Содержание
Массовое сокращение профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в 2013-2018 гг.
В начале 2013 года на Интернет-портале Правительства Российской Федерации опубликовано Распоряжение от 30 декабря 2012 г. №2620-р «План мероприятий («дорожная карта»): Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (URL: http://government.ru/docs/22263/). Определённые дорожными картами изменения были нацелены на следующие приоритеты:
в сфере высшего профессионального образования – на оптимизацию и повышение эффективности сети государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обновление структуры образовательных программ, повышение качества высшего профессионального образования и развитие кадрового потенциала высшего профессионального образования;
в сфере науки и технологий – на создание опережающего научно-технического задела в Российской Федерации по приоритетным направлениям развития науки и технологий через развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, реализацию проектов по созданию крупных научных установок «мега-сайенс» на территории Российской Федерации и развитие кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров.
V. Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту 1. Основные направления Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования включает в себя:
проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования;
разработку, утверждение и реализацию программы совершенствования сети государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов;
модернизацию системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования.
Совершенствование структуры образовательных программ включает в себя:
введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
обеспечение высокого качества программ магистратуры;
создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе.
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации включает в себя:
обновление программ развития федеральных университетов;
поддержку программ развития сети национальных исследовательских университетов;
реализацию программ развития ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и их мониторинг в соответствии с утвержденным планом мероприятий;
реализацию программ стратегического развития образовательных организаций высшего образования.
Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования включают в себя:
создание системы оценки качества подготовки бакалавров;
переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования.
Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы высшего образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта. 2. Ожидаемые результаты Будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Предусматривается осуществление структурных преобразований сети российских образовательных организаций высшего образования, создание условий для вхождения к 2020 году 5 вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту. Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.
Децимация преподавателей российских вузов
Итак, снова внимательно рассмотрим положение Распоряжения Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р «О плане мероприятий («дорожная карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», согласно которому к 2018 году на одну ставку преподавателя полагается не более 12 студентов из так называемого «приведенного контингента» (глава V. «Изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту», пункт 3. «Основные количественные характеристики системы высшего образования»):
При этом «приведённый контингент» студентов, на который рассчитывается число преподавателей – это обобщённый показатель, который считается так:
Nпр = Nд + 0,25Nв + 0,1Nз
где Nд — количество студентов дневной, Nв – вечерней, а Nз – заочной формы обучения.
Среди наиболее актуальных мер «оптимизации»: сокращение числа студентов, увольнение более 30% преподавателей, увеличение преподавательской нагрузки примерно на треть (до 12 студентов на препода), а также закрытие всех неэффективных вузов к 2018 году. Примечание Hulio: фактически это означает, что треть преподов будет сокращена, а нагрузка оставшихся увеличиться на 30%. И вряд ли это компенсируется какими-либо надбавками.
Итак, во всех вузах этой страны подлежат сокращению от 10 до 30 процентов профессорско-преподавательского и административно-вспомогательного состава… Сокращение обусловлено, якобы чрезмерно большим количеством преподавателей и административного персонала по отношению к студентам, превышающее соотношение 1 к 10 на дневных отделениях, хотя, на самом деле, необходимо соотносить количество ставок к количеству студентов 1:10 по дневникам и по заочникам 1:30 (1:35), ибо штатные преподаватели могут быть заняты на должности от 0,25 до 1,0 ставки. В итоге, преимущественно, сократят немногих оставшихся в вузах почасовиков, совместителей, а также неостепенённых преподавателей, пенсионеров и профессоров-консультантов. Оставшимся придётся несладко ― аудиторная нагрузка существенно увеличится, а многие виды контроля (например, проверку контрольных и рефератов) переведут во внеаудиторную нагрузку, которая может составлять в совокупности с аудиторной нагрузкой до 36 часов в неделю.
Кроме того, всех преподавателей заставят публиковаться в журналах, входящих в Web of Science, так как среди показателей «повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту» указан пункт об «удельном весе Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science)».
Массовые увольнения уже проводились в 2013-2015 гг., однако основные события еще не закончились. К 2016-2017 гг. ожидаются еще большие сокращения. И уже с весны 2015 года профессорско-преподвательский состав столкнулся с тем, что многим не продлевают истекающие трудовые договора в связи с «отсутствием или сокращением ставок», отказываются от услуг внешних совместителей и почасовиков. В группе риска окажутся и пенсионеры, которых с осени 15-го года планирует отправить на пенсию.
Кроме того, сокращение персонала может быть составной частью подготовки к слиянию некоторых вузов в более крупные университеты в результате совмещения кафедр и факультетов, а, следовательно, устранения преподов и кафедр-«дублеров», фактически дополняющих друг друга по различным предметам. Реорганизация вузов затрагивает и учебно-вспомогательных вузовских работников, которых, по требованием «дорожной карты», уже к 2018 году должно быть максимум 37 % от общей численности персонала.
Факт активной «оптимизации» преподавателей и, особенно, из «неэффективных» вузов в 2015-2017 гг. неофициально подтверждают во многих госвузах страны. Во многих из них планируется к осени этого года сократить от нескольких десятков до сотен преподавателей.
PS: Глубоко уважаемые преподы, вы думаете, ректор будет вас сокращать? Нет, вы, как поганые собаки, сами друг другу глотку перегрызете за оставшиеся места, без всякого жребия…
Процедура массового сокращения преподавателей высших учебных заведений
При сокращении сотрудников ректор вуза согласно статьям 179 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации издаёт приказ о сокращении численности или штата, в котором указаны должности, подлежащие сокращению. Этим же, либо отдельным приказом должно быть утверждено новое штатное расписание (с внесёнными изменениями, которые повлекли за собой сокращение).
В случае сокращения неизбежно встает вопрос о преимущественном праве на оставление на работе. Согласно статье 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе (при сокращении как численности, так и штата) предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Таким образом, старший преподаватель имеет преимущество перед ассистентом, доцент перед преподавателем, а профессор перед доцентом. Кроме того, остепенённый преподаватель имеет преимущество перед неостепенённым. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным ― при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (в данном случае — обучающимся в очной или заочной аспирантуре, оформившим соискательство, проходящим курсы повышения квалификации в учреждениях ВПО). Есть и отдельные категории работников, которые подлежат социальной защите и которых нельзя сокращать: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) (ст. 261 ТК РФ). Также нельзя сократить работника в период его нетрудоспособности или отпуска (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
Согласно пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ, в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя, трудовой договор может быть досрочно, до истечения срока окончания трудового договора преподавателя вуза (до 5 лет), расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации…
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Согласно части 1 статьи 84 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии со статьей 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников нужно предупредить заранее — персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Если сотрудник откажется ставить отметку о получении уведомления, составляется акт при свидетелях (не менее двух человек), который и будет подтверждением факта уведомления об увольнении. Работникам, вместе с уведомлением об увольнении, необходимо предложить имеющиеся у работодателя на тот момент вакантные должности, на которые они могут быть переведены (ч. 3 ст. 80, ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Также необходимо предлагать любую вакансию, которая появилась в вузе в период уведомления.
Согласно статье 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников вуза и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников ― не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ, производится с учётом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ.
В соответствии со статьёй 373 ТК РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Днём прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчёт в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона.
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от её получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление её по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несёт ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлён до окончания беременности в соответствии с частью второй статьи 261 ТК РФ. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трёх рабочих дней со дня обращения работника.
Согласно статье 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Английское слово «teacher” и его синонимы
В английском языке, также как и в русском, есть целая группа слов-синонимов, которые описывают людей преподавательских профессий. Однако, как и любые другие английские слова, они могут быть и «ложными друзьями переводчиков», и иметь широкий спектр в переводе на русский.
Познакомимся с ними, изучим переводы и примеры.
Всем знакомое слово — «учитель» или «преподаватель». Однако, не забывайте, есть и еще значения :
-основоположник учения;
-проповедник (в американском английском языке).
Примеры.
a teacher of English — учитель английского teacher training institute — педагогический институт the teacher and his disciples — учитель и его ученики
Это слово наиболее популярно в значении «репетитор», но также может нести другие смысловые нагрузки.
— В британских школьных образовательных заведениях tutor используется также как «наставник», «воспитатель» и «руководитель». — В английских университетах – это научный руководитель, консультант и куратор — В юридическом английском языке может переводиться как » опекун» или «попечитель»
Слово является производным от лексической единицы lecture, и оно называет человека, который читает лекции. Переводится как » лектор» или «докладчик».
Coach |kəʊtʃ|
В спортивной среде данное слово переводится как «тренер». Но у него есть другие, повторяющие слово teacher, значения. В образовательной среде в целом и в университетской в частности, слово переводится как «репетитор для подготовки к экзамену» или просто «преподаватель».
Примеры.
singing coach — учитель пения
football coach – тренер по футболу
Это интересное слово похоже по звучанию на русское, из-за сходной этимологии. Но оно требуется не только когда нужно сказать по-английски «инструктор по плаванию»- a swimming instructor. В академической среде оно используется в значении «преподаватель».
Примеры.
Skiing instructor – инструктор по горным лыжам
Instructor in psychology – преподаватель психологии
Pedagogue |ˈpɛdəɡɒɡ|
Казалось бы, чего проще использовать в речи это английское слово, у нас в русском языке ведь тоже есть слово «педагог». В действительности, как всегда, все обстоит немного сложнее.
Термин pedagogue в британском английском очень часто используется с ноткой неодобрения и критицизма, и часто имеет дополнительную смысловую нагрузку «педант, схоласт, формалист»
Значение этого слова соответствует русскому «ментор» или наставник, руководитель.
Пример.
Professor was the students’ friend and mentor.
Профессор для студентов был близким другом и наставником.
Это слово, которое используется в политике в значении «посредник, помощник», появилось и в среде делового общения. Оно часто используется
на тренингах, конференциях и работе над крупными проектами также в значении «посредник, помощник, руководитель» . Появление его многие лингвисты связывают с нежеланием лекторов, ведущих семинаров и организаторов называть себя «преподавателями или руководителями» в условиях, где зрителями или участниками проектов являются их коллеги.
Примеры.
Слово trainer в значении «преподаватель» используется на курсах, тренингах и учебных семинарах.
Относительно новое слово, которое переводится как деятель в области образования; педагог-методист
Данное слово стало часто заменять слово teacher, особенно в официальном английском языке.
Влияние интернета
В современном английском появилась недавно такие фразы, как online tutor, skype tutor, и zoom tutor, которые легко переводятся на русский как «онлайн преподаватель», «преподаватель по скайпу» и «преподаватель, который работает на платформе zoom». Последнее словосочетание является американским, потому что платформу zoom на уроках используют американские преподаватели английского языка. И, между прочим, сама платформа тоже создана в США.
Почти половина российских родителей (48%) выступили за сокращение домашних заданий в школе. 72% признались в том, что им регулярно приходится объяснять детям темы школьной программы. Четверть респондентов совершенно не удовлетворены качеством преподавания иностранного языка в классах. Такие данные получили эксперты ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» в ходе опроса 2,5 тысячи родителей из 83 регионов России.
Что еще интересного показало исследование? 46% мам и пап считают, что без занятий с репетитором ребенок не сможет набрать нужные баллы ЕГЭ для поступления в вуз. 17% — уверены, что репетитор нужен для оценки выше «тройки». 16% родителей заявили, что ребенок может и не набрать минимальный балл — поэтому придется обращаться к репетиторам.
— Необходимо оказывать комплексную поддержку школам, показывающим невысокие результаты по качеству образования, — считает координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям», зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина. — В систему помощи должны быть включены элементы профилактики учебной неуспешности, элементы психолого-педагогической поддержки.
Снижается качество образования и в области точных и естественных наук. По крайней мере, именно так считают мамы и папы. Доля родителей, удовлетворенных обучением по геометрии, сократилась с 27% в 2018 году до 24% — в 2019-м. По алгебре — с 27% до 26%, химии — с 24% до 22%. Более половины родителей говорят, что в школе недостаточно хорошо учат детей формулировать свои мысли (53%), извлекать главную информацию из прочитанного (54%). Годом ранее так считали 45% и 44% опрошенных.
— Необходимо создать систему привлечения в школу сильных предметников, проектировщиков индивидуальных образовательных маршрутов, педагогических дизайнеров, — считает Духанина. — Также нужно пересмотреть программы повышения квалификации. А для детей важно создавать профильные многоуровневые программы на стыке общего и дополнительного образования, которые должны быть бесплатными.