Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается это не у всех. Дети вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Одним словом, испорченными. В этой статье мы посоветуем, что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не произошло.
Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?
Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.
Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.
Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.
Содержание
Любите, но обозначьте границы
Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.
Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».
Перестаньте опекать!
Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.
Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.
Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.
Учите сопереживать
Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).
Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.
Развивайте финансовую ответственность
Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.
Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.
Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».
Говорите «нет» без чувства вины
Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.
Учите отдавать, а не только получать
Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.
Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.
Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.
Замените «я» на «мы»
Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».
Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:
- Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
- Помни, мы всегда делимся!
- Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
- Теперь очередь твоего брата.
- Давай поможем маме прибраться в комнате.
Старайтесь всегда делать ударение на «мы».
Заключение
Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.
Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.
– Анна Шереметева, волонтер группы Добровольческого движения Даниловцы
в Детской психиатрической больнице №6
Когда я впервые изъявила желание поучаствовать в каком-либо добром и полезном деле – читай, стать волонтёром, – мой супруг меня очень поддержал. Мне показалось это самой естественной реакцией, и я восприняла ее как должное. Но позже из разговоров с другими волонтерами выяснилось, что это не очень частое явление. Многие сталкиваются с совершенно противоположной реакцией – раздражением, осуждением. Аргументы бывают разными: тебе некуда деть время; иди лучше работай; занимайся своими детьми/родными/делами; нечего строить из себя святошу; наверное, ты что-то с этого имеешь; всем все равно не поможешь.
Последнее – мое самое «любимое”. Универсальная реакция, оправдывающая позицию невмешательства, отлично выраженную старой приговоркой «Моя хата с краю, ничего не знаю”. Очень тяжело, когда подобное слышишь от других людей, тем более от близких и любимых.
Понятное дело, не сразу удается сбалансировать новую область деятельности – волонтерство – с домашними делами, семейными обязанностями, работой, увлечениями. Я могу судить лишь по своему опыту. Мне удалось это сделать далеко не сразу. Причем поддержка и одобрение семьи у меня были всегда.
История на этом не заканчивается. Примерно через месяц после начала моей волонтерской карьеры муж, глядя на меня, задался вопросом: а не должен ли и я присоединиться? Тоже ездить к кому-то, помогать готовить благотворительные обеды, бесплатно обучать языкам тех, у кого нет возможности платить за занятия? У него возникла настоящая моральная дилемма.
К счастью, мы могли поговорить об этом. Обсуждение было долгим, и не только позволило решить дилемму, но и послужило идеей для этой статьи. Мы поняли, что мое участие в волонтерском движении было бы невозможно без него. Сейчас я говорю не только об эмоциональной поддержке, а о вполне себе материальной. А именно – о времени, которое я могла бы потратить на увеличение бюджета семьи или приготовление вкусного ужина. О такси, когда нет сил ехать на метро. О его опыте работы с детьми, когда он советует подходящие игры или рекомендует, как правильно среагировать на поведение ребенка, к чему быть готовой. Мы поняли, что его вложения никак не меньше моих. Они просто другие.
Невозможно же снять качественный фильм без команды профессионалов или сыграть в хоккей один на один, или вырастить сад в одиночку, от которого захватит дух. Так же и в нашем случае. Мой муж тоже волонтер, второй человек нашей команды, даже если сам он не ездит в больницу и не режет килограммы огурцов для салатов перед Рождеством.
Никто из нас не существует в вакууме. Любое дело – результат совместных усилий. Чем раньше мы поймём, как многое нас объединяет и связывает, тем больше мы сделаем. Хорошего. Это работает!
Чтобы даниловцы продолжали помогать детям в Психиатрической больнице №6, нужна ваша помощь!
Пожертвуйте!
Воспитание – дело трудное, и улучшение его
условий – одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более
важного, как образование самого себя
и своих близких.
Сократ
В МБДОУ «Детский сад №17» я работаю воспитателем уже 2,5 года, в профессию пришла осознано, потому что моя первая и самая важная профессия «Мама трех очаровательных дочерей». Воспитывая их, получаю колоссальное удовольствие от решения детских проблем. В наш детский сад мы спешим вместе с младшей дочкой Марусей, поэтому все профессиональные, личные и детские проблемы решаем вместе, стараясь, понимать и поддерживать друг друга.
Наш детский сад является «Центром экологического образования», поэтому моя профессиональная деятельность тесно связана с непрерывным экологическим образованием в единстве с ФГОС ДО.
Безусловно главной целью дошкольного образования детей является всестороннее развитие, развитие познавательной сферы, интеллектуально-творческого потенциала, развитие положительных качеств личности ребёнка, а для этого необходимо не только научить ребёнка, но самой как можно больше знать. поэтому воспитывая детей я учусь вместе с ними.
В своей работе руководствуюсь гуманно – личностными принципами, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка. Занятия строю так, чтобы у ребят вызвать желание преодолевать трудности и при этом получать удовольствие после достижения успеха.
Каждый ребёнок развивается в своем темпе, я стараюсь не мешать, а создавать условия не только для всей группы в целом, но и выделять уголки в группе, где ребёнок может заниматься своим любимым делом, интересным только для него. Дети делают свои «открытия». В процессе занятия считаю главным диалог ребёнка и взрослого, где происходит сотрудничество детей и взрослого. Воспитатель не наблюдатель, а участник диалога и решения проблемы.
В своей работе с детьми стараюсь ориентироваться на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников.
1. Технология «метод проектов»
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Художественно-творческого развития.
4. Информационно-коммуникативные технологии.
Современная система образования, предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. И требует непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции самообразования, поэтому я считаю, что полноценно решать задачи воспитательно-образовательного позволяют разные виды образовательной развивающей деятельности в сочетании с использованием традиционных педагогических методов и приемов.
В образовательной деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников:
– метод проблемно – поисковый (преднамеренно создаю проблемные ситуации)
– исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового (являюсь партнером для ребенка в образовательной деятельности).
– метод экспериментирования – любознательность детей, стремление к эксперименту.
– метод проектов- самый трудный для меня, но интересный в работе.
Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса в поле: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
В ходе реализации проекта у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Метод проектов способствовал развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Здоровьесберегающие технологии:
Одна из важнейших задач воспитания – это сохранить и укрепить здоровье воспитанников до поступления в школу. Родители нам доверили самое дорогое, что у них есть.
Использование здоровьесберегающих технологий способствуют личностному становлению ребёнка позволяют, сформировать необходимые представления:
– о здоровом образе жизни;
– о необходимости совершенствования двигательных навыков;
– воспитывают потребность активной деятельности;
– потребность в самосовершенствовании;
– формируют представления о своем теле и процессах жизнедеятельности.
В своей работе я также стараюсь активно использовать информационные технологии, которые неразрывно связано с научно техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, Информационные технологии прочно вошли в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Учебно-воспитательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера.
В октябре 2017 года в социальной сети создала свой персональный сайт, где буду делиться своим опытом с коллегами и родителями. Сайт получил диплом 3степени в муниципальном конкурсе персональных сайтов педагога.
Работаю в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада, делюсь своим накопленным опытом с коллегами, выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях педагогического совета и методических объединениях своей образовательной организации.
Принимаю активное участие в жизни детского сада. В целях повышения своей профессиональной компетенции, участвую в профессиональных муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, являюсь лауреатом конкурса регионального уровня.
Используя такие методы, как наблюдение, диагностика, мониторинг, я провожу работу по изучение способностей детей к различным видам деятельности. В соответствии с выявленными способностями я составляю индивидуальные образовательные планы работы и организую работу по подготовке детей к конкурсам и викторинам. 30-40% воспитанников от общего числа участников занимают призовые места в конкурсах, викторинах муниципального, областного и всероссийского уровня.
Поддерживаю тесный контакт с родителями своих воспитанников: организует педагогические консультации, провожу анкетирование в целях диагностики и мониторинга, регулирования и коррекции своей учебно-воспитательной деятельности;
Провожу родительские собрания, консультации, знакомлю с наглядно-текстовой информацией.
Не большая практика моей педагогической деятельности и результаты диагностики показали успешность применения современных образовательных технологий.
В дальнейшем планирую работу:
1. По изучение разнообразной методической литературы.
2. По разработке содержания средств и методов, направленных на повышение уровня развития компетентностей дошкольников.
3. По использование новых форм и методов в осуществлении социального партнерства с различными субъектами образования.
4. По профессиональному самообразованию и развитию.
Что за волонтеры такие?
В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то.
Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам.
Сейчас по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна – волонтер, в России – каждый 10-й.
Кстати, в России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ охраны природы.
Чем занимаются волонтеры
Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.
Спортивное или событийное
Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.
Военно-патриотическое
Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.
Культурное (культурно-просветительское)
Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например, организуют обучение или проводят концерты.
Забота о животных
Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.
Экологическое
Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.
Образовательное
Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.
Социальное
Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений, наводнений).
Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в котором участвуют пожилые люди.
Зачем становиться волонтером
Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины разные, например:
- стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть лучше4
- желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который пригодится в будущей карьере;
- интерес к чему-то новому, к новым занятиям и активностям;
- получение положительных эмоций, удовлетворения;
- решение важных для человечества проблем (например, проблем экологических);
- расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей.
Для людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания и умения.
Как стать волонтером
Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет.
Сначала необходимо узнать как можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.
Важные качества волонтеров
Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие качества характера, как:
- щедрость, то есть готовность дарить свои силы, внимание и время людям и значимым проектам;
- способность быстро учиться;
- психологическая устойчивость;
- ответственность.
А что дети?
В последнее время все активнее развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники.
Даже если ребенок еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.