Содержание
Биография Апостола Павла
Апостол Павел (при рождении Шауль, Савл или Саул) – величайший проповедник христианской веры, не бывший учеником живого Творца, никогда не видевший его во плоти и не участвовавший в библейских событиях, а призванный к апостольскому служению уже после воскресения Христа. Бесстрашный мученик, хранивший любовь к Иисусу и, невзирая на неисчислимые страдания и опасности, неустанно приобщавший язычников к мудрости высшего порядка; автор 14-ти посланий, ставших важной составной частью Священного Писания. Апостол Павел Пережив глубокое потрясение после явления ему воскресшего Спасителя, высокообразованный аристократ и пламенный фарисей из хулителя христианства стал верным божьим служителем и вместе с простолюдином, неученым, но твердым духом апостолом Петром прослыл в православии и в католичестве первоверховным всехвальным святым.
Детство и юность
Будущий вдохновенный просветитель появился на свет в начале I века в крупном торговом и культурном центре провинции Киликии – городе Тарс (Малая Азия). Его родные были состоятельными и ревностными иудеями, потомственными гражданами Рима, что являлось исключительной социальной привилегией. По семейному преданию, происходили они из колена Вениаминова, как и первый еврейский царь Саул, в честь которого мальчик и получил свое имя. Савл После начального домашнего обучения одаренный юноша стал лучшим среди воспитанников авторитетного богослова Гамалиила в раввинской академии Иерусалима. К двадцати годам он сформировался в эрудированную личность – досконально изучил Пятикнижие, в совершенстве овладел греческим, библейским ивритом, латынью, был прекрасно сведущ в ораторском искусстве, в тонкостях философии, римского права, цитировал греческих поэтов. Как было принято среди законоучителей того времени, он также освоил простое ремесло – изготовление палаток для праздника Кущей, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь собственным трудом. «Каменование Святого Стефана», Рембрандт Молодой человек всем сердцем верил в пришествие Спасителя, представляя его, как и многие соплеменники, в образе могущественного земного владыки. Плотник же из Назарета, равнодушный к соблазнам материального мира, не соответствовал этим ожиданиям. Поэтому Саул считал его самозванцем и угрозой для иудаизма. По распоряжению синедриона пылкий ревнитель Закона стал свидетелем побитья камнями первомученика Стефана – он охранял одежды мучителей. Затем Саул получил официальное право участвовать в религиозных расправах над приверженцами учения Христа.
Служение
Примерно в 34 году в качестве посланника первосвященника Савл отправился в сирийский Дамаск с целью арестов христиан и доставки их для суда в Иерусалим. На пути сам господь чудесным образом призвал его к апостольству – ослепил ярчайшим небесным светом и помог осознать, что с ним говорит действительно Мессия, обещанный человечеству Ветхим Заветом. Обращение Савла по дороге в Дамаск По прибытии в столицу Сирии Савл окончательно прозрел духовно и телесно во время совершения таинства крещения. Затем он проповедовал божью благую весть о возможности спасения и стал одним из главных распространителей христианских истин. Это обстоятельство вызвало гнев иудеев и попытки убийства, поэтому он вынужден был тайно бежать из города.
Вернувшись в Иерусалим, новообращенный брат во Христе познакомился с другими апостолами и продолжил активную проповедническую деятельность. Члены общины, с недоверием встретившие своего недавнего преследователя, вскоре убедились в его искренности и пламенной вере. Позже они решили препроводить его на родину в Тарс (опасаясь за его жизнь). Иконы апостола Павла Предположительно в 43 году по вызову брата по вере Варнавы Саул отправился в Антиохию, а спустя два года неутомимого служения совершил вместе с ним свое первое миссионерское путешествие непросвещенным миром для благовестия. Средиземным морем они последовали на Кипр, где в Пафосе лжепророк Вариисус ослеп после проповеди, а местный правитель Сергий обратился ко Христу. Затем они посетили многие поселения в Малой Азии, излечили в Листре хромого, основали ряд церквей.
В 49 Савл стал участником Апостольского Собора, вдохновенно выступая против обязательства крещеных язычников строго блюсти все предписания Моисеева закона. Его мнение было поддержано всеми собравшимися, включая апостола Петра. «Святой Апостол Павел», Андрей Рублёв В течение последующих почти двух десятков лет бесстрашный учитель христианской веры, известный как «апостол язычников», обошел всю империю от восточных пределов до Испании, проповедуя благую евангельскую весть среди «необрезанных» (в отличие от Петра, распространявшего свет Христовой Церкви преимущественно для евреев). Апостол Павел пишет «Послание к коринфянам» Результаты его подвижнических усилий были ошеломляющими, а мудрые писания вошли впоследствии в канонический текст Нового Завета. В поездках он терпел голод, стужу, страдал от нужды и недугов. Его не раз бросали в темницы, держали в оковах, избивали. Ему неоднократно чудом удавалось избегать угрозы быть растерзанным дикими зверями и спасаться после кораблекрушений.
Последние годы жизни и смерть
В 59 году в Иерусалиме подвижника арестовали из-за народных волнений и препроводили в Рим, где он провел два года в заточении. Затем после свершения своего последнего веропроповеднического путешествия в Италию в 62 году он проживал и наставлял римлян, заручившись терпимостью местных властей. Апостол Павел проповедует ефесянам В Вечном городе он создал послания к Филиппийцам, к уверовавшим евреям, к Тимофею и Титу, посвятив их в сан епископов Ефеса и Крита, соответственно. В этот период он побывал также на Мальте, Троаде, в Македонии. Апостолу Павлу отрубают голову Вернувшись в Рим, он продолжил трудиться в проповедовании христианских идей при правлении свирепого Нерона, но вторично попал в тюрьму и в период гонения на христиан погиб за веру. Как гражданина Рима, апостола казнили «мягко» – отсечением головы мечом, в отличие от тысяч других твердых в своей христианской вере людей, подвергавшимся пыткам, распятию, бросанию на растерзание зверям на цирковой арене, избиению до смерти камнями.
На месте его казни и погребения за чертой города позже был возведен в его честь храм. В 1823 году он сильно пострадал во время пожара. Для восстановления святыни российским императором Николаем I был прислан малахит и лазурит. Док. сериал «Апостолы». Фильм 12-й. «ПАВЕЛ» (2014) Память Павла празднуется в один день с Петром, погибшим практически одновременно за беззаветное служение вере: православными – 12 июля, католиками – 29 июня. Их справедливо почитают столпами церкви и главными святыми апостолами. Им молятся о покровительстве при открытии собственного дела, защите от беды, об исцелении, укреплении в вере, о помощи в овладении иностранными языками.12 июля (н. ст.)
Тропарь апостолов
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостолов
глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.
Апостол Петр
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверж-дению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.
Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.
Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».
К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».
Апостол Павел
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.
Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.
При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего об-ращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Житие Святого апостола Павла
До апостольского служения Павел носил имя Савл. Родился он в Малоазийском городе Тарсе и принадлежал к числу иудеев, которые ранее были в рабстве у римлян и обладали римским гражданством. Тарс слыл городом просвещенным, а его жители славились образованностью. Именно там Савл получил своё первое образование, там же познакомился и с языческой верой.
Затем будущий апостол переехал в Иерусалим, где продолжил обучение у знаменитого знатока фарисейского закона Гамалиила. В этот период времени изменяются религиозные взгляды Савла, а сам он готовится к должности раввина. Завершив образование, Савл выступает с яростными речами против христиан и даже удостаивается права преследовать их не только в Палестине, но и за её пределами. Так, волею судеб, он направился в Дамаск.
Но на этом пути Савла ждала удивительная встреча – ярчайший столп света освятил будущего апостола, из-за чего тот упал на землю, лишенный зрения. Внезапно с небес донесся глас: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?», и тогда пораженный слепец воскликнул: «Кто Ты?». И молвил ему Сам Спаситель: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Христос дал указания Савлу, чтобы тот направлялся в Дамаск и нашёл знамение, в соответствии с которым надлежало действовать дальше. Спутники Савла не узрели Божественного света, но отчётливо слышали все наветы, оставленные Иисусом. Взяв слепца под руки, они помогли ему добраться до Дамаска.
В городе Савл в течение 3 дней постигал основы христианского вероучения, а затем принял Святое Крещение. В то мгновение, когда перерожденный апостол омывался в купели, к нему вернулось зрение. Этот момент стал переломным в судьбе Савла: он становится ревностным проповедникам христианства – веры, которую он презирал ранее. Отсюда же будущий апостол направляется в Аравию, где несёт Слово Божие людям, но после непродолжительных странствий вновь возвращается в Дамаск.
Иудеи, узнав о религиозном «предательстве» Савла, начали устраивать на него гонения. Он был вынужден бежать в Иерусалим, где и произошла его первая встреча с единомышленниками –апостолами и последователями Христа. Но и в Иерусалиме нет Савлу покоя: после неудачного покушения на его жизнь, апостол снова вернулся в свой родной город Тарс. Там он продолжил проповедническую миссию.
В 43 году апостол Варнава призывал Савла для проповеди в Антиохию. Оттуда они направились в Иерусалим, затем на Кипр, где совершили своё первое апостольское путешествия, которое продлилось с 45 по 51 год. Во время этих странствий Савла нарекли Павлом. Вместе с Варнавой они основывали христианские церкви во многих городах Кипра. После непродолжительной передышки в Антиохии, Павел предпринял второе апостольское путешествие, на этот раз в Македонию. Его силами там также были возведены церкви, а люди обратились в христианство.
Второе путешествие апостола длилось 4 года (с 51 по 54), а за ним последовало и третье – с 56 по 58 год. На некоторое время Павел задержался в городе Эфесе, где написал два из 14 посланий – к Коринфянам и к Галатам. Но вскоре в городе началось восстание против апостола, и он был вынужден двигаться дальше – в Иерусалим.
Но и в Иерусалиме началось восстание, и в 59 году Павла заключили в темницу. Спустя два года, памятуя о своих правах римского гражданина, Павел потребовал, чтобы его направили в Рим на суд кесаря. Власти согласились с этой просьбой. В пути апостол попал в кораблекрушение близ острова Мальта и достиг Рима лишь в 62 году. Пребывая в стольном граде, в 63 году Павел написал ещё несколько посланий – к Филимону, Колоссянам, Ефесянам и другие.
Начиная с 64 года, земной путь апостола Павла окутан тайной. Одни источники утверждают, что он был жестоко казнён в Риме в 64 году, другие же гласят, что Павла освободили из темницы, и он совершил ещё одно апостольское путешествие в восточные земли. В пользу последней версии существуют некоторые доказательства – послания, предположительно написанные именно Павлом после 65 года (к Титу и Тимофею).
Согласно второй теории, Павел после 64 года успел ещё раз побывать в Македонии, некоторое время жил на Крите, дошел до самой Испании, а затем повернул обратно в Рим. Там его вновь заключили под стражу. Существует легенда, что до этого апостол с горячей проповедью выступил во дворце императора Нерона и даже смог обратить в христианскую веру одну из его наложниц. Именно это и стало причиной пленения Павла. В темнице он пробыл вплоть до своей смерти. Так как апостол являлся гражданином Рима, то обычай велел казнить его мечом через усекновение головы. Это трагическое событие случилось в 67 году со дня Рождества Христова.
Жизнь Павла – замечательный пример того, как всякий грешник, заблудившийся во тьме, может обрести себя в истинной вере. Первая часть земного пути Павла прошла в гонении на христиан, а вторая – в их защите и распространении учения об Иисусе Христе. Однако качества достойные – благородного, трудолюбивого и искреннего человека – были даны Паву от рождения. Даже являясь Савлом-фарисеем, он всегда зарабатывал на жизнь честным трудом, не бросил Павел ремесленных работ и во время апостольского служения.
Мощи святого Павла
Св. апостол Павел. Мозаика Ломоносовской мастерской.
Двенадцатого июля по новому стилю Церковь молитвенно вспоминает первоверховных апостолов Петра и Павла. По преданию, в этот день святые мученики были казнены. В этот же день два с половиной века спустя, мощи апостолов были перенесены из гробниц в церкви, возведённые по повелению императора Константина Великого. Но после завоевания Римской империи германскими племенами о мощах всехвальных апостолов никто не упоминал. Казалось, что след святынь затерялся в истории. Церковное предание гласило, что мощи всё ещё покоятся в построенных в их честь базиликах, но где именно?
В середине двадцатого века церковные археологи обнаружили в Риме, под собором святого Петра, древний некрополь. Точно под центральным алтарём современного храма находилась гробница, в одной из стен которой была обнаружена ниша с мощами. Надпись «Пётр здесь», христианские символы на ограде гробницы, росписи рядом с нишей — всё указывало, что предание не ошибалось, здесь покоится один из самых известных учеников Христовых.
Эта находка пробудила интерес к поиску мощей апостола Павла. По закону его, римского гражданина, не могли казнить, как Петра, в цирке императора Нерона. Он был обезглавлен за территорией Рима, к югу от городских стен, в местности Сальвийские воды. Предание говорит, что апостола похоронила знатная римская христианка Лукина. Могила находилась в её поместье. В начале четвёртого века над гробницей со святыми мощами была выстроена базилика в честь апостола Павла. Из-за своего местоположения она получила название «собор святого Павла «за стенами» — Сан Паоло фуори ле Мура. Церковь в тысяча восемьсот двадцать третьем году пережила сильнейший пожар. Восстанавливали собор всем миром, в буквальном смысле этого выражения. Множество стран, в том числе и Россия, предложило свою поддержку. Император Николай Первый прислал малахит и лазурит для украшения алтаря и интерьера храма. Такое внимание русского властителя неслучайно, если вспомнить, что его отца-императора звали Павлом.
В две тысячи девятом году начали изыскания церковных археологов. Они обнаружили, что за прошедшие века пола в соборе был поднят почти на полтора метра от первоначального уровня. Учёные нашли под землёй мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик». Но находились ли там мощи? Ведь в середине пятого века племя вандалов, захватившее Рим, не только разграбило городские храмы, но и не пощадило многие христианские святыни.
В саркофаг был введён тончайший зонд. С его помощью в гробнице обнаружили следы льняной ткани двух цветов: окрашенной в пурпур и голубой, пластину из золота, красный ладан. В саркофаге находились фрагменты мощей. Исследование показало, что они принадлежат человеку, жившему в первом веке. Так наука подтвердила церковное предание.
Саркофаг решили оставить на своём месте, в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб апостола Павла и приложиться к его святым мощам.
Симон (такое имя Петр получил при рождении) родился в простой семье рыбаков — и сам стал рыбаком. Главное событие в его жизни произошло, когда брат Андрей познакомил его с Иисусом. Петр (что значит «скала», «камень» — так нарек его сам Христос) стал участником многих евангельских событий, был вместе с Христом и в Гефсиманском саду, защищая Наставника от тех, кто пришел вместе с Иудой, в ту же страшную ночь трижды отрекся от Иисуса, но нашел в себе силы покаяться и был позже прощен Христом. После Воскресения своего Учителя и сошествия Святого Духа он, как и остальные апостолы, отправился по миру, чтобы рассказывать людям о Христе. Петр обращает в христианство тысячи людей; в книге «Деяния апостолов» говорится, что больных выносили на улицы, чтобы хотя бы тень Петра коснулась их — такой необычайной целительной силой был прославлен апостол.
По преданию, ученики просили Петра покинуть Рим, опасаясь за его жизнь, но по дороге из города апостол встретил Христа. На вопрос «Куда идешь ты, Господи?» Иисус ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». И Петр остался в Риме, и , приговоренный к казни через распятие, настоял на том, чтобы его распяли головой вниз, считая, что недостоин умереть так же, как Иисус…