В атласе содержится современная информация о народах России, их истории, традиционной культуре, религиях.
Подробные карты дают представление о характере расселения этнических общностей, масштабах распространения основных конфессий и традиционных верований в России, что позволить получить разносторонние знания о многообразии этнокультурной мозаики российского общества.
Научная достоверность атласа сочетается с популярным изложением материала.
Издание предназначено как для специалистов, так и для широкого круга читателей.
Российская Федерация на протяжении многих веков формировалась как многонациональное государство с обилием различных языков, культур и религий. Этническая история, культурно-языковое своеобразие, ментальные особенности проживающих в России народов на разных этапах истории являлись неотъемлемыми составляющими российского гражданского единства, обогащая духовный и социокультурный потенциал народа.
Обращение к историческим процессам формирования народов нашей страны, к анализу межкультурных и межрелигиозных взаимосвязей и взаимовлияний способствует упрочению общероссийской гражданской идентичности при сохранении этнокультурного и этноязыкового многообразия.
Учитывая нарастающий в обществе интерес к этнической культуре, традициям и обычаям веками проживающих в России народов, вниманию широкого круга читателей представлен этнографический атлас «Народы России: Атлас культур и религий», создание которого осуществлялось в русле междисциплинарного подхода при участии известных ученых-этнографов, культурологов, религиоведов. Во многом это первое фундаментальное издание атласа культурной тематики, учитывающее опыт ранее вышедших в свет энциклопедий «Народы России» (М., 1994), «Народы и религии мира» (М., 1998) и словаря «Религии народов современной России» (М., 1999). Уверен, что знакомство с этнографическим атласом «Народы России: Атлас культур и религий» будет способствовать приобщению россиян к изучению истории и культуры своей страны, развитию межкультурного диалога, укреплению межнациональных и межрелигиозных отношений.
Министр регионального развития Российской Федерации
Виктор Федорович Басаргин
Россия отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители более 150 национальностей и всех мировых конфессий составляют российский народ. Традиции и обычаи, языки и фольклор сохраняются в Российской Федерации благодаря историческому опыту совместного проживания и мирного взаимодействия людей разных национальностей и религиозных убеждений, а также в результате государственной политики поддержки уникальной российской мозаики культур.
Фундаментальная российская наука имеет давнюю традицию изучения истории проживающих в России народов, их языков, места в жизни россиян религиозных систем и институтов, традиций материальной и духовной культуры. Еще в дореволюционные времена, в советский период в поле зрения ученых входила повседневная жизнь и культура населения разных регионов страны, включая отдаленные районы Сибири и Севера. Именно они подготовили первые этнографические карты и атласы населения России, помогли сформировать музейные коллекции, опубликовали фундаментальные научные описания.
Эта замечательная традиция сохраняется сегодня в Российской академии наук. Ее ведущим научным учреждением в этой области — Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая — совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации и издательскими работниками создан новый труд «Народы России: Атлас культур и религий». Наука не стоит на месте, и в этом издании нашли отражение самые последние сведения о демографии и культуре всех проживающих в Российской Федерации этнических общностей, а также о религиозных конфессиях. В последние годы в нашем обществе вырос интерес к историческим корням и традициям разных групп населения, произошли важные перемены в этническом и гражданском самосознании россиян, имел место мощный возврат религии в духовную жизнь общества. Помимо традиционных конфессий, в России получили распространение другие религиозные течения и секты. Все эти явления в нашей жизни необходимо знать и уметь направлять их в полезном и мирном направлении. Атлас поможет это сделать. Им могут пользоваться студенты и ученые, политики-управленцы, работники культуры и образования.
Президент Российской академии наук, академик
Юрий Сергеевич Осипов
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) представил результаты опроса, согласно которому православных верующих в России примерно 65%, мусульман – не больше 7%, представители других христианских конфессий, в том числе католики и протестанты составляют 1%, а к иным религиозным традициям себя также причисляет 1% населения. При этом 21% опрошенных не считают себя верующими, а 5% респондентов затруднились с ответом. Как указывает ФОМ, во время исследования было опрошено 1500 граждан РФ от 18 лет и старше в 53 субъектах Российской Федерации и 104 населенных пунктах. А среди федеральных округов, где проводилось анкетирование, выделены Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Полученные ФОМ данные не соответствуют той статистике по количеству верующих, которую приводят сами религиозные организации.
Так, в РПЦ утверждают, что доля православных христиан в населении России составляет от 70 до 80%. Осенью 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «около 75% россиян считают себя православными», а «общее число членов Московского патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 млн человек». Как отметил в разговоре с «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, «данный цифровой разрыв не является существенным». «Наши сведения, на которые опираемся мы, находятся также в рамках колебания между этими цифрами, а в остальном результаты опросов могут отличаться друг от друга в зависимости от тех методов и методик, которые предпринимаются при подобных опросах в исследовании общественного мнения. Единственное, что заставляет задуматься, – то, что раньше та же организация приводила сведения как минимум о 80% православных. Однако новые данные о более низком проценте не коррелируются с повышением доверия к церкви. Я вижу здесь некоторое несоответствие, которое скорее всего связано с несовершенством методик или с какими-то другими возможными погрешностями», – заметил Кипшидзе. «К сожалению, у Русской православной церкви нет собственного социологического центра, который бы мог заниматься анализом подобного рода сведений, – добавил он. – Но в то же время в Москве и многих других городах мы встречаемся с тем, что храмы, построенные в тех районах, которые с советских времен были лишены культовых построек, сразу же заполняются».
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин уверен, что цифра по количеству православных верующих на самом деле намного ниже заявленной. «Тут многое зависит от формулировки вопроса», – пояснил он «НГР»: «Дело в том, что ФОМ достаточно широко формулирует вопросы, не вдаваясь в детали. Это прежде всего касается вопросов о принадлежности к той или иной религии. Например, на вопрос, считаете ли вы себя православными, вот уже чуть ли не два десятилетия от 60 до 70% стабильно отвечают, что являются православными. Однако этим они лишь транслируют свою культурную и этническую самоидентификацию. Но вот сколько в этих процентах занимает культура и практическая религиозность, в подобных опросах не выясняется». Эксперт также напомнил, что, когда проводились исследования с более четко сформулированными и уточняющими вопросами, утвердительно по поводу принадлежности к РПЦ ответил лишь 41% граждан России (опрос соцслужбы «Среда» за 2012 год).
Если верить результатам ФОМа, то в России 10,2 млн приверженцев ислама. Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России (СМР) Гульнур Газиева заверила «НГР», что в СМР с представленной выборкой «категорически не согласны». «В 2005 году после переписи населения вначале было названо число – 24 млн мусульман в России. Потом вдруг поправили цифру на 14 млн, и ее продолжают озвучивать до сих пор. Это смешно, что вдруг мусульмане остановились в своем количественном росте», – отметила Газиева. Она также подчеркнула, что при подсчете количества российских мусульман СМР ориентируется на данные Саудовской Аравии. «Они отслеживают, сколько мусульман в мире, чтобы определить необходимую для той или иной страны очень дефицитную квоту для въезда верующих на хадж. И этот 0,1%, который выдается Саудовской Аравией для России, показывает, что в стране не менее 24 млн мусульман. Нам дают 24 тыс. мест. Это вполне реальная цифра», – заключила представитель мусульманского сообщества. Роман Лункин также выразил сомнение по поводу адекватности цифры ФОМа в отношении мусульман: «Мне кажется, что цифра занижена, и здесь возникает большой вопрос: в каких мусульманских регионах проводилось исследование? Явно не во всех, иначе бы процент мусульман резко повысился. С другой стороны, мусульмане больше соотносят себя с мечетью и с практикой культа. Цифра 7% достаточно серьезная и показывает, что мусульманин вне мусульманских регионов больше соотносит себя с собственной религиозной деятельностью, чем, например, общая православная масса верующих».
Любопытны цифры, касающиеся количества приверженцев других христианских конфессий. По данным «Статистического справочника Католической церкви» за 2017 год, в России проживает около миллиона католиков, а полевые исследования российских специалистов по выявлению количества протестантов в РФ показали, что последних не меньше 2,5 млн – 3 млн человек. То есть католики и протестанты сообща должны составлять примерно 3% всего населения России. В нынешнем исследовании ФОМ они вместе с иными деноминациями представляют лишь 1%. Это вполне адекватная цифра, считает Роман Лункин. «Здесь как раз показан уровень практической религиозности, а не национальной принадлежности к той или иной культурной среде. Этот 1% представляет тех, кто реально посещает церковь, что для религиозных меньшинств немало», – выдвинул предположение эксперт. С ним согласен управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) епископ Константин Бендас. Он пояснил «НГР», что «особенность протестантизма в России в том, что здесь нельзя быть номинальным протестантом». «Те, кто себя называет протестантами, на самом деле ими являются по самой высшей шкале воцерковления. Это люди, которые посещают богослужения не реже одного раза в неделю, которые не просто знают основополагающее вероучение и книгу своей конфессии, то есть в нашем случае Библию, а также читают ее не меньше одного раза в неделю. Это люди, которые молятся ежедневно, живут общинной жизнью, знают друг друга, дружат семьями и общаются вне церковной воскресной службы», – подчеркнул он.
Константин Бендас также рассказал, что год назад вместе с российскими религиоведами и социологами он проводил собственное исследование религиозной принадлежности в РФ. «Мы попытались просчитать количество воцерковленных верующих в России, включая все традиционные и даже экзотические религии: православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и вплоть до кришнаитов, последователей учения Живой этики Блаватской и приверженцев различных тантрических школ. И мы были очень удивлены, когда получили цифру 9,5%. То есть во всей России набралось всего 9,5% серьезного религиозного населения. А 90% – это те, кто лишь что-то слышал о религии по телевидению, что-то знает из рассказов других, или их родственники и родители были религиозными. Или же причисляют себя к религиозному направлению исходя из национального признака», – заключил представитель пятидесятников.
Роман Лункин добавил, что «если эту цифру по количеству католиков и протестантов в РФ сравнить с цифрами, которые показывают, сколько православных верующих посещают пасхальные и рождественские богослужения – а это примерно 3–5 млн человек, – то получится вполне адекватная картина по практической религиозности общин и достаточно большая цифра». «В этом случае 1% – это почти столько же, сколько и верующих РПЦ, которые не просто говорят о том, что они православные, но и посещают храмы и присутствуют на богослужениях», – считает религиовед.
Кстати, еще в одном свежем исследовании ФОМа, посвященном вопросу влияния РПЦ на общественную жизнь, политику, культуру, по 32% мусульман и христиан западной традиции отметили положительное влияние РПЦ на общественную жизнь страны. Среди православных верующих такой ответ дали только 56%, а 21% заявили, что РПЦ никак и ни на что не влияет. На вопрос, бывает ли так, что РПЦ вмешивается туда, куда вмешиваться не должна, 27% мусульман ответили, что бывает, но редко. Такой же ответ дали и 28% протестантов и католиков, тогда как 24% православных ответили, что РПЦ часто вмешивается не в свои дела. При этом 23% представителей нетрадиционных для РФ христианских конфессий отметили, что РПЦ сегодня оказывает сильное влияние на власть. А вот за дальнейшее усиление влияния РПЦ на власть высказались 22% мусульман и 25% православных респондентов.
Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.
«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.
«Часть цивилизации»
В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.
«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.
Количество или качество?
Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.
«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Цель проекта: составить картину вероисповеданий и национальностей с учетом численности, географического и административного распределения, следования религиозным практикам, мировоззренческих и социально-демографических характеристик россиян.
В нашей стране, как и во всем мире, растет интерес к ценностному измерению жизни, включая вопросы духовного опыта и религиозной принадлежности. На протяжении последних десятилетий вопросы о вероисповедании не входили в анкеты при переписи населения в СССР и в РФ. По мере сил это пытается заполнить проект АРЕНА, предлагая читателям современную и достоверную информацию о представленности российских религий. Вопросы национальной принадлежности часто имеют непосредственное отношениеквыбору вероисповедания:поэтойпричиневАтласевниманиеуделяется как религии, так и национальности россиян. (Предупреждение: несмотря на общую репрезентативную выборку, для некоторых религий и национальностей, в силу их малой численности в РФ, предлагаемые портреты включают ряд оценок и гипотез для дальнейшего анализа).
Мы надеемся, что проделанная работа – это первый шаг в изучении целостного религиозного и культурного пространства нашей страны, учитывающего многообразие и уникальность каждого вероисповедания, каждой национальности, каждого региона. Проект АРЕНА – не разовая инициатива. Мы рассчитываем на возможность повторить данное исследование, чтобы спустя какое-то время получить картину в динамике, позволяющую анализировать изменения как в стране в целом, так в каждом из регионов. Помимо этого, нельзя не учитывать, что любая попытка анализа духовного и ценностного измерений жизни людей в условиях современного научного знания является экспериментом. По этой причине, несмотря на то, что при разработке проекта учитывался опыт ведущих мировых исследовательских проектов в области прикладной аксиометрии, — методика исследования и используемая анкета открыты для обсуждения и комментариев экспертным сообществом. Одновременно, ведется работа по наполнению Атласа новыми данным: не только социологическими, но и этнографическими, историческими, культурными. Будем рады любой обратной связи, особеннобудемрадысовместнойработе.
Интернет-визуализация проекта АРЕНА использует online карты, включающие быструю и наглядную навигацию по всем разделам исследования. Помимо результатов проведенного опроса, для удобства пользователей АРЕНА предполагает интеграцию баз данных, находящихся в открытом доступе. Например, включена база данных по численности религиозных организаций (Министерство Юстиции РФ), данные переписи населения 2010 г., данные ряда открытых исследовательских проектов гражданского общества. Если Вы можете предложить данные для интеграции в АРЕНУ, — пожалуйста, дайте нам знать.Проект на сайте постоянно обновляется. Мы стараемся сделать АРЕНУ наглядной и интерактивной, позволяющей ее использование не только в справочных целях, но и в образовательном процессе через игры и тесты.
Служба «Среда» надеется, что проект АРЕНА окажется для Вас полезным и интересным.
Видео с презентации АРЕНЫ, прошедшей в РИА Новости 18 декабря 2012 года
Багрина Алина Юрьевна, координатор службы «Среда»
Петренко Елена Серафимовна, директор по исследованиям, Фонд «Общественное мнение»
Кипшидзе Вахтанг Владимирович, руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви
Ведущий пресс-конференции: Золотов Андрей Андреевич, Заместитель руководителя Объединенной редакции иновещания РИА Новости