День и ночь – приёмные часы!
Тот Кто молится, открывает своё сердце Богу как другу. Не потому, что Богу неизвестно, кто мы такие и что нам нужно. Молитва важна для того, чтобы помочь нам принять Его. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Богу. Находясь на земле, Иисус преподал Своим ученикам уроки молитвы. Он говорил им о необходимости открывать перед Богом свои повседневные нужды и возлагать на Него все свои заботы. Обещание, что Он услышит их молитвы, относится также и к нам.
Молитва – жизненно важна
Иисус был муж молитвы. Наш Спаситель взял на Себя наши нужды и слабости и таким образом стал нашим Помощником и Заступником. В молитве Он получал от Бога силу. Он был «подобен нам” и Библия говорит, что Он «искушен был во всем”, но не согрешил (Евр. 4, 15). В мире греха Он пережил душевные муки и борьбу. Молитва была для Него, как для человека, необходимостью и преимуществом. Он находил утешение и радость в общении со Своим Отцом. Если Спаситель людей, Божий Сын, не мог обойтись без молитвы – насколько же больше нам, слабым, грешным людям, нужна молитва!
Наш небесный Отец готов излить на нас полноту своих благословений. Мы имеем исключительную возможность брать из источника Его беспредельной любви. Почему же мы так мало разговариваем с Ним? Бог готов выслушать искреннюю молитву своих смиренных детей. Что могут думать небесные ангелы при виде бедных, беспомощных людей, подверженных искушениям? Бог обращается к нам в своей беспредельной любви и готов дать нам больше, чем мы можем просить и даже думать. И всё-таки мы верим и молимся так мало! Ангелам отрадно преклоняться перед Богом и находиться в Его близости. Для них общение с Богом — величайшая радость. Но Его дети земли, кому так нужна помощь, которую может дать только Бог, часто довольствуются без Него.
Ключи к небесной сокровищнице
Кто пренебрегает молитвой, тот рискует, что его жизнь из-за греха снова омрачится. Уже малейшие искушения приведут его к падению, так как, не молясь, он не получит силу Божью. Это совершенно не понятно, почему верующие люди вновь и вновь удерживают себя от молитвы. Они ведь знают, что молитва является ключом, которым открываются двери к небесным сокровищам. Кто не практикуется в молитве, тот рискует потерять связь с Богом. Ему не стоит удивляться, если ему не хватает сил сопротивляться греху, и он шаг за шагом отходит от Божьей тропы. Именно этого желает сатана. Поэтому он пробует всё, чтобы нарушить нашу молитвенную жизнь.
Молись в твоей комнате и пусть твои молитвы поднимаются к Богу, когда ты занят повседневной работой. Эти тайные молитвы, подобно фимиаму, поднимаются к престолу благодати. Сатана не в силах одолеть человека, сердце которого утверждено в Боге.
Условия молитвы
Определённые условия должны быть выполнены, перед тем как Бог сможет ответить на наши молитвы. Прежде всего, важно, чтобы мы признали, как сильно мы нуждаемся в Божьей помощи. Он обещал: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее” (Исайя 44,3). Кто жаждет праведности и кто стремится к Богу, тот может быть уверен, что его желание удовлетворится. Но в начале, сердце человека должно открыться для влияния Духа Святого, иначе оно не сможет получить Божьих благословений.
Пусть наша нужда будет так велика, что без всякого стеснения мы будем взывать к Нему о помощи, потому что Бог ожидает, чтобы мы Его конкретно попросили о помощи. Он говорит: «просите и дано будет вам” (Матф. 7,7) и «Тот, который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” (Римл. 8,32).
Если мы обнаруживаем в нашей жизни грех, но не хотим оставить его, тогда Бог не сможет нас услышать. Но молитва кающегося и сокрушённого сердца всегда будет принята. Когда обнаруженная неправда устранена, мы можем быть уверены, что Бог окажет нашим просьбам внимание. Но мы должны понять, что наши собственные заслуги никогда не смогут гарантировать нам Божью благодать. Это праведность Иисуса, которая нас спасает и Его кровь, которая нас очищает. Однако мы должны исполнять названные условия.
Вера — ещё одно из условий успешной молитвы. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаёт” (Евр. 11,6). Иисус сказал ученикам: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам” (Марк. 11,24). Доверяем ли мы Его слову?
Для Бога нет чрезмерно большой просьбы
Приди с твоими нуждами, радостью, печалью и страхом к Богу. Ты никогда не будешь Ему в тягость. Тому, кто сосчитал волосы на твоей голове, не безразличны твои нужды. «Господь милосерд и сострадателен” (Иак. 5,11). Его любящее сердце глубоко тронуто, когда нам плохо, и мы приносим Ему наше горе. Он переживает с нами во всех наших трудностях. Принесите к Нему всё, что вас удручает и беспокоит. Никакая ноша не будет для Него слишком тяжёлой, ведь Он держит миры и управляет вселенной. Всё, что касается нашего внутреннего мира, не может быть маловажным для Него. Нет ни одной главы в истории нашей жизни, которая была бы настолько запутанной, чтобы Он не мог её прочесть. Никакая жизненная ситуация не может быть настолько трудной, чтобы Он не был в состоянии помочь. Никакое несчастье, которое может нас постигнуть, никакая тревога, беспокоящая душу, никакая радость, делающая нас счастливыми, никакой вздох, вырывающийся из нашего сердца — ничто не ускользает от взора нашего Небесного Отца, Который с участием откликается на всё. «Он исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их” (Псал. 146,3). Отношения между Богом и человеком на столько индивидуальны и сильны; они на столько глубоки, как-будто этот человек является единственной душой на земле, о которой заботится небесный Отец и за которую Он отдал Своего возлюбленного Сына.
Из книги «Путь ко Христу”.
Библейские тексты взяты из Синодального перевода.
Телеканал «Надежда» Изучение Библии
Каждый человек в жизни сталкивается с вопросами веры. Один из наиболее важных вопросов, которые задают люди, касается того, как же общаться с Богом? Бог – создатель всего нашего мира, Единый и Всемогущий Творец, какое Ему дело до меня и моих проблем? Как обратиться к Богу, чтобы Он услышал и помог? Веками люди ищут способов достучаться до Бога. Одни хотят улучшить свое материальное положение, другие ищут руководства и направления, третьи хотят решить какие-то жизненно важные проблемы. Какими бы ни были причины для общения с Богом, важно, чтобы оно, в конце концов, состоялось. Этого очень хотим мы, но еще больше этого хочет Бог.
С чего же нам начать разговор с Богом? Как построить наше с Ним общение? Ну, прежде всего, не следует ожидать что отношения, которых никогда раньше не было или которые были когда-то разрушены, будут построены или восстановлены за один миг. Этого не происходит в отношениях между людьми, не нужно ждать, что это вдруг произойдет во взаимоотношениях с Богом. Для построения отношений нужно время. Оно нужно нам для того, чтобы научиться доверять Богу, также и Богу требуется время.
Для начала назначьте Богу встречу. Пусть в вашем расписании появится специальный пункт – «встреча с Богом». Это необходимо для того, чтобы подготовиться и определиться. Прежде чем говорить с Богом о том, что вас волнует, необходимо хотя бы создать общую среду, основу для встречи. Выберите для разговора время, когда вас никто не будет отвлекать, и предупредите об этом Бога. Подумайте, о чем бы вы хотели поговорить с Богом, какие вопросы вы хотели бы Ему задать?
Для разговора с Богом лучше всего выбрать какое-то тихое место. Пусть это будет скамейка в парке или камень в лесу, а может быть кому-то легче разговаривать с Богом прямо в комнате, сидя на диване. Важно чтобы в этом месте вы чувствовали себя спокойно и могли разговаривать, не отвлекаясь на посторонний шум.
Может быть, это и не имеет особого значения, но лучше всего для разговора с Богом одеться опрятно. Конечно, Бог видел нас в разных обличиях – Он был с нами в момент рождения, Он видел нас во время сна, видел нас во время работы, видел нас уставшими или радостными. И Бог будет рад общаться с нами, как бы мы ни выглядели. Однако наш внешний вид это тоже своего рода знак уважения к Богу и повод для более открытых отношений с Ним.
Прежде чем обращаться к Богу, дайте себе время, чтобы успокоиться. Не нужно с ходу бросаться в разговор. Прислушайтесь к себе, прислушайтесь к окружению, зажгите свечу, включите спокойную музыку, чтобы немного расслабиться. Для хорошего разговора необходим настрой, атмосфера доверия и теплоты.
Начните разговор с Богом с простых вещей. Как вы начинаете беседу с человеком, которого давно не видели? Вы же не начнете сразу же с обсуждения глубоких личных вопросов? Можно поблагодарить Бога за этот день, рассказать Ему как у вас идут дела. Если вы не чувствуете присутствия Бога, можно так и сказать Ему об этом: «Боже, я пока не чувствую Тебя, мне трудно говорить с Тобой». Такая молитва тоже очень важна. Даже если вы скажете «Боже, я не знаю с чего начать наш разговор» – это уже будет очень важным шагом в ваших отношениях.
Будьте честны и открыты в общении с Богом. Бог знает вас лучше, чем кто-либо. Он создал вас, Он заботился о вас в течение всей вашей жизни. Кто еще в мире может больше знать о ваших трудностях? Бог знает, как и чем вам помочь. Говорите с Богом о том, что вас действительно волнует, расскажите Ему о своих проблемах, о своей жизни. Задавайте Богу вопросы, которые вас давно мучают.
Нет какого-то единого решения того, как поговорить с Богом. Каждый понимает Бога по-своему, каждый может построить с Богом свои, уникальные взаимоотношения. Эти несколько простых советов – лишь первая ступень, с которой можно начать. Но способов общения с Богом бесчисленное множество. Ваш путь к Богу и ваш разговор с Ним будет совершенно особым.
- О Святом Духе игумен Пётр Мещеринов
- Радость общения с Богом иг. Марк (Лозинский)
- Я не говорю – общение… я говорю – единство с Богом свящ. К. Пархоменко
- Что такое духовная жизнь митр. Сурожский Антоний
- Что значит: «Бог внутри человека» свт. Николай Сербский
- Обожение как смысл человеческой жизни архим. Георгий
- Новая жизнь протопр. Михаил Помазанский
- Действие Божией благодати свт. Феофан Затворник
- Писания старца Силуана. О познании Бога иером. Софроний (Сахаров)
- Златая книжица о прилеплении к Богу
- Кто видел Бога.
- Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением?
***
Богообще́ние — общение человека и Бога посредством молитвы, восприятия Божественного Откровения, в Церковных Таинствах и пр.
Богообщение совершается через действия Бога в человеческой душе и обстоятельства человеческой жизни.
Созданный по образу Божию человек, есть личное существо. Подобно своему Творцу, он наделен свободной волей и разумом. Он призван к осознанному общению со своим Создателем, желающим такого общения, полагающим человеку такое общение в виде цели его существования. «Последняя цель и верховное благо человека в Богообщении, – учит св. Макарий Великий. – Бог благоволит почивать в нем и человек нигде не находит покоя, как только в Боге. В таком сродстве состоит человек с Богом по первоначальному назначению в творении».
«Святое общение с Богом является прямой необходимостью человека. Вне этого общения человек не только вне своего призвания, не только грешен, но и прямо нравственно мертв. В силу этого истинный христианин жаждет Богообщения как своей заветной цели» (см. Флп.1:23)» (патриарх Сергий).
Общение человека с Богом является снисхождением Бога к человеку. В душе человека оно осуществляется через Божественные благодатные действия (прежде всего в молитве и таинствах). Действуя внутри человека, Бог подает ему духовную жизнь, преображает его душу, созидая в ней Царство Божие, сообщая ей познание о Себе, обучая ее исполнению Своей воли. «Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной, – учит св. Феофан Затворник. – Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельном, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем».
Божественные действия в человеческой душе дополняются Божественными действиями через внешние обстоятельства. Через них Бог также наставляет человека, раскрывает ему Свою волю, направляя его жизнь к познанию Себя. Таким образом, через Божественные действия внутри и вне христианин находится в непрестанном Богообщении, которое ведет его к истинному познанию Бога.
***
Как правильно обратиться к Богу и получить ответ от Него?
Обращаемся мы к Богу посредством молитвы. Мы имеем возможность обратиться к Небесному Отцу не только в храме, не только на богослужебном церковнославянском языке, не только перед иконой, но в любой момент дня и ночи своими словами. Главное в молитве — искренность и смирение, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Прародители человечества имели возможность прямого, непосредственного общения с Творцом. Грехопадение отделило падшее человечество от Всесвятого Бога и закрыло для людей видение мира духовного. Тем не менее, Бог не оставил Своё творение. Священное Писание даёт нам примеры, когда Бог говорил с избранными Им праведниками непосредственно (Исх.33:11), в облачном и огненном столпе (Исх.13:21), во сне (3Цар.3:5), через посредство Ангелов (Быт.22:11; Тов.5:4), пророков (2Цар.12:1) и даже животных (Чис.22:28). Новый Завет свидетельствует о воплощении, вочеловечении Бога, Бог становится человеком и общается со множеством людей.
Каким же образом современному человеку получить ответ от Бога?
- Прежде всего нужно определиться с вопросами, на которые мы хотим получить ответ. На подавляющее большинство действительно важных вопросов Бог уже ответил, достаточно ознакомиться с ними как в богодухновенном Св. Писании, так и творениях святых отцов и подвижников благочестия.
- Бог может ответить в сердце человека, через его совесть, других людей и через обстоятельства жизни.
- Бог — Творец мира, существо всесовершенное, Он видит сердца, прозревает мысли и намерения людей. Бог отвечает тогда и так, как это спасительно для человека.
***
«Верующие веруют по их собственному выбору, точно так же и несоглашающиеся с Его учением не соглашаются по их собственному выбору… Тем, которые пребывают в своей любви к Богу, Он дарует общение с Ним. Но общение с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. На тех же, которые по их собственному выбору удаляются от Бога, Он налагает то разъединение с собою, которое они выбрали по собственному соглашению. Но разъединение с Богом есть смерть и лишение всех благ, которые есть у Него. Поэтому те, которые через отступничество теряют эти выше упомянутые вещи, будут лишены всякого блага, – испытывают всякого рода наказания. Однако Бог не наказывает их непосредственно Сам, но это наказание падает на них потому, что они лишены всего того, что есть благо».
св. Ириней Лионский
Божественные энергии являются формами личного присутствия Христа в нас. Преподобный Макарий Великий говорил, что когда Христос и Дух Святой сходят на нас, мы переживаем это разным образом, в радости или слезах, в молчании или ликовании. Много разных форм присутствия Божия, но плод Духа – это всегда благодатное присутствие Христа, Который лично живёт в Церкви и сердцах верующих.
протопресвитер Борис Бобринский
свт. Феофан Затворник о внутреннем Богообщении («Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики»):
«Цель, к которой должен все свое внимание и все труды направлять обратившийся, и есть последняя цель человека и домостроительства спасения, именно богообщение, живой союз с Богом, удостоение вселения Его. Тогда только успокоится ищущий и ревнующий дух, когда стяжет Бога, вкусит Его и насытится. Потому для него первый закон: ищи Бога, взыщи лица Его всегда (ср.: Пс.104:4). В чем состоит сие благо – для человека непостижимо. Сам он даже и не подумал бы о такой высоте. Но когда Богу угодно было назначить ему сей чин, дерзко было бы человеку отвергать его неверием, невниманием, опущением из мысли, даже при трудах. Вселюся в них, говорит Бог, и это всеми Лицами Пресвятыя Троицы (2Кор.6:16). О Боге Отце и Себе говорит Господь: к нему (верующему и любящему) приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). О Себе Едином: …вниду к нему и вечеряю с ним (Откр.3:20); и еще яснее: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин.14:20). О Духе же Святом говорит Апостол: Дух Божий живет в вас (Рим.8:9).
Должно заметить, что это вселение Бога не есть только мысленное, какое бывает в богомыслии от лица человека и в благоволении со стороны Бога, а есть живое, жизненное, к коему те должны быть почитаемы только средством. Умное и сердечное устремление к Богу, под благоволением Божиим приготовляет человека к приятию Бога истиною; это такое единение, в коем, не поглощая сил и лица человеческого, Бог является действующим в нем и еже хотети и еже деяти (Флп.2:13); и человек, по Апостолу, не ктому себе живет, но живет в нем Христос (ср.: Гал.2:20). Это цель не только человека, но и Самого Бога. Все сотворенное в Боге и Богом стоит. Свободные твари уступлены себе самим, но не окончательно и не вконец, а с тем, чтобы и они себя отдали Богу вседействующему, не составляя из себя особого в Царстве Божием царства, независимого от Бога. Может казаться странным, что общения с Богом достигать еще должно, когда уже оно есть или дается в Таинстве крещения или покаяния, ибо говорится: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27); или: Умросте, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Кол.3:3). Да и по простому понятию Бог везде есть, не далече от коегождо нас, да поне осяжем Его (Деян.17:27), и готов вселиться во всякого, готового принять Его. Только одно нехотение, небрежение, грешность отделяют нас от Него. Теперь, когда покаявшийся отверг все и себя предает Богу, – что препятствует вселению Бога в него?
В устранении такого недоумения надобно отличать разные виды богообщения. Оно начинается с минуты возбуждения и обнаруживается, со стороны человека, исканием, стремлением к Богу, со стороны же Бога – благоволением, содействием, покровом. Но Бог еще вне человека и человек вне Бога, не сопроникаются, не взаимновходны. В Таинстве крещения или покаяния Господь благодатию Своею входит внутрь человека, живо сообщается с ним и дает ему вкусить всю сладость Божества, так обильно и ощутительно, как свойственно совершенным, но потом опять сокрывает сие заявление Своего общения, только по временам возобновляя его – и то легко, как в отражении только, а не в подлиннике, оставляя человека в неведении о Себе и Своем в нем пребывании до определенной меры возраста или воспитания по мудрому Своему руководству. После же сего Господь осязательно являет Свое вселение в духе человека, который тогда становится храмом преисполняющего его Триипостасного Божества.
Итак, есть три вида богообщения: одно – мысленное, бывающее в период обращения, а другие два – действительные, но одно из них – сокрытое, невидимое для других и незнаемое самим, другое же – и для других явное. Первый вид общения, самый понятный и общий, не перестает и во второй степени и даже в третьей, потому что жизнь духовная есть жизнь умная; однако ж в сих степенях отличается от первого своего свойства характеристически, чего, впрочем, изъяснить словом нет никакой возможности. Вся жизнь духовная состоит в переходе от мысленного богообщения к действительному, живому, ощущаемому, являемому.
Мы смотрим на человека покаявшегося – следовательно, на такого, который действительно вступил в общение с Богом, но еще скрытное, тайное, не являемое, и имеет целью достигнуть общения полного, ощущаемого, осязаемого. Надобно точнее определить себе все это и увериться, потому что на сих понятиях должна строиться вся деятельность покаявшегося во спасение; именно: что в Таинстве покаяния (или крещения) нисходит благодать ощутительно для духа, но потом скрывается от сознания, хотя не отходит делом, – и это до очищения сердца, когда она вселяется видимо и окончательно. Очевидно, что наставниками нам в сем деле могут быть только святые отцы. Из них никто так хорошо не изобразил сего, как святой Диадох, епископ Фотики, и святой Макарий Египетский. Приведем их свидетельства на наши положения.
- Благодать вселяется в человека и бывает при нем с минуты принятия Таинства. «Благодать, – говорит святой Диадох, – с самого того мгновения, в которое получаем крещение (или покаяние), поселяется в самой глубине yмa…» Еще: «Божественная благодать чрез святое крещение сочетавает себя с непостижимою некоею любовию, чертами изображения по образу Божию, в залог подобия. Святой Макарий: «Благодать непрестанно присутствует с человеком, еще с малых лет соединившись и укоренясь, как бы нечто природное и неотделенное в сердце его, соделавшись с ним как бы одно существо».
- При первом вселении своем чрез Таинства благодать сия сподобляет человека полного вкушения блаженства от богообщения. «Всесвятый Дух, – говорит святой Диадох, в начале усовершения, если ревностно возлюбим добродетель Божию, дает душе вкусить сладости Божией всем чувством и удовлетворительно, для того чтобы ум имел точное познание о конечной награде богоугодных трудов. Еще: «Благодать сначала обыкновенно озаряет душу своим светом так, что она может обильно ощущать его». Сие ощутительное осенение благодати вначале изображается белою одеждою, в какую на семь дней одеваются крещаемые. Что это не один обряд, видно из примеров святых обращенных, ибо иных видимо одевал свет, на других нисходил голубь, у иных просветлялось лицо. Вообще же, все, истинно приступавшие ко Господу, ощущали сие некоторым взыгранием духа своего, подобным тому, каким взыгрался Предтеча Господень во чреве Елисаветы при приближении Матери Божией и в Ней Господа. В житии Симеона и Иоанна (21 июля) говорится, что они видели свет около брата, окрещенного и приявшего образ монашеский, – и это семь дней. Ощутив, по приятии образа, и в себе действие Божие особенное, они взыскали сохранить его навсегда, для чего тотчас же и удалились на уединение – способнейший к тому образ подвижничества.
- Потом благодать скрывает себя от спасаемого, и хотя пребывает в нем и действует, но так, что тот не замечает сего, и до того не замечает, что нередко считает себя оставленным от Бога и гибнущим, от чего впадает в тугу, сетование и даже легкое нечаяние. Так, святой Диадох, после приведенных пред сим мест, продолжает: «Впрочем, долго потом скрывает драгоценность сего животворного дара, чтобы мы, хотя исполним все добродетели, считали себя совершенно ничем, потому что не обратили еще святой любви как бы в навык себе», «но, в продолжение подвигов, производит в богословствующей душе свои тайные действия неизвестным для нее образом, дабы в первом случае склонить нас, призываемых от неведения к ведению, с радостию вступить на стезю Божественных созерцаний, а во втором, среди подвигов, охранить наше знание от тщеславия». В другом месте он объясняет, как вообще действует благодать: «Благодать сперва утаевает свое присутствие, выжидая произвола души, и как скоро человек совершенно обратится ко Господу, тогда неизъяснимым каким-то ощущением открывает сердцу свое присутствие и опять ожидает движения души, попуская между тем диавольским стрелам достигать до глубокого чувства ее, дабы она с ревностнейшим произволением и с смиреннейшим расположением взыскала Бога… Впрочем, надлежит знать, что, хотя благодать и утаевает от души свое присутствие, однако же подает ей помощь скрытным образом, дабы показать врагам, что победа принадлежит единственно душе. Посему-то душа бывает тогда в унынии, скорби, уничижении и даже умеренном отчаянии». И святой Макарий Египетский говорит, что «сила благодати Божией, бываемая в человеке (которая уже есть, дарована), и дар Святаго Духа, коего верная душа прияти сподобляется великим трудом, многим ожиданием, долготерпением, искушениями и испытаниями приобретается», разумея не первое ее получение, а ее полное вселение и действие, как видно из его слов, где говорит он, что благодать, с великим долготерпением, премудростию и таинственным ума испытанием в человеке, уже долгое время в разных случаях подвизавшемся, действовать начинает. Он же объясняет это примерами Авраама, Иакова, Иосифа и Давида, кои, получив великие обетования, потом долгое время должны были страдать в безвестности, пока наконец увидели исполнение обетований. Надобно заметить, что эта сокровенность и неощутимость бывает не сплошная, а по временам растворяется утешениями, хотя утешения сии совсем другие, нежели те, которые бывают после, по вселении Духа.
- Наконец, когда кончится сей период сокровенного богообщения и Божия в душе действования, продолжение которого не в руках человека, а в руководительной премудрости спасающей человека благодати, Бог особенным образом вселяется в человека, видимо преисполняет его, соединяется и общается с ним, что и составляет цель всего подвижничества и всех трудов со стороны человека, и всего домостроительства спасения от лица Божия, и всего, что бывает с каждым человеком в жизни настоящей от рождения до гроба. У святого Макария говорится, что дело благодати после долгих испытаний наконец совершенно показывается, и душа приемлет полное всыновление Духа. Бог Сам Себя вверяет сердцу, и человек удостаивается быть един дух с Господом. Испытанный, по Диадоху, делается уже вполне жилищем Святаго Духа. Благодать озаряет все его существо в глубочайшем каком-то чувстве…»