Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.
Где живут
Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:
- Босния и Герцеговина
- Черногория
- Хорватия
- Македония
- Словения
- Румыния
- Венгрия
Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины — в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.
Язык
Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.
Численность
Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии — 700 000, в Австрии — 300 000, в Швейцарии и США — 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.
Религия
До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.
Внешность
Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей — темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.
Жизнь
Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.
Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.
Сербская свадьба
Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.
Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.
Одежда
Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:
- Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
- Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
- Укороченная куртка или длинный кафтан.
- Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
- Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк — кушак.
- Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
- Опанки — кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
- Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.
Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.
Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин — опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.
Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.
Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука — спереди и сзади.
На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:
- цветы
- ожерелья
- монисто
- браслеты
- небольшие вязаные сумочки
Жилище
Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:
- деревянный сруб;
- дом из камня;
- каркасный домик.
Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.
Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее — черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.
Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.
Традиции
Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:
- Божич
- Крестная слава
- Видовдан
- Джурджевдан
- Васкрес
Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя — защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.
Божич — любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог — коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).
Васкрес, или Великден — аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.
Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.
Видовдан — день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.
Обряды
Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.
Полазник — это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.
Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу — имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.
Празднование додолы
Запис — обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.
Еда
Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.
В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами — штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:
- Плескавица — своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
- Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
- Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
- Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
- Мешано месо — традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
- Джувеч — тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.
Мешано месо
Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской — в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.
Характер
Сербы — дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.
Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.
ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ
© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018 УДК 616.89(092)
Для корреспонденции
Данилова Светлана Валерьевна — кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Учебно-методического отдела ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: +7 (495) 637-35-55 E-mail: psy-kafedra@yandex.ru
З.И. Кекелидзе, С.В. Данилова
Владимир Петрович Сербский — психиатр без страха и упрека
Историко-биографическое исследование
ФГБУ «Национальный медицинский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: В.П. Сербский, психиатр, ученый, персоналия, биография, юбилей
Z.I. Kekelidze, S.V. Danilova
Vladimir Petrovich Serbsky — the psychiatrist without fear and beyond reproach
Results of a historical study
В феврале 2018 г. исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Петровича Сербского —
выдающегося русского психиатра, заложившего организационные основы отечественной судебной психиатрии. Владимир Петрович Сербский, имя которого имеет честь носить Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии, является без преувеличения легендарной фигурой отечественной медицины.
Владимир Петрович Сербский родился в 1858 г. в Богородске в семье врача. Личность В.П. Сербского формировалась в эпоху либеральных преобразований и реформаторства правления царя Александра II. Было отменено крепостное право, в короткие сроки проведены реформы: военная, судебная, земская. Александр II не испугался ослабить бразды правления и представил свою доктрину модернизации страны. Образование и просвещение были предметом особых забот императора, увеличивалось число высших учебных заведений, гимназий.
В.П. Сербский окончил гимназию в Москве. Получил 2 образования, окончив естественное отделение физико-математического факультета и медицинский факультет Московского университета. Обучаясь на медицинском факультете, получил на 5-м курсе серебряную медаль за работу «Клиническое значение альбуминурии». В 1883 г. В.П. Сербский был утвержден в степени лекаря .
Начало врачебной, научной и общественной деятельности В.П. Сербского относится к тому периоду, когда в России происходил бурный рост капитализма. В стране увеличивалось число фабрик, заводов. Однако проводившееся в период земских реформ строительство «домов для умалишенных» приостановилось, психиатрические учреждения были в плачевном состоянии, больные содержались в тяжелых условиях, основная задача этих учреждений свелась к функциям презрения. Прогрессивные начинания передовых психиатров не встречали поддержки со стороны правящих кругов.
После окончания Московского университета Владимир Петрович посвятил себя психиатрии. Лечебная деятельность В.П. Сербского началась в частной лечебнице М.Ф. Беккера для душевнобольных в Москве. В этой клинике работал С.С. Корсаков. В.П. Сербский сразу попал в атмосферу творческой работы, душой которой был молодой С.С. Корсаков, ставший его первым учителем. Именно здесь зародилась московская научная школа психиатрии. Особое внимание в лечебнице уделялось правильному уходу за пациентами, самовоспитанию врачей и всего персонала больницы .
В 1885 г. В.П. Сербский начинает работать в Тамбовской земской психиатрической больнице, где настойчиво пытается изменить постановку психиатрического дела: душевнобольных надо кормить и одевать не хуже, чем других больных, с ними надо обращаться по-человечески. Эти идеи Владимира Петровича актуальны и на сегодняшний день в психиатрических учреждениях. Он тщательно старался изменить подходы к лечению больных, перейти от презрения к активным методам терапии . При содействии научно-медицинского общества В.П. Сербский получил командировку для изучения психиатрической помощи за границей. В 1885 г. он посетил 55 психиатрических больниц (в Австрии, Швейцарии, Франции, Германии). Своим вторым учителем В.П. Сербский считал именно австрийского психиатра Т. Мейнерта, почитая его взгляды как гениального врача-мыслителя. Возвратившись в Тамбов, пытался использовать опыт, приобретенный за границей. В 1887 г. создалась психиатрическая клиника Московского университета. Эта клиника хорошо известна, она и по сей день является одной из ведущих при Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, располагается в центре Москвы и носит название Корсаковской клиники. В тот период времени в этой клинике С.С. Корсаков читал лекции по психиатрии, а В.П. Сербский работал ассистентом клиники. Спустя 4 года он защитил докторскую диссертацию на тему: «Формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии. Критические и клинические исследования». Хочется подчеркнуть, что со дня опубликования этого труда прошло более 100 лет, но до сих пор тема имеет принципиальное значение для психиатрии. В этой работе В.П. Сербский проявил себя как клиницист, стоящий на позициях материалистического понимания психических болезней. В происхождении психических болезней он придавал большое значение соматическим факторам и учитывал состояние всего организма. Установил впервые, что кататонический симптомокомплекс может наблюдаться при различных психозах. Он показал, что острое слабоумие, аменция, паранойя относятся к острой шизофрении .
В.П. Сербский, как и его учитель С.С. Корсаков, вырос на идеях французских психиатров, главным образом Б. Мореля и В. Маньяна. Возможно, поэтому вел с Э. Крепелиным полемику в прессе о раннем слабоумии, указывая на невозможность выделения психозов на основании заранее предопределенного прогноза; исповедовал догмат о вторичном слабоумии. С.С. Корсаков в отзыве на диссертацию В.П. Сербского отметил, что данная работа «является одним из лучших произведений русской психиатрической литературы».
В 1892 г. В.П. Сербский в качестве приват-доцента начал впервые в Москве читать курс судебной психиатрии на медицинском и юридическом факультетах и в этой области проявил себя большим специалистом, теоретиком и организатором. Курс лекций состоял из двух частей: законодательство о душевнобольных и клиническая психиатрия. В.П. Сербский читал лекции по терминологии душевных болезней, уголовной ответственности душевнобольных и их гражданской правоспособности, законодательству, касающемуся презрения больных .
В области практической психиатрии В.П. Сербский был ярким пропагандистом внедрения в практику психиатрических больниц «системы нестеснения», введения труда в качестве лечебного фактора, постельного режима при острых психических заболеваниях, патронажа. Большое внимание уделял профилактике душевных болезней, подчеркивая, что «предрасположение к душевным заболеваниям, помимо унаследованного, может быть и приобретенным» под влиянием травм, соматических болезней, отравлений .
Уделяя внимание немедикаментозным методам лечения психических больных, В.П. Сербский подчеркивал важную роль психотерапии, целью которой считал «заставить работать логическое мышление пациента, перевоспитать его разумными доводами, внушить доверие к своим силам и сделать его сознательным участником своего выздоровления». Отмечал место гипноза и психоанализа при лечении навязчивых состояний, импульсивных влечений .
В.П. Сербский, как и его учитель С.С. Корсаков, осознавали, что психиатрия нуждается во вспомогательных экспериментальных методах. Первая русская клиническая экспериментально-психологическая лаборатория, при заведовании клиникой В.П. Сербским, активно развивается. Он рекомендует в психологии использовать методические приемы, непосредственно направленные на умственную работу, но поставленные в условиях эксперимента.
Через всю деятельность В.П. Сербского проходит неутомимая борьба с любыми проявлениями административного произвола и попрания прав личности, защита прав и интересов больного.
ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ
По рассказам современников, учеников В.П. Сербского, он, обычно скромный, молчаливый, строгий и даже несколько суровый, выступая по принципиальным вопросам, весь преображался, говорил или писал страстно, весь отдаваясь полемике. Таким он проявил себя на заседании Московского общества невропатологов и психиатров в 1892 г., когда обсуждался «Проект организации попечения о душевнобольных в Московской губернии» П.И. Якоби, где утверждалось, что проблема затяжных форм психозов является не медицинской, а полицейской, что ставило знак равенства между преступниками и душевнобольными. Таким он показал себя и в речи «Преступные и честные люди», произнесенной на заседании Московского общества невропатологов и психиатров в 1896 г. и посвященной всестороннему критическому разбору учения Ч. Ломброзо о врожденном преступнике.
Особо следует отметить, что речь идет о годах столыпинских реформ, экономических преобразований в стране. Явно психические больные находились в местах лишения свободы. В.П. Сербский выделялся среди других крупнейших деятелей отечественной психиатрии своей прямотой, стойкостью и последовательностью выступлений против ущемления прав и интересов душевнобольных.
Если в клинической психиатрии многие наблюдения В.П. Сербского оставались малоизвестными, то в области судебной психиатрии он проявил себя достаточно рано. Настаивал на том, чтобы лица, подлежащие освидетельствованию в заседании суда, предварительно проходили обследование в психиатрической больнице, чтобы освидетельствование проводилось через врачей, наблюдавших обвиняемого, чтобы врач давал мотивированное и письменное заключение, основанное не только на личных расспросах, но и на данных анамнеза с указанием на их источник, в результате стационарного исследования и ознакомления с материалами уголовного дела. В.П. Сербский выдвигал требование, чтобы врач-эксперт имел право присутствовать в зале суда в течение всего судебного следствия и принимать в нем деятельное участие, как и на предварительном следствии .
В.П. Сербский признавал целесообразным организовать в тюрьмах специальный психиатрический надзор для выявления среди заключенных психически больных. Важным мероприятием в этом направлении он считал ознакомление судебных работников с основами психопатологии. Большой его заслугой являлось определение понятия вменяемости, в чем проявились его материалистические взгляды.
Значительное внимание В.П. Сербский уделял вопросу о медицинских мерах в отношении психически больных, признанных невменяемыми. Подчеркивал, что содержание в больнице должно зависеть от степени тяжести психического забо-
левания. Отстаивал точку зрения, что психически больные, совершившие преступление в болезненном состоянии, а также заболевшие после осуждения, во время пребывания в местах лишения свободы, должны находиться в общественных психиатрических больницах.
Репутация стойкого и непримиримого общественного деятеля, чуждого компромиссам и искусному лавированию, что было характерно для российских либералов, определила единогласное избрание В.П. Сербского председателем Второго съезда отечественных психиатров в революционном 1905 г. В.П. Сербский прекрасно справился с трудной ролью председателя съезда, проходившего в напряженной атмосфере полицейского надзора. Он давал решительный отпор попыткам представителей полиции приостановить работу съезда, а в заключительном слове по своему докладу о су-дебно-психиатрической экспертизе показал свое личное отношение к общественно-политическим событиям в стране, указав на необходимость радикальных перемен.
В дальнейшем на съездах психиатров неоднократно подчеркивалось, что в этиологии психических заболеваний большая роль отведена изменению социально-экономических условий жизни. В.П. Сербский принимал активное участие в работе Московского общества невропатологов и психиатров, где был председателем. Организовал Московский психиатрический кружок «Малые пятницы», где проводил заседания. Работал в Московском психологическом обществе, был одним из основателей и редакторов Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова .
В 1911 г. В.П. Сербский стал одним из главных инициаторов коллективного ухода профессоров и преподавателей из Московского университета в ответ на реакционную политику царского министра просвещения Л. Кассо. К осени 1911 г. напряженность в стране еще более усилилась вследствие убийства П. Столыпина.
Вся российская общественность ждала выступления В.П. Сербского на Первом съезде Русского союза психиатров и невропатологов осенью 1911 г. Доклад В.П. Сербского назывался «Русский союз психиатров и невропатологов и С.С. Корсаков». Подведя итоги научной работы клиники, В.П. Сербский вновь заострил внимание на бедственном положении психиатрической помощи в России, на резко отрицательном влиянии на психическое здоровье населения неблагополучия в социально-политическом устройстве страны. Вместе с тем он высказал уверенность: если психиатры как представители науки будут гордыми и смелыми, как поэты, то «знания, особенно согретые любовью, освещая путь жизни, способствуют бодрому оптимизму». «Нельзя вести людей к одичанию, толкать на самоубийства и психические
заболевания», «нельзя психиатрические усадьбы делать местом для военных упражнений и в больницы помещать больных в кандалах и под присмотром вооруженной стражи». Свое выступление В.П. Сербский закончил необычно — словами молитвы конца XVII в. о «судьбинах злосчастных родной Руси» .
Заседание было закрыто по требованию дежурного полицейского пристава. На прощальном банкете, состоявшемся в конце съезда, психиатрическая общественность России преподнесла В.П. Сербскому адрес, словами которого можно подытожить его научные и общественные заслуги: «С глубоким уважением и искренним сердечным
Сведения об авторах
сочувствием мы видели… что Вы, подобно великому учителю Русской земли, сказали: «Не могу молчать, не можем терпеть». И не только громкими словами, но и самоотверженным делом доказали, что интересы свободной науки и достоинство родного Университета Вам дороже всех материальных благ.».
Сегодня трудно переоценить вклад профессора В.П. Сербского в дело организации, диагностики, психиатрической помощи нашим пациентам. Идеи гуманизма, заложенные В.П. Сербским, актуальны повседневно и неиссякаемы в нашей профессии. Владимир Петрович вошел в историю, по выражению его коллег, как «психиатр без страха и упрека».
Кекелидзе Зураб Ильич — доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва)
РИНЦ AuthorlD: 508491; Scopus AuthorlD: 6508229238; ResearcherlD: W-3470-2017 E-mail: rpj@serbsky.ru
Данилова Светлана Валерьевна — кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Учебно-методического отдела ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) РИНЦ AuthorlD: 308328 E-mail: psy-kafedra@yandex.ru
Литература
3. Федотов Д.Д. О Владимире Петровиче Сербском. Вопросы психиатрии и психотерапии. Тамбов, 1997. С. 15-18.
4. Каннабих Ю. История психиатрии. М., 1994. 528 с.
5. Введенский И.Н. В.П. Сербский и его роль в психиатрии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1953. Т. 53, Вып. 1. С. 3-8.
3. Fedotov DD. 0 Vladimire Petroviche Serbskom. Voprosy psikhiatrii i psikhoterapii. Tambov; 1997. p. 15-8. Russian.
4. Kannabikh Yu. Istoriya psikhiatrii. Moscow; 1994. 528 p. Russian.
5. Vvedenskiy IN. . Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 1953;53(1):3-8. Russian.
6. Kalashnik YaM. . Sudebno-meditsinskaya ekspertiza .1959;(1):42-7. Russian.
Сербия – особенная страна, а ее жители – добрые, радушные, очень отзывчивые и гостеприимные люди. Этот южнославянский народ имеет трагическую судьбу, покорить его пытались многие. Это, в свою очередь, оставило весьма ощутимый след на характере сербов, сделав их сильными, мужественными, настоящими защитниками, патриотами своей маленькой страны. Любой житель Сербии с пеленок знает трагическую и одновременно героическую историю своей страны, уважает и почитает ее. Во многом, сербский менталитет напоминает наш, а к русским здесь всегда относились, как к братьям.
Для самобытного сербского народа характерен патриархальный жизненный уклад, сильные семейные традиции, преемственность поколений и привязанность к корням, месту, где жили и похоронены их предки. Характерной чертой этого народа также является здоровый национализм и открытая гордость за то, что они родились сербами.
Несмотря на бесконечные войны и агрессию со стороны как Востока, так и Европы, сербы остались открытым, доброжелательным и гостеприимным народом, умеющим ценить настоящее, жить полноценной жизнью, находить повод для радости. Для этих людей не существует полумер, они способны на отчаянный поступок. Все, что они делают, идет от души.
При этом люди, живущие в Сербии, очень религиозны и придерживаются православной традиции. Патриархальный уклад подразумевает четкое распределение обязанностей в семьях, где придерживаются традиционных ценностей, разделяют обязанности. Женщины традиционно занимаются семьей, детьми, обустройством быта, созданием уюта. Мужчины – добытчики, защитники и воины. При этом в семье уважительно относятся друг к другу и ценят совместный труд, уважают старшее поколение. Среди сербов сильны родственные связи, а детей любят все без исключения и нянчат всей семьей. Молодым родителям, как и у нас, традиционно помогает старшее поколение, а также и другие родственники, проживающие неподалеку.
Здесь дети не придерживаются четкого расписания, а спокойные по характеру и мягкие матери предпочитают больше баловать,чем наказывать, разумно полагая, что жизнь может и не предоставить такой возможности. Славянский, сербский менталитет предполагает только традиционные семьи, здесь не допускаются две мамы или два папы. Браки сербы заключают достаточно поздно по нашим меркам, но к выбору спутника подходят очень основательно, считая, что разводы практически недопустимы.