Л. А. Чугаев
«Экология и жизнь» №1, 2009
Лев Александрович Чугаев (1873–1922) — русский советский химик и биохимик, профессор Петербургского технологического института и Петербургского университета. Основатель и директор (с 1918 г.) Института по изучению платины и других благородных металлов (с 1934 г. в составе Института общей и неорганической химии). В области комплексных соединений Чугаев создал в СССР научную школу. Российская академия наук с 1994 г. ежегодно присуждает премию имени Л. А. Чугаева за выдающиеся работы в области химии комплексных соединений. Л. А. Чугаев также писатель и биограф Д. И. Менделеева.
«Часто важна не сама истина, а ее освещение и сила аргументации, в ее пользу развитой. Важно и то, что делится своими мыслями гениальный ученый, подсказавший всему миру, что он способен творить великое, отыскивать ключ к сокровенным тайнам природы. В этом случае позиция Менделеева, пожалуй, напоминает ту, которую занимают великие художники Шекспир или Толстой. Истины, приводимые в их творениях, стары как мир, но на вечные времена останутся юными те художественные образы, в которые эти истины облечены».
Л. А. Чугаев
«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти». Такую оценку Менделееву дает Лев Александрович Чугаев.
***
Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер в 1847 г.). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и управлять небольшим стеклянный заводом, доставлявшим (вместе со скудной пенсией) более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Очень много внимания она уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности. Однако в тобольской гимназии Менделеев учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь.
Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 г. Дмитрий Иванович Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что он писал много лет спустя, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу»: «Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».
Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном педагогическом институте в Петербурге. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. В числе их были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. Самая обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, благодаря малому числу студентов, крайне заботливому к ним отношению и тесной связи их с профессорами давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей.
Студенческие исследования Менделеева относились к аналитической химии: изучение состава минералов ортита и пироксена. Впоследствии он фактически не занимался химическим анализом, но всегда рассматривал его как весьма важный инструмент для уточнения различных результатов исследований. Между тем именно анализы ортита и пироксена стали стимулом к выбору темы его дипломной работы (диссертации): «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Она начиналась такими словами: «Законы минералогии, как и других естественных наук, относятся к трем категориям, определяющим предметы видимого мира, — к форме, содержанию и свойствам. Законы форм подчиняются кристаллографии, законы свойств и содержания управляются законами физики и химии».
Понятие изоморфизма играло здесь существенную роль. Это явление уже несколько десятилетий изучалось западноевропейскими учеными. В России же Менделеев по существу был первым в данной области. Составленный им подробный обзор фактических данных и наблюдений и сформулированные на его основе выводы сделали бы честь любому ученому, специально занимавшемуся проблемами изоморфизма. Как вспоминал Менделеев впоследствии, «составление этой диссертации вовлекло меня в изучение более всего химических отношений. Этим она определила многое». Позже он назовет исследование изоморфизма одной из «предтеч», способствовавших открытию Периодического закона.
По окончании курса в институте Менделеев работал учителем сначала в Симферополе, затем в Одессе, где он пользовался советами Пирогова. В 1856 г. он возвратился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах». 23 лет от роду он становится доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию.
В 1859 г. Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу. Если многие другие его соотечественники-химики направлялись за рубеж в основном «для совершенствования образования», не имея собственных программ исследований, то Менделеев, в отличие от них, имел четко разработанную программу. Он поехал в Гейдельберг, куда привлекали его имена Бунзена, Кирхгофа и Коппа, и там работал в организованной им самим лаборатории, преимущественно исследуя явления капиллярности и поверхностного натяжения жидкостей, а часы досуга проводил в кругу молодых русских ученых: С П. Боткина, И. М. Сеченова, И. А. Вышнеградского, А. П. Бородина и др.
В Гейдельберге Менделеев сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения» (критической температуры), при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. Вскоре аналогичное наблюдение сделал ирландский химик Т. Эндрьюс. Менделеев работал в гейдельбергской лаборатории прежде всего как экспериментатор-физик, а не химик. Ему не удалось решить поставленную задачу — установить «истинную меру для сцепления жидкостей и найти ее зависимость от веса частиц». Точнее, он не успел этого сделать — истек срок его командировки.
В конце своего пребывания в Гейдельберге Менделеев записал: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики. Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но, несомненно, должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление… Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время».
Этот рукописный документ сохранился в архиве Менделеева, в нем он, по существу, высказал свои «заветные мысли» относительно направлений познания глубинной сущности химических явлений.
В 1861 г. Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. Одна из них, сугубо теоретическая, называется «Опыт теории пределов органических соединений». В ней он развивает оригинальные представления о предельных их формах в отдельных гомологических рядах. Таким образом Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает замечательный по тому времени учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году ученик был переиздан. За свой труд ученый удостаивается Демидовской премии — высшей научной награды России того времени. Спустя некоторое время так охарактеризует его А. М. Бутлеров: «Это единственный и превосходный оригинальный русский труд по органической химии, лишь потому неизвестный в Западной Европе, что ему еще не нашелся переводчик».
Тем не менее органическая химия не стала сколько-либо приметной сферой деятельности Менделеева. В 1863 г. физико-математический факультет Петербургского университета избирает его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утверждают в должности только в 1865 г. До этого, в 1864 г., Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института.
В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 г. Но, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева.
То, что некоторые химические элементы проявляют черты явного сходства, для химиков тех лет не было секретом. Сходство между литием, натрием и калием, между хлором, бромом и йодом или между кальцием, стронцием и барием бросалось в глаза. В 1857 г. шведский ученый Ленсен объединил по химическому сходству несколько «триад»: рутений — родий — палладий; осмий — платина — иридий; марганец — железо — кобальт. Были сделаны даже попытки составить таблицы элементов. В библиотеке Менделеева хранилась книга немецкого химика Гмелина, который опубликовал такую таблицу в 1843 г. В 1857 г. английский химик Одлинг предложил свой вариант. Однако ни одна из предложенных систем не охватывала всю совокупность известных химических элементов. Хотя существование отдельных групп и отдельных семейств можно было считать установленным фактом, связь этих групп между собой оставалась непонятной.
Менделееву удалось найти ее, расположив все элементы в порядке возрастания их атомной массы. Установление периодической закономерности потребовало от него огромного напряжения мысли. Написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, Менделеев стал раскладывать их в разнообразных комбинациях, переставляя и меняя местами. Дело осложнялось тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Тем не менее искомая закономерность вскоре была обнаружена. Сам Менделеев таким образом рассказывал об открытии им Периодического закона: «Заподозрив о существовании взаимосвязи между элементами еще в студенческие годы, я не уставал обдумывать эту проблему со всех сторон, собирал материалы, сравнивал и сопоставлял цифры. Наконец настало время, когда проблема созрела, когда решение, казалось, вот-вот готово было сложиться в голове. Как это всегда бывало в моей жизни, предчувствие близкого разрешения мучившего меня вопроса привело меня в возбужденное состояние. В течение нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который сразу привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги».
Таким образом, легенду, будто бы Периодическая таблица приснилась ему во сне, Менделеев придумал сам, для настырных поклонников науки, не понимающих, что такое озарение.
Менделеев, будучи химиком, за основу своей системы взял химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, при этом соблюдая принцип возрастания атомных весов. Ничего не вышло! Тогда ученый просто взял и произвольно изменил атомные веса нескольких элементов (например, он присвоил урану атомный вес 240 вместо принятого 60, т. е. увеличил в четыре раза!), переставил местами кобальт и никель, теллур и йод, поставил три пустые карточки, предсказав существование трех неизвестных элементов. Опубликовав в 1869 г. первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса».
Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы. В своей таблице он оставил незаполненные клеточки, однако предсказал атомный вес и химические свойства предполагаемых элементов. Он также поправил ряд неточно определенных атомных масс элементов, и дальнейшие исследования полностью подтвердили его правоту.
Первый, еще несовершенный набросок таблицы в следующие годы подвергся переконструированию. Уже в 1869 г. Менделеев поместил галогены и щелочные металлы не в центре таблицы, как раньше, а по ее краям (как это делается теперь). В следующие годы Менделеев исправил атомные веса одиннадцати элементов и изменил местоположение двадцати. В итоге в 1871 г. появилась статья «Периодическая законность для химических элементов», в которой периодическая таблица приняла вполне современный вид. Статья была переведена на немецкий язык и оттиски ее были разосланы многим известным европейским химикам. Но, увы, никто не оценил важности сделанного открытия. Отношение к Периодическому закону изменилось только в 1875 г., когда Ф. Лекокде Буабодран открыл новый элемент — галлий, свойства которого поразительно совпадали с предсказаниями Менделеева (он назвал этот неизвестный еще элемент экаалюминием). Новым триумфом Менделеева стало открытие в 1879 г. скандия, а в 1886 г. германия, свойства которых также полностью соответствовали описаниям Менделеева.
До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Открытия в 1890-х явления радиоактивности и благородных газов поставили периодическую систему перед серьезными трудностями. Проблема размещения в таблице гелия, аргона и их аналогов успешно разрешилась лишь в 1900 г.: они были помещены в самостоятельную нулевую группу. Дальнейшие открытия помогли связать со структурой системы обилие радиоэлементов.
Сам Менделеев считал главным изъяном Периодического закона и периодической системы отсутствие их строгого физического объяснения. Оно было невозможно, пока не была разработана модель атома. Однако он твердо верил, что «по видимости, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает» (запись в дневнике от 10 июля 1905 г.), и XX столетие дало множество подтверждений этой уверенности Менделеева.
Идеи Периодического закона, окончательно сформировавшиеся во время работы над учебником, определили структуру «Основ химии» (последний выпуск курса с приложенной к нему Периодической таблицей вышел в 1871 г.) и придали этому труду поразительную стройность и фундаментальность. Весь накопленный к этому времени огромный фактический материал по самым разным отраслям химии был впервые изложен здесь в виде стройной научной системы. «Основы химии» выдержали восемь изданий и были переведены на основные европейские языки.
Работая над изданием «Основ», Менделеев активно занимался исследованиями в области неорганической химии. В частности, он хотел найти предсказанные им элементы в природных минералах, а также внести ясность в проблему «Редких земель», чрезвычайно сходных по свойствам и плохо «укладывавшимися» в таблицу. Однако подобные исследования вряд ли были по силам одному ученому. Менделеев не мог зря тратить время, и в конце 1871 г. он обращается к совершенно новой тематике — исследованию газов.
Эксперименты с газами приобрели вполне конкретный характер — это были чисто физические исследования. Менделеева по праву можно считать одним из крупнейших среди немногочисленных физиков-экспериментаторов России второй половины XIX века. Как и в Гейдельберге, он занимался конструированием и изготовлением различных физических приборов.
Менделеев исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Осуществить полностью намеченные работы ему не довелось, однако и то, что он успел сделать, стало заметным вкладом в физику газов.
Прежде всего сюда относится вывод уравнения состояния идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Именно введение этой величины сыграло важнейшую роль в развитии физики газов и термодинамики. При описании свойств реальных газов он также был недалек от истины.
Физическая «составляющая» творчества Менделеева отчетливо проявляется в 1870–1880-х годах. Из почти двухсот опубликованных им в этот период работ по крайней мере две трети были посвящены исследованиям упругости газов, различным вопросам метеорологии, в частности измерению температуры верхних слоев атмосферы, уточнению закономерностей зависимости атмосферного давления от высоты, для чего он разрабатывал конструкции летательных аппаратов, позволяющих проводить наблюдения температуры, давления и влажности на больших высотах.
Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. По справедливому замечанию одного из биографов, «наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он выказывал свою могучую индивидуальность».
В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет в знак протеста против ущемления университетской автономии и посвятил все свои силы практическим задачам. Еще в 1860-е годы Дмитрий Иванович начал заниматься проблемами конкретных производств и целых отраслей, изучал условия экономического развития отдельных регионов. По мере накопления материала он переходит к разработке собственной программы социально-экономического развития страны, которую излагает в многочисленных публикациях. Правительство привлекает его к разработке практических экономических вопросов, в первую очередь по таможенным тарифам.
Последовательный сторонник протекционизма, Менделеев сыграл выдающуюся роль в формировании и осуществлении таможенно-тарифной политики России в конце XIX — начале XX века. При его деятельном участии в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга «Толковый тариф», представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный обзор российской промышленности с указанием на ее нужды и будущие перспективы. Этот капитальный труд стал своеобразной экономической энциклопедией пореформенной России. Сам Менделеев считал его первостепенным делом и занимался им увлеченно. «Какой я химик, я — политэконом; что там «Основы» , вот «Толковый тариф» — это другое дело», — говорил он. Особенностью творческого метода Менделеева было полное «погружение» в интересующую его тему, когда в течение некоторого времени работа велась непрерывно, нередко почти круглосуточно. В результате внушительные по объему научные труды создавались им в поразительно короткие сроки.
Морское и военное министерства поручают Менделееву (1891 г.) разработку вопроса о бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. (Впоследствии Россия закупала у американцев, приобретших патент, «менделеевский» порох).
В 1893 г. Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной по его же указаниям Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организует ряд работ по метрологии. В 1899 г. он совершает поездку на уральские заводы. В результате появилась обширная и в высшей степени содержательная монография о состоянии уральской промышленности.
Общий объем работ Менделеева на экономические темы составляет сотни печатных листов, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России».
Его работы и выступления отличались ярким и образным языком, эмоциональной и заинтересованной манерой подачи материала, т. е. тем, что было характерно для неповторимого «менделеевского стиля», «природную диковатость сибиряка», не поддававшуюся никогда никакому лоску», производивших неизгладимое впечатление на современников.
Менделеев многие годы оставался на переднем крае борьбы за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. В дневниковой записи от 10 июля 1905 г. ученый также отмечал, что свою задачу видел в привлечении капиталов к промышленности, «не мараясь соприкосновением с ними… Пусть тут меня судят, как и кто хочет, мне не в чем каяться, ибо ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я ни на йоту при этом не служил, а только старался и, пока могу, буду стараться дать плодотворное, промышленно-реальное дело свое стране… Науки и промышленность — вот мои мечты».
Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. Уже в 1859 г. 25-летний ученый публикует в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма». Автор указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы: «Дым затемняет день, проникает в жилища, грязнит фасады зданий и общественные памятники и причиняет многие неудобства и нездоровья». Менделеев рассчитывает теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива, анализирует состав топлива различных сортов, процесс горения. Особо подчеркивает он вредное влияние содержащихся в углях серы и азота. Это замечание Менделеева особенно актуально сегодня, когда в различных промышленных установках и на транспорте кроме угля сжигается много дизельного топлива и мазута, имеющих высокое содержание серы.
В 1888 г. Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е ученый принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. В статье «Вода сточная» он подробно рассматривает естественную очистку сточных вод, на ряде примеров показывает, как можно очистить сточные воды промышленных предприятий. В статье «Отбросы или остатки (технические)» Менделеев приводит много примеров полезной переработки отходов, особенно промышленных. «Утилизация отбросов, — пишет он, — говоря вообще, есть превращение бесполезного в ценные по свойствам товары, и это составляет одно из важнейших завоеваний современной техники».
Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 г. Менделеев тщательно изучил прирост различных сортов деревьев (сосны, ели, пихты, березы, лиственницы и др.) на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии. Ученый настаивал на том, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами».
***
Появление могучей фигуры ученого-энциклопедиста и мыслителя было ответом на потребности развивающейся России. Творческий гений Менделеева был востребован временем. Размышляя над результатами своей многолетней научной деятельности и принимая вызовы времени, Менделеев все больше обращался к социально-экономической проблематике, исследовал закономерности исторического процесса, выяснял сущность и особенности современной ему эпохи. Примечательно, что такая направленность движения мысли является одной из характерных интеллектуальных традиций отечественной науки.
Источник: Чугаев Л.А. Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и деятельность. — Л.: Научное химико-техническое изд-во, 1924.
Статья Н. Майборода «Девять интересных фактов о Д.И. Менделееве»
В 2014 году исполняется ровно 180 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. В честь юбилея мы представляем вам девять интересных фактов о его жизни.
1. Семнадцатый ребенок в семье
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске — первой столице Сибирского края. Он был последним в семье — семнадцатым ребёнком. Семья, впрочем, была не такой большой: из 17 детей восемь умерли еще в младенчестве.
Отец Дмитрия — Иван Павлович Менделеев — занимал почетную должность директора Тобольской гимназии. Он скончался, когда Дмитрию исполнилось 13 лет, поэтому содержать большую семью пришлось матери — Марии Дмитриевне, которая приложила много усилий для того, чтобы ее дети получили достойное образование. Благодаря ей Дмитрий смог поступить в Главный педагогический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный университет).
2. Непокорный учитель
Дмитрий Менделеев имел впечатляющий педагогический опыт. Он работал старшим учителем естественных наук в Симферопольской мужской гимназии (1855 год) и Ришельевском лицее в Одессе (1855-56), а с 1857 года стал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском университете, где проработал в общей сложности около 30 лет. Однако из-за конфликта с министром народного просвещения Иваном Деляновым Менделеев покинул университет в 1890 году. Причиной конфликта стал отказ министра принять петицию студентов. Родные и друзья вспоминают Дмитрия Ивановича как человека упорного, который не желал уступать. Так случилось и в случае с петицией. Менделеев пользовался огромным авторитетом в студенческой среде. Когда в марте 1890 года в университете начались студенческие волнения, его пригласили на одно из обсуждений и попросили подать петицию Правительству, в которой студенты изложили свои пожелания, среди которых, в частности, была свобода слова и печати. На отказ Делянова Дмитрий Иванович отреагировал кардинально. Свою последнюю лекцию, которую ученый прочитал 22 марта 1890 года, он завершил словами: «Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин».
3. «Изобретатель» водки
Существует мнение, что Дмитрий Иванович Менделеев изобрел водку. Однако этот алкогольный напиток, конечно же, существовал задолго до 1865 года, когда он защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою». Именно эта работа породила легенду, согласно которой он «принимал участие в разработке производства водки». В своей книге «Национальная легенда: был ли Менделеев создателем русской «монопольной» водки» доктор химических наук и директор музея-архива Д.И. Менделеева при ЛГУ Дмитриев Игорь Сергеевич опровергает этот факт. В частности, он утверждает, что «диссертация была посвящена изучению удельных весов спиртоводных растворов в зависимости от концентрации последних и температуры, а самого Менделеева интересовали в первую очередь совсем другие области концентраций, выше 40% по весу».
4. О сне, которого не было
Существует мнение, что однажды во сне Менделеев увидел периодическую таблицу химических элементов, после чего он ее изобрел. Однако ученый опроверг эту легенду, ответив следующее: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово». К слову, открытие периодического закона произошло в феврале 1869 года. 17 февраля Дмитрий Менделеев, собираясь в дорогу, начертил набросок таблицы на обратной стороне неприметного письма, в котором его приглашали приехать и помочь производству. Ученый позже скажет, что тогда «невольно зародилась мысль о том, что между массой и химическими свойствами должна быть связь». Так, он написал на отдельных карточках названия всех известных элементов, их атомный вес и свойства, а потом расположил их по порядку. Поездку пришлось отложить — ученый с головой погрузился в работу, в результате которой был открыт периодический закон химических элементов. Стоит заметить, что в то время около 60 химических элементов было изучено, а свыше тридцати еще ожидали своего времени. В 1870 году Менделеев вычислил атомные массы элементов, которые в его таблице оставались «пустыми» неизученными местами. Так ученым было предсказано существование «экаалюминия» (галлий), «экабора» (скандий), «экасилиция» (германий) и других элементов.
5. Чемоданных дел мастер
Великий ученый занимался не только научной работой. В свободное время он любил изготавливать…чемоданы. Это ремесло Менделеев освоил в Симферополе, когда из-за Крымской войны была закрыта гимназия, в которой он преподавал. Сидеть без дела ученый не любил, поэтому нашел себе увлекательное занятие: стал переплетать книги и склеивать всевозможные подручные предметы, такие как рамки и столики. Особенно ему нравилось возиться с дорожными сумками. Так у Менделеева появилось интересное занятие – изготовление чемоданов, которое он довел до совершенства. Даже когда ученый ослеп в 1895 году, он продолжал клеить чемоданы на ощупь. Однажды во время очередной покупки кожи один покупатель поинтересовался у купца, кто этот человек, на что получил ответ: «Это известный, знаменитый чемоданных дел мастер Менделеев!»
6. Не нобелевский лауреат
Дмитрий Менделеев был выдвинут на Нобелевскую премию несколько раз, но так и не получил ее. В первый раз это случилось в 1905 году. Тогда лауреатом стал немецкий химик-органик Адольф Байер. Через год ученый был объявлен победителем премии, но Шведская королевская академия наук отменила это решение в пользу французского учёного Анри Муассана за открытие фтора. В 1907 году прозвучало предложение разделить премию с итальянским химиком Станислао Канниццаро, однако в этот раз вмешалась судьба. 2 февраля 1907 года в возрасте 72 лет Менделеев ушел из жизни. Возможно, причиной, почему ученый так и не стал обладателем долгожданной премии, являлся конфликт между Дмитрием Ивановичем и братьями Нобель. К концу 19-го века предприимчивые шведы разбогатели на бакинской нефти и стали контролировать более 13% российских месторождений. В 1886 году, когда цена на нефть резко упала, братья Нобель предложили правительству поднять налог, аргументируя это быстрым истощением месторождения. Таким образом, повышение цен в размере 15 копеек с пуда нефти обеспечивало им избавление от конкурентов. При Министерстве государственных имуществ была образована специальная комиссия, в состав которой вошел Менделеев. Ученый был противником введения налога и опроверг слух об истощении нефти, чем и разгневал Нобелей.
7. Полеты на аэростатах
Дмитрий Менделеев работал также над конструкцией летательных аппаратов, с помощью которых он планировал исследовать температуру, давление и влажность в верхних слоях атмосферы. В 1875 году он предложил проект стратостата объёмом 3600 м³. Им же был разработан проект управляемого аэростата с двигателями. В 1878 году ученый совершил полет на привязном аэростате Анри Жиффара на Всемирной выставке в Париже. Через 9 лет он опять поднялся в воздух. В этот раз местом для эксперимента был выбран пустырь на северо-западе города Клин. 7 августа 1887 года на предоставленном Военным министерством воздушном шаре «Русский» (объём 700 м³) Менделеев в одиночку поднялся на высоту более 3000 метров. Полет продолжался три часа. За это время ученый измерил давление и температуру, а также стал свидетелем полного солнечного затмения. Этот полет был отмечен медалью французской Академии аэростатической метеорологии.
8. Пионер ледоколостроения
Интересно, что из всего количества трудов ученый посвятил химии около 10 %. Кроме всего прочего, Менделеев уделял внимание кораблестроению и освоению арктического мореплавания, о чем написал около 40 работ. Он принимал непосредственное участие в проекте строительства первого в мире арктического ледокола «Ермак», который был впервые спущен на воду 29 октября 1898 года. За большой вклад в освоение Арктики именем ученого был назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открытый в 1949 году.
9. Тесть Блока
Менделеев говорил, что «много испытал в жизни, но не знает ничего лучше детей». Знающие его люди рассказывали, что он часто угощал сладостями детей сторожей в Палате мер и весов, где он работал, а также устраивал для них новогоднюю елку за свой счет. Дмитрий Иванович был отцом шестерых детей: двое родились от первого брака с Феозвой Лещёвой, четверо – от второго брака с Анной Поповой.
Старший сын Владимир был морским офицером. Ему посчастливилось плавать на фрегате «Память Азова», на котором Николай II должен был отправиться в путешествие на Дальний Восток. После свадьбы с дочерью художника-передвижника Варварой Кирилловной Лемох он скоропостижно умер. О старшей дочери Ольге известно, что она разводила породистых охотничьих собак, а после революции была вынуждена переехать в Москву, где по протекции Дзержинского работала консультантом питомника служебных собак. Ее младшая сестра Мария Дмитриевна Кузьмина также занималась собаками, однако после войны стала заведовать музеем своего отца при Ленинградском государственном университете. Интересно сложилась судьба дочери Любы. Она работала артисткой в труппе Мейерхольда и вышла замуж за Александра Блока. По стопам отца пошел Иван, который работал в институте метрологии. А вот судьба младшего сына Василия сложилась весьма загадочно. Он учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища, но так и не закончил учебу. Говорят, что Василий пошел против родительской воли, женившись на простонародной Фене, после чего ушел из дома. О нем долго ничего не было слышно, но позже выяснилось, что он умер в 1922 году в Краснодаре, заразившись от жены брюшным тифом.
18 мая 2011 г. 15:29
В настоящее время проект «Они родились третьими» включен в программу конкурса в раздел «Модельные проекты».
Его основной целью является привлечение внимания к социально-значимым проблемам современной молодежи и общества в целом, повышение престижа и значимости семьи, а также пропаганда и распространение лучшей социальной рекламы. Макеты социальный рекламы «Они родились третьими», «Если я появлюсь на свет…» и др. в электронном виде передаются организации-исполнителю, которые, в свою очередь, их дорабатывают, печатают и размещают на территории муниципального образования. По итогам проекта проводят мониторинг целевых категорий молодёжи, на которые было направленно информационное воздействие посредством социальной рекламы.
Напомним, что рекламная кампания «Они родились третьими» стартовала в Алтайском крае осенью 2010 года. Идея этой кампании заключается в том, чтобы рассказать, кто из выдающихся людей России, в частности уроженцев Алтая, был третьим ребенком в семье, сообщили в краевом управлении по образованию и делам молодежи.
На сегодня на трассовых информационных модулях региона изображены известные всему миру: поэт, классик русской литературы Николай Некрасов, великий русский писатель Антон Чехов, первый в мире космонавт Юрий Гагарин, русская поэтесса Анна Ахматова. Также на рекламных плакатах изображены наши знаменитые земляки: великий русский писатель Георгий Гребенщиков, киноактриса Екатерина Савинова, художник Юрий Капустин.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи продолжает собирать информацию об известных личностях, которые третьими появились на свет. Данную информацию можно предоставлять в свободной форме по электронной почте: molod@intelbi.ru, или принести по адресу: г. Барнаул, ул. М. Горького, 39, каб. 4, отдел по делам молодежи управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
«На чадах гениев Природа отдыхает» — сей расхожий слоган к детям Менделеева никоим образом не относится. Их было семеро — трое сыновей и четверо дочерей. Первенец, Маша, не прожила и полугода (скончалась в сентябре 1863 г.). Дети Менделеева получили более или менее хорошее образование и оставили пусть и маленький, но все же вполне различимый след в истории российской.
Дмитрий Иванович был женат дважды. В 1862 г. сочетался браком с Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска (стало быть, землячкой). Падчерица знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Петровича Ершова, Физа (так ее звали в семье), была на шесть лет старше. По характеру, склонностям, привычкам, интересам она не составила своему супругу гармоничной пары. Но кто вправе осуждать выбор Дмитрия Ивановича, тем более что поступок сей был обусловлен конкретными жизненными обстоятельствами начинающего ученого.
Неудивительно, что напряженность в их отношениях с годами нарастала. Все чаще испытывал неудовлетворенность Менделеев; постоянными упреками донимала мужа Феозва Никитична. Слишком разные это были люди. В конце концов в 1881 г. брак был расторгнут. Но всю оставшуюся жизнь они сохраняли добрые отношения.
В конце 1870 гг. Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Она поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Занятия ей вскоре наскучили. Тогда Анна стала посещать школу рисования при Академии художеств. Надо отдать должное: в живописи проявился у нее определенный талант. Когда она познакомилась с Менделеевым, ей едва минуло 16. Поженились они в 1881 г. По возрасту Анна Ивановна годилась Менделееву в дочери (была моложе на 26 лет).
И подобные браки нередко бывают счастливыми. Менделеев создавал вторую семью, завершая пятый десяток. Те научные достижения, которые составили ему особую славу, или уже состоялись, или достигали завершающей стадии. Но «покой ему только снился». Имя Менделеева пользовалось всемирной известностью, а в России едва ли кто более него интересовался нуждами, положением и судьбами страны. Менделеев, увы, не нашел гармонии в семейной жизни и с Анной Ивановной.
И именно поэтому дети всегда оставались в центре его внимания и забот.
У Дмитрия Ивановича и Феозвы Никитичны воспитывались Владимир (1865-1898) и Ольга (1868-1950). Сын избрал флотскую карьеру. С отличием окончил Морской кадетский корпус, совершил плавание на фрегате «Память Азова» вокруг Азии и вдоль дальневосточных берегов Тихого океана (1890-1893 гг.). Принял участие в визите русской эскадры во Францию. В 1898 г. вышел в отставку, чтобы разработать «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива». В нем проявился его талант инженера-гидролога. Владимир скоропостижно скончался 19 декабря 1898 г. В следующем году отец опубликовал «Проект┘». С глубокой горечью писал Дмитрий Иванович в предисловии: «Погиб мой умница, любящий, мягкий добродушнейший сын-первенец, на которого я рассчитывал часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины, которыми он был проникнут». Кончину Владимира ученый глубоко переживал, тяжелое потрясение заметно сказалось на его здоровье.
Ольга (1868-1950) сумела лишь закончить гимназию. Вышла замуж за Алексея Владимировича Трирогова, обучавшегося вместе с Владимиром в Морском кадетском корпусе. И практически всю свою долгую жизнь отдала семье. Ольга написала книгу воспоминаний «Менделеев и его семья», увидевшую свет в 1947 г.
Из всех потомков Дмитрия Ивановича Любовь оказалась личностью, ставшей известной достаточно широкому кругу людей. В первую очередь не как дочь великого ученого, а как жена Александра Блока — знаменитого русского поэта Серебряного века, как героиня цикла его «Стихов к Прекрасной даме». Бурный роман Менделеева с Анютой Поповой достиг crescendo весной 1881 г., когда они вместе путешествовали по Италии и Франции. Люба появилась на свет 29 декабря 1881 г., но, по существу, оказалась незаконнорожденной. Только 2 апреля 1882 г. свершилось венчание родителей в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга.
Люба закончила Высшие женские курсы и занималась в драматических кружках. Артистических способностей ей было не занимать. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э. Мейерхольда и в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Супружеская жизнь Блоков протекала сумбурно и не гладко — и в этом, пожалуй, Александр и Любовь были в равной доле повинны. Однако в последние годы жизни поэта жена всегда оставалась рядом с ним. Между прочим, она стала первой публичной исполнительницей поэмы «Двенадцать». После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Скончалась Любовь Дмитриевна в 1939 г.
Иван Дмитриевич (1883-1936) был, пожалуй, наиболее творчески одаренной личностью, и только годы российского лихолетья помешали ему по-настоящему раскрыть творческий потенциал. Окончив гимназию в 1901 г. с золотой медалью, поступил в Петербургский политехнический институт, но вскоре перевелся на физико-математический факультет университета. Стареющему отцу он много помогал, например, выполнял сложные расчеты для его экономических работ. Благодаря Ивану вышло в свет посмертное издание труда ученого «Дополнение к познанию России». После кончины Дмитрия Ивановича жизнь сына круто изменилась, о ней сохранилось немного сведений. Несколько лет жил во Франции, затем поселился в менделеевском имении Боблово, организовав там школу для крестьянских детей. При нем сгорела бобловская усадьба — дом, построенный по собственному проекту Дмитрия Ивановича Менделеева. Обстоятельства этого печального события до сих пор не выяснены.
С 1924 г. и до кончины Иван работал в Главной Палате мер и весов, продолжая, таким образом, дело отца. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы: «Мысли о познании», «Оправдание истины» — вот названия книг, опубликованных им в 1909-1910 гг.
Иван написал воспоминания об отце. Таковых появлялось немало после кончины ученого. Они принадлежали родным и близким, друзьям и коллегам, сотрудникам, да и просто людям, которым доводилось знать и встречать Дмитрия Ивановича (см. например, сб. «Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников». Изд. 2-е. М.: Атомиздат. 1973. 272 с.). Написанное Иваном, несомненно, представляет особый интерес. Именно ему удалось, пожалуй, дать наиболее точную и проникновенную характеристику отца — каким он его знал и каким помнил. По стечению обстоятельств в полном виде воспоминания Ивана были опубликованы только в 1993 г. Один из биографов ученого, Михаил Николаевич Младенцев, писал, что между сыном и отцом «существовало редкое дружеское взаимоотношение. Дмитрий Иванович отмечал природные дарования сына и в лице его имел друга, советника, с которым делился идеями и мыслями».
Мало сведений сохранилось о Василии. Кстати, он и Мария были близнецами (родились в 1886 г.). Известно, что Василий закончил Морское техническое училище в Кронштадте. Имел способности к техническому творчеству. Так, разработал модель сверхтяжелого танка. После революции судьба забросила его на Кубань, в Екатеринодар, где он скончался от сыпного тифа в 1922 г.
Мария обучалась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Петербурге, долгое время вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Д.И. Менделеева при Ленинградском университете. Вместе с сотрудницей Тамарой Сергеевной Кудрявцевой провела гигантскую работу по разборке и систематизации архивных документов Дмитрия Ивановича. Именно благодаря им архив ученого стал удобным для пользования и подлинной «Меккой» исследователей жизни и творчества Менделеева. За год до кончины Марии Дмитриевны был издан первый сборник «Архив Д.И. Менделеева» (1951).
Иван вспоминал: «В известном стихе Ювенал говорит, что надо относиться с величайшим уважением к ребенку. Таково было отношение к нам, детям. Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово. Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью — и это действовало сильнее уговоров и приказаний».
Один эпизод особенно ярко характеризует силу отеческой любви Менделеева. В мае 1889 г. он был приглашен Британским химическим обществом выступить с годичным Фарадеевским чтением. Такой чести удостаивались наиболее выдающиеся химики. Менделеев рассчитывал посвятить свой доклад учению о периодичности, которое уже завоевывало всеобщее признание. Подобное выступление было бы для него поистине «звездным часом». Но за два дня до события он получает из Петербурга телеграмму о болезни Василия. Ни минуты не раздумывая, ученый принимает решение о немедленном возвращении домой. Текст доклада «Периодическая законность химических элементов» прочел за него Джеймс Дьюар.
И нельзя без волнения читать дневниковую запись Менделеева от 10 июля 1905 г.: «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками».