что в старину крышу и купола русских церквей сооружали исключительно из дерева, которое со временем темнело и приобретало чёрный цвет. Отсылку к этой традиции сохранил Иван Чарушин. В 1907 году епископ Вятский и Слободской Филарет освятил храм во имя Святого Серафима Саровского.
В годы гонений Серафимовская церковь уцелела, так как её признали пригодной для школы, однако богатый иконостас утрачен безвозвратно. В 1940 году церковь закрыли и разместили здесь музей атеизма. В нём сохранились иконы и другие святыни из разорённых церквей Вятской губернии. Однако во время Великой Отечественной войны храм вернули верующим. Долгие годы он оставался единственным действовавшим на территории Кирова.
Позднее церковь реконструировали, за счёт сноса близлежащих домов увеличили прихрамовую территорию и обнесли её каменной оградой. В 1990 году кафедру архиерея перенесли в Успенский собор.
Адрес: Киров, ул. Урицкого, 25.
УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ
(Фото: Алекс Просвирнин)
Это один из главных символов Вятки, долгое время был её духовным и просветительским центром.
Монастырь основал инок Трифон в 1580 году на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Жалованную грамоту на это дал ему царь Иван Грозный.
В монастыре построили четыре храма. Монахи вели активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Они даже выступили основателями и строителями новых вятских монастырей. Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей.
Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор — было заложено в 1684 году, вскоре сюда перенесли мощи преподобного Трифона, а над его могилой установили раку. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря — древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.
Позднее неподалёку от Успенского собора возвели Никольский надвратный храм, каменные колокольню, церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла, настоятельские палаты, Благовещенский храм и братский корпус. Так сформировался монастырский комплекс.
При Петре I Трифонов монастырь содержал духовную школу, солдат-инвалидов и даже преступников, присылавшихся на покаяние.
В XIX веке стало развиваться почитание преподобного Трифона благодаря проводимым крестным ходам. Всё больше паломников, желая поклониться мощам святого, приезжали в Вятку.
После октябрьской революции Успенский собор использовали как книгохранилище, остальные здания отвели под общежитие, столовую, прачечную. Часть монастырских сооружений была утрачена. В 1980 году началась реконструкция монастыря. Сегодня это сердце Вятки, наполненное светом и духовной силой.
Адрес: Киров, ул. Горбачёва, 4.
СКУЛЬПТУРНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРЕПОДОБНОМУ ТРИФОНУ ВЯТСКОМУ
(Фото: Алекс Просвирнин)
Трифон Вятский (в миру Трофим Подвизаев) — местночтимый святой Вятской земли и Пермского края, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря. Постриг в монахи Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.
Архитектурный ансамбль, посвященный Трифону Вятскому, находится в сквере напротив гостиницы «Центральная», на вершине холма. На этом месте до середины 1930-х годов стояла Покровская церковь. После её уничтожения большевиками здесь был разбит сквер.
В 2010 году Владыка Вятский и Слободской Митрополит Хрисанф выступил с инициативой установки на этом месте памятника преподобному Трифону Вятскому в знак благодарности за его колоссальный вклад в духовное развитие Вятского края. Проект был благотворительным, деньги собирали всем миром.
Авторами скульптуры Трифона Вятского стали Владимир Бондарев и Клара Коциенко. Скульптурный комплекс состоит из бронзовой фигуры Трифона Вятского в монашеском одеянии с моделью Успенского собора в руке и Стены Памяти Вятки – композиции в виде трёхчастного иконостаса, на котором изображены восемь соборов, которые находились на территории Вятки.
Адрес: Киров, на пересечении улиц Ленина и Московской.
СПАССКИЙ СОБОР
(Фото: Алекс Просвирнин)
Ещё один удивительный древний храм Вятки. Его возвели в XVIII веке. С этим собором связан один из самых чтимых образов Вятской земли — Спаса Нерукотворного.
На месте собора в XVII веке стояла деревянная Троицкая церковь. Над входом висела икона Спаса Нерукотворного, которая, по воспоминаниям очевидцев, творила разнообразные чудеса и исцеляла людей. Так, 12 июля 1645 года житель города Пётр Палкин, будучи слепым три года, пришёл сюда и стал молиться перед иконой Спасителя. Внезапно он прозрел. Весть об этом чуде облетела город. К иконе стали приходить люди с просьбами о помощи, и многие получали исцеление.
Молва об этом достигла Москвы. Царь Алексей Михайлович Романов, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Встреча в столице состоялась в 1647 году. Приложившись к иконе, Алексей Михайлович с приближёнными внёс её в Кремль через Фроловские ворота. В память об этом событии Фроловскую башню Кремля стали называть Спасской. После этого, к слову, вятская икона около 300 лет находилась в Новоспасском монастыре Москвы, после октябрьской революции исчезла.
В Вятке на месте обветшавшей Троицкой церкви в 1767 году построили каменный Спасский собор. Он поражал граждан своими масштабами: высота колокольни достигла 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.
После октябрьской революции храм закрыли и устроили в здании общежитие. Уничтожили колокольню и купол. После возвращения собора церкви началась его реконструкция. Восстановлены колокольня и шпиль с крестом.
Адрес: Киров, ул. Казанская, 50.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(Фото: sobory.ru)
Он был основан в 1624 году при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. Тот подарил монастырю икону преподобного Михаила Малеина, которая считалась древнейшей в обители.
Монастырь строили на протяжении нескольких веков, он несколько раз горел и и существовал исключительно на пожертвования прихожан.
На рубеже XVII – XVIII столетий на месте старой деревянной церкви была построена каменная Спасо-Преображенская церковь в стиле русского «узорочья». Позднее появились новые постройки, в том числе колокольня с двенадцатью колоколами. Среди них — особо древний, с изображением Распятия, отлитый в 1627 году. При монастыре действовали живописная, позолотная и рукодельная мастерские.
Монастырь закрыли в годы большевистских гонений, внутреннее пространство храмов перестроили и приспособили под жилые помещения. По рассказам жильцов, они нередко находили церковную утварь и даже вход в подземелье. Как утверждала тогда молва, между женским и мужским монастырями Вятки существовал тайный подземный ход.
В 1900-е годы территорию монастыря вернули церкви. Здесь возобновлены богослужения, отреставрирована часть территории и храмовых комплексов. В обители находятся мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского.
Адрес: Киров, Динамовский проезд, 6.
РАЗДЕРИХИНСКАЯ ЧАСОВНЯ
(Фото: Алекс Просвирнин)
Сегодня это один из символов древней вятской истории.
Часовню Михаила Архангела построили в память о сражении вятчан с устюжанами на краю Раздерихинского оврага, которое произошло в XV веке. Вятчане, ожидая нападения татар, в темноте приняли за них отряд устюжан. «Своя своих не познаша и побиша». Оплакав убитых, решили проводить на этом месте праздник Свистунью (Свистопляску) и поставили здесь часовню. Есть версия, что устюжане тоже шли биться с вятчанами, но были разбиты.
Тем не менее панихида в часовне в четвёртую субботу после Пасхи была неотъемлемым элементом Свистуньи. Во время праздника разыгрывались шуточные битвы между командами, иногда заканчивавшиеся тяжёлыми травмами и побоями. Торговцы продавали сладости и игрушки, дымковские мастера выставляли глиняные свистульки и шары. Последнюю Свистопляску в Вятке справили в 1920-х годах.
Со временем деревянная Раздерихинская часовня обветшала. В 1875 году на её месте соорудили каменную по проекту архитектора Николая Андреевского. В 1925 году её разрушили. Восстановили в 1999-м.
В 2010 году в часовне совершили молебен по погибшим в битве XV века в присутствии почётных гостей из Великого Устюга. Затем кировчане устюжане по очереди испили воды из общего чана и обнялись в знак примирения.
Адрес: ул. Казанская, напротив дома 63.
ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Третий по древности действующий православный храм в Кирове. Один из редчайших памятников вятского зодчества начала XVIII века.
Храм построили в 1723 году, он имеет уникальное решение – восьмерик «от земли». Этот приём был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в Кирове, но и в области.
Более того, храм построили в то время, когда Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга.
В иконостасе церкви стояла древняя Грузинская икона Божьей Матери. В XIX веке здание перестроили по проекту вятского архитектора Ивана Чарушина, который увеличил высоту главного нефа, что позволило установить дополнительное верхнее освещение. Рядом с храмом была построена каменная церковно-приходская школа.
После октябрьской революции храм закрыли, в разные годы в здании располагались архив, планетарий и общество охраны памятников истории и культуры.
Сегодня храм отреставрирован и является действующим. Была воссоздана в своих исторических границах обширная кованая ограда с каменными рельефными столбами. В 1993 году храму передали старинную икону преподобного Трифона Вятского, которую на берегу реки Вятки нашли во время земляных работ. Теперь образ препободного Трифона почитают здесь как храмовую святыню.
Адрес: Киров, ул. Свободы, 54.
ЦАРЁВО-КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Ещё один из старейших храмов Вятки. Построен на месте сгоревшей деревянной церкви в XVII веке. Новый храм освятили в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, уцелевшей в пожаре.
Храм в разное время посещали писатели Михаил Салтыков-Щедрин и Александр Герцен, архитектор Александр Витберг. Будучи гимназистами, сюда приходили историк А. Спицын, невропатолог Владимир Бехтерев, учёный-селекционер Николай Рудницкий, хирург Александр Бакулев. Здесь были крещены Алексей Деньшин, возродивший дымковский промысел, и дети фотографа Сергея Лобовикова, дом которого стоял по соседству. Церковь часто посещали вятские губернаторы, проживавшие в квартале от неё в доме на Спасской улице.
В годы советской власти храм практически полностью был разрушен, в 2000-е годы передан церкви. Сейчас действующий. В храме совершаются богослужения на языке жестов — для людей с дефектами речи и слуха.
Адрес: Киров, ул. Свободы, 70а.
← Вернуться
Церковь Троицы Живоначальной c.Медяны (Юрьянский район)
Село основано в конце пятнадцатого века. Оно всегда было небольшое, но со своей церковью.
В 1753 году прихожане обратились с просьбой к Епархиальному начальству о дозволении построить каменную церковь. К марту 1754г. были заготовлены материалы и приступили к закладке каменного храма. Чтобы кладка крепче схватилась, в известь добавляли сырые яйца. Их по всей округе собирали на стройку.
Каменная церковь была построена в 1770 году с дозволения епископа Варфоломея. Церковь была построена на средства и усилиями прихожан. Храм построен в виде корабля. Автор проекта неизвестен. В 1777 году была построена главная холодная церковь и освещена в честь Святой Троицы. В 1878 год теплая церковь расширена. После перестройки в теплой церкви устроено в приделах 2 престола: левый в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вновь устроенный в честь Сретенья Господня. Главный престол — во имя Живоночальной Троицы. Все престолы штукатуренные, летний — украшен живописью и фресками.
На колокольне свято — Троицкой церкви было 3 колокола, которые были вылиты заграничными авторами. На каждом колоколе была надпись: 1) Anno 1639. Assuerus Hosttr me fecit», 2) «Аnnо Domini MDCLVIII» 3) «1657. Ivrien Balthvsar. heft. my. ghe Goottn in. Leevwa erden». Колокольня была соединена с трапезной. Окна украшены железными узорчатыми решетками. Огорожена церковь была забором.
С 1992 службы проводятся в молельном доме им. Святой Троицы. С октября 2013 года настоятелем назначен протоиерей Андрей Дудин. Под его руководством планируется восстановить церковь в ее величии.В 1938 году храм был закрыт. Решением райисполкома передана под культурные нужды. Купол церкви и верхний ярус колокольни были разрушены. После войны в здании церкви разместили машинно-тракторные мастерские (МТС). Для заезда тракторов в здание алтарь был снесен и на его месте устроены въездные ворота. Здание освободили только в начале 1990-х годов. Вот уже 13 лет церковь пустует и разрушается. На крыше бесхозного здания вспыхнул пожар и разрушил кровлю церкви.
Адрес: Кировская область, Юрьянский район, с. Медяны, ул. Медянская, 1