Премудрость нашего спасения. Святитель Симеон, архиепископ Солунский
Книга святителя Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания.
Святитель Симеон, архиепископ Солунский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа (14161417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона.
Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.
Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата.
Святитель Симеон – автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.»
Святитель признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным трудом Диалог против Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который считается классическим. Вместе с некоторыми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca.
Как экзегет богослужения, святитель придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Сочинения святого Симеона очень ценятся исследователями православного богослужения;
Память святителя Симеона отмечается 15 сентября.
Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие.
СИМЕО́Н СОЛУ́НСКИЙ (кон. 14 в., Константинополь – 15.9.1429, Фессалоники), архиепископ Солунский (Фессалоникийский), богослов, литургист, святой. О его ранней жизни известно, что он жил в монастыре в Константинополе, возможно в обители братьев Каллиста (будущего патриарха Константинопольского Каллиста II) и Игнатия Ксанфопулов. С. С. был хорошо образован, глубоко знал богословскую лит-ру, был последователем свт. Григория Паламы. В кон. 1416 или нач. 1417 стал архиепископом г. Фессалоники (см. Салоники). После перехода в 1423 Фессалоники под управление венецианцев продолжал поддерживать отношения с Константинопольской церковью: был противником унии, несмотря на желание мн. жителей, надеявшихся, что в случае заключения унии с Римом венецианцы помогут им в борьбе с турками. До его смерти жители города, вдохновляемые решимостью С. С., обороняли город от тур. войск.
Название: Свт. Симеон Солунский — Творения
Авторы: святитель Симеон Солунский (Фессалоникийский)
Форматы: doc
Год издания: 2007
Св. Симеон родился и вырос в Константинополе в конце XIV в. Принял постриг, был близок ко двору патриарха и хорошо знаком со свв. Каллистом и Игнатием Ксанфопулами. Между маем 1416 г. и апрелем 1417 г. святой принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Фессалоникийскую митрополию. В июне 1422 г. он отправился в Константинополь, а по пути обратно посетил св. гору Афон. Задержка была связана с политической ситуацией в Фессалониках: возникло напряженное противостояние между теми, кто готов был перейти под власть турок, и теми, кто предпочитал прибегнуть к защите и покровительству венецианцев. Наконец он вернулся и в 1423 г. город перешел под покровительство Венеции, которое допускало соблюдение церковной независимости православной паствы от посягательств Рима. Святитель скончался в архипастырских трудах в сентябре 1429 г., когда город был осажден, а в марте 1430 г. Фессалоники после длительной осады пали и окончательно перешли в руки турок.
Против язычников, или магометан.doc
Послание в поддержку благочестия, против Агарян.doc
Изложеніе необходимейшихъ (указаній) о выраженіяхъ божественнаго Символа. (Репринт 1857г.).doc
Двенадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себе единую христіанскую веру нашу. (Репринт 1857г.).doc
Книга о храме. (Репринт 1884г.).doc
Юрий Максимов — Св. Симеон Фессалоникийский об исламе.doc