Потрясающая работа Михаила Александровича Врубеля «Сошествие Святого духа на апостолов» украшает цилиндрический свод Кирилловской церкви, расположенной в Киеве. Произведение относится к первым работам живописца.
Согласно Евангелию, к апостолам пришел Святой дух в образе голубя. Языки пламени, исходившие от птицы, почили на их головах. Отныне апостолы стали владеть всеми языками, что позволило им распространять учение Иисуса Христа по всему миру.
Как и все евангельские сказания, сюжет Врубеля «Сошествие Святого духа на апостолов» имел свою иконографический метод, закреплённый многолетней традицией. Живописец неотступно следовал этому методу. Скорее всего, живописец обращался к древнейшим библейским миниатюрам, однако его персонажи интерпретированы несколько иначе, чувствуется влияние относительно современной живописной школы.
12 апостолов сидят полукругом, поэтому плотно буквально повторяет полукруглый церковный свод. В центре мы видим фигуру в темно-синем одеянии. В образе угадывается Богородица. На картине преобладает синяя цветовая палитра: синеватый фон и бледно-голубые одеяния апостолов. Особенно выделяется золотистый свет, излучаемый от Святого духа в виде голубя. Если внимательно присмотреться к одежде апостолов, то можно заменить светлые участки, которые создают необычный эффект свечения. Все апостолы охвачены общим высоким душевным подъёмом: кто-то задумчив, кто-то прижимает ладони к груди, кто-то напряженно стискивает руки.
1884 год. 28-летний студент Санкт-Петербургской Академии Художеств Михаил Врубель, в числе прочих, приглашен в Киев для реставрационно-восстановительных работ в Кирилловской церкви, как лучший ученик известного педагога Академии Павла Чистякова. Руководит работами профессор-искусствовед Адриан Викторович Прахов.
Почти все вечера Врубель проводит в доме профессора, обсуждая ход работ, изучает книги по истории византийского и русского искусства. Следуя стилистике сохранившихся в церкви старых фресок, художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиций «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач». Он много беседует с женой своего руководителя, матерью троих детей и душой киевского художественного общества Эмилией Львовной Праховой. Выйдя замуж за профессора-искусствоведа в 16 лет, Эмилия Львовна хорошо знает мир искусства, закончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у самого Листа. Они говорят о музыке, поэзии, литературе. «Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!)» — это строки из восторженного письма Врубеля к сестре. «Чудесным человеком» стала для него Прахова. А Киев — самым желанным городом: «Как хорош, однако же, Киев. Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев…» Биографы художника отмечают, что никогда больше он не был так счастлив, как в это время. Вскоре Врубель понимает, что их разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце просыпается любовь.
До профессора Прахова доходят слухи о том, что у его жены появился молодой поклонник. Чтобы помешать дальнейшему развитию их романтических отношений, он предлагает Врубелю поехать в Италию познакомиться с творчеством старых мастеров и закончить работу над четырьмя иконами для иконостаса – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем». Врубель уезжает в Венецию, увозя с собой фотографию любимой и несколько набросков ее портретов.
Врубель проводит в Венеции около полугода. Несмотря на то, что Италия много дает художнику в его творческом развитии, все же он нетерпеливо ждет возвращения. С ним происходит то, что часто бывает с людьми, оказавшимися на длительный срок за пределами Родины: только тогда чувствуется вся сила ее притяжения. В письмах из Италии он пишет, что здесь можно учиться, а творить — только на родной почве; что творить — значит чувствовать, а чувствовать — значит «забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». «…Сколько у нас красоты на Руси!» — такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Сирень. 1900
Холст, масло. 160 x 177 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Роза в стакане. 1904
Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 29 x 18 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Шиповник. 1884
Бумага, акварель. 24 x 19 см
Частное собрание
Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы. 1885
Не окончен. Лист из альбома
Бумага, акварель, графитный карандаш. 11 x 18 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887
Этюд
Бумага, акварель. 38 x 32 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Белая азалия с листьями. 1886-1887
Этюд
Бумага, черный карандаш, графитный карандаш, акварель. 29 x 22 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Красная азалия (Два цветка). 1886-1887
Этюд
Бумага, акварель, графитный карандаш. 24 x 15 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Орхидея. 1886-1887
Этюд
Бумага, акварель, графитный карандаш. 24 x 15 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Лилия. 1895-1896
Эскиз
Бумага, акварель. 43 x 45 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Примавера. 1897
Бумага, акварель. 96 x 50 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Сирень. 1900
Эскиз одноименной картины 1900 г., находящейся в ГТГ
Дерево, масло. 18 x 23 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Белый ирис. 1886-1887
Бумага, акварель. 24 x 16 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Кампанулы. 1904
акварель
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сирень. 1901
Вариант картины «Сирень»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Белая азалия с листьями. 1886-1887
Бумага, акварель. 24 x 16 см
Утро. 1897
Декоративное панно, исполненное для дома С.Т.Морозова в Москве
Холст, масло. 261 x 447 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Цветы в синей вазе. 1886-1887
Бумага, акварель. 16 x 24 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Белая азалия без стебля. 1886-1887
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 34 x 25 см
Полевые цветы. 1884
Эскиз для вышивки
Бумага, акварель. 40 x 23 см
Букет в синей вазе. 1887
Бумага, акварель. 33 x 23 см
Розы и лилии. 1894
Триптих «Цветы» для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Левая часть триптиха
Холст, масло. 134 x 134 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Желтые розы. 1894
Триптих «Цветы» для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха
Холст, масло. 134 x 135 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Хризантемы. 1894
Триптих «Цветы» для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Цетральная часть триптиха
Холст, масло. 300 x 163 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля Серия сообщений «Врубель»:
Часть 1 — Майолика и другой декор гостиницы «Метрополь» (Москва, Театральный проезд, 1/4)
Часть 2 — Врубелевская керамика и майолика
…
Часть 15 — Абрамцево. Камин Врубеля.
Часть 16 — Врубель. Утро.
Часть 17 — Цветы в живописи М. Врубеля.
Серия сообщений «Цветы художников»:
Часть 1 — ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ КЛОДА МОНЕ
Часть 2 — Ван Гог. Подсолнухи и ирисы и прочая красота.
Часть 3 — Цветы в живописи И.И. Левитана
Часть 4 — Цветы в живописи М. Врубеля.
Часть 5 — Прекрасные цветы. Головин А.
Часть 6 — Джон Сингер Сарджент. Цветы и дети.
…
Часть 8 — Джон Уильям Уотерхаус. Красота!! Женщины+цветы.
Часть 9 — Лоуренс Альма-Тадема. Красота! Женщины+цветы.
Часть 10 — Спасибо всем за поздравления! Весна пришла!!!