Содержание
АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Горячая линия: (8-3952) 25-33-07 в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00
Социальный телефон: 8-800-100-22-42, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00
звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным
Горячая линия по вопросам работы министерства в условиях коронавируса
(8-3952) 21-49-86, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00.
Горячая линия по вопросам назначения и выплаты ЕДВ на детей от 3 лет до 7 лет (3952) 25-33-07 (по рабочим дням с 9.00 до 18.00 часов)
Телефоны «Горячих линий» подведомственных учреждений
Опрос в целях оценки уровня коррупции в министерстве
Школа приемных родителей
Школа приемных родителей
Семейным законодательством предусмотрено обязательное прохождение психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст.ст. 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации).
Исключение составляют только близкие родственники детей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), а также граждане, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и граждане, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
В настоящее время в муниципальных образованиях Иркутской области действуют 40 Школ приемных родителей.
Школа приемных родителей – это уникальное мероприятие, где граждане – кандидаты в приемные родители, с помощью специалистов постигают тонкости и особенности в общении с детьми, учатся успешно преодолевать сложные и конфликтные ситуации, узнают много нового и полезного о воспитании детей, а также, что особенно важно – знакомятся друг с другом, понимают, что со своими проблемами они, отнюдь, не одиноки, что есть люди, всегда готовые оказать помощь и поддержку.
Программа Школы приемных родителей включает основы педагогических и психологических знаний, необходимые для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, развитие коммуникативных навыков. Особенное внимание уделяется возрастным особенностям детей, кризисным периодам в жизни приемного ребенка, дальнейшему развитию и адаптации ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Изучаются основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Полный цикл занятий составляет 53 часа, с кандидатами в замещающие родители проводится индивидуальное собеседование.
Подготовка граждан осуществляется по очной форме обучения с использованием элементов дистанционного обучения. Занятия позволяют не только дать определенные знания, но и сформировать необходимые родителям умения и навыки. Тренинговая методика включает ролевые и имитационные игры, мозговой штурм, дискуссии в небольших группах, творческие работы, самоанализ.
Результатом работы Школы в районе является также формирование сообщества приемных родителей, что позитивно сказывается на отношениях между родителями, сотрудничестве, обмене опытом.
Основными задачами, стоящими перед Школой приемных родителей, являются:
— дать приемным родителям знания в области педагогики и психологии, необходимые для успешного воспитания и развития приемного ребенка;
— создание сообщества приемных родителей на территории района;
— эмоциональная и психологическая поддержка приемных родителей;
— индивидуальное консультирование по психолого-педагогическим и юридическим проблемам.
По окончании подготовки гражданину выдается Свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623.
За все время работы Школ приемных родителей в Иркутской области прошли обучение и получили свидетельство 12 908 граждан, в том числе: в 2012 году – 1000, в 2013 году – 1 562, в 2014 году – 1 551, в 2015 году – 1779, в 2016 году – 1794, 2017 году – 1910, в 2018 году – 1672, в 2019 году – 1640.
К сожалению, не все граждане, прошедшие обучение, обратились в органы опеки и попечительства по вопросу подбора ребенка. Некоторые из них, оценив свои возможности, отказались от принятия настолько серьезного решения, некоторым необходимо более длительное размышление, чтобы принять в свою семью маленького человека, в жизни которого произошла трагедия…
В итоге за весь период подготовки граждан в Школе приемных родителей более 8 тысяч граждан обратились в органы опеки и попечительства по вопросу установления опеки или усыновления из них 6 562 граждан приняли детей на воспитание (2012 году – 804, в 2013 году – 737, в 2014 году – 734, в 2015 году – 904, в 2016 году – 1 089, в 2017 году – 1 196, в 2018 году – 412, в 2019 году — 686).
Школа приемных родителей необходима в воспитании, как приемных, так и кровных детей, школа позволяет почувствовать, что ты не одинок в своих проблемах, школа научит не только слушать, но и слышать ребятишек, находить выход из конфликтов, видеть ребенка с внутренней стороны.
По вопросу обучения в Школе приемных родителей можно обращаться как в органы опеки и попечительства по месту жительства гражданина, так и непосредственно в организации, осуществляющие обучение приемных родителей
Дата изменения: 19.06.2020 13:35
Зачем это нужно?
Движимые самыми добрыми побуждениями, будущие родители зачастую не представляют, сколько сил и знаний им потребуется, чтобы построить с ребенком теплые близкие отношения. Недоверие, агрессия, апатия, задержка в развитии — это лишь часть сложностей, спровоцированных травматичным опытом осиротевшего ребенка. Завоевать его любовь будет очень непросто, и будущим родителям важно это понимать.
Начало пути
Обучение в «Родительском мосте» состоит из нескольких этапов. Все начинается с первичного приема — одного или двух, затем следует первый групповой тренинг, а дальше — от 12 до 25 часов индивидуальной работы с психологом. В этот период психологи всегда рядом с человеком, чтобы отслеживать его эмоциональное состояние.
Такая длительная подготовка задумана неспроста: в это время специалист изучает личностные и семейные риски и ресурсы кандидата, чтобы оценить, насколько он готов принять ребенка, и в какой степени осознана его мотивация стать приемным родителем.
Около 30 процентов кандидатов на этом этапе оставляют мысль стать приемным родителем, тогда как по итогам всего обучения отсеиваются около 15 процентов.
«Индивидуальная работа с психологом до старта школы как раз дает возможность такого плавного постепенного входа, — рассказывает выпускница Школы Екатерина. — Тогда человек приходит в групповую работу с пониманием себя и представлением о будущем родительстве».
Часто в фонд обращаются родители, для которых еще не закрыта дверь в кровное родительство. Возможно, недавно они перенесли перинатальные утраты, еще не до конца их пережили и в душе еще надеются родить «своих» детей. Таким кандидатам особенно важно пройти весь путь осознания собственной мотивации, иначе приемный ребенок будет принят от безысходности, а значит, с высокой степенью сопротивления, негодования или протеста. Ему будет сложно адаптироваться в семье, да и сами родители рискуют своим психологическим здоровьем и сохранностью семьи.
130 часов на пути к себе
В «Родительском мосте» кандидаты учатся 130 часов, в которые не входит выезд в приют или детский дом, а также часы экзаменов. В других учреждениях обучение занимает 80 часов. Однако в фонде считают, что этих часов недостаточно для глубокой работы, ведь обучение — это в первую очередь «путь к себе», который должен пройти каждый родитель.
Программа разбита на несколько блоков и распределена между специалистами: это психологическая работа кандидата с собой, теоретические знания о психологических особенностях ребенка, пережившего травму, а также юридический блок.
Однако в центре обучения всегда стоит «работа над собой». «На занятиях в Школе приемных родителей мы работаем с такими понятиями, как «персона» и «тень», — рассказывает Марина Левина, президент фонда. — Приемный ребенок во многом выступает тем самым учителем, который приходит в твою жизнь и говорит «давай меняться». Он показывает все неприятные стороны твоей личности — все твои «тени», а они таят возможности, которыми ты не пользуешься и несут в себе ту жизнь, от которой ты отказываешься».
Когда время идет на минуты
Бывают ситуации, когда судьба ребенка решается буквально на глазах — например, у него погибли родители или их лишили родительских прав, а рядом есть близкие, готовые стать опекунами. Специально для этих случаев в фонде работает программа индивидуальной подготовки — серия встреч, в рамках которых будущие опекуны проходят все этапы обучения, но по ускоренной программе. Это помогает уберечь ребенка от попадания в детский дом или в дом ребенка и сразу передать его близким людям.
Выпускники
Ежегодно Школа «Родительского моста» выпускает более 80 будущих приемных родителей. Они подарят шанс жить в семье десяткам детей, лишенных родительской любви. Узнать о работе фонда и оказать ему помощь можно на официальном сайте организации.
А что потом?
После обучения в Школе выпускники получают диплом и психологическое заключение, которое предоставляют в органы опеки. Но на этом все не заканчивается — впереди их ждетмедицинское обследование, и только после этого они могут встать на очередь за ребенком.
Психологи фонда могут дать родителям отрицательное заключение и не рекомендовать брать ребенка, однако финальное решение всегда остается за органами опеки.
«Мы часто наблюдаем ситуации, когда мотив человека стать приемным родителем связан с какой-то болью, которую он неосознанно пытается компенсировать, — рассказывает Марина Левина. — С такими людьми мы можем работать индивидуально очень долго, вплоть до года. После этого они либо оставляют мысли о приемном родительстве, либо возвращаются через время, но уже в другом состоянии и с другой мотивацией. Если же люди приходят к мысли, что они просто хотят ребенка — не важно, кровного или приемного, — это та позитивная установка, от которой можно двигаться дальше».